Меню
Назад » »

Троицкие Листки (8)

Кто ваш загробный покровитель Таинство смерти — таинство страшное и ужасное! Как в писанной книге, человек увидит тогда все свои грехи: вот грехи юности, давно забытые, вот грехи зрелого возраста, вот обида, вот неправда, прелюбодеяние, гордость, зависть, бесчестная ложь, клевета, хула, человекоугодие, леность, небрежность в молитве, ябеда... Боже мой! сколько их!.. И сколько из них не омыто покаянием, ниже каплею слезною... ниже вздохом единым. О! какой страх объимет тогда душу! Этот страх еще увеличится от присутствия темных сил. О! Как нужен бедной душе помощник и заступник в страшный час смерти! И он явится нам в лице нашего Ангела-хранителя. «Светло» предстанет он душе, «красен» своею «добротою и яко сладкий, и веселый, и солнцеобразный ум, с осклабленным лицем и радостным воззрением надеждою спасения отъемля страх, прострет светлыя и пресвященныя своя крила над умирающим, отженет горькия враги, ишущие пояти душу его... и студ и срам покрыет студная и смрадная и мрачная лица вражия» (Канон Ангелу-хранителю). Но так будет только с той душой, которая в жизни по возможности старалась приблизиться к Ангелам. Будем, братие, помнить страшный час смерти. Будем усердно молиться Ангелу-хранителю: Ангеле Божий, Хранителю и покровителю души и тела моего! «Да узрою тя одесную окаянныя моея души предстояща, светла и тиха заступника и предстателя моего, внегда изчезати от мене нуждно духу моему,, и ищущия мя пояти, горькия враги отгоняюща» (Канон Ангелу-хранителю)! «Страшно и грозно место имам проити, тела разлучився, — читаем в молитве к Спасителю, — и множество мя мрачное и безчеловечное демонов срящет...» Это будет последнее усилие со стороны злых духов погубить душу, делавшую на земле много грехов. На каждом шагу они будут преграждать ей путь в Царствие, на каждом шагу останавливать и удерживать ее стремление к нему, истязая ее за все дела, за все слова, за все помышления. Каждая страсть, каждый грех имеет своих мытарей и истязателей... Каким страхом, каким трепетом будет волноваться тогда душа? Теперь нужны ей помощники и заступники. "Если, отправляясь в какую-нибудь далекую и малоизвестную страну, требуем проводников, то сколько нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, миродержителей, гонителей, мытареначальников" (Златоуст). И эти помощники и заступники непременно явятся, — это опять наш Ангел-хранитель, но уже не один, а вместе с другими Ангелами. И если душа в этой жизни вела жизнь благочестивую, очистила себя покаянием, она находит защиту у своего Ангела-хранителя и под его кровом небоязненно потечет к Небесному Царствию, сопровождаемая Ангелами. Тогда-то, видя за собой пропасть, которая готова была поглотить ее, видя позади себя врагов, с огненной яростью искавших ее погибели, душа изливается в славословии и благодарении Господу, Который, послав Своего Ангела, не отдал ее на растерзание зубам их, избавил ее, как птицу, от сети ловящих... (Из "Слов" протоиерея М.Некрасова) Оглавление 35. Почему иногда молимся и не получаем просимого 1. Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: "Я преклонял колена", — но ум твой блуждал далеко; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала, неведомо где; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, общества друзей. Диавол зол, он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи, потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим, а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы". Итак, вот первая причина, почему Бог не внемлет молитве нашей, — потому, что мы и сами-то не внимаем словам своей молитвы. Устами читаем молитву, а сердце далече отстоит от Бога. Вторая причина, почему не получаем просимого, заключается, по учению того же святителя Иоанна Златоуста, в том, что не всегда просим полезного для себя. "Получим ли просимое или не получим, будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем. Потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение. Ибо мы не знаем, что нам полезно в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли или не получим, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаем полезного для нас? И Павел, муж столь великий и высокий, удостоившийся таких неизреченных (откровений), не знал, что он просил неполезного себе. Видя себя окруженным бедствиями и непрестанными искушениями, он молился об избавлении от них, — и не однажды, не дважды, но многократно, ибо говорит: «трикраты Господа молих: трикраты. Так, трикраты», т.е. многократно, он молил и не получил. Посмотрим же, как он это перевес. Возроптал ли? впал ли в уныние? отчаялся ли? Нет, но что он говорит? «Рече: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12; 8, 9). Бог не только не освободил его от постигших его бед, но и попустил ему оставаться в них. Пусть так. Но откуда известно, что он не роптал на это? Слушай, что сам Павел говорил, когда узнал, что так угодно Богу. «Сладце убо похвалюся паче в немощех моих», — не только, говорит, не ищу уже освободиться от этих бед, но еще с великим удовольствием хвалюсь ими. Видишь, какая благоприятельная душа, какая любовь к Богу? Послушай, что еще говорит он: «...очесом же помолимся, якоже подобает, не веемы» (Рим. 8; 26), — то есть мы, как люди, не можем знать все обстоятельно. И так должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение". Впрочем, "хотя Бог иногда и медлит подаянием, но делает это, — говорит святой Златоуст, — не по ненависти и отвращению, а желая медленностью подаяния более удержать тебя при Себе, как поступают и чадолюбивые отцы: и они медленностью подаяния мудро стараются долее удержать при себе нерадивейших детей". А посему, когда просим у Господа в молитве чего-либо из земных благ, то надо иметь в уме: "Если Ты видишь, Господи, что то-то полезно для спасения моего, то даруй мне". Безусловно, прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежит молиться условно, а еще лучше, — предавая свою участь в волю Божию" (епископ Феофан). (Из "Бесед " святителя Иоанна Златоуста) 2. Недоумение и смущение, беспокоящие вас, касаются вас и детей ваших не только во временной жизни, но простираются и до вечности. Вы же, желая избавиться неудобств в жизни, прибегаете к средствам материальным и просите Бога о ниспослании вам оных; не получая же скоро, доходите до уныния и отчаяния. Я предлагаю вам то, что и вам самим известно: судьбы Божии неисповедимы! «Судеб Твоих бездна многа» (Пс. 35; 7), «...и судьбы Твоя, Господи, по всей земли!» (Пс. 104; 7). И апостол Павел восклицает: «...о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто испыта ум Господень, или кто советник Ему бысть!» (Рим. 11; 33). Из этого можно заключить, что Промысл Божий есть над всеми нами, и даже птица не падает без Его воли, и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21; 18). И ваше настоящее положение не состоит ли в воле Божией? Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас, не давайте места сомнению, да не сбудется и на нас слово Писания: «...отъемлются судьбы Твоя от лица его» (Пс. 9; 26). Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает. А как нам известно из истории жизни человеческой и из примеров, пред глазами нашими бывающих, какими несчастными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж — жены, жена — любимого мужа, родители — единородного сына, всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без призрения; иной лишается всего богатства, делается нищим, другой терпит различные несчастия, скорби, болезни, лишается чести и проч. Кто же всем этим распоряжает, как не Промысл Всевышнего, попускающий каждому скорби по его мере, силе и устроению для того, чтобы наказать его или испытать и укрепить его веру, или предохранить от грехопадений? Постигнутые несчастием, верно просим избавления и облегчения скорбей, но не получали скоро. А почему? Это знает один Всемогущий Творец и Промыслитель всех. Нам известно, что «Он весть, ихже требуем, прежде прошения нашего» (Мф. 6; 8), и что Он дает нам блага, каких мы и не ожидаем от Него, что Он всегда есть благовременный помощник в скорбях. Один церковный учитель говорит: "Господь, хотя и невидимо, но действительно близок к нам, так что может слышать все наши стенания и подаст нам Свою помощь. Он знает и видит все наши нужды и несчастия, и любвеобильное сердце Его исполнено благости и готовности помогать, которую являл Он, когда обитал на земле, полный благодати и истины". "Но Господь долго не избавляет меня от несчастия"! — Так, возлюбленный, но время и способ избавления Он положил в Своей власти. Предавайтесь же и вы Его святой воле и изливайте скорбь вашу пред Ним со псаломником: «...пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя» (Пс. 141; 3,4), «от конец земли воззвал, внегда уны сердце мое» (Пс. 60; 3), «Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обреших ны зело» (Пс. 45; 2). И ожидайте от всещедрой и милосердой десницы Его помощи в скорбях ваших; но ежели вы долго не получаете желаемого и просимого, то укрепляйте себя вышеизложенным рассуждением, — и веруйте, что и должно быть так, а не иначе. Может быть, этим испытуется ваша вера и любовь к Богу, или просимое вами могло бы быть вам не полезно в нравственном или физическом отношении. Силен Господь утешить вас и другим, Ему Единому сведомым образом. Скорбь ваша, конечно, не забыта пред Богом, испытующим сердца и утробы. Ежели это и наказание, то Священное Писание говорит нам: «егоже любит Господь наказует, биет оке всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3; 12). И в самых скорбях является милость Божия и даруется духовное утешение. Возверзите «на Господа печаль свою, и Той вас препитает» (Пс. 54; 23). (Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария) Оглавление 36. Дивное ведение Однажды, в глубокий вечер, во время молитвы преподобный Сергий услышал голос, который звал его: "Сергий!" — Сотворив молитву, открыл он окно и увидел необыкновенный свет с небеси. "Сергий! — говорил прежний голос, — Господь приял молитву твою о чадах твоих!" — При сем увидел преподобный множество прекрасных птиц, слетевших на монастырь и его келлию. Голос продолжал: "Так умножится стадо учеников твоих; и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим!" — Преподобный, в удивлении и радости, пожелал иметь свидетеля сего чудесного явления, как такого, которое касалось до всего братства, и позвал Симона (бывшего архимандрита Смоленского), который и успел еще видеть некоторые останки явления. Оглавление Избранники Божии Промысл Божий простирается на каждое Его творение, у Него не забыта ни одна птичка, без Его воли не падает ни один волос с головы нашей. Но особенно печется Господь о Церкви Своей Святой, о присных чадах своих, истинно верующих в Него, о тех, за кого пролил Он бесценную Кровь Свою на Кресте. В истории Церкви Божией мы постоянно видим примеры попечительного Промышления Божия, но наипаче проявлялось оно в такие времена, когда благопотребна была особенная помощь Божия к укреплению веры православной в сердцах людских, или когда нечестие людское грозило подавить собою благочестие и веру православную. В такие трудные времена Бог нарочито посылал особых избранников Своих, которые, будучи преисполнены благодати Божией, своей дивной жизнью, своим смирением привлекали к себе сердца людей и делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех, кто искал очищения от страстей и спасения души своей. Таковы были по преимуществу подвижники монашества, которыми Бог благословил и Русскую землю вслед за просвещением ее верою православною. Не прошло ста лет со времени крещения Руси Владимиром, как на берегах Днепра, в пещерах Киевских, явился целый сонм святых подвижников киевских, собравшихся тут вокруг преподобных Антония и Феодосия, как своих духовных родоначальников. А из Киева пронеслось благоухание жизни подвижнической по всем пределам тогдашней России, и явились первые в Русской земле монастыри, основанные киевскими преподобными. Строгим исполнением не только всех заповедей, но и советов Евангельских иноки-подвижники подавали народу высокий пример жизни христианской, а своим боголюбезным смирением показывали, в каком духе направлять сию жизнь по заповедям Божиим. Целые тысячи монашествующих воспитывались под их духовным руководством и потом расходились в разные стороны, основывали свои обители, в свою очередь, делались также наставниками других в иноческой жизни, делились добрым советом духовного опыта и с мирянами, были избираемы в сан святительский или же выходили на проповедь Евангелия к неверующим в истинного Бога. И православный русский народ всегда понимал любящим сердцем, какую великую духовную пользу приносили ему сии избранники Божии; толпами ходили люди в святые обители, где жили эти избранники, жаждали услышать от них живое благодатное слово назидания и утешения. Напрасно укрывались от народа смиренные отшельники в глубину лесов дремучих и болот непроходимых, напрасно искали уединения в недрах земных, в глубоких и темных пещерах, — народ везде находил их, а любовь к ближнему, несмотря на глубокое их смиренномудрие, не позволяла им отказывать приходящим в слове назидания и утешения и побуждала делиться с ними сокровищем своего опыта духовного. Велик был монашеский подвиг этих избранников Божиих сам по себе, но велико было и служение их Церкви и обществу, как избранных на это служение орудий Промысла Божия! Каково же было их смирение, когда и на мысль им не приходило, что они совершают великое дело Божие, что в их видимой немощи столь очевидно совершалось всемогущая сила Господа Бога, дивного во святых Своих! Одним из этих великих своим смиренномудрием и жизнью избранников Божиих был и преподобный Сергий Радонежский. Он был дарован Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда междоусобицы, бесправие, татарские насилия и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. В это-то время, в глухих чащах Радонежских лесов поселился Преподобный Сергий, укрываясь от мира, и в сем уединении приготовлялся Самим Богом к служению Церкви и земле родной. Скоро слава о нем прошла по всему княжеству Московскому, скоро собрались около него ученики, подражатели его смиренных подвигов; и чрез каких-нибудь пятьдесят лет духовноблагодатный свет из пустыни Сергиевой разлился по лицу всей земли Русской. Смиренный от юности, подвижник уклонился от великого сана святительского, его смирение не могло примириться с мыслью быть первосвятителем земли Русской; тем не менее и святители, и князья имели в нем мудрого советника, не раз избирали они смиренного старца Божия в посредники для умиротворения враждующих князей, и это посредничество бывало всегда благоуспешно. Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского — обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, — святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде — Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне — Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове — Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях — Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. Оглавление 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли. Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: "Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его — вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях". Вдруг явилось с Ангелом множество Небесного Воинства, и слышно было, как они хвалили Бога и пели: "Слава на небесах (царствующему) Богу! И на земле мир. (Открылось Его) благоволение к человекам!" Когда Ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: "Дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам?" — И нимало не медля пошли и нашли Богородительницу Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце своем. Пастухи возвратились и благодарили Бога за все, что слышали и видели. В осьмый день по рождестве Богомладенца совершили над Ним предписанное законом обрезание и дали Ему имя "Иисус", которое преднарек Гавриил во время Благовещения Богоматери о рождении Ею Христа Спасителя. В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы. Здесь они начали расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы, — говорили они, — видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему". Весть об этом дошла и до Ирода. Встревожился идумеянин за престол Давидов, который дали, ему римляне. Пришли в смущение и жители Иерусалима: одни, опасаясь жестокой подозрительности Ирода, другие, ожидая каких-то необычайных перемен, которые при общем растлении нравов не обещали им ничего утешительного. Ирод собрал синедрион, состоявший из старейших священников и из ученых иудеев, и спрашивал у них: "Где следует родиться Христу"? Ему отвечали: "В Вифлееме Иудейском". И в подтверждение привели пророчество Михея, который более чем за 70 лет предсказал: ты, «Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля, исходи же Его из начала от дней века» (Мих. 5; 2). Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал у них, как давно явилась звезда, и, отпустив их в Вифлеем, сказал: "Подите, разведайте как можно вернее о Младенце и, когда найдете Его, известите меня, чтобы и я, пришедши, мог поклониться Ему". Волхвы вышли от царя и отправились в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели прежде, опять шла пред ними, наконец, она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычайно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Которого они ищут. Вошли в дом, увидели Младенца с Матерью Его, Мариею, и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому что дары указывали на царскую власть, Божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другой дорогой отправились в свою землю — так повелено было им от Бога в сонном видении. В сонном видении является потом Ангел Господень и Иосифу и говорит: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе, потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его". Он встал, ночью же взял Младенца и Матерь Его и отправился в Египет. Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидев, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужеского пола, начиная с новорожденных до двухлетнего возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их непременно убиен будет и Христос. Но прошел месяц с небольшим, как сам он умер в тягчайших муках. По смерти Ирода Ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте и говорит: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его и возвратись в израильскую землю, потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер". Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус, но, услышав, что вместо Ирода воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда идти. Тогда в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и отчасти беспечного, и опять поселился в Назарете, от которого впоследствии Иисусу Христу дали наименование Назарянина или Назорея. (Из "Священной истории" протоиерея М.Богословского) Оглавление Как Святая Церковь встречает праздник Рождества Христова С какой радостью встречаем мы праздник Рождества Христова! Будто гостя дорогого ждем мы к себе этот великий день и заботимся, чтобы в жилищах наших все было чисто и прибрано к празднику, а Святая Церковь, как заботливая мать, спешит приготовить нас самих к достойной встрече этого дня. Она знает, что для Господа всего дороже чистая душа, и потому заповедует четыредесятидневный пост, дабы мы оглянулись на себя, осмотрели свою душу и сердце: нет ли в них (а как не быть?) греховной нечистоты? — И заблаговременно очистили себя покаянием и молитвою. Она знает, что мы ленивы на покаяние, и потому еще задолго до праздника дает вкусить всю сладость предстоящего духовного торжества и возбуждает нас песнопением: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся!..» И как отрадно бывает на душе, когда услышишь это — «Христос раждается». Как бы издали повеет на тебя небесным благоуханием сего доброго и светлого торжества! Проснется дремлющая душа, прислушается к священным звукам, и если не устремится навстречу грядущему с Небес Христу Спасителю, то хотя воздохнет к Нему из глубины сердечной и попросит у Него благодатной помощи оторваться от земных сует и попечений житейских, к которым она так крепко прильнула! Но вот пост приближается к концу, в песнопениях церковных все чаще и чаще слышатся священные имена Иосифа и Марии, Вифлеема и вертепа. Чувствуешь, что праздник недалеко. Два последних воскресных дня пред самым праздником Церковь посвящает воспоминанию всех ветхозаветных праотцев и патриархов, начиная с Адама и кончая Захарией, отцем Предтечевым. Пред нами как бы развертывается дивная картина всего ветхозаветного домостроительства Божия, воспоминается все, что сделано было Богом для приготовления людей к достойному принятию Христа Спасителя. И как благовременно именно теперь, пред праздником Рождества Христова, воскресить в памяти все ветхозаветные пророчества и преобразования о Христе, все чаяния и надежды древних святых мужей, их святые желания — скорее видеть день Христов, видеть Утеху Израиля — желанного Спасителя и Искупителя! "Господи, — взывали они, — приклони Небеса и сниди! Седяй на Херувимех, явися!" Как бы откликаясь на сие заветное моление древних праотцев, Святая Церковь взывает в своих песнопениях: "Радуйтеся, Пророки! Ликуйте Патриархи! Готовься, Вифлееме! Отверзися всем, Едеме! Красуйся, Евфрафо! Благоукраситеся ясли! Христос раждается прежде падший восставити образ!" Последний день пред праздником Рождества Христова Святая Церковь особенным образом посвящает посту и молитве. Верующие, памятуя звезду волхов, не разрешают поста до появления первой вечерней звезды, сретая ее на молитве, ибо в сей день поздняя литургия Василия Великого соединена с вечернею. И особенно часы, называемые Царскими, составлены на сей день по подобию часов Великого Пятка: что за умилительные тропари поются на этих часах! Еще торжественнее песнопения на вечерни: «Приидите, возрадуемся Господеви... Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси яко человек нас ради...» и другие. После стихир читается восемь паремий, или чтений из Ветхого Завета, из коих последняя оканчивается возвышенной песнью пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся...» По окончании литургии пред Царскими дверьми возжигается светильник, в воспоминание звезды, указавшей путь волхвам, и все священнослужители, подобно пастырям, собравшимся из долины, где пасли стада, исходят на средину церкви и торжественно поют тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш... и кондак: Дева днесь Пресущественнаго раждает...» Трудно удержать слезы умиления и душевного восторга в эту священную минуту! Праздник наступил, Христос на земли, душа заликовала! Сколько благодатных утешений изливается в сердце христианина при одном размышлении о Рождестве Спасителя! Сам Превечный Бог ради нас, грешных, стал Отроча младо, родился в вертепе, возлежал в яслях убогих, повит был рубищем, как и всякий бедный младенец... "О, безпримерное снисхождение Твое, Божественный Человеколюбец! Бедные пелены Твои для нас драгоценнее всех царских украшений Давида и Соломона, ясли, в которых возлежал Ты, стократ священнее древнего храма Иерусалимского!" (Иннокентий). Приидите, братие, повергнемся пред этими священными яслями — в них почивает наша надежда и спасение! Сбросим здесь свою тяжелую ношу греховную — Почиющий в яслях есть Агнец, вземлющий на Себя грехи всего мира! Облобызаем Его пречистые пелены: Он покроет ими нашу наготу душевную!.. В праздник Рождества Христова Российская Церковь приносит благодарение Вифлеемскому Агнцу — Христу Спасителю за спасение православного Отечества нашего от нашествия галлов в 1812 году. Трогательно слышать среди многолетий царствующему дому вечную память Александру Благословенному и его сподвижникам. Оглавление Вертеп и ясли Главный алтарь Вифлеемского храма основан над самым вертепом Рождества Христа Спасителя. С обеих сторон алтаря сходят по 15-ти мраморным ступеням в подземную церковь. Можно ли объяснить сладостное чувство восторга и благоговения, которым исполняется сердце при вступлении в таинственный сумрак этого святилища? Прежде, нежели я мог что-нибудь разглядеть, я пал ниц на мраморный помост, туда, где серебряная звезда, освещенная лампадами, означает место Рождения нашего Искупителя! Излив чувство умилительной благодарности Спасителю за спасение всего человечества и моей души, я прочел латинскую надпись кругом сияющей звезды: "Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии". Что можно сказать более? Это место находится в полукружном углублении. Помост вертепа Рождества, образуя также полукруг, обвешен шестнадцатью богатыми лампадами, над которыми мраморная доска служит престолом, где совершается литургия. Отступя несколько шагов от места Рождества Спасителя, вы видете на правой стороне особливую пещеру, куда сходят по двум или трем ступеням; там были ясли, где покоился тот Младенец, Кому Небо — престол, земля же — подножие ног Его (Ис. 66; 1), и где впервые поклонились Ему волхвы и пастыри: мудрость и простота. Ясли высечены в природном камне (ибо в Иудее лес довольно дорог). Они имеют вид продолговатого ящика и обложены белым мрамором. Это святое место, освященное так же, как и вертеп Рождества, драгоценными лампадами, служит престолом для совершения литургий. Престольный образ изображает поклонение пастырей. Против колыбельных яслей Спасителя устроен в том же вертепе другой престол на том месте, где Пресвятая Богородица принимала с младенцем Иисусом на ее лоне поклонение трех волхвов. Все стены вертепа как здесь, так и у святилища Рождества, одеты богатыми тканями, и множество серебряных и позолоченных лампад висят вдоль главного свода и по сторонам. Весь вертеп имеет вообще саженей 5 в длину и сажени полторы в ширину. Тропарь праздника: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови (открыло миру) свет разума (познания): в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе! Кондак праздника: Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родился Отроча младо — Превечный Бог! Оглавление 38. Богоявление Господне Праздник Крещения Господа Иисуса Христа называется Богоявлением, потому что в этом событии торжественно явили Себя миру все Три Лица Пресвятыя Троицы: Бог Отец — гласом из облака, Бог Сын — Своим человечеством, Бог Дух Святый — снисшествием на Сына в виде голубине. Вот благовествование о сем евангелистов: приходит из Назарета на Иордан к Иоанну Иисус и просит у него Крещения. Иоанн, еще из детства зная необыкновенно святую жизнь Его, удерживал Его и говорил: "Мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?" — Но Иисус сказал ему: "Теперь не время говорить об этом: нам надобно исполнить то, к чему мы призваны". Тогда Иоанн допускает Его к Крещению. Так как Безгрешному нечего было исповедовать пред Иоанном, то, погрузившись в Иордане, Иисус тотчас вышел из воды и молился. И вдруг Иоанн увидел, что разверзаются Небеса, и Дух Святый в телесном виде, как голубь, сходит и ниспускается на Иисуса. И вот, пришел с небес голос к Нему: "Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе все Мое благоволение"! Особенности этого праздника: 1) Подобно Навечерию Рождества Христова, в Навечерие Богоявления бывают (кроме субботы и воскресенья Царские часы, и Литургия Василия Великого начинается вечерней с 12-ю паремиями. 2) После этой литургии бывает в притворе храма Великое водоосвящение в воспоминание Крещения в этот день оглашенных. 3) В самый праздник то же водоосвящение повторяется на реках и источниках водных в воспоминание самого Крещения Господня. — Кроме того, благочестие православных христиан обыкло издревле в Навечерие Крещения ставить Кресты на дверях и окнах жилищ и в самую полночь почерпать воду из рек и источников на основании древнего мнения, что Крещение Спасителя последовало среди ночного безмолвия ("Воскресные чтения", 1838 г.). Оглавление Священнодействия Церкви над водою Различные виды Богослужения Церковь употребляет для освящения воды, которая столь необходима для поддержания жизни нашей. Так 1) желает ли христианин иметь особый источник для одного своего дома или общий для многих домов, — Церковь заповедует своим служителям спешить на то место, где предполагается устроение нового студенца, и пламенной молитвой ко Господу вызвать из недр земли воду сладкую и обильную. "Как древле, — говорит она Богу Всесильному, — рукою Моисея от сухого камене даровал Ты тещи водным потокам и жаждущие люди Твоя напоил, так и ныне, Владыка всего, услыши моления нас, недостойных рабов Твоих, и даруй нам воду на сем месте, сладку же и вкусну, довольну к потребе, невредительну же ко приятию". 2) Если источник готов и совершенно устроен, Церковь заботится о том, чтобы освятить и облагодатствовать открытую в нем воду. "Сотворив небо и землю, — взывает она, — Ты создал и воду; Твой Дух носился верху ее при начале мира. Твое слово собрало воды в собрание едино; Ты посылаешь источники в сухих и непроходимых дебрях и проводишь воды посреди гор. Ты и ныне ниспосли благословение Твое Небесное на воду сию, в студенце сем сущую; отжени от нее всякую сопротивную детель, отними всякую горесть, и сланость, и безчадство, и благослови, и освяти ю, и услади..." и пр. 3) В первый день месяца августа, при начале поста Пресвятые Богородицы, в память всечестнаго Ее Успения, вы видите Церковь Божию, во всем торжестве и благолении исходящую из своего обыкновенного святилища — из храма, и грядущую на реки, на общественные водотечи и водохранилища. Для чего? Церковь знает, что из этих водохранилищ употребляете воду «вы, и сынове ваши, и скоти ваши» (Ин. 4; 12); что этой же водой вы поливаете травы в огородах, деревья в садах, в ней измываете себя и ризы ваши. Дабы стихию, имеющую столь обширное употребление в жизни человека, соделать водою благословения Небесного, Церковь совершает над нею один из величественнейших, глубоко трогательных и умилительных обрядов своих — "Последование Малого освящения воды", молясь о еже освятитися воде оной силою и действием и наитием Святаго Духа; о еже снисходити «на нее» очистительному Пресущныя Троицы действу, о еже быти воде сей целительней душ и телес, и всякие сопротивные силы отгнательней, и пр. (Ектения.) Поелику же христианину потребно освящение и благословение Небесное не на один день, а на все дни и часы жизни, то Церковь допустила своему обряду "Малого освящения воды" самое обширное употребление. Она советует совершать его в первый день каждого месяца над общественными источниками, реками и озерами; его можно совершать в храме Божием над сосудом с водою во всякое время, когда потребуют обстоятельства, можно совершать на полях, в садах и в гумнах, можно совершать в каждом доме христианском. Одним словом, во всякое время и во всяком приличном месте можно совершать этот святой и спасительный обряд. 4) Еще возвышеннее, величественнее и, можно сказать, святее "Последование Великого освящения воды", совершаемое в Навечерие и в самый праздник Богоявления Господня. Воспоминая Крещение Господа в Иордане, «да водное естество освятит Безгрешный», Святая Церковь умоляет Господа всеми чудесами всемогущества и славы Его, всем величием Божества, всей беспредельностью естества Его приити и освятить воду для святости, пользы и счастья возлюбленных детей ее. О, как поразителен, высок и божественен голос ее, которым Церковь зовет Господа с Небес на земные воды наши! "Велий еси Господи, — вопиет она, — и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Ты бо хотением от несущих, во еже быти, приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир... Тебе трепещут умные вся Силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы... Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил море песком, Ты ко отдыханием воздух излиял еси. Ангельские силы Тебе служат; Архангелъстии лицы Тебе кланяются... Бог сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный!.. Самубо, Человеколюбче Царю, прииди ныне наитием Святого Духа и освяти воду сию" (трижды). Для чего освяти? Для того чтобы она получила "благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов, и ко всякой пользе изрядна". Что священнодействие и молитвы Церкви над водою Богоявлений Господних, которую она именует великою «агиасмою» (т.е. святыней), бывают сильны пред Господом и чудодейственны, — непререкаемым доказательством служит самая эта агиасма. Еще святой Златоуст говорил, что вода святых Богоявлений в продолжение многих лет остается нетленною, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и ныне может всякий видеть и проверить собственным опытом! Церковь, совершенно зная присутствие всеосвящающей силы Божией в агиасме, повелевает употреблять ее при очищении разных вещей, чем-либо оскверненных. (Из "Бесед" Я. Амфитеатрова)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar