Меню
Назад » »

Забелин Иван Егорович / Домашний быт русских царей (22)

МАТЕРИАЛЫ Описи дворов XVI и XVII ст. Описи дворцов в селе Коломенском и в селе Измайлове. Описи дворов боярских, помещичьих и др. Записки подрядные строильных дел: каменных, плотничных, столярных, резных, печных и т. п. Записки издельные, покупочные, расходные и др. относительно хоромного наряда во всех его подробностях. Такие же записки касательно обрядов царской жизни комнатной и выходной. А) ОПИСИ ДВОРОВ XVI и XVII ст. 1) Двор 1577 г., царский в Коломне. Двор государя царя и в. к., а на дворе у больших ворот церковь Воскресение, каменна. На дворе хором: чердак (терем) на черном подклете 7 саж.; перед ним сени на столбах 6½ саж.; от сеней к церкви к Воскресению Христову переходы решотчаты, а под ними ворота, затворы дощаты по обе стороны решотки древены... а от Воскресенья Христова переходы к государевым (хоромам); да с тех же переходов отведены переходы к столовой; столовая брусеная на воблом подклете 5½ саж.; перед нею сени 4 саж.; перед сенми красное крылцо, верхи шатровы, а от них по переходом к чардаку; чардак дубов на каменной полате 5 саж.; в нем 25 окончин паисных [1] болших; а перед чардаком красное крилцо, три верхи шетровы; а от них по переходом в государевы хоромы — тройня брусеная с комнатами на черных подклетях, передняя 4 саж., середняя комната 3 саж. с лохтем; против тройни повалуша бочкою на подклете, меж их сени 5 саж. с крылцом, а с крылца на двор лесница; с тогож крылца переходы к красному чердаку, а под чердаком полата камена 4 саж. с лохтем. А из болших сеней переходы к задней комнате 4½ саж., поперег 1 сажень. Перед комнатою сенцы 1 саж.; из сенец переходы к столчакове 4 саж.; изба столчекова облая на подклете 3 саж., перед нею сени 3 саж.; от столчаковой переходы к царицыным и в. к. хоромом 5 саж. Хоромы царицы и в. к. воблые на дву подклетях: передняя 3½ саж., комната 3 саж., против их повалуша 3 саж. на подклете; сени 3½ саж.; меж комноты и столчековы избы сени 2 саж.; изба столчакова на режи 2 саж. От комнотных сеней из хором (?) царевичевы (хоромы) воблые на подклетях: передняя 2 саж. с лохтем, комнота 2 саж. без лохти, перед ними сени 2 саж. Из комноты сени выходные 2 саж. От царицыных и в. к. хором переходы к бане 15 саж.; баня 3 саж.; сени 3 саж.; крылцо 1 саж.; клетка столчакова 1½ саж.; поварня подогрелная 2 саж. Изба поваренная 3 саж.; две поварни естовные 9½ саж.; изба сытная 4 саж. без лохти; поварня сытная 4 саж. с лохтем; ледник малой 5 саж.; подле его чюланец 1 саж.; ледник середней 5 саж.; ледник болшой 4½ саж.; теплый погреб 5 саж. без лохти. Полатка древена 2½ саж. в чем ставят суды серебреные, у полатки чюлан 1 саж. Сушило на подклетях, рубленое, 5 саж., поперег 2 саж. без лохти, а под сушилом ледник да погреб теплой; а в сушиле и на погребе государев запас, мука и сухари. Изба дьячья 3 саж. Около двора замет; ворота Петровские створчатые, ворота куретные. Длина государеву двору 48 саж., а поперег 40 саж. Двор государев конюшенной, в длину 35 саж., поперег 30 саж.; на дворе изба конюшенная 2 саж.; меж их сени 2½ с.; изба дворникова 2 саж.; клеточка 2 саж.; конюшня в замет 15 саж., а в ней 13 стоил; конюшня в замет 7 саж., а в ней 8 стоил; конюшня 13 саж., а в ней 15 стоил; конюшня 12 саж., а в ней 14 стоил; двои ворота створчатые. Двор государев житничной в длину 32 саж., поперег 11 саж.; около двора замет, двои ворота створчетые; на дворе 2 житницы по 2½ саж., с запасом; житница 2 саж., анбар промеж житницы 3 саж., с запасом же; да порожних 3 житницы по 2 саж. с лохтем; да онбар 3 саж., онбар 2½ саж., две житницы по 2 саж.; житница 2½ саж.; изба 2½ саж., живет в ней сторож. 2) В Коломне на посаде у Екатерины Христовы мучен. двор княж Володимера Ондреевича, а на дворе хором: две горницы с комнатами, да горница отхожая на подклете, промеж их повалуша да трои сени, два ледника, изба сытная, изба дворникова, пристен, да повалушка на подклете, сушило, поварня, 2 клети, мылнишко дворниково. На заднем дворе погреб походной, мылня с сенми, сенник на подклете мастерской, сенник дворников на подклете с сенцы, изба портамойная, онбар солоденой дворников, мыленка, овин, двои ворота, одни створчатые, другие меншие, да ворота на поваренной двор; в дву садах 35 яблоней, а присылает с тех садов яблока к государю прикащик. Двор коломенского ключника, место дворовое тиунское, место дворовое дворского. 3) Двор 1510 г. ямской (ям — ездовая станция) на Дмитровской дороге. А под двором земли длина 30 саж., поперег 20 с.; а на дворе хором: 2 избы, одна 3 саж., другая пол-3 саж., да подклеть под сенником; изба ж и сенник на ней пол.-3 саж., да сенник другой пол-3 саж. с подклетом; да меж сенников конюшня и сенница 4 саж... а крыты хоромы новью, лубом и драницами, а двор оплетен плетенем, а ворота брусяные на обе стороны затвор, покрыты досками... А яму до Москвы 30 верст, а до Дмитрова от яму потому ж. 4) Двор 1559 г. (городской дворянский, в Москве), а на дворе хором: три избы, да два пристена, да клеть, да мылня, да погреб, да ледник с напогребницами; а огорожен двор заметом. 5) Двор 1562 г. (слободской), а на дворе хором: изба, да мылна, да повалушька, да клить, да лавка во дворе. 6) Двор 1568 г. (зажиточного и промышленного владельца в Двинской земле) в Золотице в волости, а на дворе хоромы: горница на подклете, противо сени, да горница с двема комнаты на подклетях, противо сени, да две повалуши, да сушило на подклетях, да на улице противо двора погреб. 7) Двор того же времени и того же владельца, в другой Двинской волости, а во дворе хоромов: две горницы с комнатами, три повалуши на подклетях; промеж горницы и повалуши сени; да промежь повалуши погреб осыпной с полатми и с присением, да на улице анбар на подклетях, да житница хлебная, да у двора мельница с жерновы... да за прудом толчея с анбаром... да посторонь мелницы сушило велико о дву подах, да кузнеца, да двор конюшенной — две избы да четыре конюшна; да на коровьи дворце два хлева, да в задвории три двора казачиих, да казачья мылна. 8) Двор 1571 г. (боярский) на Веневе, на посаде княж Ивановской, Мстиславского, а на нем хором: изба болшая 5 саж. на подклете на низком; другая изба 2½ саж., а меж их повалушка 2½ саж., да меж их двои сени, одны 4 саж. другие 4½ саж., дощатые липовые; перед ними крылцо 5 саж., да горница с комнотою на подклетях, горница 3 саж., комнота 2½ саж.; против их повалуша 3 саж. на подклете; а меж горницы и повалуши подсенье на столбах 3 саж.; на подсенье со все стороны защищено лубьем; да из комноты переходы на столбах к мыльне, а мылна на подклете 2½ саж.; перед нею крылцо на столбах не забрано. Да на переднем дворе горенка с комнотою низкая, горница 2½ саж., комнатка 2 саж. На заднем дворе 2 избы поваренные, одна 3 саж., другая 2½ саж.; да две пивоварни, в одной есть варят, в другой пиво варят, обе по 5 саж.; да изба скатертная 2½ саж. Около двора половину тыном тынено, а другая проста. Да погреб выходной, на нем клеть 3½ саж. Да на большом дворе изба 2½ саж. кабатцкая, а в ней держит кабак осадная голова да целовалник, продают вино и пиво и мед, а доход с того кабака собирают на Государя. Да против болшого двора княж Ивановского двор конюшенной, а на дворе хором: изба 3 саж., изба 2½ саж.; конюшни сцепные, а в них 57 перерубов, длина конюшням 145 сажень. На дворе ж житница 3 саж., мшаник 3 саж.; 6 желобов конских. Двор псарской, а на нем хором: 2 избы по 1½ саж., да чюлан дощатой 1½ саж., две клети 2 саж., у избы пристен 2 саж.; струб медвежей 5 саж. на три перерубы, а около двора тын дубовой. 9) Двор 1571 г., посадского, а во дворе хором: изба с прирубом, да против клеть на подклете, да сенник на хлеве, да мылна, да сарай и тын дворовой с вороты, овин с ригачем... 10) Двор 1577 г. (боярский, в Коломне). За рекою за Коломенкою, за прудом, двор князя Ивановской Белского в длину 60 саж., поперег 40 саж., около двора плетень. А на дворе хором: горница с комнотою, горница 2½ саж., а под нею ледник, а комнота 2 саж., под нею подклеть; против горницы повалуша, под повалушею ледник же; а меж их сени 1½ саж.; повалуша 2 саж. промеж углов; а под сенми конюшня; а в сенях 2 столишка дубовые; да посторонь комноты горенка, была отхожая, 2½ саж., а меж комноты и горенки сени, под ними подсенья 2 саж.; да посторонь сеней повалушка 2 саж. на подклете; изба воротная 2½, перед нею сени 2 с., за нею клетка с присенцом 1½ саж., присенец дощатой 1 саж.; изба сытная 2½ саж., перед нею сени дубовы 2 саж.; избушка дворянская 1½ саж.; перед нею клетка 1½ саж.; онбар с углы 3 саж., да повалушка на подклете 2½ саж.; поварня плетена 5 сажень; изба хлебная 2½ саж., меж угол; да 3 клетки 1½ саж.; мылнишко 2 саж. с углы, передмыленье 1 саж., плетены. Все хоромы ветхи. Да конюшня в замет полутретьятцати (25) саж., да двои ворота... 11) Двор 1577 г. (владычний). В городе ж на Коломне двор владыки Коломенского: около замет, ворота святые створчаты, на дворе у ворот келья казенная, перед нею сени; келья владычня брусяная с комнотою, перед нею сени, против ее повалуша казенная; да келья отхожея, перед нею сени; келья мастерская. Среди двора полата камена, под нею погреб; да хлебня, против ее два ледника древеные, да погреб выходной, а на нем сушило; 2 поварни, поварня естовная, другая сытная; да изба поваренная, да житница. Да на конюшенном дворе горница с комнотою, перед нею круглые сени, да сенница, под нею конюшня, около двора замет. 12) Двор 1578 г., посадский, а во дворе хоромов: горница на дву щербетах, да против горницы амбар на дву подклетях и с передмостьем, да сарай на столбах, да сенник на хлевах, да мыльня... 13) Двор 1579 г., городской, принадлежавший протодьякону, а во дворе хором: горница да повалуша, а меж их сени, да изба, да мылня с передмыленьем, да клеточка, да двои ворота, передние да задние, с заборы и с огородною пашнею и с хмелевым колием. 14) Двор 1579 г., городской в Новгороде, а хором на том дворе: горница большая на подклете, а связи у тое горницы: сени с подсением, да клеть на подклете, да горенка на мшанике, да перед горенкою сенци с подсением; да избушка воротная, а перед избушкою сенци; да у того же двора тын вострой да двои ворота; да огород, а в огороде деревец яблонних и вишневых 20 молодых и старых. 15) Двор 1583 г., городской же в Новгороде, а хором на том дворе: горница столовая белая на подклете с сенми на подсеньи, да горница с комлатой на подклетиж, да сени на подсеньи, да повалуша на подклете, да перед комлатой сени же, да горенка на подклете с сенмиж, да сушило с перерубом... а под сушилом погреб да ледник; да мылня на струбе, а перед мылней сени; да двои ворота большие на Досланю улицу, а другие ворота на Яковлю улицу, да огород с деревцами с яблоневыми. 16) Двор 1601 г., деревенский, помещичий, хоромы: горница большая с сенми, да повалуша большая, да сенник с подсенничьем... горенка малая с подклетом, да клеть с перерубом и с подклетом, да овин, да сенник с подсенничьем, да сарай с падсарайем, да хлевец малой. 17) Двор 1612 г., в Новгороде посадский. А хором на дворе горница на подъизбицы, сени на подсенье, клеть на подклете, вверху сенница, в подсенье чюланец, байня, мшаник в одной связи под одною кровлей; на дворе печь с припередком, около двора городба... 18) Двор 1613 г., там же посадский, хором на дворе: изба плоская у ворот; горница сомшена нутрь не делан, ни в горницы, ни в подызбицы; житница, в огороде яблонное деревье, около двора и огорода тын вострой... 19) Двор 1613 г., там же посадский, а хором на дворе: горница на подъизбицы, клеть на подклете; сенница; на дворе: баня, да мелничок с сенничком, в огороде яблоновое деревье, печь с припередком, ворота и тын, около двора и огорода городба; да запас дворовой, стол да пять окончин стеколчатых... 20) Двор 1613 г., там же посадский. А на дворе хором: горница на подклете, да сени, да повалуша, да подклеть под повалушей, да другая горенка белая на мшанике, против (нее) сени, да на дворе ж байнишко ветчано, да ворота и тын... 21) Двор 1613 г., певчего дьяка, в Новгороде, а на дворе: горница на подклете, а против еи сени, а против сеней клеть на подклете, а посторонь клети сенница; а городьбы около двора в замете пять прясел... 22) Двор 1664 г., Кадашевой слободы, в Москве, а на дворе хором: горница белая на глухом подклете, да горница черная на глухом же подклете, межь ими сени о трех жильях, да под сеньми погреб, в огороде баня с сенми, ворота в заборе, конюшня с навесом... Цена двору 150 руб. 23) Двор 1666 г. подьячего в Москве. А на дворе хором: две горницы на жилых подклетях, двои сени с подсеньи, повалыша о дву житьях, мыльня, погреб с напогребицею, да сушило, да конюшня, поварня, а в саду колодезь, ворота, огорожен заборы... 24) Двор 1668 г. помещичий, Арзамазского уезда. А на дворе хором: горница на жилом подклете, перед нею повалуша о трех житьях, промеж ими сени, да горенка отхожая на взрубе, против ее сенцы, да погреб, да ледник, над ними два онбарца; да отхожее сушило о дву житьях; конюшня, банишко с передбаньем. В огороде анбар. Солодовня. Двор огорожен забором, ворота створные. А в нем живет прикащик. Два пруда, один длиною 100 саж., другой длиною 30 саж., поперег оба по 15 саж. 25) Двор 1668 г. боярский помещичий, Тверского уезда, в Городне, принадлежавппй боярину Б. И. Морозову, в котором селе жили прикащики. Во дворе строенья: горница на жилом подклете, против горницы повалуша с чердаком, промеж их сени; позади повалуши горница на глухом подклете с сенми; приворотная изба, баня, погреб с напогребицею; ледник, на нем сушило; конюшня рубленая, скотной пригон. Около двора городьба — острог ставлен в сосновом лесу, во многих местах вывалился, где вывалился заметано забором; ворота с притвором. 26) Двор 1669 г. в Новгороде, посадский. А хором на том дворе: горница на жилой подклете, а против горницы стоит повалуша с вышкою на подклете ж, а сени на под сеньи; да на дворе ж сенница да погреб с напогребником и подле погреба конюшня крытая и баиня с припередком... ворота крытые, вереи точеные... в огороде яблоновое деревье и хмелевые гнезда... 27) Двор 1691 г. помещичий, Белевского уезда. А хоромного строенья на том поместьи: изба с сеньми да клеть, конюшня с прихлевицою, сорай, курник с свинухом, да сарай животинной, погреб с погребицою, да двои ворота, передние да задние, да у передних ворот сорай да сенница с вороты, да на гумне овин, да около двора огорожа — забор... (Писцовые книги XVI в., изд. Н. В. Калачовым, Отд. 1, 304, 305, 308, 310, — Отд. II, 1539. — Акты Юрид., изд. Н. Калачовым II, 13, 389, 390, 391, 393, 403, 408, 576. — Акты Юрид., изд. Археограф. Комм. №№ 85, 87, 90, 91, 94, 99, 114, 243, 249 и др.) Б) ДВОРЕЦ В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ Подмосковное село Коломенское издревле принадлежало к вотчинным землям московских князей. По своему местоположению на берегу Москвы-реки, среди обширных москворецких лугов, большею частью поемных, оно представляло в домашнем княжеском хозяйстве едва ли не лучшую загородную усадьбу, которая, кроме хозяйственных статей, может быть, еще более привлекала князей как местность, доставлявшая много удобств для увеселения охотою, особенно соколиною. Не говорим уже о красоте местоположения, которым так славится Коломенское и которое также всегда составляло одно из важнейших условий для первоначальных княжеских поселений. Таким образом постройку в Коломенском загородного княжего двора можно относить еще ко временам первых московских князей. К сожалению, прямых указаний о существовании этого дворца мы не встречаем раньше XVII ст. Известно, что в 1532 г. отец Грозного Василий Иванович выстроил в Коломенском церковь Вознесения, о которой современный летописец отзывается с необыкновенными похвалами, говоря, что та церковь была вельми чудна высотою и красотою и светлостию, какой не бывало прежде того в Руси и что в. князь «возлюби ю и украси всякою добротою». На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у в. князя в Коломенском митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре. Это показывает, что и тогда уже коломенсие великокняжеские хоромы были обширны, и представляли все хозяйственные удобства для подобных пирований. По всему вероятию, церковь была поставлена у государева двора, чем объясняется и особенное усердие в. князя в ее украшении. Без сомнения, по старому благочестивому обычаю она была поставлена с восточной стороны дворца, как вообще подобало стоять божьему домовому храму. После, в XVII ст., государев коломенский дворец действительно был расположен с западной стороны от этой церкви. — Не меньше отца любил Коломенское и царь Иван Васильевич. Он каждый год езжал туда праздновать свои именины на 29 августа, слушал обедню в Дьяковской церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи и потом пировал с духовенством и боярами в коломенских хоромах. Летописи, сохраняя известия о таких пирах, ничего не говорят, однако ж, собственно о дворце, и мы по необходимости должны ограничиваться одними только предположениями, что этот дворец, как любимое местопребывание царя, и в то время был устроен и украшен с великолепием, какого требовали тогдашние вкусы и обиходы царской жизни. Само собою разумеется, что коломенские царские хоромы время от времени перестроивались, возобновлялись, или даже ставились вновь, особенно при новых хозяевах, из которых каждый изменял состав дворца и украшал его по собственным вкусам и нуждам. Царь Михаил Федорович в 1640 г., на место обветшавших, построил в Коломенском новые хоромы, без сомнения, на старом месте, как почти всегда поступали в подобных случаях. 17 сентября он справил там новоселье и в передней избе пировал вместе с боярами.[2] При Алексее Михайловиче, не только Коломенский, но и все другие, как старые, так и вновь им построенные подмосковные дворцы приведены были в отличное устройство. Царь в молодых летах со страстью увеселялся охотою, по преимуществу соколиною, и почти все лето проводил в потешных походах или поездках по окрестностям Москвы. Коломенские луга, как упомянуто, представляли из всех подмосковных едва ли не самую выгодную местность в этом отношении, особенно в весеннее время. Царь действительно очень часто езжал в Коломенское и вскоре по вступлении на царство, в 1649—1650 гг., построил там новые хоромы и новую церковь, которую ставил дворцовых плотников староста Смирной Иванов.[3] Не прошло и десяти лет, как поставлены были там еще новые хоромы в 1657 г., может быть, по случаю приращения царского семейства. Затем еще через десять лет государь задумал выстроить новый дворец более обширный, со всеми удобствами для помещения всего царского семейства, в то время довольно уже многочисленного. Впрочем, главная мысль царя при постройки этого дворца состояла, по-видимому, в том, чтобы выстроить и украсить новое загородное помещение с тем великолепием и роскошью, какие только были доступны времени и могли соответствовать новым вкусам и потребностям царской жизни. С осени 1666 года по царскому указу стали готовить лес и всякие строевые запасы в раменных лесах брынских, по Оке, на реках Угре и Жиздре. Таким способом, без сомнения, заготовлялись строительные материалы и для всех других более или менее значительных государевых построек с самого древнего времени. В раменных глухих лесах брынских, муромских, рязанских и др., по указанию плотничьих старост, заранее выбирали лучшие деревья, пилили их и изготовляли к зимней отправке на место. Зимою в том же году главные запасы были доставлены в Коломенское и затем постоянно оттуда же доставлялись до окончания постройки. В начале мая освящена была закладка дворца. В дневальных записках этого года отмечено, между прочим, что «1667 г. мая 2, в четверток, после столового кушанья, за 2 часа до вечера государь пошел с Москвы в Коломенское для складывания своих государских хором». К осени дворец был выстроен вчерне. Строителями были плотничий староста Сенька Петров и стрелец плотник Ивашка Михайлов. Между тем изготовляли запасы и собирались мастера для столярных и резных работ, которыми дворец был украшен с небывалою роскошью. Во всю зиму 1667—1668 года столяры и резчики занимались резным делом, т. е. изготовлением разных деревянных украшений и орнаментов на все здание, как внутри, так и снаружи. Главным мастером этих работ и самым искусным был старец (монах) Арсений, выехавший, кажется, из Белоруссии или из Киева. Из белорусских же городов взяты были и другие не менее искусные мастера: Клим Михайлов, Давыд Павлов, Андрей Иванов, Гарасим Окулов, Федор Микулаев, которые сначала работали у патриарха Никона в Воскресенском монастыре, Новом Иерусалиме, и в 1667 г. переведены в Москву для работ в Коломенском и в Кремлевском дворцах. При этом из монастыря взяты были и две книги мастерские к резному делу в лицах, вероятно, немецкие с гравюрами; «а те книги не их мастерские, а бывшего патриарха Никона келейные», как замечено в переписке по этому случаю. Тогда же взяты оттуда и их мастерские «снасти железные, которыми делали и деревянные станки», рубанки, шархебли, большие, средние и меньшие пилы, терпуги, долоты, струги, дорожники гзымзубли, нашлихтебли, флямованные станы и всякая столярная снасть. Резные украшения внутри и снаружи здания заключались в разнообразных гзымзах, подзорах, карнизах, у стен и подволок, в наличниках и дорожниках у окон и дверей, в шпренгелях, или резных щитах, украшавших окна и двери сверху, а также в разных других мелких украшениях стен и мебели. В июле 1668 г. Клим Михайлов сделал в столовую к окнам вновь 10 рук деревянных точеных, против образца, которые потом были раскрашены живописным письмом. В том же году котельного дела мастер Иван Кулпа сделал на повалышу медный гребень, а кузнечного дела мастер Григорий Павлов изготовлял всякое резное железное дело для кровельных и других украшений, гребней, подзорин и т. п. Лето 1668 г. кажется все прошло в этой чистой и роскошной отделке царских хором. В этом же году еще весною сделан был заказ вывести из-за моря красок и золота для живописных и золотарных работ по украшению дворца. Апреля 1 «государь указал в своем дворцовом селе Коломенском в хоромах окна и двери резные и в теремах стены и на теремах чешуи и подзоры и всякие рези золотить, а в иных местах писать розными цветными краски, а к тому делу велеть вывезть из-за моря красок и золота. А в хоромах государыни царицы Марьи Ильичны учинить против тогож». Поставить эти материалы взялся Анбурские земли торговый иноземец Андрей Левонтьев Кенкель. В мае 1669 года они были доставлены в Москву; прием и осмотр поручен был первым царским иконописцам, состоявшим при дворце в Оружейной палате, Симону Ушакову, Федору Евтифееву, Ивану Филатову, которые между прочим при осмотре золота сказали: «листового золота в указное число по счету принято 154000, статьями, а на листы то золото не считано, для того, что то золото немецкого дела, не против московского образца, мерою в-полы сойдетца, а красотою и плотью не сойдетца, при московском золоте зелено и тонко, к иконным делам и в творку не годитца, а пригодитца золотить только к одним к стенным делам; а на олифу и на полумент золотить негодитца». В мае была расписана на хоромах кровля чешуйчатая деревянная, на что отпущено 2 пуда зелени. В июне дворцовые иконописцы и живописцы, под главным смотрением иконописца Симона Ушакова и живописца, нарочно вызванного из шаховы области (из Персии) армянина Богдана Салтанова, начали писать в хоромах стенное и подволочное письмо, по грунтованным полотнам. Из Оружейной палаты для работ отпущено было 20200 листов листового немецкого золота и разных красок: 3 пуда киноварю, 10 ф. бакану виницейского, 2 пуда голубцу доброго, полпуда черлени, пуд вохры немецкой, полпуда вохры грецкой. В мае (23 числа) следующего года государь указал: «в хоромах над золочеными резными окошками в корунах написать образ Живоначальной Троицы и иные образы самым добрым письмом да на хоромах на шатрах и на бочках чешую выкрасить зеленью, а к тому делу (послать) 4 человека иконописцев да 3 человека травщиков самых добрых».[4] Два года продолжались эти живописные и золотарные работы. Совсем отделанный и украшенный дворец так пестрел узорочною резьбою, блистал и горел золотом и красками, что, по словам Рейтенфельса, бывшего в нем вскоре по окончании работ, он походил на игрушку, только что вынутую из ящика. Мы видели выше, с. 160, с каким восхищением описывал коломенские хоромы Симеон Полоцкий в виршах, которые мы привели, как общую характеристику дворцовых украшений и где он восклицает: Седмь дивных вещей древний мир читаше, Осмый див — сей дом — время имать наше! В 1671 г. 17 февраля в Коломенском дворце государь принимал польских послов, которые также с удивлением осматривали этот осмый див и оставили его описание, почти во всем подтверждающее пиитические восторги Полоцкого. «В начале, говорят они, церковь каменная с притворами по обе стороны, в которых окна. К церкви от хором переходы досками обиты, полчетверти аршина ширина, мосты войлуками посланы для тепла и мягкого хождения. На подворье перед хоромами врата толсты дубовые, так толсты, как дуб уродился, резные, хотя не глубоко вырезаны, достаточно пригожи, преж осьмидесят лет по ставлены, которые вынять хотят, каменные делать станут. Хоромы все деревянные плотническою работою довольно доброю построены: в начале житья его царского величества, против которых башня о шести теремах, так крепко в дерево и в замки угольные связано, на четыре сажени четыреугольно, что обалитися нет опаства; а во всяком тереме пригожие беседы. Передние сени с теремом семигранные, в которых зодиак выписан; потом двои хоромы царского величества с лавками и печьми довольно пригожими. Около окон сницерскою работою рези изрядные, окончины слюдяные довольно хороши. Изба для бояр. Из последних хором выход в комнаты довольно граждански сделан. Крыльцо перед хоромами царицы государыни, на тридцать локоть долги (хоромы), по обе стороны все окна; перед хоромами царицы государыни, у которых в одном боку двои одни из других, а в ином четверы одни из других дорогою по черте с перспективою двери в окошка сделаны, и оных хором несчетное число. Щиты над хоромами его царского величества круглые, на которых Европа, Африка, Асия написаны. Над всходами Суд Соломонов написан, перед сенми выставка из окон дутая писана с гербами государей и государств. Признать, что место зело весело и хорошо видеть поля далече и видеть вся Москва, монастыри и на Москву-реку, под самым двором текущую. В том же месте, около той реки-Москвы сенокосы едва оком презрети мочно, по которым егда разольется река множество птиц, которыми царское величество тешится и соколов на птиц пускает, поле к потехе весьма угодно. Столовая изба на боку в том же дворе с особою своею сенью и с главою. В ней стол у одного угла изрядно писан под алифою. В той столовой сахаром, постилами, вишнями, пряниками честили господ послов и питьями разными и для всех довольно было разного питья». В остальные годы своего царствования Алексей Михайлович заботливо поддерживал и украшал свою Коломенскую дачу во всех частях. В 1671 г., когда отделка дворца совсем была окончена, государь велел сделать на дворец (московский) и в село Коломенское на свой государев двор для береженья от пожаров пять труб заливных медных и железных. В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты иноземец Петр Высотцкой вновь устроил механику рыкающих львов и сделал часы на дворцовую башню, над передними воротами. По смерти царя Алексея Коломенский дворец в некоторых частях был перестроен и распространен соответственно разделению царского семейства на несколько особых хозяйств. Весною 1681 г. Федор Алексеевич указал отцовскую повалышу разобрать и на том месте поставить столовую. Мы не можем в точности определить, в чем заключалось отличие повалыши от столовой и заметим только, что в то же время, апреля 18, государь указал поставить вместо повалуши столовую и в загородном Воробьевском дворце. В Коломенском работать уговорился (мая 8) крестьянин боярина П. В. Шереметева Сенька Дементьев и взял за дело 148 рублей с полтиною да запасу: 60 четей ржи, 10 четей круп грешневых, овсяных тож, 16 четей солоду ржаного молотого, 10 пуд соли, куль снятков псковских, 26 ведр вина и сверх того деньгами особо, за снимку с повалуши гребня 2 р. 26 алтын. В течении лета столовая была построена,[5] а между нею и хоромами государя построены, на место прежних, новые обширные сени с трехярусными чердаками или теремами на верху и с гульбищами или парапетами вокруг этих чердаков. Под сенями сделаны столярные ворота, украшенные резьбою и золоченьем, которые назывались передними и для сохранения позолоты, в отсутствие государя, завешивались холстинным завесом. Тогда же произведены починки и возобновления столярных наружных украшений: кзымзов и шпренгелов, что над окнами, и рундуков, подклетов и сеней, и на кормовом и на хлебенном дворцах, и стрелецких навесов и чюланов и заборов и ворот, что на его государеве дворе. Осенью, когда кровля столовой была совсем уже готова, ее украсили яблоком из красной меди с орлом, львом и инрогом (единорогом), которое было снято с прежней повалуши и возобновлено. Между тем, еще в мае, починены были и львы, которые рыкали у трона, посредством особого механизма. Механика помещалась в особом чулане; в котором устроен был стан, «где стоять мехом для львова рыканья». — На починку этой мешинной снасти или стати употреблено 10 гривенок дощатой меди, 5 гривенок проволоки медной, 4 фунта камени бемсу, 10 ф. мелу, 20 крыл гусиных; а на починку львов пуд клею самого доброго и 20 кож барановых для покрышки. К весне 1682 года почти все починки и возобновления были окончены, столовая была отделана совсем, а в чердаки или терема оставалось только вставить новые слюдяные оконницы. Должно, однако ж, предполагать, что окончательному устройству дворца по мысли царя Федора помешала сначала ранняя смерть царя, в апреле, а затем стрелецкие смуты, продолжавшиеся почти все лето. Из опасения от подобных смут осенью около государева Коломенского двора для караулов надворной пехоте было поставлено шестнадцать изб. Наконец летом 1683 г., уже в июле, в три чердака, что над столовою, изготовлено было 59 слюдяных окончин, которые тогда же и вставлены. Слюды на них пошло 4½ пуда средней и 330 листов железа белого. Затем в 1684 г. снова произведена починка «государевых хором и мылен и сеней, крылец, рундуков, и на сытном и на кормовом и на хлебенном дворцах ключничьих и уксусной и кладовых палат и поварен и полковничьих и стрелецких изб и шалашей» — для чего 1 июня отпущено гвоздей 76400 двоетесных, 5000 прибойных, 45700 однотесных, 101000 скаловых. Тогда же в хоромах починено ветхое стенное письмо и на столовой чешуя докрыта зеленью заново. У хором на передном крыльце над дверьми починен деисус, т. е. образа Спасов, Богородицын и Иоанна Предтечи. В 1685 г. на государеве дворе, в каменной башне устроены боевые часы. В том же году передние ворота украшены железными плащами из дощатого железа, вылуженными аглинским оловом. Мы видели уже, что эти ворота всегда были узорочно украшены резьбою и позолотою. Зимою их завешивали обыкновенно холстом и войлоками. Так, в 1691 г. февр. 14 на государский двор в село Коломенское к передним резным золоченым воротам на завес куплено 45 аршин холста. В апреле этого года деланы в Коломенском еще какие-то ворота, для устройства которых куплено гвоздей: 300 луженых полуприбойных, 400 прибойных, 3000 двоетесных, однотесных и скаловых потому ж. Описанные выше постройки и возобновления Коломенского дворца были уже последними. Вскоре не только большая часть загородных, а в том числе и Коломенский, но даже и московские кремлевские дворцы были оставлены и почти заброшены, так что в первой половине XVIII века все они находились в запустении и развалинах и мало-помалу по мере окончательного обветшания разбирались на дрова или на разные мелочные поделки в оставшемся хозяйстве. Летом 1729 г. в Коломенском останавливался нередко Петр II и жили Долгорукие, именно Алексей Григорьевич; след., дворец еще был удобен хотя для летнего житья. При императрице Анне Ивановне последовал указ, чтоб в подмосковных селах обветшалое дворцовое строение иметь в добром призрении и починивать казенными мастеровыми и работными людьми без утраты денежной казны, а на починку ветхостей деньги держать из собираемых с тех сел неокладных доходов. Время от времени делали осмотры таким ветхостям, составляли сметы материалам для починки; но за неприсутствием двора в Москве производство этих починок шло чрезвычайно медленно, а нередко и совсем оставлялось без исполнения. Одни только высочайшие приезды каждый раз возбуждали неимоверную деятельность и неимоверную торопливость в этом отношении. Но в это время, как и всегда в подобных случаях, возобновления справлялись кое-как, только напоказ, только посредством покрасок и раскрасок, ибо о прочности и думать было некогда; а суммы истрачивались в десять раз значительнее. Впрочем, в новом дворцовом управлении это был самый обычный и обыкновенный порядок хозяйства. Императрица Екатерина в 1762 г., в самый год вступления на престол, прибыв осенью в Москву, обратила особенное внимание на живописным развалины Коломенских хором. 4 октября она с любопытством осматривала их и повелела снять план с фасадом, а через несколько дней, 7 октября, сказано было чрез гофмейстера кн. Б. А. Куракина новое повеление: «чтоб тот дворец ведомства канцелярии о строении с архитекторами и плотничным мастером осмотреть и как возможно старатца, чтоб был исправлен». Составление планов, фасадов, профилей, а также и подробный осмотр здания поручены были архитектору Ивану Мичурину с плотничным мастером Эрихом; а так как Эрих, за строгими и времени нетерпящими многими работами по возобновление Головинского дворца, не мог приступить тотчас же к делу, то вместо его призван был его товарища плотничный мастер Арналт. 1 ноября после предварительного обзора хором, Мичурин донес, что «по осмотру с плотничным мастером Арналтом оказалась как в стенах, полах, потолках, так и в прочем того дворца не малые худоба, и для того надлежит во-первых сочинить окуратные планы и фасады, а нужным местам и профили, и к лутчему всех тех ветхостей усмотрению назначить описью и каким способом можно что исправить. А как тот дворец расположение имеет немалое и чтоб, во исполнение высочайшего повеления, сочинением многих чертежей скорее успеть и по тем чертежам обстоятельный осмотр с описьми учинить возможно было, потребно студии архитектури цывиллис в добавок имеющимся в команде моей обер-офицерам лучших учеников, ундер-офицерские чины имеющих, четыре человека». В июне 1763 г. Мичурин представил несколько планов и фасадов: 1) генеральный план с расположением всего дворца нижнего апартамента покоев и имеющегося при оном строения с частию садов и прочего; 2—6) пять планов того ж дворца комнатам разных апартаментов, как изъясняет при каждом особое надписание; 7) фасада передней линии главного приезда и 8) фасада ж линии царицыной... В то же время Мичурин вместе с Эрихом подали окончательный «осмотр и мнение состоящему в селе Коломенском дворцу — в которых объяснили: «1) в стенах, как от каменного фундамента нижние, так и по поверхности к крышкам многие ряды бревен, а паче углы и замки опых сгнили; 2) у сеней и переходов, которые забраны досками брусья, а у крылец в ступенях и площадках доски и протчее совсем обветшали, а некоторые от ветхости обвалились; 3) имеющиеся над корпусами крышки пришли в худобу; 4) сверх показанных ветхостей стены того дворца пошатились и каменный фундамент, на котором оные основаны, во многих местах повредился ж. И за теми обстоятельствами по мнению нашему имянованных, починкою поправить того дворца невозможно; а надлежать оной, по мнешю нашему, разобрав весь перестроить вновь и годные от той разбирки материалы для употребления в перестройку выбрать и включить к числу новых материалов. Имеющиеся ж при том дворце каменные флигели для служб починкою и переправкою возобновить можно. А каким образом расположению комнат и протчего упоминаемого Коломенского дворца впредь быть надлежит, оное предаем нижайше на высокое рассуждение». В 1764 году мая 11 архитектор Карл Бланк подал смету материалам, потребным на перестройку дворца, которая простиралась на сумму 56934 р. 27 к., в том числе на перестройку старых деревянных царских хором или собственно дворца 48461 р. Смету подписали, кроме архитектора, плотничные мастера Эрих и Арналт, столярный мастер Иван Кобылинский, золотарный и малярный Максим Гапельщиков, фонтанный Григорий Рысев. Без сомнения, перестройка дворца по этим сметам, т. е. в том самом виде и по тем же планам, как он быль выстроен царями, не входила в предположения императрицы. Она по-видимому желала только возобновить этот оригинальный памятник русской старины с тем, чтобы на случай приезда в Москву иметь летнее загородное помещение в одной из красивых окрестностей древней царской столицы. Как бы ни было, только перестройка Коломенских хором была оставлена, может быть, и по значительности сметной суммы. Осенью 1766 г. императрица повелела выстроить новый небольшой дворец на самом берегу Москвы реки, на том месте, где стояли скотный и конюшенный дворы старого Коломенского царского хозяйства. 7 сентября было предписано Дворцовой конторе упомянутые дворы «как наискоряя сломать, а годный из оных лес оставить там для употребления в строение нового дворца». В октябре приступили к постройке этого дворца, которая шла с большою поспешностию; а так как щебня и бута, по скорости нигде сыскать было невозможно, то употребили для этого разобранные ветхие каменные стены и столбы ограды, находившиеся вне главного двора. К лету 1767 года дворец был готов. Между тем 31 мая того же года «Коломенские управительские дела» донесли, что в том мае месяце в старом дворце «за ветхостию обвалилось: над большими царицыными сенями кровля упала, да у царицыных же покоев над всхожими лестницами шатер и кровля упали ж». Вслед затем, 16 июля 1767 г. получено было повеление «находящейся в селе Коломенском старый деревянный дворец весь и с фундаментом разобрать бережно и выбранный из оного годный материал положить в удобные места и изо дворца все вывезть вон и место очистить». Подрядчики за разборку дворца выпросили 2900 р. Главн. Дворцов. Канц. публиковала в «М. Вед.» 1767 г. авг. 7 № 63, вызывая желающих понизить эту цену. Но чем дело кончилось — неизвестно. Дворец был разобран, может быть, хозяйственным способом, т. е. коломенскими же крестьянами, которые перед тем точно так же разбирали скотный и конюшенный дворы. Впоследствии, чтобы сохранить память о местоположении дворца, по линиям его основания или фундамента насадили кусты акации, которые до сих пор остаются свидетелями заботливости и уважения императрицы к памятникам старого быта. В настоящее время старинное царское дворище в Коломенском представляет вид запустения и развалин. Из каменных дворцовых зданий уцелели до сих пор передние ворота с башнею, задние ворота, водовзводная башня или ворота в большой сад; палаты прежних служб или дворцов сытного, кормового и хлебенного, отданные теперь под трактир; стоит еще до сих пор на юго-восточном углу прежних деревянных царских хором, так называемый челобитный столб. Рассказывают, что на этот столб в определенные дни и часы клали челобитные царю; вероятнее, что столб устроен не для челобитных, а для солнечных часов, ибо он находился на самом дворе, куда, как известно, из посторонних никого не пускали, для чего у передних ворот стоял даже и стрелецкий караул. С юго-запада дворище ограждают развалины нижнего этажа старых служб кормового дворца. К сожалению, мы не имеем описи Коломенских хором, современной их устройству при царях Алексее и Федоре. Знаем только, что в Приказной Коломенской избе еще в половине XVIII ст. хранилась «опись в Коломенском дворце государевым хоромам и прочему строению, на 46 листах, 7185 (1677) года», именно того времени, в которое дворец сохранял еще устройство, какое ему дано было его строителем, царем Алексеем. Эта опись, без сомнения, послужила образцом или даже оригиналом для последующих описей, или так называемых росписных списков, по которым прикащики или управители официально сдавали друг другу коломенское хозяйство, все здания и разного рода вещи, находившиеся у них в хранении. Такие росписные списки или инвентари составлялись обыкновенно по случаю каждой управительской сдачи казенного хозяйства и имущества и, само собою разумеется, почти всегда должны были представлять более или менее точную копию первоначальных описей, особенно в отношении недвижимостей, как, например, казенных зданий, состояние которых редко подвергалось значительным переменам. Поэтому опись дворца 1677 года составляла так сказать основу для позднейших описей или росписных списков, которых в приказной коломенской избе хранилось несколько, ибо это были важнейшие управительские документы. В половине XVIII ст. там хранились росписные списки: 1718, 1729, 1735 и 1740 годов. Нам встретился росписной список 1742 года, который за небольшими изменениями, соответственно состоянию дворца в это время, представляет копию со списков XVII столетия. Мы печатаем его здесь с необходимыми сокращениями излишних повторений одного и того же и с указанием нумеров комнат по прилагаемому плану, который хотя и несовременен этой описи, ибо составлен был спустя 25 лет, однако ж, большею частию, достаточно объясняется ею. Наш труд заключался в том, чтобы всю совокупность построек, слитых в одну нераздельную линию в рисунках фасада, расчленить на составные ее части, указав каждую часть и подробность на плане. Стоило это не малых справок и соображений; зато все части фасадов выяснились вполне. По издании нашей работы, готовый план с подробною описью и с рисунками расчлененных фасадов дали возможность художнику Смирнову выработать деревянную модель дворца, которая хранится теперь в Оружейной палате. Подобная модель существовала в двадцатых годах и в Музее П. Свиньина с обозначением: «№ 20 модель, готического дворца царя Алексея Михайловича, бывшего в селе Коломенском. Работы Салина».[6] В половине XVIII в. существовала деревянная же модель другого дворца, Воробьевского, которая в 1758 г. хранилась в Теремных покоях. По памяти и эту модель также присвоивали Коломенскому дворцу. ——— Двор великого государя,[7] ограда каменная; с передних ворот на дворе великого государя передние хоромы деревянные: передней рундук (на плане № 1, а), над рундуком на четырех столбах резных шатер; в нем 8 окончин слюденых, все ветхи; под столбами четыре лва деревянные резные писаны красками ветхие; столбы подперты четырми связми железными. Над всходом (№ 1, б) к верхнему рундуку крыто бочками; с исподи подбито белым железом и росписано красками; над верхним рундуком (№ 1, в) шатер, в средине герб орел двоеглавный писан по золоту; на верхнем же рундуке 9 окончин слюденых ветхие, в том числе одна в средних изломана; над ними доски резные росписаны красками; лаки с опушками. Над дверьми передних сеней деисусы: образ Спасов, Пресвятые Богородицы, Иоанна Предтечи, начаты писать живописным писмом в резной кайме. В передние сени (№ 2) двери столярного дела на трех крюках луженых, наличник и под чепью репьи, скоба железные луженые; у пробоя репей резной луженой же, чепь луженая. В сенях 9 окончин слюденых, в том числе 2 попорчены; над окнами в окнах доски резные росписаны были красками, с лица полиняли; в сенях лавки с опушки; в передние хоромы рундук круглой обит полотном и покрашен; в тех же сенях 4 стола круглых с полами, в том числе 2 дубовые. В передней комнате (№ 3) над дверьми шпренгель, в нем образ Спасов Нерукотворенный, по сторону два ангела; двери столярного дела створчетые, росписаны красками, на крюках железных; под петлями наличники железные резные луженые на красном сукне; над теми ж дверьми изнутри шпренгель и наличники росписаны живописным писмом, в них написан царь Давыд, царь Соломон. В передней 3 окна столярного дела резные золоченые, в середнем окне столб притворной резной золоченой; у 2 окон сторонних столбы притворные росписаны золотом и серебром, 6 окончин слюденых створчетые; у окончин подставы и петли луженые, в том числе одна попорчена, крюки закладные луженые. В той же передней труба проводная ценинная да комен с крышки, лавки с опушки; рундук (№ 3, д) дощатой для места великого государя, на опушках 45 репьев луженые; стол дубовой круглой, постав росписан красками на китайское дело. В другую комнату (№ 4) двери столярного дела, росписаны живописных писмом, над дверми в шпренгеле образ Спасов, посторонь образ Пресвятые Богородицы да образ Иоанна Предтечи, в ногах Спасова образа Преподобные Сергий и Варламей; двери на крюках железных, под петлями подзоры и репей резные луженые на красном сукне, изнутри скоба и крюк закладной и пробой железные на подзорах резных луженых на красном сукне; изнутри у тех же дверей шпренгель, в нем написаны царь Июлий Римский да царь Пор индейский; в комнате 6 окон болших створчетых столярного дела столбы золотые; над окнами в шпренгелях написано: образ Спасов, Пресвятые Богородицы, Иоанна Предтечи, образ Алексия человека Божия, образ Святые Мученицы Наталии. Над средним окном корона резная золоченая, у того ж окна с лица в шпренгеле герб орел двоеглавной резной, возле его два зверя крылатые резные покрашены вохрою; столбы золоченые ж, под столбами два лва, на них золото и краска от дождей полиняла. В окнах 12 окончин слюденых ветхие; лавки с опушками, у опушки 25 репьев луженых; труба проводная ценинная, при ней комен с крышкою железною; рундук (№ 4, д) дощатой о дву степенях, сделан для места великого государя; стол круглой росписан на китайское дело. В третью комнату (№ 5) двери столярного дела росписаны живописным писмом; в шпренгеле написаны царь, Александр Македонский да царь Дарий Перский; с лица изнутри наличники столярного дела росписаны красками; две скобы, закладной крюк на репьях резных луженых; двери на крюках железных, под петлями подзоры резные на красном сукне; под крюком закладным наличник резной железной на красном сукне. В той же комнате три окошка, столярного дела столбы золочены местами росписаны красками, два окна круглых в шпренгелях золоченых, в них окончины слюденые (одна окончина ветха), в трех окнах окончины слюденые ж ветхи; труба проводная ценинная; к той комнате комен и с крышкою железною; стол дубовой круглой, поставец росписан красками. Из той же комнаты двери в проходные сени (№ 8) столярного дела росписаны красками живописным писмом; с обе стороны шпренгели писаны ж красками; двери на крюках железных, под петлями подзоры железные резные луженые, две скобы да крюк закладной да пробой на репьях резных луженых, на красном сукне. Из той же комнаты двери в сени (№ 9) к отхожей избушке (№ 11) столярного дела писаны красками живописным писмом, изнутри шпренгель писан красками ж; двери на петлях луженых, две скобы и крюк, цепь на репьях железных, на красном сукне; лавки с опушки, у опушек 13 репьев железных. Из оной же комнаты в четвертую комнату (№ 6) двери столярного дела писаны красками живописным писмом, на крюках железных; петли на подзорах резных луженых; две скобы, крюк закладной и пробой на репьях резных луженых, на красном сукне; под крюком наличник резной луженой на красном сукне. Над темиж дверми изнутри в шпренгеле орел золоченой двоеглавной резной. В комнате стол канфаренной золоченой, в средине того стола написано вера, надежда, любовь, живописным писмом; на том же столе мишени стеколчетые были, которые перебиты и вывалились; ноги столярного дела росписаны красками. Шесть окошек створчатых резных, столбы и наличники позолочены; 12 окончин слюденых ветхие; крюки закладные у тех окончин, петли и подставы железные; лавки с опушки, у опушек 27 репьев жестяных да в той же комнате стол круглой росписан краскою на китайское дело; да поставец росписан краскою. В пятую комнату (№ 7) дверь столярного дела на петлях луженых, крюк и пробой на репьях железных, изнутри скоба на репье железном, на красном сукне. В комнате 3 окошка створчетых столярного дела, в них 6 окончин слюденых ветхи, в том числе одна окончина изломана; петли и подставки луженые изломаны; печь ценинная; лавки с опушки. Из той комнаты двери в сени проходные (№ 8) столярного же дела, крюк закладной на репье луженом, скобы луженые. Перед тою комнатою сени (№ 8), к двоим дверям рундуки круглые; один обит холстами и выкрашен. Под кровлею в бочках две окончины слюденых попорчены. Из тех сеней двери в проходные сени другие (№ 17) в маленькие переходцы на петлях, крюки и петли и задвижки луженые, на красном сукне; в малых переходцах две окончины слюденых, в том числе одна попорчена. Столовая (№ 16), в ней семь окон двойных столярного дела; наличники и шпренгель писаны красками, в них окончины стекольчетые (четыре окончины разбиты), у окончин петли и крюки луженые; лавки с опушки; два стола, скамья, четыре дюжины и два стула, обитые кожею золоченою; стол круглой росписан красками на китайское дело; один постав росписан красками ж на китайское дело; печь ценинная, двери створчетые столярного дела на польских петлях и на репьях резных луженых; изнутри и с лица наличники и двери писаны красками; с лица в шпренгеле образ Спасителев, венца нет, поля басемные золоченые. В сенях (№ 16) два стола, скамья, сосновые; лавки с опушки; в окнах 12 окончин слюденых, ветхие. Из тех же сеней двери в передние сени (№ 2), что перед хоромами...[8] Из тех же сеней в сени ж, где входят с кушаньем (№ 15, и) двери... одиннадцать окошек, в них окончины слюденые... четыре щети, чем метут в комнатах полы. Из тех же сеней двери... на нижней всход (№ 14)... над лестницею и над рундуком крыто тесом по скале. Из тех же сеней двери в переходцы (№ 14)... Гулбище (№ 14) не крыто, с одну сторону болясы точеные; с того гулбища вверх лестница в чердаки, что над столовыми сенми; с тогож гулбища дверь в проходные сени: окончина слюденая... Из проходных сеней сход на низ: лестница крыта тесом, дверь на низу на петлях черных, цепь закладная черная. На низу крыльцо подперто двумя пруты железными, дверь верхняя на петлях луженых на красном сукне, скоба и цепь черная. Двери в передние сени... Двери в сени к боярской избушке... Сени (№ 9), что меж комнат и боярской избушки, в них три окончины ветхие, лавки с опушками; нужник (№ 9, ж) дощатой забран досками, дверь: петли, скоба черные с пробоями. В тое избушку боярскую (№ 11) дверь... обита сукном красным изнутри; лавки с опушки, 6 окошек волоковых в них окончины слюденые; пять закроев обиты красным сукном ветхи; труба проводная, при ней комен, в том комне закрышка железная; подволока забрана в косяк. От избушки из сеней всход (№ 9, з) лестница в сенцы, что перед чердаком; в сенцах перила забраны; в сенцах окончина слюденая попорчена. Из сенцев в чюлан дверь чепь черная, в чюлане крюки сломлены; окно, окончина слюденая ветхая. Из тех сеней всход перед чердаки, двери: петли резные на красном сукне, чепь, скобы маленькие железные; в сенях лавки с опушки; 9 окошек, в них окончины слюденые, в том числе 4 попорчены, а пятая вся изломана; над окнами подзоры резные прописаны чернилами. Дверь в светлицу столярного дела ветха... В светлице лавки с опушки, 6 окошек столярного дела, в них 4 окончины слюденые ветхие; подволока вислая в косяк; стол липовой круглой. Из тех же сеней всход, лестница в чердак, двери... лавки с опушки; 20 окон в них окончины слюденые, в том числе 6 попорчены; над окнами наличники резные росписаны; в углах связье, да снаружи шесть подпоров железных. Из того чердака в чердак же лестница, а в нем 7 окошек затворы дощатые, лавки с опушки. Из того чердака лестница в верхний самой чердак, в нем лавки с опушки, 6 окошек затворы деревянные ветхие; около схода перильцы в косяк. Из сеней же, что перед светлицею, на передние хоромы в право двери... Над передними комнатами гулбище, в нем лавки с опушки, 6 окошек, в них окончины слюденые изломаны, петли и наугольники луженые изломаны. К тому гульбищу с лица три бочки, каймы обиты жестью; подволока подшита тесом. Из того гульбища дверь на переходцы, что над передними сенми... На тех переходцах 5 окон, в них окончины слюденые. Из тех переходов на гулбище, что над столовыми сенми дверь... Кругом чердака гулбище: перилы болясы точеные. Чердак, у него двери... 40 окошек, в них окончины слюденые, в том числе 6 окончин попорчены; по углам по два наугольника железных; с лица 4 подпоры железных; лавки с опушки. В чердаке у лестницы перилца болясы точеные; лавки с опушки; 23 окошка, в них окончины слюденые, в том числе 8 окончин все изломаны, а прочие все ветхи; в углах по два науголника железных. На гульбище дверь... Кругом чердака гулбище, болясы точеные. Из того чердака вверх на гулбище дверь... всход: лестница, над лестницею дверь западная на петлях луженых; около лестницы и кругом верхнего гулбища перилы болясы точеные. В верхнем гулбище осмогранник: лавки с опушками, в него дверь; 7 окошек, в них окончины все изломаны. Гулбище; верх крыт чешуею, на верху прапор. Над передними хоромами крыто по бочкам чешуею, над бочками два прапора. Над сенми кровля шатровая чешуйчатая, по быкам обито белым железом. Над передним крыльцом шатер да две бочки крыто чешуею. Над нижним рундуком в средине бочки и меж бочек шатрик, на нем прапор, и над лестницею крыто чешуею. Над столовою (№ 16) крыто кубом четвероугольным чешуею, деревянная, лазоревая; на верху на глебузе орел промежду лва и единорога, белого железа. Над комнатою шатер крыт чешуею лазоревою, по краям обито белым железом; на верху орел двоеглавной белого железа. В переходы государя царевича (№ 17) дверь... а от тех дверей в сени, в сенях (№ 18) лавки с опушки, 4 окончины слюденых; перед комнатою рундук о трех степенях. В комнате (№ 19) двери столярного дела писаны красками... изнутри на притворных репьях обито белою полстью и красным сукном; скоба с лица на прорезном репью на красном сукне, крюк закладной и скоба на прорезном репью и пробой луженые; тумбы, кзымс, шпренгель писаны красками; в комнате труба проводная ценинная; комен с закрышкою железною; лавки с опушками; 3 окошка столярного дела писаны красками, в них окончины слюденые, в том числе две попорчены; постав росписан красками. Из той комнаты в другую комнату (№ 20) дверь столярного дела, с обоих сторон шпренгели писаны красками, петли и крюки луженые на подзорах луженых резных на красном сукне; скоба на луженом репье; крюк закладной и пробои луженые на подзорах резных луженых, обито красным сукном. В комнате (№ 20) 6 окошек столярного дела писаны красками, в них окончины слюденые, в том числе 3 испорчены, одна вся изломана; труба проводная, лавки с опушки. В обеих комнатах подволоки косящатые; по углам 12 связей железных. Из комнаты в чюлан (№ 21) двери столярного дела писаны красками... в чюлане 15 окошек, в них окончины слюденые, в том числе 6 попорчены; лавки с опушки. Из того чюлана дверь на крыльцо, что ходят в подклет... С того крыльца дверь в сени (№ 18), что перед преждеписанными комнатами... А из тех передних сеней всход (№ 22) на те комнаты в чердаки: на том всходе 4 окна, в них 4 окончины слюденых ветхие; на верхнем всходе лавки с опушки. Из того всходу в чердак двери... лавки с опушки; 25 окончин слюденых, в том числе 13 окончин попорчены; над окошками подзоры резные деревянные; с лица по сторонам 6 подпор да внутри 8 подпор железных. Из того чердака всход в чердак в двойной, лестница; около всходу перила забрано досками в косяк; в обеих чердаках 9 окошек, затворы деревянные изломаны без крюков; лавки с опушки. Из тех чердаков всход лестница в верхние два чердака, в них 6 окошек, лавки с опушки. Меж ими переходы дощатые. Из тех же сеней из перед-комнат дверь на крылцо... На крыльце 6 окошек, в них 4 окончины слюдепые, в том числе одна ветха; подволока дощатая косящатая. На тех комнатах чердаки крыты тесом, на них два прапора жестяных; крылцо крыто тесом же. От сеней же, что перед боярскою избушкою сенцы (№ 10), в них 6 окошек, окончины слюденые; лавки с опушки. А из тех сеней на переходцы двери, что ходят в комнату государыни царицы... Переходы (№ 17) дощатые; с тех переходов на лево к мылне дверь... Дверь в сени, что ходят в мылню... два окошка, в них две окончины слюденые ветхие; чюлан забран в косяк, дверь петли и пр. луженые. Нужник обвалился, в него дверь на петлях черных, скоба луженая. Из тех сеней в сениж проходные (№ 25), что мимо комнаты государыни царицы двери... лавки с опушки; 6 окошек, в них 6 окончин слюденых ветхие; над окошками подзоры резные. Дверь в чулан дощатой, который написан в проходных сенях... К комнатам государыни царицы крыльцо двоевсходное (№ 23): над нижним рундуком бочки на столбах резных, столбы подперты тремя прутьями железными; бочки крыты чешуею, на верху прапор белого железа. Над первым всходом крыто тесом, на втором всходе два столба резные, две бочки крыты чешуею. На крыльце 8 окошек, в них окончины слюденые, в том числе 3 окончины изломаны; над окончинами подзоры резные прописаны красками; под шатром писаны по полотну травы красками; шатер крыт чешуею, на верху прапор.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar