Меню
Назад » »

Знаменский П.В. / История Русской Церкви (5)

§ 3. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения Из дальнейших определений относительно богослужения важнейшие относятся ко времени святительства Киприана и Фотия. В своих посланиях в Псков оба митрополита вооружились против принятого там с Запада обливательного крещения. Митрополит Фотий заметил там ещё употребление латинского мира, из послания его, между прочим, видно, что миро тогда не варилось в самой России, а получалось из Греции от патриарха. При крещении оба митрополита требовали ставить для крещаемых только по одному восприемнику или восприемнице, смотря по полу крещаемых, а не обоих вместе. Митрополит Киприан повторил запрещение просфоромисать диаконам и служить Литургию без вина, но, вопреки Константинопольскому собору 1276 года, запрещают при служении нескольких иереев исполнять одному из них диаконские обязанности и потому без диакона велел служить только одному священнику. Необходимой принадлежностью для литургии был антиминс, потому в Пскове за недостачей антиминсов их резали на части (даже с дозволения владыки Иоанна II). Киприан запретил это и послал в Псков 60 новых антиминсов. Татям (ворам), душегубцам (убийцам), сквернословам, а также живущим с женами без брака и четвероженцам оба митрополита не велели давать причастия, разве при смерти, троеженцы отлучались от причащения на 5 лет. В одном послании в Новгород митрополит Фотий вооружился против тогдашних судебных поединков; убитого на поединке запретил хоронить, а убившего отлучал на 18 лет от причастия. Узнав, что в Пскове за недостатком богослужебных уставов и чинопоследований не знали, как совершать самые важные службы, митрополит Киприан послал туда устав служения Литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, чины крещения, венчания, освящения воды 1 августа и последование в неделю Православия. Из распорядительных посланий туда же митрополита Фотия узнаем, что псковское духовенство не знало, как совершать Литургию Иоанна Златоуста, как приготовлять Агнец для Литургии Преждеосвященных Даров и, между прочим, как петь аллилуйа, - митрополит велел аллилуйа петь троекратно. § 4. Строительство храмов и их значение Кроме приведения в порядок православного чина богослужения, ревнителям Церкви немало забот доставляло восстановление храмов Божиих, разрубленных монголами, и сооружение новых. Строительство храмов и монастырей сделалось господствующим подвигом возбужден-ного бедственным временем народного благочестия. Особенно много цер-квей строилось во время голода, мора и других народных бедствий. Это так называемые обетные и обыденные церкви, которые строились по обету, обыкновенно в один день и тут же освящались. Сговорившись на сходе, жители города или селения шли в лес, рубили брёвна, свозили, а иногда из усердия сами на себе сносили их на место и всем миром выстраивали церковь, обыкновенно во имя дневного святого, если бедствие не прекращалось, строили другую, такую же церковь. Во всех городах церквей было даже больше, чем нужно, так что их нечем было содержать. Особенно большим количеством и богатым укрупнением храмов отличались Новгород и Псков, а потом Москва. При Иоанне Калите в Москве выстроены были её знаменитые соборы, получившие потом высокое всероссийское значение, - Успенский и Архангельский, а при Василии Дмитриевиче построен и третий - Благовещенский. В это же время возникли замечательные соборы в других городах. Лучшие русские мастера для строения и украшения церквей были в Новгороде и Пскове. Удобнее всего было достать здесь и немецких мастеров. Сохранилось прежнее общественное значение храмов. Как Новгород был городом святой Софии, Псков - святой Троицы и т.д., так и сама Москва со своим Успенским собором была землею Богородицы. Находим ясные указания относительно важного значения храма для приходской общины. Одно из выразительнейших проявлений приходской жизни - братчина - составляла повсеместное явление. Грамоты князей давали братчинам важные права - варить на праздник пиво и мед и разбирать самим происшедшие на пиру ссоры, братчина судила самостоятельно и передавала княжескому суду только дела уголовные и такие, которых не могла разобрать сама. В таком виде временной праздничной сходки братчина является по всей Великороссии. В Западной России она развилась до формы постоянного союза - братства. Магде-бургское право городов и их цеховое устройство в связи с обычным патро-натом общин над церквами были главными элементами, из которых орга-низовавшись юго-западные братства во Львове (1439 г.) и в Вильно (1458). § 5. Святые иконы Строя храмы, наши предки любили украшать их иконами. Писание икон считалось неприличным поручать немцам, оно производилось либо греческими, либо русскими мастерами. На иконописное художество был большой спрос, а потому и иконописцев было много: они соединялись в артели или дружины под управлением старост, были особые дружины великого князя и митрополита, состоявшие на их содержании. Лучшими иконописцами в XV веке были Феофан Грек и московские монахи Даниил иконник и Андрей Рублёв. Иконописанием занимались некоторые из высших духовных лиц, - например, святой митрополит Петр и новгородский владыка Василий. Вера в чудотворную силу святых икон находила себе неодно-кратное оправдание в жизни. Во время Куликовской битвы прославилась Донская икона Богоматери, находившаяся в войске великого князя. После битвы пленные татары объясняли своё поражение видением молниеносного полка под предводительством грозной небесной Воительницы. В новый стольный город великого князя из Владимира перенесена была икона Владимирской Богоматери. Во время нашествия Тамерлана (1395) её торжественно встретили в Москве и поставили в Успенском соборе. В самый день и час её встречи Тамерлан бежал из русских пределов, устрашенный видением грозной Светоносной Жены. В разных местах явились новые чудотворные иконы: в XIII веке - Феодоровская икона, в XIV веке - Тихвинская и др. По большей части чудотворные иконы по-прежнему чтились только местно. Перенесением Владимирской иконы в Москву началось важное дело собирания местных святынь в одно центральное место, в Москве эти святыни должны были получить потом общерусское значение. § 6. Новые праздники Кроме явления чудотворных икон, русское благочестие утешалось открытием мощей русских угодников - святителя Петра, святого Александра Невского, преподобного Сергия и др. В честь этих новоявленных угодников Божиих установились новые праздники в Русской Церкви - или общие, или местные. Святые, как и иконы, тоже преимущественно чтились местно. После Куликовской битвы была установлена (перед 26 октября) Димитриевская суббота для поминовения павших за Православие воинов. Составлялись новые службы русском святым, например, святителю Петру, святителю Алексию, преподобному Сергию Радонежскому и др. Одну из особенностей русских служб этого времени составляют молитву об избавлении от агарян. § 7. Ересь стригольников Чрезмерное развитие обрядового благочестия вызывало обличения со стороны церковных учителей, но этими обличениями дело не ограничилось: крайность обрядового направления вызвала другую крайность - отрицание обрядов, обнаружившее себя во Пскове в ереси стригольников. Вождями этой ереси в 70-х годах XIV столетия явились дьяконы Никита и Карп стригольник. Еретики отрицались от пастырей Церкви, как от незаконных, поставленных за мзду. Затем, переходя к разбору их жизни, находили, что архиереи и монахи собирают себе много имения, а белое духовенство берет поборы с живых и мертвых и дурно живёт. Отсюда они выводили, что не нужно принимать ни учения, ни священнодействий от таких пастырей, что все священнодействия их недействительны, потому не нужно принимать от них ни Крещения, ни Покаяния, ни Евхаристии, ни петь с ними над умершими, ни делать за них приношений. Отвергнув иерархию, еретики, естественно, должны были право учительства присвоить мирянам, а священнодействия по возможности вовсе устранить. "Каяться, - говорили они, - можно и без священников, припадая к земле, Евхаристию нужно понимать в духовном смысле, другие таинства и обряды не нужны". Некоторые доходили до отрицания соборов, евангельских и апостольских Писаний, другие отвергали даже воскресение мертвых. В сфере нравственности они все одинаково придерживались идей аскетических, отличались строгостью жизни и постничеством. Как и следовало ожидать, такая рационалистическая ересь распространилась главным образом между людьми образованными, книжными. Из Пскова она перешла в Новгород, где тоже нашла себе удобную почву: перешли сюда и сами Карп и Никита. В 1375 году новгородский владыка отлучил их от Церкви, а народ схватил и бросил в реку Волхов. Смерть главных еретиков, однако, не ослабила самой ереси. В 1381 году о ней услышал патриарх Нил и написал в Новгород и Псков две увещательные грамоты. Его преемник Антоний прислал ещё новую грамоту с подробным опровержением ереси. Митрополит Фотий тоже написал три послания против еретиков. Псковичи возревновали о Православии, посадили еретиков в тюрьму, некоторых казнили. Хваля их за ревность, митрополит Фотий, однако, укорил их за смертные казни еретиков. После 1427 года, когда написано последнее послание Фотия, о стригольниках больше не слышно, но движение, возбуждённое ими, не исчезало и после вскрылось в другой опасной ереси - жидовствуищих. Глава IV ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ § 1. Примеры благочестия Из русского народа за это время вышло немало истинных угодников Божиих, сиявших при жизни высокими христианскими добродетелями смирения, кротости и любви, а ныне прославляемых Русской Церковью в лике своих святых. Среди них русские первосвятители, великие московские чудотворцы Петр, Алексий, Иона, святые архипастыри Серапион Владимирский, Игнатий Ростовский, Дионисий Суздальский, Стефан Пермский, несколько новгородских владык, а из числа русских князей - Александр Невский, Роман Рязанский и др., наконец, многочисленный сонм великих подвижников Севера со своим главой - преподобным Сергием Радонежским. Монашество оставалось средоточием и идеалом христианской жизни и привлекало в свои ряды лучших представителей народа. § 2. Монашество С XIV века складываются для монашества особенно благоприятные условия, когда за полтора века было воздвигнуто до 180 новых обителей, воспитавших немало великих подвижников, деятельность самого монашества в этот период приобретала общественный характер. Причинами такого сильного развития монашеской жизни были, с одной стороны, стремление многих благочестивых людей к евангельскому совершенству христианского жития, с другой - трудное, полное общественных бедствий время, которое располагало народ к покаянию, побуждая прибегать к Церкви за благодатным утешением и помощью. Не нужно забывать и того, что монашество расширялось и строило свои новые обители преимущественно в лесах Севера, где в это время широко развернулась колонизация новых земель. Освоение и заселение земель всегда сопровождались на Руси возникновением новых очагов монашеской жизни. Мы видели, как после монгольского нашествия все лучшие силы Руси отошли с Юга на Север, куда был перенесён и центр монашества. Киевская лавра, обращенная в развалины, стала оправляться лишь в XV веке. Её значение духовного форпоста страны наследовала обитель преподобного Сергия, который стал для Севера тем же, кем были для Юга преподобные Антоний и Феодосий. Преподобный Сергий, игумен Радонежской, Всея России чудотворец (в миру Варфоломей), родился в селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье благочестивых Кирилла и Марии. Около 1328 года родители преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Незадолго до кончины они приняли схиму в Хотьковском монастыре в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По смерти родителей Преподобный раздал их имение нищим, а сам со своим братом Стефаном удалился в пустыню в нескольких верстах от Радонежа. Сначала братья срубили келию, а затем и небольшую церковь. По благословению митрополита Феогноста, церковь была освящена во имя Пресвятой Троицы. Стефан вскоре перешел в Московский Богоявленский монастырь. Оставшись один, Варфоломей всей душой предается пустынным подвигам, мужественно претерпевая неудобства пустыни, страх от зверей и искушения от демонов. 7 октября 1334 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий - в честь мученика Сергия (память 7 октября). Преподобный принимал всех, искавших духовного руководителя, с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из 12 иноков. Их преподобный наставник отличался особым трудолюбием, соединял тяжёлый физический труд с непрестанной молитвой, бдением и постом. В 1354 году епископ Волынский Афанасии посвятил Преподобного в иеромонаха и возвёл в сан игумена. О высоте духовной жизни преподобного стало известно в Константинополе, и патриарх Филофей прислал ему в благословение крест, параман и схиму. Ещё при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Московским Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Радонежского игумена и просил быть ему преемником, но Преподобный по смирению отказался от первосвятительства. Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия и просил благословения на предстоящее сражение с полчищами хана Мамая. Кровопролитная битва на Куликовском поле завершилась победой русского войска. Преподобный Сергий в это время пребывал в усиленном молитвенном подвиге и в духе созерцал ход сражения. Перед кончиной преподобный Сергий благословил на игуменство в обители опытного в духовной жизни и послушании своего ученика - преподобного Никона (память 30 ноября). Совсем незадолго до кончины богоносный Сергий в присутствии ученика Михея был посещен Богоматерью, которая сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Молитва твоя о месте сем услышана, при тебе и после тебя неотступно буду от обители твоей". В безмолвном уединении преподобный скончался 8 октября 1392 года. Вместе со святителями Петром, Алексием и Ионой он стал по смерти небесным покровителем Москвы. § 3. Значение Троице-Сергиева монастыря Обители святого Сергия суждено было стать первой святыней для Москвы и образцом для других монастырей: при жизни и после кончины преподобного Сергия посредством его учеников она распространила от себя во все стороны много новых обителей и охватила ими всю Русь, стягивая её к одному центру - Москве. Ещё при жизни преподобного Сергия открылось несколько монастырей: Киржачский и Голутвинский, основанные им самим, Симонов в Москве, основанный племянником его святым Феодором. Везде первыми игуменами были ученики Сергия. Митрополит Алексий, строитель пяти монастырей (в Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде), для своих московских монастырей - Чудова и Андроникова - также взял игуменов из числа учеников преподобного Сергия. § 4. Другие монастыри и подвижники С первой половины XIV века, после прославления Сергиевой пустыни, число новых монастырей стало быстро увеличиваться. Москва была опоясана целой линией их, как бы духовной оградой. Усердными строителями монастырей были святой митрополит Алексий, великий князь Даниил - основатель первого в Москве монастыря в честь преподобного Даниила Столпника (1282) и другого - в честь Богоявления (1296), великий князь Василий Дмитриевич и другие лица. Супруга Дмитрия Донского княгиня Евдокия по смерти своего мужа основала в Москве Вознесенский монастырь, в котором постриглась с именем Евфросиньи и в котором была погребена; этот монастырь с тех пор служил постоянной усыпальницей московских великих княгинь и цариц. В Твери было основало 11 монастырей, в Нижнем - 4. Новгород по-прежнему держал первенство по числу вновь учрежденных обителей, их строили и иерархи (например, владыка Моисей основал 5 монастырей), и иноки, и простые люди. Особенной известностью пользовались монастыри: Вишерский, основанный в 1418 году преподобным Саввой Вишерским, великим подвижником и столпником, Клопский, прославленный подвигами Христа ради юродивого Михаила Клопского, происходившего из рода князей Московских. Около Пскова возникло до 12 обителей. Из них особой известностью пользовался монастырь преподобного Евфросина Псковского. Жизнь этого монастыря отличалась такой строгостью, трудами и продолжительными бдениями, что один новгородский священник, посетивший обитель с целью проверки слухов о святости преподобного Евфросина, после отзывался об игумене с братией: "Это железный с железными". Кончина святого относится к 1481 году. Святые отшельники особенно любили подвизаться в пустынях Севера, где ими было основано множество монастырей, например, Челмогорский, Валаамский, Коневский, Мурманский и др. Многих отшельников, даже из Московских пределов, привлекли к себе дикие вологодские леса. В Белозерской пустыни поселился симоновский постриженик и архимандрит преподобный Кирилл (1337-1427) и вскоре основал Кирилло-Белозерский монастырь, одну из знаменитейших на Руси обителей. Недалеко от неё и почти одновременно преподобный Ферапонт, тоже симоновский инок, основал Ферапонтов монастырь. Так, труды преподобного Сергия давали свои духовные плоды в северных лесах и пустынях уже спустя много лет после его блаженной кончины. Пустыннолюбивые иноки достигали даже берегов Белого моря. В конце описываемого времени (1430) преподобные Савватий (1435), Герман и Зосима, спасавшиеся на Соловецком острове, положили основание знаменитой Соловецкой обители, имевшей огромное влияние на христианское просвещение и освоение всего северного края. § 5. Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество Число братии в монастырях было различно, в одних 100-300 подвизающихся, в других 3-5 человек. Различны были и права обителей, тогда как основная часть малых монастырей была даже не самостоятельная и управлялась настоятелями больших. Некоторые большие монастыри были подчас независимы даже от епархиальной власти. Таковы монастыри - Стонов, считавшийся ставропигией патриарха, монастыри, находившиеся под покровительством великих князей; митрополичьи монастыри по епархиям, бывшие чем-то вроде ставропигий митрополита. Во всех таких монастырях вопросы хозяйствования, перемены власти, суда над игуменом, иногда и над братией подлежали ведению их покровителей. Лучшие монастыри держались общежительного устава. Но едва ли не более было обителей, в которых монахи имели каждый свое особое хозяйство, держали индивидуальные келейные правила и сходились вместе только для богослужения. Таковы большей частью были северные монастыри. При устройстве общежития монастыри руководствовались правилами Соборов, святых Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Феодора Студита и других отцов и учителей Церкви. § 6. Монастырские вотчины Средствами для содержания монастырей служили пожертвования богомольцев, вклады на помин души и монастырские вотчины. Монастырских вотчин уже было так много, что они составляли главный источник содержания монастырей и не всегда положительно влияли на духовную жизнь насельников, втягивая их более надлежащего в мирские попечения о хозяйстве, суде, к управе над крестьянами, в тяжбу с соседями и тому подобное. В описываемое время возникал уже серьёзный вопрос о том, прилично ли монастырям владеть селами. Монастырские вотчины быстро увеличивались за счёт пожертвований, вкладов, но, главным образом, посредством освоения монастырями пустынных земель. Жалованные грамоты снабжали обители разными льготами, монастырские крестьяне освобождались от пошлин - всех или некоторых, и притом бессрочно (или на какой-то срок - от одного до десяти лет). При продаже своих продуктов и покупке припасов монастыри освобождались от торговых пошлин и сборов. В их пользу князья уступали также сборы с "торжков", заводившихся неподалеку от обителей и в монастырских селах. Служилые люди князя "к монастырским крестьянам не въезжали", сборов своих с них не брали и не судили их, крестьяне подлежали суду игумена с братией, причём во всех делах, кроме "душегубства, разбоя, татьбы", а по некоторым грамотам даже и без такого исключения. В случае смешанного суда игумен судил вместе с княжеским судьей. Богатство монастырских вотчин, меньшее "тягло", льготы и покровительство сильных монастырских властей привлекали народ на монастырские земли. Это стремление к поселению на них тяглого люда скоро начало задевать интересы княжеской казны. Поэтому в жалованных грамотах монастырям дозволялось "перезывать" крестьян только из чужих княжеств, а не с тяглых земель князя, давшего грамоту. § 7. Значение монастырей Расширение монастырских вотчин поощрялось особенно в тех случаях, когда оно происходило через заселение пустых земель. Придёт инок в дикую пустыню, где в непроходимых лесных чащах никто ещё не смел до того селиться, выкопает землянку или поселится в дупле старого дерева, и мало-помалу место его уединенных подвигов превращается в большую монастырскую колонию. Он первый победит суровую природу своими трудами, а пустынные страхи - молитвой, и пустыня после этого привлечет к себе народ и станет "градом обительным". Около монастырей образовывались таким путём целые волости и города. Например, Устюг возник около Гледенского монастыря, Кириллов - около монастыря преподобного Кирилла Белозерского. Многих из тяглого люда влекла на монастырские земли благотворительная деятельность обителей, их помощь приехавшему на новую землю крестьянину. В голодные годы монастыри кормили из своих житниц сотни обнищавшего люда. В один голодный год Кириллов монастырь кормил ежедневно 600 нищих, а Пафнутиев до 1000. Около обителей были устроены богадельни, больницы и гостиницы. Просветительская деятель-ность монастырей придавала им ещё большее общественное значение. Вступив в монастырь, инок погружался в особый мир молитвы, размышления и чтения, где и последнее было правилом. На трапезе в церкви и в келиях предлагалось назидательное чтение, подвигом благочестия почиталось переписывание духовных книг. Кто хотел учиться, мог найти в монастыре и учителей, и богатую библиотеку. В монастыри шли для духовной беседы и утверждения в благочестии и князья, и простые люди. Кроме устных наставлений, монастыри часто распространяли нравоучительные послания, которые передававшись из рук в руки во множестве списков. Влияние монастырей на народную нравственность яснее всего сказалось в том аскетическом духе, которым проникнуто было древнее благочестие наших предков. Наконец, монастыри большие и малые, распространяли свет истинной веры среди инородцев Севера. Глава V ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ Религиозное образование в описываемый период развивалось в неблагоприятных условиях. Татары разрушали и школы, и монастыри с их библиотеками. С другой стороны, среди постоянных удельных ссор внимание лучших людей было отвлечено от книг к мечу. Один Новгород сохранял образованность, так как не пострадал от татар и имел культурные связи с Западом. Духовенство не всегда стояло на высоте своего призвания. Митрополит Исидор на Флорентийском соборе говорил, что на Руси сами епископы - "люди некнижные". Митрополит Киприан сетовал о невежестве низшего духовенства. В церковной письменности того времени почти не было самостоятельных произведений, главным источником образования служили переводы с греческого. § 1. Переводная письменность Русские не раз ездили на Восток за книгами. Для религиозного просвещения Руси особенно важное значением имели переводные сборники, каковы, например, сборники писателя XI века Никона Черногорца из статей догматического, нравственного, литургического и канонического содержания: сборник "Пчела", в котором помещались изречения Священного Писания, Отцов Церкви, древних философов, поэтов и историков. "Златая Цепь" - русский сборник из поучений святых Отцов и русских статей, сборники "Маргарит", "Измарагд", "Торжественники" и другие. § 2. Распространение апокрифов С увеличением количества переводов церковных книг из Греции, Болгарии и Сербии к нам перешло в это время особенно много апокрифов. Одни относились к библейской истории, например, "Адамов завет", "Второй Енох", "Заветы 12-ти патриархов", "О древе крестном", "Хождение Богородицы по мукам", "Деяние Павла", "Первоевангелие Иакова", "Евангелие от Фомы" и другое от Варнавы и т.п. Некоторые переводы отражали различные представления народов о явлениях природы, суеверия и т.д. Эти апокрифы быстро распространялись на Руси в читающей среде потому что она находила в них вполне сродные себе понятия, более для нее ясные, чем чистое христианское учение, и обильную пищу для удовлетворения любопытства. Православие в них было искажено примесью суеверий, которые, к сожалению, быстро усваи-вались. Даже лучшие церковные писатели иногда пользовались апокри-фами с полным доверием. Сами составители списка истинных и ложных книг в число истинных нередко помещали по неведению и ложные. § 3. Отечественная оригинальная письменность Любимым родом оригинальной письменности были поучения и послания, имевшие в основном обличительный характер. С умножением религиозных и практических вопросов у писателей начинает уже пропадать прежняя простота и непосредственность, появляются, особенно с XV века, многословие, хитросплетение речи, бывшие следствием не одного только подражания византийскому риторству, но вместе с тем и усилившейся умственной работы, прилива мыслей и вопросов, в которых начетчики зачастую не умели разобраться и в которых их неопытное перо ещё путалось. § 4. Поучения XIII века С самого начала монгольского нашествия на поприще церковной проповеди являются знаменитые в своё время деятели - митрополит Кирилл, епископ Владимирский и Серапион. Правило митрополита Кирилла (на соборе 1274 года), обличающее церковные нестроения времени, указывающее на бедствия как на наказание Божие за грехи, предваряет целый ряд последовавших за ним обличительных поучений, в частности, "Поучение к попам", бывшее долгое время излюбленной статьей русских сборников. Поучения епископа Серапиона ярко характеризуют темные стороны удельного времени: междоусобия, насилия, разбои, порабощения слабых сильными, мздоимство, немилосердие к бедным, слабость семейных уз, пьянство. Кроме этого, обращают на себя внимание обличения против язычества, веры в волшебство, обычая жечь колдунов во время народных бедствий или ради прекращения голода выкапывать из земли утопленников или удавленников. § 5. Поучения XIV-XV веков От XIV века дошли до нас "Поучение игуменам, попам и диаконам митрополита Петра" (сходное с "Поучением митрополита Кирилла"), "Поучение митрополита Алексия ко всей пастве". Особенной простотой и жизненностью содержания отличается "Поучение владыки новгородского Симеона к псковичам", похожее на Поучение Луки Жидяты, в нем находится перечень нравственных правил, среди которых отметим наставления о почитании духовного сана. Особое место занимают поучения святителей, получивших нерусское образование: митрополитов Киприана, Фотия, Григория Цамблака, их произведения большей частью носят отвлеченный характер и мало соприкасаются с жизнью народа. § 6. Жития святых Литература назидательных повествований значительно увеличилась в этот период по своему объему. В XIV веке появились жития святого Кирилла Туровского и митрополита Петра, последнее написано епископом Ростовским Прохором ( 1327) и своим лаконизмом и простотой резко отличается от многословного жития того же святителя, написанного митрополитом Киприаном. В летописях находим среди прочих сказаний житие святителя Алексия, составленное в XV веке Питиримом Пермским. В XV веке прежними жизнеописаниями святых уже не удовлетворялись как просторечными, а переделывали их на особый "витийственный" лад. Из писателей, придерживавшихся этого стиля, особенно известны: троицкий монах Епифаний Премудрый, который написал жития преподобного Сергия и святителя Стефана Пермского, и Пахомий Логофет - автор многих служб и житий русских святых. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М., 2002. 2. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - М., 1998. 3. Григорак Димитрий, прот. Основные черты духовно-нравственного подвига в житиях Киево-Печерских святых. - Киев: Информационно-издательский центр Украинской Православной Церкви, 2002. - 160 с. 4. Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви, вып. I и II, изд. 2, Рязань, 1889. 5. Знаменский П.В. История Русской Церкви. - Издание десятое, исправленное. - М.: Издание Патриаршего Крутицкого Подворья; Общество любителей церковной истории, 2002. - 464 с. 6. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Очерки русской историософии. - Житомир: Ника, 2003 - 728 с. 7. Иоанн (Снычев), митр. Русь соборная. Очерки христианской государственности. - СПб.: Царское дело, 1998 - 250 с. 8. История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России. - М., 1993. В 2-х тт. 9. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х тт. М.: Терра, 1993. Т. 1. - 625 с. Т. 2. - 615 с. 10. Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга 2. Тт. V-IX. 11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Тт. 1-5. 12. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. - М., 1994, 1997. - Т. 6, 10, 12. 13. Малицкий П.И. Руководство по история Русской Церкви. Издание четвертое. - М.: Общество любителей церковной истории; Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. - 464 с. 14. Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. - М.: Правило веры, 2002. - 624 с. 15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 4-6. 16. Успенский Л.А. Богословие иконы в Православной Церкви. - М., 1991. 17. Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. - М., 2002. 18. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. - М, 2000. ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 1 билет Понятие о науке Истории Русской Церкви. Источники науки. Разделение на периоды. Христианство в пределах России до начала Русского государства. 2 билет Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира. Крещение русских в Киеве. Образование Русской Церкви. 3 билет Первый период. Распространение христианства при святом Владимире. Распространение веры при преемниках святого Владимира в XI-XII вв. Христианство у инородцев. 4 билет Причины успешного распространения христианства на Руси. 5 билет Попытки Рима подчинить Русскую Церковь. Орден меченосцев. Распространение католичества в Галицком княжестве. 6 билет Начало Русской митрополии. Митрополиты - греки. Митрополиты из русских. 7 билет Зависимость киевских митрополитов от Константинопольских патриархов. Значение иерархии в делах гражданских. 8 билет Первые епархии на Руси. Отношение епископов к митрополиту, порядок их избрания и отношение их к своим князьям. Законы церковного управления. 9 билет Начало книжного просвещения при святом князе Владимире. Ревнители духовного просвещения, первые училища и библиотеки. Характер книг. Переводная письменность. 10 билет Русские церковные писатели: Лука Жидята, митрополит Иларион, преподобный Феодосий, Кирилл Туровский, Иоанн II, архиепископ. Новгородский. Писатели в повествовательном роде. 11 билет Общий взгляд на богослужение. Первые храмы. Святыни храмов - святые иконы, святые мощи. Значение храмов. Новые русские праздники. 12 билет Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Богослужебные особенности Русском Церкви. Спор о постах в среду и пяток. 13 билет Влияние христианства на нравственность русского народа. Остатки язычества. Примеры благочестия. 14 билет Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий. 15 билет Устройство Киево-Печерского монастыря. Значение Киево-Печерской обители. Другие замечательные монастыри. 16 билет Второй период. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни. Отношение монголов к христианству. Мученики за веру. 17 билет Распространение христианства среди татар. Христианство на Севере. Святой Стефан Пермский. 18 билет Борьба с католичеством на Северо-западе и в княжестве Галицко-волынском. Православие и борьба его с католичеством в Литве. Успехи католичества при Ягелле. 19 билет Церковная иерархия. Митрополиты Кирилл II и Максим. 20 билет Митрополиты святители Петр и Феогност. 21 билет Святитель Алексий. Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. 22 билет Митрополиты святители Киприан и Фотий. 23 билет Митрополиты Исидор, святитель Иона. Разделение митрополии. 24 билет Состояние богослужения после нашествия Батыя. Определения Владимирского (1274) и Константинопольского (1276) соборов относительно богослужения. 25 билет Святые иконы. Новые праздники. Ересь стригольников. 26 билет Монашество. Преподобный Сергий Радонежский. Значение Троице-Сергиева монастыря. 27 билет Другие замечательные монастыри и их подвижники. Общежитие и отшельничество. Монастырские вотчины. Значение монастырей. 28 билет Состояние духовного просвещения. Неблагоприятные условия для развития образования. Переводная письменность. Размножение апокрифов. Оригинальная (самостоятельная) письменность. Поучения XIII-XV веков. Жития святых. Преподаватель прот. Вадим СМИРНОВ
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar