Меню
Назад » »

Владислав Цыпин / ИСТОРИЯ РУССКИЙ ЦЕРКВИ 1917-1997 (39)

Бывший митрополит Филарет и бывший епископ Иаков не подчинились решениям архиерейского Собора кириархальной Церкви и вступили в переговоры с лжеепископами УАПЦ во главе с Антонием (Масендичем). Переговоры велись в Киеве под патронажем президента и правительства Украины и закончились 25 июня собранием запрещенных священнослужителей и впавших в раскол мирян, провозгласившим себя Всеукраинским православным собором. Этот лжесобор постановил объединить сторонников митрополита Филарета, отделившихся от канонической Украинской Православной Церк- // 519 // ви, с УАПЦ и считать, что "Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат является правопреемницей УПЦ и УАПЦ, всех договоров и соглашений, заключенных ими до нынешнего дня, и всех ее средств, имущества - движимого и недвижимого, включая храмы, монастыри, учебные заведения и другое. Все банковские счета УПЦ и УАПЦ становятся счетами Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата. Собор заявляет, что главой Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата считает Патриарха Мстислава. В связи с неотложной необходимостью укрепления руководства Украинской Православной Церкви - Киевского Патриархата, учитывая пребывание Патриарха Мстислава за пределами Украины, а также его возраст - 94 года, что осложняет руководство Церковью, ввести должность заместителя Патриарха. Утвердить заместителем Патриарха блаженнейшего Филарета, митрополита Киевского и всея Украины. Утвердить управляющим делами Киевской Патриархии митрополита Переяславского и Всечеславского Антония"741. Но вопреки расчетам объединителей Мстислав, узнав о принятых за его спиной в Киеве решениях, дезавуировал их, предложив своему давнему противнику Филарету подчиниться своему церковному начальству и уйти на покой. Филаретовская группировка в составе бывших епископов Русской Православной Церкви Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), бывшего Житомирского епископа Боднарчука, Антония (Масендича) объявила решение Мстислава следствием невменяемости престарелого иерарха. Большинство раскольников восточной и южной Украины, а также Волыни пошли за Филаретом; раскольники Галиции объединились вокруг лжеепископа Петра Пет-руся и бывшего львовского священника Владимира Яремы - их-то и признал своими продолжавший жить в Соединенных Штатах Мстислав. В 1993 г. умер Мстислав (Скрыпник), после чего филаретовцы избрали своим "патриархом" священника Василия Романюка, переименованного во Владимира,- украинского националиста, узника сталинских, потом бреж-невских лагерей, и потому, конечно, не имевшего репутации агента госбезопасности, какая твердо сложилась у Филарета, но зато тяжелобольного алкоголика, совершенно не способного к административным делам, которые и продолжал вершить его заместитель, не уступивший своему "первоиерарху" даже резиденции, не говоря уж о праве распоряжаться банковскими счетами. Приверженцы Мстислава избрали другого "Киевского патриарха" Владимира Ярему, ставшего Димитрием, для чего его пришлось на старости лет развести с престарелой женой и постричь. Малочисленная схизма Димитрия (Яремы) не пользовалась поддержкой президента Кравчука и правительства Украины в той мере, в какой ее оказывали Филарету. Но ситуация изменилась, после того как президентом Украины был избран Л. Кучма, который стал проводить более сбалансированную религиозную политику, не оказывая видимой поддержки ни одной из православных юрисдикции на Украине. В1994 г. филаретовскую группировку стали покидать лжеепископы и клирики: одни переходили к Димитрию (Яреме), другие, и их было большинство, в каноническую Церковь. В Московский Патриархат вернулся один из самых влиятельных лжеархиереев, Антоний (Масендич). Принят он был // 520 // в пресвитерском сане, какой имел до ухода в раскол, но вскоре после принесения покаяния был хиротонисан во епископа Барнаульского. Между тем 14 июня 1995 г. скончался глава УПЦ (Киевский Патриархат) лжепатриарх Владимир (Романюк). Похороны Владимира Романкжа были использованы оуновцами и другими воинствующими националистами, в том числе и со священническими крестами на рясах, для политической демонстрации, вылившейся в кровопролитное столкновение с милицией. Потасовку начал один из автокефалистских "священников", ударивший милиционера крестом по лицу. Демонстранты намеревались вопреки запрету со стороны гражданских властей похоронить Владимира в Софийском соборе. После неудачи со вносом тела лжепатриарха в собор оно было предано земле под асфальтом мостовой перед собором. В ноябре УПЦ (Киевский Патриархат) избрала нового - третьего уже "патриарха". На этот раз им стал сам Филарет. После усвоения себе патриаршего титула Филарет заявил о намерении соединить под своим "омофором" все ветви украинского православия. Но ни священноначалие канонической Церкви во главе с митрополитом Киевским Владимиром, ни Димитрий (Ярема) на переговоры с Филаретом не пошли. Тогда четыре филаретовских "епископа", в том числе и Андрей (Горак), у раскольников "митрополит Львовский", перешли к Димитрию. Но в самое последнее время, в 1996 г., разделение произошло и в юрисдикции Димитрия. От него отделилось большинство, назвавшее свою группировку "синодальной". Они избрали патриаршего "местоблюстителя" в лице "митрополита Тернопольского и Волынского" Василия Боднарчука. Схизматические юрисдикции, превосходя по числу приходов каноническую Украинскую Церковь только в Галиции, на территории всей Украины представляют собой религиозные меньшинства, совершенно несравнимые с Украинской Церковью, которая остается под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. На конец 1995 г. Украинская Православная Церковь, возглавляемая митрополитом Владимиром, имела 6152 прихода, у фи-ларетовцев было 1753 и в юрисдикции Димитрия (Яремы) - 616 приходов. Через год, в декабре 1996 г., на территории Украины действовало 6564 канонических прихода, 1352 - филаретовских и 1209 приходов УПЦ. Униатская экспансия практически приостановилась в 1992-1993 гг. В1992 гг. в Львовской области, где влияние Греко-католической Церкви было наиболее ощутимым, униаты имели 1200 приходов; 65 приходов находились в лоне канонической Церкви, а более 700 было у схизматиков обеих юрисдикции; при этом православное население, включая и тех, кто был вовлечен в раскол, примерно равнялось по своей численности униатскому населению. В самом Львове в 1992 г. было 20 униатских церквей, 20 приходов Димитрия (Яремы) и по одному приходу у филаретовцев и в канонической юрисдикции - ситуация, наиболее тяжелая на Украине. Бремя противостояния униатам и раскольникам во Львовской епархии лежит ныне на епископе Львовском и Дрого-бычском Августине (Маркевиче). 15 декабря 1996 г. в Киево-Печерской лавре состоялся архиерейский Собор Украинской Православной Церкви; из 37 епископов в заседаниях по болезни не участвовал один. Собору предшествовала острая полемика в лоне самой Украинской Церкви по вопросу об автокефалии. Архиерейский Собор // 521 // единодушно (против был подан только один голос) принял заявление, в котором содержался продиктованный заботой о благе Церкви мудрый отказ от того, чтобы просить о даровании автокефалии предстоящий Поместный Собор Русской Православной Церкви: "Еще совсем недавно мы радовались тому, что ушел в небытие тот безбожный режим, который более семидесяти лет подвергал гонению нашу святую Церковь. К сожалению, добытыми свободой и независимостью Украины поспешили воспользоваться силы, враждебные как православию, так и истинным интересам украинского народа. Раскольники ложно обвиняют Украинскую Православную Церковь в отсутствии патриотизма. От нас требуют разорвать каноническую связь с Московским патриархатом и добиться полной автокефалии. Делается это, очевидно, в надежде на полное уничтожение православия на Украине. Но мы уверены, что необдуманное и поспешное обретение автокефалии Украинской Православной Церкви сегодня грозит еще более тяжелыми последствиями... Ныне противников автокефалии на Украине больше, чем ее сторонников. Не учитывать это обстоятельство - значит почти наверняка породить еще один, новый раскол. Обретение автокефалии сегодня многим представляется как способ объединения всего православного народа в одну каноническую поместную Церковь. К сожалению, действия раскольников вызывают в этом серьезные сомнения. В настоящее время на Украине уже есть два лжепатриарха и один "патриарший местоблюститель"... Как никогда, остро сегодня ощущается на Украине экспансия католицизма. Рим забыл о том, что признал нашу Церковь своей сестрой и осудил унию как модель для достижения христианского единства. Обстоятельно рассмотрев религиозную ситуацию, сложившуюся в настоящее время, архиерейский Собор Украинской Православной Церкви пришел к выводу, что предоставление Украинской Православной Церкви полной канонической автокефалии сегодня нельзя считать целесообразным. В то же время решение архиерейского Собора Украинской Православной Церкви не будет препятствием для того, чтобы в будущем, когда создадутся соответствующие условия, вернуться к соборному обсуждению вопроса об автокефалии Украинской Православной Церкви" * * * В 1992 г. в лоне Русской Православной Церкви возник еще один раскол, локальный по своим масштабам, но печально отразившийся на взаимоотношениях двух наиболее многочисленных Православных Церквей: Русской и Румынской. Учинителями новой схизмы явились викарный архиерей Молдавской епархии епископ Бельцский Петр (Пэдерару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые в силу своих политических пристрастий агитировали и интриговали, добиваясь перевода Молдавской епархии в юрисдикцию Румынской Патриархии. На состоявшихся в Кишиневе 8 сентября и 15 декабря 1992 г. съездах духовенства было выражено почти единогласное желание остаться в юрисдикции Московской Патриархии. Но епископ Петр и после этого не остановился в попытках внести раскол в духовную жизнь Молдавии. За непослушание своему правящему архиерею митрополиту Кишиневскому Владимиру и за неявку на заседание Священного Синода он был запрещен в священнослужении. И тогда 19 декабря 1992 г. он вместе с протоиереем Петром Бубурузом был принят без отпускной грамоты в юрисдикцию Румынской Церкви. Вслед за тем Румынская Патриархия объявила о включении Молдавской епархии в состав своей Церкви, назвав это реально не су- // 522 // ществующее образование Бессарабской митрополией. Правящим архиереем стал запрещенный в служении, но ставший у раскольников митрополитом Петр. Однако все усилия Румынской Патриархии, а также епископа Петра и протоиерея Петра Бубуруза привели к тому, что только 6 приходов удалось вовлечь в раскол. В настоящее время с Румынской Патриархией ведутся переговоры о нормализации ситуации, вызванной раскольническими действиями епископа Петра и нескольких священников. *** Воскресение Христово 1992 г. Святейший Патриарх назвал "первой Пасхой в свободной от тоталитарного режима России". В Кремле впервые после 75 лет звонили в колокола Ивана Великого, в Успенском соборе, ставшем вновь патриаршим, первосвятитель совершил Божественную литургию во второй день Пасхи Господней. Улицы и площади столицы и других российских городов были украшены плакатами с пасхальными поздравлениями. 15 ноября 1992 г. состоялось подписание соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры Российской Федерации о совместном использовании храмов Московского Кремля и собора Василия Блаженного. Этим соглашением предусматривалось совершение богослужений в этих храмах, крестных ходов в Кремле и на Красной площади. Авторитет Русской Православной Церкви неуклонно рос, к голосу Патриарха Алексия II с уважением прислушивались влиятельные государственные, политические и общественные деятели, а главное - сам народ России. Авторитет священноначалия Русской Церкви вырос и в русской диаспоре, среди эмигрантов, принадлежавших к разным церковным юрисдикциям. В этом отношении знаменательны встречи Святейшего Патриарха с великим князем Владимиром Кирилловичем, состоявшиеся незадолго до его кончины. 29 мая 1992 г. Патриарх Алексий II приехал в Санкт-Петербург на отпевание великого князя, скончавшегося в Америке и пожелавшего быть похороненным на исторической родине, около гробницы с останками его царственных предков. В связи с 75-летнем убиения императора Николая II и его семьи Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод издали послание, в котором говорилось: "Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица всех ее чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его... Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства"743. С 26 по 28 мая 1993 г. в Свято-Даниловом монастыре состоялся I Всемирный Русский Собор, объединивший общественных деятелей России и русской эмиграции для возрождения русского национального сознания. В организации этого Собора и последовавших за ним самое деятельное участие приняла Православная Церковь. Открывая заседание, Святейший Патриарх // 523 // Алексий II сказал: "Мы, служители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости. Именно идя подобным путем, мы принесем Отчизне не призрачное временное благо, но благо высшее, непреложное. Мы не будем искать недругов, но с верой и мужеством возродимся духовно, отбросим грех и не устрашимся никого, не устрашимся и злейшего врага рода человеческого - диавола. Тогда-то и восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь - Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая"744. В докладе на Соборе митрополит Смоленский Кирилл говорил о духовных причинах крушения Российской империи в 1917 г. и о путях восстановления российской государственности в органических для нее традиционных формах, о роли православной Церкви в жизни российского общества. В конце сентября и начале октября 1993 г. Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: противостояние исполнительной и законодательной властей, в результате которого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Государственную Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх* Алексий II, находившийся тогда на праздновании 200-летия православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на родину. В Даниловом монастыре при посредничестве священноначалия Русской Православной Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Верующий народ молился перед отпущенной на время из Третьяковской галереи величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Бо-жией Матери. Большинство православного духовенства в эти трагические дни было свободно от политических страстей и молилось об избавлении родины от большой беды, чтобы происшедшее кровопролитие не столкнуло Россию в бездну полномасштабной гражданской войны, но часть священнослужителей, не имея на то благословение от высшей церковной власти, своими публичными выступлениями активно поддерживала ту или другую из противоборствующих сторон, тем самым вступив на неподобающий священнослужителям путь политической борьбы. В октябре 1993 г. Священный Синод принял постановление, запрещавшее священнослужителям баллотироваться в депутаты Государственной Думы и Совета Федерации. Не подчинившийся этому решению священник Глеб Якунин ввиду явного неповиновения святым канонам, воспрещающим клирикам участвовать в делах "народного управления", и своему священноначалию был лишен сана и вскоре принят в юрисдикцию бывшего митрополита Филарета (Денисенко), которому в свое время много досаждал обвинениями в сотрудничестве с КГБ. 4 ноября 1993 г. Патриарх Алексий II освятил восстановленный благодаря поддержке московских властей Казанский собор на Красной площади. После освящения собора Святейший Патриарх, обращаясь к присутствующим, сказал, что // 524 // "этот собор... был создан в память освобождения Москвы от иноземных интервентов. Церковь верует, что избавление народу нашему пришло по молитвам Божией Матери, чья чудотворная икона стала Путеводительницей русского ополчения в нелегком деле освобождения Отчизны... Прошли годы, народ наш отвернулся от Бога и вновь встал на путь смуты. Собор опустел, а вскоре был варварски разрушен. Чудовищным символом пустоты в душах людских стал пустырь, образовавшийся на месте величественного храма. Но и тогда, в те мрачные годы, не оскудевала вера многих русских людей, не умирала в них любовь к духовному и культурному наследию Родины. Словно предвидя разрушение храма, а может быть, и его будущее воскресение, с риском для жизни трудился скромный подвижник русской культуры Петр Дмитриевич Барановский, сделав обмеры и чертежи храма незадолго до разрушения. Этот человек, подлинный патриот Отчизны, оказал огромную помощь тем, кто сегодня восстановил Казанский собор. Низкий поклон ему за это, вечная ему память. Совсем недавно мы, православные христиане, не могли и подумать, что вновь увидим здесь, на Красной площади, величественный храм Казанской Божией Матери. И вот он перед нами. За эту великую милость, за это чудо мы благодарим Господа, Пречистую Его Матерь, не оставившую Русь всесильным ходатайством Своим. Благодарим святых угодников Божиих, не ослабевших в молитвах за нас, за землю нашу. Мы благодарим всех, кто вносил на строительство храма свои скромные лепты, которые община Казанского собора не переставала получать даже в самые трудные для народа времена. Мы благодарим правительство Москвы и глубокоуважаемого нашего мэра Юрия Михайловича Лужкова, оказавших восстановлению Казанского собора неоценимую материальную и организационную поддержку, без которой, наверное, еще много лет не были бы явлены нам красота и благолепие храма. Радуясь вместе с вами возрождению великой русской святыни, я хотел бы поделиться надеждой, что этот храм, ставший некогда знаком конца смутного времени, и сегодня ознаменует собой пре- 745 одоление вражды и разделении в народе нашем" . o тавлении шбалтики оей внут-верждена i Церкви гвержден С ответным словом выступил мэр столицы Ю. М. Лужков. 7 ноября 1994 г. в Москве состоялось общее собрание наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя; дерзновенная мечта о восстановлении храма согревала сердца верующих москвичей в течение многих десятилетий, превратившись после крушения коммунистического режима в надежду. Председателем наблюдательного совета был избран Святейший Патриарх Алексий II, а его заместителем - мэр Москвы Ю. М. Лужков. Осенью 1994 г. началось восстановление храма. Оно стало поистине всенародным подвигом, вокруг которого совершается единение всех, кому дорога православная Церковь и Россия независимо от их политических убеждений. После распада СССР, создания новых государств со своими собственными законодательными системами возникла необходимость в предоставлении епархиям, находящимся на отделившихся от России территориях Прибалтики и Молдовы, административной самостоятельности в устроении своей внутренней жизни. 11 августа 1992 г. Священным Синодом была подтверждена внутренняя административная самостоятельность Православной Церкви в Латвии, дарованная в 1921 г. Устав Латвийской Церкви был утвержден 23 декабря 1992 г. 12 августа Синод подтвердил самостоятельность Эстонкой Апостольской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, административных, просветительских и гражданских, которая была дарована и в 1920 г. Патриархом Тихоном, и признал ее собственницей всего церков-;ого имущества в Эстонии. 20 августа был утвержден устав Эстонской Церкви. И наконец, 5 октября по просьбе Кишиневского архиепископа Владимира // 525 // предоставлена была административная самостоятельность Православной Церкви в Молдове и утвержден ее устав. В 90-х гг. было восстановлено самостоятельное управление епархиями, которые ранее находились в ведении правящих архиереев других епархий, а также приняты решения об образовании новых епархий, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке, на Украине и в Белоруссии. К концу 1994 г. общее число епархий достигло 114. Столько епархий Русская Православная Церковь не имела никогда ранее, даже в благополучное дореволюционное время. Новым явлением церковной жизни в 90-х гг. стали регулярные посещения первосвятителем епархий, в том числе и самых отдаленных. Каждый такой визит включал в себя богослужения в кафедральном храме, в монастырских и приходских церквах, встречи с руководителями области, общественностью, посещение школ, институтов, больниц, детских домов, мест заключения и воинских частей. Такие встречи укрепляли авторитет православной Церкви, привлекали к ней сердца людей, побуждали колеблющихся и ищущих духовной опоры войти в ее спасительное лоно. В своем кафедральном городе - Москве, в иных городах Святейший Патриарх регулярно, почти каждодневно совершал богослужения с архиерейскими, священническими и диаконскими хиротониями. Так, в 1993 г. Алексий II совершил 223 богослужения с 11 архиерейскими, 34 священническими и 40 диаконскими хиротониями, а в 1994 г.- 211 богослужений. Русской Православной Церкви в первую половину 90-х гг. было возвращено большинство храмов, в некоторых городах, реже в селах строились новые храмы. В связи с этим значительно выросло число православных приходов. В1988 г. Русская Церковь имела всего 6800 приходов, а на исходе 1989 г.- уже около 11 тыс.; за два с половиной года патриаршества Алексия II число их увеличилось более чем на 3000, составив на 1 января 1993 г.- 14 113. В конце 1994 г. общее количество приходов приблизилось к 16 тыс., превысив максимальное число приходов в период патриаршества Алексия I. Для совершения богослужений по всем епархиям рукополагались священники. На 1 января 1993 г. Русская Церковь имела 12 013 священнослужителей, через год число священников составляло уже 12 841, а диаконов - 1402. Священников было меньше, чем приходов. Это значит, что несколько тысяч приходов не имели своих постоянных настоятелей, окормляясь по совместительству священниками соседних приходов. В столице, правящим архиереем которой является Патриарх, церковная жизнь развивается наиболее интенсивно: здесь Церкви передано больше, чем где-либо, храмов, которые повсеместно реставрируются, здесь самое многочисленное епархиальное духовенство, регулярно проводятся городские епархиальные собрания, на которых Святейший Патриарх поднимает важнейшие и часто болезненные вопросы церковной жизни. Так, в слове, произнесенном Патриархом Алексием II 23 декабря 1994 г., особое внимание было уделено таким темам, как церковная благотворительность, состояние воскресных школ, церковно-издательская деятельность; жесткой критике подверглись действия некоторых священнослужителей, граничащие с симонией: "Не меньшие нарекания поступают и по поводу назначения предварительной платы за требы, особенно совершаемые на дому. Как и ранее мной говорилось, следует совершенно // 526 // исключить предварительную плату за выездные требы. Священник должен довольствоваться доброхотным даянием, как это было всегда... Церковь существует не только для богатых, но и для бедных. Это мы должны помнить, а сейчас бедных гораздо больше... Если человек умирает без напутствия священника, священник, отказавший в этом, несомненно, должен понести наказание, вплоть до отрешения от службы" . Святейший Патриарх отметил в своем выступлении и такой перекос в приходской жизни, когда ввиду необходимости проведения строительных или реставрационных работ храмы Божий становятся "строительными управлениями" или отделами "социального обеспечения" при забвении и нерадении о самом главном - о молитве и богослужении. Социальное служение и строительство, несомненно, нужны, но они важны не сами по себе, а лишь когда выражают нашу веру и создают условия для строительства внутреннего храма - души человека. "Может случиться, что храмы будут построены, отреставрированы, но они окажутся пусты: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126. 1). Долг священника главное место уделять молитве и богослужению, а в приходе всегда найдутся люди, готовые оказать помощь в строительных делах и в поисках благотворителей"747. В управлении церковной жизнью Москвы ближайшими помощниками Святейшего Патриарха являются его викарий архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), настоятель кафедрального Богоявленского собора и секретарь Святейшего Патриарха протопресвитер Матфей Стаднюк, секретарь епархиального совета и заведующий канцелярией Патриархии протоиерей Владимир Диваков, а также члены епархиального совета и благочинные округов, на которые разделена Москва и каждый из которых включает в себя столько приходов, сколько до перемен, происшедших после празднования 1000-летия Крещения Руси, находилось в целой епархии. Одно из важнейших событий церковной жизни 1992 г.- празднование 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, по существу весь этот год прошел под сенью юбилея святого Сергия. 1992 г. был объявлен ЮНЕСКО годом преподобного Сергия Радонежского. Празднование началось с конференции на Вологодской земле, в монастыре, где подвизался ученик игумена Русской земли преподобный Димитрий Прилуцкий, затем научно-богословские конференции состоялись в Москве, Нижнем Новгороде и других российских городах. В программу юбилейных торжеств входили выставки, концерты духовной музыки и заключительное собрание 15 января 1993 г. После 1917 г. впервые церковный юбилей праздновался так всенародно, и это явилось свидетельством того, что русский народ, который в течение многих десятилетий стремились оторвать от его святынь, остался народом православным, сохранил сознание своего духовного преемства с сонмом единокровных ему святых, своей сопричастности святой Руси. В 1992 г. в жизни Русской Церкви совершилось благодатное знаменательное событие. После пожара в Малом соборе Донского монастыря, подожженного злоумышленниками, во время ремонта проведены были раскопки под полом церкви, и там, в склепе, обнаружен гроб с нетленными мощами святого Патриарха Тихона. 22 февраля Алексий II совершил молебен у гроба святителя, который находился еще в склепе, а 5 апреля святые мощи были // 527 // торжественно перенесены Патриархом Алексием II в сослужении 93 архиереев из Малого в Большой собор Донского монастыря. После состоявшегося в апреле 1992 г. архиерейского Собора, на котором принято было решение об образовании епархиальных комиссий по канонизации святых, во многих епархиях прославлены были для местного почитания новомученики и другие подвижники благочестия. Так, в Костромской епархии состоялась канонизация пострадавшего в 1938 г. архиепископа Костромского и Галичского Никодима (Кроткова), память которого празднуется в день его мученической кончины 8/21 августа. К лику местночтимых святых причислены были убиенный в 1940 г. архиепископ Харьковский Александр (Петровский), архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Могилевский Георгий (Конисский), преподобный старец Варнава Гефсиманский, скончавшийся в 1906 г. В1996 г. совершена была Святейшим Патриархом Алексием II канонизация сонма преподобных Оптинских старцев для местного почитания. Прославлены также как местночтимые святые старцы подвизавшиеся в XX столетии, архимандрит Лаврентий (Проскура) Черниговский и схиигумен Кукша (Величко). 25 марта 1993 г. Священный Синод одобрил представленный Комиссией по канонизации святых проект постановления "О порядке канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви на епархиальном уровне". Согласно синодальному решению собранные епархиальной комиссией по канонизации святых материалы, // 528 // связанные с житием и кончиной подвижника,-должны направляться в Синодальную комиссию. По рассмотрении этих материалов и при наличии достаточных оснований для прославления подвижника, Святейший Патриарх дает благословение на его причисление к лику местночтимых святых. Сама же канонизация совершается епархиальным архиереем. Такой порядок прославления подвижников для местного почитания призван устранить возможные ошибки, поспешные, непродуманные действия в деле исключительной церковной важности и тем уберечь церковный народ от смущений и недоумений. В 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в месяцеслов Русской Православной Церкви было внесено имя прославленного Константинопольской Церковью в год тысячелетия Крещения Руси великого русского подвижника XX столетия и учителя христианской жизни преподобного Силуана Афонского, преставившегося на Святой горе в 1938 г. Одним из заметных событий церковной жизни Москвы явилась богословская конференция "Единство Церкви", проведенная 15 и 16 ноября 1994 г. в гостинице Данилова монастыря. Председательствовал на ней епископ Владимирский и Суздальский Евлогий, участвовали епископ Таллинский и Эстонский Корнилий, епископы Новогрудский Константин (Горянов), Белгородский Иоанн (Попов), находящийся на покое епископ Василий (Родзян-ко), известные в церковных кругах священнослужители, богословы, церковные историки, зарубежные гости. Конференция была организована Московской Духовной Академией и Свято-Тихоновским богословским институтом; прочитано было около 60 докладов, вызвавших острые дискуссии. В центре внимания оказалась своеобразная пастырская практика двух московских настоятелей - священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова, а также их сомнительные богословские воззрения, проповеди, публикации, лекции, выступления по радио и многочисленные интервью, вызывающие резкое неприятие большинства духовенства. * * * 29 ноября 1994 г. после литургии в Троицком соборе Данилова монастыря открылся архиерейский Собор, деяния которого продолжались до 2 декабря. В заседаниях участвовало 126 архиереев, 10 епископов по разным причинам не смогли прибыть в Москву. В первый день соборных заседаний Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за два с половиной года, прошедших после предыдущего архиерейского Собора. Крупными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий II назвал возобновление регулярных богослужений в Кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления Храма Христа Спасителя, варварски разрушенного гонителями Церкви, всенародное празднование 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского. Патриарх указал на недопустимость проявления грубости, равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, "тем более что каждый епархиальный преосвященный имеет возможность // 529 // разрешить относящиеся к его компетенции вопросы на месте, не доводя течение дел до необходимости обращения в Москву. Необходимо также обратить внимание на недопустимость беспричинного и необоснованного перевода священнослужителей, что, как правило, приводит к конфликтным ситуациям, разрушает мир в епархии, а в некоторых случаях порождает расколы". Далее Патриарх Алексий II отметил такое радостное явление, как повсеместное возрождение монашеской жизни. Общее количество монастырей составляло ко времени Собора 281, к этому числу следовало прибавить и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985. В Церкви совершали служение 12 841 священник и 1402 диакона. Но "необходимо ликвидировать такое появившееся в настоящее время явление,- продолжал Патриарх,- как резкая дифференциация духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели молодые настоятели, живущие в нищете"748. Значительное место в докладе уделено богословскому образованию, приведены подробные статистические сведения, характеризующие состояние духовной школы на конец 1994 г.: была открыта третья духовная академия - Киевская; количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало уже 28 училищ, и число их продолжало расти, общее число всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы,- около 4000 человек, а вместе с заочным сектором - около 6000 человек. Заканчивая раздел доклада, посвященный богословскому образованию, Святейший Патриарх подчеркнул: "В духовной школе взращивается наша смена, в ней складывается будущее Церкви; от состояния школы во многом, если не сказать, в главном, зависит облик Русской Православной Церкви в XXI в., в грядущем и близком уже третьем тысячелетии от Рождества Христова". Остро критический характер носил раздел доклада первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви: "Церковные и околоцерковные издатели часто идут по пути наименьшего сопротивления, иногда больше задумываясь об экономической, а не о содержательной стороне дела. В основном переиздается дореволюционная литература. Среди этой литературы есть подлинные шедевры, образцы золотого фонда нашей отечественной богословской мысли, но есть и такие книги, которые весьма далеки от современного человека... В то же время ощущается большая потребность в современной отечественной литературе, в первую очередь церковно-просветительского характера. Пока же большая часть изданий - это ре-принты. А подчас делается и совершенно недопустимая вещь: распространяются в храмах и переиздаются... различные тенденциозно выдержанные политические материалы, идущая вразрез с учением нашей Церкви инославная литература и даже... издания Русской Зарубежной Церкви, порочащие и хулящие священноначалие нашей Церкви, обвиняющие ее в отступлении от Истины Христовой. В полном смысле церковными издательствами можно назвать лишь те, которые учреждены официальными структурами Русской Православной Церкви - непосредственно Патриархией, синодальными учреждениями, епархиальными управлениями, монастырями и приходами... которые имели бы возможность не только формально благословлять, но и реально направлять в подлинно церковное русло издательскую политику" В докладе на Соборе Святейший Патриарх охарактеризовал состояние церковного бюджета. В расходах Патриархии за 1993 г. и 11 месяцев 1994 г. // 530 // содержание учебных заведений составило 54,7%, Отдела внешних церковных сношений вместе с финансовой поддержкой зарубежных епархий, приходов, монастырей, подворий и представительств - 15,6%, содержание других отделов Патриархии и расходы на Всецерковное православное молодежное движение в сумме - 3,2%, проведение общественных мероприятий - 5,5%, строительные реставрационные работы - 6,8%, оказание финансовой помощи вновь открытым храмам и монастырям - 10,8%, содержание Патриархии - 3,4%. Значительная часть доклада Святейшего была посвящена внешней деятельности Церкви: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества к святым местам, взаимоотношениям с православными поместными Церквами, с Русской Зарубежной Церковью, с инославным миром, участию Русской Церкви в деятельности международных и региональных христианских организаций, межрелигиозным связям, проблемам взаимоотношений Церкви с государством и обществом в России, странах СНГ и Балтии. Особое внимание было уделено деятельности зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Эта деятельность была охарактеризована первосвя-тителем как крайне негативная, подрывающая духовную, культурную идентичность православных народов России и других стран СНГ. "Деятельность сект,- сказал Патриарх Алексий II,- равно как и многих зарубежных миссионеров, направлена на то, чтобы оборвать ту ниточку, которая, чудом сохранившись, связывает людей, воспитанных в условиях тоталитарной идеологии, с верой и духовной культурой их предков, с сокровищем национальной религиозной традиции. Именно эта связь питает здоровое чувство патриотизма, любовь к своему Отечеству. К сожалению, в современных условиях государство практически не предпринимает правовых мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа, и вся тяжесть борьбы ложится на Церковь". Последний раздел доклада посвящен проблеме возрождения миссии православной Церкви на исторических пространствах ее канонической территории. Это стало "важнейшей и неотложной нашей задачей и одновременно острой потребностью общества". Патриарх Алексий II затронул и вопрос о богослужении. "В данной связи,- сказал он,- представляется полезным образовать специальную синодальную комиссию, которая продолжила бы труд, начатый, но не завершенный Поместным Собором 1917-1918 гг. по упорядочению богослужебной практики, и завершила редактирование богослужебных текстов, также начатое в нашей Церкви". Заканчивая свой обширный доклад, Святейший Патриарх сказал: "Церковь Русская, издревле хранящая веру православную и несущая Свет Христов ближним и дальним, переживает ныне нелегкий период устроения жизни своей в условиях, несущих нам одновременно множество новых возможностей и множество новых вызовов. Именно поэтому полагаю, что сделанные моим смирением и Священным Синодом в настоящем докладе практические предложения требуют самого тщательного изучения и обсуждения в связи с предполагаемым принятием освященным Собором нашим постановлений и определений, которые будут иметь важнейшее, без преувеличения историческое значение для // 531 // судеб православия в странах СНГ,.Балтии и повсюду, где Русская Православная Церковь несет свое служение и свидетельство"750. С отчетными докладами на Соборе выступили также исполняющий обязанности председателя Учебного комитета епископ Верейский Евгений и председатель отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Эко-номцев), в их докладах конкретизировалась информация, содержащаяся в докладе Святейшего. Председатель Богословской комиссии при Священном Синоде митрополит Минский Филарет зачитал два доклада: один "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства" и другой - отчет о деятельности синодальной Богословской комиссии, созданной 27 декабря 1993 г. и ставшей преемницей Комиссии Священного Синода по христианскому единству, образованной в 1963 г. Богословская комиссия особое внимание уделила итоговому документу Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православной Церковью и Восточными православными Церквами, принятому в 1990 г. Комиссией был сделан ряд критических замечаний по документу, связанных главным образом с христологической тгрминологией. Одним из важных деяний архиерейского Собора явилось прославление митрополита Московского Филарета (Дроздова) и священномучеников протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого после октябрьского переворота. Доклад о прославлении новых угодников Божиих сделал председатель Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Особое внимание он уделил подготовке комиссией ряда исследований, связанных с предполагаемой канонизацией императора Николая II и царской семьи.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar