Меню
Назад » »

Троицкие Листки (89)

398. Святки Святки! Что за радостное время! Еще задолго — за пять недель до великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святая Церковь приглашает нас к сретению грядущаго родитися в Вифлееме Господа. "Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!.." И вот, чем ближе этот праздник, тем радостнее на душе; его ждут не дождутся и малые дети, и взрослые юноши и девицы, и дряхлые старцы, и все православные христиане. И будто теплой весной среди хладной зимы повеет в эти дни на душу каждого верующего, и так весело, отрадно станет на сердце, что и горемыка несчастный как бы забудет на это время свои горести, больной — свои болезни, бедняк — свою нищету... Не напрасно, братие, наши благочестивые предки дали такое название этим дням — Святки; это действительно дни Святые, дни святых воспоминаний двух важнейших радостных событий из земной жизни нашего Спасителя — Его Рождества и Крещения. Этих великих событий, такой неизреченной радости, ждали когда-то целые миллионы людей, ждали целые тысячи лет, и особенно ждали ветхозаветные праотцы, пророки и все праведники. Ждали, и вот их ожидания исполнились: в Вифлееме граде родился от Девы Марии Отроча младо — Превечный Бог; вот Он — наш Спаситель явился на Иордане, смиренно преклоняет Свою главу под руку Предтечеву, погружается в воды Иордана, — и Дух в виде голубине нисходит на Него, и Отец свидетельствует о Нем яко Единородном... Как же не радоваться, как не веселиться в такие воистину святые дни?.. А чтобы радость наша была полнее, Святая Церковь позаботилась и нас самих предочистить сорокадневным постом, ибо сказано в Писании: «И не будет благо нечестивому...» (Еккл. 8; 13). Вот, други мои, что такое Святки, вот какие великие святые события воспоминаются в эти Святые дни! Теперь понятно, как добрые христиане должны проводить эти дни. Первые три дня этого радостного всемирного праздника называются в Церковном уставе тридневной Пасхой. Священные песнопения и все утренние, дневные и вечерние Богослужения этих дней бывают так торжественны, так преисполнены неизреченного духовного веселия, что можно только от души пожалеть того христианина, который без крайней нужды сам себя лишает в эти дни великого духовного утешения — присутствовать при всех церковных службах с теплым усердием и полным вниманием! Итак, прежде всего и паче всего спеши, возлюбленный о Христе брат мой, спеши в эти Святые дни в храм Божий: там ты забудешь всю суету земную; там ты почувствуешь себя в вертепе Вифлеемском, у яслей Христовых; там ты услышишь песнопения Ангельские и можешь сам прославлять Богомладенца и Его Пречистую Матерь купно с небожителями, можешь поклониться Спасителю мира вместе с простецами, пастырями, принести Ему дары вместе с мудрецами, царями восточными; они принесли Ему злато, а ты принеси сердце чистое, они — ливан, а ты молитву яко кадило благовонное, они — смирну, а ты — слезу умиления сердечного... Ах, брат возлюбленный! Церковь Божия для верующих — это рай земной! Когда со вниманием слушаешь службу Божию, то и не вышел бы из этого рая пресветлого, особенно в такие дни, когда все песнопения, все чтения из слова Божия — все переносит тебя в те священные времена, когда явился на земле Господь наш Иисус Христос! Итак, первое и главное дело в Святки — чаще ходить в храм Божий. Потом что? Потом придешь ты домой, в свою родную семью, разделишь с ней трапезу праздничную, а при этом расскажешь или прочтешь детям историю праздника. Был у древних евреев закон, чтобы отец семейства за обеденным столом в праздники рассказывал детям, по какому случаю праздники установлены, какие милости Бог являл древле народу еврейскому, и подобное. Закон хороший, и как бы хорошо было, если бы и мы его исполняли! Каждый праздник имеет свою историю; когда и вспомнить ее, как не в самый праздник? Поверь, друг мой, дети твои со слезами умиления будут слушать, когда ты расскажешь им, как Господь и Спаситель ради нас Сам Дитятей стал, как Он, пеленами повитый, в яслях возлежал, как Ангелы воспели Его рождение, как пастыри пришли к Нему на поклонение, как явилась звезда на Востоке, как пришли за этой звездой мудрецы в Иерусалим, и смутился царь Ирод, и задумал убить Новорожденного; а волхвы идут к Нему, поклоняются как Богу, приносят дары и, по повелению Ангела, уходят другой дорогой, а Иосиф берет Младенца-Бога и Матерь Его и бежит в Египет... А когда ты расскажешь детям о жестоком избиении младенцев Вифлеемских — о, ты увидишь, каким состраданием к невинным малюткам наполнятся нежные сердца твоих малюток и у тебя самого скатится сладкая слеза из очей!.. Вот тебе и второе дело на эти Святые дни — дело истинно святое и Богу угодное! Сегодня сам расскажи детям, а завтра их заставь повторить... Расскажи им, кто был святой Иосиф Обручник, начертай на их детской душе светлый образ этого смиренного старца, нареченного отца Сыну Божию; запечатлей на их сердце святейший образ Матери-Девы, расскажи, как Она жила во смирении; возьми Четии Минеи, прочитай там дивные, умилительные сказания о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет и подобные. Вот, говорю, второе дело для Святых дней, и особенно — для Святых вечеров пригодное! Еще что? А вот что. Я сказал, что для всех радостны эти дни, но сколько есть нужды беспомощной, у которой и в такой праздник нечем разговеться, не в чем в церковь Божию показаться... Вот с такой-то нуждой и поделись, чем Бог тебя не оставил. Если денег у тебя нет, — отнеси им хоть из припасов что-нибудь, подари детям-сиротам хоть поношенную одежку со своих деток, порадуй их чем можешь, для праздника Христова, раздели с ними их горе-беду... Ах, как дорого в горести даже одно слово доброе! Приди к больному бедняку, который не мог до церкви Божией дойти, почитай ему из Евангелия, из Четии Минеи, поговори с ним по душе, и ты сделаешь для него праздник радостным, и Господь благословит тебя за это сугубой радостью! Сегодня к одному сходи, завтра — к другому... Так и пройдут у тебя Святые дни в святых, Богу угодных, занятиях: то в церкви, за службой Божией, то в родной домашней твоей церкви — среди родной семьи, то у меньших братий Христовых — бедных, сирот и больных... Наши предки ездили в эти дни и в темницы к заключенным узникам, подавали им милостыню, беседовали с ними. А в наше время — Господи Боже наш! — чего-чего не придумали люди, чтобы оскорбить эти Святые дни! В городах — театры, балы и маскарады разные, в деревнях — катание, гадание и ряженье... Сколько при этом бывает греха, сколько слышится нечистых слов, нескромных шуток, смеха неподобающего! Не говорю уже о пьянстве, сквернословии, разгульных песнях... Это ли веселие христианское? Это ли Святки — Святые дни?.. Стыдно, братие, ей, — стыдно за все эти безобразия! Ни евреи, ни татары, ни турки не доходят до такого безобразия в свои праздники, какое так часто творится у нас, на Руси Православной! Никто не спорит: отчего не повеселиться в праздники; и в Писании сказано: есть «время плакаты и время смеятися, время рыдати и время ликовати» (Еккл. 3; 4). Но всему есть мера, всему — своя граница. Можно в праздник и выпить, кто привык, но у себя дома, а не в питейном, да надо помнить при этом правило, записанное у святителя Димитрия: "Первая чаша — во здравие, другая — на веселие, а третья — на печаль..." Можно и к доброму соседу пойти, и его к себе пригласить, но чтобы при этом не было лишнего угощения водкой, которое до добра не доводит... Можно позволить и детям погулять, но чтобы все было прилично, без этого глупого ряженья и гадания; суди сам, зачем это позволять им разумную природу человека обращать в подобие скота или даже беса с рогами? Это не столько смешно, сколько грешно! А гадание — дело прямо Богу противное; это суеверие, за которое по древним церковным правилам отлучали гадальщиков от Святого Причащения по несколько лет кряду... Впрочем, если ты начнешь эти дни Святые с того, о чем я ранее говорил, то и сам не дойдешь до подобного безобразия, да и дети твои не захотят ни гадать, ни рядиться. Вам ничего подобного и на ум не придет, если ваша душа будет полна воспоминаний о Христе Спасителе. А это будет, будет непременно, если будешь встречать праздники по-христиански, чего тебе и желаю от всей души, в чем да и поможет тебе Господь Бог! Аминь! Оглавление 399. При встрече Нового года Ныне мы торжественно встречаем Новый год, и встречаем мы его как следует, по-христиански, — молитвой в храме Божием. Да, есть о чем и помолиться ныне ко Всевышнему Творцу и Богу нашему с особенным усердием. Во-первых, мы должны благодарить Его, устами Церкви, за все благодеяния, какие приняли от Него в прошедшем году. Во-вторых, должны мы воссылать Ему хвалу за то, что Он рек: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» (Иез. 33; 11), не погубил нас, за наши беззакония, в мимошедшем лете зле нами содеянная, но еще дает нам время к исправлению многогрешной нашей жизни. И, наконец, молить Его усердно со слезами, чтобы Он продлил милости Свои для нас и в грядущее лето, укрепив нас в православной вере, подав нам мир и тишину, твердую, нелицемерную любовь и добродетельное житие. Встречая Новый год, мы все приветствуем друг друга: "С Новым годом!", как будто бы с какой-то особенной находкой. Все спешим друг другу сообщить, и лично и заочно, эту новость, поздравить и знакомых и родных с каким-то "новым", небывалым "счастьем". А где и в чем причина этой радости? Ужели только в том, что миновал старый год и новый наступил? Но тут еще не видно нам особенной причины к шумному, всеобщему веселью. Все мы любим обольщаться долгожитием, и редко, очень редко кто желает поскорее умереть. А тут вам говорят: "С Новым годом!". Значит, старый миновал. Значит, еще на год сократилась наша дорогая жизнь, и без того-то скоротечная. Значит, еще на год ближе подошли мы к гробу и могиле. Что же за радость в этом человеку грешному, которому хотелось бы пожить подольше в этом мире, на земле? А это выражение: "И с новым счастьем!" — еще более неуместно говорить всем, без разбора, при встрече Нового года. Если разуметь под этим счастьем богатство, чины, награды, то много ли таких счастливцев можно встретить между нами в этот Новый год? И Богу одному известно, каков-то будет этот Новый год для каждого из нас. Ведь и в прошлом году, первого января, все мы веселились и все друг друга поздравляли: "С Новым годом, с новым счастьем!" А между тем, к настоящему Новому году скольких наших родных и знакомых не стало на свете, сколько болезней, печали и слез потерпели иные, и вместо счастья и богатства, — сколько нужды, нищеты появилось у многих?.. И это все совершилось и совершается, конечно, за наши тяжкие грехи. Итак, чтобы избежать нам в наступающем году новых, тяжких испытаний, для этого должны мы безотчетную мирскую радость умерить покаянием и исправлением. Для того-то и дает милосердый Бог это новое лето, чтобы мы покаялись. Спаситель некогда сказал такую притчу, которую весьма полезно вспомнить каждому из нас при встрече Нового года. Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал он виноградарю: "Вот, уже третий год я прихожу искать плод на этой смоковнице, и не нахожу его; сруби же это дерево. Зачем оно напрасно только землю занимает? (На этом месте можно посадить другое дерево, которое мне будет приносить обильные плоды, а это больше никуда не годится, как только на дрова; сруби его и брось в огонь!)". Но садовник, умоляя господина, говорит ему в ответ: "Господин! Оставь смоковницу еще хоть на единый год. Мне жалко тех трудов, какие прилагал я прежде, для того, чтоб как-нибудь вырастить ее. Еще я приложу свое старание, чтобы как-нибудь поправить это дерево посредством новых удобрений и ухода. И если новые и большие о нем мои заботы, как и прежние, останутся опять напрасными, тогда и ждать, конечно, нечего: срублю его. Потерпи, владыко, пощади! Не принесет ли это дерево плода? А если нет, то на следующий год пусть исполнится над ним твоя последняя святая воля" (Лк. 13; 6-9). Кто не видит здесь ясно, что в этой притче под бесплодной смоковницей нужно разуметь нам человека-грешника, которого щадит Господь на этом свете, ожидая от него благих плодов покаяния? И щадит Он, по ходатайству о нем перед Богом его Ангела хранителя, равно как и других святых, которые так пламенно, усердно молятся о нас, не только тогда, когда мы сами прибегаем к ним с мольбой о нашем здравии и спасении, но даже и тогда, когда забываем об этом, становясь сухими и бесплодными, точно дерево худое, которое без всякой пользы занимает место в вертограде. Но изряднее, или более чем за просьбы всех святых, Господь нас милует предстательством за нас перед Ним Пречистой Девы Богородицы, Споручницы и самых грешных христиан. А кроме этих, высших и небесных, Богом данных нам хранителей, есть еще у нас и на земле, пока мы живы, и другая благодатная заступница за нас, — Святая Церковь Православная, которая через освященных Богом пастырей возносит постоянно теплые о нас свои молитвы к Богу с принесением Безкровной Жертвы и совершением над нами Таинств Покаяния и Причащения. Но всему свое есть время и своя пора. Каждому из нас в этой жизни, будь ли она святая или грешная, назначен свой «предел, его же не прейдут» (Пс. 103; 9). Этот предел есть смерть телесная, смерть неизбежная и смерть никому из нас неизвестная. И что если этот Новый год, который мы с тобой, собрат, сегодня встретили так радостно, для тебя или меня есть год уже последний в нашей жизни на земле?.. При этой мысли поневоле призадумаешься. И вместо радости или мечты о каком-то неизвестном "новом счастье", когда вспомнишь, кстати, о смоковнице, — падешь во прах перед Господом со слезами, и скажешь эту краткую сердечную молитву: "Пощади меня, Владыко! Подожди губить меня, как засохшую, негодную смоковницу, достойную геенского огня! Пошли на помощь Святого Ангела хранителя, как верного наставника. Пусть слезы горькие, обильные, как дождь во время зноя, оросят мою засохшую душу! За тяжкие мои грехи я готов перенести наказания здесь, только не лиши меня отрады и блаженства там, "идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!". Вот какого обновления желает нам Святая Церковь постоянно, а тем более в начале Нового года, как Апостол говорит: отложите «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновляйтесь духом ума вашего... Отвергнув ложь, говорите истину... Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово (или срамное) да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере (и благочестии)... Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4; 22-32). «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам... Знайте, что никакой блудник... или пьяница или лихоимец, как идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5; 1-5). Брат мой возлюбленный! Давно мы празднуем с тобой новолетия. Каждый год иной из нас или иная старается к Новому году, для грешного тела, устроить ту или другую обновку. Но украшение души, без всякого сомнения, настолько же превосходнее тела, насколько небо превосходнее земли. Отчего же мы с тобой не позаботимся о том, что «едино же есть на потребу»? (Лк. 10; 42). Попросим же у Господа со слезами покаяния одеяния души словами Церкви: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду вонь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!". О Боже милосердый! Пощади нас, грешных, как бесплодную смоковницу, и в это грядущее, новое лето отврати лице Твое от наших беззаконий, в мимошедшем лете зле нами содеянных! Очисти сердце наше покаянием и дух правый обнови в нас благодатью Твоею! Аминь. (Из "Проповедей" протоиерея Иоанна Полисадова) Оглавление 400. Христова Церковь пребудет до скончания века В наше время есть христиане, которые твердо держатся мысли, будто "в последние времена", именно во время антихристово, "Церкви Христовой не будет". В доказательство такой своей мысли они ссылались и ссылаются на некоторые места Священного Писания, которые будто бы ясно доказывают, что в последние времена, именно во время антихриста, Церкви Христовой подлинно не будет. Но все места Писания, на которые ссылались и ссылаются означенные христиане, не доказывают истины их мысли и отнюдь не опровергают той истины, что Церковь Христова будет существовать до скончания мира или до самого второго и славного Христова Пришествия. Ссылались и ссылаются на слова Господа Иисуса Христа: «Сын Человеческий пришед, убо обрящет ли си веру на земли» (Лк. 18; 8). Но эти слова Господа показывают не то, что в последние времена ни в ком из людей не будет истинной веры, а только то, что истинная вера тогда будет не во многих. Ибо именно так эти слова Господа объясняет "Благовестник": тогда вера, —говорится в нем, —в малых обрящется, —"пришед бо Господь на облацех, не обрящет веры на земли, комо не во мнозех". Итак, истинная вера, хотя не во многих, будет существовать на земле до самого второго Пришествия Господня на землю. А так как Церковь по общему разумению и по сказанию "Книги о Вере", суть вернии люди, во имя Христово крестившиеся, — то очевидно, что Церковь Христова не прекратиться до самого второго Христова Пришествия. Ссылаются и на слова Апокалипсиса, где об антихристе, который там называется «зверем», сказывается, «что поклонятся ему вси живущие на земли» (Откр. 13; 6-8). Но слова: вси «живущие на земли», — не означают всех людей вообще, а только всех тех, о коих в Апокалипсисе говорится непосредственно после означенных слов: «не написаны суть имена в книгах животных Агнца, заколенного от сложения мира» (Откр. 13; 6-8). Так это разумеет и святой Андрей Кесарийский. Он говорит: "...Оными обладати будет, ихже имена не суть написана в книзе животней", — и которые посему не будут наслаждаться вечной жизнью. Кто же эти люди? Это далее поясняется в том же Апокалипсисе: «страшливым и неверным и скверным и убийцам, и блуд творящим, и чары творящым, идоложрецем, и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом». Ссылаются же и на другие слова Апокалипсиса, где говорится, что «ин зверь творяще землю и вся живущия на ней поклонитися первому зверю,... сотворити, да иже аще не поклонится образу звериному, убиен будет» (Откр. 13; 14-17). Но и в это тяжкое время не все поклонятся образу зверя и не все, отказавшиеся поклониться ему, будут убиты. Потому что тот же святой тайновидец Апостол далее говорит: «зде есть терпение святых, иже соблюдают заповедь Божию и веру Иисусову» (Откр. 14; 12). А эти слова показывают, что и тогда будут святые, то есть верные, а посему и тогда будет Церковь Христова. И так все места Священного Писания, на которые ссылались и ссылаются в доказательство той мысли, что будто во время антихриста не будет Церкви Христовой, действительно, не доказывают сей мысли. Напротив, те же самые места ясно и несомненно показывают, что Церковь Христова, хотя и не в большом числе, будет существовать и во время антихриста. Это совершенно прямо и несомненно показывают следующие места Слова Божия. Господь Иисус Христос, упоминая о самом последнем времени пред Своим Пришествием, или прямее же, о самом времени Своего Пришествия, говорит: «...в ту нощь будета два на одре едином: един поемлется, а другой оставляется. Два будет на селе: един поемлется, а другой оставляется» (Лк. 17; 34-36). А эти слова совершенно ясно показывают, что истинно верующие, то есть Святая Церковь, будет и тогда. Ибо если бы тогда не было истинно верующих, то не был бы поемлем никто, а были бы оставлены все. Святой Апостол Павел говорит: «Мы, живущи, вставшие в пришествие Господне, не имамы предварити умерших, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех, в сретение Господне на воздусе» (1 Сол. 4; 16, 17). Эти слова тоже совершенно ясно показывают, что некоторые из имеющих жить пред вторым Господним Пришествием будут достойны сретить и сретят Господа, но сии достойные будут, конечно, истинно верующие, то есть истинная Церковь. Тот же святой Апостол говорит: «...в последним дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хульницы..., и сих отвращайся». (2 Тим. 3; 25). Предписанием «сих отвращайся» — святой Апостол ясно показывает, что и в последние времена будут христиане, — не именем только, а истинно, ибо если бы тогда таковых христиан не было, некому было бы давать и предписания — «сих отвращайся2. То же говорит о людях самого последнего времени и святой Ефрем Сирин, а именно: "Господь Спаситель наш приидет, яко молния блистающися с небесе...", а несколько ниже: "...Тогда возрадуются святии радостию великою и угодивши праведнии и вси неприимшии печати антихриста лукавого и нечестивого". "Благовестник", объясняя слова Христовы: «...не имать прейти род сей, дондеже вся сия будут», — говорит: "Не бо зде род Апостольский глаголет, понеже не до скончания мира живут Апостоли, ниже до скончания Иерусалима мнози постигоша жити: род убо христианский, глаголют, утешая, Апостоли, до не мнят толики злым бывающым, вся оскудеет вера, рече: дерзайте, не прейдет род христианский, ниже оскудеет. Прежде бо бездушныя сия стихии, небо и земля прейдет, неже словеса Моя отпадут: вся бо совершатся, елико рекох". Итак, в том, что Святая Церковь Христова продолжится и до самого второго Пришествия Христова на землю, нет не малого сомнения. Все, которые говорят, что Церковь Христова когда-нибудь прекратиться прежде второго Пришествия или уже прекратилась, — говорят ложь и суть «лживии учители», которых в будущей жизни ожидает невыразимо страшная участь, именно «езеро, горящее огнем и жупелом», ибо это озеро назначено как «неверным, и скверным, и убийцам, и блудтворящым, и идоложрецем, так и всем лживым» (Откр. 21; 8). (Из книги "Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь")
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar