Меню
Назад » »

Женская сексопатология (53) Психопрофилактика половых нарушений

Психопрофилактика половых нарушений Для профилактики половых нарушений большое значение имеет правильное половое воспитание. Оно неотделимо от общего развития личности и ставит своей целью привитие норм полового поведения, подчиняющихся нормам морали общества, в котором человек растет и воспитывается. Половое воспитание начинается с детского возраста. Не следует давать ребенку каких-либо разъяснений по вопросу рождения человека до тех пор, пока он сам не спросит. Если же он задаст такой вопрос, давать разъяснение нужно правильно, хотя и в доступной для ребенка форме. У большинства детей такие вопросы возникают в возрасте от 3 до 6 лет. После 6 лет ребенок, не обращавшийся за разъяснением к родителям, обычно успевает его получить со стороны, причем нередко в форме, оказывающей вредное влияние на его последующую жизнь. Не следует также замалчивать эту тему, нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней. С точки зрения профилактики гомосексуализма важно с детства развивать у человека представление о принадлежности к своему полу, при этом у мальчика развивать мужские, у девочки — женские черты характера. Например, мальчику следует внушать: «Ты мальчик, а мальчики не плачут!». Девочке нужно прививать интерес к женским занятиям (шитью, приготовлению пищи и т. п.), подчеркивать, что ей идут косички, бантики, юбочка («Это носят только девочки, это очень красиво, очень идет!»). С этой же точки зрения нежелательно чрезмерно восставать против применения девушками косметики, маникюра, подавлять любовь к женским украшениям. Мальчика желательно привлекать к работе отца, девочку — к работе матери. Однако не следует утрировать. Ничего страшного, если один раз мальчик проявит интерес к кукле или захочет помочь маме гладить белье. Важно, чтобы родители — мать и отец — каждый выполнял свою женскую и мужскую работу. Дети должны видеть, что есть разница между мужской и женской работой, но не должно создаваться впечатления, что мир разделен на два враждебных лагеря — мужской и женский. Плохо, если родители держатся дома обособленно, — отец только читает газету и смотрит телевизор, а мать выполняет всю домашнюю работу. Важно, чтобы они выполняли и некоторые совместные работы. Счастливый брак, хорошие теплые отношения между супругами имеют большое значение для профилактики гомосексуализма у детей. Если отца нет в семье, важен его образ, создаваемый матерью или близкими. Хорошо, если мать может в присутствии дочери похвалить новый туалет отца и проявить к нему нежность, так же как отец — сделать это по отношению к матери при сыне. Неплохо, если мать скажет дочери: «Посмотри, вон какой интересный молодой человек». Желательно прививать взгляд на отношения между полами как простые, естественные. Если дочь заходит в комнату в то время, когда отец одевается, хорошо сказать: «Надо постучать в дверь, прежде чем входить. Видишь — мужчина одевается». Однако не следует вызывать чрезмерную реакцию стыда. Представления о теле должны быть естественными (Wyden P.В., 1969). Там, где возникают опасения, что возрастная реакция на противоположный пол у девочки выражена недостаточно, следует избегать чрезмерно нежного отношения со стороны матери (или старшей сестры, тети), ласк, поцелуев и, наоборот, усиливать нежные отношения со стороны членов семьи мужского пола. Желательно с детства прививать девочке установку, что когда она вырастет, то выйдет замуж и у нее будут семья и дети. Нежелательна чрезмерная реакция родителей на сексуальные игры девочек с мальчиками, приводящая к полному запрету контакта с мальчиками, и в дальнейшем — запугивание возможностью забеременеть. Важно не допускать совращения детей и подростков старшими лицами, предотвращать то, что может этому способствовать. Так, не рекомендуется спать в одной постели младшим детям со старшими и взрослыми одноименного пола. Следует ограждать девушек от подруг, проявляющих к ним чрезмерную нежность, не допускать строгой изоляции от лиц противоположного пола и не подавлять естественный интерес к ним. Если семейная жизнь родителей сложилась неудачно, например, из-за пьянства и грубости мужа, не следует в присутствии девочки говорить о том, что лучше вообще не выходить замуж, что «все мужчины — мерзавцы». Желательно рассказать о счастливых семьях и выразить уверенность, что дочь, когда вырастет, выйдет замуж удачно. С целью профилактики врожденных форм гомосексуализма беременным женщинам (особенно на IV–VI месяцах) желательно избегать нейролептических средств, а также гормональных препаратов. Правильное полоролевое воспитание, отмечает Г.С. Васильченко (1983), должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями. Между тем, как правило, в дошкольных учреждениях основные коллективные игры (в «космонавтов», «машинистов», «строителей» и т. п.) проводятся без учета пола детей, а в школах предпочитают женоподобное поведение у мальчиков и мужеподобное у девочек. Любые проявления мужественности у мальчиков подавляются. «Бесполое» воспитание школьников проявляется в том, что нередко девочки и мальчики на равных моют полы и поливают цветы, учатся шить, вязать, мастерить и т. п. Много ценного в плане полоролевого воспитания могут дать художественные произведения и кинофильмы. Для предупреждения мастурбации у детей следует избегать всего того, что может вызвать раздражение половых органов. Сюда относятся плотно прилегающие скользящие складки нижнего белья, давление на половые органы при катании ребенка на седле велосипеда, неправильное подмывание и подтирание, излишнее прикосновение к его наружным половым органам. Важно своевременно обнаружить появление остриц у девочек, не допускать возникновения зуда половых органов. Нежелательно, чтобы ребенок спал на излишне мягкой постели, долго лежал в кровати после пробуждения или перед сном. Многие матери предпочитают, чтобы ребенок, засыпая в постели, держал руки на одеяле, а не под одеялом. Физкультура и спорт, постоянная занятость ребенка, труд и развлечения имеют большое значение и для профилактики мастурбации. Случаи широкого распространения мастурбации на основе взаимного подражания встречаются лишь в тех детских учреждениях, в которых дети предоставлены сами себе, ничем не заняты. С точки зрения профилактики аноргазмии желательно, чтобы в процессе воспитания возникли простые естественные отношения к проблемам взаимоотношения полов, половой жизни. Не следует прививать взгляд на половую жизнь как на нечто грязное, аморальное, греховное, унижающее «настоящую чистую любовь». Это может привести к некоторой задержке развития полового чувства. Так, по A. Kinsey (1954), у ревностных католичек, получивших строгое религиозное воспитание, оргазм возникал в течение первого года половой жизни несколько реже, чем у остальных, после чего частота его в обеих группах выравнивалась. Неверные представления о строении женских половых органов и о дефлорации могут вести к возникновению страха перед дефлорацией и способствовать развитию вагинизма. Так, одна наша больная, 24 лет, полагала, что при половом акте мужской половой орган должен проникнуть в мочеиспускательный канал, и недоумевала, как он может поместиться в столь узком отверстии. Другая, имевшая очень смутное представление о мужских половых органах, в первую брачную ночь, внезапно увидев возбужденный половой орган мужа, в ужасе забилась в угол комнаты. Далее в течение года не допускала половой близости с мужем, пока мы не устранили страх. Половая непросвещенность другого рода, порождающая ожидание от первого полового акта чего-то необычного и фантастически прекрасного, может, в свою очередь, вызвать разочарование и на некоторое время затормозить наступление оргазма. Нередко, как указывалось при рассмотрении вагинизма и виргогамий, супруги, не имевшие опыта половой жизни, не могут ее начать, гак как муж не находит вход во влагалище и прижимает мягкие ткани половых органов жены к лобковой кости. Это вызывает у нее резкую боль, и после нескольких неудачных попыток может возникнуть коитофобия и вагинизм, а у мужа — представление о том, что у него, якобы, недостаточная эрекция. Чаще всего эти трудности возникают при низком расположении промежности у девушки и неадекватной позиции полового сближения. В этих случаях, если девушка находится в позе на спине со слегка согнутыми коленями или вытянутыми ногами, дефлорация крайне затруднена; при этом рекомендуется поза на спине с коленями, раздвинутыми и резко подтянутыми к грудной клетке. Могут встречаться и другие особенности топографии женских половых органов, относящиеся к вариантам нормы, однако затрудняющие половое сближение. В этих случаях показана индивидуальная медицинская консультация (см. лечение вагинизма). Незнание особенностей строения девственной плевы может стать источником тяжелых психотравмирующих переживаний у девственницы, вызванных тем, что во время первой брачной ночи нет ожидаемой боли и крови. Это бывает, как указывалось, если разрыв пришелся на участок плевы, слабо снабженный кровеносными сосудами и нервными окончаниями, или если плева легко растяжима и впускает половой орган без разрыва. Для профилактики аноргазмии недостаточно общих сведений о строении половых органов и биологии зачатия. Важно знакомство с элементарной физиологией полового акта, путями достижения половой гармонии. Просвещение лиц, готовящихся вступить в брак и не имеющих опыта половой жизни, требует большого такта, чтобы не задеть естественного чувства стыдливости и не лишить девушку чистоты, некоторой наивности, но в то же время правильно подготовить ее к предстоящему. Не меньшее значение имеет это просвещение и для жениха. Оно должно строиться так, чтобы не допускать ятрогении, не порождать у него тревоги и опасений неудачи, однако снабдить его необходимыми сведениями. Для подготовки вступающих в брак, а также молодоженов много ценного может дать организация консультаций по вопросам семейной жизни. Такая консультация в 1971 г. открыта в Ленинграде при Сексологическом центре (А.М. Свядощ). В загсах за 1–2 месяца до бракосочетания (при подаче заявления о регистрации брака) жениху и невесте вручается приглашение посетить эту консультацию и прослушать цикл из двух лекций. Первая трехчасовая лекция раскрывает культуру и красоту чувств (в ней говорится о задачах брака, о высоком чувстве любви, о взаимоотношениях супругов в семье, отношениях с родителями, распределении бюджета и т. п.), вторая — гигиену половой жизни. Вторую лекцию для мужчин и женщин читают раздельно. Помимо лекций, проводятся индивидуальные консультации для мужчин и женщин по психологическим и сексуальным проблемам, возникающим в браке, половым расстройствам и бездетности. Консультации анонимны. Для них не требуется каких-либо документов или направлений. Удовлетворение половой жизнью в браке имеет большое значение для достижения семейного счастья, однако само по себе не может его обеспечить. Так, по данным Hanna Malewska, из числа женщин, испытавших «высокую или очень высокую степень полового удовлетворения», считают свой брак счастливым или очень счастливым — 79 %, «обычным» — 16 % и несчастливым — 5 %; среди женщин, испытавших «низкую или очень низкую степень полового удовлетворения», находили брак счастливым или очень счастливым — 35 %, «обычным» — 43 % и несчастливым — 21 %. Иначе говоря, «счастливые» браки встречались в первом случае в 2 раза чаще, а «несчастливые» — в 4 раза реже, чем во втором. При этом можно отметить, что 36 % женщин, не испытывавших удовлетворения при половой близости, тем не менее находили свой брак счастливым, а некоторые (6,8 %) даже очень счастливым. Из числа женщин, опрошенных в Ленинграде С.И. Голодом, 22,8 % отметили, что, по их мнению, супругов больше всего связывает общность интересов, 22,8 % — физическая близость, 23,3 % — привычка друг к другу, 10,1 % — супружеский долг, 9 % — назвали различные другие мотивы. Таким образом, большинство женщин придавали первостепенное значение интеллектуальным и моральным ценностям в браке. Счастье может принести только гармоничное сочетание духовной и половой жизни, при котором половая близость — лишь кульминационный момент в возникших межличностных отношениях.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar