Меню
Назад » »

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304)

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304)

Свя­тая Ана­ста­сия ро­ди­лась в зна­ме­ни­том го­ро­де Ри­ме. Она от­ли­ча­лась сво­им бла­го­род­ством, ду­шев­ною и те­лес­ною кра­со­тою, бла­гим нра­вом и кро­то­стью. Отец ее, по име­ни Пре­текстат, был се­на­то­ром и ис­по­ве­до­вал ел­лин­скую язы­че­скую ве­ру. А мать ее, име­нем Фав­ста, ве­ро­ва­ла во Хри­ста. В де­ви­че­ском воз­расте Ана­ста­сия бы­ла по­ру­че­на сво­ею ма­те­рью для обу­че­ния од­но­му до­стой­но­му му­жу, из­вест­но­му сво­ею уче­но­стью, а еще бо­лее сво­им бла­го­че­сти­ем. Его зва­ли Хри­со­го­ном. Он был хри­сти­а­ни­ном, хо­ро­шо знал Бо­же­ствен­ное уче­ние Хри­ста и впо­след­ствии стал му­че­ни­ком. От это­го свя­то­го му­жа Ана­ста­сия на­учи­лась не од­ной толь­ко гра­мо­те; она на­учи­лась так­же по­зна­вать То­го, Кто есть на­ча­ло все­му ви­ди­мо­му и неви­ди­мо­му, цель всех сер­деч­ных бла­го­че­сти­вых же­ла­ний, Еди­ный ис­тин­ный Бог, Со­зда­тель и Со­вер­ши­тель все­го. И ста­ла она при­леж­но чи­тать хри­сти­ан­ские кни­ги, по­уча­ясь в За­коне Гос­под­нем день и ночь, и утвер­ждая свое серд­це в люб­ви к Бо­гу. Ко­гда Ана­ста­сия за­кон­чи­ла свое уче­ние у Хри­со­го­на, ее еди­но­глас­но ста­ли про­слав­лять как муд­рую и пре­крас­ную де­ву. Меж­ду тем, ото­шла от этой жиз­ни бла­жен­ная мать Ана­ста­сии, Фав­ста. Отец же свя­той про­тив ее же­ла­ния вы­дал ее за неко­е­го Пом­плия, про­ис­хо­див­ше­го так­же из се­на­тор­ско­го ро­да и ис­по­ве­дав­ше­го ел­лин­скую ве­ру, и бы­ла Ана­ста­сия от­ве­де­на в дом к же­ни­ху, вер­ная к невер­но­му, аг­ни­ца Хри­сто­ва к вол­ку. Но Бог, к Ко­то­ро­му воз­но­си­лись ее ры­да­ния, пе­ред Ко­то­рым она мо­ли­лась день и ночь, со­хра­нил ее. Свя­тая не ли­ши­лась сво­е­го дев­ства, и нечи­стый муж не осквер­нил ее чи­сто­го те­ла. Ана­ста­сия при­тво­ри­лась, что у нее по­сто­ян­ная и неис­це­ли­мая жен­ская бо­лезнь, и го­во­ри­ла, что не мо­жет быть же­ною сво­е­му му­жу. Ино­гда муж на­силь­но, борь­бой, хо­тел до­бить­ся от нее удо­вле­тво­ре­ния сво­ей по­хо­ти, но Ана­ста­сия с неви­ди­мою по­мо­щью Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля вы­ры­ва­лась из его рук, – и так оста­лась она непо­роч­ною де­вою. Ча­сто, сняв свои рос­кош­ные одеж­ды и дра­го­цен­ные укра­ше­ния и на­дев тай­но ни­щен­ское ру­би­ще, Ана­ста­сия вы­хо­ди­ла из до­му, неве­до­мо для всех, кро­ме од­ной ра­бы­ни, ко­то­рая неот­луч­но со­про­вож­да­ла ее. С этой ра­бы­ней Ана­ста­сия об­хо­ди­ла все тем­ни­цы, зо­ло­том по­ку­пая се­бе у стра­жи вход в них, по­се­ща­ла страж­ду­щих ра­ди Хри­ста, слу­жи­ла им с бла­го­го­ве­ни­ем и усер­ди­ем, сколь­ко мог­ла. Она умы­ва­ла ру­ки и но­ги за­клю­чен­ных, очи­ща­ла их спу­тан­ные во­ло­сы, пол­ные со­ра, оти­ра­ла кровь их, об­вя­зы­ва­ла их ра­ны чи­стым по­лот­ном, по­да­ва­ла каж­до­му пи­щу и пи­тье. По­том, до­ста­точ­но по­слу­жив им, она воз­вра­ща­лась до­мой. В этих за­ня­ти­ях ча­сто при­хо­ди­лось ей вы­хо­дить из до­му, и не скры­лось это от ее му­жа. Он узнал, что Ана­ста­сия по­се­ща­ет уз­ни­ков, и еще боль­ше раз­гне­вал­ся на нее, тем бо­лее что и преж­де он был раз­дра­жен на свя­тую за ее от­каз ве­сти с ним су­пру­же­скую жизнь, и мно­го ей за то до­са­ждал. А о де­лах Ана­ста­сии он узнал от со­про­вож­дав­шей ее ра­бы­ни, эта ве­ро­лом­ная жен­щи­на рас­ска­за­ла ему все. Же­сто­ко из­бив Ана­ста­сию, без­за­кон­ный муж ее за­клю­чил свя­тую в от­дель­ную ком­на­ту, при­ста­вив к ней стра­жу, так что она не мог­ла вый­ти из ком­на­ты. И скор­бе­ла ду­хом свя­тая об уз­ни­ках за Хри­ста, что не по­се­ща­ет их, не слу­жит им, не снаб­жа­ет их всем нуж­ным. Осо­бен­но же бо­ле­ло серд­це Ана­ста­сии по учи­те­лю ее свя­том Хри­со­гоне, что не ви­дит она его. Уже два го­да свя­той Хри­со­гон пре­тер­пе­вал мно­го раз­лич­ных мук, пре­бы­вая в тем­ни­це. На­хо­дясь на сво­бо­де, Ана­ста­сия ча­сто при­хо­ди­ла к нему. Те­перь же, пре­бы­вая в за­клю­че­нии и под бди­тель­ным над­зо­ром, она не мог­ла на­ве­щать сво­е­го учи­те­ля. Осо­бен­но стал при­тес­нять Ана­ста­сию ее муж, ко­гда умер отец сей бла­го­че­сти­вой же­ны, Пре­текстат, все зна­чи­тель­ное име­ние Пре­тек­ста­та пе­ре­шло по на­след­ству к Ана­ста­сии как к един­ствен­ной до­че­ри, ибо у него не бы­ло боль­ше ни де­тей, ни род­ствен­ни­ков. И то­гда Пом­плий, вос­поль­зо­вав­шись смер­тью сво­е­го те­стя, из нена­ви­сти к Ана­ста­сии за ее несо­гла­сие к его плот­ским же­ла­ни­ям за­мыс­лил умо­рить ее, чтобы на­сле­до­вать все ее име­ние и жить с дру­гой же­ною на чу­жие день­ги. Об­ра­ща­ясь со свя­тою, как с плен­ни­цею и ра­бою, он еже­днев­но ис­тя­зал и му­чил ее. Это из­вест­но из пись­ма ее, тай­но на­пи­сан­но­го ею Хри­со­го­ну и по­слан­но­го через од­ну ста­ри­цу. Вот это пись­мо: «Свя­то­му ис­по­вед­ни­ку Хри­сто­ву Хри­со­го­ну от Ана­ста­сии. Мой отец был идо­ло­по­клон­ник; но мать моя Фав­ста жи­ла все­гда чи­стою и бла­го­че­сти­вою хри­сти­ан­скою жиз­нью. И она сде­ла­ла ме­ня хри­сти­ан­кою с са­мых мла­ден­че­ских пе­лен. По­сле ее кон­чи­ны я при­ня­ла на се­бя тяж­кое иго су­пру­же­ства с языч­ни­ком. Но, по ми­ло­сер­дию ко мне Бо­га, я успеш­но ук­ло­ня­лась от ло­жа его, при­тво­ря­ясь боль­ною, и те­перь во дни и в но­чи объ­ем­лю сто­пы Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста. Муж же мой с недо­стой­ны­ми и сквер­ны­ми идо­ло­по­клон­ни­ка­ми рас­тра­чи­ва­ет мое на­сле­дие, по­хва­ля­ясь бо­гат­ством мо­им, как бы сво­им, а ме­ня, как вол­шеб­ни­цу и про­тив­ни­цу его язы­че­ской ве­ры, он то­мит в столь тяж­ком за­клю­че­нии, что мне ни­че­го не оста­ет­ся, как толь­ко, пре­дав дух Гос­по­ду, упасть мерт­вою. Ко­неч­но, я долж­на ра­до­вать­ся, что, по­стра­дав за Гос­по­да, умру, ис­по­ве­дуя Его, но я глу­бо­ко скорб­лю о том, что ви­жу, как все мои бо­гат­ства, обе­щан­ные Бо­гу, рас­то­ча­ют­ся ру­ка­ми лю­дей нече­сти­вых и бо­го­про­тив­ных. По­это­му про­шу те­бя, че­ло­век Бо­жий, по­мо­лись при­леж­но вла­ды­ке Хри­сту, чтобы Он му­жа мо­е­го или оста­вил жи­вым, ес­ли ве­да­ет, что тот ко­гда-ни­будь уве­ру­ет, или, ес­ли он бу­дет все про­дол­жать пре­бы­вать в неве­рии, то да по­ве­лит ему вый­ти из сре­ды жи­вых и дать ме­сто тем, кто чтит Бо­га. Луч­ше ему уме­реть, чем не ис­по­ве­до­вать Сы­на Бо­жия и пре­пят­ство­вать тем, кто ис­по­ве­ду­ет Его. При­зы­ваю Хри­ста во сви­де­те­ли, что ес­ли я бу­ду сво­бод­на, то про­ве­ду жизнь мою в слу­же­нии свя­тым и бу­ду при­леж­но о них за­бо­тить­ся, как я уже и на­ча­ла де­лать... Спа­сай­ся, муж Бо­жий, и по­ми­луй ме­ня». На это пись­мо к свя­той Ана­ста­сии при­шел та­кой от­вет: «Хри­со­гон – Ана­ста­сии. К те­бе, сму­ща­е­мой бу­рею и вол­не­ни­я­ми ми­ра се­го, ско­ро при­дет Хри­стос, хо­дя­щий по во­дам, и еди­ным сло­вом Сво­им ути­шит взды­ма­ю­щи­е­ся на те­бя вет­ры на­ве­тов вра­жьих. На­хо­дясь по­сре­ди воз­му­щен­но­го мо­ря, тер­пе­ли­во ожи­дай Хри­ста, Ко­то­рый при­дет к те­бе, и неустан­но взы­вай сло­ва­ми про­ро­ка: «Что уны­ва­ешь ты, ду­ша моя, и что сму­ща­ешь­ся? Упо­вай на Бо­га, ибо я бу­ду еще сла­вить Его, Спа­си­те­ля мо­е­го и Бо­га мо­е­го» (Пс.41:6). Ожи­дай от Бо­га двой­но­го воз­да­я­ния. Ибо те­бе бу­дет воз­вра­ще­но вре­мен­ное на­след­ство и да­ро­ва­но бу­дет небес­ное: Гос­подь за­тем по вре­ме­нам по­пус­ка­ет злое и за­мед­ля­ет свои бла­го­де­я­ния, чтобы мы не во­з­дре­ма­ли в без­опас­но­сти. Не сму­щай­ся, ко­гда ви­дишь, что бе­ды по­сти­га­ют лю­дей, жи­ву­щих в бла­го­че­стии. Гос­подь не от­вер­га­ет те­бя, но ис­пы­ты­ва­ет. Знай и то, что не проч­на за­щи­та, по­да­ва­е­мая ру­кою че­ло­ве­че­ской, по сло­ву Пи­са­ния: «про­клят че­ло­век, ко­то­рый на­де­ет­ся на че­ло­ве­ка, и бла­го­сло­вен че­ло­век, ко­то­рый на­де­ет­ся на Гос­по­да» (Иер.17:5, 7). Креп­ко и бод­ро ох­ра­няй се­бя от всех гре­хов и ищи уте­ше­ния от Еди­но­го Бо­га, со­блю­дая свя­тые за­по­ве­ди Его. Ско­ро вер­нет­ся к те­бе мир­ное вре­мя. Как по­сле ноч­ной тьмы вос­си­я­ет све­то­зар­ный день и как по­сле же­сто­кой зи­мы на­сту­па­ет теп­лая вес­на, так при­дут к те­бе зо­ло­тые и яс­ные дни, и то­гда ты по­дашь всем страж­ду­щим ра­ди име­ни Хри­сто­ва вре­мен­ное уте­ше­ние, а са­ма несо­мнен­но спо­до­бишь­ся веч­но­го бла­жен­ства... Спа­сай­ся о Гос­по­де и мо­лись обо мне». Вско­ре Ана­ста­сии суж­де­но бы­ло ис­пы­тать от без­жа­лост­но­го нече­сти­во­го му­жа сво­е­го но­вые смер­тель­ные оби­ды, и она опять на­пи­са­ла свя­то­му Хри­со­го­ну пись­мо. Вот что бы­ло на­пи­са­но в нем: «Ис­по­вед­ни­ку Хри­сто­ву Хри­со­го­ну от Ана­ста­сии. По­мя­ни ме­ня и по­мо­лись за ме­ня, чтобы Гос­подь, по люб­ви к Ко­е­му я терп­лю му­ки, о ко­то­рых рас­ска­жет те­бе по­слан­ная к те­бе ста­ри­ца, при­нял мою ду­шу». Свя­той от­ве­чал ей: «Хри­со­гон – Ана­ста­сии. Све­ту все­гда пред­ше­ству­ет тьма, и по­сле бо­лез­ней ча­сто воз­вра­ща­ет­ся здо­ро­вье, и по­сле смер­ти обе­ща­на нам жизнь. Один и тот же ко­нец для вся­ко­го, как для счаст­лив­ца, так и для стра­даль­ца, чтобы скор­бя­щи­ми не овла­де­ва­ло от­ча­я­ние и чтобы в ра­до­сти лю­ди не пре­да­ва­лись са­мо­мне­нию. Од­но мо­ре, на ко­то­ром пус­ка­ют­ся в путь чел­ны жиз­ней на­ших, и с еди­ным Корм­чим ду­ши на­ши со­вер­ша­ют свое пла­ва­ние. Ко­раб­ли од­них бо­лее креп­ки и без вре­да про­хо­дят через вол­не­ния, а у дру­гих – ут­лые чел­ны, ко­то­рые и в за­ти­шье близ­ки к по­топ­ле­нию. Близ­ко вре­мя ги­бе­ли тех, ко­то­рые не ду­ма­ют прий­ти к спа­си­тель­но­му при­ста­ни­щу. А ты, непо­роч­ная слу­жи­тель­ни­ца Хри­сто­ва, при­ле­пись всею мыс­лию ко Кре­сту Хри­сто­ву и при­го­товь се­бя к де­лу Гос­под­ню, и ко­гда ты по­слу­жишь Хри­сту по соб­ствен­но­му тво­е­му же­ла­нию, то от му­че­ний с тор­же­ством пе­рей­дешь в бла­жен­ную жизнь ко Хри­сту». Этим пись­мом свя­той Хри­со­гон про­ро­че­ство­вал о ско­рой ги­бе­ли же­сто­ко­го му­жа ее Пом­плия. И дей­стви­тель­но, по­след­ний вско­ре был от­прав­лен в Пер­сию по­слом к пер­сид­ско­му ца­рю. От­прав­ля­ясь в путь, он дол­жен был плыть по мо­рю. Ко­рабль, на ко­то­ром он плыл, во вре­мя вне­зап­ной бу­ри по­шел ко дну и уто­нул. Так по­гиб этот ока­ян­ный че­ло­век. Свя­тая же Ана­ста­сия, со­хра­нив свое дев­ство, как пти­ца из­ба­ви­лась от се­ти лов­ца. Вме­сте со сво­бо­дой сво­ей она по­лу­чи­ла и все на­след­ство, остав­ше­е­ся ей от ро­ди­те­лей. И на­ча­ла она уже без по­ме­хи от ко­го бы то ни бы­ло об­хо­дить за­клю­чен­ных в тем­ни­цах. Она слу­жи­ла свя­тым стра­сто­терп­цам Хри­сто­вым не од­ним толь­ко име­ни­ем сво­им. На­ря­ду с этим она уте­ша­ла их, сво­и­ми бла­го­ра­зум­ны­ми ре­ча­ми воз­буж­да­ла их к му­же­ствен­но­му тер­пе­нию и к без­бо­яз­нен­ной смер­ти за Хри­ста. В то вре­мя царь Дио­кли­ти­ан на­хо­дил­ся в Ак­ви­лее и на­прав­лял все свои за­бо­ты на то, чтобы ни од­но­му хри­сти­а­ни­ну не уда­лось тай­но уй­ти из его рук. Ему до­нес­ли из Ри­ма, что тем­ни­цы на­пол­не­ны ве­ли­ким мно­же­ством хри­сти­ан, что они, несмот­ря на раз­но­об­раз­ные му­че­ния, не от­ри­ца­ют­ся от сво­е­го Хри­ста, и что во всем этом их под­креп­ля­ет хри­сти­ан­ский учи­тель Хри­со­гон, ко­то­ро­му они по­кор­ны, во всем сле­дуя его на­став­ле­ни­ям. Царь при­ка­зал пре­дать всех хри­сти­ан му­кам и смер­ти, а Хри­со­го­на по­слать к нему. Он раз­мыш­лял, что ес­ли одо­ле­ет его упор­ство, то лег­ко оси­лит и про­чих хри­сти­ан. Мученик Хрисогон, мученица Феодотия Ко­гда Хри­со­го­на ве­ли к ца­рю на ис­пы­та­ние, из­да­ле­ка сле­до­ва­ла за сво­им учи­те­лем и Ана­ста­сия. Уви­дев свя­то­го му­жа, царь на­чал спер­ва бе­се­до­вать с ним, с кро­то­стью уве­ще­вая его от­речь­ся от Хри­ста. – При­ми, Хри­со­гон, мой доб­рый со­вет, – го­во­рил без­за­кон­ный вла­сти­тель, – при­со­еди­нись к на­шей ве­ре, сде­лай угод­ное бо­гам и вы­бе­ри се­бе при­ят­ное вме­сто скорб­но­го, по­лез­ное вме­сто непо­лез­но­го. Знай, что не толь­ко ты из­ба­вишь­ся от мук и по­лу­чишь столь же­лан­ную сво­бо­ду, но сверх то­го сде­ла­ешь­ся на­чаль­ни­ком ве­ли­ко­го го­ро­да Ри­ма. Свя­той от­ве­чал на это: – Я по­знал Еди­но­го Бо­га, и Он для ме­ня до­ро­же вся­ко­го све­та и во­жде­лен­нее вся­кой сво­бо­ды. Он мне до­ро­же всей жиз­ни, по­лез­нее всех со­кро­вищ. В Него од­но­го ве­рую я серд­цем, ис­по­ве­дую Его уста­ми, чту Его ду­шою и пе­ред оча­ми всех пре­кло­няю Ему мои ко­ле­на. Чтить же мно­гих тво­их бо­гов, в ко­то­рых жи­вут бе­сы, я не бу­ду; я мыс­лю о них так же, как и Со­крат, ко­то­рый го­во­рит о них: «Нуж­но вся­че­ски уда­лять­ся от них, по­то­му что они со­блаз­ня­ют лю­дей и суть из­вест­ные ду­ше­губ­цы». Да­ры же и честь, ко­то­рые ты мне пред­ла­га­ешь, я це­ню не боль­ше, чем сон и мрак. Не мог боль­ше слы­шать царь та­ких сво­бод­ных ре­чей Хри­со­го­на и по­ве­лел во­и­нам взять его и, за­ве­дя в пу­стын­ное ме­сто, от­ру­бить ему го­ло­ву. Те­ло свя­то­го бы­ло бро­ше­но на бе­ре­гу мо­ря, неда­ле­ко от жи­лищ од­но­го пре­сви­те­ра Зо­и­ла, му­жа свя­той жиз­ни, и трех де­виц – се­стер те­лом и ду­хом, Ага­пии, Хи­о­нии и Ири­ны. Этот пре­сви­тер по от­кро­ве­нию от Бо­га узнал о те­ле свя­то­го Хри­со­го­на, взял его вме­сте с усе­чен­ною го­ло­вою и, вло­жив в ков­чег, скрыл у се­бя до­ма. По ис­те­че­нии же трид­ца­ти дней явил­ся ему в ви­де­нии свя­той Хри­со­гон и ска­зал: – Знай, что в те­че­ние пред­сто­я­щих де­вя­ти дней три жи­ву­щие близ те­бя де­ви­цы Хри­сто­вы бу­дут взя­ты на му­че­ния. Ты же ска­жи ра­бе Гос­под­ней Ана­ста­сии, чтобы она за­бо­ти­лась о них, воз­буж­дая их к по­дви­гу му­же­ства, по­ка они не увен­ча­ют­ся му­че­ни­че­ски­ми вен­ца­ми. Будь и ты в бла­гом упо­ва­нии, что вос­при­мешь слад­кие пло­ды тво­их тру­дов. Вско­ре и ты осво­бо­дишь­ся от здеш­ней жиз­ни и бу­дешь от­ве­ден к Хри­сту с по­стра­дав­ши­ми за Него. Та­кое же от­кро­ве­ние бы­ло и свя­той Ана­ста­сии. И вот, вдох­нов­ля­е­мая Ду­хом Бо­жи­им, она при­шла к до­му пре­сви­те­ра, ко­то­ро­го ни­ко­гда не зна­ла, и спра­ши­ва­ла у него: – Где те де­ви­цы, о му­че­ни­че­ской кон­чине ко­то­рых ему бы­ло от­кры­то в ви­де­нии. По­том, узнав ме­сто их оби­та­ния, она по­шла к ним и про­ве­ла с ни­ми ночь, бе­се­дуя с ни­ми о люб­ви к Бо­гу и о спа­се­нии ду­ши. И сво­ею ре­чью уве­ще­ва­ла их му­же­ствен­но, до кро­ви, сто­ять за Хри­ста, Же­ни­ха их. У пре­сви­те­ра же Зо­и­ла она уви­де­ла мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка Хри­сто­ва Хри­со­го­на, сво­е­го до­ро­го­го учи­те­ля, и мно­го пла­ка­ла над ни­ми теп­лы­ми сле­за­ми, по­ру­чая се­бя его мо­лит­вам. За­тем она воз­вра­ти­лась в Ак­ви­лею. Вско­ре по­сле то­го пред­ска­за­ние свя­то­го Хри­со­го­на пре­сви­те­ру Зо­и­лу ис­пол­ни­лось. Этот пре­сви­тер по ис­те­че­нии де­вя­ти дней пе­ре­шел к Гос­по­ду, а свя­тые де­вы Ага­пия, Хи­о­ния и Ири­на бы­ли взя­ты и при­ве­де­ны на до­прос к ца­рю Дио­клеи­ти­а­ну. Дол­го уве­ще­вал он их при­не­сти жерт­ву идо­лам, при­бе­гая то к лас­кам, то к уг­ро­зам, но не успел в том и, на­ко­нец, за­клю­чил их в тем­ни­цу. Свя­тая же Ана­ста­сия, по­се­щая по обы­чаю сво­е­му за­клю­чен­ных, при­шла к тем свя­тым де­вам и уте­ша­ла их, воз­буж­дая в них упо­ва­ние на неот­ступ­ную по­мощь Хри­сто­ву и на­деж­ду на слав­ную по­бе­ду над вра­га­ми Гос­по­да. Меж­ду тем ца­рю на­до бы­ло по го­су­дар­ствен­ным де­лам от­пра­вить­ся в Ма­ке­до­нию, по­это­му свя­тые де­вы бы­ли по­ру­че­ны му­чи­те­лю Дуль­ки­цию, ко­то­рый их пы­тал и му­чил, а за­тем пе­ре­дал их на ис­тя­за­ние од­но­му ко­ми­ту, Си­си­нию. По­след­ний бро­сил свя­тых Ага­пию и Хи­о­нию в огонь. Здесь они и пре­да­ли дух свой Бо­гу, оста­вив те­ла свои в огне це­лы­ми и непо­вре­жден­ны­ми. А свя­тую Ири­ну один из во­и­нов Си­си­ния ра­нил стре­лою из ту­го­го лу­ка, по­сле че­го свя­тая скон­ча­лась. Чи­стые те­ла их взя­ла свя­тая Ана­ста­сия, об­ви­ла бе­лы­ми пла­ща­ни­ца­ми с аро­ма­та­ми и бла­го­го­вей­но по­ло­жи­ла на из­бран­ном ме­сте, убла­жая их стра­да­ния. По­том Ана­ста­сия ста­ла пе­ре­хо­дить из го­ро­да в го­род и из стра­ны в стра­ну, свя­тая вез­де слу­жи­ла хри­сти­а­нам, со­дер­жи­мым в узах, до­став­ля­ла на свои сред­ства уз­ни­кам пи­щу и пи­тье, одеж­ду и все необ­хо­ди­мое и ока­зы­ва­ла боль­ным вра­чеб­ную по­мощь. Она бы­ла от­ра­дою для всех тяж­ко ис­пы­ту­е­мых и из­не­мо­га­ю­щих те­лом лю­дей и зо­ло­том по­ку­па­ла им об­лег­че­ние от дол­гов­ре­мен­ных тяж­ких уз. Вот по­это­му Ана­ста­сия и бы­ла на­зва­на Узо­ре­ши­тель­ни­цей, так как сво­им тай­ным по­пе­че­ни­ем она мно­гим раз­ре­ши­ла узы. Од­ним она при­нес­ла об­лег­че­ние, дру­гих, вра­чуя соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми, она вы­ле­чи­ла от неис­це­ли­мых ран, иных, быв­ших по­лу­мерт­вы­ми, ожи­ви­ла сво­им ухо­дом, дав им здо­ро­вье и си­лы на ожи­дав­шие их но­вые му­че­ния. Же­лая по­мо­гать боль­ным и несчаст­ным, она вы­учи­лась вра­чеб­но­му ис­кус­ству и са­ма ле­чи­ла ра­не­ных. Не гну­ша­лась она на ру­ках сво­их но­сить тех, ко­то­рые не мог­ли вла­деть ни ру­ка­ми сво­и­ми, ни но­га­ми, пе­ре­би­ты­ми или изъ­язв­лен­ны­ми за Хри­ста, – и са­ма вла­га­ла им в уста пи­щу, по­и­ла их, об­чи­ща­ла их гной, об­вя­зы­ва­ла стру­пья. И в том толь­ко бы­ло ее ве­се­лье и ра­дость, чтобы по­слу­жить Са­мо­му Хри­сту в ли­це тех, кто страж­дет за ис­по­ве­да­ние слад­чай­ше­го име­ни Хри­сто­ва. Об этом за­бо­ти­лась она все­ми си­ла­ми, к это­му стре­ми­лась все­ми спо­со­ба­ми и, тру­дясь в этом де­ле всею ду­шой, она по­беж­да­ла при­род­ную немощь свою, от­ли­ча­ясь ве­ли­ко­ду­ши­ем и му­же­ствен­но­стью, лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним и за­бо­та­ми о свя­тых стра­даль­цах, ко­то­рые все­гда близ­ки к Бо­гу и о ко­то­рых она го­во­ри­ла вме­сте с Да­ви­дом: «Мне зе­ло чест­ни бы­ша дру­зи твои, Бо­же» (Пс.138:17). Бу­дучи в Ма­ке­до­нии и за­ни­ма­ясь там обыч­ным сво­им де­лом, свя­тая Узо­ре­ши­тель­ни­ца Ана­ста­сия по­зна­ко­ми­лась с од­ною очень мо­ло­дою вдо­вою Фе­о­до­ти­ею, ко­то­рая бы­ла ро­дом из стра­ны Вифин­ской, из го­ро­да Ни­кеи. По смер­ти му­жа она оста­лась с тре­мя мла­ден­ца­ми-сы­но­вья­ми и жи­ла в Ма­ке­до­нии, про­во­дя дни сво­е­го вдов­ства в усерд­ном ис­по­ве­да­нии хри­сти­ан­ства и в бла­го­че­сти­вых по­дви­гах. Бла­жен­ная Ана­ста­сия ча­сто жи­ла у той вдо­вы, лю­би­ла ее, как вер­ную ра­бу Хри­сто­ву, и уте­ша­лась слад­кою бе­се­дой с нею о слад­чай­шей люб­ви к Бо­гу, из-за ко­то­рой столь­ко свя­тых по­ло­жи­ли свои ду­ши. С те­че­ни­ем вре­ме­ни о Фе­о­до­тии узна­ли, что она хри­сти­ан­ка, и чест­ная вдо­ва бы­ла схва­че­на и при­ве­де­на к ца­рю на до­прос. Ко­гда она сто­я­ла на этом нече­сти­вом су­ди­ли­ще, один из ок­ру­жав­ших ца­ря, име­нем Лев­ка­дий, пре­льстил­ся ее кра­со­той, так как она бы­ла кра­си­ва и бла­го­леп­на. Он про­сил ца­ря не уби­вать Фе­о­до­тию, но дать ее ему, чтобы он мог на ней же­нить­ся. Царь со­гла­сил­ся, на­де­ясь, что муж ско­рее об­ра­тит ее в идо­ло­по­клон­ство. Лев­ка­дий взял Фе­о­до­тию с детьми к се­бе в дом, и че­го толь­ко ни де­лал и ни го­во­рил, упра­ши­вая ее, уве­ще­вая, лас­кая и гро­зя, чтобы она от­верг­лась Хри­ста и ста­ла его же­ною. Фе­о­до­тия от­ве­ча­ла ему: – Ес­ли ты хло­по­чешь, чтобы я бы­ла тво­ей же­ной из-за то­го, что же­ла­ешь мо­их бо­гатств и име­ний, – то я доб­ро­воль­но от­даю те­бе все, оставь же ме­ня ра­бо­тать Хри­сту, чтобы мне вме­сто всех бо­гатств на­сле­до­вать од­но­го Хри­ста. Ес­ли же ты же­ла­ешь ме­ня из-за вле­че­ния к кра­со­те мо­ей и ду­ма­ешь от­вра­тить ме­ня от мо­е­го Хри­ста, то знай, что ты стре­мишь­ся к невоз­мож­но­му. Ибо лег­че ты об­ра­тишь кра­со­ту мою в без­об­ра­зие и жизнь в смерть, чем от­торг­нешь от Хри­ста мой ум и вы­ну­дишь у ме­ня со­гла­сие на брак с то­бою. В то вре­мя Лев­ка­дию нуж­но бы­ло со­про­вож­дать ца­ря, ко­то­рый ку­да-то от­прав­лял­ся. И он уехал, оста­вив Фе­о­до­тию в сво­ем до­ме, и дол­го не воз­вра­щал­ся. Фе­о­до­тия же, несколь­ко об­лег­чен­ная, слу­жи­ла вме­сте со свя­тою Ана­ста­си­ею уз­ни­кам, ис­це­ля­ла боль­ных, по­гре­ба­ла мерт­вых, укреп­ля­ла жи­вых к боль­шим по­дви­гам. И вот Дио­кли­ти­а­ну сно­ва до­но­сят, что тем­ни­цы по го­ро­дам на­пол­не­ны хри­сти­а­на­ми и что негде по­ме­щать дру­гих уз­ни­ков. То­гда нече­сти­вый му­чи­тель ве­лел умерт­вить всех за­клю­чен­ных раз­лич­ны­ми каз­ня­ми, чтобы тем­ни­цы, осво­бо­див­шись, мог­ли вме­стить дру­гих хри­сти­ан. Бы­ла на­зна­че­на для то­го од­на ночь, во вре­мя ко­то­рой ве­ли­кое мно­же­ство му­че­ни­ков бы­ло при­зва­но к немер­ца­ю­ще­му Дню – Хри­сту Гос­по­ду. Од­ни скон­ча­лись от ме­ча, дру­гих по­то­пи­ла во­да, неко­то­рых со­жгли ог­нен­ные пе­чи, а дру­гих жи­вы­ми при­ня­ли нед­ра зем­ли: глу­бо­кие рвы и ямы бы­ли на­пол­не­ны людь­ми и за­сы­па­ны зем­лею и кам­ня­ми.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar