Меню
Назад » »

Забелин Иван Егорович / Домашний быт русских царей (53)

[1] См. «О состоянии России в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. (Третья книга «Путешествия» Олеария.)» Перевод с нем. изд. 1656 г. А. Михайлова. Архив историч. и практич. сведений, относящ. до России, издав. Н. Калачовым, 1859, кн. 3, с. 36—37. Ср. перевод А. М. Ловягина. СПб., 1906, с. 188—191. — Ред. [2] На поле печатного оригинала 1872 г. (Дом. быт русских цариц, изд. 2, с. 401) замечено: «Исповедь стр. 403», а далее на листке, добавленном к стр. 447, чит.: «401. Исповедь — Что запрещалось». Кроме соответствующих мест на стр. 403 (в настоящем издании — ниже, с. 697), ср. Потребник, М., 1651, лист 153 («исповедание миряном») — «или сотворил еси пир с смехотворением, и плясанием, или слушал еси скоморохов, или гуселников, или пел еси песни бесовские, или слушал еси иных поющих», лист 155 об. — «Согреших, ... любя игры, и плясания, и всякая дела бесовская»; см. также листы: 161 об. («исповедание детям малым»), 164 об. («исповедание женам»), 167 — «Согрешила, слушая гудения гуслей, и всякого скоморошества бесовского неистовьства», 177 (исповедание священником), 181 — «Согреших, господине отче, на игрищах позоров смотрях, и скомрахов, и всяких игр бесовских, прилежне смотрях, и сам та сотворях, и повелевах игры творити, и шахматы, и лейки, и зерньми, и прочая бесовьская начинания сотворих и смотрях». Возможно, что автор имел в виду принадлежавший ему список Потребника (№ 529), где почти все отмеченные места автором подчеркнуты. Этот список поступил, как и все рукописи автора, в Исторический музей. Ср. также A. H. Веселовский. Разыскания в области рус. духовного стиха. VII. II. (Сборн. отд. рус. яз. и слов. Импер. Ак. Наук, т. XXXII. СПб., 1883), с. 196—197, где приведены выдержки из Требника по ркп. H. С. Тихонравова. — Ред. [3] См. Домострой... Сообщ... Д. П. Голохвастовым. М., 1849, с. 13, 38, 43, 46; ср. Домострой по Коншинскому списку и подобным, к изд. приготовил А. Орлов. М., 1908, отд. II, с. 10, 21—22, 24. — Ред. [4] Летописи русской литер. и древн., изд. Н. Тихонравовым, т. IV, М., 1862, «Слова и поучения, направленные против языческих верований и обрядов». [См. с. 90, 94 и 96 и Кормчая, М., 1653, л. 197 и обор. (62 Правило 6 Вселенского Трулльского Собора). — Ред.] [5] На поле печатного оригинала 1872 г. автором добавлено: «Цитата». См. 60 Правило Поместного Собора в Карфагене — «Еллинская пирования да престанут, своего ради безобразия, и еже многи привлачати христианы, и во дни памяти мученик тому бывати. Толкование. От древних обычаев приимше человецы, еже собиратися на нарочитых местах, или при церквах в памяти святых, мужи и жены сходящеся пирования творят, и упившеся пляшут срамно, и ина некая безобразная творят, иже суть обычай еллинские прелести, отселе ни в священных местах, идеже бывают памяти мученик, ни на иных местах таковому быти, правило не прощает: но до конца таковое пирование отсекает, яко многи христианы привлачающе, и ведуще в погибель» (Кормчая. М., 1653, листы 140 об. и 141); ср. также 68 Правило того же Собора (там же, л. 143) — «Иже от поганских обычаев сотворяемии пирове, да будут отвержени»... Как здесь, так и выше (см. с. 698 прим. 1) автор пользовался принадлежавшим ему списком Кормчей (№ 399), поступившим в числе рукописей автора в Исторический музей, см. листы 154—154 об., 156, 195 об. — Ред. [6] Памятники российской словесности XII века, изд... К. Калайдовичем, М., 1821, с. 94 [и сл.]. [7] Ср. Д. В. Поленов. «Житие св. Нифонта Константиноградского по рукописи XII—XIII века», Известия Импер. Ак. Наук по отдел. рус. яз. и слов., т. X; соответствующее место см. в извлечении из Жития на стр. 381—382. — Ред. [8] На поле печатн. оригинала автором отмечено: «Потребн. XV в. ирим». Какую именно рукопись имел в виду автор, установить нельзя; впрочем, поставленные, хотя и позже, точки над первыми тремя буквами последнего слова могут, пожалуй, указывать, что все эти буквы не что иное, как инициалы «Импер. Росс. Истор. Музея», но среди Требников Музея списка, который можно было бы здесь отметить, не имеется. — Ред. [9] Ср. Дополн. к Акт. Историч. Т. I. СПб., 1846, № 22, с. 18—19; см. также Чтения в Импер. Общ. Ист. и Др. Росс., № 4. М., 1846. Смесь, с. 59—62 и П. С. Р. Л. Т. IV. СПб., 1848, с. 278—281. — Ред. [10] Маскевич, 62. [Сказания современников о Дим. Самозванце, ч. V. Записки Маскевича. СПб., 1834, с. 62. — Ред.] [11] См. «Выписки из подлинного жития препод. Феодосия». Прибавление от редактора [И. И. Срезневского], Ученые Записки 2 Отд. Импер. Ак. Наук. Кн. II, в. II. СПб., 1856, с. 192. Ср. также Чтения в Импер. Общ. Ист. и Др. Росс. 1879, I, л. 34 об. (Житие преп. Феодосия по сп. XII в., изд. О. М. Бодянским и А. Н. Поповым). — Ред. [12] Ср. Руские Достопамятности... Ч. I. М., 1815, с. 95 и 98. См. также «Памятники древне-русского канонич. права». Часть первая, изд. 2. СПб., 1908 (Русск. Историч. Библ. т. VI, изд. 2), с. 8—9, 13—14. — Ред. [13] Памятн. Росс. Слов. XII в., изд... К. Калайдовичем. М., 1821, с. 187. [Ср. Памятн. древне-рус. канонич. права. Ч. I, изд. 2. СПб., 1908, с. 40]. [14] Ср. Правосл. Собеседн., 1859, № 4, с. 471 (Поучение о праздновании воскресного дня из Измарагда к. XV или нач. XVII в.) и И. И. Срезневский. Сведения и заметки о малоизвестн. и неизвестн. памятн. СПб., 1874, с. 325—326 (Поучение о пьянстве из Дубенского сборн. правил и поучений XVII в.); Труды Киев. Дух. Акад., 1887, № 5, с. 90—91 и В. А. Чоговец. Препод. Феодосий Печерский. Киев, 1901, с. 118—119 (Поучение о праздницех господьских по сборн. слов и житий Киев. Дух. Ак. XVI и ХVII вв.); В. А. Яковлев. К литер. ист. др.-рус. сборн. Опыт исслед. «Измарагда», Одесса, 1893, с. 100 (Слово о пьянстве Григория Богослова). См. также, изд. под ред. А. И. Пономарева. Памятн. древне-рус. церковно-учит. литературы. Вып. 3. СПб., 1897, с. 69, 99, 103. — Ред. [15] См. Домострой... Сообщ... Д. П. Голохвастовым, М., 1849, с. 14. — Ред. [16] Так в печатн. оригинале 1872 г., когда настоящая глава входила еще в состав Дом. быта русских цариц; см. соответствующее место в 3 изд. этого сочинения, на с. 379. Ср. также выше, с. 579. — Ред. [17] См. Юрий Толстой. Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия. Отеч. Записки, 1859, сентябрь, с. 135. Ср. Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея. Перев. с англ. Н. А. Белозерской... СПб., 1909 (изд. А. С. Суворина), с. 74. — Ред. [18] См. с. 169 наст. изд. [19] Неправильное чтение летописи, по которому этот игрец выходил греком Арганногоем [в оригинале — Арганнагоем], раскрыто кн. Оболенским во Временнике Импер. Моск. Общ. Ист. и Др. Росс., кн. 16. М., 1853. Смесь, с. 21 и сл. [См. также Древности Росс. госуд. Отд. IV. М., 1851, с. 88. — Ред.] [20] См. ниже, с. 727 и сл. — Ред. [21] Отечественные Записки. Ч. 44. СПб., 1830 (кн. 125) [ — Пребывание Бруина в Москве, с. 6. Ср. Путеш. через Московию Корнилия де Бруина. Пер. с франц. П. П. Барсова, проверен. по голландск. подлинн. О. М. Бодянским. М., 1873, с. 69—70. — Ред.]. [22] Карамзин. История госуд. Росс., т. VIII, прим. 16. [23] (Манштейновы) современные записки о России... Перев. с франц. подлин. [проф. Гр. Глинка], ч. 2, Дерпт. 1810, с. 64. В «Записках Манштейна о России», перев. с франц., с подлин. ркп. Манштейна, изданн. в прилож. к «Русской Старине» (1875 г.), соответствующего места нет: ср. с. 184. — Ред. [24] См. Карамзин. История госуд. Росс., изд. 5, т. IX, с. 97. — Ред. [25] Приор Джерио, см. Карамзин. История госуд. Росс., т. IX, прим. 329. — Ред. [26] П. С. Р. Л. Т. III. СПб., 1841, с. 167. В таком смысле, кажется, должно понимать указанный здесь текст летописи. [Ср. впрочем ниже, с. 725. В соответствующем месте летописи о медведях, принадлежавших архимандриту, точных указаний не дается. — Ред.] [27] В Истории госуд. Росс. Карамзина, т. IX, прим. 405, чит.: «утаити, что». — Ред. [28] См. Карамзин. История госуд. Росс., изд. 5, т. IX, прим. 405 и 406. — Ред. [29] См. Сказания современ. о Димитрии Самозванце. Часть V. Записки Маскевича. СПб., 1834, с. 61. — Ред. [30] Подлин. свидетельства о взаимных отнош. России и Польши... Собр. и изд... Павел Муханов. М., 1834, с. 266. [31] Покроми, обрезки сукна по кромке, из которых, от сукон разных цветов, и шили это дурацкое платье. Сорочкою назывался оберточный конец сукна, или его обертка из другой, например лощеной клеенчатой, ткани, на которой бывали тканые и даже писанные расцвеченные изображения фабричных знаков, букв, гербов и т. п. Из писанных суконных сорочек сшит был летник дурке Манке 27 марта 1619 года. [На одном из рабочих экземпляров 1 изд. Дом. быта русских цариц, где первоначально была напечатана настоящая глава, автором прибавлено: «Клеенка Слов. Ком. мешок для сохранности сукна, лощенка». См. «Словарь коммерческий, ... Перев. с франц. яз. В. Левшиным», ч. III, М., 1790, с. 229, где под словом «Клеянка» чит. сл.: «Толстое посконное полотно, наклеенное, выкрашенное иногда разными красками, и вылощенное, употребляемое в подкладку платья в тех местах, где оному должно быть тверду. — Род клеянки крашенной называется Лощенка, оную употребляют на подбой платья мужского и женского, также на мешки для сбережения сукон и других материй, чтоб цвет их не портился и пыль бы не нападала...» — Ред.] [32] См. также ниже, с. 752, где упоминается дурак Исай под 28 марта 1645 г. — Ред. [33] (Манштейновы) современ. записки о России... Пер. с франц. подлин. [проф. Гр. Глинка], ч. 2, Дерпт, 1810, с. 65. В «Записках Манштейна о России», перев. с франц., с подлин. ркп. Манштейна, изданн. в приложении к «Русской Старине» (1875 г.), соответствующего места нет: ср. с. 184. — Ред. [34] О дураках см. также ниже в Материалах V, 1. — Ред. [35] См. «Русские народные картинки» Д. А. Ровинского. Кн. V. СПб., 1881, с. 31 и 34. — Ред. [36] Краткое известие о русской торговле... в 1674 г. Сочин. И. Ф. Кильбургером. Пер. с нем. СПб., 1820, с. 183. — Ред. [37] Они описаны покойным И. М. Снегиревым, но без приведений всех подлинных текстов [«Лубочные картинки русского народа в московском мире». М., 1861]. Самое полное и обстоятельное описание таких листов с полными текстами составлено Д. А. Ровинским в его Истории русской гравюры. [В 1881 г. вышли в свет его «Русские народные картинки» в 5 книгах с атласом.] Некоторые списки лубочных текстов и вообще старинные шутовские статьи были изданы особою книжкою с заглавием: Старичек Весельчак, рассказывающий давние московские были. [См. напр. изд. 1790 года в СПб. (О куре и лисице — с. 26—42). — Ред.] [38] На поле печатн. ориг. 1872 г. автором добавлено: «кабак», см. сочинение автора «История города Москвы», ч. I, изд. 2. М., 1905, с. 639—640. Служба кабаку имеется в двух списках Исторического музея; выдержки из нее по сп. Румянц. Муз. см. в труде А. Е. Викторова «Собрание рукописей И. Д. Беляева». М., 1881, с. 34—36. Выдержки из «Хождения попа Савы» см. в «Истории города Москвы», с. 639. — Ред. [39] Акты, собран... Археогр. Эксп. Т. III. СПб., 1836, с. 212. Собр. государств. грамот и договоров. Ч. III, М., 1822, с. 331. [Сведения о кн. Хворостинине относятся к 1623 и 1632 годам. — Ред.] [40] Так в 1 изд. Дом. быта русских цариц (с. 423), во 2 же изд. (с. 432) после слова «шестов» стоит запятая. — Ред. [41] Так в оригинале; следует читать: «четвертому». — Ред. [42] К. Калайдович, в предисловии к Древним Российским Стихотворениям, собран. Киршею Даниловым. М., 1818, с. XXIX. [См. Сборник Кирши Данилова, изд... под ред. П. Н. Шеффера. СПб., 1901, с. 216. — Ред.] [43] См. «Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—20 гг.», издан. П. К. Симони в «Памятн. старин. рус. яз. и словесн...». Вып. II, 1. СПб., 1907. — Ред. [44] Песни собран. П. В. Киреевским, часть II, вып. 6. М., 1864, с. 202, 203, 207. Записки Импер. Академии Наук. Т. V, кн. 2. СПб., 1864, с. 203. [45] На поле печатн. оригинала автором отмечено: «Тексты вполне». См. ниже Материалы V, 2. — Ред. [46] Таубе и Крузе, см. Карамзин. История государства Российского. Т. IX, примечания 158 и 159. — Ред. [47] См. П. С. Р. Л. Т. III. СПб., 1841, с. 167. Ср. также выше с. 711 прим. 3. — Ред. [48] Викторов. Описание..., с. 107. [49] О происхождении слова «скоморох» см. у A. H. Веселовского в «Разысканиях в области рус. дух. стиха», VII. II. (Сборн. отд. рус. яз. и сл. Импер. Ак. Наук, т. XXXII. СПб., 1883), с. 178—182. О «mandore» см. в очерке A. С. Фаминцына «Домра...». СПб., 1891, с. 116, прим. 2. Там же, на с. 45, см. о происхождении названия «домра»; ни А. С. Фаминцын, ни А. Н. Веселовский (указ, соч., с. 160—161) имени «момры» не упоминают. — Ред. [50] См. также выше, с. 593 прим. 1. — Ред. [51] О гусельниках и пр. см. также ниже в Материалах V, 3. — Ред. [52] См. с. 56, 74, 171 наст. изд. [53] См. с. 179—181 наст. изд. [54] Временник Импер. Моск. Общ. Ист. и Др. Росс., кн. 16. М., 1853. Смесь, с. 23. Арх. Оруж. Пол. Расх. кн. № 756. [55] См. «О состоянии России в царствование Мих. Федор. и Алексея Мих. (Третья книга «Путешествия» Олеария.)». Перев. с нем. изд. 1656 г. А. Михайлова (Архив историч. и практич. сведений, относящ. до России, изд. H. Калачовым, 1859, кн. 3, с. 36). Ср. перевод А. М. Ловягина. СПб., 1906, с. 190. — Ред. [56] Ср. выше, с. 562 прим. 2. — Ред. [57] Ср. выше, с. 563 (День указан — 31 мая). О накрачеях см. также выше, с. 582, 590, 592—593. — Ред. [58] См. выше, с. 593 (Пожалование обозначено под двумя числами: 27 июня и 13 июля). — Ред. [59] См. выше, с. 564 и 593. На с. 593 упоминается о тех же метальниках и за более раннее время — под 30 сент. 1637 г. — Ред. [60] См. выше, с. 590. — Ред. [61] Викторов. Описание..., с. 27. [Карандашом автором добавлено: «Продано Епанч. Курт. 155 г. ц. А. М.»; см. выше, с. 664 прим. 2. — Ред.] [62] Доп. к Акт. Историч. Т. III. СПб., 1848, с. 509. [Эта ссылка добавлена автором на одном из рабочих экземпляров 1 изд. Дом. быта русских цариц. где была напечатана настоящая глава. О карле см. ниже, с. 743. — Ред.] [63] О немецких потехах см. также ниже в Материалах V, 4. — Ред. [64] В печатном оригинале 1872 г. автором это слово подчеркнуто, а на поле против него поставлен вопросительный знак. — Ред. [65] Описание Государств. Архива Старых дел, составл. П. Ивановым. М., 1850, с. 296. Акты Истор. Т. IV, СПб., 1842, № 35. Акты, собр. Археогр. Экспед. Т. IV. СПб., 1836, №№ 59, 98. [66] На поле печатн. ориг. 1872 г. поправлено: «Никон». Ср. в примечаниях к переводу Олеария А. М. Ловягина, с. 549. — Ред. [67] См. перевод А. Михайлова, Архив историч. и практич. свед..., изд. Н. Калачовым, 1859, книга 6. СПб., 1861, с. 15—16; ср. перев. А. М. Ловягина. СПб., 1906, с. 325. — Ред. [68] См. Древн. Росс. Вивл., изд. 2, ч. XIII, с. 214; ср. Сказания рус. народа; собр. И. Сахаровым, т. II. СПб., 1849, кн. 6, с. 94. — Ред. [69] Г. Муркос. Путешествие антиохийского патриарха Макария. Выпуск III, 27. [=Путеш. антиох. патр. Макария..., описан. его сыном, архид. Павлом Алеппским. Перев. с арабск. Г. Муркоса. Вып. III, М., 1898, с. 26—27. На поле автором замечено: «Дополнить из Актов». Ср. Дворц. Разр., т. III, с. 457—458, где, впрочем, стол 12 февраля описан кратко. Отсутствие мясных блюд, м. б., объясняется тем, что в 1655 году 12 февраля приходилось на понедельник; ср. указанное место Дворц. Разр. и Путеш... Макария... Вып. III, с. 14, где слова переводчика: «Это была неделя пред мясопустом» могут лишь означать — это было в неделю перед Масляницей, т. е. в неделю о Блудном сыне, как это и было в действительности в 1655 г. — Ред.] [70] На поле печатного оригин. 1872 г. автором замечено: «Грех в орех, спасенье на верх». — Ред. [71] См. Чтения в Импер. Общ. Ист. и Др. Росс., № 1. 1846, III, с. 10 и 37. — Ред. [72] Так в печатном оригинале 1872 г., когда настоящая глава входила в состав Дом. быта русских цариц, см. 3 изд. этого сочинения, с. 110. — Ред. [73] Припомним, что при дворе шотландских королей в XVII и XVII ст. тоже находились «королевские молельщики (King's Bedesman)», которые, получая от двора милостыню и содержание, должны были за то молиться о благоденствии короля и государства. Число их равнялось числу лет, прожитых королем; поэтому каждый год в день рождения государя прибавлялся к штатному числу новый богомолец. Они носили пожалованные синие плащи, отчего назывались также «синими плащами». Предисловие к «Антикварию» Вальтера Скотта. [Романы Вальтера Скотта. Том III. Антикварий. Перев. с англ., под ред. А. А. Краевского. СПб., 1845, предисловие, с. IV. — Ред.] [74] Книга памятная деньгам Приказа Тайных дел подьячего Фед. Шакловитого 184 г. [См. Дела Тайного Приказа, кн. 3 (Рус. Истор. Библ., т. 23). СПб., 1904, с. 1375. — пожалование 6 октября. — Ред.] [75] История русских школ иконописания... Ровинского, с. 167 [Зап. Импер. Археол. Общ. Т. VIII. СПб., 1856; ср. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903, с. 152. — Ред.]. Его учил известный в свое время жалованный иконописец Оружейной палаты Никита Павловец. В 1674 г. авг. 29 он купил своему ученику: 6 ставушечек немецких, 2 размерца немецких (циркули) и дубовый приголовашек, окованный железом, всего на 2 p. 8 алт. В записке при этом обозначено, что «по указу в. государя те ставушечки и размерцы и приголовашек взял к в. государю в Верх он же Никита ученику своему Полиехту, которого он учит по имянному указу в Верху иконному своему художеству». Арх. Оруж. пал. [76] В 1679 г. ноября 6 куплены сапоги телятинные за 16 ал. 4 д. и отданы дураку Петру, который живет у нищих в Верху. Ноября 27 дураку Семену, который живет у нищих, куплена шапка суконная с соболем. Столбцы Арх. Оруж. пал. [77] Имена меньших царевен см. выше, на с. 649. — Ред. [78] См. «О государстве Русском. Сочинение Флетчера», изд. А. С. Суворина. СПб., 1905, с. 121. — Ред. [79] См. Юрий Толстой. Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия. Отеч. Зап. 1859. Сент., с. 151; ср. Записки о Московии XVI века сэра Джерома Горсея. Перев. с англ. Н. А. Белозерской. СПб., 1909 (изд. А. С. Суворина), с. 96. — Ред. [80] Здесь, как и в других случаях, обозначаются те года, при которых имена встречаются в документах. [81] О нем см. выше, с. 594—595 (под окт. 30, ноября 9 — 1640 г. и окт. 31 — 1641 г.). Вместо запятой в печатн. оригинале здесь точка с запятой. — Ред. [82] На поле оригинала автором добавлено: «Дополн. не мало»; см. ниже, в Материалах V, 5, и ср. выше, с. 593 прим. 1, где упоминаются два слепых, Яков и Петр, под 22 сент. 1635 г. — Ред. [83] Ср. ниже, Материалы IV, 5. О четырех карликах царевича Петра см. также выше, с. 672, о карле Якове-шуте — с. 672 (Сведения 1679 и 1680 гг.). — Ред. [84] Так в печатном оригинале 1872 г., когда настоящая глава составляла еще часть сочинения автора: «Дом. быт русских цариц». См. 3 изд. этого сочинения, с. 373. — Ред. [85] О богомольцах, нищих, карлах и проч. см. также ниже в Материалах V, 5. — Ред. [86] На Чухлому Пятому Свиньину, к Солигалицкой городовому прикащику Федору Мичюрину, в Парфеньев Семену Дмитриевичу Опухтину, на Унжу Ивану Яковлевичу Блохину, в Судай да в Кологрив судным целовальникам. [87] См. перев. И. Тарнава-Боричевского. Журн. Мин. Нар. Просв., 1839. Июль, II, с. 16; ср. перев. A. И. Станкевича. М., 1906, с. 89. — Ред. [88] На одном из рабочих экземпл. 1-го изд. Дом. быта русских цариц, где первоначально была напечатана настоящая глава, автором добавлено: «а особенно на Маслянице». — Ред. [89] Дополн. к Актам Истор. Т. I. СПб., 1846, № 131, с. 199. Обыкновенная награда даже за медвежий бой, т. е. за то, что бойца медведь ел или ободрал, — бывала в это время — сукно доброе ценою в 2 рубля. [90] См. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О воспрещении промысла водить медведей для забавы народа», Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 2, т. XLI, № 44065 (Высочайшее повеление последовало 30 декабря 1866 г., а для окончательного прекращения промысла был указан срок в 5 лет, считая с 1867 года). — Ред. [91] См. отдельный листок, приложенный к № 54 (кроме этого листка к тому же № Санктпетерб. Вед. приложено было два «прибавления»). — Ред. [92] В печатн. оригинале, в пункте 11 — «леженка», 14 — «показывает». — Ред. [93] См. «О государстве Русском. Сочинение Флетчера», изд. А. С. Суворина. СПб., 1905, с. 121. — Ред. [94] В изд. 1905 г.: «дает». — Ред. [95] В изд. 1905 г.: «ему всадить». — Ред. [96] В печатном оригинале — «Б. И.», но см. выше, с. 750; ср. также Росс. родосл. кн., изд. кн. П. Долгоруковым, ч. 2. СПб., 1855, с. 38, где за соответствующие годы указан лишь боярин князь Иван Борисович Черкасский († 1642). — Ред. [97] См. выше, с. 741, где, впрочем, говорится о львах в Вильно. — Ред. [98] Относится к 1869 году, когда вышло в свет I изд. Дом. быта русских цариц, где первоначально напечатана была настоящая глава. — Ред. [99] История России... Соловьева, т. IX. М., 1859, с. 248. [100] В печатном оригинале чит.: «и». — Ред. [101] См. Древн. Росс. Вивл., изд. 2, ч. IV. М., 1788, с. 348—354. — Ред. [102] Свидет. Страленберга, см. В. Берх. Царствование ц. Алексея Михайловича, ч. 2. СПб., 1831, с. 27—28. — Ред. [103] См. однако Н. С. Тихонравов. Русск. драмат. произвед., 1672—1725 гг. т. I. СПб., 1874, с. X—XI. — Ред. [104] См. перев. И. Тарнава-Боричевского. Журн. Мин. Нар. Просв., 1839. Июль, II, с. 14—15; ср. перев. А. И. Станкевича. М., 1906, с. 88—89. — Ред. [105] П. О. Морозов в «Истории рус. театра», т. I, СПб., 1889, с. 189, относит этот спектакль к 1673 году, а днем первого представления «Артаксерксова действа» принимает 17 октября 1672 г. (см. с. 134), согласно данным, приводимым Н. С. Тихонравовым в «Русск. драмат. произвед. 1672—1725 гг.», т. I, СПб., 1874, с. IX, прим. 1. — Ред. [106] Ср. однако выше с. 660 и прим. 1 на с. 661. — Ред. [107] Библейско-биографический словарь. СПб., 1849. [Составили Ф. И. Яцкевич и П. Я. Благовещенский. Том I, с. 178—183]. [108] Ср. данные, приводимые Н. С. Тихонравовым в «Русск. драмат. произвед. 1672—1726 гг.», т. I. СПб., 1874, с. IX, прим. 1. — Ред. [109] Дом. быт русских цариц, изд. 3, с. 252—258. [110] См. Записки русских людей, изд. И. Сахаровым. СПб., 1841. Записки А. А. гр. Матвеева, с. 16. — Ред. [111] В половинке сукна считалось длины от 20 и до 40 арш.; шириною сукно бывало в 2 арш. с вершками и без вершков. См. кн. Арх. Оруж. Пол. № 390. Подробности постройки этой хоромины сообщены нам Н. С. Тихонравовым в выписках из расходных книг Владимирской и Галицкой Чети. См. его же Лет. Рус. Лит., кн. V, 28 [Летоп. рус. лит. и древн., издав. Н. Тихонравовым, 1859—1860, кн. 5 (Т. III. М., 1861), отд. II, с. 28; ср. Сочинения Н. С. Тихонравова, т. II, М., 1898, с. 74 и примечания, с. 10. На поле печатн. оригин. 1872 г. автором помечено: «Архив Калач. 1860—61, кн. VI, все напечатано.», см. изд. Н. Калачовым «Архив историч. и практич. сведений, относящ. до России», 1860—1861. Книга шестая. М., 1869, II, с. 16—26 — «Материалы об устройстве театральных представлений в Москве и Преображенском в 1672-м и 1673-м годах». — Ред.]. [112] Здесь на поле печатн. оригинала 1872 г. заметка автора, приводимая ниже, на с. 762, прим. 1. — Ред. [113] На поле печатн. оригин. 1872 г., хотя и в другом месте (см. выше, с. 761, прим. 2), автором отмечено: «1673 г. апр. 6 у руки Готфрид и Юрий Мих. Русь 1882 № 15. стр. 18». Эти сведения даны в статье Д. Гурина «Русский народн. театр в Москве и его значение», а ранее Н. С. Тихонравовым в «Русск. драматич. произвед. 1672—1725 гг.», т. I. СПб., 1874, с. XI. Речь идет о том, что на Святой 6 апр. 1673 г. были у государя у руки пастор Яган Готфрид и учитель Юрья Михайлович, да с ними экомедианты Артаксерксова действа. — Ред. [114] Выходы... царей... Мих. Фед., Ал. Мих., Феод. Алексеевича... М., 1844, с. 563. Указываемая книга Выходов 7182 г. здесь неправильно обозначена 7181 годом, отчего и мы прежде ошибочно относили этот выход в комидию к 1672 году. Срав. Дв. Разр., т. III, с. 908 и др. [909]. [115] См. Дом. быт русских цариц, изд. 3, с. 380. [116] В печатн. оригинале год 1634, но ср. выше, с. 754. — Ред. [117] См. Сказание Адольфа Лизека о посольстве... в 1675 году. Перев. с латин. И. Тарнава-Боричевский. Журн. Мин. Нар. Просв., ч. ХVI. 1837. № 11, с. 391—392. — Ред. [118] Из числа товарищей-комидиантов еще известны по роспискам в получении денег: Лука Степанов, Тимошка Максиков, Родка Иванов, Николай Иванов. [119] Времен. Импер. Моск. Общ. Ист. и Др. Росс., кн. 24. М., 1856. Материалы, с. 7, Лет. рус. литер. и древн., изд. Н. Тихонравовым, кн. 5 (Е. III. М., 1861), отд. II, с. 30 [ср. Сочинения Н. С. Тихонравова, т. II, с. 75. — Ред.] [120] Издана В. Н. Перетцом в «Памятниках рус. драмы эпохи Петра Великого». СПб., 1903, с. 457—492. Издатель предполагает, что история составлена около 1717 г., см. с. XVI; ср. также с. XV. — Ред. [121] Так в печатном оригинале, но см. том XIII, М., 1863, с. 171—172, где, и даются указываемые сведения. — Ред. [122] В книге Пекарского чит.: «сражение». — Ред. [123] Наука и литература в России при Петре Великом. Т. I. СПб., 1862, с. 407. [124] На поле печатн. оригинала автором замечено: «Варн.». Не следует ли здесь видеть указания на «Историю русского театра» Б. В. Варнеке, ч. I, Казань, 1908; на 52 стр. этой книги Б. Н. Варнеке, касаясь вопроса о личности переводчика комедии, не решается принять мнения автора настоящего сочинения. — Ред. [125] См. выше, с. 767; но ср. также с. 767 прим. 2 и указания П. О. Морозова в «Истории рус. театра...» СПб., 1889, с. 165. — Ред. [126] В печатном оригинале: «мне». — Ред. [127] См. Древн. Росс. Вивл., изд. 2, ч. VIII, с. 187—328. Та же комедия «Иудифь» издана H. С. Тихонравовым в «Русск. драмат. произвед. 1672—1725 гг.», т. I. СПб., 1874, с. 76—203. — Ред. [128] Летоп. рус. литер. и древн., изд. Н. Тихонравовым, 1859—1860, кн. 5 (Т. III. М., 1861), отд. II, с. 33 [Сочинения Н. С. Тихонравова, т. II, примечания. С. 12.], срав. Наука и Литер... Пекарского, т. I, с. 394. [129] Комедия «Алексей, Божий Человек» издана Н. С. Тихонравовым в «Рус. драмат. произведен.», т. I, с. 3—75. — Ред. [130] Комедия «Баязет и Тамерлан» издана там же, с. 204—242. — Ред. [131] Комедия «Иосиф» издана там же, с. 270—295; последние слова чит.: «проводити оное благоволите» (с. 270). — Ред. [132] «Жалостная комедия об Адаме и Евве» издана H. С. Тихонравовым там же, с. 243—269. Ранее была им же издана в 5 кн. Летоп. рус. лит. и древн. за 1859—1860 гг. (Т. III, М., 1861), отд. II, с. 49—66. — Ред. [133] Летопись русского театра [кн. А. Шаховского] в [изд. И. Песоцким] Репертуаре [Рус. Театра на] 1840 г. [Т. I (кн. 6)]. [134] С.-Петербургский Вестник 1779. Август [Стр. 85. В печатном оригинале ошибочно указан месяц июль. — Ред.]. [135] Ср. И. А. Шляпкин. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени. Памятн. древн. письмен., СХХVIII, 1898. — Ред. [136] См. Пекарский. Наука и Литер. в России при Петре Великом, т. I, с. 431, но у Пекарского чит., что пьесы расположены по очень удачному плану. — Ред. [137] Ходил в эти комедии великий брат ее Петр. В его Походном Журнал записано, что 1715 февр. 26, по прибытии в Петербург в 3 часу пополудни, государь в 6 изволил пойти к царевне Наталье в комедию. [См. Походный журнал 1715 года. СПб., 1855, с. 51. — Ред.] [138] Драма «Стефанотокос» издана В. И. Резановым в «Памятниках рус. драмат. литер.», Нежин, 1907, с. 233—290. Написана она вскоре после восшествии на престол императрицы Елизаветы Петровны, см. ст. А. М. Лободы «Школьная драма Стефанотокос по вновь найденной рукописи 1741—1743 гг.» (Чтения в Историч. Общ. Нестора летоп., кн. XV, в. 4, Киев, 1901, с. 59—61), также — Сочинения Н. С. Тихонравова, т. I, М., 1898, с. 102—103, П. О. Морозов. Истор. рус. театра, т. I. СПб., 1889, с. 350 и сл., В. И. Резанов, предисл. к упомянутому выше изд., стр. V. — Ред. [139] Ср. отрывок комедии Хрисанфа и Дарии, изд. И. А. Шляпкиным в исслед. «Царевна Нат. Ал.», с. 3—4. — Ред. [140] Наука и литература в России при Петре Великом, Пекарского, т. I, с. 391—447. [На поле печатного оригинала 1872 г. автором добавлено: «Мои выписки». — Ред.]
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar