Меню
Назад » »

Л.Б. СМИРНОВ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (19)

3. Основные средства исправительного воздействия и проблемы их применения     Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду,  нормам,  правилам  и  традициям  человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения (ч.1 ст.9 УИК РФ).     Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания  (ч.2  ст.43 УК РФ) достигается посредством  применения  к  осужденным  основных  средств исправления при исполнении наказания.     Согласно ч.2 ст.9 УИК  РФ,  в  качестве  основных  средств  исправления действующее уголовно - исполнительное законодательство определяет:     а) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);     б) воспитательная работа;     в) общественно  полезный труд;     г) получение общего образования;     д) профессиональная подготовка;     е) общественное воздействие.     На основании положения, закрепленного в ч.3 ст.9 УИК РФ, выбор  средств исправления  осужденных  зависит  от  ряда  факторов,  таких  как,   -   вид наказания;  характер   и   степень   общественной   опасности   совершенного преступления; личность осужденного; поведение осужденного.     Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Так к  одному  из  основных  средств  исправления  законодатель  относит   режим отбывания наказания. Режим является правовой категорией, посредством  режима реализуется кара, но вместе с тем режим  имеет  определенное  воспитательное значение. Он приучает осужденных  к  организованности,  порядку,  соблюдению правил общежития. В связи с этим  к  числу  средств  исправления  необходимо относить лишь ту  часть  режима,  которая  не  содержит  в  себе  лишений  и правоограничений, т.е. которая не выражает кару.  Понятие  режима  дается  в ст.82  УИК  РФ,  эта  же  норма  определяет  основные   требования   режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов.     Строгое соблюдение  режима  отбывания  наказания  создает  условия  для присвоения других средств исправления осужденных.     Порядок и условия отбывания наказания в  ныне  действующем  уголовно  - исполнительном законодательстве с различных  позиций  обеспечивают  правовую регламентацию  применения  средств  исправления.  Режим   определяется   как установленный законом  и  соответствующими  закону  нормативно  -  правовыми актами  порядок  исполнения  и  отбывания  наказания.  В  содержании  режима находят  свою  реализацию  некоторые  элементы  кары,  материализующиеся   в лишениях и правоограничениях.     Условия  же  отбывания  наказания  выступают   в   качестве   элементов прогрессивной системы наказания и достаточно  четко  регламентируют  процесс дифференциации осужденных  в  зависимости  от  различных  условий  отбывания наказания. Статья 87 УИК  РФ  определяет  правовую  регламентацию  различных условий  отбывания  наказания  в  пределах  одной  исправительной   колонии. Различные  условия  отбывания  наказания  в  одной  исправительной   колонии позволяют более эффективно  организовать  исправительный  процесс  в  местах лишения  свободы  и  обеспечивают  возможность  максимального  применения  к осужденным основных средств исправления.     Воспитательная работа, как и  режим,  отнесена  к  одному  из  основных средств  исправления  (ст.9  УИК  РФ).  Воспитательная  работа   по   своему содержанию выходит за рамки чисто  идеологического  воздействия,  охватывает собой  и  такие  формы  воспитательного  процесса,  как  производственно   - массовая, культурно - массовая, физкультурно - спортивная  и  индивидуальная работа.   Как   разностороннее   средство   воздействия    на    осужденных, воспитательная работа подвержена правовому  регулированию  в  меньшей  мере, чем такие средства исправления как режим и труд. Тем не менее  проводить  ее без  правовой  регламентации   невозможно.   Учитывая   большое   количество направлений  воспитательного  воздействия,   закон   регламентирует   только наиболее важные  исходные  положения  организации  воспитательной  работы  с лицами,  лишенными  свободы.   Основной   массив   правового   регулирования находится  на  подзаконном   уровне   -   приказы,   инструкции   и   другие ведомственные нормативные акты[41].     Статья 110 УПК РФ  определяет  основные  формы  воспитательной  работы, такие как: нравственное, правовое, физическое, трудовое  и  иное  воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.     Для организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в исправительных  учреждениях  создается  материально  -  техническая  база  в соответствии с нормами, утвержденными  Правительством  Российской  Федерации (ч.3 ст.110 УИК РФ).     Воспитательная работа  с  осужденными  проводится  дифференцированно  с учетом вида исправительного учреждения  и  установленного  в  нем  режима  и условий содержания.     Организация   общеобразовательной   подготовки   является   одним    из самостоятельных  направлений  воспитательной  работы  с  лицами,   лишенными свободы. Это направление является  необходимым,  обеспечивающим  успех  всей работы по исправлению осужденных, т.к.  без  повышения  общеобразовательного уровня невозможно действительное  воспитание  человека.  Общеобразовательное обучение базируется на  конституционном  праве  граждан  РФ  на  образование (ст.43   Конституции   РФ).   В   соответствии    со    ст.112    УИК    РФ, общеобразовательное обучение  обязательно  для  лиц,  лишенных  свободы,  не достигших  тридцатилетнего  возраста   и   не   имеющих   основного   общего образования. Социальная ценность человека в значительной  мере  определяется уровнем  образования,  которое  оказывает  влияние   на   формирование   его жизненных  взглядов,  его  отношение  к  труду,   поведение   и   творческую активность.[42]  Организация  получения  осужденными  основного   общего   и среднего полного общего образования, создание,  ликвидация  и  реорганизация образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы (школ и  учебно -  консультационных  пунктов)  осуществляется   в   порядке,   установленном центральными  органами  управления  уголовно  -  исполнительной  системы  по согласованию с Министерством  общего  и  профессионального  образования  РФ. Получение  осужденными  основного  общего  и   среднего   (полного)   общего образования поощряются и учитываются при определении степени их  исправления (ч.4 ст.112 УИК РФ).     Наряду с режимом и воспитательной работой  одним  из  основных  средств исправления  осужденных  является  общественно  полезный  труд.  Общественно полезный труд - категория экономическая,  но  в  исправительных  учреждениях используется в воспитательных целях в процессе  исправительного  воздействия на лиц, лишенных свободы. Труд играет значительную  роль  в  формировании  и воспитании человека. Это  положение  общепризнанно  во  всех  философских  и педагогических учениях. На важности производительного труда для  исправления негативных   качеств   у   лиц,    совершивших    преступления    базируется исправительная  педагогика, законодательные  акты,  регулирующие  исполнение уголовных наказаний, в частности, лишения  свободы,  а  также  международные акты,  определяющие  обращение  с  осужденными  -  Минимальные   стандартные правила обращения с заключенными.     Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия  воспитательных возможностей, которыми  он  обладает.  Новый  УИК  РФ  сохранил  обязанность каждого осужденного к лишению свободы  трудиться.  Так  ч.1  ст.103  УИК  РФ говорится: "Каждый осужденный  к  лишению  свободы  обязан  трудиться.."  Но обязанность осужденного трудиться  вытекает  не  из  приговора  суда,  а  на основании установленного  особого  правила,  регулирующего  как  привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или  ином  месте  заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором,  но  не  входит  в содержание последнего.[43]     Помимо установленной в ч.1 ст. 103, обязанности  осужденных  трудиться, они  в  полной  мере  обладают  и  конституционным  правом  на  труд  (ст.37 Конституции). В процессе реализации этого  права  осужденных,  администрации исправительных   учреждений   корреспондируются   обязанностью    привлекать осужденных к  общественно  полезному  труду  с  учетом  их  пола,  возраста, трудоспособности,  состояния  здоровья  и  по   возможности   специальности. Осужденные   привлекаются   к   труду   на   объектах   предприятий    любых организационно - правовых форм собственности. В соответствии с  законом  "Об органах и  учреждениях,  исполняющих  уголовные  наказания  в  виде  лишения свободы" от 21.07.93 г. (ст.23) и  ч.1  ст.103  УИК  РФ,  осужденные  вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. На  основании  ст.106  УИК РФ, осужденные к лишению свободы могут привлекаться к  выполнению  работ  по благоустройству исправительных учреждений и  прилегающих  к  ним  территорий без оплаты труда. Привлечение к такого рода работам строго  регламентировано законом и в соответствии с ч.3 ст.106 УИК РФ, продолжительность  этих  работ не должна  превышать 2 часов в неделю.     Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно  - исполнительного   права,   несмотря   на    то,    что    трудоиспользование осуществляется  в  рамках  исправительного  воздействия.  Организационно   - правовые вопросы трудовой деятельности заключенных  в  определенной  степени регламентируются нормами трудового права.  Так,  продолжительность  рабочего дня  осужденных  к  лишению   свободы,   правила   охраны   труда,   техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в  соответствии  с трудовым  законодательством  РФ,  оплата  труда  осужденных  производится  в соответствии  с  его  количеством  и  качеством  по  нормам   и   расценкам, действующим в народном хозяйстве.     Обязанность осужденных трудиться не  носит  абсолютного  характера.  На основании положений ст.103 УИК  РФ,  осужденные  мужчины  старше  60  лет  и осужденные женщины старше 55 лет,  а  также  осужденные  инвалиды  первой  и второй  группы  привлекаются  к  труду  по  их  желанию,  в  соответствии  с законодательством РФ о труде и  законодательством  РФ  о  социальной  защите инвалидов (ч.2 ст.103 УИК).     Согласно Правилу  71(1)  Минимальных  стандартных  правил  обращения  с заключенными  -  "Труд  заключенных  не  должен  приносить  им   страданий". Производственная деятельность заключенных  не  должна  быть  подчинена  цели получения прибыли от  их  труда  и  не  должна  препятствовать  процессу  их исправления.     Но вместе с тем, труд, организованный в местах лишения свободы,  должен быть   производительным,   а   приобретаемая   или   совершенствуемая    там квалификация или профессия явились бы востребованными после освобождения  из мест лишения свободы.     Профессиональная подготовка и профессиональное  образование  осужденных является  неотъемлемой  частью  их  трудового  воспитания.  Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение  осужденных  к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения.     Согласно закону, начальное профессиональное образование  осуществляется в  рамках  образовательных  программ   установленного   образца.   Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляется  в порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно  с  Министерством образования РФ.     Профессиональное образование и профессиональная подготовка выступают  в качестве  достаточно  эффективного  средства   исправления   осужденных.   К сожалению,  в  связи  со  сложной  экономической  ситуацией,  данная   форма исправительного  воздействия  на  осужденных  утрачивает   свой   потенциал. Профессионально  -  технические  училища  в  местах  лишения  свободы  стали закрываться все чаще. Все это, конечно же,  снижает  в  целом  эффективность процесса исправления осужденных.     Формы профессиональной подготовки  могут  быть  самыми  различными:  от обучения  в  ПТУ   до   бригадного   обучения.   Отношение   осужденного   к профессиональной   подготовке   определяется   в   качестве   критерия   его исправления. Оно учитывается  при  характеристике  поведения  осужденного  и определяет его готовность к социальной адаптации после освобождения из  мест лишения свободы.     Правовая  регламентация  организации  профессионального  образования  и профессиональной подготовки определяется в ст.108 УИК РФ.     В качестве средств исправления осужденных  в  ст.9  УИК  РФ  названо  и общественное воздействие.     Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. В  практике прошлых лет  широко  применялись  такие  формы,  как  работа  наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних,  а  также  функционирование различного рода методических и научно - методических советов.     Сегодня  получают  свое  второе  развитие  попечительские   советы   (в частности в воспитательных колониях). Положительное воздействие  в  процессе достижения  целей  уголовного  наказания  оказывают   Советы   родственников осужденных и родительские собрания (в основном в  ВК).  В  тех  учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов  над  осужденными,  эта работа является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных.     В настоящее время возникают такие формы  общественного  воздействия  на осужденных, как правозащитные организации.  Большое  влияние  на  осужденных оказывают  различные  религиозные  организации,  которые  получили   сегодня доступ в места лишения свободы.     Различные общественные организации и  объединения,  участвуя  в  работе исправительных  учреждений,  обязаны  направлять  свою  деятельность  не  на достижение своих интересов, а на содействие администрации учреждения в  деле исправления осужденных.     Основной задачей общественного  воздействия  ,  как  и  других  средств исправления  является  повышения  эффективности  деятельности  администрации исправительных  учреждений,  направленной  на  достижение  целей  уголовного наказания.     Средства исправления осужденных применяются с  учетом  вида  наказания, характера  и  степени  общественной  опасности  совершенного   преступления, личности осужденного и т.д. Но применение этих средств не  должно  причинять мучений и страданий осужденным. Средства исправления  должны  применяться  в рамках действующего законодательства и направляться на  достижение,  главным образом, такой  цели  уголовного  наказания,  как  исправление  осужденного. Поскольку успешное достижение этой цели  обуславливает  успешное  достижение других   целей   уголовного   наказания    -    восстановление    социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений. 4.     Правовые основы отрядной системы в исправительных учреждениях     Повышение эффективности  работы  исправительных  учреждений  неразрывно связано  с  совершенствованием  их  структуры.  Одним  из  таких  признаков, улучшающих  деятельность  названных  учреждений,  является  введение  в  них отрядной системы.     Как показывает практика, она широко  применялась  еще  А.С.Макаренко  в колониях   для   несовершеннолетних   правонарушителей,   центральная   идея педагогической системы которого - воспитание в коллективе,  для  коллектива, посредством коллектива.( В этой связи В.Ф.Клюкин  справедливо отмечает,  что направленно   воспитывающий   коллектив   осужденных   -   это    внутреннее самоуправляющее,   устойчивое,   специально   педагогическое    объединение, возникшее на основе  единства  целей,  организации  и  общественно  полезной деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде. (     История создания отрядной системы  свидетельствует о том, что она  была введена в исправительно-трудовых учреждениях  в 1957 году.  В  своей  работе по  созданию  отрядов  работники   этих   учреждений   опирались   на   опыт А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд.  Определяющим вопросом  в  ней  является  организационное  настроение  отрядов  на  основе требований методики коллективного педагогического воздействия.(     Следует иметь  в  виду,  что  отрядная  система  создавалась  в  целях: образования первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем  - начальником  отряда;  устранения  имевших  место  недостатков  в  применении основных   средств   исправления   осужденных;    создания    условий    для индивидуальной  воспитательной  работы;  расширения  актива   осужденных   и активизации работы  их  самодеятельных  организаций;  организации  глубокого изучения  социально-демографических,   психологических,   уголовно-правовых, исправительно-трудовых признаков личности осужденных.(     По  мнению  Ю.М.  Ткачевского,  отрядная  система  была  направлена  на улучшение  трудового  воспитания  осужденных,   организацию   воспитательной работы,  общеобразовательного   и   профессионально-технического   обучения. Введение отрядов способствовало более целеустремленной работе по  подготовке осужденных   к   освобождению,   социальной   адаптации   освобожденных   из исправительно-трудовых учреждений.(     Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум  принципам: производственному и бытовому.(     В соответствии с производственным принципом отряд в целом решает единую производственную задачу. Причем, во многих  исправительно-трудовых  колониях созданы отряды, состав осужденных в которых работает в  одном  цехе  или  на одном производственном объекте, в одну смену.  По  существу,  это  позволяет включить  весь  производственный  персонал  цехов  и   участков   в   состав воспитателей,  которые   отвечают   за   производство   и   за   организацию воспитательной работы с осужденными.     Что же  касается   бытового  принципа,  то  его  назначение  состоит  в совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из  них закрепляется жилое помещение и  прилегающая к нему  часть  территории  жилой зоны.  Все   это   способствует   формированию   коллективизма,   воспитанию добросовестного отношения к труду,  дисциплинированности,  ибо  на  участках отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.     На протяжении более 40 лет отрядная система  была  официально  признана как основное звено в организации воспитательной  работы  с  осужденными.  Ее преимущество  состоит  в  том,  что:   во-первых,  она   позволяет   создать коллектив  осужденных  с  едиными  целями  и  задачами:  во-вторых,  создает условия для  положительного влияния коллектива в  воспитательной   работе  с осужденными, чему способствуют  их  самодеятельные  организации;  в-третьих, предоставляет начальникам отрядов и  другим  сотрудникам  возможность  более глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их  среде,  создания реальных предпосылок  развития самодеятельных организаций.     В этой связи справедливо отмечает  А.И.Зубков,  что  центром  системной воспитательной работы с осужденными, как показал длительный  опыт,  является отряд; именно  отрядное  звено  способствует  эффективности  воспитательного процесса в исправительных учреждениях.[44]     Кроме  того,  М.П.  Стурова   права,   что   реализация   на   практике теоретической модели детерминирована,  прежде  всего,  ее  организацией,  то есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних  и внутренних объективных и субъективных факторов.(     Справедливости ради следует подчеркнуть, что впервые  отрядная  система нормативно была закреплена Положением о начальнике  отряда  осужденных  1971 года,  согласно   которому   он   является   непосредственным   воспитателем осужденных, входящих в  состав  отряда,  и  ближайший  к  ним  представитель администрации колонии. Отряд стал не только центром  воспитательной  работы: но и центром всей деятельности  по  исправлению  осужденных.  Вместе  с  тем подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает  основные функции  отрядного  звена.  В  отряде,  как  известно,  проводится  комплекс организационных, правовых, воспитательных и иных  мероприятий,  организуется строго регламентированный  внутренний  распорядок,  в  значительной  степени формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке  зрения придерживается   А.В.Шамис,   полагающий,    что    отрядное    звено    как организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя  на практике.  Начальник  отряда   является   основным   должностным   лицом   в исправительном  учреждении,  в   чьи   функциональные   обязанности   входит постоянное  проведение  воспитательных  мероприятий  среди  осужденных.   Он организует различные виды  деятельности  для  осужденных  и  руководит  ими, определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.2     Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов  осужденных,  позволило более эффективно решать вопросы укрепления режима,  трудового  использования осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с  этим оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И.  Селиверстов,  становлению и закреплению положительных качеств  личности  осужденного,  самодисциплины, инициативы, ответственности  за  свое  поведение,  умение  подчинять  личные интересы общественным.[45]     Вместе с тем отряд  -  основная  база  для  организации  индивидуальной воспитательной работы с  осужденными, именно в  нем  формируются  коллективы самодеятельных организаций осужденных.     В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется ведомственным  нормативным  актом  -  Положением  об  отряде  осужденных   в исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году  -  Положением  об  отрядной системе в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году  -  Положением  об отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.     Анализируя названные нормативные правовые акты, можно  утверждать,  что отряд - основное организационное звено исправительного процесса в  структуре исправительных учреждений, направленного  на  создание  необходимых  условий для изучения социально-демографических,  психологических,  уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения  к  ним основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК.     Однако необходимо совершенствовать отрядное звено  как  организационную форму  воспитательного  воздействия,   которое   в   целом   доказало   свою жизнеспособность и эффективность. По  нашему  мнению,  действующая  отрядная система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и  закреплении на  законодательном  уровне.  Если  обратиться   к   исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1970  года,  то  в  нем  вообще  не  упоминается  об  отрядной системе; лишь в статье 46 говорится, что в  исправительно-трудовых  колониях создаются  советы  коллективов  колоний  и  отрядов.  Анализируя   уголовно- исполнительное законодательство Российской Федерации,  уместно  подчеркнуть, что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I  июля  1997  года, закреплено положение  о  создании  в  исправительных  учреждениях  из  числа положительно зарекомендовавших  себя  осужденных  советов  коллективов.  Нам представляется,     что назрела настоятельная необходимость  и  целесообразность  правового закрепления     приведенного     положения     в     уголовно-исполнительном законодательстве.     Кроме того,  следует внести дополнения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (§2): в состав комиссии по приему осужденных и  их распределению по отрядам с учетом  личностных  особенностей,  привлечения  к труду, обучению в системе общего и профессионального  образования  наряду  с другими представителями служб, отделов включается и начальник отряда.     Проблема   комплектования   отрядов,   установление   их    оптимальной численности, стабильности в  различных  видах  исправительных  учреждений  - одна из наиболее важных в деятельности  учреждений,  исполняющих  наказания. А.А.  Рябинин  впервые  в  диссертационном   исследовании   сделал   попытку определить влияние численности и  стабильности состава осужденных  в  отряде на  эффективность  исправительного  воздействия.[46]    При   этом   типовая численность  осужденных   в   отрядах   в   зависимости   от   вида   режима исправительных учреждений в соответствии с Положением об  отряде  осужденных ис-правительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора от 31  мая 1993 года устанавливается, как правило, не более 50 человек.     Важно  подчеркнуть,  что  одной  из  целей  создания  отряда   является формирование стабильных коллективов.[47]     По  нашему  мнению  комплектование  отрядов  должно  осуществляться  по основаниям,  обусловленным  педагогической,  производственной   и   режимной целесообразностью. Однако повышению эффективности в  деятельности  отрядного звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы  препятствует  до сих пор разобщенность  между  производственной,  воспитательной  и  режимной службами. Это приводит к определенным осложнениям  в  выполнении  требований действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных  не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.[48]     В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора при  начальнике  отряда  создается совет воспитателей. Численность и персональный  состав  совета  определяется начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.     Совет воспитателей отряда является постоянно  действующим  общественным формированием,  призванное  оказывать  необходимую   помощь   и   содействие начальнику отряда в  организации  и  проведении  эффективной  воспитательной работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав  входят:  начальник отряда (председатель), по предложению которого  членами  совета  могут  быть имеющие  навыки  и  умение  работы   с   осужденными   инженерно-технические работники,   сотрудники   отделов   охраны,   безопасности,    оперативного, специального, преподаватели  общеобразовательных  школ,  и  профессиональных училищ, представители общественных объединений.     В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом  РФ, Законом РФ от 21 июля 1993  года  "Об  учреждениях  и  органах,  исполняющих уголовные  наказания  в  виде  лишения   свободы",   Правилами   внутреннего распорядка    исправительных     учреждений,     иными     законодательными, ведомственными актами  Министерства юстиции РФ.     Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия.      Во-первых,  по  организации  воспитательной  работы  с  осужденными  и реализует их на практике; во-вторых, по решению  вопросов,  направленных  на улучшение  устойчивых  навыков   право   послушного   поведения,   бережного отношения к имуществу всех форм собственности;     в-третьих, по оказанию  помощи  в  работе  самодеятельных  организаций, подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации;  в-четвертых, в  содействии  разрешению  жалоб  и  заявлений  осужденных,  их   социальной реабилитации после освобождения из исправительных учреждений;   в-пятых,  по организации отпусков без выезда  за  пределы  исправительных  учреждений;  в шестых,  в  обсуждении  характеристик  на   осужденных   при   аттестовании, представлении к условно-досрочному освобождению, переводу  в  исправительные колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по  изучению  личности осужденных, обращая особое внимание на злостных  нарушителей  установленного порядка (ст. 116 УИК).[49]     Как  видим,  основные  проблемы  отрядной  системы  выглядят  следующим образом:     - определение  педагогически  наиболее  целесообразной  организационной структуры  отрядов   (принципов   и   методов   комплектования,   достижения стабильности подразделения коллектива  и  его  производственно-хозяйственной деятельности, нормативно-правовое закрепление;     - создание стабильных самодеятельных организаций  осужденных  (методика комплектования, участие в трудовом соревновании);     -  превращение  начальников  отрядов  в  организаторов  исправительного процесса (его должность подлежит замещению лицами  начальствующего  состава, имеющими высшее или среднее специальное образование,  статус,  разгрузка  от несвойственных функций, руководство  советом  воспитателей,  самодеятельными организациями);     - формирование совета воспитателей из наиболее подготовленных и имеющих навыки и умения в работе с осужденными сотрудников,  преподавателей  школ  и профессиональных училищ, представителей общественных формирований;     - приведение  в  соответствие  социально-правового  статуса  начальника отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar