Меню
Назад » »

Валерий Духанин / О ВЕЧНЫХ ВОПРОСАХ ЖИЗНИ (1)

В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ Человек - уникальное существо Вы наверняка согласитесь, что человек - уникальное, загадочное существо. Едва появившись на свет, мы стали с удивлением познавать этот мир. И первые вопросы, которые из века в век слышат родители от детей, это: "Почему? Зачем? Для чего?" Познание смысла всего существующего - потребность человеческого сердца. Посмотрим вокруг себя. Оказывается, все вещи видимого мира подчиняются строгим законам и служат определенной цели, которая изначально им задана. Так, солнце подает свет и тепло. Воздух содержит необходимый для живых существ кислород. Вода напояет растения и утоляет жажду людей и животных. Птицы самим своим видом и прекрасным пением украшают мир. И даже такой зверь, как волк, не лишен своего назначения, поскольку исполняет функции санитара леса. Действительно, все подчинено разумному смыслу, все имеет свое назначение. А есть ли такое назначение у самого человека? Что хочет и не хочет человек? Можете ли вы назвать такую работу, которой не хотел бы заниматься никто из людей? В мире много профессий, и каждая хоть кому-то да приходится по душе. И только одной работы не желал никто, никогда и нигде - это работы бессмысленной. Во время Второй мировой войны фашистские захватчики устраивали в концлагерях над пленниками следующую пытку. Они заставляли бесцельно переносить камни с одного места на другое и обратно. Многие, осуществляя эту совершенно бессмысленную работу, теряли последние внутренние силы, надламывались. Значит: естество человека не терпит бессмысленности, оно ищет, чтобы в жизни была какая-то разумная цель, достижению которой можно было бы посвятить свои силы и внутренние дарования. Но какое отношение это имеет конкретно к каждому из нас? Действительно - А нужна ли нам цель? Вам, конечно же, будет интересно узнать современные достижения в области психологии. Оказывается, многие серьезные недуги души связаны, опять-таки, с отсутствием в жизни смысла. Врачи называют это экзистенциальным неврозом. В настоящее время им страдает около 20 % жителей Европы. Не потому ли происходят самоубийства, возникает тяга к наркомании и преступлениям, что человек переживает глубокую внутреннюю пустоту? А любая пустота - это отсутствие чего-то. Чего же так не хватает душе человека? Ученый Декарт говорил: "Я мыслю, следовательно, существую". А мы добавим: "Если я мыслю, значит, могу подумать над тем, для чего я существую". И нет такого человека, который не задавал бы этого вопроса сам себе. Когда человек голоден, ему необходимо насытиться, когда он жаждет, ему необходимо напиться, а потребность смысла в жизни - это духовная жажда. Она заставляет человека признать, что смысл действительно должен быть. И эта жажда подсказывает, что смысл на самом деле вполне достижим в нашей жизни. Спросите любого знаменитого писателя, поэта, художника или композитора, есть ли смысл в его жизни, и почти каждый признается, что плоды его творчества во многом обязаны глубинному внутреннему поиску. Чем более возвышенной целью движим человек, тем ярче, полнее, чище его деятельность. К чему стремятся люди? На самом деле, смысл жизни каждого из нас можно очень легко определить. Как? А именно по той цели, которую мы ставим перед собой и пытаемся достичь в своей жизни. Но люди все разные, и цели у нас бывают самые разные. В любом деле или поступке, даже когда мы специально не задумываемся, все равно стараемся достичь какую-то цель. Например, поход в магазин за продуктами имеет целью поддержание организма питанием. Общение с друзьями имеет целью делиться взаимными интересами, узнавать о повседневной жизни что-то новое и просто не пребывать в одиночестве. И так далее. Цель подобных поступков, как правило, не осмысливается. Она слишком часто достигается помимо глубокого действия разума - этой исключительной принадлежности человека. Какой же можно сделать отсюда вывод? Такой, что если человек совсем не задумывается над ценностью своей жизни, то она и состоит из осуществления таких многих неосознанных целей: поддержания своего организма необходимым теплом и питанием, общением с себе подобными, продолжением рода и воспитанием потомства. Но где же здесь человек, если смысл и цель его жизни не будут отличаться от животного? О целях подробнее Бывают совершенно конкретные, продуманные цели. Обычно люди делят их на "низкие" и "высокие". Какие цели признаются "низкими"? Это материальное благосостояние, удовольствия, слава и власть. Вы, конечно же, неоднократно слышали, будто только богатство способно обеспечить человека полностью, что только всевозможные наслаждения удовлетворят его, и что с помощью только власти и славы можно защитить себя и других. К считающим так обратимся с простым вопросом: почему день сменяется ночью, и лето, как бы нам ни хотелось, всегда заканчивается дождями, листопадом и холодом? Ответ также прост: в земном существовании все кратковременно и переменчиво. Сколько бы человек ни насыщался едой, он не удовлетворит свою потребность в пище раз и навсегда. Как бы мы ни наслаждались сном, все равно наше тело, оказавшись в переплетении каких-то обстоятельств, чрезмерно утомится, выбьется из сил или подвергнется изнурительной болезни. Сколько бы финансовые дельцы ни выручали посредством коммерческих операций денежных сумм, глазам опять будет казаться все мало. Да и способен ли человек взять свои богатства с собой за гроб? Лучшее, они сполна покроют расходы на похороны и станут достоянием, причем также временным, адресатов завещания. Вам известна судьба героя рассказа Чехова "Ионыч" - земского врача Дмитрия Ионовича Старцева, который из благородного труженика превратился в стяжателя, ежедневно пересчитывающего купюры. Замыкаясь на достижении мелких или низких целей, человек внутренне опустошается, становится эгоистичным, перестает быть верным другом, на него нельзя положиться в беде, тем более невозможно открыть ему свою душу. Так, совершенно очевидно, что ни удовлетворение телесных потребностей, ни накопление материальных благ не могут дать душе покоя, полноты и радости жизни. В беспрерывной гонке за всем подобным человек теряет светлые качества своей души, становится раздражителен и агрессивен, не способен оказать ближнему какой-либо помощи. В связи с этим понятны слова древнего римского поэта Горация: Что за причина тому… что какую бы долю Нам ни послала судьба, и какую б ни выбрали сами, Редкий доволен и всякий завидует доле другого? Только и в мыслях одно, чтобы не был другой кто богаче. Подобным образом желание власти и славы никогда не удовлетворит человека, и также не окажется прочной основой для благотворения другим. Не случайно Уинстон Черчилль сказал: "Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно". Да и долго ли правители задерживаются на своих местах? Стала ли от самой власти жизнь их хоть сколько-то счастливее? Триумфатор Наполеон, взойдя на вершину славы, теряет все и оканчивает жизнь в далекой ссылке. Гитлер, идя тем же путем, конец всем своим планам полагает самоубийством. Человечество не воздаст им доброй памятью. Кого еще вчера обоготворяла людская слава, сегодня признаны преступниками перед обществом. С какой искренностью во время Великой Отечественной войны звучал призыв при каждой атаке нашей армии: "За Родину! За Сталина!" И первое, что совершилось по смерти преемника Ленина, это, поразившее весь мир, разоблачение "культа его личности". Да и сами достигшие власти и славы, положа руку на сердце, не скажут, что нашли в достигнутом хотя бы малую каплю отрады. "Всякая желаемая нами вещь только до тех пор нам нравится, пока мы еще ею не владеем; когда получим ее, то она скоро наскучивает нам. Или нам кажется хорошо и заманчиво лишь только то, чего мы еще не имеем, а все, что мы имеем из вещей, хотя бы и самое лучшее, или нам недостаточно, или нас не занимает. Лучший пример этому есть царь Соломон, который, как известно, был столько богат, что вся домашняя утварь во дворцах его была из чистого золота; был столько премудр, что цари приходили послушать его, и был столько славен, что враги трепетали его. Он, будучи просвещен и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям, так что почти не было вещи на свете, которой бы он не имел или не мог получить. Но при всем том и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца его томили и мучили его гораздо более, нежели обыкновенного человека; и он, наконец, испытав все на свете, сказал в своих писаниях: все на сем свете суета, и ничто не может насытить наших желаний" (святитель Иннокентий Московский (1797 -1879)). Итак, совершенно справедливо отнести к низким целям жизни богатство, удовольствия, власть и славу. Что же признается многими за жизненные цели высокие? О высоких целях Таковыми в обществе принято считать взаимную любовь, воспитание детей, творчество и науку. Разве не должен человек внести какой-либо вклад в созидание окружающей жизни, оставить после себя добрую память? На первый взгляд, названные высокими жизненные цели несравненно превосходят цели низкие. И это так. В творчестве вы сможете раскрыть дары своей души, принести реальную пользу другим. Так, достижения науки открывают новые возможности существования человека. Литература влияет на укрепление нравственных устоев общества: как сказал Шаумян, "литература - это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями". Произведения искусства облагораживают эстетические ценности людей. А любовь разве не одухотворяет и оживляет человека? А воспитание детей разве не есть сокровенное желание родителей? Ведь многие смысл жизни полагают в передаче детям всего лучшего. Тем более, продление себя в потомстве отодвигает ужас личной смерти. Все это так. Но есть еще один момент, который заставляет задуматься, насколько и высокие цели способны в полноте удовлетворить человека. На рубеже преклонных лет многие творческие люди признают, что их творчество вряд ли переступит с ними за порог смерти. Плоды творчества, научных изысканий, образованности - все это остается принадлежностью жизни земной. Сам человек порой отрешается от них еще до смерти, в конце жизни он часто уподобляется малому, совсем неграмотному ребенку. И если внес какой-то вклад в науку, философию, искусство или политику, то это будет больше достоянием уже других, пока и те не приблизятся к порогу смерти. Что же человек унесет с собой в вечность? Прекрасно воспитание детей. И жизнь имеет значимость, если силы затрачены на приобщение детей всему лучшему, что имеется в мире. Но если каждое поколение полагает смысл своего существования только в воспитании нового поколения, тогда все человечество в целом оказывается в каком-то бессмысленном движении по течению времени в никуда. Каждое, исчезая, пытается передать что-то, как кажется, лучшее поколению новому, но это новое, так же скоро приблизившись к исчезновению, пытается передать опять что-то лучшее следующему. И в этой эстафете без финиша все исчезают... Где же смыл бытия в целом всех поколений? Об этом ярко пишет современный нам поэт Евгений Санин. Он описывает смерть парторга - партийного организатора, то есть человека, преданного идеям атеизма и материализма. Умирал парторг. Подушку скомкав, Он твердил, не пряча редких слез: Буду жить я в памяти потомков, Песнях ветра, шелесте берез!.. Плача, мать поправила подушку, Предложила, бедная, поесть. Но спросил со страхом он старушку: - Мама, после смерти что-то есть? - Да, сынок! Ты - покрестись! - Не надо! Жить еще хочу я, слышишь, ты?! Не хочу ни рая и ни ада, Ни кошмарной вечной пустоты! Медсестра поставила уколы, Он затих, как лодка на мели. А затем к нему из новой школы Мальчики и девочки вошли. И сказал парторг, подушку скомкав: - Проходите, и не нужно слез. Буду жить я в памяти потомков, Песнях ветра, шелесте берез!.. Как вам кажется, в чем была основная причина переживаний парторга? Если человек со смертью исчезает полностью, то песни ветра и шелест берез сделают ли его жизнь осмысленной? Где кроется смысл жизни? Сам поиск человеком смысла показывает, что смысл этот действительно существует. Корова не думает о смысле ежедневных прогулок на пастбище, и белка не будет столько мучиться над бесцельностью своих действий, когда ее посадят в колесо. Им, как животным, и не нужно этого. Человек же ищет осмысленности своей жизни, ищет так, как будто он потерял что-то для него очень важное. И совершенно очевидным нужно признать, что если вообще существует смысл жизни, он должен иметь прямое отношение к каждой конкретной личности, независимо от ее пола, национальности и возраста. Мы все находимся перед дилеммой: или жизнь в целом имеет свой смысл, и тогда она должна иметь его в каждое мгновение, теперь же, прямо сейчас, а не в мечтах о светлом будущем; или же нынешняя жизнь совершенно бессмысленна, и тогда человек с его душой и чувствами - глубокая ошибка природы. В древнегреческой мифологии есть сказание об Эдипе, который однажды пришел к хитрому Сфинксу, чтобы отгадать его загадку. Сфинкс спросил: "Скажи мне: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время". Эдип тотчас ответил: "Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах". В этом сказании есть глубокий смысл. Этапы человеческой жизни сравниваются с утром, днем и вечером - так быстро они проходят. Но неужели мы появились на свет лишь для того, чтобы менять количество ног, а вскоре перестать ходить вообще? Само понятие смысла включает в себя разумность, целесообразность, оно означает, что мое существование как личности уже имеет определенную ценность. То, что я родился, живу, что-то делаю, а затем умираю - все это не просто так, оно не должно исчезнуть и оставить после себя одну пустоту. При одной лишь мысли о полном исчезновении в душе каждого из нас возникает глубокий протест: "Не хочу!" И этот протест вполне оправдан. Он ярко свидетельствует о том, что человек изначально не был предназначен для смерти. Разве нам для того лишь дан разум, чтобы осознать неразумность своего бытия вообще? Душа любого на самом деле прекрасно чувствует, что жизнь по-настоящему тогда лишь имеет свой смысл, когда находит свое отражение в вечности. Очевидно, настоящий, истинный смысл жизни состоит только в том, что не исчезнет со смертью человека, и что имеет отношение не к другим, а именно и прежде всего к этой конкретной личности, пусть даже расстающейся с земным бытием. Значит, если есть в нашей жизни смысл, то этот смысл действительным может быть только тогда, когда жизнь человека вечная. И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово счастье, которого так ищут люди, означает со-участие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно? Теперь представьте, что вы заблудились в лесу и встречаете человека, который говорит: "Отсюда нет выхода, твоя жизнь навсегда обречена остаться в этом буреломе. Давай строить шалаши, украшать себя бусами из шишек, изучать муравейники. Ведь нам все равно не видать другой жизни". Но вдруг подходит еще человек и говорит: "Поверьте, выход есть. Но чтобы достичь его, надо идти и не привязываться к этим шалашам, бусам и муравейникам. Ведь там нас ждет лучшая жизнь". Итак, может быть, стоит идти? Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин как-то в трудные минуты написал: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал? Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. Строки попали к Московскому митрополиту (один из высших церковных чинов) Филарету Дроздову (1782 - 1867), прозванному Мудрым. И он ответил поэту следующим знаменитым стихотворением: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена, Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум - И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум. Ответ митрополита открыл самую суть внутренних мучений поэта. Наверное, здесь можно найти мудрую подсказку, где же кроется смысл жизни. Что думаете вы по этому поводу? А Пушкин написал благодарное стихотворное послание, в котором есть такие слова: Я лил потоки слез нежданных. И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. ТАЙНЫ РЕЛИГИИ Поиск смысла жизни, как мы видели, напрямую связан с проблемой смерти. И среди всех сфер человеческой жизни есть такая, которая единственная предлагает разрешение этой проблемы. Это религия. Только она ориентирована на существенное преодоление смерти, и еще только она одна направлена на познание мира духовного, лежащего вне границ материальной реальности. Может ли человек быть безрелигиозным Вам уже известно, что XIX и XX века стали эпохой пропаганды атеизма. В нашей стране вокруг слова "религия" складывалось понятие чего-то устаревшего, связанного с суевериями и культами. Но, как это ни удивительно, атеизм сам является своего рода религией, вернее анти- и лжерелигией. Когда Патриарха Алексия I (Симанского) спросили, сколько в Советском Союзе верующих, он ответил: "У нас все верующие, только одни верят, что Бог есть, а другие, что Его нет". Вера присутствует как в религии так и в атеизме. Но если религия - это всегда вера в Бога, в духовный мир и в вечную жизнь, то атеизм - вера в отсутствие Бога, в земные ценности и в конечную смерть всего. По сути, носители идей социализма предлагали свою "религию", только безбожную. Людей с детских лет учили верить в святость вождей - известной "троицы" Маркса, Энгельса, Ленина, "жития" и "творения" которых штудировались каждым воспитанным человеком. Еще совсем недавно их треликий портрет располагался везде почти как икона. Храмы обращались в клубы. А в Москве храм в Пименовском переулке в 1922 году превратили в комсомольскую аудиторию имени Демьяна Бедного, где в иконостасе поместили портреты Ленина, Троцкого и Карла Либкнехта, в алтарь на престол водрузили бюст Карла Маркса. Последователи социализма имели такую любовь к идеям "общего блага", что шли даже на своего рода мученичество, причем с песней: Мы смело в бой пойдем за власть Советов, И как один умрем в борьбе за это. Происходила определенная брань со "злом" - истреблялись так называемые враги народа (кстати, часто лучшие, одареннейшие люди страны). За годы только гражданской войны от голода и кровопролитий погибло более 15 миллионов человек. При этом, с искренней надеждой ожидалось наступление "светлого будущего". Существовала своя мораль, свои, очень похожие на религиозные, лозунги, например: "Слава КПСС". Или даже такой, протестующий против самой смерти: "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить". Во всех общественных учреждениях располагался красный ("святой") уголок. И даже существовал свой главный столичный "храм" - мавзолей, построенный с горькой иронией архитектором Щусевым по образу древних языческих капищ с их ритуальными жертвоприношениями. Здесь есть смысл сделать некоторое уточнение. Известно, что вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская выступала против бальзамирования его тела. В газете "Правда" было опубликовано ее обращение к рабочим: "Товарищи..! Большая у меня просьба к вам, не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности (курсив наш). Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. … Самое главное - давайте во всем проводить в жизнь его заветы". И все же руководство партии поступило иначе. Было объявлено о якобы многочисленных просьбах трудящихся сохранить тело "вождя народа". Зачем это было нужно? И почему народ так верил в неправду, жил этим и учил тому же своих детей? Идеалы или их подмена? У Тютчева есть замечательные строки: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит… И сознает свою погибель он, И жаждет веры - но о ней не просит… Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью: "Впусти меня - Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!.." Душа человеческая сама по себе, по своему естеству не может быть без высшей идеи, без поклонения святыне, без веры в вечные ценности. Душа каждого по самой своей природе глубоко религиозна. Но если сердце лишено религии истинной, оно с жадностью глотает все, что хоть сколько-то напоминает религию. Президиум ЦИК СССР потому и постановил: "Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения", чтобы укрепить новый псевдорелигиозный культ. И если ранее русский человек совершал паломничества в Святую Землю ко Гробу Господню, где было чудо Воскресения, то теперь народ миллионами стекался к мавзолею поклониться "мощам" "вождя революции". В народе убили веру, а душа искала спасителя. И на каждом торжестве пелась песня: Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой: В горе, в надежде и в радости. Ленин в твоей весне, В каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне. Сам Ульянов даже не предполагал, какой культ будет развернут вокруг его личности. Вся коммунистическая идеология явилась подменой религии. "И не удивительно,- говорится в Новом Завете,- потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11: 14-15). "Когда говорят, что бывают люди, которые перестают верить, становятся атеистами, - это ложь. Атеистом из верующего стать нельзя, из верующего можно стать только богоборцем. И весь опыт атеизма от античности до нашего времени убеждает нас именно в этом. Ведь атеист должен быть равнодушен и спокоен по отношению к тому, от чего отошел. Но сколько всегда энергии, пафоса, чтобы не сказать злобы, обретается у людей, отказавшихся от своих религиозных убеждений. Это всегда восстание против Бога. Душа-то знает, что дело не в сомнении в бытии Божием, а в нежелании воспринять то, чему Христос учит в Евангелии. И именно отталкивание от этого учения побуждает человека к богоборчеству" (протоиерей Максим Козлов). Эпилог богоборчества Душа каждого не просто религиозна, она еще, как выразился живший в третьем веке христианский писатель Тертуллиан, "по природе христианка". Многие даже партийные люди в годы советской власти тайно крестили детей, отмечали христианские праздники. И мало кто знает, что сам Энгельс в старости вновь обратился к Богу и сказал: "Мы должны возвратить свою жизнь Тому, Кто умер за нас всех на Кресте". А служанка Маркса сообщила после его смерти: "Он был верующим человеком. Когда он очень болел, он молился один в своей комнате перед зажженными свечами". Маркс осознавал истинность религии, он признавал существование Бога, но, к сожалению, его воля в целом была направлена против Бога. Поэтому до нас дошло следующее признание Маркса в его стихотворении "Бледная девочка": "Я надсмеялся над Небом, я это точно знаю. Моя душа, когда-то принадлежавшая Богу, теперь принадлежит аду. Да, вечность - это наше вечное мучение". Таково истинное лицо атеистической идеологии. Глашатай коммунизма Моисей Гесс утверждал: "Наш Бог - не что иное, как человеческая раса, объединенная любовью. Путь к достижению такого единения - социалистическая революция, в которой десятки миллионов будут замучены и уничтожены". Сейчас трудно представить, что такое, вообще, возможно, но два поколения наших соотечественников жили атеизмом, а некоторые готовы были ради этого убивать других и умирать сами. А один из создателей I Интернационала Михаил Бакунин открыто учил: "Революционер - человек обреченный. Все нежные чувства родства, любви, дружбы, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в революционере. Он не революционер, если ему чего-либо жалко в этом мире. Он знает только одну науку - науку разрушения". Добавим, что это есть наука разрушения самого себя. Если признать, что Бога нет, тогда все дозволено, как заметил Ф.М. Достоевский: "Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного". В одном древнем сказании говорится, что люди захотели бороться со Всевышним. Они стали бросать камни в небо, но эти камни падали на их же собственные головы. Революция 1917 года повлекла миллионы бессмысленных жертв людей, погибших от голода, гражданской войны, нелепых подозрений. В повести Тургенева "Отцы и дети" показательна судьба Базарова. Герой отрицал все возвышенные ценности и верил только в человека, в его собственные силы. Сама жизнь отвечает Базарову - он неизлечимо заражается и говорит: "Сила-то, сила вся еще тут, а надо умирать!.. Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает… Думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…" Человек - не всесилен, над ним есть Нечто. Идти против этого губительно. Известен факт, что в годы Великой отечественной войны правительство СССР прекратило гонение на веру. К стати, первым, кто выступил по радио с обращением к народу по поводу нападения немцев, был митрополит Сергий Страгородский. Быстро окончил существование "Союз воинствующих безбожников". Открылись храмы, монастыри, духовные школы, из ссылок возвращалось духовенство. И. В. Сталин, в прошлом семинарист, знал, что религиозность укрепит духовно-нравственные силы народа, поможет придти к победе. И он не ошибся. Прошли десятилетия, наконец, узы лжи ослабли полностью. Общество, как кажется, вновь обратило свой взор к религии. Но откуда она, религия, вообще появилась? Откуда явилась религия Может, она - вымысел человеческого ума, продукт мифологического творчества? Или попытка придумать красноречивый смысл нашему существованию, когда такового нет вообще? Тогда почему же она повсеместна? Всеобщность религии в роде человеческом - один из самых впечатляющих фактов истории. Как замечал римский историк и философ Сенека (4 г. до Р.Х. - 65 г. по Р.Х.), "всем врождено понятие о Боге". Люди всех веков, стран и народов, на самых низших и высших ступенях своего развития, всегда и везде верят в Божество, признают иной, загробный мир, стремятся к богоугодной жизни и воздают Божеству известное чествование. Религия оказывается всеобщим и постоянным явлением в человеческой среде. Вот что пишет греческий философ, историк и путешественник Плутарх, живший в I - начале II века по Р. Х.: "Посмотрите на лицо земли, вы найдете города без укреплений, без наук, без чиноначалий, увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах, но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в Божество..." Об этом же свидетельствуют и крупнейшие ученые XIX века, такие как А. Гумбольт, Макс-Мюллер и даже Чарльз Дарвин: во всех народах прочно живет вера в невидимое и сверхсущественное. Так или иначе, но душа человеческая чувствует реальность, находящуюся за гранью материального мира. В этом смысле М. Ю. Лермонтов отзывается о душе в одном из стихотворений: И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. Велики ли глаза у страха? Вам наверняка встречалось мнение, что сама идея Бога и вообще религия возникли в результате страха перед грозными явлениями природы и из-за незнания ее законов. Будто разбушевавшиеся стихии приводили к мнению о божествах и заставляли поклоняться непонятному. Подумаем, так ли это? Советский религиовед В. Д. Тимофеев замечал: "Существование природных явлений самих по себе, даже таких грозных, как наводнения или землетрясения, еще не обязательно приводит к религиозным фантазиям". Падение тунгусского метеорита или открытие лохнесского чудовища еще не ведет к обязательному обожествлению их. Все мы в детстве боялись грозы, темноты и т. д., но разве это делало нас религиозными? Страх больше вызывает стремление скрыться от пугающего и непонятного явления, нежели почитать и олицетворять его, тем более обращаться к нему с мольбой. Человек никогда не обоготворит своего врага, того, кто причиняет вред. Часто люди поклонялись самому безобидному: корове, камню, дереву. Сама мысль об ощущении древним человеком бессилия и страхов перед лицом природы глубоко неверная. Первобытное общество более свободно ориентировалось в открытых условиях, нежели представители мира цивилизованного. Дикие джунгли для примитивного туземца являлись родным домом. Древние люди не испытывали особых трудностей в добыче пищи, устроении жилья или защите себя от катаклизмов. Каждое явление первобытный человек мог объяснить, пусть и на незначительном уровне своего научного развития. Здесь мы приведем как наиболее показательный фрагмент беседы одного исследователя с туземцем дикого племени "кубу" на острове Суматра: - Ходил ли ты когда-нибудь ночью в лесу? - Да, часто. - Слыхал ли ты там стоны и вздохи? - Да. - Что же ты подумал? - Что трещит дерево. - Не слыхал ли ты криков? - Да. - Что же ты подумал? - Что кричит зверь. - А если ты не знаешь, какой зверь кричит? - Я знаю все звериные голоса... - Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься? - Ничего. - И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя испугать? - Нет, я знаю все... Как видим, туземец прекрасно ориентировался в природных условиях своей земли, его ничто не могло удивить или испугать. Следовательно, религиозность туземцев имела совсем другие истоки. Так где же истоки религии? Может быть, религия возникла вследствие бессилия перед социальным гнетом? Однако история доказывает, что религия древнее самого социального гнета, древнее разделения общества на классы. Археологические раскопки и обнаружение наскальных рисунков говорят о наличии религиозных представлений у наших предков вплоть до каменного века включительно. Исследователь Д. В. Гурьев писал: "О большом развитии системы религиозных представлений в начале родового строя можно судить и по тому, что они пронизывают реалистическое по своей сущности первобытное искусство". Еще не было рабовладельчества, а уже существовали молитва, культ, религиозное творчество. Не возникла религия и из-за какого-то доверия снам, обморокам, галлюцинациям. Представьте, например, что во сне вы сытно поели. По пробуждении, конечно же, даст о себе знать прежний голод. Отсюда ни сны, ни галлюцинации не располагают к прочному доверию им. Может, религия является всего лишь одной из легенд? Но тогда она давно бы затерялась в веках. Никакой миф не получил всеобщего распространения. Впрочем, даже мифы содержат определенную правду. Не случайно философский энциклопедический словарь определяет миф, как "символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время". Языком символов миф говорит о реальности. Народы земли различаются по культуре, традициям, эпосу. У каждого народа свои легенды и мифы. Но все они говорят об одном - о добре и зле, о высшей реальности, о Боге. И если бы Бога не было, то и стольких разговоров и размышлений не было бы о Нем. Религиозность свойственна всему человечеству. И либо все человечество в целом больно психически, и тогда мы вообще не можем здраво рассуждать о чем-либо, либо же за религией стоит вполне очевидная истина. Для того, чтобы так глубоко проникнуть во все слои человеческого общества, чтобы занимать собой умы одареннейших людей (о чем свидетельствует бескрайнее количество литературных текстов, посвященных религиозным темам), религии необходимо иметь наипрочнейшие основы. Потому-то религия и получила такое видное место в реальной жизни человека, что за собой она имеет объективность и реальность. Существование идеи Бога и распространение религии обусловлено лишь тем, что действительно есть Бог, Который действует особым образом на человека, и что человек способен воспринимать обращение к нему Божества. Поближе к познанию религии Вы, конечно же, часто слышали и сами произносили пословицу: "Встречают по одежде - провожают по уму". Одетого со вкусом встретят более почтительно, чем одетого небрежно - внешний вид свидетельствует о человеке. Но мудрец и в потрепанной одежде будет уважаем, а глупец и в изысканном костюме останется глупцом. Истинное познание человека - соприкосновение с его душой, а не оценка его гардероба. Одежда - это внешняя форма; душа - внутреннее содержание человека. Религия также слагается из внешнего и внутреннего. Ее внешняя форма - это мировоззрение, устройство, обряды, богослужебные чины, молитвословия, пение, храмоздательство, искусство и т. д. А внутреннее содержание - это дух, идея, то сокровенное, чем живет и что переживает религиозный человек. "Дух творит себе форму", - гласит мудрость. Люди свое настроение выражают во внешних действиях, а религия облачает свое содержание в видимые формы и обряды. Внешняя красота или безобразие порой выражают внутренний дух, состояние. В этом смысле показательна история выбора вер при князе Владимире (980 - 1015). Его послы посетили богослужения нескольких религиозных конфессий, и вернувшись, сообщили князю: "Когда пришли мы к грекам, нас ввели туда, где служат они Богу своему, и мы не знаем: на небе ли мы находились или на земле, потому что на земле нет такого вида и красоты, и мы не в состоянии их описать; знаем только, что там с людьми обитает Бог и что богослужение греческое лучше всех других. Забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького". Так красота богослужения свидетельствовала о красоте самой религии. Но если останавливаться на одном внешнем познании религии, значит увидеть ее одежду, но не заметить душу. Судить о религии только по видимым ритуальным действиям все-равно, что с закрытыми ушами наблюдать движение смычков скрипача и пытаться судить о мелодии. Есть другой более точный способ познания. Как услышать мелодию религии Если вы хотите поправить здоровье, то обратитесь ли вместо терапевта к сотруднику морга? И пока вы сдерживаете улыбку, ответьте на другой вопрос: если вы хотите познать религию, то обратитесь ли к атеисту? Если вы согласны, что это абсурд, то к кому обратиться? Когда студент ищет репетитора по литературе, то старается найти такого, который являлся бы специалистом в данном предмете - жил литературой. Играть на фортепиано лучше всего научит тот, кто искренно любит музыку - живет ею. И наиболее верным знанием о религии обладает тот, кто живет религией - религиозный человек. Атеист не объяснит, что такое религия, потому что он специализируется по атеизму. Ведь и в медицине травматолог не станет говорить за уролога, и стоматолог не будет отвечать за терапевта. Только искренний религиозный человек способен дать знание о религии. Именно поэтому известные мыслители и писатели XIX века, такие как Достоевский, Гоголь, Л. Толстой, В. Соловьев, И. и П. Киреевские, Леонтьев и многие другие, пытаясь найти ответ на духовные вопросы, обращались к монахам-старцам Оптиной пустыни. Массы образованнейших людей шли к епископам Игнатию Брянчанинову и Феофану Говорову, протоиерею Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому). Теперь представьте, что человеку, который никогда не пробовал апельсин, пытаются объяснить вкус этого фрукта. Ему будут указывать по аналогии на те или иные вкусы, но все это будет подмена. Познать вкус апельсина можно только попробовав его. Так и познать религию можно только вкусив, приобщившись к ней. Сколько бы другие люди, даже самые верующие, ни говорили нам о религии, мы не познаем ее, если не хотим соприкоснуться с ней более тесно. Мыслитель XIX-XX веков священник Павел Флоренский писал: "Тайны религии - это не секреты, которые не следует разглашать, не условные пароли заговорщиков, а невыразимые, несказанные, неописуемые переживания, которые не могут облечься в слово…", но которые можно реально почувствовать. Религию невозможно понять, если добровольно, свободно не встать на путь религии. Для многих первым шагом на этом пути были слова: "Боже, если Ты есть, откройся мне грешному и немощному". Так что же такое религия В 1942 году в шинели погибшего русского солдата было найдено такое стихотворение: Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я, но сегодня мне хочется приветствовать Тебя. Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил. Твоих я никогда не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, на небо звездное, что было надо мной. Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман. Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь: не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя? А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно: Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться. Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь, битва будет злая и, может, ночью же к Тебе я постучусь. И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом, позволишь ли Ты мне войти, когда приду? Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел. Прощай, мой Бог, иду! И вряд ли уж вернусь. Как странно, но теперь я смерти не боюсь! Один из крупнейших русских философов и богословов С. Н. Булгаков (+ 1944) писал: "Религия есть непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего Божество и Его воздействие… На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жизненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой". Это и случилось с молодым русским солдатом незадолго до его смерти. Поглубже о том же Все вы видели православную икону и могли заметить, что святые лики изображаются не объемно, а плоскостно. Здесь изображается не земная, трехмерная реальность, а другая - небесная. Там нет материальной ограниченности и тех измерений, которые царят в нашем мире. Но в полноте познать ту реальность мы пока не способны, поэтому лики изображаются плоскостно. В иконе отсутствует прямая перспектива, т. е. вещи, располагающиеся дальше, представляются по размеру большими, чем подобные же вещи вблизи. Это связано с тем, что в пространство иконы включен сам зритель. Не он - наблюдатель; центр наблюдения находится в иконе. Не столько мы смотрим, сколько смотрят "оттуда". Поэтому глаза лика почти всегда обращены к нам. Одна из главных идей иконы - показать, что все мы находимся пред Богом, Который смотрит на нас, видит нас до самых глубин души. И одно из главнейших утверждений религии состоит как раз в том, что в центре всего существующего - Сам Бог, пред Ним весь мир как на ладони, и вся наша жизнь зависит от Него. Не мы, не человек - властелин мира, и не холодный, бескрайний космос диктует законы бытия. Но над всеми нами, и вместе, так близко к сердцу каждого есть Бог. Религия не просто свидетельствует о Всевышнем. Она еще возвещает о крайней необходимости для человека общения с Ним. Только в общении с вечным Богом можно самому достигнуть вечности. Все, что есть в мире лучшего, прекрасного, доброго - от Бога, потому что Господь - Творец всякой красоты. Один из древних писателей Лактанций (+330) сам термин "религия" производил от латинского глагола "religare" (религаре), означающего "связывать, соединять". Отсюда и религию Лактанций определял как союз благочестия, единение человека с Богом, путь к этому единению: "С тем условием мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, отчего получила название и самая религия... Так имя "религия" произошло от союза благочестия, в котором Бог соединил с Собою человека..." Подобно тому, как подсолнечник в течение дня поворачивается навстречу солнечным лучам, чтобы жить, так и в религии человек открывает свое сердце Богу. Религия - живое единение духа человеческого с Богом. Она открывает человеку мир особой, вечной, богоподобной красоты, сокрытой в глубинах душ наших. Поэтому христианский писатель Блаженный Августин (+430) производил слово "религия" от глагола "reeligere" (реелигере), что значит "воссоединять", и саму религию он видел в воссоединении, возобновлении когда-то утерянного общения человека с Богом: "Его-то ища, или лучше, вновь отыскивая (отчего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы когда достигнем, нам успокоиться". Почему религий много Вы можете справедливо возразить, что дать точное определение религии невозможно, потому что религий много. У каждой из них свой дух, свои идеи. Действительно, религии различаются друг от друга. Есть глубоко примитивные, и есть с тысячелетними традициями богослужебной жизни и литературно-богословского наследия. Какая причина этому? Бытие Божие и Его любовь к людям не одинаково воспринимаются там, где нет одинаковой степени чистоты сердец. О Боге каждый судит согласно своей степени близости к Нему. Ведь хотя мы все имеем некоторое представление о воде, но кто-то видит лишь ее поверхность, а кто-то проникает к глубинам океана. Далеко не все стремились найти живую воду чистого знания о Боге. Да и Сам Создатель в полноте открывал Себя лишь тем, чье сердце могло принять Его слово. Вероятно, уже в начале человек пребывал в чистом, незатемненном ведении Бога. На ранних стадиях существования человечества религия была только одна. Ее обычно именуют прарелигией или перворелигией. Это была вера в одного Бога, что называется монотеизмом - единобожием. Что говорят об этом религиозные тексты? Библия однозначно свидетельствует о единственном истинном Боге, Высшем Личностном Существе, содержащем в Себе совокупность всех совершенств. В этом свидетельстве о едином Боге - цельность всех текстов Библии, составлявшихся в течение не одного тысячелетия более чем сорока авторами. Другой древнейший в мире памятник религиозной литературы, - тексты из пирамиды царя Унаса (сер. 24 в. до Р.Х.), - тоже прямо говорит о едином Творце "видимого и невидимого мира" Ра-Атуме. В отношении индийских Вед, а также ассиро-вавилонских, греческих, римских религиозных источников следует сказать, что в более древних текстах видны следы признания одного Высшего Бога. Однако позднейшие тексты тех же религий уже говорят о многобожии ( это называется политеизмом ). Вывод отсюда можно сделать следующий: в начале человечество хранило историческую память о Своем Создателе, одном единственном Боге. Но с увеличением количества людей, расселением народов по планете, и главное, с возрастанием в роде человеческом грехов и пороков (от чего помрачается разум), эта память стала постепенно оскудевать, и религиозное сознание подверглось деградации. Библия объясняет процесс искажения религиозного сознания человечества так: "Они (политеисты - автор), познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - потому и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца" (Рим. 1: 21-25). Политеизм, мнение о существовании многих богов, явился следствием отпадения человека от Бога. Причины этого верно указаны в приведенной цитате Библии: гордость и неблагодарность по отношению к Богу ("не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили"), сосредоточение всех сил на целях только земной жизни ("осуетились в умствованиях своих"), нравственная нечистота и распущенность ("в похотях сердец их"). Свои греховные страсти человек начинал идеализировать, проецировать в область религиозную. Где "человек - мера всех вещей" (философ Протагор), там каждый свое мнение выдает за мерило истины, и собственный вымысел принимается вместо настоящей Истины. Появились представления о богах, которые соответствовали бы нравственному уровню людей. Например, Зевс, верховное божество греческой мифологии, мог неоднократно изменять своей жене, а Гор, спаситель Осириса и благодетель людей, отрубать голову своей матери Изиде. На это же указывал римский философ Цицерон (I в. до Р. Х.): "Многие о богах думают неправо, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все, однако же, убеждены в том, что есть сила и природа Божественная". Человек часто подменял поклонение Богу тем, что обожествлял созданный Им мир. Все, что существует - творение Божие, и потому несет в себе отблески высшей красоты и гармонии. Человек, утратив личное общение с Создателем, стал одухотворять и обожествлять предметы видимого мира, потому что они (особенно такие как небо, солнце, луна, звезды) содержат в своем величии свидетельство о Боге. Во многом этому способствовала и метафоричность древних языков. Так, некоторые явления природы и образы животных, птиц и т. д. поначалу использовались для выражения свойств Бога и Его действий, но затем сами стали предметом поклонения и обоготворения. Главной причиной этого было греховное помрачение человеческой души. Оно исказило представление о мире. Можно предположить, что различие религиозных верований обусловлено неодинаковой степенью нравственной чистоты человеческих сообществ. Как верно сказано в Библии, "в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований" (Прем. 1: 4 - 5). Чем чище человеческое сердце, тем более оно воспринимает духовные истины и само Божественное Откровение. Евангелие прямо говорит об этом: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5: 8). Можете ли вы сформулировать, что же такое религия? Если человек следует только внешним формам религии, является ли он религиозным? А может ли религия обойтись вообще без внешних форм? Как вам кажется, всякая ли религия хранит истинное представление о Боге? О ЧЕМ ВОЗВЕЩАЕТ ВСЕЛЕННАЯ Итак, религия - это встреча человека с Богом, общение личности человека с личностью Бога. Это общение начинается с веры. Без веры не возможно Его познать. Верующий не нуждается в научной, рассудочной аргументации Божия бытия. А как же неверующий? При желании, он может ознакомиться и с доказательствами. Вокруг и в самих себе вы обнаружите массу свидетельств того, что Бог действительно существует. Об этом всегда говорили величайшие ученые. Науки мира начинались с того, что люди прославляли Творца через познание Его творения. Давайте и мы прикоснемся началам наук. Причина движения космоса На уроках астрономии, физики и химии вы знакомились с законами Вселенной. О чем говорят эти законы? - В первую очередь, о том, что у каждого явления бывает своя причина. Так, совсем не нужно быть академиком по астрономии, чтобы признать, что смена дня и ночи имеет своей причиной вращение Земли вокруг собственной оси. Аналогично смена зимы и лета имеет причиной движение Земли по орбите вокруг Солнца. Какова же причина вращения и движения Земли? Вспомнив Ньютона, у которого произошел казус с яблоком (упало на голову), уверенно скажем: действие гравитационных сил. Ничто не происходит просто так. И у дождя, и у летящего камня, и у падающей кометы бывает причина их действия. Это понятно каждому, не только Ньютону. Но есть более глубокий вопрос: какова причина возникновения и движения всей Вселенной? В советских учебниках долго держалась теория "пульсирующей Вселенной": из точки сверхплотного вещества или из вакуума путем взрыва возникает мир. Хаотическое движение частиц слагает систему галактик. А некогда эта чудовищная машина Вселенной станет судорожно сжиматься и вернется к прежней бездонной мгле небытия. По какой причине произошел взрыв? Неужели хаос вдруг беспричинно организовался в стройные галактики? А безжизненная материя вдруг произвела из себя несвойственную ей жизнь? М. В. Ломоносов сформулировал следующую аксиому: "Все, что покоится, не может придти в движение, если не будет двинуто другим". Так кем же все было двинуто? Как-то один отец начертил на грядке своего огорода имя сына и засыпал семенами салата. Дней десять спустя мальчик прибежал к отцу и с удивлением сообщил, что нашел свое имя выросшим на гряде. Отец улыбнулся и сделал вид, что не верит такому чуду. Тогда ребенок повел его в огород, чтобы он убедился в этом сам. Родитель, увидев ростки, сказал: "Это простая случайность". Мальчик задумался: "Как же это ни с того ни с сего выросло мое имя? Кто-нибудь это непременно устроил, только я не знаю, кто и как". Тогда отец ответил: "Ты прав, это не могло произойти само собой. Вот так-то и весь мир, который ты видишь, не мог образоваться сам по себе, если бы его не создал Бог, Которого мы и называем поэтому Творцом". Кто часовщик космических часов? Француз-вольнодумец Вольтер вопреки собственным взглядам восклицал: "Мир меня удивляет, и я не могу себе представить, что эти часы существуют без часовщика". А Декарт, словно предчувствуя аксиому Ломоносова, указывал первопричину всякого движения именно в Боге. Слепой случайностью и совпадением мир объяснить нельзя. Ничто или хаос сами собой ничего не создадут. К примеру, если вы разрежете книгу Л. Н. Толстого "Война и мир" (чего, конечно же, делать не стоит) на отдельные буквы и высыпите их на землю, то получится полный хаос. Что же нужно для того, чтобы создать из хаоса букв книгу "Война и мир"? - Очевидно, разум (предполагаем, разум Льва Толстого). И когда вы рассматриваете самую простую вещь, сделанную человеком, то понимаете, что она произведена разумным существом и предназначена для определенного употребления. Тем более мир природы в своей совокупности представляет такой сложнейший, гигантский механизм, что простое, но вдумчивое наблюдение укажет на труд Высшего Разумного Существа. Исаак Ньютон утверждал: "Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которое я называю Господь Бог". Хаос сам собой не порождает гармонии. Как ни перемешивай механические детали, сами собой они не соберутся в автомобиль, и тем более этот автомобиль никогда сам не придет в движение. Об этом говорил еще греческий философ Платон: "Все возникшее нуждается для своего возникновения в некоей причине. Конечно, Творца и Отца этой Вселенной нелегко отыскать, а если мы Его и найдем, о Нем нельзя будет всем рассказывать... Космос прекрасен, и Демиург (Устроитель) его добр... Космос - прекраснейшая из возникших вещей, а Демиург - наилучшая из причин... Будучи благ, Он позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном и беспорядочном движении; Он привел их из беспорядка в порядок". Весь мир в целом, и жизнь на земле в частности, возникли лишь благодаря действию всесильной руки Всевышнего. Чудо жизни Ученые-материалисты утверждают, что жизнь началась с простейшего живого организма, который путем эволюции развился до сложнейших форм животного мира. Задайте этим ученым такой вопрос: кто дал жизнь первой живой клетке? Менее совершенное не может произвести из себя более совершенное. Иначе будет противоречие здравой логике: мертвое рождает живое. Академик В. П. Доброхвалов верно замечал: "Подлинная наука давно установила тот непреложный факт, что материя сама по себе мертва, пассивна и породить жизнь не может". О том же говорил великий французский ученый Луи Пастер: "Жизнь возникла из жизни, но никак не из мертвой материи". Очевидно, лишь премудрый Творец устроил мир и создал жизнь на нашей планете. Лишь Он один мог когда-то привести весь мировой механизм в движение.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar