Меню
Назад » »

Забелин Иван Егорович / Домашний быт русских царей (17)

27 апреля 1645 г. царский Казначей, лицо по тому времени довольно значительное, Богдан Миничь Дубровский поссорился в государевой Передней избе с дворянином Васильем Колтовским, который перед тем подал было на него государю в Комнату челобитье о несправедливом решении его спорного дела. Но челобитной при докладе не явилось. Колтовской спрашивал думного дьяка и подьячих и потом, когда, по окончании докладов, Казначей Дубровский вышел из царской Комнаты в Переднюю, Колтовский заметил ему, что странно, как его челобитная пропала и не оказалась при докладах. В ссоре сказаны были с обеих сторон обидные слова, и Дубровский в тот же день принес Государю жалобу о бесчестьи. «Бил челом государю казначей Богдан Миничь Дубровский на Василья Яковлева сына Колтовского и подал челобитную и ссылочным людям имянную роспись, а в челобитной и в росписи пишет: бьет челом холоп твой Богдашко Дубровский: в нынешнем государь во 153-м году апреля в 27 день, был я холоп твой у тебя государя в Комнате с докладом, и как вышел из Комнаты в Переднюю, и Василий Колтовской меня холопа твоего лаял и бесчестил, будто я не делом сужу, и из Комнаты де у тебя государя челобитные его Васильевы пропадают; стану де на тебя о тех челобитных бить челом государю; впредь у меня не станут челобитные из Комнаты пропадать; а я холоп твой в комнату к тебе государю один не хожу. Милосердый государь пожалуй меня холопа своего вели, государь, про то сыскать и по сыску учинить оборонь. Царь государь смилуйся!» Государь пожаловал велел про то сыскати стряпчему с ключем Ивану Михайловичу Оничкову и сыскав велел о том доложить себя государя. В ссылочной росписи Дубровский писал: 163-го апреля в 27 день был я Богдан у государя в Комнате с докладом, и вышел из Комнаты в Переднюю: Василей Яковлев сын Колтовской учал на меня кричать большим шумом, называл меня худым судьею: посылал де ты память в Холопей Приказ, а велел де людям тетки нашей Гавриловы жены Пушкина волю дать, почему? И я Богдан сказал: сыскивал я про то дело и на Патриархов Двор память посылал по сыску и по роспросным речам холопей тетки вашей, слалися они на отца духовного тетки вашей, велела де нас отпустить на волю после живота своего; и с Патриархова Двора прислана память и роспросные речи за рукою тетки вашей отца духовного: велено тех людей отпустить на волю; и против тое памяти, и роспросных речей послана память в Холопей Приказ. И Василей Колтовский учал меня лаять и бесчестил, приходил ко мне шумом: худой де ты судья, за какую де ты службу пожалован честью; и крадешь де наши челобитные в Комнате, вперед де ты наших челобитен не станешь в Комнате красть; и такими меня позорными словами обесчестил. — А были в то время в Передней: окольничей Григорий Гаврилович Пушкин, думные дьяки: Григорий Львов, Михаило Волошенинов, стольники: князь Иван Хилков, князь Василий Хилков, Микита Бобарыкин, Прокофей Коптев. И Ивану Михайловичу Оничкову окольничей и стольники и думные дьяки по государеву крестному целованию сказали: окольничей Григорий Гавриловичь Пушкин, стольник Микита Бобарыкин, думные дьяки Григорий Львов, Михаило Волошеяинов, сказали: в нынешнем де во 153-м году апреля в 27 день в государеве Передней Избе Василей Колтовской на Казначея на Богдана Дубровского шумел великим шумом и говорил: вперед де у меня челобитные мои у государя из Комнаты пропадать не станут; и Богдан говорил ему: шумишь де ты на меня напрасно, я де в Комнату один не хожу и челобитен твоих не краду; и в Приказе де ты на меня шумишь напрасно, и зде также приходишь озорничеством. Да он же Василей говорил Богдану; пожалован де ты не за службу. — Стольник князь Иван Хилков сказал: в государеве Передней Избе Василей Колтовской спрашивал у думного дьяка у Михайла Волошенинова и про свою челобитную и думной де дьяк Михайло ему сказал, что он его Васильевы челобитные не видал; и после де того он Василей с Казначеем с Богданом Дубровским меж себя шумели, и говорил Василей: вперед де у меня челобитные пропадать не станут: и Богдан говорил ему: шумишь де ты на меня напрасно, в Комнату де я один не хожу и челобитен твоих не краду; и в Приказе де ты на меня шумишь напрасно. И Василей же говорил: пожалован де ты Богдан, чаешь, за службу; и Богдан говорил ему: не мол что де твоему отцу и деду де твоему там не бывать, где я был и посылан чего, за то де я и пожалован. — Прокофей Коптев сказал: в государеве Передней Избе Василей Колтовской с Казначеем с Богданом Дубровским меж себя шумели, а говорил Василей Богдану: челобитные де у меня, Богдан, из Комнаты пропадают; и Богдан говорил: не я ль де ее украл? И Василей говорил: того де я не ведаю, только де о том буду бити челом Государю, и вперед де у меня челобитные из Комнаты пропадать не станут. А в Приказе де, Богдан, мне бити челом тебе нельзе, в казенку де запрешся и никого не пустишь. И Богдан говорил ему: потому де я тебя в казенку не пускаю, что со мною де тебе Государь дел ведать не велел. И Богдан говорил потому де ты Василей на меня шумишь, что велел де я тебя из казенки ударить в шею. И Василей говорил не по своей де ты мере Богдан пожалован. — Стольник князь Василей Хилков сказал: У Василея де Колтовского с казначеем с Богданом Дубровским меж ими никакого шуму он неслыхал и в те поры он тут не был. Узнав о жалобе Дубровского, Колтовской через два дня подал свою челобитную о бесчестьи и также с росписью свидетелей. Обвиняя со своей стороны Дубровского, он писал: бьет челом холоп твой Васько Яковлев сынишко Колтовской: в нынешнем государь в 153-м году апреля в 27-й день пришол я холоп твой в Переднею Избу и учал бить челом твоему государеву думному дьяку Михайлу Волошенинову о своей челобитной, что мы холопи твои били челом тебе государю на Казначея Богдана Минича Дубровского о переносе в холопье деле, что он наших старинных людей освобождает без суда и без очной ставки и без роспросных речей; и, не приняв у нас холопей твоих крепостей, без поруки отдал Степану Гаврилову сыну Пушкину, для окольничего Григорья Гавриловича Пушкина, и по недружбе, что его казначеево Богдана Минича челобитье было на отца нашего тебе государю. И думной, государь, дьяк Михайло Волошенинов мне холопу твоему сказал, что той нашей челобитной не видал и перед тобою государем не читал; а подьячих, государь, я розрядных о той своей челобитной спрашивал же, и они сказали, что не видали же. И я холоп твой учал говорить, что наша челобитная пропала и мы станем бити челом на него Казначея Богдана Минича о переносе тебе государю иною челобитною, и впредь у нас челобитная не пропадет. И он, государь, Казначей Богдан Миничь почел нас холопей твоих, бесчестя отца нашего называл вором и олтынником и меня холопа твоего называл недорогим человеком: дорогое де тебе и бесчестья заплатить; надеясь, государь, на свое богатство; и говорил, государь, что отец наш, будучи в Розбойном Приказе, воровал, из олтына сжег до смерти дву человек. А в том государь не запирался при всех в Передней Избе, что он меня холопа твоего из Приказу у себя велел бить в шею и послал память в Холопей Приказ и велел назад взять. А мы, государь, холопи твои по твоей государской милости не только от него Казначея Богдана Минича и от господ своих такого бесчестья ни позору не видали, что ныне от него обесчещены; а отец государь наш, будучи у твоего государева дела, из олтына ни какого человека не жигивал и ни в каком воровстве не бывал; и челобитья государь на отца нашего, чем он позорит, тебе, государь, не бывало; а сидел государь отец наш у твоего государева дела с бояры не один; и про то, государь, известно тебе, государю. А что, государь, он Казначей Богдан Миничь бил челом на меня холопа твоего тебе, государю, о своем бесчестьи, заминая то, что отца нашего обесчестил и нас позорил, что будто я ему говорил, что он тое нашу челобитную украл у тебя, государя, из Комнаты; и я холоп твой того не говаривал, а спрашивал про ту челобитную у думного дьяка. А сидел он с окольничим с Григорьем Гавриловичем Пушкиным и учел мне говорить: аль де я украл? и я холоп твой молвил, что того я не ведаю, он ли или не он взял, только я бил челом тебе, государю, и та челобитная к нам не схаживала. А говорил я холоп твой, потому, что он Казначей Богдан Минич про ту нашу челобитную говорил в благовещенской паперти, и что в ней написано, все ведает; и говорил: хотя де вы и бьетя челом, нечто де, сделается, от меня де перенесть не велят. А за тех, государь, наших людей ему Казначею Богдану Миничу бьют челом и ходят окольничей Григорий Гавриловичь Пушкин да брат его Степан, и тех наших старинных холопей хотят взять к себе во двор, и живут те наши люди у них во дворе. Милосердый государь, пожалуй нас холопей своих беспомощных, не вели государь его казначаеву Богдана Минича челобитью поверить, и вели государь про тот позор и бесчестья отца нашего и мое холопа твоего сыскать бояры и думными дьяки и стольники и стряпчими, опричь окольничего Григорья Гавриловича Пушкина, что то дело у нас холопей твоих с ними. Царь, государь, смилуйся пожалуй! Роспись, которые были в Передней избе: боярин Михайло Михайлович Салтыков; думной дьяк Григорий Васильевич Львов, думной дьяк Михайло Волошенинов; стольники: Петр Василевич Шереметев, Василий Борисович Шереметев, князь Иван Хилков, князь Юрья Долгорукой, князь Андрей Хилков, Иван Полев, Микита Бобарыкин, дьяк Василей Ушаков, Прокофей Коптев. И государь пожаловал указал по челобитной и по росписи, какову роспись Василий Колтовской на Казначея на Богдана Минича Дубровского подал, сыскати стряпчему с ключом Ивану Михайловичу Оничкову по своему государеву крестному целованью. И Ивану Михайловичу Оничкову стольник и думные дьяки по государеву крестному целованью сказали: Стольник князь Иван Хилков сказал: в нынешнем де во 153-м году апреля в 27 день в государеве Передней Избе Василей Колтовской стал спрашивать у думного дьяка у Михайла Волошенинова про свою челобитную и Михайло де ему сказал, что он его челобитные не видал; и Василей де почел говорить: пропадают де у государя из Комнаты мои челобитные, стану де бити челом государю, вперед де у меня из Комнаты челобитные пропадать не станут. И Богдан учел говорить Василью: шумишь де ты на меня напрасно, в Комнату де я один не хожу и челобитен твоих не краду. И Василей говорил Богдану: пожалован де ты, чаешь, за службу? И Богдан говорил Василью: не мол што де отцу твоему и деду де твоему там не бывать, где я был и для чего был посылан, за то де я и пожалован; отец де твой зжег дву человек. А того де он не дослышал, что он ему говорил, про дву ль мужиков или про жонок. Думные дьяки Григорей Львов, Михайло Волошенинов сказали: в Государеве Передней Избе Василей Колтовской говорил Казначею Богдану Дубровскому: не по своей ты мере, Богдан, пожалован да и в честь пущен. И Богдан говорил Василью: пожалован де я за службу, а что де моя служба, и про то де ведомо государю; а твоего де не мол што отца и деда твоего там не пошлют, где я был, да и на пример не напишут; полно де ты Василей шумишь на меня за то, что я тебя из Приказу велел выслать вон. — Прокофей Коптев сказал: в государеве Передней Избе Василей Колтовской с Казначеем Богданом Дубровским меж себя шумели и говорил Василей Богдану: челобитные де у меня, Богдан, из Комнаты пропадают. И Богдан говорил: не я ль де ее украл. И Василей говорил: того де я не ведаю, только де о том буду бити челом государю и впредь де у меня челобитные из Комнаты пропадать не станут; а в Приказе де, Богдан, мне бити челом тебе нельзе: в казенку де запрешся и не пустишь никого. И Богдан говорил ему: потому де я тебя в казенку не пускаю, со мною де тебе государь дел ведать не велел. Да Богдан же говорил: потому де ты на меня шумишь, что велел де я тебя из казенки ударить в шею. И Василей говорил: не по своей де ты мере, Богдан, пожалован. Боярина Михайла Михайловича Салтыкова и некоторых стольников к допросу не сыскано и чем дело кончилось, неизвестно. ——— В 1646 году обесчещен был князь Евфимий Мышецкий Федором Нащокиным и Иваном Бужаниновым. Дело, против обыкновения, миновало домашнюю царскую расправу и поведено было судебным порядком, против чего Мышецкий снова подал государю челобитную: бьет челом холоп твой Еуфимка Мышецкий: бил челом я холоп твой тебе государю на Федора Васильева сына Нащокина да на Ивана Иванова сына Бужанинова, что они нас холопей твоих и родителей наших бесчестили; Федор Нащокин называл нас холопей твоих всех холопи боярскими и конюховыми детми на Постельном Крыльце, передо всеми; а Иван Буженинов на Постельном же Крыльце называл меня холопа твоего дьяком, а детишок моих подьячими и ворами и подпищиками, будто мы подписывали воровские грамоты. И про то, государь, что они нас бесчестили, по нашему челобитью указал ты, государь, именным приказом про Ивана Бужанинова велел сыскать окольничему князю Семену Васильевичу Прозоровскому, а про Федора Нащокина велел ты, государь, сыскать окольничему князю Андрею Федоровичу Литвинову Масальскому, и по тем обыскам велел доложить себя, государя. И они, государь, Федор Нащокин и Иван Бужанинов, умысля, чтоб им от родителей наших и от нашего бесчестия бездушством отойти и отцеловатца, и нас сверх того пошлинами большими в конец погубить, били челом тебе государю ложно, будто я холоп твой в сыскную роспись писал братью свою и племянников и друзей; и то государь они били челом тебе государю ложно, умысля ябеднически; а он государь Федор Нащокин мне холопу твоему и сам ближней свой, за ним за Федором женишка моего племянница родная Григорьева дочь Милославского. И по их государь ложному челобитью сошли им подписные челобитные, Федору Нащокину за пометою думного дьяка Ивана Гавренева, а Ивану Бужанинову за пометою дьяка Калистрата Акинфеева: сыскивать про то не велено, а велено нам мимо прежнего твоего государева именного приказу искать на них, родителей наших и своего бесчестья, искать судом. И тот государь первой образец учинен нами холопи твоими. Искони вечной о том ваш государев указ и уложенье прежних великих государей и отца твоего блаженные памяти в. государя Михаила Федоровича, и твой, государев, указ ко всем нашей братьи: Будет кто у кого на Постельном Крыльце таким бесчестьем станет кто бесчестить и про то вы государи указывали сыскивать, а не судом искать; а суда в таких делах не бывало не токмо, что учинитца у кого брань на Постельном Крыльце, хотя будет у кого и в Приказе в котором нибуди, и тут, государь, ваш государев указ был: велено про то и в Приказе сыскивать; а судом государь таких дел родительского бесчестия, кто у кого бесчестил на Постельном Крыльце, никто ни на ком не искивал; искони вечной ваш государев указ в таких делах был по сыску. Служили мы холопи твои прежним великим государем и отцу твому блаженные памяти, а в таком бесчестьи ни от кого не бывали холопи твои, бездомошные; кроме Бога да тебя великого государя помошника никого не имеем. Бесчестил государь он Федор нас на Постельном Крыльце передо всеми, называл нас холопей твоих холопи боярскими и конюховыми детми; а мы холопи твои искони вечные холопи ваши государевы, исстари все служили прежним великим государем и отцу твоему блаженные памяти и тебе великому государю; а в холопах и в конюхах, в таком бесчестьи, нигде не бывали; исстари все служили вам великим государем: и отечество государь и службишко и именишка наши ведомы тебе Государю. Милосердый государь пожалуй нас бедных и беспомощных холопей своих, не вели государь искони вечного прежних великих государей и блаженные памяти отца своего и своего государева указу и уложенья нарушить, и нами холопи своими не вели образца учинить; вели государь о том своих государевых бояр допросить, и им то ведомо, что ни над кем такова образца не бывало: искони вечной о том указ и уложенье прежних великих государей и блаженные памяти отца твоего великого государя: кто кого станет таким бесчестьем бесчестить на Постельном Крыльце и про то вы государи указывали сыскивать, а судом государь родительского бесчестья никто ни на ком не искивал; исстари в таких делах ваш государев указ был по сыску. Милость свою царскую покажи и над нами холопи своими не дай от них в таком вечном бесчестьи в конец погибнуть, вели государь против прежнего своего государева имянного приказу про то сыскать всеми стольники и стряпчими и дворяны и всяких чинов людьми, которые в то время на Постельном Крыльце были, как он Федор нас холопей твоих и всех родителей наших бесчестил, называл, передо всеми, холопи боярскими и конюховыми детьми. А Иван Бужанинов называл нас тут же на Постельном Крыльце ворами и подпищиками, а мы холопи твои в таком бесчестьи не бывали, искони вечные холопи ваши государевы, а в холопах боярских и в конюхах родители наши нигде не бывали; исстари все служили прежним великим государям. А они государь Федор и Иван для того тебе государю о суде били челом, узнав свою вину, чтоб им от нашего и от всех наших родителей бесчестья бездушством отойти и отцеловатца, и сверх того нас пошлинами в конец погубить; а мы холопи твои били челом на них тебе государю в бесчестьи от всего роду; а ныне государь по их подписным челобитным указано нам холопам твоим всего роду и своего бесчестья искать на них судом, а сыскивать про то не велено; и с того государь судного дела будут твои государевы пошлины многие, а мы холопи твои бедные и разоренные, с такого великого иску со всего родительского бесчестья и своего твоих государевых пошлин платить нечем. Царь государь смилуйся!» Некоторые из свидетелей, на которых сослался Мышецкий и которых нашли в городе, показали следующее, именно: князь Петр Коркодинов сказал: на Постельном де Крыльце Иван Бужанинов князь Еуфима Мышецкого и детей его, князь Еуфима называл князь дьяком, а сына его князь Данила называл князь подьячим, а опричь того он не слыхал ничего. Князь Анастас да князь Федор княж Алибеевы дети Макидонские сказали, по государеву крестному целованью: на Постельном Крыльце Иван Бужанинов князя Еуфима Мышецкого князь дьяком называл, а дети де твои подьячие и воровские де грамоты дети твои подписывают. А Федор Нащокин князь Еуфиму говорил: не дорогой де ты князь, откуда де ты княженечество то взял, а родителей де ваших и ныне в холопах найду. — Князь Григорей Козловской сказал: на Постельном Крыльце Иван Бужанинов князь Еуфима Мышецкого лаел матерны и князь дьяком и князь подьячим его князя Еуфима называл. Другие свидетели были на службе в отъезде, а потому и самое дело оставалось долго нерешенным, и чем кончилось, неизвестно. ——— В 1648 году жаловался государю о бесчестьи Григорий Баяшев: бьет челом холоп твой Гришка Баяшев; в нынешнем государь во 156-м году июня в 6-й день выволокса я холоп твой в город, и стоя у тебя, государя, на Постельном Крыльце, с своею братиею; и пришед ко мне холопу твоему жилец Яков Левонтиев сын Полуехтов, учел меня холопа твоего лаеть и называл отца моего холопом боярским, а меня, холопа твоего, холопьим сыном; а отец, государь, мой служил прежним государем блаженные памяти государю царю Федору Ивановичу и государю царю Василью Ивановичу и отцу твоему государеву блаженные памяти государю царю Михайлу Федоровичу всеа Русии многие лета, и кровь за вас, государь, проливал; и осадную нужу терпел; и при прежних государях и при отце твоем государеве блаженные памяти государе царе и вел. кн. Михайле Федоровиче всеа Русии везде в полковых воеводах был и в бесчестьи никаком не бывал; и служба, государь, и кровь отца моего за вас, государей, известно тебе, государь, и твоим государевым боярам. Да он же Яков называл меня холопа твоего вором, будто я у него Якова выжег деревню и пятнадцать человек своей братьи дворян разорил. Милосердый государь! пожалуй меня холопа своего вели, государь, про ту лаю и бесчестие отца моего и мое сыскать своими государевыми стольниками, стряпчими и дворяны московскими и жильцы. Царь государь смилуйся пожалуй! 156-го г. июня в 10 день государь пожаловал велел сыскать постельничему Михаилу Алексеевичу Ртищеву и доложить себя государя. ——— В 1649 г. августа 13 бил челом царю Алексею Михайловичу Иван Бутурлин на Ивана Иванова сына Бирдюкина Зайцова и подал ссылочную челобитную, а в челобитной писал: бьет челом холоп твой Ивашко Бутурлин: в нынешнем государь во 157-м году августа в 13 день на Постельном Крыльце лаял меня холопа твоего Иван Иванов сын Бирдюкин-Зайцов матерны, а слышали ту его Иванову лаю твои государевы стольники князь Семен княж Андреев сын Хованской, князь Федор княж Федоров сын Долгоруков, князь Настас княж Алибеев сын Макидонской, князь Александр княж Иванов сын Лобанов, князь Тихон Бораев сын Кутумов, Иван да Микита Андреевы дети Вельяминова, Андрей да Василей Яковлевы дети Дашкова, Андрей Ильин сын Безобразов. А служу я холоп твой тебе государю много лет, а бесчестья ни от кого не бывало. Милосердый государь! пожалуй меня холопа своего, вели, государь, про ту его Иванову лаю сыскать и по сыску мне холопу своему оборон учинить по своей государевой милости. Царь государь смилуйся пожалуй! 157 г. августа в 13 день государь пожаловал велел про то сыскать постельничему Михайлу Алексеевичу Ртищеву. И постельничему Михайлу Алексеевичу Ртищеву стольники и дворяне в сыску князь Федор Долгорукой, князь Анастас Макидонской, князь Тихон Кутумов, Иван да Микита Вельяминовы, Ондрей да Василей Дашковы, Ондрей Безобразов сказали по государеву крестному целованью: в прошлом де во 157 году августа в 13 день на Постельном Крыльце Иван Бутурлин у Ивана Зайцова прошал шапочных петель жемчужных и Иван де Зайцов Ивана Бутурлина за то излаел матерны. Да теж обыскные люди в речах своих прибавили, — Микита Вельяминов сказал: Иван Зайцов Ивана Бутурлина излаел матерны и с жемчугом; — Василей Дашков сказал: Иван де Зайцов Ивану Бутурлину молыл: ты де у меня блядин сын окончину изломил. — Князь Семен Хованской сказал: промеж Ивана Бутурлина и Ивана Зайцова ничего не слыхал. — Князь Александр Лобанов сказал, того де он не слыхал, как Иван Зайцов Ивана Бутурлина излаел матерны; а то он слышал как Иван Бутурлин Ивану Зайцову говорил: лаешь де ты меня. Решение последовало на основании статьи Соборного Уложения: 158 г. сентября 16 указал Государь за честь двора своего Ивана Зайцова дослать в тюрьму, а Бутурлину доправить на нем бесчестья, оклад его. ——— В 1650 году князь Лаврентий Мещерский напал на Постельном Крыльце на Алексея Дубровского, сына царского казначея. Февраля 9 Дубровский подал государю челобитную: бьет челом холоп твой Алешка, Казначея Богдана Дубровского сынишко. Жалоба, государь, мне на князь Лаврентья княж Михайлова сына Мещерского да на Андрея Ильина сына Безобразова: в нынешнем, государь, во 158 году февраля в 8 день приехал я холоп твой ночевать в Переднюю и дожидался я в Столовой; и пришол, государь, в Столовую Андрей Коптев в четвертом часу ночи и велел нам итти в Верх. И князь Лаврентий Мещерской и Ондрей Безобразов взошли на Постельное Крыльцо наперед; и как государь я пришол на Постельное Крыльцо, и князь Лаврентей и Ондрей за мною бросилися, хотели меня убить; и я холоп твой от них побежал: и князь Лаврентей, государь, за мною гонял, а Ондрей позади его за мною гонял; а князь Лаврентей, гоняючи за мною, лаял матерны и всякою неподобною лаею, и называл страдничонком, и говорил такие слова: не дорог де твой и отец, што привез мертвому немчину голову, отрезав; тебе б де у меня живу не быть. А брат, государь, его князь Андрей стоял у Архангела (у Архангельского собора), а люди с ним с ослопы, ждали меня, как я дойду в Верх. А похвала, государь, князь Лаврентьева давно на меня в убивстве. А в то, государь, время на Постельном Крыльце не было никого, только прилучился один Иван Матвеев сын Жеребцов. Милосердый государь! Пожалуй меня холопа своего, вели, государь, про то сыскать Иваном Жеребцовым; а будет, государь, не пожалуешь, Иваном Жеребцовым сыскать не укажешь, вели, государь, на него дать свой царской суд и управу в бесчестьи отца моего и матери и в моем бесчестьи. Царь государь смилуйся! Государь указал по той челобитной про князь Лаврентья Мещерского и про Андрея Безобразова сыскать по своему государеву крестному целованью постельничему Михаилу Алексеевичу Ртищеву. А в том Алексей Дубровской и князь Лаврентей Мещерской оба слались на общую правду, на Ивана Матвеева сына Жеребцова. И в сыску общая правда, Иван Матвеев сын Жеребцов, по государеву крестному целованью, постельничему Михаилу Алексеевичу Ртищеву сказал: князь Лаврентей княж Михайлов сын Мещерской Алексея Богданова сына Дубровского на Постельном Крыльце, февраля в 8 день, в четвертом часу ночи, матерны лаел и мать его недоброю матерью называл и бить его посыкнулся; и Алексей де ему сказал: не бей де ты меня, князь Лаврентей, отец де твой моего отца, и дед де твой деда моего не бивал, а тебе де меня зде на Постельном Крыльце не бить. И князь Лаврентей де его Алексея излаял: страдник де ты бадлива мать, отец де твой мертвого немчина голову привез. А Алексей де ему молыл: сам де ты страдник, за што ты хочешь меня бить на Постельном Крыльце. А Ширинских князей холопом Алексей князь Лаврентья не называл. А Андрей Ильин сын Безобразов его Алексея Дубровского не бивал и матерны не лаел и ничего дурна не говаривал, и князь Лаврентья унимал. Дело было решено по известной статье Уложенья, глава 3 статья 1; с присоединением еще двух статей, 167 и 168, из 10 главы, утверждавших решение только на основании общей правды, без повального обыска и без ссылок на новых свидетелей, как было сделал Мещерский. На основании этих трех статей ему был сказан следующий указ: Князь Лаврентей Мещерской! В нынешнем во 158-м году февраля в 9 день бил челом государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии столник Алексей Богданов сын Дубровского на тебя, князь Лаврентья, в бесчестьи отца своего и матери, и в своем, что ты их на Постельном Крыльце лаял матерны и всякою неподобною лаею, и говорил: и отец де твой не дорог; и называл его Алексея страдничонком; и государь бы его Алексея пожаловал, велел про то сыскать и по сыску указ учинить. И государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии указал про то сыскать в правду, по своему государеву крестному целованью. А в том Алексей Дубровской и ты князь Лаврентей обослались на общую правду, на Ивана Матвеева сына Жеребцова. И общая ваша правда, Иван Жеребцов, сказал, по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии крестному целованью: ты князь Лаврентей Алексея Дубровского на Постельном Крыльце матерны лаял и мать его недоброю матерью называл и бить его посыкнулся и отца его Богдана Дубровского бесчестил, что де он Богдан мертвого немчина голову привез. И государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии, того дела слушав, указал за честь своего двора, что ты на Постельном Крыльце говорил неистовые слова, тебя, князь Лаврентья, посадити в тюрьму на две недели; а что ты его Алексея и отца его и матерь лаял и ему Алексею и отцу его и матери доправити на тебе бесчестье; а что ты, князь Лаврентей, Богдана Дубровского и сына его Алексея после того лаял в другой ряд, и о том тебе государев указ будет у окольничего у князь Дмитрея Петровича Львова. И марта в 9 день князь Лаврентей послан в тюрьму с истопником. ——— В 1650 г. бил челом государю царю и в. к. Алексею Михаиловичу в. Р. князь Иван Волконской Хромой на жильца на Гаврила Богданова сына Карпова, а в челобитной его написано: «в нынешнем во 168 году бесчестил его князя Ивана на Постельном Крыльце Гаврила Карпов, а называл его ведуном и чародеем, и про то сыскивал стряпчей с ключом Федор Михаиловичь Ртищев. И тот Гаврило Карпов Федору Михаиловичу сказал, будто де его князь Иваново заговорное письмо объявилось в судном деле в Большем Приходе, что искал брат его родной, князь Тимофей Волконской, бесчестья его, князя Иванова, на подьячем на Воинке Якунине. И в том де судном деле и нигде его заговорново писма нет и небывало, а есть де в том судном деле заговорное письмо на него князь Ивана Воинковы руки Якушна; а Воинка де сказал про то письмо, что писал он не на него князь Ивана Хромово, а писано на дядю его князя Ивана Волконского, что сидел в Холопе Приказе, и в том писме он Воинка пытан. А подал де то писмо в суд брат его князь Тимофей и государь бы его князь Ивана пожаловал велел в Большой Приход послать память». По справке оказалось: «В Приказе Большого Приходу в судном деле, каково судное дело за рукою судии Мурзы Шипова 149 году, как искал на Туле князь Тимофей Волконской вместо брата своево князь Ивана Волконсково Хромова на подьячем на Воинке Якушне князь, Иванова бесчестья, и в том судном деле заговорное письмо, а подал то письмо на суде князь Тимофей Волконской, а сказал, что то письмо рука Воинкова и в том писме написано: «Боже милостив человек лебедь взгляни на меня раба Божия Мину князь Иван Волконской ангельскима очима материным сердцем, а тому б Костентину тетеревина голова язык тетеревин воловья губа, не умел бы против меня искать; а как пойдешь из двора, попадетца первое лычко и то поднять да в руках смять; да как станешь к суду, и то лычко под него подкинуть: как то лычко смялось, и у того лычка ни ума ни памяти нет, так бы у того Костентина к суду ни путяб ни памяти не было». А на князь Ивана Хромоволь Волконково или на князь Ивана княж Федорова сына Волконского то заговорное писмо писано, того в том писме имянно не расписано». Да в том же суде князь Тимофей Волконской подал на Воинка Якунина роспись, а в той росписи написано его Воинково всякое воровство и обида и насильства и продажа ко многим людям; и как был в приводе и сидел в чепи и в железах. А Воинко Якунин на суде ж князь Тимофея и брата его князь Ивана Волконских уличал словесно и подал писменую ж роспись, а в той росписи написано Волконских ко многим людям обида ж и насильства и налоги и продажа, и у кого поместною землею и угодьи и людми крестьяны завладели насильством; и как его Воинковых людей и крестьян били и в болота сажали; и ко вдовам малопоместным приезжали и били и мучили и вымуча крепости, землями завладели ж, а их с поместей согнали. А про ведовство и про коренье в том судном деле писменых и словесных упрек на Волконских не объявилось. И в нынешнем во 168 году против того заговорного писма Воинко Якунин роспрашиван и пытан, а в роспросе и с пытки Воинко сказал: то заговорное письмо рука его, писал с робячества, по сказке донского казака Федора Александрова; а писано то письмо Приказу Холопья суда на судью, на князь Ивана княж Федорова сына Волконского прозвище Лося, потому быть было перед ним у него Воинка «с толмачом с Костентином суду в подговорной в беглой его жонке; и тем писмишком обернуты были всякие крепости, а крепости были в сундуке, и тот сундук с платьем и с крепости покрали тати из паперти церкви Всех Святых, что на Кулишках; и то писмишко пропало в тое ж пору. И февраля в 16 день боярин князь Ив. Никит. Хованской да думной дворянин Богд. Федор. Нарбеков да дьяки Ив. Патрикеев да Арт. Хватов по тем Воинковым пыточным и роспросным речам докладывали бояр и бояре, слушав докладной выписки, приговорили того Воинка, пытав, сослать в Сибирские городы. ——— В 1651 г. жаловался Андрей Чубаров: бьет челом холоп твой Ондрюшка Чюбаров. В нынешнем, государь, во 160-м году октября в осмый день пришел я холоп твой на Постельное Крыльцо и учал меня, холопа твоего, бранить и называл меня, холопа твоего, вором и разбойником Ондрей Петров сын Зиновьев; и будто я холоп твой за воровство приведен был к плахе; и будто он Ондрей ведает про то, у кого я от плахи откупился; а я холоп твой на разбое не бывал и к плахе не приваживан и ни у кого от плахи не откупывался. И тем меня холопа твоего он Ондрей обесчестил. Да он же Ондрей октября в 7 день бранил меня, холопа твоего, матерны в сенях перед Грановитою палатою. И в то время меня холопа твоего он Ондрей обесчестил же. А как он Ондрей ныне меня, холопа твоего, на Постельном Крыльце обесчестил и в сенях перед Грановитою Полатою бранил, и в то время слышали многие люди. Милосердый государь! пожалуй меня холопа твоего вели, государь, про ту брань сыскать кому ты, государь, укажешь. Царь государь смилуйся! ——— В то же почти время Михайло Кутузов бранился с князем Григорьем Козловским, который не замедлил пожаловаться. «Бьет челом холоп твой Гришка Козловской, жалоба государь мне на Михайла Васильева сына Кутузова: в прошлом государь в 160-м году обесчестил он меня холопа твоего на Постельном Крыльце у переградных дверей, называл меня пьяным князем и иными словами меня бесчестил. Милосердый государь! пожалуй меня холопа своего вели государь про то мое бесчестье сыскать, которые про то на Постельном Крыльце слышали; и тем государь подам имянную роспись, кому про то мое бесчестье по твоему великого государя указу указано будет сыскать. Царь государь смилуйся!» По сыску, произведенному постельничим в 1651 году, октября 13, свидетели показали: сказал Иван Перфильев сын Образцов, по святой Христовой непорочной евангельской заповеди: князь Григорей Козловской с Михаилом Кутузовым бранился ли или нет, того я не ведаю, на Постельном Крыльце, то моя и сказка. — Сказал Петр Кокорев: по святой Христовой евангельской заповеди, как был шум на Постельном Крыльце у Михайла Кутузова с князь Григорьем Козловским и князь Григорей говорил Михайлу Кутузову: красная де у тебя искра в лице мерн... де ты Михайла человек. — По святой и непорочной Христовой евангельской заповеди сказал Матвей Кокорев: говорил князь Григорей Козловской Михайлу Кутузову: есть де у тебя в лице искра пьяная, а он Михайла Кутузов называл его антоном, князь Григорья Козловьского; то моя и сказка. — По святой непорочной евангельской Христовой заповеди сказал князь Михайло Ухтомской: на Постельном Крыльце Михайло Кутузов князь Григорья Козловского, называл, што у него ус мокр, а назвал его пьяным: а каков беш у тебя батюшко был; и говорил Михайло же князь Григорью: помнишьлискать, как в Троицком походе, как де ты с каменьем ганивал, и хотели де тебя на вехах повесить. — По святой непорочной евангельской заповеди сказал князь Иван Ухтомской: Михайло Кутузов князь Григорья Козловского пьяным называл, а иные слова ему бесчестные говорил; а как говорил, того я не упаметую, то моя и сказка. ——— В 1663 г. жаловался Никифор Нерыбин: жалоба государь мне на Ивана Волкова: в нынешнем государь во 162-м году декабря в девятый день называл он Иван меня холопа твоего своим озорничеством на Постельном Крыльце вором, и тем он Иван меня бесчестил; а при ком он Иван своим озорничеством вопил на Постельном Крыльце шумко и называл меня холопа твоего вором, и тех имена под сею челобитною. Милосердый государь, пожалуй меня холопа своего, вели государь про то его Иванова озорничество сыскать и по своему государеву указу и по сыску свой государев указ учинить. Царь государь смилуйся пожалуй! — Государь пожаловал велел указ учинить Постельничему Федору Михайловичу Ртищеву. ——— В 1674 г. в Коломенском поссорились стольники Салтыковы со стряпчим Фустовым и тотчас же принесли на него жалобу, сначала словесно, а потом подали на письме челобитную, в которой объясняли: «бьют челом холопи твои Федка да Алешка Салтыковы: в нынешнем, государь, во 183-м году октября в 6 день в селе Коломенском бесчестил отца нашего боярина Петра Михайловича и нас холопей твоих и весь род наш Никифор Захарьев сын Фустов всякою неподобною лаею. Милосердый государь! пожалуй нас холопей своих, вели, государь, про то сыскать и по сыску свой великого государя милостивой указ учинить. Царь государь смилуйся пожалуй! При этом Федор Салтыков подал ссылочную роспись и писал: В сенях стал ему говорить Микифору Иван Бутурлин: за что ты Федора и Алексея бесчестишь? и он Микифор ему сказал: не велит де государь за воров повесить. На крыльце на нижнем слышали, как он Микифор нас бесчестил: князь Иван Волконской, князь Иван Гагарин, Илья Дмитреев, князь Михайла Крапоткин, Василей Рагозин. За воротами слышали, как он Микифор нас бесчестил: Микита Пушкин, Тимофей Чоглоков, Дмитрей Лихорев. Государь указал сыскать постельничему Федору Алексеевичу Полтеву, походными стольники и стряпчими, против росписи, и стряпчего Микифора Фустова спросить. И по указу великого государя постельничей Федор Алексеевич Полтев против ссылочной росписи стольников и стряпчих, и стряпчего Микифора Фустова допрашивал. И походные стольники и стряпчие и Микифор Фустов подали сказки: Сказал князь Иван Волконской: в нынешнем во 183-м году октября в 6 день говорил мне князь Ивану в селе Коломенском, у нижнего крыльца, Микифор Захарьев сын Фуетов: нападают де на меня Федор да Алексей Салтыковы и приехав де они на двор к Ивану Кириловичу Нарышкину, называли меня сумасбродным и пьяницею при человеке моем; а я де ведаю, иной Салтыков в соборной церкви у образа Одигитрея Богородицы жемчюг ободрал и в Польшу отъехал; а иной деи Салтыков у князь Никиты Ивановича Адоевского на дворе жемчюг украл и за то бит батоги, и то де записано на Казенном Дворе. А как их Салтыковых зовут и про то мне не сказал, то моя и сказка. Сказал князь Иван Гагарин: в нынешнем во 183-м году октября в 6 день в Коломенском, на Государеве дворе, у крыльца, говорил Микифор Захарьев сын Фустов: пропадал де я от воров от Ляпуновых, а ныне де пуще тех воров насели на меня Федор да Алексей Салтыковы: только де я тех и сам выношу, скажу де про их Салтыковых, как украл Салтыков у князя Никиты Ивановича Адоевского одиннадцать золотников жемчюгу и приведен де на Земской Двор и бит на Земском Дворе батоги, и то де записано на Казенном Дворе. Да их же де Салтыков ободрал образ Пречистыя Богородицы и побежал де в Литву и его де изымали и за ту вину четвертовали, руки и ноги отсекли. Сказал Иван Бутурлин: Микифор Фустов бранил Ляпуновых и говорил про них, что он Ляпунов грабил соль великого государя, иных ворами называл глухо; кого называл того не ведаю; а Салтыковых на имя не называл, называл глухо ворами; а про Салтыковых ничего не слыхал; а те его слова в сенях были и на крыльце. Сказал Илья Дмитреев: говорил мне Микифор Фустов, что человеку его говорил Федор Салтыков, не ведая того, что Микифора человек, што Микифор будто с ума сшел; и Микифор говорил: я де ведаю то, што иной Салтыков украл у Богородицына образа жемчуг и отъехал в Польшу и в Польше голову отсекли; а которой именем не сказал; а иной де Салтыков украл у князь Никиты Ивановича Адуевского жемчуг, и за то Салтыкова били ботоги и записано то на Казенном Дворе; а которой Салтыков именем, того не сказал; а говорил на нижнем крыльце. Сказал Васка Рогозин по евангельской заповеди Господней: как Микифор Фустов называл Ляпуновых, что они на Москве на карауле стрельцов побили, то я слышел, что он Микифор говорил; а как с Федором Петровичем Салтыковым учинилась ссора, и я в то число на дворе не был и ничего не слыхал. Сказал Мишка Кропоткин по святой непорочной евангельской заповеди: у Микифора Фустова с Федором Салтыковым вчерашнего числа какая ссора была и где, того я не ведаю, и про Салтыковых какие бесчестные слова говорил ли Микифор Фустов, того я сам не слыхал и тут не был; а Ляпуновых Микифор Фустов ворами называл, то я слышал; только не в те поры как у него ссора была с Федором Салтыковым, а называл Ляпуновых ворами, что де Григорей Ляпунов великого государя соль разбил, а Якова де Ляпунова ныне привел я в Стрелецкой Приказ и во многом де воровстве Яков Ляпунов объявился, а про Салтыковых про Федора и Алексея я вчерашнего числа от него Микифора никаких слов не слыхал. Сказал Тимошка Чеглоков по евангельской заповеди Господни, еже ей ей, в правду: Микифор Фустов Ляпуновых ворами и кореншиками и подпищиками называл; а Салтыковых ворами изменниками называл; родители де их в соборе образ Богородицы ободрали и в Литву сбежали; и прадеду де их руки и ноги обсекли за воровство; а говорил он на крыльце. Сказал Никита Пушкин: в нынешнем во 183-м году октября в 6-м числе в селе в Коломенском у ворот лаял Микифор Захарьев сын Фустов матерны Салтыковых, а кого именем того не говорил, а сказывал: иной де Салтыков цату оторвал у Богородицына образа и отъехал в Польшу, то моя и сказка. Сказал Дмитрей Лихарев: в нынешнем во 183-м году октября в 6 день в селе Коломенском перед Государевым двором, у ворот, Никифор Захарьев сын Фустов говорил мне: разорили де меня воры Яков да Василей Львовы дети Ляпуновы, а кто де за них стоит и те де им же подобны; и я его спросил, кто за них стоит? и Никифор сказал: Федор де да Алексей Салтыковы; и я-де знаю и то: иной Салтыков икону Пресвятые Богородицы ободрал и отъехал в Польшу, а иной де Салтыков украл жемчугу у князь Никиты Ивановича Адуевского и за то де бит батоги и записано на Казенном Дворе; да и у меня де в царственной книге написано, а матерны при мне того числа не лаивал. Сказал Микишка Фустов: октября в 6 день, будучи за великим государем в походе в селе Коломенском, били челом великому государю на меня спальники Федор да Алексей Петровичи Салтыковы в бесчестьи своем, будто я их бесчестил всякими словами, и я их не бесчестил; а изволил мне говорить Федор Петровичь про Ляпуновых, и я говорил про Ляпуновых, как они Ляпуновы приведены были в Стрелецкой Приказ; а про них Федора да Алексея никаких слов не говаривал и в том шлюсь на аспод своих на походных стольников, на всех без выбору, окроме их (Салтыковых) свойственников, дядьев и племянников, — то моя и сказка, а сказку писал я Микишка своею рукою. ——— В том же 1674 году бил челом государю стряпчий Иван Хрущов на стряпчего Александра Протасьева, что он, Александр, на его великого государя дворе прошиб у него Иван Хрущова кирпичем голову. Государь указал сыскать думному дворянину и ловчему московского пути Аф. Ив. Матюшкину; а по сыску Протасьев, вместо кнута, бит батоги нещадно, за то, что он ушиб Хрущова на его государеве дворе, перед ним великим государем. Да на нем же Александре велено доправить Хрущову бесчестья вчетверо. ——— В 1676 г. поссорился Евсигней Неелов с Романом Цымармановым. «Бьет челом холоп твой Евсигнейка Неелов на Романа Цымарманова и на сына его Ивана: в нынешнем, государь, во 183-м году марта в 1 день Роман и сын его Иван на твоем государеве Постельном Крыльце у переграды при многих людях бесчестил меня холопа твоего; и называли Роман и сын его Иван вором и зершиком и бунтовшиком, и будто, государь, в Иноземском Приказе указано меня холопа твоего бить кнутом, безвинно. Тогож, государь, числа Роман и сын его Иван в Стрелецком Приказе меня холопа твоего били и сын его Иван хотел зарезать ножем; и дьяк Федор Кузмищев подьячим и денщикам велел меня проводить из Приказу и убить до смерти не дал. Роман же поклепал меня холопа твоего изменою, будто я холоп твой с ворами и с бунтовщиками приходил в село Коломенское к тебе, великому государю, пойман и приведен, из за пристава ушол. Да он же Роман поклепал меня холопа твоего смертным убийством, будто я холоп твой твоего государева дворцового села Танинского крестьянина Афоньку Андреева убил до смерти. А в твоем, великого государя указе и в Соборном Уложеньи напечатано: кто кого на твоем великого государя дворе обесчестит словом и за твою великого государя честь двора, по сыску, и кто кого обесчестит, посадить его на две недели в тюрьму, а кого обесчестит и ему доправить бесчестье. Милосердый государь, пожалуй меня холопа своего вели, государь, про то озорничество Романа Цымарманова и сына его Ивана, что бесчестили меня холопа твоего, на твоем государеве Постельном Крыльце, у переграды, вели государь сыскать, кому ты, великий государь, укажешь и по сыску свой, великого государя, указ учинить; а которые, государь, люди на Постельном Крыльце у переграды были и слышали, как Роман и сын его Иван меня, холопа твоего, обесчестили, и я холоп твой тем людям подал роспись. Царь государь смилуйся пожалуй!» 183 г. марта в 3 день государь пожаловал велел про то сыскать и указ учинить по Уложенью постельничему Федору Алексеевичу Полтеву. ——— В 1683 г. боярин князь Троекуров разбранил царского печатника Дементия Минича Башмакова в самом Верху, т. е. у Комнат государей, среди верховых домовых государевых церквей, и к тому же в день царского тезоименитства, именно в именины Петра. Обиженный Башмаков писал в челобитной царям Ивану Алексеевичу и Петру Алексеевичу: «в нынешнем, государи, во 191 году июня в 29 числе, на праздник Святых Верховных Апостол Петра и Павла, бесчестил меня холопа вашего боярин князь Иван Борисовичь Троекуров у вас великих государей в Верху меж соборные церкви Воскресения Христова и где Гроб Господень непристойными словами. А как государи он боярин князь Иван Борисовичь меня холопа вашего теми непристойными словами бесчестил и в то время были и слышали окольничей Петр Тимофеевич Кондырев, думный дворянин Аврам Ивановичь Хитрово, стольник Андрей Петров сын Измайлов. Милосердые государи! пожалуйте меня холопа своего, велите, государи, про то сыскать, а по сыску свой великих государей указ учинить. Цари государи смилуйтеся!» — Думный дьяк Федор Шакловитый после доклада царям пометил: «191 г. июня в 30 день государи пожаловали велели про то по Уложенью сыскать и по тому сыску доложить себя государей постельничему Кирьяку Ивановичу Самарину». Дело, однако ж, не двигалось, потому что указанные свидетели по требованию постельничего сказок не давали, так что 8 июля он докладывал об этом царям, прося разрешения, как поступить. Видно, на сторону Башмакова никто не тянул, может быть, потому, что он был дьячей породы, а дьячество, как мы видели, не слишком уважалось дворянством, ибо именем дьяка они даже ругались. Башмаков, однако ж, не оставлял своего бесчестья и подал еще две челобитные, одну 20 июля, другую 28 августа, на которых была повторена теми же словами помета. Чем дело кончилось, мы не знаем. Спустя несколько дней, также в Верху у государей, перед Теремами, князь Борятинской выбранил стряпчего Андрея Дашкова, который тотчас же бил челом: в нынешнем государи в 191 году июля в 8 день в Верху у церкви Всемилостивого Спаса на площади, где ему невелено ходить, князь Яков княж Семенов сын Борятинской называл меня холопа вашего бездушником: а кто государи слышали, и я холоп ваш подам роспись тем людям. Милосердые государи! пожалуйте меня холопа своего, велите, государи, про то розыскать и в моем бесчестьи свой государев милостивой указ учинить. Цари государи смилуйтеся! — Имена, которые слышали, как называл бездушником: думной дворянин Иван Богдановичь Ловчиков, стольник судья Судного Дворцового Приказа Михайло Борисов сын Челищев. — 191 года июля в 17 день государи пожаловали велели про то розыскать и указ учинить постельничему Кирьяку Ивановичу Самарину с товарищи. В то же самое время побранились стольники Свиньин с Колычовым, причем обесчещенный Свиньин подал жалобу: «бьет челом холоп ваш Ивашко Смирново сын Свиньин. В нынешнем государи во 191 году июля в 4 день, перед вашими государскими хоромы за переградою и на Постельном Крыльце бесчестил меня холопа вашего и бранил Иван Яковлев сын Меншой Колычов. Называл небылицею и сынчишком боярским. Милосердые государи! пожалуйте меня холопа своего велите государи в таких бесчестных словах розыскать. А кто государи в то время были, и я холоп ваш к розыску принесу имянам их роспись. Цари государи смилуйтеся пожалуйте! — Роспись, которые были в то время, как меня Ивана Свиньина обесчестил Иван Яковлев сын Меншой Колычов: боярин князь Михайло Андреевичь Голицын, окольничей князь Матвей Веденихтовичь Оболенский». — 191 г. июля в 21 день государи пожаловали велели сыскать постельничему Кирьяку Ивановичу Самарину с товарищи.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar