Меню
Назад » »

Александр Вертинский (6)

Песни Вертинского на стихи других поэтов

 14-е июля (стихи М. Волошина)
 Аленушка (стихи Павла Шубина)
 Баллада о короле (стихи Николая Агнивцева)
 Белый пароходик (стихи Ю. Поплавского)
 Бессмертный бес (стихи Ф. Сологуба)
 Бразильский крейсер (стихи Игоря Северянина)
 "Буйный ветер играет терновником" (стихи Александра Блока)
 "В голубой далекой спаленке" (стихи Александра Блока)
 В нашей комнате (стихи Всеволода Рождественского)
 Дорогая пропажа (стихи М. Волина)
 Дорогой длинною (?)
 Игуменья (стихи неизвестного автора)
 Китайская акварель (стихи Н. Гумилева)
 Кокаинеточка (стихи Агатова)
 Маленькая балерина (стихи Н. Грушко)
 Минута на пути (стихи В. Рождественского и А. Вертинского)
 Моя звезда (стихи Иннокентия Анненского)
 Над розовым морем (стихи Георгия Иванова)
 Наши встречи (стихи Кривича)
 Не было измены (стихи Георгия Иванова)
 Песенка о трех пажах (стихи Тэффи)
 Сероглазый король (стихи Анны Ахматовой)
 Снежная колыбельная (стихи неизвестного автора)
 Сумасшедший маэстро (стихи В. Маяковского)
 "Темнеет дорога приморского сада" (стихи Анны Ахматовой)
 "Только раз бывают в жизни встречи" (музыка Б. Фомина, стихи П. Германа)
 Черный карлик (стихи Тэффи)
 Чужие города (стихи Раисы Блох)
 Фея (стихи Максима Горького)

 Вертинский также исполнял песни на стихи Сергея Есенина, Веры Инбер, Иоcифа Уткина.



 14-е ИЮЛЯ

 Бурлит Сент-Антуан, шумит Пале-Рояль,
 В Париже слышен зов Камилла Демулена,
 Народный гнев растет, вздымаясь ввысь, как пена.
 Стреляют, бьют в набат, в дыму сверкает сталь.

 Бастилия взята, предместье торжествует,
 На пиках головы Бержье и Деланей,
 И победители, очистив от камней
 Площадку, ставят надпись: "Здесь танцуют".

 Король охотился в лесах Марли,
 Борзые подняли оленя, но пришли
 Известья, что мятеж в Париже. Помешали!
 Сорвали даром лов. К чему? Из-за чего?
 Не в духе был. Не спал и записал в журнале:
 "14-го июля - ничего".

    АЛЕНУШКА

Все, что видывал - не видывал, Что забыл - не позабыл, Что давно в уме прикидывал, Я бы в песню все сложил. В ней бы плыли гуси-лебеди За Окою в забытьи, В тополином тихом трепете Замирали б соловьи. За избушкой в два окошечка, Сам не знаю уж о чем, Возле пня одна Аленушка, Горевала б над ручьем. А в ее ладони смуглые Вдруг слетала бы с куста Удивленная и круглая Детской радости звезда... Только песня есть красивее И придумана не мной, И зовут ее Россиею И родимой стороной. В ней за долами, за рощами, И на всей земле одна Деревушка есть в Орловщине И избушка в два окна. Все, что прожито и пройдено, Все тобой озарено, Милая навеки Родина, Детства милое окно!

    БАЛЛАДА О КОРОЛЕ

Затянут шелком тронный зал На всю страну сегодня - Король дает бессчетный бал По милости господней Как и всегда король там был Галантен неизменно И перед дамой преклонил он Высокое колено Старый шут, покосившись на зал, Поднял тонкую бровь и сказал: "Он всегда после бала веселого Возвращается без головы. Как легко вы теряете голову Ай, король, как рассеяны вы!" Затянут красным тронный зал На всю страну сегодня - Народ дает свой первый бал По милости господней Как и всегда король там был Галантен неизменно И под ножом он преклонил Высокое колено Старый шут, покосившись на зал, Поднял тонкую бровь и сказал: "Он всегда после бала веселого Возвращается без головы. Как легко вы теряете голову Мой король, как рассеяны вы!"

    БЕЛЫЙ ПАРОХОДИК

Мальчик смотрит - белый пароходик Уплывает вдаль по горизонту Несмотря на ясную погоду Открывает дыма черный зонтик Мальчик думает: "А я остался... Снова не увижу дальних стран Ах, зачем меня не догадался Взять с собою в море капитан?" Мальчик плачет... Солнце смотрит с выси И откуда ведомо ему, Что на тот корабль седые крысы Принесли из Африки чуму Вот уснут матросы в белом морге Смолкнет пар в коробочке стальной И столкнется пароходик в море С ледяною синюю скалой А на башне размышляет ангел Он сидит на самом видном месте Знает он, что капитан из Англии Не вернется никогда к невесте Что уснет погибший пароходик, Где по дну цветы несет река И моя душа, смеясь, уходит По песку в костюме моряка.

    БРАЗИЛЬСКИЙ КРЕЙСЕР

Вы оделись вечером кисейно И в саду сидите у бассейна, Наблюдая, как лунеет мрамор И проток дрожит на нем муаром Корабли оякорили бухты, Привезли тропические фрукты Привезли узорчатые ткани Привезли мечту об океане А когда придет бразильский крейсер, Лейтенант расскажет Вам про гейзер, И сравнит, (но это так интимно), Напевая что-то вроде гимна Он расскажет о лазури Ганга, О проказах хлых орангутангов, О циничном африканском танце И о вечном летуне голландце Он покажет вам альбом Камчатки, Где культура только лишь в зачатке (Где уже культурные зачатки) Намекнет о нежной дружбе с гейшей Умолчав о близости дальнейшей За Атлант душой своей зарея, Распустив павлиний хвост свой веер, Вы к нему прижметесь в сладкой дрожи, Полюбив его еще дороже

    БУЙНЫЙ ВЕТЕР ИГРАЕТ ТЕРНОВНИКОМ

Буйный ветер играет терновником Задувая в окне свечу Ты ушла на свиданье с любовником Я снесу, я стерплю, я смолчу Ты не знаешь кому ты молишься Он играет, он шутит с тобой Об терновник холодный ты наколешься, Возвращаясь назад домой Все, что в мыслях твоих туманится Станет ясным в моей тишине И когда уж он с тобой расстанется Ты вернешь опять ко мне Буйный ветер играет терновником Задувая в окне свечу Ты ушла на свиданье с любовником А я снесу, а я стерплю, я смолчу.

    В ГОЛУБОЙ ДАЛЕКОЙ СПАЛЕНКЕ

В голубой далекой спаленке Твой ребенок опочил. Тихо вылез карлик маленький И часы остановил. Все, как было. Только странная Воцарилась тишина. И в окне твоем туманная Только улица видна. И прошла ты сонно-белая Вдоль по комнатам одна. Опустила, вся несмелая, Штору синего окна. А потом, едва заметная, Синий полог подняла. И, как время безпросветная, Шевелясь поникла мгла. Стало тихо в дальней спаленке, Синий сумрак и покой. Потому что карлик маленький Держит маятник рукой.

    В НАШЕЙ КОМНАТЕ

В этой комнате проснемся мы с тобой. В этой комнате от солнца золотой. Половицы в этой комнате скрипят, Окна низкие выходят прямо в сад. А в буфете есть вчерашнее вино Род часами, замолчавшими давно. Слышишь, травами пахнуло и росой, Побеги скорее по саду босой. В эту яблоню все сердце окуни, Осыпаются под ветром наши дни. Облетает захмелевшая луша, А сама то ты, как яблонь, хороша.

    ДОРОГАЯ ПРОПАЖА

Самой нежной любви наступает конец, Бесконечной тоски обрывается пряжа, Что мне делать с тобою, со мной, наконец, Как тебя позабыть, дорогая пропажа? Скоро станешь ты чьей-то любимой женой, Станут мысли спокойней и волосы краше, И от наших пожаров весны голубой Не останется в сердце и памяти даже. Будут годы мелькать, как в степи поезда, Будут серые дни друг на друга похожи. Без любви можно тоже прожить иногда, Если сердце молчит и душа не тревожит. Но когда-нибудь ты совершенно одна, Будут сумерки в чистом и прибранном доме, Подойдешь к телефону смертельно бледна И отыщешь затеряный в памяти номер. И ответит тебе чей-то голос чужой: "Он уехал давно, нет и адреса даже..." И тогда ты заплачешь... Единственный мой! Как тебя позабыть, дорогая пропажа!..

    ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ

Ехали на тройке с бубенцами, А вдали мелькали огоньки. Мне б сейчас, соколики, за Вами, Душу бы развеять от тоски. Дорогой длинною, да ночью лунною, Да с песней той, что вдаль летит звеня, И с той старинною с той семиструнною, Что по ночам так мучала меня... Так живя без радости, без муки, Помню я ушедшие года, И твои серебряные руки В тройке, улетевшей навсегда... Дорогой длинною... Дни бегут, печали умножая, Мне так трудно прошлое забыть. Как-нибудь однажды, дорогая, Вы меня свезете хоронить. Дорогой длинною...

    ИГУМЕНЬЯ

Хрупкая игуменья в полутемной нише, Маленькая женщина с четками в руке. В этой церкви сводчатой Вы не стали выше Даже в этой мантии, даже в клобуке. Справа - посох траурный с голубым сапфиром, Плачут свечи тонкие и звенят слова. Маленькая женщина, Вы порвали с миром, Только память прошлого все еще жива. И когда устанете Вы следить за хором, И когда утратите символ слов святых, Вы покоя ищете утомленным взором В юного угодника в латах золотых. Он похож... не правда ли? Только тот был выше. Маленькую женщину поднимал шутя... И склонясь на посох свой в полутемной нише Хрупкая игуменья плачет, как дитя.

    КИТАЙСКАЯ АКВАРЕЛЬ

Вчера мне приснилось, что сердце мое не болит... Оно колокольчик фарфоровый в желтом Китае, На пагоде пестрой висит и приветно звенит, В эмалевом небе дразня журавлиные стаи... А кроткая девушка в платье из красных шелков, Где золотом вышиты осы, цветы и драконы, С поджатыми ножками смотрит без мысли, без слов, Внимательно слушая легкие, легкие звоны...

    КОКАИНЕТОЧКА

Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка, Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы? Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка, Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы. Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная И я знаю, что крикнув, Вы можете спрыгнуть с ума. И когда Вы умрете на этой скамейке, кошмарная, Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма... Так не плачьте ж, не стоит, моя одинокая деточка, Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы. Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы.

    МАЛЕНЬКАЯ БАЛЕРИНА

Я маленькая балерина, Всегда нема, всегда нема И скажет больше пантомима, Чем я сама. И мне сегодня за кулисы Прислал король Влюбленно-бледные нарциссы И лакфиоль. И затаив бессилье гнева, Полна угроз, Мне улыбнулась королева Улыбкой слез. А дома в маленькой каморке Больная мать Мне будет бальные оборки Перешивать. И будет штопать, не вздыхая, Мое трико, И будет думать, засыпая, Что мне легко. Я маленькая балерина Всегда нема, всегда нема И скажет больше пантомима, Чем я сама Но знает мокрая подушка В тиши ночей, Что я усталая игрушка Больших детей.

    МИНУТА НА ПУТИ

Ну что ж, простимся, так и быть, Минута на пути, Я не хотел тебя забыть, Прости меня, прости. Прости за то, что ты была Любовницей, женой, Что ты сожгла меня до тла, Отнявши мой покой. Что от разлук до новый встреч, До самого конца Вы высоко умели жечь Холодные сердца. Как мне тебя благодарить, Минута на пути? Я не могу тебя забыть, Прости меня, прости! Стал я грустным, Стал печальным, По утру, Друг мой тайный, Друг мой дальний, Я умру...

    МОЯ ЗВЕЗДА

Среди миров мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, чтоб я ее любил, А потому, что мне темно с другими. И если мне на сердце тяжело, Я у нее одной ищу ответа. Не потому, что он нее светло, А потому что с ней не надо света!

    НАД РОЗОВЫМ МОРЕМ

Над розовым морем вставала луна, Во льду зеленела бутылка вина, И томно кружились влюбленные пары Под жалобный рокот гавайской гитары. Послушай... О, как это было давно - Такое же море и то же вино... Мне кажется будто и музыка та же... Послушай,.. послушай,.. мне кажется даже!.. Нет. Вы ошибаетесь, друг дорогой, Мы жили тогда на планете другой, И слишком устали, и слишком мы стары И для этого вальса и для этой гитары...

    НАШИ ВСТРЕЧИ

Наши встречи минуты, наши встречи случайны, Но я жду их, люблю их, а ты? Я другим не скажу нашей маленькой тайны, Нашей тайны про встречи, мечты. Разве можно глазам запретить улыбнуться? Разве стыдно, другую любя, Подойти и пройти, лишь глазами коснуться, Лишь глазами коснуться тебя... Кто же выдумал все эти "надо", "не надо", Надо только запомнить сберечь И влюбленную ненависть каждого взгляда И пожатье презрительных плеч. Ведь расчерчены дни, лишь минуты бескрайни, Ведь живут так недолго цветы. Наши встречи мгновенья, наши встречи случайны, Но я жду их, люблю их, а ты?..

    ПЕСЕНКА О ТРЕХ ПАЖАХ

Три юных пажа покидали Навеки свой берег родной, В глазах у них слезы блистали И горек был ветер морской. "Люблю белокурые косы" - Так первый, рыдая, сказал. "Уйду в глубину под утесы, Где блещет бушующий вал". "Забыть белокурые косы" - Так первый, рыдая, сказал. Второй отвечал без волненья: "Я ненависть в сердце таю, И буду я жить для отмщенья И черные очи сгублю!" А третий любил королеву И молча пошел умирать. Не мог он ни ласке, ни гневу Любимое имя предать Кто любит свою королеву, Тот молча идет умирать.

    СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ

Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король. Вечер осенний был душен и ал. Муж мой, вернувшись, спокойно сказал: "Знаешь, с охоты его принесли. Тело у старого дуба нашли. Жаль королеву - такой молодой За ночь одну она стала седой". Трубку свою на камине нашел И на ночную работу ушел. Дочку свою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя, Нет на земле твоего короля!

    СНЕЖНАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, мой мальчик милый, за окошком стужа, Намело сугробы у нашего крыльца. Я любовник мамин, а она у мужа Старого, седого - твоего отца. Так сказали люди, я любовник мамин, Но не знают люди о моей любви. Не смотри ж, мой мальчик, синими глазами, И в темноте напрасно маму не зови. Мама не вернется - мама любит мужа, Старого, седого - твоего отца. За окошком нашим тихо стонет стужа И намело сугробы у нашего крыльца.

    ТЕМНЕЕТ ДОРОГА

Темнеет дорога приморского сада, Желты до утра фонари. Я очень спокоен. Но только не надо Со мной о любви говорить. Я нежный и верный, мы будем друзьями Гулять, целоваться, стареть. И легкие месяцы будут над нами, Как снежные звезды гореть. Темнеет дорога, приморского сада, Еще далеко до зари... Я очень спокоен, но только не надо Со мной о любви говорить.

    ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЮТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧИ

Тает луч вечернего заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то? Где же вы, забытые мечты? Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный зимний вечер Мне так хочется любить. День и ночь роняет сердце ласку, День и ночь кружится голова, День и ночь взволнованною сказкой Мне звучат твои слова: Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный зимний вечер Мне так хочется любить.

    ЧЕРНЫЙ КАРЛИК

Ваш черный карлик целовал Вам ножки, Он с Вами был так ласков и так мил. Все Ваши кольца, Ваши серги, брошки Он собирал и сундучке хранил. Но в страшный день печали и тревоги Ваш карлик вдруг поднялся и подрос. Теперь ему вы целовали ноги, А он ушел и сундучек унес.

    ЧУЖИЕ ГОРОДА

Принесла случайная молва Милые ненужные слова: "Летний сад", "Фонтанка" и "Нева"... Вы, слова заветные, куда? Тут шумят чужие города, И чужая плещется вода, И чужая светится звезда. Вас не взять, не спрятать, не прогнать. Надо жить и надо вспоминать, Чтобы больно не было опять, И чтобы сердцу больше не кричать. Это было, было и прошло... Все прошло и вьюгой замело... Оттого так пусто и светло... Вы слова заветные, куда? Тут живут чужие господа, И чужая радость и беда, И чужие мы для них всегда.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar