Меню
Назад » »

БЛАНШ ДЮБУА Героиня пьесы Т. Уильямса Трамвай Желание

БЛАНШ ДЮБУА 
(англ. Blanche Dubois)
Героиня пьесы Т. Уильямса «Трамвай «Желание» (1947), снискавшей триумфальный успех на сценах лучших театров мира и по праву являющейся классикой американского театра. Б.Д. относится к типу традиционных героев Уильямса. Это, по словам американского литературоведа Ихаб Хассана, «одинокая жертва или аутсайдер, не принимающий нормы, безжалостно навязываемые миром, некто из «породы беглецов».
Уильямс представляет Б.Д. в момент, когда, вынужденная бежать из родных мест, она ищет приюта у своей младшей сестры Стеллы, которая живет с мужем Стэнли Ковальским на убогой окраине Нового Орлеана, в тесной квартирке на улице с помпезным названием Елисейские поля. После того, как родители Б.Д. умерли, а Стелла уехала в город искать своей доли, родовое гнездо — плантацию «Мечта» — пришлось покинуть: дом пошел на погашение закладных. Позади у Б.Д. трагедия замужества. Аллан, так горячо ею любимый, — молодой поэт, красавец, — оказался гомосексуалистом. Он покончил с собой, когда узнал, что Б. раскрыла его тайну. 
После его гибели Б.Д. пытается избыть тоску, отчаяние в случайных связях, пускается во все тяжкие, так что городок, где она живет, скандализирован ее похождениями. Так Б.Д. оказывается у сестры. Благодушная, податливая Стелла вполне приспособилась к «низкой» среде. В глазах нервной, ранимой, заносчивой Бланш замужество младшей сестры — очевидный мезальянс: Стэнли — из низов, простой трудяга. И она — умная, проницательная, утонченная, добрая Бланш — с неоправданным и неуместным высокомерием (реликтом прежних аристократических замашек) едва ли не с первой же встречи начинает третировать человека, под кровом которого нашла себе приют. А Стэнли, привыкший быть полновластным хозяином в доме и верховодить среди своих приятелей, едва-едва терпит присутствие нежданной и названной гостьи. Обе стороны настроены воинственно, но вызов бросает героиня, которая своими же поступками приближает неизбежную гибельную развязку.
Стэнли добывает свидетельства неблаговидного прошлого Б.Д. и раскрывает глаза простодушному холостяку Митчу, на которого нездешний шарм и обаяние Б. произвели впечатление. Тот порывает с ней. Сам же Стэнли, добивая ненавистную свояченицу, издевательски дарит ей автобусный билет в городок Лорел, откуда она была вынуждена бежать к Стелле. Ожесточенно и безжалостно Стэнли сокрушает ее фантазии, глумится над ее «благородными», «светскими» претензиями, самое место которым у «дерьмового старьевщика». Стэнли, творящий насилие, ведом подспудным и яростным стремлением окончательно сокрушить Б. с ее ненавистными «обносками» — тем идеальным миром, который, несмотря ни на что, живет в ее неприкаянной душе.
В жестоких, гибельных взаимоотношениях Б.Д. и Стэнли Ковальского нашел отражение свойственный драматургу напряженный интерес к глубинным, подсознательным пластам психики. Кроме того, в отношениях этих героев прослеживается всегда волновавшая Уильямса коллизия слабости и силы.
3 декабря 1947 г. в театре «Этель Барримор» состоялась премьера пьесы «Трамвай «Желание»», поставленной режиссером Элиа Казаном с Джессикой Тэнди в роли Б.Д. и Марлоном Брандо в роли Стэнли Ковальского, первой серьезной роли, определившей путь этого актера к славе. В 1951 году Э. Казан осуществил постановку фильма «Трамвай «Желание»» с тем же Брандо и Вивьен Ли в роли Б.Д. До этого она сыграла Бланш в Лондоне, в театре «Олдвич».
В.П. Горшкова
 

Похожие материалы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar