- 257 Просмотров
- Обсудить
392. Доброе слово старца-инока мирянину Не говори: "Я мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и третье", не думай, что только монахам нужно спасать душу, — нет! Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил, и в каком бы звании ни был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час — надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа. Придет время, — вдруг позовет Господь, когда и не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: "Явите дела и примите мзду", — что тогда ответим? Праведный Судия не будет спрашивать, кто где жил — в миру или в монастыре — нет; в каком кто звании жил и что сделал здесь — по делам и будет судим. Мы все называемся христианами, мы все Христовы, а враг отводит нас от Господа: ты в миру-де живешь, когда тебе думать о спасении? Так отводит нас враг от Господа, а мы и не понимаем его коварства! Как жаль, что мы далеки от Господа! А ведь Он все видит, все слышит, что говорим, делаем и думаем... Кого придет судить Господь? Разве одних монахов? Нет, Он придет судить всех христиан, всех людей, и воздаст каждому по делам его. Многие говорят: "Не мы одни, а и все так живут". Так это же говорили и те, которые погибли во время потопа; так перенимали друг от друга соблазны и грехи Содомляне; в том-то и беда наша, что совсем забыли, что мы приняли крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, отреклись сатаны и всех дел его, что это отречение наше записано на небесах и хранится до Страшного Суда Божия! Если не сохраним своего обещания, — что нам будет? Какой ответ дадим? Не медля надобно примириться с Господом, — нам нужен будет Господь, а мы все думаем: "Поживем, как живется, а там — что будет, то и будет!" Вот придет болезнь, сделается грустно, от людей не будет помощи, все стоят вокруг да скорбят, а помочь не могут; вот и здесь еще, до Страшного Суда, нужен Господь, — надо просить у Него помощи. А пока здоровы были, все говорили: "Что нам много молиться, мы не монахи". О, как враг обольщает нас! А что будет тогда, когда Господь придет судить миру всему, со славою многою? Как нам встретить Господа? Кто теперь слушается Его, угождает Ему исполнением воли Его святой, таковые праведники просветятся тогда яко солнце и восхитят их Ангелы и поставят одесную Господа, и скажет им Господь: «Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25; 34). Ах, как слепы мы: с Господом царствовать не хотим! А какая тогда будет радость: око человеческое не видело, ухо не слышало, и на сердце никому не приходило, что уготовал Господь любящим Его!.. (1 Кор. 2; 9). Некоторые из тех, кто именует себя христианами, говорят: "Что нам пускаться вдаль? Довольно с нас, что мы крещеные, ходим в церковь, по силе молимся, — для чего нам еще подвизаться и вести трудную жизнь?" О, напрасно таковые себя обманывают! Тут ясно видно непослушание слову Божию, недоверие Самому Господу, или паче — неверие! Всех зовет к Себе Господь: «приидите ко Мне», но все имеют нужду в очищении покаянием: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете!» (Лк. 13; 5).Вы говорите: "Мы много озабочены семейством, торговлей и другими житейскими делами, нам о спасении души и подумать некогда!" Да, вы много заботитесь о временной жизни и много заботитесь для детей, а почему же для собственной души-то ничего не делаете и не беспокоитесь? Ведь душу-то и целым миром не выкупить, вот как она дорога, а не то, чтобы менять ее спасение на что-нибудь временное. Читайте душеполезные книги, в праздности время не теряйте, в разговорах с людьми будьте осторожны, к нуждающимся — сострадательны, день и ночь помните, что все поведение ваше — мысли, желания и дела — назирает недремлющее око Божие и готовит за доброе — венец, за злое — муки ада; вот тогда и поможет вам Господь спастись и в миру. Исправляйтесь, исправляйтесь, пожалуйста, миритесь со своим Создателем, полюбите труды покаяния, сколько есть силы у вас; доколе мы будем гнить в страстях-то, не боясь вечных мук в аду? О, братие! Страшно впасти в руце Бога жива! Он долго ждет, но и бить больно будет за небрежение наше. Или вас пугают труды и скорби ради очищения души? Все равно от невоздержания и жизни изнеженной болезней не минуем, а смерти уж никак не избежим, так лучше с честью умереть заранее телом для греха, чтобы жить для Бога душой! А если будем избегать трудов и скорбей для Господа даже ради спасения души, то ведь в аду не слаще будет! Начинайте же, с болезнью сердца прошу, начинайте жизнь благочестивую: право, будет хорошо, и этой перемене жизни сердце ваше дивно обрадуется. Не слушайте, пожалуйста, тех, которые по беспечности и неверию говорят: "Спасались люди только прежде, а ныне это невозможно". О, не верьте, не верьте этому! Церковь Христову врата адовы не одолеют до скончания века. Всегда и на всяком месте силен Бог спасти от всей души обращающихся к Нему с покаянием. Спастись можно и среди мира, если только будем жить, сколь возможно, по силе, подражая жизни святых. Не слушайте, пожалуйста, и не верьте тем умникам, которые, в оправдание своих прихотей и жизни изнеженной, дерзко восстают на учение Святой Церкви и святых Божиих. Они умничают, что "Бог дал нам все на пользу, к нашему утешению, вот мы-де и утешаемся даром Божиим, — зачем тут еще различать пищу: то ешь, другое не ешь?" О, как таковое умничанье душепагубно! Хотя бы поучились они у земных врачей: и они не разрешают больному пользоваться без разбора лекарством из аптеки, а прописывают только то, что полезно, смотря по болезни; да и сам больной, когда приходит за лекарством в аптеку, берет лекарство не из той банки, какая ему полюбилась на вид, и не то, которое приятно на вкус, а то, какое ему врачом прописано; а если врача не послушает, то может и умереть. Так разумейте и относительно пищи и питания. Небесный Врач, наш Создатель, даровал нам этот видимый мир как бы аптеку какую для нас, больных людей, а наблюдать за лекарствами поставил опытных врачей — святых апостолов и отцов. Они всю свою жизнь со вниманием изучали природу свою под руководством Святаго Духа и, по воле Божией, в память важнейших событий Божия о нас попечения учредили посты, как верное средство к очищению души и тела и спасению вечному. А если не послушаем этих опытных врачей нашего душевного здравия, то, подобно непослушным врачу больным, умрем, как сказано: душа, «питающаяся... пространно (своевольно), жива (заживо) умерла» (1 Тим. 5; 6). Зачем же Святейший святых Сам Господь постился? Затем, чтобы примером Своим указать нам потерянную дорожку в рай! Через церковные заповеди о посте Господь испытывает и нас в покорности Себе, как испытывал Адама, дав ему в раю заповедь о посте. Итак, если хочешь возвратиться в потерянный Адамом рай, живи, как Адам жил в раю до грехопадения, верный заповеди о посте; тогда спасение несомненно для тебя. О, об этом необходимо всякому христианину заботиться, если хочет он быть счастлив и войти в рай! А умничать не только о постах, но и обо всем, что касается нашего спасения (то есть судить по своему смышлению), дело страшное, душепагубное; это лжемудрие, учение неправославное! Здешняя жизнь наша и без того коротка и дана нам для того, чтобы приучить нас к покорности Богу и Его Святой Церкви для нашего же вечного спасения; а мы будем своевольничать и умничать, тратить силы и время на пустословие и разные прихоти? Легче ли нам от этого будет? Нет и нет! За такое своеволие нас и здесь постигают разные беды и скорби, а там-то ожидают награды в аду. Поверьте, воздержная жизнь христиан православных, при покорности Богу, послушании Святой Церкви и советам святых отцов, право, им не в тягость; она полна для них надежды на будущее блаженство, в ней для них утешение и основание всякого здравия и благополучия; такая жизнь страшна только умникам неверующим, а верующему все возможно и не трудно, по глаголу Божию: нам, по милости Божией, «и заповеди Его тяжки не суть!» (1 Ин. 5; 3). Надо слушаться совести: что совесть не позволяет делать, того и не делать, а когда мы не послушаем совести, затопчем ее, заглушим ее голос, — она замолчит и Ангел хранитель от нас отойдет: ведь и он заодно с совестью нам служит и вместе с ней нас возбуждает. Какая радость ждет того, кто совесть слушается!.. (Из "Достопамятных изречений" иеромонаха Адриана, подвижника Югского) Оглавление 393. Братья и сестры Святая Церковь тридцатого октября вспоминает страдания священномученика Зиновия и сестры его, мученицы Зиновии. Они родились в Каппадокийском городе Егее от благочестивых родителей, которые воспитали их в Законе Господнем. Рано они остались сиротами, но добрые наставления родителей уже укоренились в них, и они решили раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их, и Зиновий получил от Господа дар чудотворений: молитвой и возложением рук он исцелял больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане Егейские возвели его в епископа. Святой Зиновий ревностно наставлял паству и словом и примером святой своей жизни. Но вот, вспыхнуло страшное Диоклетианово гонение, — в город Егей был прислан царский сановник для того, чтобы склонить христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Многие из христиан прославились мученической смертью за Христа. Призвали к допросу и святителя Зиновия. "Мне незачем с тобой долго беседовать, — сказал ему языческий сановник, — вот тебе жизнь или смерть: жизнь, — если поклонишься богам нашим, смерть, — если не поклонишься, выбирай!" — "Жизнь без Христа и есть смерть, — отвечал епископ, — смерть же телесная, Христа ради, есть вечная жизнь. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом". — "Увидим, поможет ли тебе Христос твой?" — сказал сановник, и велел жестоко бить епископа. Святая Зиновия, узнав, что брат ее страдает за Христа, поспешила на судилище и, встав перед мучителем, воскликнула: "Я—христианка, я, так же как и брат мой, исповедую Бога и Господа Иисуса Христа. Вели же мучить и меня; хочу умереть одной смертью с братом!" Сановник царский стал увещевать девицу, убеждал ее отречься от веры, представлял ей ужас и позор всенародной казни. Святая Зиновия осталась непреклонной. Тогда разгневанный язычник велел и ее и брата ее положить на железную решетку, под которой горели угли. "Что же? Помогает ли вам Христос ваш?" — спрашивал он мучеников, ругаясь над верой их. "Он невидимо с нами, — отвечали они, — Он освежает нас росой благодати Своей, и мы не чувствуем мучений". Сняли их с решетки и бросили в котел с кипящей смолой. Но, хранимые Господом, они остались невредимы, и воспевали хвалебный псалом Богу. Тогда отдали их на смертную казнь. Мученики шли на смерть с радостью. "Благодарим Тебя, Господи, — воскликнули они, — что Ты сподобил нас подвизаться подвигом добрым, течение скончать, веру сохранить. Сделай нас участниками славы Твоей, и причисли нас к тем, которые благоугодили Тебе, ибо Ты благ вовеки". Голос с неба призвал их к жизни вечной и к венцам нетленным, и они радостно предали души Богу. Что всего поразительнее здесь, это — братская любовь, соединившая воедино сердца брата Зиновия и сестры его Зиновии, это — единомыслие умов и сердец их. Что делает брат, то делает и сестра. Брат идет страдать за Христа, и сестра туда же. Вот образец, как братья и сестры должны себя вести по отношению друг к другу. Особенно должны поучиться этому там, где много братьев и сестер. Но, нужно сказать правду, редко они растут в полной любви и согласии, — ссоры, друг на друга жалобы, нехотение послужить друг другу, — вот что большей частью бывает в больших семействах. А когда придут в возраст, часто совсем охладевают друг к другу и живут как чужие. Не так должно быть по духу учения нашего Господа. Если все верующие должны быть между собой единодушны и единомысленны, то тем более братья и сестры. Пусть они различны по возрасту, по характеру, по способностям, а когда придут в возраст, то и по роду занятий, и по средствам к жизни, — что до того? — несмотря на все различия, у них много общего, связывающего их союзом — единым, тесным. Общее — это одна у всех забота о приобретении неба и его радостей, это труды для Царства Небесного. Вот на этом-то они и должны сосредоточивать свое внимание, тут-то и должны показать свою братскую любовь. Каждый брат, каждая сестра друг о друге должны заботиться: богоугодно ли проводят жизнь, с пользой ли для семьи? к утешению ли родителей и родных? прославляется ли через их жизнь имя Божие? близки ли они ко спасению? Все должны замечать друг в друге добрые стороны и подражать им, а недостатки по братски кротко исправлять. Кто ближе к брату, как не ты, сестра или брат? Скажи же ему, если он не так живет, как должно христианину, напомни ему о долге христианском, о звании, которое он носит, — твое братское слово, сказанное от любящего сердца, не может остаться для него бесплодным. Часто старшие братья стараются доставить младшим, любя их, то или другое удовольствие, — этого, конечно, строго нельзя осуждать. Но вы еще лучше бы сделали, если бы находили побольше времени побеседовать с ними о Христе, почитать им Евангелие, жития святых, если бы постепенно приучали их к молитве, собеседованию с Господом, к храму Божию. Особенно, брат и сестра, старайтесь подавать друг другу добрый пример. Смотрите, как на Зиновию подействовал пример брата ее, Зиновия. Брат идет на мучения и смерть за Христа, и сестра, подражая ему, тоже. И вы друг друга учите добру своим примером: примером учите младших страху Божию, послушанию, любви к молитве, к церковной службе и благоговейному стоянию в храме. Пример — великое дело, он сильнее всяких слов. Ах, как часто дитя всего этого ищет, а видит совсем не то!.. Если какой брат или сестра имеет у себя на воспитании младших братьев, знайте, что вы ответите перед Господом, если, уча многому, намеренно будете умалчивать перед ними о спасении души, и вместо того знакомить их с одной суетой мира, с одними светскими забавами. Неприятно видеть между взрослыми братьями, живущими в одном семействе, несогласия, ссоры, доходящие до разделов. Отчего бы не жить и не трудиться вместе, друг для друга? «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132; 1). Но ныне этого согласия видится все менее и менее. Нет любви, — и брат сильный не хочет потрудиться для слабого, безсемейный — не желает, чтобы его трудовая копейка шла на многосемейного, и вот — отсюда желание жить только для себя, отсюда и разделы. А угодно ли это Господу? Не Он ли, напротив, учил любить не только брата, а всякого ближнего, даже врага, и как любить? До положения жизни за него! Иногда гордость много причиняет здесь зла. Младшему брату тяжело подчиняться старшему, ему нужна свобода, и вот, хотя со вредом для себя, — опять разделение... Но любовь к свободе не всегда приводит к добру, вспомните Евангельскую притчу о блудном сыне. Гордость и желание власти также до добра довести не могут. Иисус Христос их всегда осуждал. Однажды мать Иакова и Иоанна подошла со своими сыновьями ко Христу Спасителю с просьбой сделать их первыми в Его Царстве. Но Он сказал им: «не знаете, чего просите... кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом», — и указал при этом на собственный пример. Смотрите на Меня, — сказал им, — «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10; 38, 43-45). Вот что должны взять себе в урок братья и сестры, живущие вместе и врозь. О, если бы Христов дух царил в наших семьях, — тогда не было бы ни раздоров, ни ссор, ни брани, но была бы самая горячая любовь; потому что все искали бы не своих личных выгод, а того, что ведет ко благу общему, семейному! Любовь священномученика Зиновия и сестры его Зиновии основана была на любви ко Христу, за Которого они пострадали. Да соединяет и нынешних братьев и сестер любовь ко Христу. Постараемся все ее приобрести. Будет любовь ко Христу, будет и братская любовь. Тогда жить друг для друга братьям и сестрам будет и легко, и приятно, и утешительно; потому что тут в лице брата и сестры будет все делаться для Христа. Аминь. Оглавление 394. Обет Богоотцов и наши обещания История нынешнего праздника представляет нам, братие, один из самых назидательных уроков, как свято должны быть исполняемы каждым из нас даваемые нами по тому или иному случаю обеты. Праведные Иоаким и Анна, до старости не имевшие детей, дали обещание Господу, что если Он, Милосердый, разрешит неплодство их, то они посвятят дитя свое на служение Ему. Господь внял их молитве, и рождается у них Дочь. И вот, едва исполнилось Ей три года от рождения, благочестивые супруги спешат исполнить свой обет. Радость свою, утеху старости, единственное детище ведут они во храм Божий и здесь оставляют на жительство во славу Божию, оставшись сами снова бездетными. Так свято исполнили они свой обет! А мы, братие, так ли исполняем свои обещания? Давать обеты Богу — кто из нас не давал? Случись с человеком беда или опасность, — сейчас за обещание! И вот один обещает Богу злато и серебро, другой — свечу или иное что; порочный клянется, что не будет больше предаваться тому или иному пороку. Но миновала опасность, и — как часто! — обет забыт. Правда, если обещал кто Богу свечу или справить молебен, — подобные обеты еще исполняются; но те-то обеты, что потруднее, те как исполняются? Слова нет, иногда и рад бы исполнить обет, да возможности нет по той или иной причине, но часто ли это бывает? А если и бывают такие случаи, то опять — не по нашей ли собственной вине? Зачем давать такие обеты, которые могут после оказаться неудобоисполнимыми? Например, бывает, что матери семейств дают обещание сходить на богомолье в дальние края. Понятно, как неудобно для матерей исполнять подобные обеты. Ужели нельзя дать обета удобоисполнимейшего? Например, обещай не употреблять никогда и никаких ругательных слов; не позволять себе нескромных шуток даже и во время пиров веселых; не петь мирских песен, никогда не лгать и не божиться, молча переносить жене от мужа огорчения, терпя ради Господа; вина не пить, и все, что ты прежде пропивал, — раздавать бедным; нигде, никогда и ни под каким видом и предлогом не брать чужого; всякое дело чужое делать по совести, как перед Богом и др. Все это исполнять, правда, мы и без обета обязаны, по общему для всех христианскому долгу, и обетом в этом случае мы только крепче связываем себя к исполнению этого долга, но зато такие обеты всегда удобоисполнимы и, главное, от исполнения их несравненно больше может быть пользы, чем от тех обетов, что дают многие из вас. Так, свечу-то ты поставишь, но на какие деньги? Всегда ли на праведные? Возьмешься понедельничать (поститься) и понедельничаешь, но о спокойствии семьи не печешься, языку даешь полную волю и т.п. Какой же тут толк? Какая польза от твоего обета? Самое лучшее при этом — давать обеты всегда с ведома и благословения отца духовного, а если нет возможности исполнить обет — лучше проси отца духовного переменить необдуманно данный обет на другой какой, и этот другой непременно исполни, дабы за несоблюдение обета не подпасть гневу Божию. «Аще же обещаеши обет Господеви Богу твоему, — говорит Священное Писание, — да не умедлиши воздати его, яко взыскан взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23; 21-23). Впрочем, кто же и сам не поймет всей тяжести греха сего? Обещать, и не исполнять обещания, — что может быть зазорнее этого даже и в житейском быту? Кто не умеет и не любит держать данного слова, не считается ли тот и среди нас человеком бесчестным? Как же назвать того, кто дает Богу обет и не исполняет его? Это ли не тяжкий грех? Не менее грешно и ни со смирением, ни с преданностью воле Божией несогласно думать, что Бог обязан за твой обет исполнить твое желание. Исполнить или не исполнить желание твое — это дело милосердия Божия. И не по всякому поводу надо давать обеты. Иные обещают: если умрет старик-отец их или сын-калека, то они на то и на то готовы (или что другое, подобное). Обет не только безрассудный, но и богопротивный. Или иные женщины дают обещания разные, чтобы не родить больше. Отсюда новое побуждение: давайте обеты непременно с совета духовного отца, если не хотите вы, чтобы неразумно данное обещание вместо пользы во вред вам послужило. Обет должно давать: детям с согласия родителей, супругами — тоже по взаимному соглашению, особенно, если обещаете вы идти, например, на богомолье и вообще отлучиться из дома и т.п. Иначе очень легко могут произойти в семье неприятности из-за твоего обета, и ты таким образом внесешь грех в семью. Вообще, как можно более надо остерегаться быть со своим обетом кому-либо другому в тягость, например: понедельничаньем, странничеством. Самое лучшее — давай обеты такие, чтобы никто, кроме духовного отца, и знать даже не мог, что ты обет несешь на себе, каковы обеты — не употреблять бранных слов, божбы и др. Они и удобоисполнимы, и многополезны, и легко могут быть сокрыты от других, что очень важно. Тайная милостыня, тайная молитва и всякое доброе дело, тайно содеянное, несравненно ценнее перед Богом, чем дела добрые, но гласно творимые. А особенно это надо сказать об обетах. Аминь. (Поучение протоиерея А. Белоцветова на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) Оглавление «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7) Есть старинная русская пословица: "Тонет человек — топор сулит, а вытащи его — и топорища жаль". Стучится нужда в дверь — мы и просим, и молим добрых людей выручить из беды, и готовы наобещать им Бог знает что, а помогли нам эти добрые люди — мы скоро забываем свои обещания. Так мы поступаем с людьми, нашими благодетелями, так же нередко и Самого Господа Бога обманываем. Пришло какое-нибудь горе-несчастье, и вот мы молимся, плачем, просим милости Божией, и даем разные обещания; а прошла беда — ныне до завтра, а там и совсем забудем свое обещание. Но, братие, «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7), — говорит непреложное слово Божие. — «Аще обещаеши обет Богу, не умедли отдати его... Благо тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе, не отдати» (Еккл. 5; 3-4). Иначе «взыскан взыщет с тебя Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23; 21). И поразительно иногда взыскивает Господь с нарушителей обещаний своих. Воистину «страшно (есть) еже впасти в руце» Божий (Евр. 10; 31). Из многих примеров Божией кары за неисполнение обещаний приведем только два. Один крестьянин по какому-то случаю дал обещание сходить в Святые Горы (Харьковской губернии) на поклонение чудотворной иконе святителя Николая. Обещал — и пошел. Но дело было в самую горячую рабочую пору, в покос. Врагу нашему, диаволу, противно всякое доброе дело, но особенно он старается воспрепятствовать тому делу, которое человек делает по обещанию: тогда враг усиливается ввести человека в грех нарушения обета, Богу данного. Так было и с этим стариком. Враг начал смущать его грешными помыслами: "Напрасно ты выбрал такое дорогое время, домашние на тебя за это сердятся, полевые работы без тебя пойдут плохо"... Не вытерпел старик и вернулся с полпути домой. Удивились дети его возвращению и начали его уговаривать — исполнить обещание немедля. Но старик не послушал их и остался дома. И что же? Вечером он шутил и играл с внучатами, а утром его нашли уснувшим навек... ("Странник", 1865). Еще пример. Одна молодая вдова по смерти мужа дала обещание не выходить за другого в замужество. "Пусть лучше Господь поразит меня громом, если я только подумаю о замужестве!" — говорила она родным, которые уговаривали ее выйти замуж. Прошло несколько времени. Молодая вдова забыла первого мужа, забыла и свое обещание и задумала выйти опять замуж. Уже оставалось два — три дня до свадьбы, как в одно июньское ясное утро из тонкого облачка начал накрапывать тихий дождь; вслед за тем вдруг блеснула молния и ударил гром... Через несколько минут еще раз сверкнула молния и тотчас же последовал такой сильный удар грома, что сотряслось все селение, и вдовы не стало!.. Со страхом и горькими слезами родные проводили в могилу ее обезображенный молнией труп, вспоминая ее неразумную клятву на самое себя...("Странник", 1864). «Не скор буди усты твоими», — говорит слово Божие (Еккл. 5; 1). Бог не требует от нас обещаний, а если уж обещание дано, то должно свято его исполнить!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.