Меню
Назад » »

АГАМЕМНОН Герой Илиады Гомера

Илиада

ГОМЕР

Одиссея
 
АГАМЕМНОН 
(греч. букв. весьма памятливый) 
1) герой «Илиады» Гомера (VIII в. до н.э.), трагедий Эсхила «Агамемнон» (458 г. до н.э.), Софокла «Аякс» (ок. 455-445 до н.э.), Еврипида «Ифигения в Авлиде» (408-405 гг. до Р.Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в догомеровскую эпоху. В «Илиаде» А., царь Микен, возглавляет поход греков против Трои. Его ссора с Ахиллом, храбрейшим героем греческого войска, поставившая на карту судьбу всего войска, лежит в основе сюжета «Илиады». А. предстает перед нами как надменный и эгоистичный властитель, которого только горький опыт заставляет примириться с Ахиллом и возвратить ему его пленницу Брисеиду. Аналогичные свойства характера А. проявляет и в трагедии Софокла «Аякс». В трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде» А. оказывается вынужденным под давлением войска ради успеха троянского похода принести в жертву свою дочь Ифигению, предварительно вызвав ее под ложным предлогом свадьбы с Ахиллом. В «Одиссее» Гомера упоминается гибель А. от руки любовника его жены Клитемнестры Эгисфа после возвращения его из-под Трои. Гибели А. посвящена трагедия Эсхила «Агамемнон», первая часть трилогии «Орестея». А. оповещает о взятии Трои и о своем предстоящем прибытии при помощи «огненного телеграфа» и тем облегчает для Клитемнестры возможность заранее приготовиться к преступлению. 
Прибыв из-под Трои в Аргос, где он, согласно Эсхилу, царствовал, А. после колебаний поддается льстивым уговорам Клитемнестры и, сойдя с колесницы, входит во дворец по пурпурным коврам, проявляя этим дерзость по отношению к богам. Клитемнестра сама убивает его в ванне, опутав предварительно покрывалом, а затем расправляется с привезенной им из Трои наложницей Кассандрой, прорицательницей, дочерью царя Приама. Во второй части трилогии («Хоэфоры») даже говорится, что Клитемнестра перед тем, как похоронить А., расчленила его тело. В третьей части («Евменидах») тень Клитемнестры жалуется, что А. преследует ее упреками в царстве мертвых. 
Лит.: Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978, гл.4. 
А.И.Зайцев 
2) Герой трагедий Л. Аннея Сенеки «Агамемнон» и «Троянки» (середина I в. н.э.). Первая из этих трагедий является переработкой знаменитого «Агамемнона» Эсхила. В отличие от прототипа герой Сенеки появляется в ней лишь ненадолго; гораздо большее внимание уделено Эгисфу и Клитемнестре. Тонкий символический рисунок Эсхила (пурпур, на который сперва не осмеливается ступить А., и непонятное для окружающих пророчество Кассандры) заменен беседой будущих убийц: жена колеблется, и Эгисф убеждает ее принять разумное решение. Сам А. появляется в трагедии только на короткое время, чтобы выразить свою радость и обменяться с троянской пророчицей несколькими словами: та предупреждает его, но микенский царь не слушает ее, принимая Кассандру за безумную, и приказывает слугам удержать ее. Этот бледный образ вполне естественно заслонен своим блистательным прототипом. 
Вторая трагедия представляет собой сюжетную контаминацию «Гекубы» и «Троянок» Еврипида (причем первая также содержит две почти независимые сюжетные линии: неудачную попытку Гекубы спасти Поликсену (ее требовала в жертву тень Ахилла) от жреческого ножа и ее месть фракийскому царю за коварно погубленного сына Полидора); здесь А. действует только в первой части и не появляется во второй (попытка Андромахи спасти сына Астианакса). Атриды вообще не пользовались расположением трагиков младшего поколения; наиболее непривлекательным образ А. выведен в «Аяксе» Софокла. Вопреки этой традиции А. изображен как умеренный и разумный правитель; он пытается спасти Поликсену (чего нет у Еврипида) и спорит с необузданным и кровожадным Неоптолемом (изображенным в традициях Вергилия): «Ни один закон не щадит пленного и не препятствует казни — Что не запрещает закон, тому мешает свершиться стыд — Победителю позволено все, что он ни решит сделать — Кому позволено многое, тому подобает желать лишь наименьшего». В новое время это отношение к героям поменялось (блестящий пример в русской драматургии — «Андромаха» П. Катенина, где А. не оставлено привлекательных черт). 
Судьбе А. посвящены также трагедии В. Альфьери «Агамемнон» (1776) и Г. Гауптмана «Смерть Агамемнона» (1943). 
Лит. см. к статье «Фиест». 
А.И. Любжин
Агамемнон (др.-греч. Ἀγαμέμνων) — в древнегреческой мифологии царь микенский, сын микенского царя Атрея и Аэропы , или Плисфена и Клеоллы, или Плисфена и Аэропы и брат Менелая, муж Клитемнестры, один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса — «Илиады» Гомера.
После убийства отца, Атрея, племянником Эгисфом, сыном Тиеста, Агамемнон вместе с братом бежал в Спарту, где искал убежища у Тиндарея. Здесь братья женились на дочерях спартанского царя Тиндарея, Агамемнон на Клитемнестре, Менелай на — Елене. По смерти Тиндарея, престол перешёл к Менелаю. С помощью брата, Агамемнон сверг Фиеста с престола и воцарился в Микенах. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции.
Его дети Орест, Хрисофемида, Электра и Ифигения (в ранней версии дети Ифимеда, Электра, Орест).
Хеттские источники упоминают о правителе по имени Акагамунас (хетт. Akagamunaš), правившем страной Аххиява (хетт. Ahhiyawa, букв. «земля ахейцев») в XIV веке до н. э.. 
Этот правитель является вероятным историческим прототипом Агамемнона.
В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском. Решившие двинуться походом против Илиона совещались в Элленионе в Спарте. По другой версии, они совещались в Эгионе (Ахайя), почему там и стоит статуя Зевса Гомагирия. Отправлявшиеся походом на Илион клялись не прекращать войны у статуи Зевса Механея в Аргосе. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах. Медный порог шатра Агамемнона показывали в Авлиде. Нечаянно убил лань Артемиды и был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению.
Привел под Трою 100 кораблей. Воздвиг алтарь 12 богам на острове Лект, а также святилище царя у озера Селинусия (Иония). В «Илиаде» убил 11 троянцев. Убил Ифидаманта и Главка. Всего убил 16 воинов. В погребальных играх по Ахиллу участвовал в состязании наездников.
Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми — Ифигенией и Орестом.
По поздней версии, возвращаясь из-под Трои, посетил Ифигению в Тавриде. Либо по пути основал Микены, Тегею и Пергам на Крите. Построил храм Афины на мысе Онугнафон в Лаконике.
По возвращении на родину с Кассандрой, одной из дочерей Приама, взятой в добычу, он погиб от руки Эгисфа (по Гомеру) — или своей супруги — по другим источникам (трагедии). Той же участи подверглась и Кассандра. Те, кто вернулись с ним из Илиона, были убиты Эгисфом на пире, их могилы, как и Агамемнона, в Микенах. Также могильный памятник в Амиклах.
Одиссей встречает его в Аиде. После смерти его душа выбрала жизнь орла.
Его почитали в Клазоменах. В Спарте почитали Зевса-Агамемнона. По Стесихору и Симониду, его дворец находился в Спарте.
Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Местом погребения его называют Микены и Амиклы. В Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста. Изображения Агамемнона часто встречаются в памятниках искусства, но лишь очень редко на первом плане. «Агамемноном» называли Гн. Помпея.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон», Расина «Ифигения».
В честь Агамемнона назван астероид (911) Агамемнон, открытый в 1919 году.
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.32-33; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.53-54; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 2, 2 и далее
Пиндар. Пифийские песни XI 32; Еврипид. Ифигения в Тавриде 4; Елена 391 и др.
Гесиод. Перечень женщин, фр.194 М.-У.
Гесиод. Перечень женщин, фр.195 М.-У.
Еврипид. Ифигения в Авлиде 1155
Гесиод. Перечень женщин, фр.23а М.-У.
Gerd Steiner The Case of Wiluša and Ahhiyawa // Bibliotheca Orientalis. — 2007. — Т. LXIV. — № 5-6.
Erich Ebeling, Bruno Meissner, Dietz Otto Edzard Reallexikon Der Assyriologie Und Vorderasiatischen Archaologie. — Walter De Gruyter Inc, 1999. — Т. 1 (A – Bepaste). — С. 57. — ISBN 311004451X
Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Введение // Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М., 1996. — С. 129.
Павсаний. Описание Эллады III 12, 6
Павсаний. Описание Эллады VII 24, 2
Павсаний. Описание Эллады II 22, 2
Гомер. Одиссея VIII 80
Павсаний. Описание Эллады IX 19, 8
Софокл. Электра 566—569; Гигин. Мифы 261
Гомер. Илиада II 576; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 12; Гигин. Мифы 97
Страбон. География XIII 1, 48 (стр.605)
Страбон. География XIV 1, 26 (стр.642)
Гигин. Мифы 113
Гигин. Мифы 114
Квинт Смирнский. После Гомера IV 616—666
Драконций. Трагедия Ореста 44-107
Веллей Патеркул. Римская история I 1, 2
Павсаний. Описание Эллады III 22, 10
Гомер. Одиссея XI 412
Павсаний. Описание Эллады II 16, 6
Павсаний. Описание Эллады III 19, 6
Гомер. Одиссея XI 387; XXIV 20
Платон. Государство X 620b
Павсаний. Описание Эллады VII 5, 11
Ликофрон. Александра 1123, 1369 и комм.; Климент. Протрептик 38, 2, из Стафила
Стесихор. Орестея, фр.216 Пейдж, Симонид, фр.44 Пейдж = Схолии к Еврипиду. Орест 46
Аппиан XIV 67
Агамемнон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar