Меню
Назад » »

Забелин Иван Егорович / Домашний быт русских царей (60)

Очень богато наряжался царь Алексей Михаил., когда в 1653 г. и 1664 г. выезжал на Девичье поле смотреть собранное там войско, весь свой ратный чин, свой полк стольников, стряпчих, дворян московских, жильцов на конях со всею их службою [144] и всяких чинов, служивых людей, и дьяков и подьячих. Это было 13 июня [145] и продолжалось каждый день до 28 июня включительно за исключением дней воскресных (В. 285). Подавалось платье одно утром до обеда, и другое вечером после обеда. И то и другое блистало всем богатством и всею красотою, которыми в этом случае окружал себя молодой государь. Ему было тогда 24 года. В эти дни ему подавали следующее платье: Зипуны: 1) Объярь серебряна травки золоты. 2) Тоже объярь травы розных цветов, пуговицы обнизаны жемчугом. 3) Камка кизылбашская золотная травы серебряны — пуговицы те же. 4) Обярь золотная по червчатой земле травы золоты и серебряны — пуговицы те же. 5) Алтабасный. 6) Объярь дымчата с серебряною струею. 7) Отлас бел. 8) Объярь желта с серебряною струею. 9) Камка кизылбашская по серебряной земле травы шелковы меленки. 10) Камка кизылбашская по серебряной земле травы золотные редкие. К зипуну подавалась обнизь (стоячее ожерелье, воротник): 1) Большая — бархат червчат двоеморх, обнизано жемчугом большим Гурмыцким с изумруды, морхи обнизаны скатным жемчугом мелким. 2) Бархат рудожолт двоеморх с лазоревыми яхонты, обнизана жемчугом большим Гурмыцкими зерны. 3) Бархат зелен двоеморх с каменьем и с жемчуги. 4) Средняя с каменьем. 5) Меньшая с каменьем. 6) Большая — запоны алмазные. Обнизь не всегда подавалась, надевали зипуны и без обнизи, когда ожерелье бывало у чуги. На зипун надевалась чуга, род военного мундира. Чуги: 1) Без ожерелья, бархат [червчат] двоеморх с орлами подпушка объярь по серебряной земле травы золотные; круживо кованое серебряное широкое, три пуговицы золотые с каменьем, нашивка в четырех местах жемчуг с каменьем яхонты червчатые, лалы, изумруды. Перевязь (цепь) алмазная с амагилью золотою. Пояс большой тесма серебряна; на концах плащи и крюк. При нем нож булатный черен раковинный насечен золотом, ножны оправлены золотом с каменьем — алмазы, яхонты, изумруды, бирюзы. Поцепка, на которой привешивался нож, золото волоченое. 2) Атлас ал — с меньшим убором. 3) Бархат зелен двоеморх с орлами круживо кованое широкое золото с серебром, подпушка объярь золотная травы серебряны три пуговицы с каменьями золоты с винифты, с алмазы, яхонты, изумруды, узлы с каменьем и жемчуги. Перевязь золотая безо фляжки. Кушак большой серебрян, у него нож большой булатный. 4) Атлас бел с круживом широким золотным кованым, пуговицы золоты с белым финифтом с яхонты червчатыми. Перевязь амагиль серебряна золочена с орлом, в ней часы. Кушак с ножом. 5) Объярь дымчата с серебряною струею. Образцы — плащи золоты с яхонты червчатыми, около плащей обнизано жемчугом большим; 10 пуговиц изумрудные большие на золотых закрепках.[146] Перевязь золотая запоны с каменьем и жемчугом; фляжка яшмовая; пояс тесьма серебряна с каменьем. 6) Отлас червчат, фляжка золотая с часами (В. 287). Другая атлас дымчат. 7) Бархат червчат, нашивка круглая обнизная. 8) Отлас рудожолт, нашивка долгая с жемчугом. Круживо кованое серебряное широкое; пуговицы золоты прорезные на грушевое дело с каменьи. Ожерелье подложено отласом золотным по серебр. земле травы золоты. 9) Бархат зелен с круживом серебряным. Нашивка — плащи круглы золоты с каменьи и жемчугом. Пуговицы на грушевое дело с каменьи. Перевязь золота с подписью кольчата подложена атласом червчатым безо фляжки. Кушак золотной с шолками; у него нож булатный черен обделан золотом с каменьем, лалы и бирюзы. 10) Бархат рудожелт. 11) Камка желта куфтерь убор малый. 12) Отлас желт — также. 13) Бархат чорн — также. 14) Объярь серебряна, перевязь большая обнизная с яхонты червчатыми. Пояс серебр. тесма, с алмазами. 15) Бархат зелен с орлы. Ферези 1) Ферези ездовые — зуфь бела подпушка участок золотный. Образцы низаны жемчугом с каменьем по чорному бархату, завязки и кисти золотные ворворки большой жемчуг. 2) Зуфь вишнева, круживо золотное кованое и пр. то же.[147] 3) Зуфь червчата. 4) Зуфь голуба. 5) Зуфь бруснична. 6) Зуфь малинова, образцы инроги низаны жемчугом. 7) Зуфь сизова, образцы львы и грифы низаны жемч. 8) — дымчата (серой цвет тож). Образцы прорезные жемчужные. 9) — рудожелта. 10) — яринной цвет. 11) — темнолимонна. 12) — зелена. 13) — сизова образцы львы да грифы. Так как в это время государь смотрел войско, выезжая на коне, то ему подавались и штаны: 1) Камка кизылбашская золотная по мелинной [148] земле. 2) Камка кизылбашская по брусничной земле полосы золоты и серебряны с шолки. Шапка: 1) Бархат червчат двоеморх, окол соболий, обнизана вся жемчугом с запаною. 2) Она же с крестом алмазным. 3) Бархат зелен (другая двоеморх) гладкой, окол соболей с запоны. 4) Шефранная двоеморхая, в запоне два пера яхонты лазоревы, петли низаны жемчугом. 5) Бархат рудожелт, окол соболей, с запоны, в запоне перо. 6) Бархат червчат двоеморх, окол соболий, запоны алмазные косые. 7) Бархат зелен двоеморх, окол соболей в запоне орел. 8) Бархат червчат гладкой ок. соб. в запонах яхонты лазоревы. 9) Бархат жолт, ок. соб. с запоны. 10) Бархат чорн, ок. соб. с пером. 11) Барх. копытчат, ок. соб., с запоны. 12) [Бархат шефранной цвет двоеморх,] с крестом алмазным. Для конной же езды Рукавицы: 1) Ролдужные, запястье шито золотом по червчатому отласу с жемчуги, бахрома золото с серебром. 2) Перщетые с бахрамами. 3) Вязеные шолк червчат, запястье золотное, бахрама золотная, подложены тафтою червчатою. 4) Ролдужные в запястье низано львы и грифы жемчугом.[149] 5) Ролдужные, запястье шитое золотное. 6) — запястье низано жемчугом по чорному бархату. [7) — запясье низано жемчюгом львы да гривы [150]]. Обувь — ичетыги и башмаки сафьян желт новы. Подвязки тесмы золото с серебром пряжи и наконечники серебряны золочены с чернью гладкие (В. 285). Очень богато государь одевался [151] в Богоявленьев день 6 января, когда ходил за крестами с крестным ходом на Иордань. Это было торжество всенародное, а потому сколько для праздника, столько же и еще более и для народа, дабы видел народ царский сан во всем блеске, государь одевал самые ценные дорогие одежды, какие только находились в его гардеробе, в его Большой Казне. В 1671 г.[152] в этот день на государе был следующий наряд царский: крест, диадима 2 наряду, шапка царская первого наряду, что с лалом, жезл царский, перевязь золота кольчата, платно царское 2 наряду, бархат виницейской золотной, что морх червчат земля зашивана золотом травы аксамитные золоты с серебром; шесть пуговиц золоты на грушево дело прорезные с алмазы и с яхонтики червчатыми; испод горностаевой с пухом; кафтан царской становой отлас виницейской травы кубы и розвод золотной по зеленой земле, испод горностаевой с пухом круживо низано в шахмат с трунсалом и картулином по таусинному отласу, на рукавах запястьи низаны жемчугом с изумруды и с яхонты лазоревыми по червчатому бархату, 11 пуговиц обнизаны жемчугом; ферези безрукавные камка двоелична шолк бел да голуб, испод черева лисьи; зипун тафта бела, ожерелье пристяжное 2 наряду с яхонты червчатыми и с лазоревыми и с лалы и с изумруды. Стряпни было: полотенцы, стул с кистьми, ворворки обнизаны жемчугом, зголовье (подушка к стулу) низано жемчугом; подножье теплое испод пластины собольи, солношник (зонт) подшит пластины собольи (В. 540). В больших выходах за государем следовала так называемая стряпня — стул для отдыха с подушкою, подножье, род ковра, на котором государь становился во время церковной службы, и при выходах на Иордань полотенцы, надобные при окроплении Св. Водою. Эти три предмета несли три стряпчих, одетые в золотах, как назывались золотные кафтаны. При возвращении [153] крестного хода в Успенский собор государь обыкновенно переменял ходовую царскую одежду в приделе Дмитрия Селунского и надевал обычное платье, в котором приходил в собор. В том же приделе государь надевал и царский наряд для шествия на Иордань. Нередко с Иордани государь шествовал к Богоявленью на Троицкое подворье, где переменял некоторые одежды на другие, как-то: зипун, кафтан, и надевал шубу соболью с бобровым ожерельем. — Бывала шуба отлас серебрян, по нем реки золотные, по рекам листье золотное с шелками (В. 149). Для перемены одежды на Троицкое подворье отправлялась стряпня, которую несли 11, 12, иногда 13 человек стряпчих, смотря по числу предметов. Они держали, между прочим, влагалище (особый футляр) креста, влагалище шапки царской, влагалище жезла, влагалище диадимы и чехлы от платна и кафтана и другие предметы. В таком бережливом порядке (В. 149) охранялись дорогие одежды и все дорогие предметы государева наряда. Именем стряпни обозначались вообще всякие предметы одежды и различных вещей, надобных по случаю выхода как рядового, так и особого, так сказать, чрезвычайного. В 1670 г. августа 19 царь Алексей Мих. ходил за крестами в Донской монастырь в обычном платье. Стряпни было полотенцы, подножье, стул, солношник и, кроме того, сума со стряпнею, а в ней сорочка запечатана, полотенцы, простыни, связка,[154] шапка с пухом, гребень, зеркало, два бруса мыла (В. 149). Надо заметить, что таковая стряпня подавалась только 1-го августа, когда государь купался после освящения воды, обыкновенно у Симонова монастыря в Москве-реке. Здесь трудно угадать, почему такая стряпня следовала к Донскому монастырю, у которого не было места для купанья. ——— Причастное. Белье и платье, в котором, говея, государь причащался, всегда сохранялось особо, как некоторого рода святость. Обыкновенно цари говели или на первой неделе поста, или на Страстной, что бывало чаще, и очень редко в августе, в Успенский пост. Так как причащение совершалось в одной из Верховых церквей, что на Сенях, то государь одевался в это время довольно просто, так сказать, по-домашнему, как и поступал царь Михаил и до 1652 и царь Алексей. К причастию они одевали обычное платье шубу, когда было холодно, или опашень в теплую погоду, кафтан становой или ферези, зипун с обнизью или стоячим воротником, камчатные или тафтяные чулки, сафьянные башмаки, шапка суконная или бархатная. Золотные дорогие ткани в этом наряде отсутствовали. В нем особо оберегаемою статьею были сорочка причастная, порты причастные и пояса причастные, также утиральник и лентий, — все это приносилось из хором царицы и после обедни туда же бережно возвращалось (В. 11). Известно, что все государевы сорочки сохранялись под замком царицы.[155] В 1652 г. царь Алексей изменил простоту причастного наряда. В этот год 25 июля был поставлен на патриаршество Новгородский митрополит Никон, государь по редкому случаю изволил говеть в Успенский пост и 13 августа причащался у Спаса на Сенях; а причащал его государя сам святейший патриарх Никон, поэтому, несомненно по совету нового патриарха, причастное платье государя получило не только большее против прежнего богатство, но и большую полноту со включением некоторых частей царского большого наряда. За три дня до причащения, 10 августа, государю были скроены новый становой кафтан камка золотная по червчатой земле травки, круживо кованое серебряное и новое царское платно — объярь по серебряной земле травы золото, круживо низано жемчугом с каменьем, пуговицы золоты круглы велики прорезные. На это платно государь надел крест, диадиму 3-го наряда, а на главу Шапку царскую с крестом, Мономахову. Таким образом, несомненно по внушению Никона, государь явился к Святому Таинству не простым смертным, как водилось прежде, а в образе царя, имевшего в руках и царский жезл из Большой Казны с Казенного двора. В Выходной книге по этому случаю, между прочим, записано, что государь указал и впредь сей наряд подавать на себя государя, как он станет государь причащаться. А на платье указал государь сделать (особый) сундук и обить бархатом червчатым (В. 264). В 1653 г. государь причащался на Страстной в Великий Четверток 7 апреля в Успенском соборе. На другой день он указал: «Сему государеву причастному платью быть в Соборной и Апостольской церкви», где в приделе Дмитрия Селунского происходило государево одеванье и раздеванье, и там, вероятно, сохранялось и это причастное платье. В 1654 г. февр. 10 государь говел на первой неделе Великого поста и причащался в церкви Евдокии на Сенях в этом же царском наряде, когда по случаю холода царское платно и становой кафтан были на горностайном меху (В. 307). За утратою Выходных книг 1655—1659 гг. нам неизвестно, как и где совершалось причащение в эти последующие года. Впоследствии сведения об этом также отрывочны и редки. В 1667 г. апреля 4 и в 1670 г. марта 31 государь приобщался, в Успенском соборе в большом царском наряде (В. 477, 523). Молодой царь Федор Алексеевич одевался к причащению очень просто, простее даже своего деда царя Михаила.[156] ——— Брачное. В царской одежде по случаю бракосочетания находились некоторые особенности, по-видимому, унаследованные от давней старины. К таким особым одеждам принадлежали кожух и шуба с названием русская, которые только и надевались в день бракосочетания и в других случаях никогда не употреблялись. Это были своего рода клейноды брачного бытового обряда. Примечательно и то обстоятельство, что новобрачный, наряжаясь в шубу русскую, заметывал ее полы назад за плечи.[157] В старом свадебном обряде упоминается также, что свечники и коровайники, носившие обрядовые свечи и короваи, имели ферези спущены с двумя кушаками через плечо (крест-накрест). К тому же обрядовому порядку относится и шуба, надетая на выворот мехом вверх, в которой у дверей спальни осыпала новобрачных родная мать особым осыпалом.[158] В 1626 г. при бракосочетании царя Михаила Федор. с Евдокиею Лукьяновною Стрешневых почти что за неделю до венчания государь «указал на своей государевой радости подати на себя государя платья» по составленной росписи на все четыре дня брачного торжества, которое началось 5 февраля, а роспись была составлена еще 31 генваря. В первый день, в день венчания, 5 февраля, в воскресенье государю было подано: сорочка тафтяная, к ней ожерелье с яхонты 3 наряду, новое; пояс золотной; порты тафтяные. Зипун отласной желтой без бумаги (ваты), у него ожерелье 2 наряду с яхонты. Кожух камка бурская на червце шолк бел зелен лазорев с золотом; нашивка и пугвицы низаны большим жемчугом на соболях; пояс золот кованой, шуба русская бархат венедицкой шолк червчат да зелен круги серебряны велики репьями, в них круги золоты невелики островаты, листье золото. Тафья по бархату по червчатому низана жемчугом 2 наряду. Шапка горлатная 2 наряду; колпак большой с запонами. Нагавки (штаны) камка куфтерь червчата, легкие. Чулки камка мелкотравная червчата. Чеботы сафьян червчат шиты золотом и серебром, полные, новые. На подклеть идти государю (в спальню) — шуба нагольная белья, шапка черевья, башмаки шиты золотом и серебром сафьян червчат. На другой день, как пойдет государь из сенника в мыльню, — шуба нагольная белья с тафтяною нашивкою, шапка черевья, башмаки сафьян червчат. А как выйдет из мыльни, быть на государе сорочке и ожерелью и сорочешному поясу и портам тем же, которые были на первый день. Затем зипун, кафтан, шуба и прочие предметы были поданы другие. Для пребывания в хоромах был подан полный наряд также из других одежд — более богатых, как и на третий и на четвертый день.[159] Прошло ровно 22 года от того времени, когда женился царь Михаил Фед., его сын молодой царь Алексей Мих. в том же самом порядке устраивал и свои одежды по случаю своего бракосочетания с Марьей Ильичной Милославских в 1648 году. Точно так же почти за неделю до дня венчания, 10 генваря, и для его радости была составлена общая роспись платью, в каком по дням должен был одеваться новобрачный князь. В день венчания, в первый день, 16 генваря государю был подан наряд, во всем сходный с таким же нарядом его отца. Конечно, самые одежды были других тканей с другими уборами, но старозаветные кожух и шуба русская были те самые, которые 22 года тому назад красовались на царе Михаиле. Двадцать с лишком лет они бережно сохранялись в царской кладовой, как и калита моск. князя Данила или Мономахова Шапка и другие сохранившиеся драгоценности старого времени. Это подает повод заключать, что кожух и русская шуба, хотя в течение времени и изготовлялись из новых тканей, но всегда сохраняли свое особое значение в брачном наряде и, несомненно, оставались памятниками глубокой старины. Но со времени царствования Алексея Мих. настает очень заметное движение к Петровской эпохе преобразования царского быта во многих его подробностях. Старое, особенно очень древнее, стало забываться ввиду водворявшихся мало-помалу различных немецких или вообще европейских новостей. Так были забыты и древний кожух и русская шуба. Спустя 23 года после женитьбы царя Алексея на Милославской, при вторичном бракосочетании на Наталье Кирилловне Нарышкиных, государь в первый день брака, 22 генваря 1671 г., оделся совсем иначе, как было прежде при первой его радости. В этот день ему было подано: им самим же, как упомянуто в своем месте, с. [843], вновь введенная одежда ферезея, под нею ферези, а под ними зипун с пристяжным ожерельем и пр. О кожухе и шубе русской уже не поминается (В. 541). Надо, впрочем, заметить, что эта царская радость по обстоятельствам, о которых см. Домашний быт русских цариц, изд. 3, с. 252 и сл., совершилась не по-прежнему, а без особого подобающего свадебного чина и торжества. Между тем упомянутые древние одежды все-таки должны бы красоваться на государе как принадлежности старозаветного брачного обряда, но об них в это время уже совсем забыли, быть может и по той причине, что брачное венчание совершилось с большою осторожностию, как бы потаенно, так что государь прошел в Успенский собор к венчанию скрытно прямо из хором царицы внутренними переходами через Ризположенскую лестницу, что у западных врат собора. ——— Выше мы описали одежды, которые бытовали в царском обиходе в течение XVII ст. В предыдущем XVI ст. находим несколько одежд, каких в XVII ст. уже не встречается. Сохранились немногие описи платья времен царя Ивана Вас. Грозного и даже его походные выезды с обозначением надеваемых одежд. Упоминаются те же зипуны, ферези, кафтаны, платно, чуги, опошни, однорядки, шубы, епанчи и пр., иное с иным только названием: сафьянные ичетыги XVII ст. называются по-русски чулками. Наиболее любимою одеждою были ферези. К особенностям костюма того времени против XVII ст. принадлежали: 1) Кафтанец короткий. 2) Терлик (Руской — Савв. 17. Год.[160]). 3) Тегиляй. 4) Армяк. 5) Сермяга.[161] В головном уборе — науруз. В нижней одежде — ногавицы, род штанов. С наколенки — их убор. Кафтанец короткий по-видимому соответствовал той одежде, которая в XVII ст. носила название чуги. В описях XVII ст. это имя редко [162] упоминается, зато кафтанец короткий в ездовом платье занимает свое место постоянно, как и чуга в XVII ст. Поэтому возможно заключить, что переменилось только имя, а покрой одежды оставался тот же. Такая перемена имени вполне зависела от усмотрения дьяка или заведующего гардеробом, дававшего предмету то имя, какое бывало в ходу, или какое точнее обозначало предмет описания. Так, в XVII ст. обычные почти на каждой одежде петлицы везде называются нашивкою по тому поводу, что они нашивались на одежду. В описях XVII ст. это прозвание совсем не встречается, его заменяет слово образцы, которое обозначало самую форму нашивки, обыкновенно четыреуголной,[163] хотя и продолговатой. Таким образом, в XVI ст. все одежды украшались не нашивкою, а образцами, которыми украшался и кафтанец короткий. Образцы, так же как и нашивка, составляли принадлежность и красу пуговиц или вообще застежек. О терлике мы упоминали [выше, с. 858], что в XVII ст. в царском обиходе он не употреблялся; но в XVI ст. он принадлежал к обычному ездовому платью вместе с кафтаном. Что касается армяка, то, по-видимому, покрой его соответствовал однорядке. Армяком эта однорядка прозывалась по имени восточной ткани армячины, которая изготовлялась кочевыми азиатскими племенами из верблюжьей шерсти и бывала тонкая и толстая, как и обозначаются армяки «тонкое полотенцо» и «толстые». В XVI ст. однорядка, кроме обычной нашивки напереди, именуемой образцами, украшалась еще по плечам в лопатках золотным и шелковым шитьем. Так украшался и армяк. Это сходство в наряде одежд заставляет предполагать об их сходстве и в покрое. Вот опись обеих одежд: [«Ормяк ординской толстой, что с обрасщики в 5 местах да на прорехах по образцу, завязки шолк червчат с столбцом, кисти с золотом, ворворки шолк лазорев с золотом. Однорядка скорлатна с сажеными лопатками, завязки шолк голуб с золотом» [164]]. Особенного внимания заслуживает тегиляй, именно по небывалому в известных одеждах количеству пуговиц.[165] В описи государевых тегиляев значатся: Тегиляй бархат венедитцкой ценинен с золотом и с петлями, на нем 56 пуговиц золоты продолговаты сенчаты с жемчуги. — Тегиляй бархат венедицкой шолк червчат да зелен с золотом и с петлями. На нем 46 пуговиц золоты сенчаты резаны на проем с жемчуги. — Тегиляи ж, которые без горностаев с круживы: Тегиляй бархат венедитцкой лазорев листки золоты, на нем 48 пуговиц золоты чешуйчаты с чернью. — Тегиляй бархат венедицкой на бели чубар с розными шолки, а на нем 68 пуговиц золоты. Травки резаны с чернью.[166] У царевича Ивана Ивановича † [19 ноября 1581 г.[167]] было девять тегиляев, в том числе: Тегиляй камка кизылбашская на зелени розные шолки с золотом мелкой узор с горностаи, пугвицы серебряны уголчаты золочены. — Тегиляй без горностаев, бархат венедитцкой шолк червчат да зелен с золотом и с петлями мелкой узор; пугвицы на нем золоты чешуйчаты. — Тегиляй камка кизылбашская на вишневе розные шолки мужики с робяты и птицы, расстежной, пугвицы золоты прямые, грани резаны.[168] В этих описях слово горностай, как можно заключить, не означает горностайный мех, а изображения на тканях зверков горностаев, как и слово петли указывает на изображения на ткани фигур вроде петель. Однако другие описи упоминают о горностае меховом. Тегиляй бархат венедитцкой шолк червчат на золотой земле петли золоты и серебряны; опушен горностаем, подложен тафтою зеленою, без пуговиц. — Тегиляй бархат венедитцкой рудожолт, стеган. Круживо на нем ткано полк червчат с серебром. На нем на вороту и по боком в четырех местах образцы аксамичены серебром по червчатому отласу; бахрама шолк голуб; пуговки на нем серебряны угольчаты.[169] Эта последняя опись указывает, что наряд или убор тегиляя бывал такой же, как и на других одеждах. Только вышеприведенное число пуговиц очень затрудняет определить сколько-нибудь точно покрой этой одежды, которая в народном быту употреблялась вроде самодельного доспешного платья. В тегиляй наряжались ратные люди, готовясь в поход. Поэтому тегиляй подкладывался пенькою или деревенским сукном очень толсто и простегивался с целью устроить его так, чтобы охранить ратника от стрел и сабельных ударов. В XVII ст. такой наряд назывался куяком, который набивался даже медными гвоздями. В 1668 г. стрельцу Ивашку Кузмину, мастеру медного дела куплено меди зеленой тазовой 4 пуда делать к куякам суконным к десяти алым и к десяти голубым 8000 гвоздей для набивки тех куяков, по 400 гвоздей на куяк (№ 855).[170] В XVI ст. встречается в числе летнего государева платья и сермяга, простонародная одежда, обыкновенно суконная, как и однорядка. «Сермяга сукно бело, строка и завязки шолк багров, лопатки шолк багров да рудожолт. — Сермяга сера большая, строка шолк багров; на ней пять пуговиц золоты, половинчаты резаны с чернью; завязки широкие камка бурская, на черни шолк лазорев да червчат с золотом, подпушены камкою венедитцкою».[171] По описанному здесь убору сермяга сходствует с армяком и однорядкою. В XVI ст. кроме тафьи, шапки и колпака носили науруз, особого рода колпак из бархата, камки, сукна, с полицами, прорехами и кистью, украшенный запанами и веревками по швам. Науруз камка бурская на зелени репьи золоты с червчатым шолком; (две) запаны на нем золоты, а в них в середке по образине литой белы, да на него ж две пуговицы жемчуги уродоваты, веревки серебряны, подпушка бела с золотом. Науруз пуховой с плащи и с запанами с золотыми, а в запанах и в плащах 31 яхонт червчатых и лалов, 4 яхонты лазоревых, 29 алмазов да тумпаз, 4 изумрудцы, 8 берюз, 6 зерен вислых жемчужных на прорехах, 4 пуговицы золоты, а яхонты в них лазоревы. Науруз по гвоздичному бархату шит золотом волоченым, с запонами. Науруз скорлатной, по нем веревки жемчужны, на нем на одной прорехе запана золота, а в ней яхонт лазорев велик долог обделан золотом, а вверху яхонт червчат, да на прорехах по два переченка золоты с олмазцы пугвицы золоты уголчаты с финифты с камышки. Науруз камка бурская на бели шолк лазорев да червчат с змейки и копытца золоты малые, веревки трунцалны; две запоны золоты круглы на них травы листье, в одной запоне яхонт лазорев да 4 яхонты червчаты да зерно жемчужное, а, в другой запоне яхонт лазорев да лал; полицы камка бурская на червце розные шолки с золотом; кисть шолк червчат с золотом, ворворки канютелные одинокие.[172] Краткие описания наурузов см. в Материалах VII, 7.[173] При царе Иване Вас. Грозном царская обувь отличалась особым нарядным украшением. На передах или носках у чоботов и у башмаков, обыкновенно сафьянных, набивались по сафьяну золотые бляшки, изображавшие орлов, единорогов или индрогов, львов, волков, лисиц.[174] И тогда, как и в XVII ст., употреблялись на одеждах ткани с изображениями людей или мужиков: люди да деревье, мужики крылаты, мужики да барсы, одни мужики, мужички сидячие, мужики со птицами, мужики стоячие, мужики да деревье, мужики с робяты.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar