Меню
Назад » »

Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (8)

4. Религиозные и лишенные предубеждений

Примером религиозного и лишенного предубеждений типа является FJ32, молодая женщина, которая выросла в Индии, где ее родители служили миссионерами. В результате "личного опыта совместной жизни с индусами" ее позитивное христианство соединилось с совершенно конкретной идеей терпимости ("равные права для всех"). К вопросам расового взаимопонимания она относится с неподдельным интересом, однако ее церковные связи делают для нее невозможными политические выводы из идеи толерантности:
Ганди мне не нравится. Я не люблю радикалов. Он слишком способствовал беспорядкам и разъединению страны.
Ее отношения с церковью объясняют элементы ее религиозного традиционализма, обычно связанного с этноцентризмом. Несмотря на всю близость к церкви и теологической доктрине, ее религиозные взгляды имеют практическую окраску.
Она (религия) значит очень много. Она делает человека счастливее, более довольным и умиротворенным. Ты знаешь, где находишься и что надо делать - пример, которому надо следовать. Это надежда на жизнь после смерти. Да, я верю в бессмертие'2
Из-за того, что девушка получила воспитание в колониальной стране и благодаря смешению "официальной" религиозности с более непосредственным гуманным христианством она представляет не вполне типичный пример. Ее необычные взгляды основаны, на первый взгляд, на понимании внутригрупповых и межгрупповых связей. Однако этот пример подтверждает до некоторой степени гипотезу о том, что только представители полностью осознанного и отчетливо выраженного христианства могут быть свободными от этноцентризма. В любом случае, то, что религиозные и лишенные предубеждений редко встречаются в нашей выборке, заслуживает внимания. Как говорилось выше, возможно, это зависит от самой выборки, однако эта редкая встречаемость имеет и более фундаментальные причины. Тенденция нашего общества к разделению на "прогрессивный" лагерь и лагерь
'"Сторонники абсолютного авторитета римского папы. 263
"статус-кво" может сопровождаться стремлением всех людей, приверженных к религии как к состоянию "статус-кво", принять другие стороны этой идеологии, связанные с этноцентризмом. Справедливо ли это или религия может создать эффективные условия для противостояния предрассуцкам, можно установить только на основе более широкого исследования.
Примечания
' А.Р. (The Authoritarian Personality), стр. 208 и далее: Ethnocentrism in Relation to some religious Attitudes and Practices.
2 Samuel М., The Great Hatred, New York 1940.
' Trachtenberg J., The Devil and the Jews. New Haven 1943.
4 Теоретический анализ отношений между христианством и антисемитизмом см. Max Horkheimer und Theodor W. Adorno, Dialektik der Aufklarung, Amsterdam 1947, 2.Aufl. Frankfurt 1969.
1 А.Р. (The Authoritarian Personality). Hi.IV, V и VI.
' О взаимном влиянии Возрождения, религиозного субъективизма и фашистской пропаганды см. глава VII "Психологическая техника в выступлениях по радио Мартина Лютера Томаса".
См. выше, стр.132.
* Подобную, так сказать, доморощенную психологию можно найти и у людей, лишенных предрассудков. Типичным для людей с предубеждениями остается, тем не менее, неразрешимое противоречие между объективной критикой религии и положительным отношением к ней с чисто субъективных позиций. Для такой ментальности в целом характерно то, что при определенных противоречиях они остаются нерешенными, происходит отказ от желания осмыслить их, что говорит как о духовном поражении, так и об авторитарной покорности. Такой механизм, произвольно отключающий процессы по приказу Я, зачастую истолковывается как "глупость".
' См. раздел "Ф.Д.Рузвельт" в главе IV, стр. 201 и далее.
10 "Свободный от предрассудков" редко бывает радикальным в каком-либо отношении. Это, однако, не делает его "склонным к компромиссам". Он всегда осознает нетождественность между понятием и реальностью. Он в сущности нетоталитарен. Это лежит в основе его специфической идеи терпимости.
" Дополнительный материал по этому респонденту мы приводим в главе VI "Типы и синдромы".
12 Было бы интересно проанализировать изменение значения, которое претерпело слово "вера". Оно наглядно демонстрирует нейтрализацию религиозного смысла. Раньше идея веры была прочно связана с религиозной догмой, в наши дни она практически приложима ко всем сферам, в которых человек стремится иметь право обладания своим взглядом (так как каждый имеет право иметь свое мнение), не подчиняя его какому-либо критерию объективной истины. Со врменени секуляризации "веры" ее содержание становится предметом произвола: она отдает предпочтения для обозначения того или иного предмета потребления и имеет мало общего с идеей истины. ("Я не верю в парковку", сказала девушка наделенная конвенциональными предрассудками в своем интервью.) Это употребление слова вера почти совпадает с затасканным выражением "I like it", которое в наши дни почти полностью потеряло свой первоначальный смысл.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar