Меню
Назад » »

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. (35)

Глава Шестая КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ 1. ПОНЯТИЕ КАТЕГОРИИ Надо ли удивляться тому, что в последней степени абстракции, – так как мы имеем здесь дело с абстракцией, а не с анализом, – всякая вещь представляется в виде логической категории? Надо ли удивляться тому, что, устраняя мало-помалу все, составляющее индивидуальную особенность данного дома, отвлекаясь от материалов, из которых он построен, от формы, которая составляет его отличительную черту, мы получаем, в конце концов, лишь тело вообще; что, отвлекаясь от границ этого тела, мы имеем в результате лишь пространство; что, отвлекаясь от измерений этого пространства, мы приходим, наконец, к тому, что имеем дело лишь с количеством в чистом виде, с логической категорией количества? Абстрагируя таким образом от всякого предмета все его так называемые акциденции, одушевленные или неодушевленные, человеческие или вещественные, мы имеем основание сказать, что в последней степени абстракции у нас получаются в качестве субстанции логические категории. Так, метафизики, воображающие, что, производя эти абстракции, они занимаются анализом и что, все более и более отрываясь от предметов, они приближаются к предметам и проникают вглубь вещей, – эти метафизики по-своему правы, говоря, что вещи нашего мира представляют собой всего лишь узоры, для которых канвой служат логические категории. Тем-то и отличается философ от христианина, что христианин знает лишь одно воплощение Логоса, вопреки логике; у философа же нет конца этим воплощениям. Удивительно ли после этого, что все существующее, все живущее на земле и под водой может быть сведено с помощью абстракции к логической категории, что весь реальный мир может, таким образом, потонуть в мире абстракций, в мире логических категорий? Маркс К. Нищета философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 130-131. Категории логики суть Abbreviaturen1 ("epitomiert"2 в другом месте) "бесконечной массы" "частностей внешнего существования и Деятельности". В свою очередь эти категории dienen3 людям на практике ("в духовной выработке живого содержания, в создании мыслей и в обмене ими"). 1 сокращения. Ред.   2 "извлеченное". Ред.   3 служат. Ред. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 82. Объективизм: категории мышления не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека – ср. дальше противоположение... Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 83. 2. КАТЕГОРИИ КАК СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ Ding an sich1 у Канта пустая абстракция, а Гегель требует абстракций, соответствующих der Sache2: "объективное понятие вещей составляет самоё их суть", соответствующих – материалистически говоря – действительному углублению нашего познания мира. 1 вещь в себе. Ред.   2 сути. Ред. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 84. Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 85. Моменты познания (= "идеи") человеком природы – вот что такое категории логики. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 180 Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождества, различия etc.) – таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]. Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления. Ленин В.И. Философские тетради, – Полн. собр. соч., т. 29, с. 298. Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, – потом развиваются понятия качества* (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества – различия – основы – сущности versus явления, – причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее). * Качество и ощущение (Empfindung) – одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество... Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 301. Категории надо вывести (а не произвольно или механически взять) (не "рассказывая", не "уверяя", а доказывая) (24) [17], исходя из простейших основных (бытие, ничто, становление (das Werden)) (не беря иных) – здесь, в них "все развитие в этом зародыше" (23) [17]. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 86. История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и категорий логики – voila се qu'il faut!1 1 вот, что нужно! Ред. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 159. 3. СВЯЗЬ И ОТНОШЕНИЕ Но может статься, что прогресс теоретического естествознания сделает мой труд, в большей его части или целиком, излишним, так как революция, к которой теоретическое естествознание вынуждается простой необходимостью систематизировать массу накопляющихся чисто эмпирических открытий, должна даже самого упрямого эмпирика все более и более подводить к осознанию диалектического характера процессов природы. Прежние неизменные противоположности и резкие, непереходимые разграничительные линии все более и более исчезают. С тех пор, как было достигнуто сжижение последних "истинных" газов, как было установлено, что тело может быть приведено в такое состояние, в котором капельножидкая и газообразная формы неразличимы, – агрегатные состояния потеряли последний остаток своего прежнего абсолютного характера. Когда кинетической теорией газов было установлено, что в совершенных газах квадраты скоростей, с которыми движутся отдельные газовые молекулы, обратно пропорциональны, при одинаковой температуре, молекулярному весу, – теплота тоже перешла прямо в разряд таких форм движения, которые поддаются измерению непосредственно как формы движения. Если еще десять лет тому назад новооткрытый великий основной закон движения понимался лишь как закон сохранения энергии, лишь как выражение того, что движение не может быть уничтожено и создано, т.е. понимался только с количественной стороны, то это узкое, отрицательное выражение все более вытесняется положительным выражением в виде закона превращения энергии, где впервые вступает в свои права качественное содержание процесса и стирается последнее воспоминание о внемировом творце. Теперь уже не нужно проповедовать как нечто новое, что количество движения (так называемой энергии) не изменяется, когда оно из кинетической энергии (так называемой механической силы) превращается в электричество, теплоту, потенциальную энергию положения и т.д., и обратно; мысль эта служит добытой раз навсегда основой гораздо более содержательного отныне исследования самого процесса превращения, того великого основного процесса, в познании которого находит свое обобщение все познание природы. А с тех пор, как биологию стали разрабатывать в свете эволюционной теории, в области органической природы также начали исчезать одна за другой застывшие разграничительные линии, классификации; с каждым днем множатся почти не поддающиеся классификации промежуточные звенья, более точное исследование перебрасывает организмы из одного класса в другой, и отличительные признаки, ставшие почти символом веры, теряют свое безусловное значение: мы знаем теперь, что существуют млекопитающие, кладущие яйца, и если подтвердится сообщение, то существуют и птицы, ходящие на четырех ногах. Если уже много лет назад Вирхов вынужден был вследствие открытия клетки разложить единство животного индивида на федерацию клеточных государств, – что имело скорее прогрессистский, чем естественнонаучный и диалектический характер, – то понятие животной (а следовательно, и человеческой) индивидуальности становится еще гораздо более сложным в результате открытия белых кровяных клеток, амебообразно передвигающихся в организме высших животных. Между тем именно эти, считавшиеся непримиримыми и неразрешимыми, полярные противоположности, эти насильственно фиксированные разграничительные линии и отличительные признаки классов и придавали современному теоретическому естествознанию его ограниченно-метафизический характер. Центральным пунктом диалектического понимания природы является уразумение того, что эти противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение, и что, напротив, их воображаемая неподвижность и абсолютное значение привнесены в природу только нашей рефлексией. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс K., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 13-14. Новая атомистика отличается от всех прежних тем, что она (если не говорить об ослах) не утверждает, будто материя только дискретна, а признаёт, что дискретные части различных ступеней (атомы эфира, химические атомы, массы, небесные тела) являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качественные формы существования всеобщей материи вплоть до такой формы, где отсутствует тяжесть и где имеется только отталкивание. Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. с. 608-609. (60) [50]... "Нет" (курсив Гегеля) "ничего ни на небе, ни в природе, ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы вместе и непосредственности и опосредствования"... 1) Небо – природа – дух. Небо долой: материализм. 2) Все vermittelt = опосредствовано, связано в едино, связано переходами. Долой небо – закономерная связь всего (процесса) мира. Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 92. Видимо, и здесь главное для Гегеля наметить переходы. С известной точки зрения, при известных условиях всеобщее есть отдельное, отдельное есть всеобщее. Не только (1) связь, и связь неразрывная, всех понятий и суждений, но (2) переходы одного в другое, и не только переходы, но и (3) тождество противоположностей – вот что для Гегеля главное. Но это лишь "просвечивает" сквозь туман изложения apxи-"abstrus". Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 159.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar