0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 8
ГОСТЬ: 8
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (79)
355. Уроки мудрости (из книги Иисуса сына Сирахова) Бойся Бога Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись (3; 1). Всякая премудрость — от Господа и с Ним пребывает вовек (1; 1). Источник премудрости — слово Бога Всевышнего, и шествие ее — вечные заповеди (1; 5). Начало премудрости — бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится (1; 15). Мудрость смиренного вознесет голову его и посадит его среди вельмож (11; 1). Оставшиеся познают, что нет ничего лучше страха Господня, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним (23; 36). Страх Господень — усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие (1; 12). Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его (33; 1). Боящиеся Господа! Надейтесь на благое, на радость вечную и милости. Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? Или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? Ибо Господь сострадетелен и милостив и прощает грехи, и спасает во время скорби (2; 9-11). Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение (1; 13). Оглавление Избегай греха Сын мой, если ты согрешил, не прилагай более грехов и о прежних помолись. Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его — зубы львиные, которые умерщвляют души людей (21; 1-3). Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день; ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения (5; 8-10). Число дней человека — много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности (18; 8). Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя (7; 1-2). Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (15; 17). Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (15; 20)... Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (23; 27,28). Оглавление Почитай служителей Божиих и своих родителей Всею душой твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. Всею силою люби Творца твоего и не оставляй служителей Его. Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе (7; 31-33). Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? (7; 29, 30). Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятвы матери разрушают до основания. Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека — от чести отца его, и позор детям — мать в бесславии (3; 8-11). Сын! Прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (3; 12-16). Оглавление Ищи людей мудрых и друзей верных Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому, люби слушать всякую разумную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя (6; 35). Не пренебрегай повестью мудрых и упражняйся в притчах их (8; 9). Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его (6; 36). Общайся всегда только с мужем благочестивым, о котором узнаешь, что он соблюдает заповеди Господни, который своею душою — по душе тебе и в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою (37; 15,16). Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи (6; 6). Верный друг — крепкая защита, кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его (6; 14-16). Не меняй друга на сокровище, и брата однокровного — на золото офирское (7; 20). Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним (9; 12). Бросающий камень в птиц отгонит их, а поносящий друга расторгнет дружбу (22; 22). Оглавление Особо храни уста твои Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих (4; 33). Не приучай уст твоих к клятве и не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. И если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастьями. (23, 8, 9, 11, 13). Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то твоя рука да будет на устах твоих (5; 14). Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка (28; 21). Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Господа послана она (15; 9). Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель (20; 25). И для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих — дверь и запор (28; 29). Оглавление 356. Убоимся Страшного Суда Божия! Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов: «...николиже знах вас, отыдите от Мене, делающий беззаконие» (Мф. 7; 23), — чтобы не услышать: «...пропасть между нами и вами утвердися» (Лк. 16; 26), — чтобы с трепетом не услышать: «...возмите его и вверзите во тьму кромешную» (Мф. 22; 13), — чтобы с великим страхом не услышать: «...лукавый рабе и ленивый» (Мф. 25; 26). Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Он и милостив. Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он «не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. 33; 11). Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается Его человеколюбие. Ибо для того Он и внушает нам такой страх, чтобы хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к Царствию Небесному. Представим же себе, что уже наступил Страшный Суд Христов. Пусть каждый испытает совесть свою и вообразит, что пришел Судья, и все открывается и делается явным. Ибо мы не только будем предстоять, но и будем обличены на том Суде. Не краснеете ли вы? Не смущаетесь ли от сего? Но если и ныне, когда еще не наступил день Суда, когда мы только мысленно его представили, совесть привела вас в смущение, — то что будет с нами, когда действительно наступит день тот, когда вся вселенная предстанет на Суд, все Ангелы и Архангелы, и другие Небесные Силы; когда люди будут стекаться от всех концов земли, восхищаемые на облаках, когда все будут объяты страхом, когда повсюду вострубят трубы и будут слышимы неумолкаемые оные гласы? Подлинно, если бы и не было геенны, то быть отверженным тогда и отойти с бесчестием, — одно это сколь великое было бы наказание! Но когда и мрак, и скрежет зубов, и неразрешимые узы, и червь неумирающий, и огонь неугасающий, и скорбь и теснота ждут нас, — когда мы будем испускать вопли и никто не будет нас слышать, будем стонать, терзаться от невыносимых болезней, — и никто не будет внимать тому, будем всюду озираться — и ни откуда не получим утешения, — с чем сравнить жребий бедствующих таким образом? Какие души несчастнее оных, какие достойнее сожаления? Не из железа оковы там, но из огня никогда не угасающего, и не таковы у нас будут приставники там, чтобы можно было когда привести их в сострадание. Это будут Ангелы, на которых и взглянуть устрашимся; потому что они чрезвычайно будут раздражены против нас за нашу непокорность Богу. Там не так, как здесь. Для облегчения бедствия твоего не принесут тебе один серебра, другой пищи, иной утешительного и отрадного слова, — там все будут чужие. Даже и Ной, Иов и Даниил, хотя бы увидели кого из своих родных страждущими, не согласятся тогда ходатайствовать за несчастных. Ибо тогда отнимется у нас всякое сострадание, свойственное теперь природе нашей. Поелику и благочестивые дети имеют нечестивых родителей, и благочестивые родители — нечестивых детей, то для того, чтобы радость праведников всегда была чистая и светлая, и чтобы наслаждающиеся благами не возмущались состраданием, то, говорю, и самое сострадание у них отнимется, и они вместе с Господом воспылают гневом даже против единокровных своих. Ибо если и теперь обыкновенные родители иногда отказываются от детей своих, когда увидят их живущими распутно, тем более так поступят тогда праведники. Посему никто не надейся иметь утешение в той жизни, ничего не сделав доброго в здешней, хотя бы кто имел бесчисленное множество праведных из своих предков: «кийждо бо приимет, яже с телом содела». (Из "Бесед " святителя Иоанна Златоуста) Оглавление Древнерусское поучение в неделю мясопустную Вот, приближается, братие, время покаяния, вот, настают дни очищения для душ наших грешных. В ныне читающемся Евангелии из уст Божиих изрекается страшное и грозное слово о том страшном дне, в который приидет с небес Судия Праведный, Спаситель наш Иисус Христос, чтобы воздать каждому по делам его: и царям, и вельможам, и богатым, и убогим, и рабам, и господам, и всем праведным и грешным. И воистину праведный сотворит Он Суд, ибо Сам Он по любви к нам объявил, какое ожидает грешников мучение, предостерегая нас, чтобы никто не оказался достойным сего мучения. Для той же цели Он назначит и сии постные дни, дабы мы утруждали свое тело постом и бдением, приближались к Богу молитвами, смывали свои грехи слезами, отверзали двери Царства Небесного милостынями, сохраняли мир и любовь между собой и сокрушали свое сердце воздыханиями. Говорит Бог устами пророка Исаии: когда постишься, то «раздробляй алчующим хлеб твой и нищия безкровныя (бесприютные) введи в дом твой» (Ис. 58; 7). Вот, если сие исполнишь, тогда с радостью предстанешь пред Господом в тот страшный день, когда Он приидет в славе Своей и все святые Ангелы с Ним. Тогда в мгновение ока встанет от земли все естество человеческое: растерзали ли кого звери, поглотили ли рыбы или же заклевали птицы — все восстанут тогда! И отделит их Господь друг от друга по делам их, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит по правую Свою сторону овец, то есть кротких, добродетельных праведников, которые всех радовали своей кротостью, а по левую сторону Свою поставит козлищ, то есть тех, которые всю жизнь свою провели в скверных делах, в пьянстве, во всякой неправде и немилосердии. За то и отвратит Господь от них очи Свои и поставит их по левую Свою руку. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, приидите, сыны света и наследники Моего Царствия! Примите сие Царствие, уготованное, вам от создания мира! Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне; был болен, и вы посетили Меня. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим, или нагим, или больным, или странным, или в темнице, — и послужили Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам — так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня прочь, немилосердные! Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его — потому что вы провели жизнь свою в скупости и немилосердии, в лености и нечистоте. Идите же теперь в огонь неугасаемый, вечный за ваши грешные дела! Я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и вы не приняли Меня; был наг и вы не одели Меня; болен и в темнице был, и вы не посетили Меня. Тогда скажут Ему в ответ и сии несчастные: Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждующим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице — и не послужили Тебе? И скажет им Царь в ответ: истинно говорю вам, — так как вы не сделали этого ни одному из сих меньших и маломощных Моих братьев, то не сделали Мне. Итак, вот вы слышали, братие о том страшном приговоре, какой будет произнесен на оных нечестивцев, скупых, немилостивых, в тот страшный час, когда не поможет ни отец сыну, ни сын — отцу, ни мать — дочери, ни брат — брату, ни раб господину; посему умоляю вас, братие, не ленитесь, не обманывайте себя, делая угодное плоти и душу свою погубляя. Вы слышали, какую славу, какие венцы получат тогда милостивые, которые питали нищих, воздерживались от всякого наслаждения греховного и утруждали свое тело постом, — вот кому уготовано Царствие Небесное. Итак, постараемся постом, молитвами и милостынями очистить себя до праздника Воскресения Христова, служа Господу, Которому подобает всякая честь, слава и поклонение со безначальным Его Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. (Из рукописного "Сборника" XIV в. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры) Оглавление 357. Древнерусское поучение в неделю сыропустную Братие, послушайте моего слова, отверзши мысленные двери вашего ума. С радостью встретим Святой пост. О, каким легким путем ныне ведет нас Господь Бог наш в Свое бесконечное Царство! Он говорит: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6; 14, 15); в «нюже (в какую) меру сами мерите, возмерится и вам» (Мф. 7; 2). Апостол Христов Иоанн Богослов говорит: «Аще кто ренет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть; ибо нелюбяй брата своего его же виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4; 20). Ясно, что такой человек и Бога не любит, потому что повеления Божия не соблюдает. Напрасно такой и в церковь ходит, напрасно и молится сими словами: "Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Такой человек вместо милости Божией навлекает гнев Божий на свою голову, без пользы он и постится, ибо так говорит Господь через Пророка: вот, вы поститесь для ссор и распрей; таков ли тот пост, который Я избрал? Отвергни от себя всякую неправду, и духом смиренным и сердцем сокрушенным воззови ко Мне, и Я услышу тебя, и дам тебе по прошению сердца твоего. Итак, если мы будем истинно, нелицемерно каяться и воздерживаться не только от мяса, но и от клеветы и зависти, от гнева и ярости, от блуда и самохвальства, от злопамятства и всякого зла, — вот если мы отстанем от всего этого, то услышим Господа, глаголющего к нам: «Во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти». Се ныне настало время благоприятное, вот ныне пришли дни спасения (2 Кор. 6; 2), — этот святой Великий пост четыредесятидневный, вступая в который — очистим и душу, и тело свое от скверных помыслов и грешных дел и приближимся к Богу чистотою и постом, омывая свои прегрешения молитвами и слезами. Не людям будем показывать наше пощение, а Господу, Который ведает все тайны сердец наших, все наши дела и помыслы сердечные, за которые мы будем отвечать пред Ним в Страшный день Судный. Итак, братие, постарайтесь исполнить все повеленное Богом. Ведь вовсе не так трудно, как кажется нам, например, подавить в себе гнев, совсем не тяжело накормить голодного, одеть нагого или принять и упокоить странника, а между тем, милуя и принимая к себе таких несчастных бедняков, мы принимаем Самого Христа, Который Сам ради нас сделался странником, сошел с Неба на землю, от славы — в нищету, чтобы нас, удалившихся от Него, возвратить в первобытное достоинство, которого мы лишились по зависти диавола. Вот для исцеления сей-то раны и положил Господь сей Святой пост. И в Ветхом Завете мы видим примеры Святого поста: Моисей постился 40 дней и беседовал с Самим Богом лицом к лицу, и просветилось лицо его, подобно солнцу, от славы Божией, так что никто не мог смотреть на него, и он закрывал лицо свое, как говорится в Библии; постился и Илия Пророк 40 дней и не видел смерти, но взят был на колеснице огненной яко вихрем на небо; постился Даниил Пророк и укротил львов. Постились также и другие праведники и сотворили много великих чудес, и память о них переходит из рода в род. Наконец, постился и Сам Господь Бог наш 40 дней, хотя и не имел нужды в пощении, а только желал дать нам пример победы над врагом, и тем очистить наши души и тела, многими грехами оскверненные. Посему будем поститься и мы, возлюбленные, будем подражать оным святым. Пост очищает душу и просвещает тело, и возводит нас на Небо, и уподобляет Ангелам, и приближает к Богу, и вводит в святой Рай. Послушам, братие, Самого Господа, Который поучает нас во Святом Евангелии и говорит: «...егда поститеся, не будите якоже лицемеры сетующее» (Мф. 6; 16), показывающие вид печальный, чтобы их прославляли люди, но будьте лицом светлы и сердцем добры, подавая милостыню убогим. Поревнуем же, братие, тем святым праведникам, будем творить дела, какие они творили, ведь и они были такие же люди, как и мы, но они победили всякую страсть, умертвили гнев и ярость, и похоть плотскую, презрели сию суетную жизнь и возлюбили вечную. Вот Господь ими и осудит нас, скажет нам: почему же сии так хорошо жили и добро делали, а вы, вот, развратились? — Не дай Бог, братие, услышать нам сие! Дай Бог нам потрудиться теперь в сии святые дни постные и услышать святый оный глас, глаголющий: «Приидите, благословеннии Отца Моего», прийдите, сыны света, алкавшие и жаждавшие, «и пришлите уготованное вам Царствие от сложения мира!» Сие буди всем нам получити о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки! (Из Рукописного "Сборника " XVI в. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры) Оглавление Прощенное воскресенье В последнее воскресенье пред Великим постом читаются на литургии во Святом Евангелии слова Господа: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и Вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших». Оттого и называется этот день "прощенным воскресеньем". И, действительно, в этот день все добрые христиане просят друг у друга прощения: дети просят прощения у родителей, братья, сестры, все семейные и соседи — друг у друга, младшие — у старших, и все — у своего отца духовного; в этот день добрые хозяева прощаются со своею прислугой, купцы — с приказчиками, подчиненные — с начальниками; в христианских православных домах везде слышится достолюбезное слово: «простите Христа ради». Вот — истинно святой, истинно христианский обычай! Подите в этот день в какую-нибудь святую обитель, войдите после вечерни в монастырский храм или в братскую трапезу, и вы увидите здесь поистине трогательный обряд: вся братия, от самого настоятеля до последнего послушника, монашествующие в мантиях, при тихом умилительном пении тропарей: "Покаяния отверзи ми двери..." или ирмосов: "Помощник и покровитель" — кланяются друг другу в ноги, просят взаимного прощения и со словами: "Христос посреди нас — и есть и будет", — целуют друг друга в плечи... И вспоминается при этом другая картина всеобщего торжества братской любви — на Святую Пасху, с той лишь разницей, что тогда от избытка радости обнимая друг друга, христиане восклицают "Христос воскресе — воистину воскресе!", — а теперь слышится только смиренное слово "прости". Вот отчего, может быть, и произошел в некоторых обителях обычай петь после вечерни в Прощенное воскресенье канон Пасхи с торжественными стихирами: "Пасха священная нам днесь показася...". Всеобщее примирение друг с другом, действительно, приводит на память пасхальное приглашение Церкви: «...И ненавидящим нас простим вся воскресением!..» Брат-христианин! И мы с тобой — не Ангелы. И у каждого из нас есть если не враги, то все же такие люди, которые имеют нечто против нас. Пойдем же к ним сегодня, поклонимся смиренно каждому из них и скажем: прости, брат, меня грешного ради Господа, ради святых дней покаяния! Завтра — Великий пост, дни примирения грешников с Богом, но прежде, брат, надо нам примириться друг с другом, чтобы с мирным сердцем, с мирною душою просить у Бога прощения. Завтра — Чистый Понедельник, очистим же себя прежде всего от всякого чувства небратского, чтобы с чистою совестью сказать Отцу Небесному: "Отче наш!... остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!" Довольно грешить! Не все же оскорблять нам Бога и тешить врага враждою и злопомнением! Что, если застанет нас смерть во взаимной вражде? Ведь для таких нет входа в Царствие Божие! Таких свяжут и бросят во тьму кромешнюю... И как прибегнуть к Богу с покаянием, когда совесть осквернена неудовольствием на ближнего и самооправданием? Оглавление 358. Покаемся! «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28) Для согрешивших по святом Крещении едина надежда осталась — истинное покаяние. Слава Богу о сем, слава Богу, еще мы не погибли. Грешники! Еще осталась надежда для нас, еще щедроты Божий не скончалися, еще покаяние грешникам проповедуется, еще милость Царя Небесного везде благовествуется, еще двери милосердия не затворены, еще благодать Божия всем доступна, еще Евангелие и Агнец Божий, вземляй грехи мира, проповедуется, еще Царствие Божие возвещается, еще кающиеся грешники спасаются, и мытари, и любодеи, очистившиеся покаянием, входят в Царствие Божие; еще Бог милосердный всех отвратившихся к Себе призывает и ожидает, и обещает милость; еще Отец чадолюбивый приемлет блудных сынов, от страны дальней возвращающихся, и отверзает им двери дома Своего, и в первую облекает их одежду, и дает перстень каждому на руку, и сапоги на ноги, и всей Церкви Своей Святой велит радоваться о них: "Радуйтесь, Ангелы и все избранники Мои! Грешники ко Мне обращаются, человеки, создание Мое, по образу Моему и по подобию сотворенные, грешники погибшие спасаются, мертвые оживляются, погибшие обретаются". Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Бедные грешники! Что же мы медлим в дальней стране и не идем к Отцу нашему? Что гладом гибнем? Что беззакониями, аки рожцами, питаемся? В дому Отца нашего всякое изобилие есть: там и наемники до избытка насыщаются. С великим усердием и желанием ждет Отец наш нас, возвращающихся к Нему издалеча любезно увидит нас и милосердными очами воззрит на нас, и милы будем Ему, и грехов наших и беззаконий наших не помянет к тому, и начнут о нас радоваться и веселиться все святые Ангелы и избранные Его. Придем же в себя и, восставши, пойдем, и поспешим к Отцу нашему, и пусть каждый из нас скажет Ему со смирением и жалением: «Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой; сотвори мя яко единаго от наемник Твоих!» Поспешим, поспешим, грешники, пока время не ушло, пока Отец ждет, пока двери дома Его святого не затворены. Покаемся, пока милосердие Божие действует, да не познаем на себе дело правды Божией — вечного Суда! Аминь. (Из творений святителя Тихона, епископа Задонского) Оглавление Древнерусское поучение на 1-ю неделю Великого поста Видели ли, возлюбленные, на самом деле пользу поста? Кто узнал его на опыте в сию неделю, тот уразумеет, что пост более приблизил его к Богу, — и продолжит подвиг поста в следующие недели. А кто не постился, тот не знает пользы поста. Кто никогда не вкушал сахару или хлеба из лучшей пшеничной муки, как тому объяснить сладость их? Хотя бы я и много стал хвалить их, слушающий не поймет. Достоинство же поста сами вы видите: ниоткуда нет никакой ссоры, никаких оскорблений друг другу, везде молчание и тишина; пост и молитва пресекли злые наши обычаи. Итак, не отложим, братия, начатого поста. Первая неделя прошла; с тем большей бодростью будем проходить прочие, помня, что с ревностью должно стремиться ко всему доброму. Послушайте, что говорит блаженный Апостол: «...задняя забывая, в предняя же простираяся» (Флп. 3; 13), — и размыслите о том, возлюбленные. Семь недель в Святом посте. И седьмая неделя досточтимее всех, она и Великой называется не потому, что в ней более часов, чем в прочих, но потому, что в ней совершились великие тайны, разумею Страсти Господни. Потому эта неделя и больше первой, как царь более князя, князь — воеводы, воевода — боярина, боярин — сотника сотник — пятидесятника, пятидесятник — слуги. Размыслите же, братия: если бы кто-нибудь имел дело до царя, то наперед обратился бы к низшим слугам его, а чрез них дошел бы и до великих, чтобы об нем доложили. Если же в чем виноват, то весьма бы стал заботиться, как бы оправдаться. Так и мы, братия, желая не только явиться Небесному Царю, но и принять Его в сердце своем, чрез Причащение Святых Таин, должны при помощи сих святых недель поста приблизиться к Богу. При этом я хочу сказать вам некоторую притчу. В одной стране был царь, весьма добрый и щедроподательный; всех равно он любил, как своих детей, и всех равно принимал, и не только промышлял о телах их, но и о душе каждого заботился. И земля та кипела обилием благ, как сказано у Давида: «...от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася» (Пс. 4; 8). Постоянным занятием царя было подавать нуждающимся; да и заповедь он положил, чтобы имеющие подавали неимущим. Как пишется в Деяниех Апостольских: «Народу же веровавшему бе душа едина, и даяшеся коемуждо, егоже аще кто требоваше» (Деян. 4; 32, 35). Так было и в стране той, и таков был царь тот. У этого доброго царя было семь дочерей, весьма красивых. И заповедал он всем своим поданным (желая испытать их), чтобы они пришли и почтили его дочерей дарами. Посадил он дочерей своих по рождению: меньшую подалее от себя, а старшую подле себя. И некоторые почтили всех равно и тем угодили царю. А другие худо поступили: меньшую хорошо почтили, а прочих только приветствовали и прошли мимо. Видев это, добрый царь переменил милосердие на гнев, и повелел слугам своим изгнать недостойных от лица своего. Хотите ли знать, возлюбленные, кто сей царь? Скоро соображающие умом уже поняли, а прочим я скажу: Царь есть Благий всех Бог. Земля, кипящая всеми благами, есть Церковь. Все вы знаете, сколько в ней благ, в ней спасаются души всего мира. В ней закон, и Пророки, и Сам Господь, Который нас ради сошел с Небес и стал человеком, нам подобным, распят за нас, умер, потом послал Своих Апостолов, зовя нас чрез них в Свое Царство. Ибо всегда взывает к нам чрез святых Евангелистов: «Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии..». (Мф. 11; 28), — и: «грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин. 6; 37). Что может быть более такой благости! А семь дочерей царских — семь недель Святого поста, которые повелел нам Господь пред всеми днями года чтить постом, молитвой и милостыней. Итак, если мы хорошо почтили первую неделю, т.е. (по притче) меньшую дочь царя, которая подалее других сидела от отца, как же можем пройти мимо всех прочих? Что скажем Господу в Страшный день Суда, какой дадим ответ в том, что не хотим соблюдать себя в чистоте и в прочие дни поста? — Умоляю вас: не мудрствуйте, не говорите так: "Не можем все дни проводить одинаково". Худое это извинение и полное вины! Если мы могли провести первую неделю в посте, после толикого объедения и пьянства, то тем более, привыкши к доброму, можем прочии недели провести в посте и тем угодить Богу, и спасти, и освятить свои души. Не принуждаю вас поститься и подвизаться сверх силы, но сколько кто может, по силе. Только отвергнем от себя житейские заботы, невоздержание, пьянство, зависть, клевету, памятозлобие, блуд и лихоимство. Богатые, преимущественно пред прочими днями творите милостыню, чтобы, с чистой совестью приступив к Христовым Таинам, причастившись Пречестнаго Тела Христова, получить жизнь вечную; воздайте благодарение убогим, которые непрестанно за всех молятся Богу. Требования сии не тяжки, если захотим их исполнить. — Только не обленимся, не придем в уныние. Не погубим труда, который понесли мы в первую неделю. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно. (Из рукописного "Сборника " XIV в. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры) Оглавление 359. Древнерусское поучение на 2-ю неделю Великого поста Придите, други и братья, возлюбленное стадо Христово, — еще нечто скажу вам о Святом посте, которого две недели уже прошли. Пост есть десятина всего года. И нам должно, братья, Богу, даровавшему нам жизнь и блюдущему нас по Своей благости, вполне отдавать десятину года, как делали то и древние мужи, которых по справедливости называем святыми, и которых Господь Бог прославил по всей земле, потому что они сохранили Его заповеди. Кто же это? Во-первых, постился Энох и взят на небо с плотью, где и доныне пребывает жив. Постился Ной и спасен был от Всемирного потопа вместе с детьми его, от него и нынешний род людской произошел. Постился также Авраам и наречен "другом Божиим" и стал отцом Пророков, патриархов и всех прочих. Постом очистился Моисей и беседовал с Богом лицом к лицу, и просветилось лицо его, как солнце. Постился пророк Илия и свел огонь с неба на жертву, и испросил у Бога дождь людям жаждующим. Постом пророк Даниил укротил львов и стяжал наименование "мужа желаний". Многие и в Новом законе Господнем освятились постом и спаслись: имен их не вместят и книги всего мира, един Бог ведает Своих угодников. Но скажет кто-нибудь в себе: "Те святые были крепки, а мы немощны и слабы". Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует от нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней; и от всех этих дней в десятину Господь избрал Себе сии дни поста. Сами вы разочтите, ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвященным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трехсот шестидесяти. Пост продолжается семь недель: но из них надобно исключить дни субботние (кроме Великой Субботы) и недельные, потому что они суть праздники Господни; первые — в память покоя Божия от дел, последние — ради Воскресения Господня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от Великой Субботы до Воскресения Господня. Посему-то святые Отцы заповедали поститься до глубокой ночи. Таким образом, семь недель составляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объедению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиной преступления заповеди, а преступление ввело в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте поста, который заповедал ему Бог, и предан смерти по телу. А мы после стольких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертью душевною (смерть души есть вечная мука), как сказал апостол Павел: «вдовица питающаяся пространно жива умерла» (1 Тим. 5; 6). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел посуху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: «сын Мой первенец Израиль» (Исх. 4; 22). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл народ поста. Моисей говорил израильтянам по повелению Божиему — поститесь, а они «седоша ясти и пити и восташа играти» (Исх. 32; 6). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий, и за любострастие были они возненавидены Богом. Что же будет нам, которые постились одну только неделю, а теперь опять заботимся о сладкой пище? Но молю вас, братия, видя некоторых, живущих без страха Божиего и пекущихся более о теле, нежели о душе, — не прельщайтесь их примером, они не Богу работают, а своему чреву. Ложными словами они обольщают сердце невинных, но «...кончина их — погибель» (Флп. 3; 19). Как начали, братия, поститься с первого дня, так и продолжайте до Воскресенья Господня. Не принуждаю вас никого держать пост чрез силу, но как кто может, по силе: только не вдавайтесь в слабость. Зависть и клеветы совершенно удалите от себя: иначе одной половиной, — телом, вы будете умилостивлять Бога, а другой прогневлять Его. Освободившись от гнева, ярости, ссор и всяких неправд, в терпении достигайте награды, вам уготованной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава. (Из рукописного "Сборника" XIV в. Библиотека Троице-Сергиевы Лавры)
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 12
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  06:51 | 11.12.2017