0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1709
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 9
ГОСТЬ: 9
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (84)
378. Слава Христова Преображения Господь наш Иисус Христос сказал ученикам Своим: «суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына Человеческаго грядуща во Царствии Своем (Мф. 16; 28). И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины, и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет» (Мф. 17; 1-2). Мужи, о которых сказал Господь, что не вкусят смерти, пока не увидят образ Его пришествия, суть те, которых, взяв с Собой, возвел Он на гору и показал им, как в последний день придет во славе Своего Божества. Господь возвел их на гору для того, дабы открыть им, Кто Он таков, и Чей Сын. Ибо когда Он спрашивал их: «кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго?» Они же сказали Ему: «инии же Илию; друзии же Иеремию или единого от пророк» (Мф. 16; 13-14). Поэтому-то Он возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илии; что Он не Иеремия, но освятивший Иеремию во чреве матернем; что Он не один от пророков, но Господь пророков, посылавший их. Он показывает им, что Он есть Творец неба и земли, что Он есть Господь живых и мертвых; ибо повелел небу, и оно извело Илию; приказал земле, и она возвратила Моисея. Он возвел их на гору, дабы показать, что Он есть Сын Божий, предвечно рожденный от Отца и напоследок воплотившийся от Девы. Он возвел их на гору, дабы явить им славу Божества Своего, и показать, что Он есть тот самый Избавитель Израиля, Который обещан был чрез пророков, дабы не соблазнились о Нем, когда узрят произвольные Его страдания, которые Он, как Человек, должен был претерпеть за нас. Ибо Апостолы дотоле знали Его как Человека, как Сына Марии, Который дружески обращается с ними, живя в миру: но Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Они видели, что Он ел и пил, трудился и отдыхал, лежал и спал, чувствовал боязнь и терпел усталость; видели, что все это неприлично Его Божеству, а свойственно только природе человеческой. Поэтому-то Он возводит их на гору, дабы Сам Отец наименовал Его Сыном, и показал им, что Он есть воистину Сын Его, и Бог (Мф. 17; 5). Он возвел их на гору, и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, власть Свою прежде Своей смерти, славу Свою прежде Своего поругания, величие Свое прежде Своего уничижения, дабы тогда, когда Он будет взят и распят Иудеями, они знали, что Он распят не по бессилию, но потому, что Сам восхотел быть этому для спасения мира. Он возвел их на гору, и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, дабы тогда, когда Он с той же славой Божества Своего восстанет из мертвых, они знали, что не в награду за труд получил Он славу, как бы не имея оной, но что она была у Него от вечности вместе с Отцем и у Отца, как и Сам Он сказал об этом, идя на вольное страдание: «и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имел у Тебе прежде мир не бысть» (Ин. 17; 5). Эту-то славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в Его человечестве, Он показал Апостолам на горе; ибо они зрели лице Его сияющим, как молния, и ризы Его белыми, как свет. Из всего тела его блистала слава Божества Его, и из всех членов Его сиял свет Его. Не всю глубину славы Своей Он открыл ученикам Своим, а столько, сколько могли вместить зеницы очей их. «И се, явистася им Моисей и Илия, с Ним глаголюща» (Мф. 17; 3). Беседа их с Господом была такова. Они приносили Ему благодарение, что Он пришествием Своим исполнил их предсказания, и вместе с ними всех других пророков. Они приносили Ему поклонение за со деланное Им в мире спасение рода человеческого. Радостью исполнились Пророки и Апостолы, взойдя на гору. Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне. Этот-то глас открыл им тайну Его вочеловечения, которая была от них еще сокрыта. Вместе с гласом Отца, в этом уверяла их и слава тела Его. Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих. Петр сказал: «Господи, добро есть нам зде бытии» (Мф. 17; 4). О, что говоришь, Симон! Если мы останемся здесь, кто исполнит предсказанное пророками? Кто запечатлеет слова провозвестников? Если останемся здесь, на ком исполнится пророчество: «ископаша руце Мои и нозе Мои?» (Пс. 21; 17). К кому будут относиться слова: «разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий?» (Пс. 21; 19). Не совершится предсказание: «И даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиши Мя оцта!» (Пс. 68; 22). Если останемся здесь, кто истребит рукописание Адама? Кто заплатит долг его? Кто возвратит ему одеяние славы? Если останемся здесь, как сбудется сказанное тебе? Каким образом созиждется Церковь? Как получишь и сам ты от Меня ключи Царства Небесного? Кого будешь связывать и разрешать? Если останемся здесь, то все, сказанное пророками, будет тщетным. Симон сказал еще: «сотворим зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии» (Мф. 17; 4). Симон послан созидать в мире Церковь, а между тем хочет строить скинии на горе: он все еще смотрит на Иисуса, как на человека, и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. Но Иисус тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии; что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его (Числ. 9; 15-23). «Еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их» (Мф. 17; 5). Видишь ли, Симон, скинию, без труда устроенную, — скинию, умеряющую зной и не имеющую темноты, — скинию светлую и освещающую? Когда ученики удивлялись этому, внезапно послышался из облака глас Отца, вещавший сии слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволил: Того послушайте» (Мф. 17; 5). Вместе с этим гласом Отца, Моисей возвратился в место свое, а Илия отошел в страну свою, Апостолы же пали лицем на землю; и Иисус стоял один; поелику к Нему одному относился глас сей. Этим гласом вразумлял их Отец, что домостроительство Моисея кончилось, и что они должны уже слушать Сына. Ибо Моисей, как раб, говорил то, что было ему заповедано, и проповедовал то, что было ему сказано, равно как и все пророки, доколе не пришел Тот, Кто был обещан, то есть Иисус, Который есть Сын, а не приближенный слуга, Господь, а не раб, Владыка, а не подчиненный, Законодатель, а не подзаконный. По Божественной природе Своей «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» Так Отец являет Сына, и при гласе Его Апостолы падают лицем на землю, ибо гром был так страшен, что от звука потряслась земля, и они пали на землю. Тут они познали присутствие Отца, и только при гласе Сына, воззвавшем их, встали. Ибо, как глас Отца поверг их долу, так глас Сына воздвиг их силой Божества. Отец возгласил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте». Послушайте Сына, имеющего со Мной нераздельную славу Божества. Ибо одно естество Отец и Сын со Святым Духом, одно могущество, одно существо, одно Царство. Сын Мой есть совершенный Бог и совершенный Человек. Он — земной и Небесный, временный и вечный, Бог и человек, в том и другом совершенный. Что возгласил Отец с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Того послушайте», то приняла Святая Вселенская Церковь Божия. Ему принадлежат слава и благодарение, честь, держава и величие, как и Отцу, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. (Из творений преподобного Ефрема Сирина) Оглавление 379 Урок из науки хорошо умирать Учись жить на свете!" — советует отец сыну, старец юноше, советуем и мы друг другу, не зная еще, долго ли доведется нам жить на свете. Совет, конечно, добрый и полезный, ибо для жизни нет ничего лучше, как уметь хорошо жить. Но есть другой совет, гораздо важнее, который, впрочем, редко можно слышать между людьми: "Научись хорошо умирать!" — вот что чаще всего должно бы советовать христианину, который не имеет на земли постоянного града, но грядущаго взыскует! Как ни важна наука жить, наука умирать — еще важнее. Всякая ошибка в жизни может быть исправлена, но умирают только однажды. «И якоже лежит человеком единою умрети, потом же суд» (Евр. 9; 27). Как кто умрет, так и предстанет на этот суд. Из этой-то важнейшей для нас науки предлагаем урок, заимствованный из обстоятельств Успения Пресвятой Богородицы. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, Пренепорочная Матерь Его всю остальную жизнь Свою провела так, как проводят жизнь странники, с нетерпением желающие возвратиться на родину. Она помышляла только о небе, куда вознесся Божественный Сын Ее; желала только того, чтобы скорее соединиться с Ним в вечной жизни. Часто удалялась Она на гору Елеонскую и там в уединении изливала пламенные молитвы о блаженной кончине Своей. И наша настоящая жизнь есть только краткое время разлуки с Господом; истинное жительство наше на небесах, а не на земле. О чем же и помышлять земному страннику, как не о Небесном Отечестве? Чего и желать, как не возвращения в обители Отца Небесного? В этом убеждает апостол Павел: «вышних ищите, идеже есть Христос о десную Бога седя; горняя мудрствуйте, а не земная» (Кол. 3; 1-2). Все земное должно остаться по эту сторону гроба; вслед за нами пойдут одни дела наши. Итак, нужно заранее отвыкать от того, что, рано или поздно, должно будет оставить навсегда, чтобы возноситься туда, где должны будем жить целую вечность. Пренепорочная Дева, приготовляя Себя к смерти, за три дня до блаженной кончины Своей прияла весть о ней от Архангела; и эти-то три дня преимущественно употреблены Ею на молитвенное приготовление к исходу. Милосердый Господь наш, не хотяй смерти грешников, посылает и нам перед кончиной вестников смерти — болезни. В самом деле, что такое болезни, как не начало разрушения телесной нашей храмины, как не предвестия смерти? Эти-то предсмертные дни надлежит, по примеру Пресвятой Богородицы, преимущественно употреблять на попечение о душе своей, на очищение ее от суетных помыслов, от нечистых пожеланий, от пристрастия ко всему земному. Сама природа наша помогает нам в этом деле: в болезни мы невольно чувствуем отвращение ко всему, нас окружающему; мысль наша сама собой обращается к вечности; не обременяй же души твоей в эти драгоценные минуты помыслами о земном, —дай свободно вознестись к престолу Божию с покаянием и молитвой! Преблагословенная Матерь Божия пожелала перед кончиной Своей видеть святых апостолов, чтобы преподать им Свое благословение и укрепиться взаимно их молитвами. Тем необходимее для нас духовная помощь посланника Божия — служителя Церкви. Пусть он будет с нами неотлучно в страшный день отшествия нашего из мира, да укрепит веру нашу Евангельскими обетованиями, соединит свои молитвы с нашими, пусть Святая Церковь, в лице служителя своего, из своих материнских объятий предаст душу нашу в руце Господа! Когда настала торжественная минута разлучения Матери Божией с телом, Сам Господь с ликом Ангелов явился для принятия непорочной души Пречистыя Матери Своея в Свои объятия. Казалось бы, что эта честь и прилична одной Матери Господа; между тем, нам всем обещана такая честь, и обещана Самим Господом: «Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, — говорил Он Божественным ученикам Своим, — той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14; 21). Итак, не опасайся, возлюбленный, своего одиночества, не страшись ужасов часа смертного: ты не будешь один, — с тобой Сам Господь. Он, Милосердый, не умедлит прийти к тебе под смиренным покровом святейшего Таинства Причащения. Соединись с Ним приобщением Тела и Крови Его, обыми и удержи в себе верой и любовью сей несомненный залог пребывания Его с нами. Тогда сам воскликнешь с Давидом: «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси!» (Пc. 22; 4). Через три дня после блаженной кончины Матери Божией, когда открыт был гроб, то там оставались только погребальные пелены, а пречистое тело было воскрешено и вознесено на небо. Опустеют некогда и наши гробы, подобно тому, как опустел гроб Богоматери; мрак могилы не утаит бренных останков наших от всемогущества Божия. Воскрес Господь наш Иисус Христос; воскресла Пренепорочная Матерь Его, воскреснут некогда и наши мертвенные телеса; ибо телеса наши, хотя и бренные, суть «уди — есте тело Христово» (1 Кор. 12; 21), «от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5; 30), потому что мы питаемся Его Плотью и Кровью. Труба Архангела воззовет нас всех из гробов наших; все мы изыщем во сретение Господу, грядущему на облацех небесных, со славою многою. Но, возлюбленный брат, что, если грехи и беззакония покроют срамом и стыдом лица наши, когда праведницы просветятся яко солнце? «Темже, возлюбленный, —убеждает нас Апостол, —сих чающе, потщитеся нескверни и непорочни тому обрестися в мире» (2 Пет. 3; 14). Наконец, вот что особенно важно для нас, немощных, вот что завещала нам Пренепорочная Матерь Божия. Когда святые Апостолы и все христиане Иерусалимские, прощаясь с Ней, горько оплакивали сиротство свое, то Пресвятая Дева обещала плачущим, что Она не оставит их в сиротстве по Своем преставлении, и не только их, но и весь мир будет посещать, назирать и помоществовать страждущим, и как бы в подтверждение истины Своего обетования в третий день после блаженной кончины Своей явилась Апостолам с ликом Ангелов и рекла им: "Радуйтеся; се, Аз с вами есмь во вся дни!" Доказательством исполнения этого обетования служит вся история Христианской Церкви. Там Она спасает грады от нападений вражиих, здесь печется об обращении заблудших грешников на путь покаяния и добродетели. Там спешит на помощь страждущему человечеству; здесь защищает беспомощных от угнетения, насилия и клевет. Хочешь ли видеть, православный христианин, как Матерний покров Пресвятой Девы простерт и над нами, грешными? Возведи окрест очи твои и виждь: нет почти града в обширном Отечестве нашем, который не имел бы чудотворной Ее иконы, при которых и доселе совершаются те же чудеса, которым удивляемся мы в историях. Доколе с нами эти драгоценные залоги, дотоле мы, хотя и грешные, дерзаем веровать, что с нами не одни изображения Ее, а Она сама — Матерь наша. Итак, не смущайся, земной странник, притекай к сильному ходатайству Ее во всех случаях жизни твоей. Тяготит ли тебя бремя греховное? Поспеши с молитвой к Ходатаице мира. Не впервые быть Ей поручницей кающихся. Окружают ли бедствия и напасти? Притекай к Заступнице усердной; Она, если нужно, исхитит тебя от тысячи бедствий, или поможет тебе перенести их благодушно и заслужить тот неувядаемый венец славы, который даруется претерпевшим до конца. Одного только не может покрывать и защищать в нас Матерь Божия — закоснения и нераскаянности во грехах. Может ли Матерь благосклонно взирать на того, кто упорством во грехах повторно распинает Сына Ее? Итак, есть мера долготерпения Божия, по исполнении которой никакое ходатайство не защитит нас от гнева Небесного. И если бы Сама Матерь Божия стала тогда за нас молиться, Господь сказал бы и Ей, что сказал Он некогда пророку: «Не молися о людех сих во благо!» (Иер. 14; 11). Господи Иисусе Христе, Боже наш! Не допусти нас до такого ужасного состояния! Молитвами Пречистыя Матери Твоея даруй нам обращение и покаяние в продолжение жизни, — христианскую кончину животу нашему в час смерти! (Из "Воскресного Чтения", 1840) Оглавление 380. Нерукотворенный образ Спасителя Приятно в разлуке с любимым человеком взглянуть на дорогие черты его лица; посмотрите, с какой любовью берегут дети портреты своих родителей, с какой нежностью любящая супруга прижимает к устам изображение горячо любимого ею мужа, который отлучился из дома! Какими горькими слезами орошает она этот милый сердцу портрет, когда не станет в живых изображенного на нем!.. Знал Сердцеведец Господь наш, Иисус Христос, эту потребность любящего сердца; ведал Он, как вожделенно будет и верующим в Него взирать на святое изображение Его лика Пречистого, и потому благоволил Сам даровать нам Нерукотворенный Образ Свой, дабы мы, взирая на этот Образ, всегда возводили духовные, сердечные очи к Нему Самому, по слову Псалмопевца: «Очи мои выну (всегда обращены) ко Господу» (Пс. 24; 15). Церковная история так повествует об этом святом образе. Когда Господь наш Иисус Христос проходил города и селения, проповедуя о Царствии Божием и исцеляя всякий недуг, то молва о Его чудесах далеко распространялась по земле. Жил в то время в городе Едессе, за Евфратом, князь по имени Авгарь; он был поражен ужасной неизлечимой болезнью — проказой и расслаблением всего тела. Услышал и он о чудесах Господа нашего, и сердечно пожелал видеть Божественного Чудотворца в надежде получить от Него исцеление. Болезнь не позволяла ему лично предпринять далекий путь в Иудею, и потому Он послал ко Господу письмо, в котором просил Его прийти к нему в Едесс и исцелить его. Опасаясь, что Господь не восхощет Сам идти в далекую страну, Авгарь вручил письмо живописцу Анании, и приказал ему написать и принести ему по крайней мере точное изображение Божественного лица Христова. Вот что писал болящий князь Христу Спасителю: "Авгарь, князь Едесский, приветствует Иисуса, благого Спасителя, явившегося в пределах Иерусалимских. Слышал я о Тебе и Твоих исцелениях, о том, как Ты совершаешь их без лекарств и трав. Говорят, Ты слепым даешь прозрение, хромым хождении, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и демонов, исцеляешь мучимых долговременной болезнью и воскрешаешь мертвых. Слыша все это о Тебе, я положил в уме своем одно из двух: или что Ты — Бог и творишь это, сойдя с неба, или что Ты — Сын Божий, если производишь такие дела. И потому я счел нужным просить Тебя этим смиренным письмом: посети меня и исцели от болезни, которой я много лет страдаю. Я также слышал, что Иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Город мой очень мал, но почтен, и в нем для обоих нас довольно места". С таким письмом Анания прибыл в Иерусалим. Здесь он нашел Господа, поучающего множество народа, и не мог из-за тесноты к Нему приблизиться. Ожидая пока разойдется народ, он встал на невысокий камень и, пристально всматриваясь в лицо Спасителя, пытался изобразить его на хартии. Долго трудился он, но напрасно: Божественный лик Господа постоянно изменялся непостижимым образом. Наконец, Иисус Христос повелел Апостолу Фоме привести к Себе живописца, и прежде чем тот успел сказать Ему, кто он и откуда, Сердцеведец назвал его по имени и по ремеслу, и спросил: "Где же послание твоего князя Авгаря, которое ты принес мне из Едессы?" Пораженный благоговейным страхом Анания поспешил вручить Господу письмо. Господь прочитал его и тут же написал такой ответ: "Блажен ты, Авгарь, что уверовал в Меня, не видев Меня. Ибо о Мне написано, что видевшие Меня не уверуют в Меня, дабы не видевшие — те уверовали и получили вечную жизнь. Что же касается до твоей письменной просьбы, — прийти к тебе, то Мне надлежит здесь исполнить все, для чего Я послан, и, по исполнении, вознестись к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил тебя от болезни и даровал жизнь как тебе, так и тем, которые с тобой". Это письмо Господь запечатал Своей печатью, на которой еврейскими словами было вырезано: Божие видение, Божественное чудо. Потом Он велел принести воды, умылся, отер Свое пречистое лицо поданным Ему убрусом или четырехугольным полотенцем, и — о чудо всемогущества Божия! — на убрусе отпечаталось святое изображение Божественного Его лица! Это изображение вместе с письмом Своим Господь отдал Анании и сказал ему: "Иди, отдай это пославшему тебя". И возвратился Анания в Едессу к своему князю, и отдал ему Нерукотворенный Образ Христов и Его святое послание. Обрадовался болящий князь этой милости Господней, с любовью поцеловал то и другое, и поклонился Образу Господню. И тотчас же почувствовал он великое облегчение в болезнях своих, и только малая часть проказы осталась на лице его. После вознесения на небо Господа Иисуса Христа, в Едессу пришел Апостол Фаддей, один из семидесяти учеников Христовых; он научил Авгаря вере во Христа, совершенно исцелил от болезни и крестил его, а с ним и весь дом его, и всех жителей Едессы. Авгарь укрепил святой убрус на деке из негниющего дерева, украсил эту святыню золотом и драгоценными камнями, поставил ее над вратами города и сделал надпись над ней: Христе Боже! Всякий, уповающий на Тебя, не постыдится. Таково историческое сказание о Нерукотворенном Образе Христовом. А вот драгоценное для нас описание наружного вида возлюбленного Господа нашего и Спасителя, описание, представленное, по преданию, проконсулом Иудейским Лентулом в Римский Сенат еще во дни земной жизни Иисуса Христа. "В настоящее время — так писал Публий Лентул, — явился у нас, и ныне еще жив, Человек с высокими качествами души и добродетельнейший; имя Ему Иисус Христос. Народ почитает Его могущественным и великим пророком, а Его ученики называют Его Сыном Божиим. Он воскрешает мертвых и исцеляет всякого рода болезни и недуги одним словом Своим. Этот Человек имеет высокий и чрезвычайно стройный стан. Волосы Его имеют цвет созрелого ореха, без блеска, и гладкие до ушей, а от ушей — до плеч и ниже — кудрявы и блестящи; посреди головы разделяются они на две стороны, по обычаю назореев. Чело гладкое и чистое; на всем лице нет никакого пятна и оно украшено легким, темноватым румянцем; нос и уста правильные; бороду имеет такого же цвета, как и волосы на голове, густую, но не длинную, раздвоившуюся на конце. Взгляд Его тих, скромен, величествен и необыкновенно приятен; глаза Его небесного цвета, проникающие в душу и блестящие. Он весьма ласков и любезен, когда учит и увещевает; строг, грозен и страшен, когда судит и обличает. В чертах Его лица выражается удивительная привлекательность, соединенная с величием. Никто не видел Его смеющимся, но часто видят Его плачущим. Говорит немного, но с важностью, и каждое слово Его глубоко обдумано и исполнено силы и мудрости. Истинно можно сказать, что этот Человек — прекраснейший из всех людей, и в Нем Самом, и во всех поступках Его видна чистая истина, в которой нет лести". В церковной истории Никифора Каллиста говорится, что лицо Спасителя было замечательно красотой и выразительностью. Цвет лица Его был почти пшеничный, когда пшеница начинает поспевать. Он был очень похож на Свою Божественную и Пречистую Матерь, и был нежно румян. Степенность, благоразумие, кротость и милосердие выражались на лице Его. Оглавление 381. Пьянство без вина. Доброе слово любителям суеты мирской Есть пьянство от вина и других хмельных напитков; есть пьянство и без вина, как сказано у пророка Исаии: «пиянии без вина» (Ис. 28; 1), Пьянство не от вина бывает тогда, когда человек упивается суетой мирской, грешными мыслями и делами. Пьяный от вина часто сам не помнит, что делает, никого не стыдится и не боится, так и упившийся мирской суетой не знает, что делает: он видит, например, что все умирают, и никто ничего с собой в могилу не уносит; однако же так заботится об умножении богатства, об увеличении почета и суетной похвалы людской, как будто он один не умрет и вечно будет здесь жить. «Рече же ему Бог: безумие! в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут!» (Лк. 12; 20). Поистине безумен и смеха достоин такой человек! Если бы кто на чужой стороне много закупил себе недвижимых имений, а между тем ему необходимо было бы скоро вернуться домой, разве такой человек не был бы достоин смеха? Каждый справедливо говорил бы ему: ведь ты все это здесь оставишь, зачем же так много заготовляешь? Таков и тот, кто, забывая Бога, заботится о богатстве и других благах мира сего, хотя и знает, что он все это скоро оставит. А такое происходит оттого, что любовь к суете мирской, как пьянство, так помрачила ему ум, что он, бедный, сам не знает, что делает. Худое дело — пьянство от вина и сикеры, а это еще хуже. Пьяница удобно может отрезвиться, а миролюбец нелегко отрезвляется. "Мне, — говорит, — немало нужно ради жены, ради детей, ради моей старости". А честь и похвала, которых ты желаешь не меньше, чем богатства, — это на что тебе надобно? На что тебе богатые наряды, роскошные дома и подобная суета? Протри глаза твои и посмотри на тех, которые были подобны тебе: где их богатство? Где честь и слава? Где наряды и прихоти? Где их гордыня? Все оставило их, когда они мир оставили или, лучше, мир покинул их, хотя они того и не желали. И случилось с ними то же, что бывает с людьми, которые во сне много имеют и много пьют, а проснувшись ничего в руках не видят и чувствуют великую жажду. Так и упившиеся суетой мирской по смерти увидят себя нищими и будут просить каплю воды, но не получат. Им будет сказано: «чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16; 25). И сбудется на них, но уже поздно, бесполезно будет это раскаяние нечестивых: «Что пользова нам гордыня?И богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она яко сень!..» (Прем. 5; 8-9). Счастлив и блажен тот, кто, смотря на беду другого, сам научается избегать беды! Пьяный от вина подобен бесноватому, который не знает сам, что делает, и потому много другим вреда причиняет. Еще больше вредит людям упившийся суетой мирской. От кого бедные и беззащитные терпят обиды? От кого плачут вдовицы и сироты и умываются кровавыми слезами? От того, кто не знает никакой жалости и ради наживы готов на всякое зло. Ему хочется в богатом и роскошном доме жить, хочется в нарядном платье самому ходить, и жену и детей водить, хочется обильный яствами стол иметь, а откуда взять на все это денег? И вот он лжет, льстит, обманывает, продает худую вещь за хорошую, дешевую за дорогую, и всякой неправдой наживает себе лишний рубль... О человече, не вином, а суетой мира сего упившийся! Подумай, и смотри, сколько ты обиды и вреда людям делаешь: поистине более, чем опьяневший от вина! Тот, протрезвившись, часто жалеет, что в пьяном виде того или другого обидел, а у тебя нет ни к кому сожаления! Отрезвись, брат, пока не предстал ты пред очи страшного Судии и Господа своего, отрезвись пожалуй, и сам увидишь тогда, как омрачен был твой ум и как худо делал ты!.. «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» (1 Ин, 2; 15). «Отврати очи мои, Господи, еже не видети суеты» (Пс. 118; 37). Пьянству люди научаются друг от друга. Так и суете мирской люди учатся, смотря друг на друга. Смотри на суету! Один построил себе богатые хоромы, начал носить новомодную одежду, завел дорогих коней и прочее... другой видит это и подражает ему, — видят все и делают то же, что один. Так распространяется роскошь повсюду, а с этой роскошью умножается всякое зло, и губит оно души человеческие как пожар, как моровая язва. Видим мы и в нашем отечестве эту всепагубную язву. Ныне и те, которые прежде как люди простые ходили и жили, хотят равняться с богатыми. Ах, братие-христиане! На то ли Христос наш позвал нас в веру святую Свою? Он нам не роскошь, а кресты и скорби предлагает в мире сем. «Внидите узкими враты» (Мф. 7; 13). «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16; 24). «В мире скорбни будете» (Ин. 16; 33). На это обыкновенно говорят: "Не всем же в монастырь идти". Но, возлюбленные, эти слова сказаны еще тогда, когда и монастырей никаких не было; они сказаны не только монахам, но и всем христианам, в городах и селах живущим, всякого звания и чина, пола и возраста — всем, кто только хочет Христовым быть и спастись. «А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5; 24). Значит, не Христовы те, которые не распинают, не смиряют плоть со страстьми и похотьми. Бог дал нам богатства и другие блага мира сего и позволил пользоваться ими, но не для роскоши, а на нужды наши и ближних наших. О ты, благочестивая душа, которая не заразилась этим душепагубным пьянством — суетой мирской! Ты живешь в мире, как Лот в Содоме; стой же, укрепляйся, будь непреклонна, «не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие: зане яко трава скоро изсшут» (Пс. 36; 1-2). Пьяный не чувствует, как вредит ему пьянство, так и упившийся суетой мирской не знает, как вредит ему эта суета. Как у того, так и у этого ум бывает помрачен. Когда пьяный начинает отрезвляться, то познает вред пьянства; так и осуетившийся, упившийся мирскими похотями, когда начинает приходить в себя, то познает, как вредны эти похоти. Он жалеет и стыдится, кается и сокрушается, что гонялся за прихотями мира сего и забывал об истинном добре, — он познает, в какой он жил суете и прелести. Так проповедник царя Соломона, Екклесиаст, придя в себя, каялся и признавал все суетой: «Суета суетствий, всяческая суета!» (Еккл. 1; 2). Так и ты, христианин, когда отрезвишься от мирской суеты, то воистину познаешь, что все, что ты ни делал, что ни замышлял для своей наживы, для почестей и богатства, — все это суета. Пьяница, чтобы отрезвиться, пьет много воды, а ты размышляй почаще о смерти, при которой все свои прихоти оставишь, о Страшном Суде Христовом, перед которым надобно и тебе явиться, как и всем; о блаженной вечности, в которую пойдут Боголюбцы, и о страшной муке вечной, которую не избежать миролюбцам и всем грешникам. Такими размышлениями как водой угашай свое пьянство — любовь к суете мирской. Поистине говорю тебе: скоро выйдет из головы твоей вся эта суета, если почаще будешь об этих предметах размышлять! Больше будешь желать плача и слез, чем веселых дней. Доволен будешь коркой хлеба с пустыми щами, и убогой хижиной вместо богатых палат, и всю красоту мира сего вменишь ни во что. Люди оттого и гонятся за суетой мирской, и упиваются похотями мира сего, как пьяницы, — что забывают о вечности и о том, что ждет их там. Это забвение наводит на них враг душ человеческих, сатана, чтобы люди не заботились о своем вечном спасении, которое Христос, Сын Божий, стяжал для нас Своими страданиями и смертью. Помни же, возлюбленный христианин, помни всегда и размышляй о вечности, и ты отрезвишься, и ни во что вменишь всю красоту и все прихоти мира сего! Вот в чем состоит христианская мудрость! Твоя душа, ради которой пострадал и умер Христос, Сын Божий, дороже всего мира; о ней, чтобы спасена была, пекись и заботься паче всего. Образ Божий, по которому все мы созданы, есть наилучшее украшение души: этой красоты ищи верой и истинным покаянием. Если найдешь ее здесь, то она навеки с тобой останется! Если же не найдешь здесь, то уже никогда и нигде не отыщешь ее. «И мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1 Ин. 2; 17). (Из творений святителя Тихона, епископа Задонского) Оглавление 382. Всемирная радость о Рождестве Богоматери Приидите все народы, весь род человеческий, всяк язык, возраст и чин — приидите, радостно прославим день рождения всемирной Радости. Ибо если и язычники отмечали со всякой почестью дни рождения своих царей — и иногда таких, вся жизнь которых нередко была развратом, если, говорю, и язычники приносили в это время каждый посильные дары, — то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, через Которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы обратилась в радость? Ибо Ева слышала определение Божие: «в болезнех родиши чада» (Быт. 3; 16). А Марии возвещено: «радуйся, Благодатная!» (Лк. 1; 28). Той сказано: «и к мужу твоему обращение твое»; а Ей: «Господь с Тобою!» Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь, и да прославит Святейшую Леторасль (Росток) святой Анны! Она родила миру неотъемлемое Сокровище благих. Итак, прославим разрешение ее неплодия, ибо теперь для нас рушится преграда к блаженству. Да радуется девство! Ибо родилась Дева, Которая, по словам Исаии, «во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7; 14, Мф, 1; 23). Не человек, не Ангел, но Сам Бог приидет и спасет нас. «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам» (Пс. 117; 26-27). Составим праздник в честь рождения Богородицы. «Возвеселися Анна, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая» (Ис. 54; 1). Возрадуйся Иоаким! Ибо от Дщери твоей «Отрочародися нам, Сын, и дадеся нам... И порицается имя Его: Велика Совета (всемирного спасения) Ангел, Бог крепкий» (Ис. 9; 6). Да посрамится Несторий и рукой да зажмет уста свои. Отроча — Бог: как же не Богородица родившая Его? Кто же не исповедует Святую Деву Богородицей, тот безбожник. Это не мои слова, хотя я привожу их в моем слове. Это священное наследие получил я от отца — Григория Богослова. О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас. Вы проводили жизнь Богоугодную и достойную Рожденной вами. Живя целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства — прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву, единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. О, каких чудес и великих благодеяний соделалась виновницей эта Отроковица! И все это для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не через Ангелов, ни через другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так и воссоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, и, увлекаемый восторгом, паки ударяю в духовную цевницу и пою священную песнь рождению Матери Твоей. О чистейшая чета Иоаким и Анна! Соблюдая непорочность, вы удостоились того, что родили миру неискусомужную Матерь Божию. Вы, проводя жизнь благочестивую и праведную, родили ныне Дщерь высшую Ангелов, Владычицу Ангелов. Ныне начало спасения миру. «Воскликните Господеви, вся земля» (Пс. 65; 2), воспойте, возрадуйтеся и вострубите! Возвысьте глас свой, возвысьте, — не бойтесь! Ибо родилась нам Матерь Божия, от Которой благоизволил родиться Агнец Божий, вземлющий грехи мира. Взыграйте горы, ибо раждается преславная гора Господня, «гора Божия... гора, юже благоволи Бог жити в ней» (Пс. 67; 16-17). О Дщерь Иоакима и Анны священнейшая, еще в объятиях матерних покоющаяся, но страшная для духов отпадших! О Дщерь священнейшая, млеком матерним питаемая и Ангелами окружаемая! О Дщерь Боголюбезная — слава родителей! «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди», — как сама Ты о Себе сказала (Лк. 1; 48). О Дщерь Бога достойная, украшение естества человеческого и праматери Евы исправление! О Дщерь всесвятая, украшение жен! Ибо хотя Ева соделалась первой преступницей, и через нее смерть вошла в мир, но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие. О Дщерь приснодевственная! Целые веки состязались, кому достанется слава Твоего рождения, но предоопределенный совет Бога, Творца веков, препобедил эту борьбу веков, и последние сделались первыми, осчастливленные Твоим рождением. Поистине Ты соделалась честнейшей всех тварей, ибо млеком сосцев Твоих питался Бог, и уста Твои лобызали уста Божий. О, непостижимые и неизглаголанные чудеса! Бог всяческих возлюбил Тебя и соделал Тебя Богородицей, Матерью и питательницей Сына Своего и Слова. Было время, когда земля находилась в глубоком растлении, и самый народ Божий, увлеченный духом соблазна, оставил Господа Бога своего и таким образом сделался не народом Божиим, помилованный — не помилованным, возлюбленный — не возлюбленным: поэтому-то ныне рождается Дева, обручается Самому Богу, рождает Сына Божия, и отверженный прежде народ становится народом Божиим, не помилованный получает милость, не возлюбленный делается возлюбленным; ибо из Нее рождается Сын Божий возлюбленный, в Котором все благоволение Божие. Веселись земля, и сыны Сионовы возрадуйтеся о Господе, Боге вашем, ибо пустыня процвела, бесплодная изнесла плод свой. Радуйся, блаженная Анна, что ты родила Дщерь: ибо твоя Дщерь есть Матерь Божия, дверь Света, Источник жизни, избавление жен от осуждения. Цари народов с дарами придут и поклонятся Ей. Ты приведешь ее к Царю и Богу, облеченную благолепием добродетелей, как златотканой одеждой, и украшенную благодатью Духа. О вожделенная и преблаженная Дщерь! «Благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1; 42). О Дево, дщерь Царя Давида и Матерь Всецаря — Бога! Ты будешь иметь жизнь не для Себя только. Самой, поскольку Ты не для Себя только Самой рождена. Ты будешь жить для Бога, дабы послужить спасению всего мира, дабы через Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова и нашем спасении. Твое сердце насладится Словом Божиим и напоится Им, как плодовитая маслина в дому Божием, как древо жизни, которое даст плод свой в предопределенное время, то есть воплотившегося Бога, вечный живот всех. Очи Твои всегда будут устремлены ко Господу; уши будут готовы к слушанию слова Божия, уста будут восхвалять Господа и облобызают Его уста; язык будет рассуждать о слове Божием и изливать Божественную сладость. Вся Ты будешь чертог Духа; вся — град Бога живаго, который веселят устремления речная, то есть струи благодати Святого Духа; вся — добра, ибо взойдя превыше Херувимов, и будучи превознесена над Серафимами, Ты соединилась с Богом. О чудо, высшее всех чудес! Жена соделалась высшей Серафимов. Да умолкнет премудрый Соломон, да не говорит, что нет ничего нового под солнцем! О Богоблагодатная Дева, храм Богосвятый, храм, украшенный не златом и камнями бездушными, но вместо злата сияющий Духом, вместо драгоценных камней имеющий многоценную Маргариту — Христа, перл Божества! Умоли Его коснуться устам нашим, дабы, очистившись, они воспели Его с Отцем и Святым Духом: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, едино Божество в трех Лицах! Свят Бог и Отец, благоволивший в Тебе и из Тебя совершиться таинству прежде век предопределенному. Свят крепкий Сын Божий и Бог Единородный, произведший Тебя ныне от бесплодной матери, дабы Самому, Единородному от Отца, родиться так же Единородным из Тебя —Девы Матери! Свят бессмертный, Всесвятый Дух, росой Божественной сохранивший Тебя невредимой от огня Божественного, так, как Моисеева купина прообразовала. Радуйся, Мария, сладчайшая дщерь Анны! Как назвать Тебя, если не жилищем, достойным Бога? Достойно ублажат Тебя все роды, как избранное украшение человечества. Ты —слава священников, упование христиан. Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! Исповедующие Тебя Богородицей — благословенны, не исповедующие — прокляты! О дщерь Иоакима и Анны, Владычица! Сними с меня тяжкое бремя грехов, рассей мрачное облако, облежащее ум мой, останови искушения; управь ко счастью жизнь; руководствуй к небесному блаженству. Даруй мир всему миру и всем православным совершенную радость и вечное спасение, молитвами родителей твоих и всея Церкви. Буди, буди! Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою! Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего — Иисус Христос, Сын Божий! Ему слава со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки. Аминь. (Из слова преподобного Иоанна Дамаскина)
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 12
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  01:33 | 12.12.2017