Меню
Назад » »

Троицкие Листки (80)

Пост телесный и пост душевный Одно из апостольских правил гласит: "Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится в святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен". Такова воля Церкви о нашем пощении. Как же мы постимся? — Увы! Это ли пощение изрядное: мяса не едим, но постной пищей объедаемся до пресыщения. Без масла порой едим, но опять заменяем его разными сладостями! И таким образом великопостную трапезу не делаем ли разнообразнее, вкуснее даже и мясной трапезы? Но есть это истинный пост? — Нечистой совестью постятся таковые. Да, пост состоит, други мои, не в том только, чтобы не есть мяса и т.п., а и в том, чтобы при воздержании от скоромной пищи вообще избегать лакомства, не есть часто, не есть досыта, и затем, что будет сбережено чрез это, — то раздавать бедным. Таков совет святого Иоанна Златоуста. Скажете: "Мы не в силах так поститься, как устав церковный того требует". — Верю. Но кто же виноват тут? Зачем не приучили и не приучаем себя к посту? А приучить можно. Рассказывают о преподобном Дорофее. Он, желая обучить ученика своего, Досифея, строгому воздержанию, сперва давал ему хлеба до 4 фунта в день, потом все меньше и меньше и кончил тем, что Досифей, наконец, стал довольствоваться двенадцатой долей фунта. Фунта стало доставать ему на 12 дней. Все дело зависит, следовательно, от привычки. "Тогда работать сил не будет". — Правда, до изнурения сил доводить себя тоже не следует, но по возможности и работающим должно соблюдать пост. Худо то, что для многих — что пост, что мясоястие — все равно; встал — и за пищу, за чай, а иные — и за водку. Это ли христиан благочестивых поведение? Наконец, пусть строгое лощение тебе и не по силам, но значит ли это, что ты и прав, что тебе и не в чем прощения у Господа просить, словом, и греха в том нет, что ты мало постишься? Нет, друг мой, не по совести так поступаешь. Неисправен, — и проси у Господа прощения. Но если и строгий пост держишь ты в пище и питии, — для дела пощения этого далеко еще недостаточно. Пост телесный тогда лишь на пользу, когда он соединяется с постом душевным или духовным. Без последнего телесный пост ничтоже есть. "Не говори мне, — поучал в свое время святитель Иоанн Златоуст, — что ты столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам, сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен и так далее? Если ты исполнен злобой, завистью и любостяжанием, что пользы в том, что пьешь ты одну воду?" — И Святая Церковь поет: "От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением. Аще бо ни вина ти будет (если неядение не послужит тебе) ко исправлению: яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим". А потому, "аще хощеши, христианине, — закончу свое слово словами святителя Тихона, — чтобы тебе пост полезен был, то постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему, наложи пост и злым мыслям, и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злаго хотения; да постятся очи твои от худого видения — «отврати очи твои, еже не видети суеты»; да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного слова...". Словом —«уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 36; 27.1 Пет. 3; 11). Се есть христианский пост, какового Бог от нас требует. Аминь. (Из поучений протоиерея А. Белоцветова) Оглавление 360. Уроки мудрости (из книги Иисуса сына Сирахова) Оглавление Не помни зла Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего и никого не оскорбляй делом (10; 6). Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его? Помни последнее и перестань враждовать; помни нетление и смерть и соблюдай заповеди; помни заповеди и не злобствуй на ближнего (28; 2-7). Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих (28; 14). Оглавление Будучи в почете, не возносись Среди вельмож не равняйся с ними и, когда говорит другой, ты много не говори (32; 11). Не всякому слову верь (19; 16). Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы, ибо дивны дела Господа и сокровенны дела Его между людьми (11; 4). Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою (1; 30). Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным (3; 18, 19). Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй, ибо не нужно тебе, что сокрыто (3; 21, 22). Не проси у Господа власти, и у Царя почетного места. Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред Царем (7; 4, 5). Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих (10; 7). Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его (10; 14). Что гордится земля и пепел? (10; 9). Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под епитимьями (8; 6). Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его, ибо есть Смиряющий и Возвышающий (7; 11). Оглавление Будь малым доволен и бедности не забывай Сын мой! Не живи жизнью нищенскою: лучше умереть, нежели просить милостыни (40; 29). Лучше жизнь бедного под досчатым кровом, нежели роскошные пиршества в чужих домах. Будь доволен малым, как и многим (29; 25, 26). Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше всякого несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной (30; 15, 16). Любящий золото не будет прав. Многие ради золота подверглись падению, и погибель их был пред лицом их. Счастлив богач, который оказался безукоризненным и который не гонялся за золотом. Кто он? И мы прославим его; ибо он сделал чудо в народе своем (31; 5,6, 8,9). Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого (13; 30). Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному? (14; 3). Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для своей могилы (21; 9). Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню (7; 10). Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся (4; 1,2). Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе и приношения Господу достойно приноси. Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай руку и давай ему (14; 11-13). И к бедному простирай руку твою, дабы благословения твое было совершенно (7; 35). Во время сытости вспоминай о времени голода, и во дни богатства— о бедности и нужде (18; 25). Спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; сиротам будь как отец и матери их — вместо мужа; и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя (4; 9-11). Благовременна милость во время скорби, как дождевые облака во время засухи (35; 23). Оглавление Почитай врача — его искусство от Бога Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от Царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову; и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. (38; 1-4). Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен,.. .ибо и они молятся Господу, чтобы он помог подать им больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (38; 6, 7, 9, 10, 12, 14). Оглавление Блюди сие: Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем (8; 7). Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй. Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен (7; 37,38). Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. Есть у тебя скот? Наблюдай за ним, и если он полезен тебе, пусть остается у тебя (7; 25,24). Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть к нему в руки. Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его (8; 1,4). Удерживайся от ссоры — и ты уменьшишь грехи (28; 9). Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему (27; 29, 30). Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего (7; 15). Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих сгубило вино. Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре (31; 29,31,34). Работник, склонный к пьянству, не обогатится (19; 1). Оглавление Помни: Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство — от Господа (11; 14). Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (7; 39). Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его. Он укрепит свое сердце, и желание премудрости дастся тебе (6; 37). Оглавление 361. Хлеб небесный Жалуется иной человек, говорит: "Никак с собой не слажу, не могу одолеть греховных привычек, и не хочу, — да согрешаю!" Так не один ты, друг мой, жалуешься на этот внутренний разлад, на это грехолюбие нашей природы; это жалоба всего грешного человечества: «Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю!» (Рим. 7; 19). Так, одними своими силами нам с собой не справиться; тут нужна благодатная помощь Божия, а когда она будет, тогда —все будет легко, все возможно: «вся могу, — говорит апостол Павел, — о укрепляющем мя (Иисусе) Христе2 (Флп.4;13). Но, брат возлюбленный, ведь Бог всегда готов прийти на помощь нам со Своей благодатью. «Живу Аз, — говорит Он, — не хощу смерти грешника... и вскую умираете, доме Израилев?» (Иез. 33; 11). «Приидите ко Мне все труждающиися и обремененный», приидите все скорбящие, изнемогающие в тяжкой борьбе со грехом, приидите ко Мне, «и Аз упокою вы!..» (Мф. 11; 28). Итак, кто же виноват, если мы не можем одолеть своих греховных привычек? Ясно, что мы сами... Возьмем пример. Упал человек в воду, утопает, кричит о помощи; ему бросают с берега веревку, а он не хочет ухватиться за нее, — скажи, кто же виноват в его погибели? Конечно — сам он. Так и мы жалуемся, что не сладим с собой, что нет у нас сил расстаться с привычным грехом, бросить его; а когда Господь простирает нам руку помощи, мы от Него отвращаемся!.. Да, отвращаемся, потому что сами не хотим пользоваться теми благодатными средствами, какие Он предлагает нам, и чрез то оскорбляем Его милосердие. Одно из таких Божественных средств, укрепляющих нас в борьбе со грехом, есть причащение Святых Христовых Таин. "Не могу понять, — говорил один благоговейный инок, — как это люди мирские целый год живут без причащения Божественного Тела и Крови Христовой? Мы, грешные иноки, только и живем исповедью да этим спасительным Таинством. Говорю о жизни духовной: изнеможет душа, очерствеет сердце, осуетится ум — что делать тогда? Пойдешь к духовному отцу, откроешь перед ним всю душу, очистишь совесть Таинством покаяния; потом причастишься Святых Христовых Таин, и вот — опять станет легко, светло, отрадно на душе, и опять ободришься, обновишься духом, и легко гонишь прочь греховные помыслы... Поистине это —хлеб небесный, это — чаша жизни; вкушая от них, наша душа живет жизнью бессмертной... Вот почему на святой горе Афонской и положено за правило, чтобы монашествующие исповедались и причащались каждую неделю, а послушники — через неделю. Мудрое правило!..." О том же свидетельствуют и святые богомудрые Отцы. "Поистине ничто так не содействует очищению души, просвещению ума, освящению тела, — пишут преподобные Каллист и Игнатий, — ничто так не помогает усмирению страстей и отгнанию бесов, как возможно частое, от чистого сердца и усердия, приобщение святых и животворящих Таин Христовых". — "Когда мы, недостойные, — говорит преподобный Исихий, — сподобляемся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога, тогда сей Божественный огнь, входя в нас, тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и прощает нам прежде бывшие грехи; а ум наш тогда освобождается от беспокойной докучливости лукавых помыслов". В книге "Православное Исповедание Церкви Восточной" читаем, что "посредством Таинства Причащения верующий освобождается от всякого искушения и опасности со стороны диавола, потому что враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком видит пребывающего Христа". О преподобном Иоанне Вострском повествуется, что этот святой муж спросил однажды бесов, мучивших отроковиц, из-за чего они боятся христиан. Бесы отвечали: "У вас есть три великие вещи, которых мы боимся: одну вы носите у себя на шее (святой крест), другой вы омываетесь (Крещение), третью вкушаете в церкви" (Святое Причащение). "Из этих трех которая для вас страшнее?" — спросил преподобный Иоанн. Они отвечали: "Если бы вы, христиане, хорошо умели хранить То, Чего причащаетесь, то никто из нас не посмел бы подойти к вам". Вот как страшны для них Божественные Таины Христовы! Вот почему святые отцы и сами искали, и нам заповедали искать в этом святейшем Таинстве спасительной помощи и укрепления в тяжелой борьбе с греховными помыслами и разными искушениями от врага. Прочтите или прослушайте со вниманием те молитвы, которые положено читать перед причащением Святых Таин. Вот святитель Иоанн Златоуст умоляет Господа и говорит: "Господи Боже мой!... Но да будет ми угль пресвятаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове, во освящение и просвещение... в соблюдение от всякаго диавольскаго действа... во умерщвление страстей"... (молитва 2-я Последования ко Святому Причащению),"... сподоби мя неосужденно причаститися... и в потребление и всесовершенное погубление лукавых моих помыслов, и помышлений, и предприятий, и нощных мечтаний, темных и лукавых духов"... (молитва 9-я). Вот и святитель Василий Великий молится: "Умилосердися убо, Господи... и да будут ми святая сия (Святые Таины)... во отгнание всякаго мечтания, и лукаваго деяния, и действа диавольскаго, мысленне во удесех моих действуемаго" (молитва 5-я). В житии преподобного Симеона Дивногорца повествуется, что однажды диавол, попущением Божиим, воздвиг на него тяжкую брань плотскую и хотел осквернить его сонным мечтанием. Преподобный крепко боролся с искушением, не давал себе сна и слезно умолял Бога о помощи. И вот, видит он светлого мужа, старца, который сходил с неба в священническом облачении, а в руках у него был потир или святая чаша с Божественными Таинами Пречистого Тела и Крови Христовой. Дивный оный муж подходит к нему, причащает его Святых Таин и говорит: "Мужайся, Симеоне, и да крепится сердце твое; с этого времени не посмеют смущать тебя сонные мечтания; только блюди опасно свои помыслы и уповай на Бога!" Заметьте: Господь мог избавить Симеона от искушения одним Своим Божественным благоволением; но Он избавляет его посредством причащения Святых Таин; не ясно ли, что этим примером Он и нас научает прибегать в подобных случаях к этому спасительному Таинству? Знали силу этого Таинства древние христиане: они причащались каждую службу, каждый праздник, по крайней мере, один раз в месяц. Оттого и крепки они были в добродетели, не то что мы, грешные!.. Итак, возлюбленный брат о Христе! Ты, который, подобно мне, жалуешься, что не можешь сладить с собой, не в силах победить своей греховной привычки! Если уж мы с тобой так слабы, так немощны, то что мешает нам возможно чаще прибегать к этому Богоданному средству — Святому Причащению?.. Как только почувствуешь, что очерствело сердце, изнемогает душа, любимый грех не идет из ума, тянет к себе, — беги скорее к духовному отцу, открой ему совесть свою, умиротвори ее Таинством покаяния, а потом спеши подкрепить себя Хлебом Жизни — Телом и Кровью Христа Спасителя; Он Сам говорит о Себе; «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего-, жив будет во веки. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6; 51, 56). А с Ним — какое искушение будет нам страшно?.. Будем же чаще вкушать от этого хлеба небесного, от этой чаши жизни, и сами увидим, на опыте убедимся, яко благ Господь!.. Оглавление 362. Для чего мы творим крестное знамение? Для чего мы делаем на себе крестное знамение? Мы делаем знамение крестное на себе, или крестимся, во-первых, для того, чтобы знамение это на нас видел Бог. Да, братие, Бог видит, когда мы крестимся, когда делаем на себе знамение крестное. А из вас некоторые крестятся кое-как, поспешно, небрежно, без всякого внимания! Грешно так креститься; надобно креститься со вниманием, с благоговением. Скажешь, что сила не в кресте? Нет, в кресте сила, и сила большая, когда ты крестишься надлежащим образом, с верой, с мыслью, с благоговением. Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, за который Он изливает спасительную благодать Свою на нас. Крестное знамение есть та печать, с которой Бог принимает прошения от нас. Молиться с крестным знамением значит молиться, просить от имени, от лица Иисуса Христа. "Я не сам пришел, меня Иисус Христос послал к Тебе, Господи; и что действительно так, вот на мне печать Его — крестное знамение". Если же ты думаешь, что сила не в кресте, то для чего же ты крестишься? Или уж вовсе не делай на себе крестного знамения; и тогда все будут знать, что ты не христианин; или делай как должно, без поспешности, с благоговением, с вниманием, с мыслью. Итак, мы крестное знамение делаем для того, чтобы привлечь к себе благодать Божию. Мы делаем крестное знамение еще и для того, чтобы видел это лукавый, враг наш диавол. Да, братие, и лукавый пусть видит, когда мы делаем на себе крестное знамение, потому что он не любит этого знамения. Как боится лукавый Иисуса Христа, так он боится и знамения Христова — креста. Крест — самое верное орудие против врага, самая крепкая защита от него, самый острый меч для него. Оградить себя крестным знамением, значит охранить себя силой Христовой от всех нападений лукавого. И не лукавый только бегает от крестного знамения; крестное знамение от всего нам враждебного охраняет, защищает нас. Где знамение крестное полагается, там Ангел Христов защитником остается, хранителем. Бес бежит от крестного знамения, а Ангел притекает на крестное знамение. Да, знамение крестное есть знак, по которому Ангелы видят, кого им защищать, охранять; а злые духи видят, от кого им надобно бежать, отступать. И потому твори крестное знамение со вниманием, как щит какой, сохраняющий тебя, как меч какой, поражающий врага твоего. Наконец, мы делаем на себе знамение крестное и для того, чтобы перед другими исповедовать Иисуса Христа, распятого на кресте. Да, пусть и люди видят, Кого мы исповедуем, в Кого мы веруем, на Кого мы надеемся, Кого любим, Кого почитаем. А ты иногда стыдишься сделать крестное знамение! Знаешь ли, какой ты чрез это грех делаешь? Стыдясь креститься, ты стыдишься, что ты христианин, стыдишься, что ты Христу принадлежишь, во Христа веруешь, на Христа надеешься, Христа почитаешь, любишь! Нет, не стыдись признаваться, что ты Христов, иначе Иисус Христос постыдится признать тебя Своим на Страшном Суде и откажется принять в Царство Небесное. Итак, вот для чего мы крестимся: чтобы показать, что мы христиане, и чтобы это видел Бог, видел бы Ангел хранитель, видел бы и лукавый, и чтобы люди видели, что мы христиане. (Из "Поучений " протоиерея Р. Путятина) Оглавление Древнерусское поучение на 3-ю неделю Великого поста Братие! Сегодня достигли мы преполовения святых великопостных дней, поэтому возрадуемся душой, поклоняясь честному Кресту Христову и, насладившись им, пойдем далее по пути постному к Христовым Страстям, очищая свое тело постом и просвещая душу прилежной молитвой, чтобы достигнуть непорочно Воскресения Господня. Вот, Господь Бог наш зовет нас на святую радость; Он держит венцы небесные для тех, кто алкал и жаждал ради Его, кто трудился в подвигах духовных. Не будем лишать себя этой радости неизреченной, этих нетленных венцов по лености и из-за угождения своему чреву. Что теперь на малое время услаждает нашу гортань, то после окажется горчее желчи. Об этом Сам Господь предостерегает нас и говорит: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми (заботами) житейскими» (Лк. 21; 34). И святые отцы предостерегают нас от того же: если, говорят они, вчера ты был чревоугодник, то ныне будь строгим постником; если вчера ты угождал плоти, ныне просвети душу. Не будем, братие, христианами только по имени, а на деле хуже неверных; нет, но покажем и добрые дела, чтобы и нам не услышать от Господа Бога: «приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (Мф. 15; 8). На деле часто так и видим: когда от земного царя получится какой-нибудь указ к подданным, то все со страхом спешат его выслушать, и когда услышат, то немедленно исполняют поведенное им. А когда Господь Бог, через пророков, и апостолов, и святых отцов, или лучше — Своими устами в Святом Евангелии зовет нас к Себе, к свету немерцающему, на радость бесконечную, в Царство Небесное, — тогда не находится человека, который бы Его слушал, и приходил на Его зов, и творил Его волю. Видите ли, братие, любовь Божию к нам? Он не потерпел видеть нас порабощенных бесам, ибо наши предки так были ослеплены диаволом, что приносили в жертву идолам сыновей и дочерей своих. И вот, не потерпел этого Господь Бог наш и пришел на землю, чтобы земнородных опять возвести на небо; для того и крещение восприял, чтобы нам дать пример крещения, и вот, теперь обновляет наше крещение этим святым пощением, дабы в чем мы согрешили после крещения, очистили то покаянием. Итак, препояшем себя воздержанием и, достигнув половины поста, будем продолжать этот подвиг в прочие дни постные. Если доселе кто постился с леностью, то, по крайней мере, с этого времени продолжи пост Богоугодно; не тяготитесь ходить в церковь на службу Божию и слушать в ней Священное Писание и творить добрые дела. А когда стоите, братие, в церкви, то не разговаривайте ни с кем, чтобы нам не лишиться за это награды от Бога; ибо кто без страха Божия в церкви разговаривает, тот прогневляет Бога и творит радость диаволу. Судите сами: когда стоят перед лицом земного царя, то никто не смеет и слова праздного вымолвить, не смеет и оглянуться куда-либо в сторону, но каждый стоит как бы связанный. Если же мы так почитаем царей, которые все же люди смертные, то не должно ли нам тем паче почитать Бога со страхом и трепетом и творить Его волю святую? Он — Владыка души и тела нашего; Он может умерщвлять и оживлять, делать нищими и обогащать, как говорит Соломон от лица Божия: «Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду; Мною вельможи величаются, и властителие держат землю: Аз любящыя Мя люблю, ищущии же Мене обрящут благодать» (Притч. 8; 15-17). Убоимся же Его, прославим Его со страхом и трепетом! Размыслите о службе церковной: что может быть страшнее того, когда видишь Сына Божия, ради тебя закалаемого, и Тело Свое под видом хлеба предлагающего и Кровь Свою изливающего во оставление грехов? Итак, приступим со страхом к Таинам Святым, приимем их чистыми устами и светлым сердцем, отбросив всякую вражду, чтобы достигнуть святого Христова Воскресения и радости оной достойно насладиться, — сохраним в чистоте остающиеся святые дни постные. Не тяготитесь послужить Богу, чтобы в день нашего воскресения услышать нам святой оный глас Господа: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие» (Мф. 25; 34). Христу Иисусу Господу нашему слава во веки, аминь! (Из рукописного "Сборника" XVI в, Библиотека Троице-Сергиевой Лавры) Оглавление 363. Первозванный Апостол Христов Всемогущий и Всеведущий Господь Бог наш от начала века определил «время всяцей вещи под небесем» (Еккл. 3; 1). По вознесении Господнем на небо, ученики Его, святые Апостолы, проповедали Евангелие всем концам земли, и те из язычников, которых «пришло время» (Пс. 101; 14), приняли проповедь апостольскую и крестились. Иные же ждали «своего времени» (Еккл. 9; 12). Наши, например, предки крестились только тысячу лет спустя по вознесении Господнем. Но обращение их предсказано было еще святым Апостолом Андреем Первозванным, который посетил Русскую землю и освятил ее стопами ног своих. Имя этого апостола должно быть поэтому особенно для нас дорого, и стыдно было бы кому-нибудь из нас не знать о жизни, подвигах и страданиях первого провозвестника нашего спасения. Родиной Апостола Андрея был небольшой городок Вифсаида, близ озера Галилейского. Он был сыном бедного рыбака Ионы и младшим братом первоверховного Апостола Петра. Услышав об Иоанне Крестителе, о том, что он проповедует в пустынях Иорданских покаяние, святой Андрей соделался его учеником. Когда же Иоанн Предтеча, увидев идущего к нему на Иордан Иисуса Христа, сказал, указывая на Него перстом: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира!» (Ин. 1; 29), тогда святой Андрей оставил Предтечу и пошел за Христом. С ним вместе последовал и другой ученик Предтечи —святой Иоанн Богослов. На другой день святой Андрей пришел к брату своему Симону (Петру) и с радостным восторгом сказал ему: «обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос!» — и привел Симона к Иисусу (Ин. 1; 41). Но окончательное призвание на служение Апостольское совершилось после, когда оба брата ловили рыбу у берега Галилейского озера, и Христос Спаситель сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков!» (Мф. 4; 19). И они тотчас оставили сети и стали неразлучными спутниками Господа. Святой Апостол Андрей назван Первозванным потому, что первым из Апостолов последовал за Иисусом Христом. По сошествии на Апостолов Святого Духа, они метнули жребий — кому куда идти на проповедь, и Апостолу Андрею достались в удел некоторые города по берегу Черного моря, а также Византия и другие соседние области. Все эти страны святой Апостол много времени оглашал проповедью, и приял немало страданий и скорбей за имя Христово; но с радостью переносил все. Наибольшие мучения Апостол перенес в городе Синопе: там его, распростертого по земле, влачили за руки и за ноги, нещадно били палками, метали в него камнями, вырывали пальцы и зубы. Но, по благодати Господа своего Иисуса Христа, он оставался невредимым от ран. Из Малоазийских стран Апостол перешел в Византию, где первый проповедовал о Господе Христе. Здесь уверовавших было столько, что Апостол рукоположил им во епископа святого Стахия и поставил много иереев. Затем обошел он берега Черного моря, всюду благовествуя слово Божие. Был и в Скифии, нынешней России, и по Днепру достиг гор Киевских. Переночевав у подошвы их, он наутро сказал ученикам своим: "Видите ли эти горы? На них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить Святым Крещением все эти страны!" Потом, взойдя на горы, Апостол благословил их и водрузил на них крест. По преданию, Апостол Андрей был и далее, севернее Киева, доходил даже до пределов Новгородских. Свой Апостольский подвиг он завершил мученически в городе Патрах, где исцелил одну женщину от лютой болезни. Чудо это так подействовало на жителей города, что почти все они обратились ко Христу. Даже жена самого проконсула Егеата, Максимилла, получив от святого исцеление в болезни своей, уверовала во Христа. Уверовал и брат проконсула, ученый Стратоклий. Опустели в Патрах идольские капища, и стали люди поклоняться истинному Богу. Тогда проконсул Егеат, упорный идолопоклонник, до неистовства разгневался на благовестника Христова и велел схватить его. Очевидцы, христиане, так описывают страдания и блаженную кончину Апостола Андрея. Когда Егеат увидел Апостола, он с гневом обратился к нему: "Так это ты разоряешь храмы богов и проповедуешь людям новую волшебную веру, которую повелели истребить Римские императоры?" В ответ на эти слова Апостол с кротостью стал излагать учение о Христе, Спасителе рода человеческого; но Егеат не внимал его словам и, наконец, повелел ввергнуть Апостола в темницу. Узнали об этом уверовавшие во Христа и во множестве собрались к дверям темницы. Возмущенные жестокостью правителя, они высказывали намерение даже убить Егеата и освободить святого Андрея. Но Апостол удержал народ, говоря: "Мира Господа нашего Иисуса Христа не обращайте в диавольский мятеж. Господь наш, преданный на смерть, не противоречил, не вопиял, не слышно было на улицах голоса Его. А потому молчите и вы, и будьте готовы сами терпеливо переносить, за имя Божие, всякие мучения и раны". Наутро следующего дня Апостол опять приведен был на судилище. Егеат велел растянуть его на земле и трем человекам бить. Семь раз сменялись бившие люди, потому что приходили в изнеможение. И еще раз пытался жестокий мучитель уговорить святого Андрея поклониться идолам, угрожая в противном случае распять его на кресте. На это Апостол ответил ему: "Я раб креста Христова, и не только не боюсь крестной смерти, но и желаю вкусить ее!" Тогда проконсул приказал распять Апостола Андрея на кресте, но не прибивать гвоздями, а только привязать веревками за руки и ноги, — чтобы распятый дольше был жив и дольше терпел ужасные мучения. Когда Апостола повели на распятие, множество народа следовало за ним. Святой Андрей не переставал учить народ. Когда же он увидел издали приготовленный для него крест, то с радостью воскликнул: "Радуйся, кресте! Радуйся Телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Приими меня, о кресте! Я ученик Того, Кто на тебе был распят. Ты всегда был для меня достолюбезен, я всегда искал обнять тебя, и вот теперь, по желанию сердца моего, обретаю тебя! Возьми меня от людей и передай моему Учителю: пусть от тебя приимет меня Тот, Кто тобою искупил меня!" Говоря это, святой Андрей совлекал уже с себя одежды и отдавал мучителям. Они подняли Апостола на крест и распяли его, — как им было приказано. Два дня томился ученик Христов, распятый на кресте. Около него стояло до двадцати тысяч народа, и Андрей не переставал учить их со креста. Народ громко выражал свое негодование на то, что неправедно страждет святой муж. Убоясь народного возмущения, Егеат велел было снять со креста святого Андрея. Но, по усердной молитве самого страждущего Апостола, не допустил до этого Господь: у слуг Егеатовых и у всех, кто подходил ко кресту, чтобы снять Андрея, немели руки. Апостол молился, чтобы Господь приял дух его с миром. И вдруг, при всем народе, озарил его свет небесный, как будто молния, — так что окружающие не могли смотреть на Апостола. С полчаса этот свет осиявал святого Андрея, а когда погас — Апостол испустил уже дух. Жена Максимилла, исцеленная Апостолом, сняла со креста тело его и, помазав драгоценными ароматами, положила во гроб, который приготовила для себя. В настоящее время мощи святого Апостола Андрея Первозванного находятся в Италии; а десная рука его, некогда указывавшая на горы Киевские и благословившая Русскую землю, хранится в Московском Успенском соборе. И как благоплодно было это благословение апостольской десницей земли нашей! Как процвела в России Церковь Христова! Скольких угодников предпослала она ко Господу — святителей, мучеников и преподобных — как ходатаев за всех нас! Возблагодарим же Господа Бога, от всей души и от всего сердца, за таковые великие милости Его к роду нашему!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar