Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (2)

Наука генетика утверждает, что каждый живой организм содержит в себе программу или информацию. Данная информация изначально определяет, будет ли этот организм слоном или лягушонком. По наследству передаются признаки именно данного рода, класса и вида. Организм запрограммирован на рождение собственной копии. Но если у вас есть родной брат или сестра и они не похожи на вас, то это только потому, что полученная от родителей информация по-разному комбинируется. Молекула ДНК способна сохранять информацию, но никак не увеличивать. Поэтому одноклеточные существа, на которых материалисты возлагали столько надежд, изначально не запрограммированы на появление у них глаз, ушей, мозга, рук, ног. Селекция собак показала, что путем отбора особей определенного вида, например, только низких или только высоких, можно добиться новой породы - болонки или дога. Но все это будет собака, а не заяц или пантера. Более того, породистые собаки хуже приспособлены к существованию, поскольку селекция понизила их генофонд (отвергла некоторые свойства). Изменение информации ДНК возможно только при внутреннем сбое - мутации. Но и мутации подвели материалистов. Оказывается, 99 % мутаций - вредные, ведут к уничтожению, а не развитию данного организма. 1 % мутаций - нейтральный, то есть, оставляя организм живым, не переводит его на ступеньку выше в животном мире. Эволюционная теория привела к абсурдному выводу, что человек - продукт фантастических ошибок при копировании генов простейших существ. Хаос + хаос ? жизнь Человеческое естество - одно из удивительнейших явлений природы. Как же не признать, что мы уникальны! Это действительно так. Нам свойственна умственная деятельность, не стесняемая рамками пространства и времени. У человека есть совесть, помогающая различать добро и зло. Почти каждый стремится к развитию своих духовных способностей, ума, воли, чувств. Сердце человека вмещает глубину переживаний, любви, непознанной жизни. Все это не может возникнуть из мертвой, бесчувственной, немыслящей материи, а затем из одноклеточного существа путем случайных ошибок и нарушений. Как утверждал профессор Конклин из знаменитого университета в Пристоне, "возможность случайного, стихийного зарождения жизни подобна тому, как если бы энциклопедический словарь возник в результате взрыва в типографии". Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? - безвестен; А сам собой я быть не мог. Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь… Так восклицает классик Державин в известной оде "Бог". Природа нравственная, мыслящая, чувствующая, стремящаяся к добру могла быть создана только Премудрым, Всеблагим, Всесовершенным Существом. И если человек обладает умом, волей и чувствами, то в бесконечной мере ими обладает Тот, Кто создал его. Крупнейшие ученые признают это само собой разумеющимся. А теперь зададимся, наверное, самым актуальным вопросом: Кто наш предок? Эскимосы считали, что люди произошли от медведя. Китайцы видели наших предков в блохах и вшах с тела мифического великана Пань-гу. А материализм принес идею происхождения человека от обезьяны. Обычно теорию эволюции связывают с именем Чарльза Дарвина. Но в его книгах "Происхождение видов" и "Происхождение человека" нет категоричных утверждений о появлении новых видов из ранее существовавших. Эволюцию за счет естественного отбора Дарвин называл только гипотезой. В своих произведениях Дарвин указывал на качественное различие между обезьяной и человеком - способность к развитию и членораздельная речь свойственны только последнему. В письмах он признавался: "Я абсолютно не имел в виду писать в атеистическом духе…"; "В самые крайние моменты колебаний я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы отрицать существование Бога". А когда известный естествоиспытатель Уоллес посетил Дарвина, то ему пришлось подождать приема, так как сын Чарльза сказал: "Теперь мой отец молится". Пропагандировать наше родство с шимпанзе стал в публичных лекциях Томас Гексли. И если древний философ Платон говорил: "Обезьяны - это выродившиеся люди", то Гексли стал утверждать обратное: люди - это выродившиеся обезьяны. В сказке Вильгельма Гауфа "Молодой англичанин" рассказывается, как в немецком городе Грюнвизель один нелюдимый приезжий тайно приобрел орангутанга. Он стал обучать обезьяну правилам этикета, танцам, игре в кегли и даже немецкому языку. Одев орангутанга в джентельменский наряд, он наконец вывел подопечного в общество, представив его как своего племянника. "Он очаровал всех, завоевал все сердца. Правда, что касается наружности, с лица его нельзя было назвать красивым; подбородок и особенно нижняя челюсть слишком выдавались вперед, и цвет лица был чересчур смугл, да еще он подчас корчил уморительные рожи, закрывал глаза и скалил зубы, но все же, по общему мнению, черты лица у него были оригинальные и интересные". Иногда "племянник" допускал нелепые выходки, бегал по комнатам, садясь на кресло, вытягивал ноги, был груб к дамам и людям старшего возраста, прыгал на кареты и гримасничал. Но "что у другого молодого человека сочли бы нарушением хорошего тона и в высшей степени вульгарным, в данном случае признавали гениальностью". Дядя в каждом доме признавался хозяйке: "Племянник мой еще несколько дик и невоспитан, но я крепко надеюсь на общество: оно его отшлифует и образует как следует, и именно вашим заботам я поручаю его особенно настоятельно". Общество преуспело не много. Высокопоставленные господа, видя шалости "повесы", уверяли, что и сами в молодости поступали также. Воспитатель хитро заверял, что "эти проказы не духовного, а скорее физического порядка, они свойственны его природе". А местная молодежь, видя снисхождение и даже восхищение от подобного поведения, стала этому подражать: все забросили книги, шатались по улицам и вели себя крайне развязанно. Наконец все раскрылось. На торжественном концерте "джентельмену" предложили спеть дуэт с милой девушкой. Вместо того, чтобы взять ноту "до", "певец" взял свой ботинок и запустил в капельмейстера. С героя спал парик, он стал скакать, и проявил себя в своем подлинном обличье. Случайно оказавшийся здесь ученый, всмотревшись, воскликнул: "Милостивые государыни и милостивые государи, как допустили вы это животное в порядочное общество? Да ведь это же обезьяна". "Как? Обезьяна, орангутанг в нашем обществе?" - изумлялись все. Его подвергли тщательному осмотру. Но он как был, так и остался орангутангом. Итак, даже сказка бессильна сделать из обезьяны человека. А как же палеонтология? Вы, может быть, видели в музеях бюсты и изображения доисторических людей, питекантропов, синантропов, неандертальцев и т. д. Предполагаемых обезьянолюдей распределяли по клеткам эволюционной карты, которая сводилась к человеку. Если взять все находки, принятые на вооружение эволюционистами, то они заняли бы поверхность всего лишь одного письменного стола. Одна из самых сенсационных находок была в 1891 году. Ученый Лобуа обнаружил на острове Ява часть черепа, три зуба и бедренную кость. Это назвали "явским человеком" или "стоящей обезьяной", той самой, что наконец-то слезла с дерева и сделала себе дубину для охоты. Бедренная кость была похожа на человеческую, а череп напоминал череп обезьяны. При этом, замалчивалось самое главное: окаменелости были выкопаны в местах, отстоящих друг от друга на 14 метров, и в породе находились черепа настоящих людей. Лобуа лишь в конце жизни признался, что окаменелости не были останками обезьяно-человека, а череп принадлежал гигантскому гиббону. Знаменитый анатом Вирхов подчеркивал несоответствие находок идеям эволюционизма. Он же разоблачил "неандертальский череп", найденный в 1856 году в Неандертальской долине в Пруссии, и говорил: "Попытка найти переход от животного к человеку привела к полной неудаче". Данное высказывание в современной науке принято повсеместно. Человек - это его вера - говорил философ И. В. Киреевский. Если верить, что люди - создание Божие, то нам открыты просторы вечности, бесконечное духовное совершенствование. А если верить, что человек - мутация обезьяны, то, значит, человечество уже спустилось до уровня животного стада, где вожаком становится сильнейший. В 1915 году турецкое правительство приняло решение уничтожить нацию армян. Одним из обоснований этого чудовищного террора была ссылка на Дарвинскую теорию естественного отбора. Вывод звучал так: более сильные организмы не только могут, но и должны уничтожать слабейших в борьбе за существование. У Пушкина есть такие строки: Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Эволюционная теория, которая в буквальном смысле производила из мухи слона, низвела человека с уровня богоподобного достоинства к амебе, бактериям и плесени. А Джеймс Х. Джаунси, глава департамента естественных наук и математики в Австралии говорил: "С тех пор, как стала преобладать идея о так называемой человекоподобной обезьяне, современный человек остался без знания своего действительного предка… Наука сегодня предупреждает весь мир об опасности, перед которой стоит сегодня наша цивилизация. Это как раз и является главной причиной, почему многие великие ученые сделали поворот к Богу, как к последней надежде найти ответы на проблемы этого мира". В упомянутом стихотворении далее есть такие строки: Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней. Кто устроил Землю как дом для людей Вспомните "Аленький цветочек" Аксакова. Купец, пробираясь через дремучий лес, вышел на поляну и увидел великолепный дворец. Все здесь было из золота, драгоценных камней, много комнат с прекрасным убранством. Перед купцом появлялись кушанья, было где отдохнуть - словно все специально устроено для жизни человека. Только хозяина дома не было видно. Но ведь кто-то непременно построил этот дворец, и построил так, чтобы в нем можно было жить. А теперь посмотрите на тот мир, в который пришли мы. Ваши наблюдения совпадут с выводом американского ученого Ральфа Эстлинга: "Абсолютно во всем, начиная от постоянных определяющих гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия, и вплоть до основных биологических предпосылок, мы обнаруживаем, что космос в целом, наше солнце в частности, и в особенности земля настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным именем создал все это, прежде всего имея в виду нас? Этого слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать чистой случайностью". Ученый Крессм Моррисон (и не только он) указывает на некоторые частности данной истины: "Математические доводы говорят о том, что для возникновения и развития жизни на Земле необходимо невероятное число взаимоотношений и взаимосвязей, что без разумного направления, просто случайно они возникнуть не могли бы никак. Скорость вращения поверхности Земли определяется примерно в 1000 миль/час. Если бы Земля вращалась со скоростью 100 миль/час, то наши дни и ночи стали бы в десять раз длиннее. В течение долгого дня Солнце выжигало бы все живое, в течение долгой ночи все живое вымерзало бы. Температура Солнца равняется 12 000 градусам по Фаренгейту. Земля удалена от Солнца ровно настолько, чтобы этот "вечный огонь" надлежащим образом обогревал нас - ни больше, ни меньше! Если бы Солнце давало бы вдвое больше - мы погибли бы от жары. Эти и бесчисленное множество других примеров свидетельствуют, что для случайного возникновения жизни на Земле нет и одного шанса из множества миллионов". Некто специально позаботился о Солнечной системе и в частности о Земле, чтобы здесь могла быть жизнь. И это был Бог. Но ведь мы не видим Бога - так говорят многие из неверующих, и вы все прекрасно знакомы с этим аргументом. Расскажите им про следующее сравнение, которое предложил писатель XX века Владимир Солоухин: "Карась (видимо из карасиных космонавтов) выпрыгнул из пруда посмотреть, что делается за его пределами, задохнулся и скорее - на дно. "Ну, что там?" - спрашивают у карася его сородичи. "Никакой жизни там нет", - ответил карась. Конечно, им карасям невозможно представить, что есть иные формы жизни, что мы ездим на автомобилях, играем в футбол, возлежим на тахтах, сеем рожь, пшеницу. Это недоступно карасиному воображению, это для них то, что мы называем "сверхъестественным". Но если есть расстояние от нас до карасей, так сказать, вниз, то почему же не может быть такого же расстояния от нас до чего-нибудь или до кого-нибудь вверх?" Пусть мы не видим Бога, но мы не видим даже таких материальных вещей, как субатомный мир, гравитационное поле Земли, статическое напряжение и прочее. Да и совсем не обязательно познавать Бога визуально. Его и не возможно созерцать телесными глазами. Ведь мы не видим, например, воздуха, но точно ощущаем его проявления и действия: воздухом мы дышим, без него не можем жить. Так человек способен чувствовать существование своего Творца и Его заботу. Один неверующий француз в сопровождении проводника араба совершал путешествие по пустыне. Ежедневно араб преклонял колени на горячий песок и молился Богу. Однажды вечером француз спросил: - Откуда вы знаете, что существует Бог? Проводник на минуту остановил свой взгляд на неверующем и ответил: - Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего вы заключаете, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек? - Ну, так это видно по следам, - отвечал француз. Тогда араб указал на заходящее солнце, заливавшее своими лучами весь горизонт и сказал: - Это следы не человека. Когда другой неверующий француз-революционер сказал на митинге Вандейских крестьян: "Мы искореним ваши церкви, уничтожим статуи и все, что напоминает вам о Боге и религии", то один из крестьян выкрикнул из толпы: - Но мы надеемся, вы оставите нам звезды? О чем говорят звезды Во всем том, что существует в мире: во Вселенной, в природе, в человеке - можно увидеть отсвет мудрости, величия, силы Создателя, а верующие ощущают в этом величайшую Божию любовь. "Конечно, мы люди простые, но преизящество богозданной природы все же ощущаем", - говорит крестьянин из книги Лескова "Запечатленный ангел". А знаменитый ученый Кеплер свое сочинение о гармонии миров заключает словами: "Благодарю Тебя, Создатель и Бог мой, что Ты даровал мне эту радость о творении Твоем, это восхищение делами рук Твоих. Я открыл величие дел Твоих людям, насколько мог мой конечный дух постигнуть Твою бесконечность. Если я сказал что-нибудь недостойное Тебя, то прости милостиво". Также Линней в своем ученом труде исповедует величие и премудрость Бога, Творца и Владыки вселенной. Порядок и точное движение небесных тел в космическом пространстве, все живое на суше, в море и в воздухе, душевно-телесный мир человека, сила его мысли, возможности и достижения людей - это и многое другое указывает на премудрое творчество и любовь Творца к Своему творению. "Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих" (Пс. 103, 2), - восклицал царь Давид (1040 - 970 гг. до Р. Х.) в священных песнях - псалмах. Как замечает академик Л. С. Берг: "Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, - это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предустановленная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание". Кто же вложил в природу смысл? Кто сообщил законам Вселенной гармоничность и целесообразность? "Моя задача - найти истину в великом Божием творении", - писал Николай Коперник. "Читаю в небе замыслы Бога", - вторил ему Иоанн Кеплер. А Джордано Бруно, о котором вам так много говорили в школе, утверждал: "Мы ищем Бога в неизменном, непреклонном законе природы, в благоговейном настроении души, руководимой этим законом, мы ищем Его в блеске солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери земли, в истинном отблеске Его сущности, в бесчисленных созвездиях, светящихся на неизмеримом пространстве единого неба… и воспевающих хвалу Всеблагому, Всеединому, Всевышнему". Но теперь нам надо сделать небольшой перерыв, потому что даже в самом добром упражнении важно соблюдать меру. А чтобы отдыхать было поинтересней, предлагаем вам несколько вопросов: Итак, мог ли слон произойти от мухи, а человек - от обезьяны? В чем существенное отличие человека от остального животного мира? Все ли ощущают красоту Божиего мира и почему? Возможно ли только логически доказать существование Творца Вселенной? НА ПУТИ К БОГУ "Малые знания удаляют нас от Бога, большие к Нему приближают", - говорил философ Френсис Бэкон (1561-1626). Итак наука не против Всевышнего Наука не опровергает, а подтверждает бытие Божие. Если бы это было не так, то величайшие ученые мира были бы атеистами. Однако факты говорят об обратном. Приведем имена наиболее известных верующих ученых: Н. Коперник (+1543), совершивший переворот в астрономии; И. Кеплер (+1630), обосновавший гелеоцентрическую систему; Р. Декарт (+1650) - философ, физик, математик и физиолог; Б. Паскаль (+1662) - физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; Г. Лейбниц (+1716) - философ, математик, физик, языковед; И. Ньютон (+1727) - физик, математик, астроном, кстати у него есть богословские работы и толкование на одну из книг Библии; М. Ломоносов (+1765) - ученый-энциклопедист; А. Ампер (+1836) - один из основоположников электродинамики; Г. Мендель (+1884) - августинский монах, основоположник генетики; Ж. Дюма (+1884) - основоположник органической химии; С. Ковалевская (+1891) - математик; Л. Пастер (+1895) - основоположник современной микробиологии и иммунологии; А. Попов (+1906) - изобретатель радио; Д. И. Менделеев (+1907) - создатель периодической системы химических элементов; Т. Эдисон (+1931) - плодовитый изобретатель (свыше 1000 изобретений, в частности изобрел фонограф), построил первую электростанцию общественного пользования; И. Павлов (+1936) - отец физиологии; Н. Вавилов (+1943) - основоположник современного учения о биологических основах селекции и о центрах происхождения культурных растений; В. Вернадский (+1945) - основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии и учения о биосфере; Э. Шредингер (+1955) - один из создателей квантовой механики; А. Эйнштейн (+1955) - физик-теоретик; Б. Филатов (+1956) - офтальмолог; Н. Бор (+1962) - физик, создатель теории атома; С. Королев (+1966) - создатель космических спутников и кораблей, - он много жертвовал на монастырь; М. Борн (+1970) - один из основателей квантовой механики; Л. Бройль (+1987) - один из создателей квантовой механики; Ч. Таунс (+1988) - один из создателей квантовой электроники и многие другие. Что говорят об этом сами ученые Как замечал в своей книге "Краткая история вечности" профессор астрономии, космологии и термодинамики Рой Пикок (он занял в конце XX века кафедру Пизского университета в Италии, которую за 400 лет до этого занимал Галилей), "между Птоломеем и Эйнштейном существовала беспрерывная цепь ученых, которые как к магниту тянулись к Богу. На богатырских плечах Коперника, Кеплера, Галилея… Ньютон имел себе опору; все они были люди верующие в Бога Творца и Промыслителя". Эти ученые прекрасно понимали, что наука не может выдвигать утверждение, что Бога нет. "Многие ученые верят в Бога, - заявлял Макс Борн. - Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди". Наука, по самому своему назначению, ориентирована на изучение лишь этого материального мира. Область же религиозная, духовная - вне пределов научного исследования. "Как велик Бог, а наше знание ничтожно!" - восклицал Андре Ампер. Бог - вне материи, Он не измерим физическими параметрами. Поэтому наука, какими бы телескопами и микроскопами не вооружилась, опровергать существование Бога неспособна. Ампер писал: "Берегись заниматься исключительно наукой… Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божией ризы". Единственное, на что действительно способна наука, это замечать, как удивительное устроение видимого мира свидетельствует о Творце. Еще немного от ученых Если вы не утомились от чтения высказываний тех, чьи теоремы, правила и уравнения докучают вам на всех уроках, то выслушайте еще немножко. М. В. Ломоносов: "Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию". Луи Пастер: "Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь с благоговейным изумлением пред делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории". А. Беккерель, открывший радиоактивность солей урана: "Именно мои работы привели меня к Богу, к вере". А. Эйнштейн: "Чем больше наука делает открытий в физическом мире, тем более мы приходим к выводам, которые неуклонно направляют нас к вере". Физик Томсон: "Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии". Наконец, Макс Планк, основатель квантовой теории: "Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука - в конце всех мыслей. Первая представляет Его как основу, вторая - как конец всякого феноменального представления о мире". Наверное, ученые знали, что говорили. Как оцените их взгляды вы? Мешает ли священный сан заниматься наукой? Если бы наука противоречила вере, то ученые не становились бы священнослужителями. Но священнику Павлу Флоренскому собственный сан не мешал заниматься философией и филологией, математикой, физикой, искусствоведением и работать сначала на московском заводе "Карболит", а затем в Главэлектро ВСНХ РСФСР. Он участвовал в VIII электротехническом съезде, издал книгу о диэлектриках, был соредактором "Технической энциклопедии" и занимался стандартизацией обозначений научно-технических терминов и символов в комиссии при Совете труда и обороны СССР. Кстати, отец Павел термин "культура" производил от слова "культ", т. е. видел ее истоки в религиозном творчестве. Священный сан принял еще один известный ученый Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он даже стал монахом с именем Лука, достиг сана архиепископа. Как-то с ним произошел такой случай. В монашеском одеянии он гулял по садику, где играли дети. Священнослужителя увидел милиционер, который буквально набросился на него: - Гражданин, почему вы тут гуляете в таком виде? Здесь же дети! Подумайте, какой вы пример подаете? Лука ответил: - А по-вашему так: если бы я нацепил кобуру с пистолетом, это было бы для них лучшим примером? Войно-Ясенецкий был знаменитым хирургом, написал "Очерки гнойной хирургии", за что в 1946 году получил Сталинскую премию Первой степени. Он же написал и религиозное произведение "Дух, душа, тело", где есть такие слова: "Дух человеческий есть дыхание Духа Божьего, и уже поэтому он бессмертен". Эти ученые не являются исключением. Культурно ли быть неверующим? Оказывается, многие представители культуры были людьми искренно верующими. Знаменитый Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564), совмещавший в себе таланты скульптора, живописца, архитектора и поэта, посвящал свои произведения религиозным темам и открыто исповедовал веру в Бога. А Леонардо да Винчи (1452 - 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор и инженер, перед смертью говорил с сожалением: "Я оскорбил Бога и людей! Мои произведения не достигли той высоты, к которой я стремился". Немецкий композитор и органист Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) писал музыку специально на священные темы. Этому же следовал Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759). Наши отечественные композиторы и музыканты, такие как Римский-Корсаков, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, Смоленский, Кастальский, Гречанинов, Бортнянский посвящали свои дарования Православной Церкви, ее песнопениям, часто свидетельствовали о своей вере. Художники Василий и Аполлинарий Васнецовы были детьми священника, а Василий даже закончил Духовную Семинарию, написал икону Богоматери и расписывал Владимирский собор в Киеве. Верующими были Нестеров, Серов, Иванов и другие художники. Именно вера помогла Сурикову выдержать внутренний надлом в связи со смертью своей молодой супруги. Он написал картину "Исцеление слепорожденного" на евангельский сюжет. На картине изображено, как Христос открывает глаза слепому - самому Сурикову. И прозревший протягивает руки к свету, которого он до этого никогда не видел. За плечом Христа - исчезающая словно в тумане жена, - Христос забрал ее. Общественный деятель М. М. Сперанский оставил после себя специальные богословские книги. А знаменитый врач, биолог и хирург Н. И. Пирогов, имя которого носят многие медицинские учреждения, в своем дневнике часто свидетельствует о собственной вере. В его приемной всегда висела икона. Все ли знают, что В. И. Даль (1801 - 1872), писатель, ученый, лексикограф, доктор медицины и автор лучшего "Толкового словаря живого великорусского языка" был православным христианином, прекрасно знал Библию и религиозную литературу? Академик И. П. Павлов, заставший советские годы, был из семьи священника. Даже в период жесточайших гонений на Церковь на дверях его лаборатории в пасхальные дни вывешивалась записка: "Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи". Академик всегда возле храма крестился, так что однажды неверующий рабочий, заметив это, похлопал его по плечу и сказал: "Эх, темнота". Кстати, церковь, которую посещал Павлов, власти только ради него не разрушали. Храм перестал существовать по смерти академика. Певец Шаляпин был искренно верующим человеком, часто посещал православный храм в Париже. А Козловский перед каждым выступлением осенял себя крестным знамением. Никто из них не стыдился веры. На что надеялись полководцы Многим ли известно, что полководец А. В. Суворов, не испытавший ни одного поражения, отличался особенным благочестием. В родном селе он пономарил (прислуживал при богослужении) в храме. Перед взятием Измаильской крепости Суворов отдал приказ: "День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять!.." И взяли… В конце жизни Суворов подавал прошение государю о уходе в монастырь, а перед смертью написал покаянный канон, в котором просил Христа дать ему место "хотя при крае Царствия Небесного". Последние слова Суворова были: "Долго я гонялся за славой - все тщета; покой души - у престола Всевышнего". С молитвой к Богу обращались Кутузов, Ермолов, Потемкин - он также написал перед смертью канон Спасителю, где приносит раскаяние в своих грехах и возлагает надежду на Господа и Божию Матерь, - Нахимов, Скобелев (также не знал ни одного поражения). Ушаков недавно прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. В конце жизни он стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии, на его могиле совершались чудеса. Маршал Василевский, - сам сын протоиерея, - тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Таин. Уникальной личностью являлся и Жуков. Это был человек удивительного мужества, так что еще в отрочестве, будучи тринадцати лет, он кинулся в пылающий дом, чтобы вытащить односельчан - больную старуху и детей. И с глубинным, внутренним мужеством в Жукове сочеталась… искренняя вера! В 20-х годах будущий маршал встречался с последним оптинским старцем отцом Нектарием (+ 1928). Старец благословил Жукова, сказав, что ему везде будет сопутствовать победа. "Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет". На войне один генерал-майор как-то спросил его, верит ли он в Бога. Маршал ответил, что верит в силу Всемогущественную, в разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед этим. Георгий Константинович возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери, которая издревле помогала русским воинам. После войны он помогал монастырям, храмам. А незадолго до смерти Жуков сказал своей шестнадцатилетней дочке: "Я скоро умру, но с того света буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду". Как поет один современный певец, "на войне не бывает атеистов". В боях, перед лицом смерти человек надеется только на Бога. Что воспевали поэты Известный вам английский драматург и поэт Вильям Шекспир (1564 - 1616) был глубоко религиозным человеком. В то время, когда многие выясняли отношения кинжалом или шпагой, Шекспир представлял из себя образец миролюбия. В его стихах и пьесах персонажи часто обращаются к Богу. Ни одного безбожника он не изобразил положительным героем. М. В. Ломоносов (1711 - 1765), который, помимо науки, увлекался и поэзией, воспевал в своих произведениях Всевышнего. В частности, ему принадлежат такие строки: Творец! Покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред Тобою Всегда творити научи И, на Твою взирая тварь, Хвалить Тебя, бессмертный Царь. Верующими были Жуковский, Державин, Вяземский. А духовный путь А. С. Пушкина отличался изломами. В юности Пушкин увлекся атеизмом, от чего сам же душевно страдал. Позднее он обращается к духовным истокам, благоговеет перед Священным Писанием и православной верой, посещает храм (где слышит проповеди митрополита Филарета). Духовное возрождение отражено в его стихотворении "Пророк": …И Бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей". Все искания, колебания, падения Александра Сергеевича увенчались духовной победой. Всевышний не допустил ему умереть убийцей. На печально известной дуэли только чудо спасло Дантеса - Пушкин был отличный стрелок. И уже перед смертью поэт обращается к другу Вяземскому: "Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему и хочу умереть христианином". Он исповедуется в последние свои часы. Его исповедь была настолько искренней, что священник поделился, что самому себе желал бы такого конца. Невероятные боли перед смертью поэт переносил с глубоким терпением и молитвой. Подавленной горем супруге он сказал: "Ну-ну, ничего, слава Богу, все хорошо". Умер Пушкин, осенив себя крестным знамением, произнеся имя Божие. А Жуковский описывает первые минуты после смерти гения: "Я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда в его лице я не видел ничего подобного тому, что было в нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжкого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание… Никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскальзывала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина". Поэт обрел Бога на пороге вечности. Верующим был М. Ю. Лермонтов, не смотря на всю противоречивость его души. Искренно верили Веневитинов, Тютчев, Никитин (умер с Евангелием в руках), Фет, Майков, Бунин, Языков. Поэт и переводчик И. И. Козлов (1779 - 1840), автор песни "Вечерний звон" (перевод стихотворения Т. Мура), был лишен ног, а в 1821 году ослеп. В стихотворении "Молитва" он говорит: Прости мне, Боже, прегрешенья И дух мой томный обнови, Дай мне терпеть мои мученья В надежде, вере и любви. Верующими были даже декабристы Рылеев (покаялся перед смертью), Кюхельбекер, Одоевский. Последнему принадлежат слова: Я тихо пел пути живого Бога И всей душой Его благодарил, Как ни темна была моя дорога, Как ни терял я свежесть юных сил… Не были чужды веры и такие поэты, как А. Белый, М. А. Волошин и другие. А Анна Ахматова не боялась в советское время говорить в стихах о посещении православных богослужений. Они также не стыдились веры. Пред чем благоговели писатели Вы читали "Вечера на хуторе близ Деканьки"? А знаете ли, что Н. В. Гоголю (1809 - 1852) принадлежит масса рассуждений на религиозные темы? Он написал объяснение Божественной Литургии (главного православного богослужения). Собственные произведения "Ревизор" и "Мертвые души" Гоголь объяснял в духовном смысле. Он говорил, что истинный ревизор - это Бог, Который видит все наши недостатки. Все ли знают, что Ф. М. Достоевский (1821 - 1881), будучи зрелым человеком, сделал серьезный шаг от революционной деятельности к православной вере? Его роман "Братья Карамазовы" проникнут глубиной духовных истин. Эта книга была последней, которую Лев Толстой читал в своей жизни. Может быть, именно она послужила причиной того, что Толстой незадолго до смерти оставил свой дом и направился в Оптину пустынь. Однажды Достоевского спросили, что заставило его обратиться к вере, и он ответил: "Да я видел рай. Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необыкновенной лаской. Не могу забыть я того, что пережил там, и с тех пор поверил Богу!" Верующими были Аксаковы и даже публицист Чаадаев. А писатель К. Леонтьев окончил жизнь в Оптином монастыре. "Это наш", - говорил о нем отец Амвросий. Глубоко верующим был И. С. Шмелев, он постоянно посещал храм в Париже. Из зарубежных писателей давайте вспомним Чарльза Диккенса (1812 - 1870). Он ежедневно молился утром и вечером, специально просил у Бога помощи в написании своих произведений. Собственных детей Диккенс с ранних лет воспитывал в вере. Сам он похоронен внутри церкви. Генрих Гейне (1797 - 1856), немецкий писатель, долгое время смеявшийся над святынями, под конец жизни раскаивается. В своем завещании он признается, что уже четыре года, как отбросил всякую философию и умирает с верой в Бога, прося у Него прощения за прежнее легкомыслие. Вы все читали сказки "Алиса в стране чудес" и "В зазеркалье". Но знаете ли о том, что их автор Кэролл Льюис (1832 - 1898) был англиканским священником, т. е. человеком, посвятившим служению Богу всю свою жизнь? А еще он был математиком и логиком. И они не стыдились веры. Что открывали историки Профессор русской истории Московского университета М. П. Погодин во второй части своей книги "Простые речи о мудреных вещах" собрал много фактов о явлениях из потустороннего мира. В третьей части он опровергает теорию дарвинизма. Верующими были историки Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский. А историк В. О. Ключевский, которого некоторые причисляли к атеистам, происходил из духовного сословия и писал в одном из писем: "Личность человека живет в непосредственном единении с личностью Бога. Это состояние выше физического. Религия есть… действительная жизнь человека, а не умственное, не мысленное только представление Бога: это самая жизнь человека. В религии человек ищет не понятия только о Боге, но Самого Бога, личное существо… Религия - не какое-нибудь понятие или умопредставление, а факт; она - не учение, а жизнь души, жизненное состояние человека…" Итак, и они не стыдились веры. Что видят космонавты Атеисты любят ссылаться на Юрия Гагарина, который, вернувшись из космоса, сообщил, что не видел там Бога. Все ли космонавты стоят на этой позиции? Полковник ВВС США Давид Скотт, командир американского космического корабля, выходивший на поверхность Луны, оставил под пультом управления машины "Ровер-1" Библию - чтобы будущие посетители Луны могли читать ее. Другой американский космонавт, побывавший на Луне, Джеймс Ирвин писал: "Пребывание на Луне заставило меня серьезнее оценить красоту Земли, этого Божьего дара, дающего возможность поддерживать жизнь". Известная летчик-испытатель Марина Попович, жена космонавта, установившая 101 мировой рекорд и свыше 200 всесоюзных рекордов на военных и гражданских самолетах, признавалась: "Есть конечно Высший Разум… Бог - это мыслящая субстанция… Да, я верю в существование иного мира, который правит нами". А министр авиации США Гарольд Галборт сказал: "Бог один может помочь нам сохранить мир. Только с Его помощью мы сможем сохранить терпение, мужество и решительность, которые нам необходимы, чтобы избежать конфликта, который может всех нас уничтожить". Что чувствуют психологи Известный швейцарский психолог Юнг (1875 - 1961) делился собственным опытом: "За последние 30 лет из всех цивилизованных стран мира приходили ко мне для консультации. Среди моих пациентов зрелого возраста не было ни одного, чьи проблемы не происходили бы из-за отсутствия религиозного мировоззрения. Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности - то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям" Небольшой вывод Итак, теперь только совсем неразумный или очень упрямый, подобный животному из басни Крылова, человек не согласится, что религия - это пища для души человеческой, и что общение с Богом целительно для нас. Оказывается, быть неверующим и не культурно, и не научно, и не полезно для здоровья. Отвергающий бытие Бога подобен человеку, который стоит напротив солнца, зажмурил глаза, закрыл их руками и говорит: "Солнца нет!" А все, кто желал не просто убедиться, что Бог есть, но и более глубоко познать Его, шли путем религиозным. А кто не идет этим путем И все-таки каждый из вас приведет массу примеров неверующих людей. Причины этого указываются самые разные, а иногда и совсем не указываются. Часто объяснение предлагают сами неверующие: "Мы привыкли так жить, и наш повседневный быт не открывает нам Бога". Что думаете вы по этому поводу? Неужели в нашей жизни не бывает ничего необычного? Неужели наш быт исчерпывает все тайны Вселенной? В 1790 году около французского города Жюллек упал метеорит. Мэр составил протокол, который подписали 300 очевидцев. Документ послали в Парижскую Академию, где, на несчастье той эпохе, присутствовали атеисты. В народе существовало поверье, что камни с неба в буквальном смысле посылает Бог. А "раз Бога нет - значит не может быть и камней с неба", -постановили академики. "Ученые" составили объемный трактат "Об абсурдности падения камней с неба" и даже приняли особое постановление по этому поводу. Тогда многие музеи выбросили метеориты из коллекций, боясь превратиться в посмешище. Один из академиков Делюк заявил: "Если даже такой камень упадет у меня перед ногами, и я вынужден буду признать, что я его видел, я добавлю, что поверить в это я не могу". А другой академик Годен добавил, что "подобные факты лучше отрицать, чем опускаться до попыток объяснить их". Так нелегко поверить в то, что не укладывается в привычную систему убеждений. Легче сразу отвергнуть существование Бога, нежели серьезно задуматься: а в каком отношении к Нему находимся мы? И все-таки в каждом человеке есть нечто, свидетельствующее о иной, высшей реальности - внутренний голос. И если повседневный быт не всегда открывает нам Бога, то внутренний голос говорит о том, что Бога необходимо искать. Душа каждого, иногда подсознательно, ощущает удивительную истину, которую выразил Е. Н. Трубецкой: "Либо есть Бог, а в Нем полнота жизни, либо жизнь не имеет смысла". У Пушкина есть замечательное стихотворение - "Безверие". В нем отражены все терзания души без Бога: Кто в мире усладит души его мученья? Увы! он первого лишился утешенья!.. Взгляните - бродит он с увядшею душой, Своей ужасною томимый пустотой, То грусти слезы льет, то слезы сожаленья. Напрасно ищет он унынью развлеченья; Напрасно в пышности свободной простоты Природы перед ним открыты красоты; Напрасно вкруг себя печальный взор он водит: Ум ищет Божества, а сердце не находит… Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души своей. При пышном торжестве старинных алтарей, При гласе пастыря, при сладком хоров пенье, Тревожится его безверия мученье. Он Бога тайного нигде, нигде не зрит, С померкшею душой святыне предстоит, Холодный ко всему и чуждый к умиленью, С досадой тихому внимает он моленью. "Счастливцы! - мыслит он, - почто не можно мне Страстей бунтующих в смиренной тишине, Забыв о разуме и немощном и строгом, С одной лишь верою повергнуться пред Богом!" Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено Ему блаженство знать! Безверие одно, По жизненной стезе во мраке вождь унылый, Влечет несчастного до хладных врат могилы. И что зовет его в пустыне гробовой - Кто ведает? но там лишь видит он покой. Жизнь без веры есть переживание глубокой внутренней пустоты. Душа чувствует постоянную неудовлетворенность, раздражается по самому малому поводу - она тоскует по высшему, вечному. Потеря веры подобна утрате чего-то самого дорогого, словно из сердца вынут главный стержень жизни. Как утрата искренней, чистой любви к другому, так и утрата Бога - это охлаждение, очерствение, окаменение собственной души. Паскаль говорил: "Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны". Наверно, к какому-то из этих разрядов принадлежит и каждый из нас. А что об этом скажете вы? Кто хочет, чтобы Бога не было Если вы будете беседовать с другими людьми о вере, то заметите, что некоторые словно специально хотят, чтобы Бога не было. Они заранее не расположены ни к каким аргументам. Как будто в их душах воздвигнут бетонный барьер. Отрицание Бога чаще основывается не на доводах разума, а исходит из сердца, далекого от Бога и враждебного Ему. В этом отношении Библия мудро замечает: "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Пс. 13: 1). Наверное, первое, что препятствует человеку признать существование Бога - это глубокая гордость. Ведь если есть Бог, то Он - над нами, и значит я должен слушаться Его. Но зачем мне кого-то слушаться? Гордый во всем надеется на самого себя, на свои внутренние силы, ему не нужна помощь Божия. Гордый видит одного себя в центре всего бытия. Зачем ему Бог, когда он самого себя считает источником всех своих сил, собственное "я" признает за бога? Я - бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах… - так описал это Ф. Сологуб. Вторая причина, по которой люди отвергают веру в Бога, - это полное погружение в суету земной жизни, в обыденность. Человек занят только материальным: добычей пищи, заработком денег, развлечениями - ему некогда обратить взор к Небу. Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хоть счастье земное и меньше в сто раз, Но мы знаем, какое оно. - писал Лермонтов в стихотворении "Земля и небо". Кто долго находится в замкнутом, сумрачном помещении, тот отвыкает от света, его зрение притупляется, становится неспособным смотреть в даль. Так и замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу, вера для такого бывает чем-то чрезмерно далеким. И наконец, третье, самое распространенное, что препятствует обращению к Богу, это постоянные грехи и пороки. Человек, погруженный в плотские страсти, непрестанно убеждает себя, что вечности не существует. И даже при обличениях совести порочному выгоднее думать, что Бога нет. Такое мнение вполне удовлетворяет его состоянию. "Будем есть и пить, ибо завтра умрем", - девиз всех преданных грехам и порокам. Зачем им Бог, если вся их жизнь идет вразрез с Его существованием. Людям, преданным греховным страстям, хочется, чтобы Бога не было, и они внушают это другим. Но от такого внушения Сам Бог не перестает существовать. Архиепископ Иоанн (Шаховской) писал: "Всякий человек стоит пред Богом всю свою жизнь, хочет он этого или не хочет. Солнце не спрашивает об отношении к нему. Оно озаряет и согревает мир. Но сады, не напоенные водою, сожигаются солнцем, и спрятавшиеся в темный подвал своего неверия люди остаются во тьме". Есть еще один очень важный момент, который необходимо учесть. Знаменитый энциклопедист и атеист XVIII века Дидро в письме к Вольтеру признавался: "Туман, который помрачает во мне сознание бытия Божия, возникает обыкновенно в ночное время, а восход солнца всегда разгоняет его". Существует какая-то темная невидимая сила, которая не желает, чтобы человек общался с Богом. Эта сила вполне реальная, она тоже хочет, чтобы Бога не было. И если человек отказывается от близости к своему Создателю, то есть опасность, что он попадет под власть этой тьмы.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar