Меню
Назад » »

Троицкие Листки (93)

415. Святая Голгофа Есть ли на земле еще такое святейшее место, как гора Голгофа, — гора, обагренная пречистой кровью Господа нашего Иисуса Христа? Это — гора, на которой Он, Единородный Сын Божий, пострадал и умер яко человек за всех нас, грешных сынов Адамовых, — заклан был на кресте яко агнец непорочный, взявший на Себя грехи всего мира... На Голгофе совершилось величайшее чудо любви Божией к роду человеческому: без Креста Христова, без Его спасительных страданий никто из людей не мог бы войти в рай, — все погибли бы... Вот почему святая гора Голгофа есть открытая дверь в дом Отца Небесного, — дверь, чрез которую первый вошел благоразумный разбойник, а за ним входят и все истинно кающиеся грешники. После сего с каким трепетным благоговением должен восходить на эту гору Божию каждый грешник — каждый человек! Воистину «да молчит здесь всякая плоть человеча!...» Святая гора Голгофа занимает юго-восточную часть храма Гроба Господня. Эта священная скала во времена Спасителя находилась за стеной городской, о чем говорит и Апостол: «вне врат пострадати изволил» Господь. Около скалы Голгофской расположен был и сад Иосифа Аримафейского: «бе же на месте, идеже распятся, вертоград», как сказано в Евангелии от Иоанна, «и в вертограде гроб нов»; посему теперь и Гроб Господень, и скала Голгофская находятся в одном и том же храме Воскресения. Скала обложена камнем, на нее восходят по 28 ступеням. На верху Голгофы — церковь, разделенная на две половины, как бы две церкви. Первая от входа половина, северная, покрывает место, где был водружен Крест Господень; свет проникает сюда с запада, изнутри храма; эта часть принадлежит грекам. Другая половина, южная, есть место, где Господь наш Иисус Христос был пригвожден ко Кресту. Здесь служат латины. Престол греческий из белого мрамора, он стоит открыто; в передней стороне сделана выемка, так что человек, став на колени, может легко наклониться под престол, где и находится то самое отверстие, в которое утвержден был животворящий Крест Господень. При пении священных песней: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос, Царь славы, волею руце распростер... Днесь пророческое исполнися слово, се бо покланяемся на место, идеже стоясте нози Твои, Господи..», благочестивые поклонники восходят на Голгофу, со страхом и любовью припадают к сему священному отверстию, и с горячими слезами сокрушения сердечного лобызают края священной скалы, обложенные серебром, с чеканным изображением страстей Господних... И сколько этих сладких, спасительных слез покаяния пролилось здесь, у подножия Креста Господня, в течение многих веков! Сколько грешных сердец облегчилось, сколько сердечных ран исцелилось, сколько раз в глубине совести грешной повторилось таинственное, всепрощающее слово Любви небесной: «отпущаются тебе греси... со Мною будеши в раи!..» И как счастливы мы, православные, что имеем великое утешение поклоняться животворящему Кресту Господню и, если не телом, то сердцем и душой припадать к священному месту страстей Его спасительных! Нет, не могут иметь сего утешения все те, которые своим мудрованием отделились от Церкви Божией, которые не хотят почитать Креста Христова; не знают они, бедные, что за счастье, что за радость — плакать о грехах своих на том самом месте, где пролита была бесценная Кровь нашего Спасителя за эти самые грехи!.. За престолом, на возвышенном мраморном помосте, стоит величественное, во весь рост, Распятие Господне; животворящая кровь как бы струится из пречистых язв Господа на Голгофу; Кресту предстоят, пораженные глубокой скорбью, Пречистая Матерь Его и возлюбленный ученик Иоанн... За Крестом к стене прислонен иконостас, с изображением страстей Господних, а сверху висит множество неугасимых лампад, возжженных от усердия благочестивых христиан из всех стран и народов земных... А вот, направо и налево от Креста Господня, немного позади его, на мраморе видны два черных круга: это места, где были водружены кресты распятых со Христом разбойников. По преданию, распятый Спаситель был обращен лицем на запад, так что крест распятого одесную Его благоразумного разбойника находился на северной стороне, а между им и Крестом Господним стояла наша Заступница и Ходатаица за всех грешников, Пресвятая Богородица. "Вот, — говорит святой Димитрий Ростовский, — причина внезапной перемены в сердце разбойника! Она-то, Матерь Божия, стоящи между Господом и сим грешником, тайно исходатайствовала у Господа для грешника особенную благодать исправления. Разбойник не покаялся прежде, пока не стала между ним и Господом Матерь Господня". Воистину, много может Ее молитва Матерняя ко благосердию Владыки! В правой стороне от престола Голгофского видна глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясения, когда Господь испустил дух Свой на кресте. Эта трещина проходит сквозь всю скалу Голгофскую и замечательна тем, что камень расселся не по слоям скалы, а поперек их, чего никогда не бывает при обычном землетрясении. Ясно, что землетрясение во время смерти Спасителя не было обыкновенным действием природы, но особенным чудом Божиим для вразумления жестокосердых иудеев. Но и солнце померкло, и земля содрогнулась, и камни распались, и гробы отверзлись, и мертвецы пробудились от вековечного сна, а сердца гордых начальников иудейских не смягчились, не тронулись, а, казалось, еще больше ожесточились во зле!.. До такого ужасного состояния может дойти человек! Под Голгофой есть небольшой пещерный храм; здесь, по преданию, был погребен Иерусалимский царь — Мельхиседек, ветхозаветный священник Бога Вышняго. Во глубине сей пещеры стоит престол во имя Предтечи Господня и нашего праотца Адама; за престолом, сквозь железную решетку, при свете неугасимой лампады видна все та же расселина скалы; тут, по древнему преданию, сохранившемуся в писаниях многих святых Отцов, была погребена глава Адамова; отчего и самая скала получила название Голгофа, что значит: лобное место. И вот, говорит предание, когда воин ударил копьем в пречистое ребро второго Адама — Господа нашего, то святая кровь и вода, истекшие из ребра, прошли сквозь трещину Голгофской скалы и омыли главу первозданного Адама. Согласно с этим преданием в нашей Православной Церкви, при изображении Распятия Господня, всегда под Крестом изображается и череп человеческий, лежащий на двух крестообразно сложенных костях. Сие изображение говорит нам: «якоже о Адаме ecu умирают, тако и о Христе ecu оживут». Господь Иисус Христос есть жизнь и воскресение самого Адама и всего рода человеческого. Из Его пречистого ребра не для Адама только, но и для всех людей струится источник жизни: приидите, все грешные сыны Адамовы, приидите, сего источника бессмертного вкусите! Господь наш для того и пострадал, для того и умер на Кресте, чтобы напитать нас телом Своим, напоить нас кровью Своей, дабы мы были кость от костей Его и плоть от плоти Его, дабы, соединяясь с Ним в таинстве святого Причащения, удостоились соцарствовать Ему в невечернем дни Царствия Небесного... О неизреченного милосердия Твоего, Владыко наш Господи! Чего не соделал Ты для спасения нашего?.. А мы грешные только и знаем, что грехами своими Тебя прогневляем!.. Сокруши окаменение сердцем наших, уязви нас любовью к Тебе, да текут от сокрушенных сердец наших источники слез, омывающие наши греховные скверны!.. Оглавление 416. Живоносный Гроб Господень Нет для нас радости светлее радости Воскресения Христова, а сия радость воссияла из живоносного Гроба Христова. Поэтому Гроб Господень для нас воистину прекраснее самого рая Божия, светлее всякого чертога царского: это —источник нашего воскресения! Поэтому и влечет он, подобно святой Голгофе, влечет к себе сердца верующих, и идут они от запада и севера, от моря и востока, идут за тысячи верст, охотно перенося всякие лишения и невзгоды, и. как же бывают счастливы, когда Бог сподобит их поклониться живоносному Гробу Господню, пролить вместо дорогого мира сладкие слезы сердечного умиления на одевающий его мрамор, и облобызать своими грешными устами сие тридневное ложе Христа Жизнодавца!.. Гроб Господень находится в западной части иерусалимского храма Воскресения. Это — пещера, высеченная в целой скале; она закрыта прекрасной часовней из желтого мрамора, которая называется кувуклией. При входе в часовню стоят в два ряда огромные подсвечники и висит множество лампад. Внутренность часовни состоит из двух частей: сперва входят чрез малые и низкие двери с восточной стороны в так называемый придел Ангела—благовестника Воскресения Христова; этот придел имеет в длину и ширину 5 аршин. В средине его стоит небольшая подстава; в нее вделана часть того камня, который был привален погребавшими Спасителя ко входу в погребальную пещеру. «Ангел Господень, сшед с небесе, приступил, отвали камень от двери гроба, и седяше на нем. Бе же зрак его яко молния, и одеяние его бело яко снег. Отвещав же Ангел, рече женам (мироносицам): не бойтеся вы, вем бо, яко Иисуса распятаго ищете. Несть зде: воста бо, якоже рече. Приидите, видите место, идеже лежа Господь» (Мф. 28; 2, 5, 6). Камень сей имел до четырех локтей в длину, два в ширину, и пол-локтя в толщину. Вот почему и говорили жены мироносицы: кто отвалит нам камень? Едва ли бы и десять мужчин могли сдвинуть его. Но большая часть этого камня теперь вделана в престол армянской церкви, что на Сионской горе, на месте дома Каиафы. Из придела Ангела низкий и узкий вход, чрез который едва можно войти согнувшись, или опустясь на колени, ведет в самую пещеру, где лежало тело Спасителя. Внутри эта святая пещера длиной и шириной около трех аршин, так что только три человека на коленях могут поместиться в ней рядом. На правой стороне от входа благоговейный поклонник видит ложе, высеченное в скале, в виде выступа. Это и есть живоносный Гроб Господень (смотри рисунок). Пречистое тело Господа нашего положено было, по обычаю еврейскому, главой на запад, а ногами к востоку. Теперь самый Гроб, все стены и своды пещеры одеты мрамором, так что вовсе не видно природной скалы. Благочестивому чувству поклонника, конечно, было бы желательно видеть и лобызать обнаженную скалу ложа Христова; но что делать, когда мраморная одежда была единственным средством для сохранения в целости и неприкосновенности святого места чрез столько веков и поколений? — Верхняя мраморная доска белого цвета с розовым отливом; она разделяется на две почти равные половины; есть предание, что однажды турки вознамерились отобрать ее для своей большой мечети (молитвенного дома); тогда Ангел Божий, постоянный невидимый страж святого Гроба, видя скорбь о сем христиан, провел по доске перстом, и камень разделился надвое. Туркам нужен был целый камень, и потому они не взяли его. Над святым ложем с задней его стороны сделано мраморное изображение Воскресения Христова с предстоящими Ангелами, которые закрыты двумя живописными образами: в головах латинским, а в ногах — армянским, в знак того, что латины и армяне имеют право служить на святом Гробе. Эти иконы стоят на мраморном карнизе, который идет в виде пояса по сторонам ложа; здесь же ставятся от каждого вероисповедания подсвечники с горящими свечами, а между ними — фарфоровые вазы (чаши) с цветами, которые сменяются каждый день. — На потолке пещеры изображен Господь Иисус Христос с Богоматерью, Предтечею Иоанном и двенадцатью Апостолами. Вся пещера сверху освещена дорогими лампадами, которые висят в несколько рядов; для свободного движения воздуха сделано в потолке отверстие. Поверхность мрамора, одевающего посмертное ложе Спасителя нашего часто умащается ароматами и окропляется благоуханиями (розовой водой); еще чаще омывается она слезами покаяния, умиления и любви, ежечасно льющимися на этот воистину живо-носный Гроб, который не даст мертвеца своего в день судный... «Воста бо, несть зде... и паки приидет судити миру, егоже созда...» На Гробе Господнем каждый день совершаются три литургии: первая в час пополуночи —греческая, в воспоминание того, что и святые жены мироносицы пришли к сему Гробу «зело заутра «— очень рано; вторая литургия — армянская, третья — пред восходом солнца —латинская. Верхняя мраморная плита на Гробе Господнем служит для греков и армян и престолом и жертвенником, а латины ставят для сего на гробный камень особый стол. Трудно описать те чувства, какие испытывает благочестивый поклонник при Гробе Господнем. Один из них называет состояние души пришедшего на поклонение живоносному Гробу — блаженнейшим. Попеременно, говорит он, объемлет душу то чувство благоговейного страха, то — тихой неземной радости и благодарения Господу... Сколько трогательных событий невольно приходит ему на память при виде святого Гроба. Вот здесь — на этом самом ложе Иосиф и Никодим положили истерзанное, умученное тело Жизнодавца... Вот на этом камне сидел Ангел Божий и благовествовал Христово Воскресение. Вот тут, у дверей Гроба стояла скорбная Магдалина, когда услышала позади себя голос Воскресшего Спасителя и Господа... Сюда приходили Петр и Иоанн и другие Апостолы, здесь часто и подолгу молилась Матерь Божия после вознесения Ее Сына на небо, — а сколько миллионов благочестивых душ в течение 19-ти веков молилось и плакало у этого ложа Христова!.. И сколько бы кто ни приходил к сей животворной святыне, всегда благодатное чувство умиления наполняет душу молящегося, по реченному: «вкусите и видите, яко благ Господь». Как сладостно, припавши ко Гробу, молиться мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному! Веяние особенной благодати Божией в пещере святого Гроба до того согревает и умягчает сердце верующего, что он забывает все скорби свои, готов отказаться от всех земных радостей, от всех греховных привычек и начать жизнь новую, Господу благоугодную! Но особенно утешительно стоять у Гроба Господня в то время, когда на нем совершается Божественная Литургия, — стоять и молиться о себе и о близких своих. Чувствует сердце, что Господь слышит молитву твою, смиренно приносимую купно со всей Церковью у Его живоносного Гроба. Братие-читатели мои! Немного из нас таких счастливцев, которых Бог сподобил быть у Гроба Господня в старом Иерусалиме. Но в Великий Пяток и в Великую Субботу вы можете видеть в каждом храме святую Плащаницу — изображение Гроба Господня. Вот вам удобный случай перенестись мыслью в Старый Иерусалим, и помолиться как бы у самого Гроба Господня! Кроме того: каждый святой престол в храме Божием изображает Гроб Господень, на коем каждую литургию предлежит во святых Таинах Пречистое Тело и Кровь Господа нашего. Итак, когда увидишь, брат, в отверстые царские двери святой престол, то вспомни, что он изображает Гроб Господень, и поклонись Господу, сущему во святых Таинах, как бы поклонился ты Ему, лежащему во Гробе!.. Оглавление 417. День Пасхи – царь праздников Ныне тридневное Солнце правды взошло и озарило всю тварь. Тридневный и предвечный Христос, как виноградная гроздь, произрос и наполнил радостью всю вселенную. Узрим невечерний свет; восстанем ныне рано и исполнимся светом веселья. Врата ада отверсты Христом; и мертвые, как бы от сна, восстали. Воскрес Христос — падших восстание, и воздвиг с Собой Адама. Воскрес Христос — всех Воскресение, и освободил от клятвы Еву. Воскрес Христос — Воскресение, и, вместо беспорядка, явилось в мире благолепие. «Возста Господь аки спяй», и, поразив, низложил всех Своих врагов. Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели; воскрес, и тление естества изменил в нетление. Воскрес Господь, и восстановил Адама в древнее достоинство бессмертия. Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым чрез Христа. Ныне новое небо — небо прекраснее видимого неба, ибо на нем не то солнце, которое ежедневно заходит, но Солнце — Сам Христос, видя Которое на кресте, служебное солнце устыдилось и скрылось, — Солнце, о Котором говорит Пророк: «возсияет вам боящимся Имене Моего Солнце правды» (Мал. 4; 2), — Солнце, Которого светом озаряется Церковь; сие-то Солнце умудряет немудрых. Сие-то Солнце утверждает нашу веру на прочном основании. Ради сего Солнца правды, Христа, устроена Церковь небесная, которая освещается не сею видимой луной, то возрастающей, то умаляющейся, но вечно сияющей благодатью; и в которой являются не какие-либо блуждающие звезды, но звезды новопросвещенные, чада Божии по благодати, восходящие из купели крещения. Церковь имеет не облака дожденосные, но богословствующих учителей; она основана не на мутных водах, но на священных догматах. «Сей день, егоже сотвори Господь, духовно возрадуемся и боголепно возвеселимся в онь» (Пс. 117; 24). Он торжественнее всех празднеств. Он составляет для всего мира празднество и обновления, и спасения. Сей-то праздник есть глаза и верх всех праздников. Се тот день, который Бог благословил и освятил, поелику Он почил от всех дел Своих, окончив спасение земных и вместе преисподних. В сей день Бог прекратил обряды служений идолам и животным. В сей день Он прекратил силу всего сопротивного. В сей день Он прекратил демонские празднества и торжества. В сей день Он прекратил кровавые идольские жертвы. В сей день Он прекратил державу тирана (диавола) и жало смерти, уязвлявшее людей. В сей день Он дал твари новые постановления и законы. В сей день Он прекратил подзаконную иудейскую Пасху. В сей день Он исполнил все ветхозаветные прообразования и пророчества. Наша Пасха есть Пасха истинная, Христос, принесший Себя в жертву. Во Христе новая тварь; во Христе новая вера, новый закон, новый Божий народ, новый, а не древний Израиль, и новая Пасха, новое и духовное обрезание (святое Крещение), новая и безкровная жертва, новый и Божественный завет. Итак, обновитесь ныне, и дух правый обновите в сердцах ваших, дабы уразуметь тайну нового и истинного праздника; дабы насладиться ныне весельем истинно небесным, дабы вместе познать и то, какое различие между нами и иудеями. Древле для спасения народа, с высокой горы, послан был от Бога законодатель Моисей, как образ закона. Для спасения рода нашего, с небесной горы, ниспослан Законоположник Господь, Бог от Бога, ниспослан, как самая Истина. Моисей освободил от ига фараонова и египетского; Христос избавил нас от диавола и демонов. Моисей, умертвив Египтянина, несправедливо поступавшего с Евреем, скрыл его в песке; Христос, поразив диавола, низринул его в бездну. Моисей примирил двух братьев, враждовавших между собой, Христос также примирил два Свои народа, соединив небо с землей, Ангелов с людьми. Там — дочь фараонова, пришедши к реке мыться, нашла и взяла Моисея; здесь Церковь — дщерь Христова, обретает Христа, не Моисея трехмесячного в ковчежце, но, вместо Моисея, Тридневного из гроба. Там Израиль совершил прообразовательную Пасху ночью; здесь мы торжествуем Пасху днем. Там помазуемы были кровью пороги дверей; здесь печатлеются кровью Христовой сердца верующих. Там последовал переход чрез Чермное море; здесь совершается спасение чрез вступление в море Крещения. Это — та вода, над которой, подлинно, носится Дух Святой, и в которой Он является, в которой сокрушается глава дракона, самого князя драконов и демонов и всего сонма диаволов. Там облако покрывало народ; а Христиан осеняет сила Вышняго. Там, по избавлении народа, сестра Моисеева, Мариам, составляет лик; здесь Церковь Христова со всеми своими чадами празднует спасение язычников. Там Моисей прибегает к сотворенному камню; здесь народ притекает к Камню веры (Христу). Там сокрушаются скрижали закона в предзнаменование того, что закон должен прейти и обветшать; здесь законы Божественные пребывают неизменно. Там, в наказание народа, расплавлен телец; здесь, для спасения народа, приносится в жертву Агнец Божий. Там камень поражается жезлом; здесь Камень — Христос, прободается в ребро. Там из камня текла вода; здесь из животворного ребра истекла кровь и вода. Те получили с неба плоть крастелей (перепелов); мы приняли с высоты Духа, в виде голубине. Те ели временную манну и умерли; мы вкушаем Хлеб живота вечного. Все оное древнее обветшало, и, как тень, прошло; напротив, то, что относится к нам, растет, процветает, продолжаясь постоянно. Так была прообразована Пасха наша. Так, подобно тени, прешли все события подзаконные. Размышляй подобным образом о настоящем празднике, рассмотри все, что говорили о настоящем дне Моисей и Пророки, дабы тебе убедиться в истине Воскресения. Есть неисчетное множество преобразований восстания из мертвых и воскресения. О нем достоверно свидетельствует жертвоприношение Исаака. Его прообразовал ров Иосифа, в который он был брошен братьями, и из которого вышел, не подвергшись смерти. Его прообразовал также ров Иеремии (Иер. 38; 6), из которого сей выведен избавившись от тления и нечистоты. Воскресение Христово прообразовал и кит Ионы, из которого сей вышел по прошествии трех дней. Преобразованием темницы адовой может служить еще темница Иосифа. Прелюбодейная жена Пентефрия ввергла его в оную; но, после трех лет, он вышел из нее невредимо, как Христос в третий день воскрес из мертвых. Кроме сего, львиный ров Даниила также прообразовал гроб Спасителя, из которого Он вышел живым, избегши ярости львов, ада и смерти. Сим изобличай иудеев; сим укоряй их. Так защищай страдания и Воскресение Христово. Вот таинства, коим поучает тебя настоящий праздник! Что же после сего? Станем ли мы праздновать теперь одни, или воспомянем и о ближних наших? Будем ли наслаждаться светлостью праздника одни, или позаботимся и о других? Празднество наше, если только хотим, чтобы оно было приятно и угодно Господу, необходимо должно соединяться со всеобщим воздыханием Церкви к Богу и воспоминанием о братиях наших — кои претерпевают всякую нужду и бедность. Ибо, если страждет един уд, с ним страждут все уды. Итак, будем сострадательны к братьям нашим, кои суть члены наши; будем оказывать помощь им: одни — посредством своих имений, другие — посредством учения и других благотворении, а все вообще — посредством молитв наших пред Богом. Да будет, умоляю вас, общая всем молитва. Будем внимательны к говорящему: «молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5; 16). Будем внимательны к словам Христовым: «если двое из вас на земли согласятся просить о чем-либо, все то будет дано им» (Мф. 18; 19). Молитва Церкви, братия, есть сильное оружие. Согласная молитва к Богу, братия, особенно же молитва верующего народа, есть твердая стена. Никто не дерзай говорить: «Бог не послушает». Он особенно внемлет молитвам уничиженных, преимущественно же тех, кои ради имени Его труждаются. Их-то молитвы Он услышит тотчас. Их молитвы, возлюбленные, составляют сильное оружие. Часто во время празднеств и человеколюбие царей дарует многим осужденным прощение и свободу. Итак, молю вашу любовь, непрестанно воспоминайте в молитвах о братиях ваших, находящихся в нуждах, особенно в тот священнейший час, в который вы приемлете в руки свои неоцененный бисер Тела Христова. Аминь. (Из Слова святого Епифания Кипрского) Оглавление 418. Галилейское море Была у древних евреев пословица: "Бог создал семь озер в земле ханаанской, но только одно — озеро Галилейское — Он избрал для Себя Самого". Так говорили евреи потому, что это озеро лежит в местности, которую и по климату, и по красотам природы, можно было в древности назвать раем земным. Нигде еще в святой Земле не было таких деревьев и таких садов, как в земле Геннисаретской, по берегам светлого озера Галилейского. В изобилии росли тут и пальмы, и смоковницы, всякие орехи, апельсины, лимоны, финики, миндаль и виноград. Это был сплошной сад на полусотню верст вдоль течения Иордана, и по берегам озера, которое имеет в длину около 25, а в ширину от 7 до 10 верст. Плоды на деревьях здесь можно было видеть в продолжении целых десяти месяцев в году. Теплый, почти жаркий климат прохлаждался близостью и обилием воды, и воздух был полон ароматом садов. Оттого берега Галилейского моря были очень густо населены: города и селения тянулись тут почти без перерыва, а по прозрачным волнам его скользили во всех направлениях и римские военные корабли, и неуклюжие рыбачьи лодки, и раззолоченные суда из дворца Иродова, который стоял в Тивериаде на самом берегу озера. Да, это был рай земной, оттого евреи и говорили, что Бог избрал озеро Галилейское для Себя Самого. Но для нас христиан эта еврейская пословица имеет совсем другой — более глубокий смысл; мы больше имеем оснований сказать, что это озеро-море Господь избрал Для Себя Самого: мы знаем, что Господь наш Иисус Христос любил окрестности этого озера, любил здесь пребывать, любил тут беседовать с народом и молиться в тишине ночной... Сколько чудес милосердия совершил Он здесь! Здесь, на северных берегах моря Галилейского, находилась незнатная Вифсаида — родина Его первозванных Апостолов — Андрея, Петра и Филиппа. Здесь Он воззвал Симона и Андрея, сынов Иониных, а потом — Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых к великому Апостольскому служению и из простых деревенских рыбарей соделал их великими богословами и ловцами человеков. Здесь, из ладьи, поучал Он стоящие на берегу толпы народа и здесь впервые люди услышали Его Божественные по простоте и глубоко поучительные притчи о сеятеле, о закинутом неводе, и множество других. Здесь, над этими волнами, раздалось Его Божественное запрещение бурному ветру: «молчи, престани! И бысть тишина велия...» По этому озеру однажды ночью плыла ладья с Его учениками, и вот они видят в сумраке ночном: их Божественный Учитель идет по этим волнам, как по суше, видят и своим очам не верят; думая, что это призрак, они от страха возопили... Но Господь подает им Свой ободряющий голос: «дерзайте, Аз есмь, не бойтеся!» —Тогда пламенный Петр вызывается идти к Нему навстречу, — Господь позволяет, и вот Симон идет по воде, но идет не твердой стопой: «видя же ветр крепок, убоялся; и начен утопати, возопи глаголя: Господи, спаси мя!» — И Господь простирает ему руку, ту милосердную руку, которая до сих пор помогает нам грешным в многотрудном нашем плавании по житейскому морю, воздвигаемому напастей бурей... — Не раз здесь рыбари — Апостолы по слову Христову извлекали чудесно наполненные мрежи после того, как всю ночь трудились напрасно: какой поучительный урок для всех трудящихся, что без Божией помощи всуе они трудятся, что, значит, для всякого труда нужно Божие благословение и Божия помощь! — На берегах этого озера был Капернаум, называемый в Писании градом Спасителя, — тот Капернаум, которому изрек Господь грозное оное слово: «и ты, Капернаум, до небесе вознесыйся, до ада низведешися!..» (Лк. 10; 15). И сбылось это страшное изречение: нет более и следов Капернаума, и ученые спорят о самом месте, где находился он! Нет более и Хоразина с Вифсаидой, и над ними разразилось то великое горе, которое произнес им Господь! — А вот — там, на восточном берегу высится крутой утес: при взгляде на него невольно припоминается история исцеления бесноватого, окончившаяся тем, что огромное стадо свиней гадаринских бросилось с этого утеса в море и погибло в его волнах. Трудно исчислить все дорогие сердцу христианина воспоминания о Спасителе нашем, соединенные с именем моря Галилейского; здесь даже рыбы безгласные вешают о Нем: одна порода плоской рыбки, в четверть длиной, называется рыбой Апостола Петра, — как не вспомнить при этом извлеченный им из уст рыбки статир (монету), — а род небольшого карпа носит название Христовой рыбки... Любил Господь это озеро и на берегах его благоволил явиться ученикам Своим по Своем светоносном воскресении. Какая дивная, трогательная картина! Раннее утро. Еще темно, едва начинает светать. Усталые рыбари — Апостолы плывут к берегу после бессонной ночи и тщетных трудов. Пусты их сети... Но вот на берегу виднеется Человек. Кто бы это был?.. "Дети! — слышится с берега. — Нет ли у вас чего съестного?" — "Нет", — уныло отвечают они. — "Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете", — говорит явившийся. Они закидывают и едва могут тащить от множества рыбы. Это невольно напоминает им прежний чудесный лов рыбы, и вот любящее сердце Иоанна подсказывает ему, Кто это стоит на берегу. — "Это Господь!" — шепчет Иоанн Петру, и пылкосердечный Петр наскоро опоясывается одеждой, бросается в воду, переплывает пространство сажень в пятьдесят и весь мокрый падает к ногам Иисусовым... Между тем другие ученики плывут на лодке, влача туго натянувшуюся сеть, наполненную рыбой... А на берегу уже разложен был огонь, лежал хлеб, и на пылающих углях для усталых рыбарей уже пеклась рыба. Господь велит им принести и той рыбы, которую только что поймали. Симон Петр пошел и своими сильными руками помог вытащить на берег сеть, в которой оказалось 153 больших рыбы. Теперь все видели, что это Господь... "Подите сюда, обедайте!" — сказал Он им. И безмолвно возлегли они вокруг Господа, и стали обедать... И за этой трапезой Господь трижды вопрошает Симона: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?» И трижды исповедует смиренный Апостол свою любовь к Господу, и сим троекратным исповеданием заглаждает свое троекратное отречение... Пустынны теперь берега священного озера Геннисаретского. За исключением маленького городка Тивериады да дикой деревни Медждель — древней Магдалы (родина святой Марии Магдалины), на его берегах нет ни единого населенного местечка. Нет более роскошных садов. На восточном берегу высятся обнаженные скалы, изрезанные мрачными оврагами. С давних пор по водам озера не скользит ничья ладья и не оживляет движением этой мертвой пустыни. Только посредине озера тянется светлая, серебристая лента быстрого Иордана, который впадает в озеро на севере, перерезывает его с севера на юг, и продолжает свое течение далее к Мертвому морю. Но природа остается все та же: воды озера все так же прозрачны и прекрасны, как и тогда, когда лодка Апостола Петра колыхалась на его зыблющихся волнах; воздух все так же дышит благоуханием; горлица еще воркует в долинах и пеликан ловит рыбу, которой и теперь много плещется у самых берегов, как это было во времена Христовы, но ловить ее теперь некому. Повсюду те же пальмы, те же зеленые поля и журчащие потоки; — только рядом с ними угрюмо смотрят серые кучи развалин... Но при взгляде на эти развалины, на эти обнаженные горы, окрашенные черным или серым цветом, чувствуешь какую-то печаль, и особенно становится грустно на душе, когда обратишь взоры на эту невозмутимую тишину озера...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar