0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 16
ГОСТЬ: 15
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 1
CIKUTA

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (83)
373. Добрые ли мы дети матери Церкви? «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возгла: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене! Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои неразумеша... Увы, язык грешный... семя лукавое, сынове беззаконный!..» (Ис. 1;2-4) Мы называем Церковь своей матерью; но любим ли и чтим ли ее, как дети? Верны ли и послушны ли ей, как дети? Исполняем ли ее законы и уставы, как добрые дети исполняют повеления своих родителей? Храним ли ее порядки, как хранят их покорные дети в благочестивом семействе? Наша жизнь, наши дела, наши нравы и обычаи — суть ли нравы и обычаи, завещанные нам святой матерью нашей, Церковью? Что будем отвечать на эти и подобные этим вопросы?... Увы, братие возлюбленные, трогательная жалоба Господа на древнего Израиля так же верно может относиться и к нам: «сыны родих и возвысих; тии же отвергошася Мене!» 1) Итак, Церковь возродила нас в Таинстве Крещения; запечатлела нас печатью даров Духа Святого в Таинстве Миропомазания; восприяла нас от купели чистыми и непорочными, как Ангелы; и мы дали клятвенное обещание — со дня возрождения до последнего издыхания пребыть непорочными, как Ангелы. Где же эти ангелы между нами? Где обещанные Богу и Церкви чистота и непорочность? Что осталось у нас от святыни Крещения, от благодати Миропомазания?... Что более, кроме имени Христианского? Как же не болезновать, и не сказать со святым Димитрием Ростовским: "Болезновать сердцем приходится, что многие из нас именем токмо суть христиане, а дела их — хуже неверных; именование носят христианское, а житие их — скотское; Крестом Христовым ограждаемся, а Христа распинаем вторицею яко Богоубийцы; распинаем Его скверными, мерзкими и нечистыми делами. Именем Христовым хвалимся, и это же имя Его святое, на нас нареченное, хульно творим; будучи христианами, живем не по-христиански". В Таинстве Покаяния — сколько раз мы слышали из уст Церкви слово матери: "Чадо, отпущаются тебе греси твои мнози! Иди, и ктому не согрешай!" Но куда же мы шли, и куда всего чаще идем, как не согрешать? Куда спешим от дверей покаяния, как не на прежние стези неправды. «Случися бо им, — говорит Апостол Петр о некиих падших, — истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и свиния, омывшися, в кал тинный» (2 Пет. 2; 22). Не гнушайтесь этой безыскусственной, простой притчей или пословицей: она очень верно и точно выражает свойство таких христиан, которые то восстают, то падают; восстают для того, чтобы падать; падают часто для того, чтобы никогда не вставать. И разве мало есть таких грешников, которые вовсе не хотят каяться? Разве еще не более таких, которые каются для одного вида, из приличия, и пр.? Да и не все ли мы, дети матери нашей Церкви, на все чадолюбивые средства ее, подчас гордо и нагло отвечаем: «отступи от нас, путий твоих ведети не хощем?» (Иов. 21; 14). 2) Учат детей; но где же те дети, которые с детским усердием и простодушием хотели бы учиться у матери Церкви? Есть христиане, которые вовсе не хотят ни знать, ни учиться ничему, относящемуся к ведению Христианскому. "Поседели, — жалуется один из великих учителей нашей Церкви, Платон, митрополит Московский, — от дряхлости ничем не владеют, одной ногой на земле, другой во гробе, а что знают? Их должно бы учить так же, как младенцев. Но как таких учить, которые не хотят учиться, которые, будучи христианами, Христианского учения бегают?... Скажи, пожалуйста, сколько теперь (когда мы преподаем учение Церкви), сколько теперь людей, шатающихся на улицах, пьянствующих на торгу или обманывающих, или бесполезно бродящих? Без числа; а чтобы посидеть кому при ноге Иисусовой и послушать Его слово, то или одна Мария, или мало с ней кто другой". Есть люди, именующиеся христианами, которые ничего не зная, ничему не учась у Церкви, сами хотят учить Церковь и детей ее. "О, окаянные времена наши! — сетует о таковых святитель Димитрий Ростовский. — Ныне истинная Церковь много терпит скорбей и от внешних, и от внутренних врагов, которые терзают Церковь, мать свою, хулят ее и отторгаются от нее, и иных многих увлекают за собой в заблуждение и погибель... Что ни город, то иная, некая особая, изобретается вера, и уже люди простые, полуграмотные рассуждают о вере и учат по своему смышлению, и в своем упорстве стоят, презирая и отвергая истинных учителей церковных". Есть даже такие христиане, которые много знают, всему охотно учатся, одно только учение о спасении души — учение Церкви — кажется им излишним; «сыны родих и возвысил, тии же отвергошася Мене!» 3) А храмы и Богослужение? Их или не посещают, или посещают редко, или, посещая, вносят туда всю суету и мятеж жизни мирской, повседневной, площадной! Что всего чаще слышим, как не жалобы учителей Церкви, во все времена сетовавших против ленивого или бесчинного стояния в храмах Божиих при Богослужении? "О чудесе, — взывал древле святитель Иоанн Златоуст к своим современникам, — о чудесе! Когда тайная трапеза уготована; когда Херувимы пред нею стоят, Серафимы окрест летают шестокрылнии, лица свои покрывают, когда все бестелесные силы вкупе с иереем за тебя молят, — ты ли не боишься, не срамишься такой ужасный час в беседах и суесловиях провождать? От ста шестидесяти восьми часов, в седмице числимых, один только час отделил Себе Бог: и тот на житейские дела, и смех, и разговоры тратишь!" Приведем еще жалобу, которая слышится из времен новейших. "Соберутся люди в церковь, будто на молитву, — с тугою сердца говорит святитель Христов Димитрий, — а между собой молвят и празднословят о мирских делах, или о купле, или о войне, или о пиршествах, или кого осуждают, или смеются над кем, и хульными словесы добрую славу ближнего разбивают... Другие стоят во храме святом и будто устами молятся, а умом о домашних мечтают, о жене, о детях, о богатстве, о сундуках, о деньгах, или о чем-либо ином. А иной стоя дремлет, иной скверное и злое помышляет... И делают люди храм Божий не храмом Божиим, но вертепом разбойников". «Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысил, тии же отвергошася Мене!..». 4) Что сказать об уставах, законоположениях, обрядах церковных? Если где, то здесь особенно Церковь может и имеет право вопиять против нас: «Слыши, небо, и внуши, земле... сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене!..» Отвергаются Меня в Моих уставах, над которыми нередко издеваются, не внимают ни гласу Бога Судии, ни гласу матери своей Церкви. Жаловался некогда Господь на сынов Церкви Ветхозаветной за то, что они презрели все попечения Его. Горе нам, братие-христиане, если и на нас, сынов Церкви Новозаветной, воззрит Господь праведным оком Своим, и скажет святой матери нашей: "Оставь их; что вопиеши ко Мне о людях сих, об этих буйных и непокорных детях твоих? Пусть они будут тебе, яко язычники и мытари!.." Где тогда обрящем пристанище? Где найдем покой смятенным душам нашим? Кто будет молить и ходатайствовать о нас перед грозным и праведным судом Божиим? Пощадим души наши, братие возлюбленные. Пощадим время наше до гроба и вечность нашу за гробом. Если не хотим слушать учения Церкви, по крайней мере, не будем презирать то, чего не знаем. Если не храним уставов церковных, по крайней мере, будем сознаваться, что мы тяжко согрешаем. Если не чтим обрядов, по крайней мере, не будем глумиться над ними. «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Евр. 10; 30). Убоимся этого страшного мщения, пока оно еще не постигло нас. Припадем к лону матери Церкви, пока оно еще отверсто для грешников. В глубоком сокрушении и раскаянии будем умолять Господа о помиловании материнским же гласом Церкви: "Согрешихом, беззаконновахом, забыхом заповеди Твоя, и в след мысли нашея лукавыя ходихом, и недостойно званию и Евангелию Христа Твоего жительствовахом, яко быхом поношение имени христианскому и Церкви: темже затворихом щедроты Твоя, и человеколюбие Твое...Но остави, Господи, умилостивися, Господи, и не предаждь нас до конца беззаконий ради наших: милость бо Твоя неизреченна, и человеколюбие Твое непобедимо!..". (Из "Бесед"Я.К. Амфитеатрова) Оглавление 374. Дух Святый — наш вождь ко спасению «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142; 10) Дух Святый именуется Духом благим потому, что Он есть источник всякого блага, источник любви, от Него исходят все дары благодатные в Церкви. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее, Дух крепости в Иисусе Навине, в Гедеоне и Сампсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и Богобоязненном Симеоне. Поэтому и именуется Он Духом благим, Духом правым, Духом владычним. Он наставляет и управляет Церковью. Он наставляет нас на путь вечности, Он научает нас оправданиям (уставам) Своим, Он ведет нас в прежнее достоинство. Без Его Божественного наставления наш человеческий дух не может ходить правым путем и вводить нас в землю правды; наш дух суетен, непостоянен, склонен к заблуждениям и немощен; часто мы и сами не знаем, какого мы духа: иногда увлекаемся духом суетности, иногда духом нетерпеливости, иногда духом гордости, иногда духом сребролюбия, иногда духом властолюбия; каждый из этих духов ведет нас через разные пропасти погибельные, а мы не узнаем лукавого вождя. Много таких опасностей на нашем пути; часто лукавый демон прельщает нас злом под видом добра, да и сами мы немощны и потому нуждаемся, чтобы «Дух благий» наставлял нас, и подкреплял нас по реченному от апостола Павла: «Дух способствует нам (подкрепляет нас) в немощех наших» (Рим. 8; 26). Он, Помощник наш милосердый, подкрепляет нас разными способами. Сначала Он подкрепляет нас в немощи нашей, чтобы мы принимали с благодарностью от руки Божией всякие скорби душевные и телесные и прославляли за них Бога нашего. Потом Он помогает нам, отгоняя от нашего разума невежество, и научая, что должно делать, и от чего должно бегать. Он укрепляет волю нашу, чтобы любить все доброе, все постоянное, вечное, и не привязываться ко всему тленному, что льстит только нашим чувствам, но никогда не может удовлетворить и насытить души. Святый Дух помогает нашей памяти благодарно воспоминать все благодеяния Божий, памятовать о заповедях Божиих, чтобы их не преступать, и о своих грехах, чтобы сокрушаться о них сердцем, — чтобы не забывали мы праведного и грозного Суда Божия, Который праведным готовит блаженное воздаяние, а грешникам — достойную казнь. Наконец, Он же, Дух Божий, помогает нашему духу противостоять похоти плотской, дает крепость в начинании дел, Богу угодных, и укрепляет нас пребывать в служении Богу с ревностью, во благодати Божией. Дух Святый помогает нам во всяком состоянии: если мы в благодатном состоянии, то Он предохраняет нас, дабы мы не лишились благодати Божией, если мы только что отстаем от греха, Он поддерживает нас, чтобы мы снова не впали в него, и ведет нас от силы в силу добродетелей, пока мы не узрим Бога в небесном Сионе. Если мы пребываем во грехах, Он помогает восстать и от них избавиться, чтобы не погибнуть, как сказано: «Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя» (Пс. 93; 17). Дух Святый наставляет нас в пути, по которому распростерты сети вражии, как сказано: «на пути сем, по немуже хождах, скрыта сеть мне» (Пс. 141; 4). Он — в печалях наших утешитель, во тьме — свет, в трудных обстоятельствах — покровитель, в бедах — освободитель, в сомнениях — советник, в горести — сладость, в изнеможении — подкрепление, в заблуждении — вразумитель, в неведении — наставник. Все эти дары благодатные Дух Святый не перестает щедро изливать на верующих, если только мы позаботимся омывать слезами покаяния сосуды душ наших от греховных скверн. Пример такового действия Духа Святого можно видеть на святых Апостолах: они были люди простые, неученые, но Дух Святый исполнил их разумом и мудростью, и они своим учением обратили весь мир ко Христу; они были люди робкие, но Дух Святый свыше облек их силой и укрепил мужеством на всякие бедствия; они были незнатны, но Дух Святый силой чудотворений соделал их славными в мире; были они недостаточно горячи духом, а когда сошел на них Дух в огненных языках, они воспламенились любовью и ревностью, так что их слово как огненное проникало в окаменелые сердца. Были они люди немощные, но Дух Святый так укрепил их, что ни мучения, ни вся сила адова не могли поколебать их сердец. Напротив, сами они всю вселенную покорили Христу и уничтожили идолов; такова сила Святаго Духа, Который наставлял их и нас подкрепляет в немощах наших! Этот же Дух укреплял и святых мучеников: сколько было детей и юных девиц, которым сокрушали ребра, опаляли тело, отрезали сосцы, которых бросали в кипящую смолу и жгли на раскаленных сковородах, а они все это считали себе за утешение и своей мудростью побеждали самих мучителей! Так Дух Святый и благий наставлял их на землю правую, вел их в ту землю, где все — одна правда, где нет ничего стропотного: там нет искушений, нет грехов, нет бедствий, нет болезней, печалей и воздыханий; там всегда — веселие, радость, здравие, благоденствие, благодать и слава! Как Израильтян вел в землю обетованную ночью столп огненный, а днем — облачный, так и для нас благодать Духа Святаго есть и огнь просвещающий и облак прохлаждающий. Как парусный корабль на море, хотя бы и все имел потребное к плаванию, но без попутного ветра не может благополучно совершит! свой путь, так и нам потребно веяние Духа Пресвятаго, чтобы чрез море жития сего приплыть к вечному житию. Поэтому будем воссылать прилежные молитвы с теплыми слезами к Богу Отцу и Богу Сыну и взывать непрестанно: Дух «Твой благий наставит мя на землю праву!» Дух Твой, Боже Отче, Тебе единосущный, благий, да ублажит и укрепит души наши! Пошли, Боже, Духа Твоего и созиждутся души наши, и обновишь лице земли, той самой земли — плоти нашей, которая некогда услышала Твой приговор: «яко земля еси, и в землю отыдеши!» (Быт. 3; 19). Эту землю, телесный состав наш, — да обновит Дух Святый благодатью Своею, чтобы была она жилищем для Тебя, а не для злого духа! Будем молиться и Самому Духу Святому: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!" Очисти нас, как огонь очищает злато и серебро. Ты — огнь невещественный, Ты — огнь, терние греховное попаляющий, а души наши просвещающий, Ты — огнь, хлад беззаконий отгоняющий, а теплоту любви возжигающий: распали же души и телеса наши в этой жизни, дабы избегнуть нам огня геенского в вечности! Тобою — Огнем — пусть горят светильники душ наших, чтобы нам дозволено было войти в чертог небесный с мудрыми девами. О, Огнь святый! Как сладостно горишь Ты! Как таинственно светишь! Горе не горящим Тобою и Тобою не светящим! Их обымет некогда мрак безпросветный, и они будут ввержены в огнь вечный. Душе Святый, Душе Пребожественный, Душе Животворящий! Истреби сильным Твоим пламенем все терния и плевелы наших грехов, попали всякое семя злобы на ниве сердец наших, чтобы нечему было гореть в нас вечным огнем! Пребожественная и Живоначальная Троице! Отче, Сыне и Душе Святый, единый истинный Боже, Отче превечный, сотворивший нас, Сыне собезначальный Отцу, искупивший нас, Душе Святый, единосущный Отцу и Сыну, благодатью Твоею освятивший нас! Веру Православную расшири, Церковь от ересей соблюди, Царя православного укрепи, народ Твой умножь, обилие плодов земных даруй, мир вожделенный устрой, благочестие повсюду насади, надежду в сердцах наших укрепи, пламень любви возжги, и по скончании сей временной жизни даруй нам живот вечный, ибо Ты един — совершенный Человеколюбец, аминь! (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) Оглавление 375. «Не мнози учителие бывайте!» (Иак.3.1) Если ты уважаешь власть, то не дерзнешь произвольно принять ее на себя, или вмешиваться в дела ее, но напротив, со всякой готовностью исполнять будешь обязанности подчиненного. Подобно этому, если ты чтишь достоинство учителя, установленное в Церкви Христовой, то не должен ты произвольно вступать на место учительское или прибегать к учителям, которых никто не поставил; но должен в кротости и послушании проходить звание ученика Евангельского, под руководством поставленных от Бога и Церкви учителей. Страшись быть учителем и сам для себя, а тем более, без высшего призвания, учить других, или переучивать учителей, от Бога и Церкви поставленных. «Не мнози учителие бывайте». Страсть быть и слыть учителями была господствующей в Иудейских книжниках и фарисеях. Они, как обличает Господь наш, «любят... зватися от человек: учителю, учителю» (Мф. 23; 6-7). Против этой страсти «Иисус глагола к народом и учеником Своим» (Мф. 23; 1), то есть ко всем Своим последователям: «Вы же не нарицайтеся учителие: един бо есть ваш Учитель, Христос: вси же вы братия есте» (Мф. 23; 8). Однако видим, что и в Христианской Церкви некоторые называются учителями. Апостол Павел и сам себя называет учителем языков, и вообще говорит, что «положи Бог в Церкви первые Апостолов, второе пророков, третие учителей» (1 Кор. 12; 28). Как же согласить это с заповедью Господней? Не трудно, если точнее придерживаться силы слов Апостольских и Христовых. Богодухновенный Апостол, без сомнения, не погрешает, когда свидетельствует, что «положи Бог в Церкви... учителей». Он свидетельствует об истине, когда говорит: «поставлен был аз проповедник и Апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков в вере и истине» (1 Тим. 2; 7). Но и Господь не служение учительское отвергает; ибо не говорит: да не будет учителей. Это даже невозможно; потому что, когда есть ученики, то, по необходимости, должны быть и учители; и как все христиане суть ученики, и вначале не иначе назывались, как учениками, то по необходимости должны быть и учители христианские, и особенно после того, как «Единый Учитель» вознесся на небо. «Не нарицайтеся, — глаголет, — учителие: един бо есть ваш Учитель, Христос». Этим Он наше мудрование смиряет, дерзость обуздывает, своеволие отсекает, осуждает и запрещает самопоставленное и самоназванное учительство. «Не нарицайтеся учителие»: не восхищайте этого звания сами себе; не вызывайтесь учить, когда вас не призывают к этому. А если и будете к этому призваны, если Бог поставит, если священный закон наречет вас учителями, и тогда не возноситесь званием, которое только по дару вам принадлежит, поелику первоначально и существенно «един бо есть ваш Учитель, Христос». Почитайте себя не более, как братьями тех, которые называют вас учителями: будьте слуги, а не властители учения и учеников: «болий же в вас да будет вам слуга» (Мф. 23; 11). Истинно духовные люди и достойные учители даже тогда, когда Сам Бог посылает их проповедовать, еще уклоняются от этого. «Избери могуща иного, егоже послеши», — говорит Моисей (Исх. 4; 13). «Не вем глаголати», — говорит Иеремия (Иер. 1; 6). В Апостолах видим готовность проповедовать Царствие Небесное, но ни в одном из них не видим, чтобы он сам себя представил к званию Апостола, уж не говорю, чтобы поставил себя в оное. Таким образом, если не искать учительства духовного и даже уклоняться от него есть черта не раз ознаменовавшая самых достойных, то усиленно искать и домогаться оного, конечно, есть признак весьма неблагоприятный. Люди, которые предприемляют учить, не быв призваны к тому, думают оправдаться тем, что дело их спасительно. Апостол Иаков разрушает эту мечту самонадеяния: «Ведяще, — говорит, — яко болшее осуждение приимем, много бо согрешаем вси» (Иак. 3; 1). Примечайте здесь кротость и смирение истинного учителя. Тогда когда он учит, он ставит себя рядом с учениками. Тогда когда имеет нужду обличить грехи других и произнести на них осуждение, эти чужие грехи, чужое осуждение он приемлет на себя самого: «осуждение приимем... согрешаем вси». Но если апостол в деле учительства ставит себя под страх осуждения, в ряду с людьми много согрешающими, то как должно быть страшно это дело для всякого другого! А те, которых власть Церковная не поставила наставниками, как дерзают учить и представлять себя наставниками? Чем могут извинить свою дерзость перед верховным Учителем и Судией? Как не подумают, что много «... согрешаем вси?» Могут ли они надеяться, что не повредят делу учительства своими грехами, от которых не очищены в этом деле избирающей благодатью, не ограждены послушанием закону избрания? Действуя по своемудрию и своеволию, не станут ли они всех разделять, вместо того чтобы приводить в соединение веры, распространять соблазны, вместо назидания, возмущать мир Церкви? И какому за это осуждению подвергнут себя, а какому других совращаемых или соблазняемых, и опять — какому себя за них! Сколь справедливы эти опасения Церковь узнала многими печальными опытами. Для краткости приведу один пример. В Третьем соборном послании святого апостола Иоанна Богослова читаем следующее: «Писах Церкви: но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас. Сего ради, аще прииду, воспомяну его дела, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас; и недоволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящим возбраняет, и от Церкве изгонит» (3 Ин. 1; 9-10). Слышите ли? Диотреф не приемлет Иоанна; Диотреф, о котором неизвестно, была ли в нем какая искра здравого понятия о вере и Церкви, Диотреф не приемлет Иоанна, — избранного между Апостолами, Богослова по превосходству, тайновидца и главу пророков Нового Завета, не уважает его послания, порицает его, не приемлет приемлемых Апостолом, запрещает другим принимать их, и из Церкви изгоняет их! Кто бы этому поверил, если бы не сам Апостол повествовал об этом? Видите, какие богопротивные дела, какие разрушительные беспорядки производит в Церкви желание быть первым по собственному счету и учить других! Судите по этому, как нужно и как важно предостережение Апостольское: «не мнози учителие бывайте, братия моя, много бо согрешаем вси». Изберите себе лучше немногих надежных и между собой согласных учителей: спасительное слово Христово, святые правила Церкви, опытную мудрость благочестивых и богопросвещенных отцов наших! И ныне, к прискорбию Церкви и священноначалия, вы можете встретить самозваных учителей, подобных Диотрефу. «От нас изыдоша, но не беша от нас» (1 Ин. 3; 19), — обличает Апостол Иоанн отступивших от единства верования и от послушания Церкви. Не видим ли и ныне людей подобного рода? От нас получили они начало веры и Таинств, — «от нас изыдоша», но уже не хотят быть нашими. Без призвания, без благословения, как кому вздумалось, поставляют себя учителями, и отвергают Церковь, от которой получили все, что имеют, или мнятся иметь. Многие самопоставленные учители умножают толки лжеучений; а не рассудительные последователи умножают лжеучителей. Встречаясь с теми и другими, припоминайте, братие, предостережение Апостольское, столь бедственно ими пренебреженное: «не мнози учителие бывайте, ведяще, яко болшее осуждение пришлем. Помните, что положи Бог в Церкви первые Апостолов, второе пророков, третие учителей. И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр. 5; 4), по Богопреданному чину. Только званные Богом учители верно приводят к Богу. Аминь! (Из сочинений Филарета, митрополита Московского) Оглавление 376. Святые бессребреники Косма и Дамиан В одном из посланий своих к Апостолу Тимофею Апостол Павел говорит: «в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди... нелюбовни» (2 Тим. 3; 1-3). Читая эти слова, невольно думаешь, что апостол писал именно о нашем времени. Оскудела ныне любовь христианская; куда ни посмотришь, почти везде у людей одна забота — деньги и деньги... Сложилась даже оскорбительная для христианского чувства пословица: "Денежки не Бог, а много милуют"... Есть люди, которые без денег не хотят помочь своему ближнему даже добрым словом, добрым советом, и даже за это, за несколько слов, требуют с ближнего еще платы, — хотя бы этот ближний их не имел и куска хлеба насущного! Не таковы были христиане первых веков. Они твердо помнили заповедь Господню о любви, и делились с ближним последним своим достоянием. Читая жизнеописания святых, поражаешься силе их самоотверженной любви к ближнему. Не только имущество свое отдавали они ближним, но и самую душу свою всегда готовы были положить за них. Вот, для примера, житие святых безсребреников и мучеников Космы и Дамиана, память которых празднуется Церковью 1 июля. Косма и Дамиан, братья по плоти, родились в городе Риме, от благочестивых родителей, которые и воспитали их в страхе Божием. Святые братья были известны как искусные врачи. Впрочем, они исцеляли не столько целебными травами, сколько благодатью Божией, в них обитавшей. Ни от кого не принимали они платы за исцеление, и за это прозваны безмездными врачами или бессребрениками. Одного только требовали они от исцеленных — чтобы те уверовали во Христа. И много людей обратили они ко Господу как в самом Риме, так и в окрестных селениях. Исцеляя, они обыкновенно говорили больным: "Мы только руки возлагаем на вас, но своей силой ничего сделать не можем; действует же через нас всемогущая сила Господа Иисуса Христа, единого истинного Бога. Если и вы уверуете в Него, то будете тотчас же здоровы!" Святые братья-целебники получили после родителей большое наследство, которое роздали нищим, престарелым и убогим. Пребывание свое они имели, большей частью, в одном селении близ Рима, жителей которого и просветили светом Христова учения. Но ненавистник добра диавол позавидовал их доброму деланию, и вот, по его внушению, язычники оклеветали перед царем неповинных братьев. В то время царствовал в Риме некий Карин. Он тотчас послал воинов в селение схватить безмездных врачей и привести на судилище. Когда жители узнали, зачем пришли воины, то все христиане стали умолять братьев скрыться от гнева царского. Но святые сами хотели идти навстречу ищущим их воинам, желая пострадать за Христа с радостью. Только по усиленным, слезным просьбам собратий-христиан пощадить себя ради спасения многих они согласились, чтобы жители скрыли их в недоступной пещере. Когда же святые братья узнали, что рассвирепевшие воины, не найдя их, схватили некоторых почетных жителей и повели в Рим, то немедленно оставили пещеру и, догнав воинов, сказали им: "Отпустите неповинных, а нас ведите; мы те, кого вам повелено взять!" И воины отпустили жителей, а святых, заковав в железо, отвели в Рим и ввергли в темницу. Наутро царь, явившись на судилище, велел позвать святых Коему и Дамиана, и обратился к ним с гневной речью, обвиняя их в том, что они отступили от отеческих богов и волшебством исцеляют людей от болезней, желая прельстить их. Святые отвечали ему: "Мы ни одного человека не прельстили и никакой волшебной хитрости не знаем, но врачуем болезни силой Господа нашего Иисуса Христа, по данной Им заповеди: болящих исцеляйте, прокаженных очищайте! — и делаем это без всякой платы, помня завет Спасителя: «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10; 8). Богатства земного мы не желаем, но ищем одного только спасения душ человеческих". Затем святые стали убеждать самого царя, чтобы он оставил свое безумие, перестал поклоняться бездушным идолам и обратился к истинному Богу. На это царь сказал им: "Я не позвал вас рассуждать здесь, но принести жертву богам. Приступите и поклонитесь им, если хотите избежать лютых мучений!" С великим дерзновением отвечали ему святые братья: "Да посрамишься ты, вместе с богами твоими! Ты отвратил ум свой от всегда сущего и вовеки живущего Бога, и преклонился к нечувственным идолам: пусть же и лицо твое отвратится от места своего, и узнаешь ты тогда, что может Бог наш!" Как только святые произнесли эти слова, тотчас у царя повернулась голова и лицо его очутилось на плечах его. Ни сам он и никто из посторонних не мог повернуть его голову на свое место. В таком положении он и сидел на престоле. Смотря на него, народ воззвал громогласно: "Велик Бог Христианский, и нет иного Бога кроме Его!" Многие в это время уверовали во Христа и молили святых, чтобы исцелили царя. Наконец, и сам царь стал умолять угодников Божиих, говоря им: "Теперь я узнал вполне, что вы рабы истинного Бога! Умоляю вас, как уврачевали вы многих, так исцелите и меня! Тогда и я уверую, что нет иного Бога, кроме Бога, вами проповедуемого, сотворившего небо и землю". Святые сказали царю: "Если ты познаешь Бога, давшего тебе и жизнь и царство, и уверуешь в Него всем сердцем твоим, то Он тебя и уврачует!" Царь громко, чтобы слышали все, возопил: "Верую в Тебя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже! Помилуй меня и не помяни первого моего неведения!" Как только произнес он эти слова, мгновенно выпрямилась его шея и лицо оказалось на своем месте. И, восстав, царь возвел очи свои на небо и стал со всем народом воздавать благодарение Богу, говоря: "Благословен Ты, Христе, истинный Боже, от тьмы к свету приведший меня, чрез этих рабов Твоих!" С великими почестями и любовью отпустил уверовавший царь святых Коему и Дамиана, а они, возвратившись в свое селение, продолжали с радостью дело Божие, с каждым днем умножая Христово стадо. Но враг спасения человеческого не успокоился; он вложил зависть в сердце того врача, который обучал святых братьев врачебному искусству, и ему стала нестерпима слава учеников его. Пригласив их к себе с лестью, он отправился с ними на гору, будто для собирания врачебных трав, — на самом же деле питая в душе Каинову мысль — погубить их. Отведя их подальше в гору, он неожиданно напал на агнцев Христовых и убил обоих камнями. Так окончили свою жизнь безмездные врачи, святые братья Косма и Дамиан. В награду за их великую любовь к Богу и ближнему Господь сподобил их венцов мученических. Нам же, в лице их, не только даровал ходатаев о нас, грешных, но и явил высокий пример — как должно и нам любить Бога и ближнего своего! Тропарь, глас 8-й: Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане, посетите немощи наша: туне приясте, туне дадите нам. Оглавление 377. Чему учат нас муравей и пчела? «Не даждь сна твоима очима, ниже да воздремлеши твоима веждома. Иди ко мравию, о лениве, и поревнуй видев пути его, и буди онаго мудрейший», — так поучает премудрый царь Соломон (Притч. 6; 4,6). Муравей — такое малое создание, что кажется, — какая может быть у него сила? А посмотри, какие великие дела он делает. Он ни на минуту не остается без дела, он всегда занят, постоянно бегает взад и вперед, всю весну, все лето и осень таскает в свой муравейник все, что нужно будет зимой. И надобно удивляться не только его трудолюбию, но и его непреклонной воле. Найдет он что-нибудь для себя полезное, а нести ему не под силу, однако он не бросает дела: тянет, сколько может; на пути попалась травинка или камушек, он обходит их; упала его ноша в ямочку, он не теряет надежды, не бросает своей находки, пока не дотащит ее до гнезда. Вот и поучение для нас! Кто так же неутомим, как муравей, так же заботлив, неустрашим, тот не будет беден; а кто ленив, кто не любит приложить рук к работе, а если и станет работать, то кое-как, поневоле, а придет несчастье — у него и руки совсем опускаются, такому человеку не нажить добра, а если попадет ему в руки готовое наследство от родителей, то ненадолго достанет его. Дом у него непокрытый, усадьба не огорожена, двор повалился, скотинка голодная, его поле бурьяном поросло, и все это кончается тем, что все его достояние переходит в чужие руки... Много таких примеров видим везде. Но есть и такие хозяева, которые трудятся как муравьи. Солнце никогда не застает их в постели. Они встают рано, потому что труд, работа — это их жизнь, их удовольствие, их честь. Хозяин идет на работу, а если своего дела нет — на заработок, и каждый день приносит ему лишнюю копейку. Хозяйка хлопочет дома, чтобы все было исправно; она неутомима, везде видна ее заботливость, а в горячее время покоса и жатвы — они работают оба и откладывают копейку за копейкой. В их доме порядок и чистота, одежда на них приличная, душа у них весела; люди они трезвые, терпеть не могут пьянства, и оба они счастливы и довольны, а соседи даже зовут их богачами. Вот поистине муравьиным трудом нажитое добро! Хотя бы на этих честных тружеников посмотрели те ленивцы, которым говорит Соломон: «иди ко мравию, о лениве!..» У трудолюбивого хозяина, как и у муравья, нет ни начальника, ни приставника, его никто не гонит на работу, — он сам идет, и в поте лица трудится без страха. «Или иди ко пчеле, — продолжает Премудрый, — и увеждь, коль делателница есть (какая она труженица), делание же коль честное творит! Еяже трудов царие и простии во здравие употребляют, любима же есть всеми и славна: аще силою и немощна сущи, но премудростию (за мудрость) почтена произведеся» (Притч. 6; 8). Кому не знакома пчела, кто не любит ее меда, кто не знает, как полезен ее воск? Но немногие знают ее так, как знают пчеловоды-пасечники. И в глубокой старине она была любимицей у царей, и царь Соломон удивлялся ее трудолюбию и мудрости. Рой пчел с маткой — что это за мудрая община! Смотрите, любуйтесь, как выходит рой, как пчелки собираются около матки, как они ее любят, как ее берегут, — они знают, что без нее весь рой погибнет... Посадите этот рой в улей, положите туда старой вощины и посмотрите, как там трудолюбивые пчелки возьмутся за работу. Своими крылышками и лапками они выберут всякую пылинку, всякую соринку и паутинку, снимут все, что попорчено, что негодно, выбросят все это из улья или сбросят вниз, а что годно — все подновят, исправят, и через час какой-то найдешь у них порядок и разделение труда! Одни летят в поле, другие лепят воск, третьи стоят на страже, чтобы броситься на неприятеля, лишь только он станет угрожать их улью. И нет у них ссоры никогда, никто не спорит, всюду — мир, согласие и любовь, общий у них труд, общий стол, зато и нет у них ни бедного, ни богатого, одна матка — душа всего улья, и она в большом почете у них, — как царица. Посмотри, ленивый человек, вот пчелка летит с ивы или вербы с желтыми ножками, — смотри, как много она налепила меда на свои задние лапки, едва летит с ним, с трудом входит в улей, складывает свою ношу в соты и опять летит за тем же, — как она дорожит минутой, пока цвет цветет, пока теплая погода позволяет ей заниматься работой. Нередко она падает жертвой своего трудолюбия. Так, весной, по вечерам, иногда бывает очень холодно; вот она запоздала на работе, не хотелось ей лететь с малостью, лепила и лепила медок на лапки, а тут и подул холодный ветерок, не долетела бедная до улья, озябла и упала на землю со своим добром... Останется ли она жива до завтра, не растопчет ли ее человек или животное?.. Может ли она знать об этом?.. Иди, — говорит Соломон, — иди ко пчеле, ленивый человек, и учись у нее! Пойди, открой ее улей, подивись, какая там красота и чистота, какой порядок! Пчела никогда не скажет: "Довольно, к чему еще трудиться?", как говорит не один ленивец, когда зовут его на работу, а у него есть и хлеб и каша: "Что мне, — говорит, — за неволя работать, когда у меня есть что есть!" Значит, только голод может выгнать его на работу. Не так трудится пчела. Смотри: в улье уже все полно медом, а она все еще носит его, лепит где только может, а нет совсем места в улье, — она лепит вощину снаружи, и все носит и носит... Придет пчеловод, вынет мед, и она тучей полетит в поле и снова будет носить, пока не наполнит весь улей. А вот у нас, у людей, бывает не так. Случится пожар или придет вор-злодей, оберет дочиста, и обеднеет человек, и говорит, "Стоит ли работать? Для меня теперь все равно..." И берет он последний грош и идет в корчму, и пьет, и пьянствует, как говорят — с горя, с отчаяния... Не так делает пчелка Божия! Возьми ты у нее все, до последнего сота, не оставь ничего, даже перегони ее в другой, порожний улей. Она не станет отчаиваться. Она сейчас же возьмется за работу, полетит в поле и примется носить мед с новым усердием. Не правда ли, братья-пчеловоды? Вы сами все это видели. Многому можно научиться у пчелы-труженицы! И не одному трудолюбию, но и любви к родной семье, общему согласию, труду на пользу общую... Настанет время голодное, последние соты скоро опустеют, помощи — ниоткуда, на дворе грязь и холод, никуда нельзя лететь, да и ничего в поле не найдешь. И посмотрели бы вы, как тогда пчелки последним медом делятся, без ссоры, без зависти, — одна кормит язычком другую, другая третью и так далее... Но голод продолжается, надежды нет на спасение... Тогда они последней каплей меда подкрепляют жизнь матки и нескольких пчелок при ней, а сами умирают, и последней всегда умирает матка... Где вы найдете ныне у людей такую любовь? Всем бы нам надобно учиться у пчелок Божиих, учиться не только трудолюбию, но и любви! Не хочется, други мои, говорить теперь о ленивцах, после речи о мудрых пчелках-труженицах. Не хочется и вспоминать о тех несчастных семьях, в которых царят ссоры и раздоры, после того что говорили мы сейчас об этих малых, но всеми любимых Божиих мушках... Стыдно нам, разумным Божиим созданиям, лениться, когда неразумные творения Божий так усердно трудятся! Стыдно друг с другом считаться, браниться и ссориться, если даже такие малые создания Божий так любят и берегут друг друга, да и нас от своих трудов неустанных и питают, и услаждают, и обогащают, и даже для свечи в церковь Божию благоуханный воск уготовляют!.. Ах, если бы мы хотя мало-мало поучились у них жить во славу Божию, если бы наши дома подобны были ульям пчелиным, а сами мы — пчелкам трудолюбивым! Братья! Ведь это было бы великое счастье, это привлекало бы на наши дома Божие благословение, а для этого — много ли надо? Стоит только каждому полюбить свое дело, а всем вместе — полюбить друг друга, перестать считаться, да друг на друга ссылаться, и любовью привлекать друг друга к общему труду... Вот и все!.. (Из сочинений протоиерея Иоанна Наумовича)
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 14
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  08:42 | 11.12.2017