Меню
Назад » »

Забелин Иван Егорович / Домашний быт русских царей (16)

Для встреч и вообще для входа во дворец посторонним лицам, кроме государя, назначены были только две лестницы: благовещенская и средняя. При посольских приемах послы христианских государств входили во дворец благовещенскою лестницею, а послы и гонцы персидские, турецкие, татарские и вообще иноверцы — среднею, потому что значение благовещенской лестницы, как соборной паперти, не дозволяло входить по ней лицам, не исповедовавшим христианской веры. По Золотой или Красной лестнице, которую мы теперь неправильно называем собственно Красным крыльцом, совершались большие царские выходы в день венчания на царство и во время бракосочетания. В другое время эта лестница, кажется, была всегда заперта, потому что обыкновенные выходы государя делались большею частию по благовещенской паперти, служившей также обыкновенным входом во дворец как для бояр, так и для всех других чинов. Для того же назначена была и средняя лестница, по которой, кроме того, совершались печальные процессии выноса тела покойных государей к погребению в Архангельский собор. Лестницы Красного крыльца запирались на ночь решетками, и на крыльце всегда стоял стрелецкий караул. Припомним еще, что у этого крыльца, на площади, думные дьяки принимали от народа челобитные, по которым здесь же сказывали приговоры и решения, вероятно, у средней лестницы. Заметим также, что на крыльцах иногда делались приемы гонцам и посланцам. Вероятно, это было самою меньшею степенью того почета, который должен был оказываться послу меньшого же разряда. В 1657 году царь Алексей Михайлович принимал на Красном крыльце малороссийского посланца от гетмана Хмельницкого Павла Тетерю. Отпускная аудиенция дана была ему также на Крыльце, но только уже на переднем, т. е. в государевых покоевых хоромах или нынешних теремах, что было почетнее. В заключение мы должны упомянуть, что в XVII столетии во дворце, именно на стрелецком карауле Красного крыльца, велись каждый день особые записки о состоянии погоды и о дворцовом карауле; а при этом отмечались и все царские выходы и загородные походы, также посольские приемы и разные другие случаи. По содержанию эти дневальные записки весьма любопытны и важны в том отношении, что по ним с большею достоверностью можно определить время разных событий и случаев в истории царствования Алексея Михайловича. С каким намерением составлялись подобные записки о погоде — неизвестно, но из письма царя Алексея Михайловича к Матюшкину, 1650 года мая 25-го, видно, что государь приказывал записывать, «в который день и которого числа дождь будет».[16] Может быть, к этому времени и должно отнести начало записок. Представляем здесь для образца небольшое извлечение из них, которое вполне познакомит с их содержанием, важным для истории царского быта. «1657 г. генваря в 30-й день в пятницу был день до обеда холоден и ведрен, а после обеда был оттеплей, а в ночи было ветрено. А на государевом дворце стоял на карауле голова Иван Мещеренинов с приказом. Генваря в 31-й день в субботу было ветрено и за час до ночи пошел снег и шол во всю ночь и ветр был же. А на государеве дворце стоял на карауле голова Иван Монастырев с приказом. Февраля в 6-й день, в пятницу, ходил государь в поход в Измайлово, а пошол с Москвы за пол 2 часа до дня, а к Москве пришел в 3 часу ночи. И в тот день и в ночи было холодно, а за час до вечера шол снег невелик до 3-го часа ночи. А на государеве дворце и около дворца на карауле стоял голова Василий Пушешников с своим приказом. Февраля в 8-й день, в неделю сырную, слушал государь всенощного бдения и божественные литоргии в церкви преподобной мученицы Евдокеи. А после всеночного бдения ходил государь к церкве Казанской Богородицы и в Чудов монастырь и жаловал архимандрита с братьею к своей царской руце. Того ж дня был у Государя на приезде гетмана Гонсевского посланец. А после столового кушанья ходил государь в столовую и жаловал к своей руце стольников и стряпчих, и дворян московских, и жильцов, и дьяков, и приказных, и дворовых людей, клюшников, и стряпчих. Потом ходил государь к соборным церквам, в Соборную и Апостольскую церковь Успения Пресвятые Богородицы, Благовещение Богородицы, Архистратига Михаила, и жаловал к руке протопопов с братью. И в тот день и в ночи было холодно. А на государеве дворце и около дворца на карауле стоял голова Иван Ендагуров с своим приказом. Февраля в 28-й день, в субботу, был день тепл и пасморен и шол дождик невелик с утра и до вечерен, а с вечера и во всю ночь было тепло ж и была капель, а на утреней заре шел снег мокрой невелик. А на государеве дворце и около дворца стоял на карауле голова Иван Ендагуров с своим приказом. Апреля в 9-й день, на первом часу дни ходил государь в село Покровское и в том селе тешился, а к Москве пришел в шестом часу дни, и столовое кушанье было на Москве. И в тот день до 8-го часа дня было холодно и ветрено, а с того часа был дождь до 11-го часу, а с 11-го часу шел снег с дождем до вечера, а в ночи был мороз. А на государеве дворце и около дворца на карауле стоял голова Семен Скорняков-Писарев с своим приказом. Апреля в 22-й день, в среду, день был ведрен и был ветр велик. Да в тот же день был за Москвою рекою в Кадашеве пожар велик; а в ночи было тепло. А на государеве дворе и около государева двора стоял на карауле голова Иван Зубов с своим приказом. Апреля в 26-й день, в субботу, после раннева кушанья ходил государь в поход на Тверские поля тешиться, а к Москве пришел на последнем часу дни. И в тот день с утра было пасмурно, а с 4 часу и до вечера шел дождь с перемешкою. А на государевом дворце и около дворца на карауле стоял голова Яков Соловцов с своим приказом. Апреля в 29-й день ходил государь в Семеновское и на поле тешился птицами. И в тот день до вечерен было ведрено, а после того был дождь, а в ночи шел дождь же. А на карауле и пр. Мая в 4-й день, в понедельник, после столового кушанья изволил государь смотреть голов стрелецких со стрельцами, как они шли на его государеву службу, Алексей Мещеренинов с своим приказом в Полоцк, а сын его Иван Мещеренинов в Могилев. И в тот день было ведрено, а в ночи было тепло. А на государеве дворе и пр. Мая в 8-й день, в пяток, слушал государь всенощного бдения и божественные литоргии в церкви Преподобномученицы Евдокеи, что у него государя на сенях, праздновали Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. А после столового кушанья ходил государь праздновать Чудотворцу Николе в Угрешской монастырь. И дорогою идучи на Коломенских полях тешился. В монастырь пришол в 13-м часу дни. А стоял государь за монастырем в своих царских шатрах и слушал малые вечерни у себя государя в шатрах. И в тот день после обеда и до вечера шол дожжик невелик с перемешкою, а в ночи было холодно. А на государеве дворце и около дворца в царствующем граде Москве на карауле стоял голова Василей Пушечников с своим приказом. Мая в 9-й день, в субботу, на праздник принесения мощем, иже во святых Отца нашего Николы, слушал государь всеношного бдения и божественные литоргии во Угрешском монастыре в церкви Николы Чудотворца. И на всеношном бдении облачался и служил божественную литоргию Никон архиепископ царствующего града Москвы, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии патриарх, с пестрыми и с черными властьми и со всем своим освященным собором. Того ж дни у великого государя, у его царского величества, был стол в селе Острове по комнате: ел Никон патриарх и власти. И были у стола бояре, и окольничие, да голова стрелецкой Яков Соловцов. И в тот день до кушанья было ведрено и красно, а после кушанья и до вечера было пасморно и ветрено, а в ночи был мороз. Того ж дни, после кушанья, перед вечернею ходил государь на Островские поля тешиться. Мая в 23-й день, в субботу, слушал государь божественные литоргии в селе Введенском в церкви. А после обедни до кушанья тешился государь на поле птицами. А кушанье было в селе Покровском. И тот день до обеда был ведрен, а после обеда пасморен, а в ночи тепло. Июня в 10-й день, в среду, слушал государь божественные литоргии в селе Красном и ходил в Измайлово, а после столового кушанья ходил в Тверские поля. И в тот день было красно, а в 9-м часу дни был гром вельми велик и блистала молния и шол дождь велик с полчаса и потом шол невелик, а в ночи было тепло. Июня в 20-й день, в субботу, ходил государь на поле тешиться, до кушанья и после кушанья. И в тот день до кушанья был гром и шол дождь добре велик, а после кушанья шол дождь невелик, а в ночи было тепло. Июня в 23-й день, во вторник, празновали Сретению Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы честного и славного ее Одигитрия. Вечерни и заутрени слушал государь в селе Покровском у себя государя в хоромах, а божественную литоргию слушал государь в царствующем граде Москве, у праздника в Стретенском монастыре, что на Стретенской на большой улице; а слушал божественную литоргию святейший Никон патриарх со освященным собором. А к божественной литоргии из соборной и Апостольской церкви Успения Пресвятые Богородицы в Стретенской монастырь и из монастыря в соборную церковь был ход со кресты и с большими местными и чудотворными иконы, против прежних годов. А за образы шол святейший Никон архиепископ царствующего великого града Москвы, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии патриарх, с митрополиты и архиепископы и епископы со освященным собором. Потом шол великий государь, его царское величество, а за ним шли боляре, и окольничие, и думные люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы и всяких чинов люди, и множество народу. Столовое и вечернее кушанье было на Москве. Того ж дни до кушанья были у великого государя, его царского величества, у руки в Золотой палате на приезде Крымские послы и гонцы, да Колмыцкие послы. И в тот день до 10 часу было красно и ветрено, а с 10 был гром и шол дождь велик часа с 2; а потом шол дождь маленькой и до вечера с перемешкою; а в ночи было тепло; а на утренней заре шол дождь не велик. Июля в 13-й день, в понедельник, пошла государыня царица с Москвы в село Коломенское в 6 часу дня, вначале, а в Коломенское пришла в 11-м часу дня. А до столового и после столового кушанья ходил государь тешиться на поле. И в тот день было ведрено, а в ночи тепло. Августа в 4-й день, во вторник, был день ведрен, а в ночи было холодно и шол дождь часа с два. И в тот день был у государя от Хмельницкого посланец Павел Тетеря с товарыщи, а был на Красном Крыльце. Августа в 21-й день, в пяток, с утра до четвертого часу, было пасморно и ветрено, а с 4 до 7 часу шол дождь, а с 8 часу и до вечера было ведрено. А ввечеру за час был у государя на отпуске Гетмана Богдана Хмельницкого посланник Павел Тетеря на Переднем Крыльце; а на Крыльце на перилах обито было коврами золотными. А в ночи холодно. Августа в 24-й день, в понедельник, после столового кушанья ходил государь на Девичье поле тешиться. И в тот день с утра было пасморно, а после полден ведрено, а в ночи холодно»... ——— Мы упоминали, что Постельное крыльцо, находившееся посреди дворцовых зданий, между приемными большими Палатами и жилыми Теремными покоями государя, составляло довольно обширную площадь и служило всегда сборным местом для младшего дворянства и приказных людей, имевших надобность быть зачем-либо во дворце. Здесь с утра до вечера толпились стольники, стряпчие, жильцы, дворяне московские и городовые, дьяки, подьячие разных приказов, иные по службе, дожидаясь начальных людей или решения дел, другие просто из одного любопытства, потому что на Постельном крыльце можно было узнать все важные по тогдашнему времени новости. — Там, кроме повседневных дел о тяжбах, исках и т. п. объявлялись царские указы, наиболее касавшиеся всего дворянского сословия, например, указы о войне и мире, о сборе войска, о военных походах или о роспуске служилых людей по домам и вообще о всех административных и законодательных мерах, предпринимаемых правительством как относительно служилого сословия, так и вообще по делам всей Земли. В Верху у государя происходило сиденье бояр, заседание царской Думы, откуда исходили все подобные меры и распоряжения и, разумеется, прежде всего узнавались на Постельном крыльце, от тех же бояр приватно, или же от дьяков, сказывавших указы публично. Таким образом, Постельное крыльцо было придворною площадью или, как именовали его впоследствии, боярскою площадкою, публичным местом царедворцев, т. е. собственно дворян, а также и начальных людей военных и гражданских. В этом смысле, некоторые из царедворцев, именно стольники младших разрядов, именовались площадными, в отличие от стольников комнатных, находившихся в приближении у государя и имевших право входить без запрещения в его Комнаты. Слова «площадь», «площадной» заключали в себе понятия общего, публичного, всенародного и также — обыкновенного, рядового. Были, как известно, подьячие площадные и избы площадные, где эти подьячие писали купчие, закладные и разные другие акты. Андрей Матвеев, сын знаменитого Артемона, говоря в своих записках об оружейничем Ив. Макс. Языкове, который был врагом партии Милославских и, следовательно, защитником стороны Матвеева, называет его особой великого разума и глубоким проникателем сначала площадных, а потом и дворских обхождений, когда он сделался временщиком. Здесь именем площадных обхождений обозначаются отношения тогдашнего общества или света, если только применимо это слово к тогдашнему обществу, т. е. вообще ко всей служилой и начальной среде. Притом в выражении «площадные» обозначалось именно местное значение таких отношений, которые выразительнее всего представлялись для каждого умного их проникателя на боярской площади Постельного крыльца, самом бойком месте, где нередко эти отношения разыгрывались публично, на глазах у всех, как увидим ниже. Необходимо припомнить, что старое наше служилое сословие — боярство и дворянство исполнено было непомерной щекотливости в отношении своей чести; не той, однако ж, чести, которая служит выражением сознания в себе человеческого достоинства; тогдашняя честь заключалась в отечестве, т. е. в значении рода, к которому лицо принадлежало, собственно в почете, каким пользовался этот род и каким по нисходящему порядку должен был пользоваться всякий родич. Само собою разумеется, что власть с течением времени все больше и больше усиливала такие понятия о чести, строго охраняя законодательством честь высших сановников и вообще своих слуг, следовательно, всех служилых людей Земли. В ее прямом интересе было поддерживать и соблюдать известное почетное значение лиц и целых родов, которые помогали ей в приобретении, в устройстве и охранении Земли, потому что эти лица и роды представляли ту же власть, были ее органами. Таким образом, понятия о честности известного рода или известного лица ограничивались только представлениями о служебном почете, о мере жалованья, т. е. расположения государя и близости к его особе. Только этим путем мог возвышаться человек и за ним весь его род. Разумеется, в обществе, пропитанном родовым началом, по которому все старое почиталось неизмеримо выше всего молодого, и старая, т. е. заслуженная целыми поколениями, честь всегда почиталась больше чести молодой, хотя бы и более достойной. Законодательство XVII ст. очень способствовало развитию в тогдашнем обществе непомерной щекотливости, а главным образом непомерного сутяжничества по делам о нарушении чести или о бесчестьи одним только словом; ибо за доказанное бесчестье доправлялась всегда денежная пеня обесчещенному лицу, соответственно его чести, или тому служебному разряду, к которому принадлежал обесчещенный. Известно, что в X главе Уложения весьма подробно и с большою точностью оценена на деньги честь каждого лица. Этого было достаточно, чтоб возбудить беспрестанные жалобы, иски, мелочные щепетильные придирки к словам, с целию получить вознаграждение за сделанное бесчестье. Ничем сильнее нельзя было развить сутяжничества и ябеды и уронить истинные понятия о чести. С того времени, и особенно в конце XVII ст., некоторые Приказы были завалены делами подобного рода, весьма хорошо кормившими и судей и подьячих. Чаще всего, разумеется, бесчестье заключалось в словах, непригожих и непристойных, а иногда просто шуточных и самых обыкновенных, к которым придирался обиженный, как к слову бесчестному. Поводом к произнесению непригожих бесчестных слов служили обыкновенно ссоры и брани, которые, при простоте и грубости тогдашних нравов, возникали беспрестанно. Житейские отношения были слишком непосредственны и прямы; прямы и по чистосердечию, и по грубости и дикости нравов; поэтому оскорбленный человек почти никогда не таил своего неудовольствия, а тотчас высказывал его по первому впечатлению, и высказывал с бранью, весьма часто в непригожих и непристойных словах. Притом тогдашние постановления вовсе не определяли, какое именно слово должно считаться бесчестным и непригожим, а это давало возможность всякое грубо сказанное или шуточное слово ставить в бесчестное. Достаточно было самого простого шутливого и самого обыкновенного выражения, чтоб его причли к бесчестью и тотчас же начали иск. По старинной пословице, здесь всякое лыко шло в строку. Даже простая описка, недопись или прописка в чине, имени, отечестве или фамилии, например, о вместо а, или а вместо о, и т. д., составляли также немаловажное бесчестье и давали благоприятный повод начать иск. Такое бесчестье искали в 1675 г. князь Василий Голицын на Аввакуме Иевлеве, князь Лобанов-Ростовский на князе Иване Дашкове. Чтобы остановить и ограничить подобные иски, государь по этому случаю указал и бояре приговорили: «Будет кто в челобитье своем напишет в чьем имени или в прозвище, не зная правописания, вместо о — а, или вместо а — о, или вместо ь — ъ, или вместо Ѣ — е, или вместо и — i, или вместо о — у, или вместо у — о, и иные в письмах наречия, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился и по обыкностям своим говорить и писать извык, того в бесчестье не ставить и судов в том не давать и не разыскивать; а кто кого браня, назовет князем без имени, и за то править бесчестье». Но, видно, нелегко было унять, с одной стороны, задорных оскорбителей, с другой — мелочных придирщиков, и в 1690 г. издано новое постановление, по которому тех, кто «бесхитростно пропишет честь, или чин, или имя, или отечество, или прозвание, или учинит какую недопись или прописку, а соперники начнут бить челом о бесчестьях своих, и таких людей в таких прописках допрашивать с подкреплением по евангельской заповеди Господни, что они то учинили умыслом ли, хотя обесчестить соперников, или бесхитростно? И будет под клятвою скажут, что бесхитростно, и им того дела в вину не ставить и судов на них не давать. А кто бесчестные слова напишет нарочно, и на того суды давать и править бесчестье по Уложению». Это постановление касалось только высших чинов, включительно до Жилецкого. Остальных, начиная с городовых дворян и до крестьян, подвергали тюремному заключению на неделю, или, если кто не хотел в тюрьму, взыскивали бесчестье деньгами, не разбирая дела, умышленно или неумышленно сделана описка или недопись.[17] Большая беда бывала тому, например, кто напишет отечество, кому не следует, без вича, или кого в брани назовет князем без имени, т. е., например, вместо князь Иван, скажет просто: князь. Подобные случаи преследовались строго и самим правительством. Возбуждаемые действиями и распоряжениями и, так сказать, поддержкою самого правительства, жалобы о бесчестьи оскорбительными словами дошли наконец до таких странных, нелепых и смешных вещей, что Петр указом 1700 г. мая 4 ч. принужден был воспретить подобные иски. К бесчестью приличали, например, следующие выражения и слова, которые были выписаны из челобитных в Судном московском приказе, как основа помянутого указа: «вольно тебе лаять, — шпынок турецкой, — из-под бочки тебя тащили, — не Воротынской де ты лаешь, — робенок, — сынчишко боярский, — мартынушка мартышка, — черти тебе сказывают, — трус, — отец твой лаптем шти хлебал; отец твой лапотник, сулил сыромятную кожу и яловичьи сапоги, — разоренье де мне от тебя, — мучил де ты меня», и т. п. Указ Петра едва ли не был возбужден челобитьем бывшего Путивльского воеводы Алымова, поданным государю почти в то же время, где он изъяснял, что истец его, Григорий Батурин, в Приказной избе, на допросе по делу, сказал ему, Алымову, что он смотрит на него зверообразно. «И тем он меня холопа твоего обесчестил», присовокупляет Алымов и ссылается на Уложение, прося доправить на Батурине бесчестье. Вместо доправы бесчестья Петр, за такое недельное челобитье, велел доправить на самом челобитчике 10 р. пени и раздать деньги на милостыню в богадельни, нищим.[18] Множество жалоб о бесчестье возникало тоже по поводу ссор и брани, на Постельном крыльце. При всегдашнем многолюдстве на этом крыльце, без сомнения, нельзя было миновать неприязненных, враждебных столкновений; нередко обоюдное неудовольствие, начатое дома или в другом месте, начатое тяжбою по какому-нибудь делу, высказывалось здесь при встрече соперников. А так как ссора и брань во дворце, кроме бесчестья лицу, нарушала сверх того честь государева двора, за что взыскивалось еще строже, то ссорящиеся и не упускали случая, ища защиты, а более в отмщенье, тотчас же пожаловаться на противника и выставить его вину особенно сильно именно в этом отношении. Жалобы и допросы по случаю этих ссор весьма любопытны: они живо характеризуют время и людей, царедворцев XVII столетия, и вообще служилый разряд народа. Нам необходимо воспользоваться этими документами, потому что, занимаясь до сих пор одною только внешнею стороною царского жилища, излагая подробности о его расположении, устройстве, убранстве и значении, мы еще не видали в нем людей, которые ежедневно наполняли крыльца, сени и комнаты государева дворца, и в торжественных и парадных случаях представляли также большею частию великолепное пополнение общего убранства и пышной обстановки; ибо известно, что во время приема послов стольники, стряпчие, дворяне, дьяки, гости, в богатых нарядах, в золотных кафтанах и шапках, церемониально стояли по лестницам и крыльцам, где должен был проходить гость, а иные сидели в сенях неподвижно, в глубоком молчании, не отвечая даже на поклоны и приветствия гостя и представляя в действительности только живую уборку царских палат. Необходимо, по возможности, ознакомиться с этими людьми, которые в обыкновенное время не были так молчаливы и время от времени высказывались, по крайней мере, хоть в сердцах, оскорбленные, обиженные и раздраженные друг другом. Конечно, для полного и верного свидетельства о нравах тогдашнего общества этого недостаточно. Это все-таки одна сторона, притом самая резкая и для некоторых льстителей старины, может быть, слишком обидная. Но что ж делать! Будем дорожить всякою более или менее характерною мелочью старого быта; соберем всё, что возможно собрать; тогда, без сомнения, раскроем и все другие стороны, более утешительные для доброго мнения о старинном быте наших предков. Ничто лучше не познакомит нас со старинными людьми, как их же живые, хотя бы и раздраженные речи, в которых несравненно ярче и осязательнее раскрывается характер общества, его добрые и дурные стороны, раскрывается, одним словом, живая действительность вместо витиеватой, книжной, сухой и совершенно безжизненной картины, какую чертят нам иногда широковещательные сказания других источников и где обыкновенно не бывает ни лиц, ни действий, а одни только слова, дающие по своей неопределенности большую возможность создавать какие угодно понятия о старом быте. Таким образом, пользуясь случаем, мы останемся некоторое время на Постельном крыльце государева дворца и послушаем старый говор царедворцев; иногда перейдем с ними и на Красное крыльцо, даже в загородные дворцы, а также и во внутренние государевы комнаты, чтоб послушать людей более знатных и более к нему близких. Для полноты нашей характеристики не забудем и меньших дворовых людей. Предварительно должно заметить, что все дела о нарушении чести государева дворца непригожими словами и дерзкими поступками разбирались домашним судом государя, т. е. царским Постельничим или Стряпчим с ключом, который делал обыск или сыск, допрашивал свидетелей происшествия, потом из допросов составлял записку, приводил указ или статью из Уложения и докладывал государю. Решение с изложением дела сказывалось обвиненному при всех, по известной форме. В Троицын день, 1642 г. (мая 29) побранились на Постельном Крыльце стольники Григорий Облязов с Борисом Плещеевым за своего крепостного человека, которого они один у другого оттягивали. Облязов при этом наговорил Плещееву разных оскорблений, обесчестив даже и его сестер-девок. Тогда мать Плещеева, вдова, со всеми детьми подала государю челобитную, по которой и назначен был сыск; но доклад почему-то отлагался. Между тем вдова не уставала подавать челобитные и в течение одного месяца подала их шесть, в которых называла Облязова оглашенником и просила смиловаться, защитить ее. «Царю государю и вел. кн. Михаилу Федоровичу всея Русии бьет челом раба твоя бедная и беспомощная Васильева женишка Наумовича Плещеева, горькая вдова, Аньница с детишками своими с сынишком своим с Бориском да с Олешкою да с Гришкою да с Федькою да с Ондрюшкою: в нынешнем, государь, во сто пятьдесятом году била челом я раба твоя с детишками своими, тебе, праведному государю, на ведомого вора и озарника, на Григорья Дмитреева сына Облязова, что он Григорей у тебя государя на Постельном Крыльце у переградных дверей позорил дочеришек моих трех девок небылишными позорными словами, будто, государь, тот человек Наумка, которого, государь, он Григорей оттягивает у сынишка моего Бориска своим воровством, подпискою, — учил дочеришек моих трех девок грамоте и писать, и к тому, государь, слову он Григорей говорил тут же на Постельном Крыльце у переградных дверей скверные слова, применяя к тому холопу дочеришек моих. И ты, государь, пожаловал меня рабу свою бедную вдову и детишек моих, велел про то сыскать стряпчему Ивану Михаиловичу Аничкову, и Иван Михаилович по твоему государеву указу про то сыскивал, твоих государевых бояр и стольников и стряпчих и дворян и жильцов допрашивал. Милосердый государь царь и вел. кн. Михаило Федоровичь всеа Русии! пожалуй меня рабу свою бедную вдову и детишек моих, не дай, государь, от того Григорья ведомого вора и озорьника дочеришкам моим во веки опозореным быть; вели, государь, по тому сыску доложить себя, государя, и свой праведной государев указ учинить по своему милостивому царскому рассмотренью, как тебе, государю, о нас бедных Бог известит. Царь государь смилуйся пожалуй! И Ивану Михайловичу Оничкову бояре и стольники и стряпчие и дворяне московские и жильцы в сыску, по государеву крестному целованью, сказали: Бояре Василей Петрович Шереметев, Михайло Михайлович Салтыков; стольники: князь Дмитрей Львов, Афонасий Бабарыкин, князь Григорей Козловской, Федор Колтовской, Александро Левонтьев, Микита Давыдов, Кирило Милюков, жилец Иван Одадуров, сказали: в нынешнем во 150-м году в Троицын день на Постельном Крыльце, как государь прошел от Благовещения Пречистыя Богородицы, от обедни, за переграду, и в то время у переградных дверей Григорей Облязов с Борисом Плещеевым про человека своего бранились, а говорил Григорей Облязов Борису Плещееву: потому де тебе тот человек надобен, что он учил тебя и сестр твоих грамоте, и писать, а меня де как учили грамоте, и меня де воровало человек с три-пятнадцать. (А как де меня учили грамоте и меня де воровало человек с 16, которые учили... А меня де, как учили грамоте и меня де те все воровали.) Боярин Михайло Михайловичь Салтыков да князь Димитрей Львов сказали про тоеж речь, что с пятнадцать. Да Боярин же Василей Петровичь сверх того в речах своих прибавил: говорил де Григорей Облязов Борису: и взять де тебе того человека да посадить в воду; а Кирило Милюков в речах своих прибавил: говорил де Григорей Борису: и мать де ваша того человека любила, о котором ты со мною тяжешся; а Яков Милюков сказал: Григорей Облязов с Борисом Плещеевым шумели, а что они говорили, того он не слыхал, потому что стоял далече, а слышал де он Яков от брата своего Кирила тое речь, что брат его сказывал. Стольники: князь Юрьи Долгорукой, князь Иван Волконской, Михайло Ладыгин; жильцы: Родивон Костяев, Дмитрей да Яков Горихвостовы, сказали: в нынешнем во 150 году в Троицын день на постельном Крыльце, как государь прошел от Благовещения Пречистыя Богородице, от обедни, за переграду, — и в то время у переградных дверей Григорей Облязов с Борисом Плещеевым про человека своего бранились, а говорил Григорей Облязов Борису Плещееву: потому де тебе тот человек надобен, что он учил сестр твоих грамоте. — Григорей Порошин сказал: в Троицын день на Постельном Крыльце, как государь пошел за переграду, Григорей Облязов с Борисом Плещеевым бранились; и Григорей Борису в брани молвил: быть де тебе детина за письмо в застенке пытану; а Борис Плещеев Григорью встрешно говорил: ты де вор подпищик; а про Борисовых де он сестр не слыхал ничего. — Боярин князь Петр Александровичь Репнин, стольники князь Михайло Пронской, князь Иван Лыков, князь Петр Долгорукой, Лев Измайлов, сказали: в нынешнем де во 150-м году в Троицын день на Постельном Крыльце, как государь прошел от Благовещения Пречистыя Богородицы, от обедни, за переграду, — и в то время у переградных дверей Григорей Облязов с Борисом Плещеевым шумели, а что они меж себя в шуму говорили, того они не слыхали, потому что стояли от них далече. — Иван Дивов сказал про Григорья Облязова: ему де сказать нельзя, потому что у него с Григорьем в холопстве тяжба. — Князь Алексей Лыков, Василей Колычев, сказали: в Троицын день, как государь шол от Благовещения Пречистыя Богородицы от обедни, и они де в тое пору в городе не были и ничего не слыхали». Несмотря на челобитные и докуки со стороны вдовы Плещеевой, дело тянулось и не докладывалось государю более года, может быть, по проискам Облязова, подкупившего царского стряпчего Оничкова. Но, видно, Плещеевы нашли случай добиться справедливости. В 1643 году, сентября 14, в государеве объезде в селе Покровском стряпчей с ключом Иван Михайлович Оничков по сему делу докладывал. Государь сего дела слушал и указал: Григорья Дмитреева сына Облязова, за вдовино Аннино Васильевы жены Плещеева с тремя дочерьми с девками, за их бесчестье, бить батоги нещадно, потому: била челом государю вдова Анна Васильева жена Плещеева с детьми: в прошлом де во 150-м году в Троицын день на Постельном Крыльце бил челом государю сын ее Борис Плещеев на Григорья Облязова в его Григорьеве воровстве, в подписке, о старинном своем крепостном человеке, о Наумке Лужине, — и тот де Григорей, очищаясь от своего воровства, как Государь в Троицын день шел от обедни от Благовещения Пресвятой Богородице, бил челом государю на него Бориса встрешно, и говорил де он Григорей на Постельном Крыльце ему Борису, что будто тот их старинной человек, Наумко, его Бориса и трех сестр его девок учил грамоте и писать, и пременя де их к тому человеку, он же Григорей говорил скверные небылишные позорные слова и тем де он Григорей тех трех девок обесчестил, и государь бы ее пожаловал велел про те его Григорьевы небылишные скверные позорные слова сыскать и по сыску свой государев указ учинить. А на челобитной ее помета думного дьяка Ивана Гавренева: 150-го г. июня в 1 день государь пожаловал велел про то сыскать стряпчему с ключом Ивану Михайловичу Оничкову, и по сыску велел доложить себя государя. И в сыску бояре и окольничие и стольники и стряпчие и дворяне и жильцы, по государеву крестному целованью, стряпчему с ключом Ивану Михайловичу Оничкову сказали: во 150-м де году в Троицын день на Постельном Крыльце, как государь прошел от Благовещения Пресвятой Богородицы, от обедни, за переграду, и в то время у переградных дверей Григорей Облязов с Борисом Плещеевым про человека своего бранились, а говорил Григорей Облязов Борису Плещееву: потому де тебе тот человек надобен, что он учил тебя и сестер твоих грамоте и писать, да и мать де ваша того человека любила, о котором ты со мною тяжешся; а меня де [как учили грамоте и меня де воровало человек с три-пятнадцать. И потому государь указал Григорья Облязова за вдовино Аннино Васильевы жены Плещеева с детьми, за их бесчестье, бить батоги нещадно, чтоб иным вперед воровать было неповадно. И 162 (1644) г. генваря в 15 день по государеву указу и по докладной выписке перед стряпчим с ключом перед Иваном Михайловичем Оничковым Григорий Облязов за свое воровство, а за вдовино Аннино Васильевы жены Плещеева с детьми бесчестье, в подкледке бит батоги, в одной рубашке, нещадно. ——— В 1643 году 19 апреля на Красном Крыльце шумели и ссорились жильцы Чириковы с Измайловыми, вследствие чего Тимофей Измайлов с детьми 23 апреля подал на Алексея Чирикова и на дядей его челобитную и ссылочную имянную роспись людям, которые были свидетелями их ссоры. В челобитной он писал: бьет челом холоп твой Тимошка Измайлов с детишками своими с Матюшкою да с Левкою... да с Мишкою да с Петрунькою. В нынешнем, государь, во 151-м году апреля в 19 день на Красном Крыльце перед постельными дверьми стояли детишка мои Левка да Олешка; и пришел к дятишкам моим Олексей Пантелеев сын Чириков с дядьями своими с Степаном да с Костянтином Чириковы, и детишек моих Левку да Олешку хотели бить, и меня холопа твоего и детишек моих бесчестили и всякою лаею неподобною лаяли, и называл Алексей Чириков меня холопа твоего и всех нас ворами и изменниками и страдниками, и по Красному Крыльцу за детишками моими гонял; а в те поры государь были стольники и дворяне и стряпчие и жильцы и всяких чинов люди, как тот Олексей Чириков меня холопа твоего и детишек моих... бесчестил и всякою лаею неподобною лаял, и как он Олексей на Красном Крыльце с дядьями своими за детишками моими гонял. А что он нас холопей твоих называл ворами и изменниками и страдниками, и про то тебе, государь, известно, что дед и отец мой и я холоп твой и детишка мои при прежних государях и при тебе, государе, нигде в измене не бывали. Милосердый государь пожалуй нас холопей своих, вели, государь, про то сыскать стольники и дворяны и стряпчими и жильцы и всяких чинов людьми, которые в те поры тут были, как тот Олексей Чириков на Красном Крыльце нас холопей твоих бесчестил; и вели, государь, мне на того Олексея в моем и детишек моих в бесчестье дать свою государскую оборону, что ты, государь, укажешь. А про Олексеево государь озорничество, Чирикова, тебе государю известно, что он Олексей позорит и бесчестит господ наших и нашу братью, надеючись на свои деньги, и говорил детишкам моим, что ваши головы, а мои тут будут тысячи; и то государь его слово слышали многие люди; и на него Олексея и на дядю его на Костянтина, по твоему государеву указу, даваны оборони против их озорничества. Царь государь смилуйся! — Государь пожаловал велел про то сыскать стряпчему с ключом Ивану Михайловичу Оничкову и потом велел доложить себя государя. И Ивану Михайловичу Оничкову стольники и стряпчие и дворяне и жильцы, по государеву крестному целованью, сказали: князь Иван Лобанов-Ростовской, князь Тимофей Щербатой, Михаило Васильчиков, сказали: в нынешнем во 151-м году апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра Тимофеевых детей Измайлова изменничьими племянники называл, и говорил им: знали бы де вы орленой кнут да липовую плаху; а Лев и Олександр Олексея Чирикова против того называли псаревичем. А Михайло Васильчиков сверх своей сказки в речах своих прибавил, что Лев и Олександр Олексея называли псаревым внуком. А о проче того, иной никакой брани не слыхали и за что стало, того не ведают; а про дядей его Олексеевых про Степана и Костянтина со Лвом и Олександром брани никакой не слыхали. Семен да Иван Коробьины, Василей да Микита Лачиновы сказали: апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых матерны лаял и называл их изменниками и изменничьи племянники, и говорил им, Лву и Олександру, знали бы де вы Оску палача да липовую плаху; а за что у них брань стала, того они не ведают; а про дядей его Олексеевых брани никакой не сказали. Олексей Чепчугов, князь Василий Горчаков, Иван Романчуков, Григорей Зюзин, Федор Петров, Костянтин Рожнов, сказали: апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра изменниками называл; да Олексей же Чепчугов в речах своих прибавил: Олексей де Чириков Лва и Олександра страдничонками называл; а князь Василей в речах своих прибавил: Олексей Лва и Олександра называл ворами; а Григорей Зюзин да Федор Петров сказали, что называл их изменничьими детьми. Василей, Иван, Степан Колычовы, Назарей Чистой, Петр Образцов, Иван Желябовской сказали: апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых изменниковыми племянники называл; да Иван Колычов в речах своих прибавил: Олексей де Чириков Лва и Олександра назвал ворами; а Иван Желябовской в речах своих прибавил: Олексей Лву и Олександру говорил: хочетца де вам того, чтоб вам за воровство голову отсекли; а за что у них брань стала, того они не ведают; а про Степана и Констянтина Чириковых брани никакой не сказали. Федор Бутурлин сказал: шол де он Постельным Крыльцом мимо Лва и Олександра Измайловых и Олексея Чирикова, а они меж себя шумели и слышал только: Олексей Лву и Олександру молвил, знали бы де вы липовую «плаху да орленой кнут: а опроче того, иной никакой брани не слыхал и за что стало, того не ведает. Федор Тяпкин сказал: апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых изменничьи дети и племянники называл и говорил им Лву и Олександру, знали бы де вы дядю своего Оску палача да липовую плаху. — Лаврентий Левонтьев, Сергей Владыкин, Юрьи Семичов, Ондрей Марков, сказали: апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых изменниками и изменничьи детьми и ворами и страдниками называл и говорил: ваши де головы, а мои деньги; да Сергей же в речах своих прибавил: Лев де и Олександр говорили: пойдем де прочь, что с таким псаренковым внуком и говорить. Ондрей Марков в речах своих прибавил: Олексей де Лва и Олександра лаяли отца их, а какою бранью лаял, того не сказал, и говорил де Олексей же: дяде де вашему голову отсекли, а вам тогож хочетца; а за что брань стала, того не ведают, а про дядей его Олексеевых брани никакой не сказали. Иван Окинфов, Иван Полтев, сказали: апреля в 19 день на Красном Крыльце Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых изменниковыми детьми называл; да Иван же Полтев в речах своих прибавил, что Олексей Лва называл вором и говорил ему: был де ты в приводе в Розбойном Приказе; а Лев и Олександр Олексея называли псаревым внуком. Ортемей Рчинов сказал: апреля в 19 день на Красном Крыльце пришел Олексей Чириков к Олександру Измайлову наглым обычаем и. стал говорить Олександру: хотел де ты нас бить на Девичье поле, бей де топерьво, и назвал их изменничьими детьми; и Олександр стал говорить, что он не изменничей сын; и Олексей молвил: ино де дядя изменник и давно ли де вы от кнута да от плахи; а про дядей его Олексеевых ничего не сказал. Петр Скуратов сказал: апреля в 19 день на Красном Крыльце пришел Олексей Чириков ко Лву и к Олександру и учал им говорить: вы то де вчера разбиваете да и побиваете, и стал их называть изменничьими детьми; и Олександр стал являть, что называет изменничьими детьми, и Олексей молвил изменичьи де племянники, а хотя де будет и дети; а опроче, иной брани не слыхал. Князь Василей Горчаков сказал: Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых на Красном Крыльце ворами и изменниками называл, и Лев и Олександр пошли на Постельное Крыльцо, и Олексей за ними шол и говорил тож; да Олексей же им говорил: хотели де вы вчера меня на Девичье поле бить; а за что у них брань стала, того не ведает. Борис Ржевской сказал: апреля в 19 день на Красном Крыльце пришел Олексей Чириков с дядьями своими к Олександру Измайлову и говорил ему: бей де здесь по вчерашнему, как ты побиваешь и грабишь и гоняешь за городом; не старая пора воровать; и называл его изменничьим сыном и изменничьим племянником; и за Лвом и Олександром шол и кричал и называл изменниками, и говорил: знали бы де вы Оску палача, да плаху, да кнут; а про Степана и Костянтина Чириковых ничего не сказал. Михайло Баскаков сказал: как у них у Олексея со Лвом и Олександром брань была и он стоял далече и видел, идет де Олексей с дядьями своими Красным Крыльцом, от середние лестницы, и идучи, Олексей говорит: изменники де, давно ли от плахи, а ныне грабят по улицам; а про кого говорит, того он не ведает. Григорей Ивашкин, Иван Жуков сказали: Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых изменниками и изменничьими племянниками называл и говорил им, знали бы де вы Оску палача, да липовую плаху, да кнут; да Григорей же Ивашкин в речах своих прибавил: говорил де Олексей Лву и Олександру: лутчая де ваша честь дед ваш был с Мясным, а Мясной де не диковина, был на Москве Голова Стрелецкой; а за что у них брань стала, того не ведают. Михайло Тихменев сказал: сначала де он у Олексея со Лвом и с Олександром брани не застал, а слышал перво: Лев Олексея назвал псаренком; и Олексей ему молвил: какая ты диковина, дед ваш с Мясным был, а Мясной был голова Стрелецкой, и называл его Лва вором, и говорил ему: был де ты в приводе в Розбойном Приказе, и изменником назвал; да он же де Олексей говорил ему Лву: и дяде де вашему голову отсекли; и Лев и Олександр пошли от него прочь, а называли его псаренком; а за что у них брань стала, того он не ведает. Артемон Сергеев сын Матвеев сказал: Олексей Лва и Олександра изменничьи детьми и племянниками называл, а Лев и Олександр Олексея и дядей его называли страдниками и псаренками; да Олексей же говорил Лву и Олександру дед де ваш Василей был с Лукьяном Мясным, а Лукьян был Голова Стрелецкой, а дядья де его Олексеевы Лву и Олександру ничего не говорили; а за что у них брань стала, того он не ведает. Григорей Вердеревской сказал: слышал, что Олексей Чириков со Лвом и Олександром бранились, и Олексей де Лва и Олександра называл страдниками, а опроче того, брани иной никакой не слыхал, и за что стало, того не ведает. Микифор Нащокин, Ортемей Волынской, Ондрей Окинфов, Василей Нечаев, Матвей Мясоедов, Герасим Владычкин, Кузма Румянцов, Юрье Романчуков, сказали: как у Лва и Олександра Измайловых с Олексеем Чириковым на Красном Крыльце брань была, и они в то время не [были, а слышали от сторонних людей: Олексей Чириков Лва и Олександра Измайловых изменниками называл. Да сверх сей сказки Ортемей Волынской в речах своих прибавил: Лев де и Олександр Олексея называли псаренком; а Василий Нечаев в речах своих прибавил, что Олексей Лва и Олександра матерны лаял; а Гарасим Владычкин сказал, что Олексей Лва и Олександра изменничьи племянники называл; а Матвей Мясоедов в речах своих прибавил: Олексей Лва и Олександра страдничьими детьми называл и говорил им: знали бы де вы Оску палача, а иной брани и за что у них стало, того они не слыхали. — Тимофей Колтовской, Роман Селиванов сказали: как у них брань была и они в то время не были, а слышали от сторонних людей, Тимофей слышал: Олексей де Чириков Лва и Олександра называл изменничьи племянниками, а Роман слышал, что Олексей Олександра называл изменничьим сыном; а опроче де того иной никакой брани не слыхали. — Иван Протопопов, Петр Пушкин, Яков да Григорей Безобразовы, Федор Рчинов, Ермолай Ржевской, Федор Полтев, Иван Братцов, Григорей Петров сказали: как у Лва и Олександра Измайловых с Олексеем Чириковым брань была и они в то время не были и ничего не слыхали. Да стольники ж и стряпчие и дворяне, которыми не сыскивано, а сказали про них, что они съехали по деревням: князь Семен Щербатой, князь Федор Щербатой, Яков Колычов, князь Микита Горчаков, Яков Жуков, Яков Родионов, Иван Елизаров, сотник стрелецкой Олексей Бекетов. Чем дело кончилось, неизвестно. ——— В 1643 году июня 14 на Постельном Крыльце поссорились жильцы Иван Елчанинов с Самариными. Причиною ссоры было тоже какое-то домашнее тяжебное дело. 18 июня Самарины подали челобитную и ссылочным людям (свидетелям) имянную роспись. В челобитной они писали: бьют челом холопи твои Микифорко да Якушко Алексеевы дети, да Михалко Федоров сын, Самарины, на жильца на Ивана Дорофеева сына Елчанинова, что преж сего отец его Дорофей в Ярославле в Спасском монастыре был в казенных дьячках и в монастырских слушках. В нынешнем государь во 151-м году июня в 14 день в твоих государевых Передних Сенях и на Постельном Крыльце он Иван бесчестил нас и родителей наших, называл нас холопей твоих своими холопи, и лаял нас матерны и всякою неподобною лаею, и называл нас страдниками и земцами, самарьины, и инеми всякими позорными словами; и дедов наших называл мужиками пашенными. И то государь слышели многие люди стольники и стряпчие и дворяне московские и жильцы, которые в то время тут были; да и всегда государь нам холопам твоим от него проходу нет, везде нас холопей твоих лает и позорит напрасно всякими позорными словами и похваляетца нас холопей твоих резать, мстя недружбу, что у нас дела с ним в московском Судном Приказе, надеяся на богатство отца своего, потому, как отец его в Ярославле в Спасском монастыре был в казенных дьячках и в слушках монастырских, и будучи в слушках, был по приказам, по монастырским селам, и набогател и, утая... свой чин, его Иванов отец, Дорофей, бил челом тебе Государю в житье и из житья написан по московскому списку; и был в заонежских погостах и там набогател жа. Милосердый государь! пожалуй нас холопей своих вели государь про то сыскать, как он Иван нас и родителей наших бесчестил и лаял и позорил всякими позорными словами, в Передних Сенях и на Постельном Крыльце, теми, которые в то время тут были; и по сыску вели государь в том свой государев указ учинить, чтобы нам холопам твоим и родителем нашим от такова нахала в позоре не быть и не погибнуть. Царь государь смилуйся!» 151 г. июня в 16 день государь пожаловал велел про то сыскати стряпчему с ключом Ивану Михайловичу Оничкову и по сыску велел доложити себя государя. И Ивану Михайловичу Оничкову стольники и стряпчие и дворяне московские и жильцы по государеву крестному целованью сказали: Остафей Милюков, Василей Борщов, Яков Полуехтов, сказали: в нынешнем де во 151-м году июня в 14 день в государевых Передних Сенях Иван Елчанинов Микифора да Якова Алексеевых детей да Михайла Федорова сына Самариных бранил матерны и называл их детьми боярскими и страдниками и самарьиными и земцами и пашенными мужиками. — Василей Образцов сказал: в Передних Сенях Иван Елчанинов Микифора да Якова да Михайла Самариных называл страдниками и самарьиными и пашенными мужиками, и говорил им, цена де вам по двадцати алтын, а у отца де моего есть в вашу пору служат в холопах. — Лука Ляпунов, Семен Племянников, Федор Копылов, сказали: на Постельном де Крыльце Иван Елчанинов Микифора да Якова да Михайла Самариных называл пашенными мужиками и земцами, а у отца де моего есть в вашу пору служат в холопах. — Федор Наумов, Енаклычь Челищев, Дмитрей Давыдов, Афонасей Жидовинов, сказали: в Передних Сенях Иван Елчанинов Микифора да Якова да Михайла Самариных называл детьми боярскими и самарьиными и пашенными мужиками и земцами. — Князь Петр Волконской сказал: на Постельном Крыльце, у Самариных с Елчаниновым, а как их зовут и он не ведает, меж ими шум слышал; а Елчанинов Самариных называл молодыми детьми боярскими и самарьиными. — Юрьи Голенищев, Петр Тиханов, сказали: в Передних Сенях Иван Елчанинов Микифора да Якова да Михайла Самариных называл детьми боярскими и земцами; да Юрьиже в речах своих прибавил, говорил де Иван Елчанинов Микифору Самарину с братьею: и родители де ваши земцы. — Иван Салтыков, Васильей Философов, сказали: в Передних Сенях Иван Елчанинов Микифора да Якова да Михайла Самариных называл самарьиными. — Григорей Глебов сказал: в Передних Сенях Иван Елчанинов говорил Микифору да Якову да Михайлу: деды де ваши пашенные мужики и земцы. — Некоторых стольников, стряпчих, дворян и жильцов к допросу не было сыскано.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar