Меню
Назад » »

ТВОРЕНИЕ МИРА / Бог - Творец мира невидимого и видимого

ТВОРЕНИЕ МИРА Бог-Творец мира невидимого и видимого Если мир имеет начало и сотворен, то спросим себя: Кто дал ему начало и Кто его Творец? Но чтобы ты, доискиваясь этого посредством человеческих умствований, не уклонился как-нибудь от истины, Моисей предварил тебя своим учением, вместо печати и ограждения нашим душам, наложив досточтимое имя Божие, когда сказал: "В начале сотворил Бог..." (Быт. 1, 1). Это блаженное Естество, эта неоскудевающая Благость, эта Красота возлюбленная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, эта неприступная Мудрость-вот Кто сотворил в начале небо и землю! Святитель Василий Великий (4, 6). Как только Благой и Преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку Благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его Благости, Он приводит из небытия в бытие и творит все без изъятия-как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом. Преподобный Иоанн Дама-скин. "Точное изложение православной веры". СПб, 1894, с. 44. Высочайший Художник-Бог-во всем, что должно было делать, пользуясь Своею всемогущей силой, то есть Сыном, ибо "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть" (Ин. 1, 3), в начале и прежде всего другого сотворил небо и землю и призвал к бытию, хотя они никогда не существовали. Если же, быть может, кто-либо спросит, каким образом и откуда, то он услышит от нас следующее мудрое и поистине превосходное слово: "Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим. 11, 34). ...В каждом из сотворенных дел Зиждителем было Слово, и одно только мановение Его давало бытие всему. Святитель Кирилл Александрийский. Творения, ч. 4, М., 1886, с. 9-11. Прежде всего веруй, что один Бог, все сотворивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет. Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. Пастырь Ерма. Памятники древней христианской письменности в русском переводе, т. 1, М., 1860, с. 254. ...Создатель сотворил один всецелый мир, чтобы устроение многих миров не привело к мысли о многих Создателях. Посколь-ку же творение одно, то веруем, что и Творец его один. Святитель Афанасий Великий. Творения, ч. 1, М., 1851, с. 65. Поскольку египтяне обоготворили видимую тварь и израильтяне, прожив с ними долгое время, стали причастны этому же нечестию, то Моисей, по необходимости, предлагает им учение о твари и ясно учит, что тварь имеет начало бытия и что Творец есть Бог всяческих. Блаженный Феодорит Кирский. Творения, ч. 1. М., 1855, с. 7. ...Если Бог не один вечен и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог. И если мир совечен Богу, следовательно, равен Ему по бытию, то он равен Богу и по неизменяемости, и по бесконечности, и по всему, и значит, есть другой Бог. Но два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума. Тертуллиан. Епископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие, т. 2, СПб., 1851, с. 10-11)*. Бог создал невидимый и видимый мир; и душу и тело также сотворил Он. ...Некоторые говорят, что твари от вечности сосуществовали'с Богом; но это невозможно. Ибо как могут от вечности сопребывать с Бесконечным во всем-существа по всему конечные и как они являются собственно тварями, если совечны Творцу? Но так говорят эллины, которые вводят Бога как Творца не естества, а только качеств. Мы же, признавая Бога всемогущим, говорим, что Он Творец не только качеств, но и естеств, наделенных качествами. Если же так, то твари от вечности не существовали с Богом. ...Вседостаточный Бог произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-либо имел нужду, но чтобы они, по мере своей способности воспринять, причащаясь Его блаженства, наслаждались и чтобы Сам Он радовался делам Своим, видя их радующимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимым. Преподобный Максим Исповедник (68, 151, 155, 148). ... Самое творение указывает на Сотворившего его, самое дело объявляет о Том, Кто его произвел, и мир проповедует Устроившего его. Вся же Церковь по всему миру получила это предание от апостолов. Творец же мира есть Слово Божие, и это Господь наш, Который в последние времена сделался человеком и существовал в этом мире, невидимо содержит все сотворенное и внедрен во всем создании, потому что Слово Божие всем управляет и располагает; и для того Он видимо пришел к своим, и стал плотию, и простерся на древе, чтобы все восстановить в Себе. Святитель Ириней Лионский. Сочинения. СПб., 1900, с. 130-131 485-486. Прежде чем возник мир, был только Живой и Беспредельный Бог. Когда мир из небытия был вызван к бытию, Бог, конечно, не сделался ограниченным, вся полнота жизни и беспредельности осталась при Нем. Но эта полнота жизни и беспредельности выразилась и в тварях, живых и ограниченных, которых безмерно много и все одарены жизнью. Протоиерей Иоанн Сергиев, т. 1, М., 1894, с. 282-283. Действием воли Божией сотворены миры, видимый и невидимый, сотворен и искуплен человек, совершены и совершаются все события, общественные и частные, из которых светит, как солнце с неба, Божия Благость, Божие Всемогущество, Божия Премудрость. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 80).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar