0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1709
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 19
ГОСТЬ: 19
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (73)
328. "Спасая, спасай твою душу!" Человек не может спастись без помощи благодати Божией, но и благодать Божия не спасет его, если он сам не пожелает спастись. Благодать Божия необходима для спасения нашего, но она не стесняет и нашей свободной воли. Благодать Божия и собственное желание человека — вот два крыла, которыми он возлетает в Рай. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе», — говорит Иисус Христос (Мф. 16; 24); но: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15; 5). Бог создал человека без человека, но спасти человека не благоволит без участия самого человека. Святитель Златоуст говорит: "Благодать хотя и есть благодать, но спасается только тот, кто хочет спастись". Благодать Божия призывает человека ко спасению, а человек должен слушать ее; Бог «всем хощет спастися» (2 Тим. 2; 9), всех зовет к покаянию, но и человек должен сам пожелать себе спасения и покаяться. Если же человек пребывает долгое время в грехе без покаяния, то от привычки ко греху ослабевает в нем и желание спасения, а потому истощается и благодать Божия в долготерпении. И доходит дело до того, что сам человек не хочет покаяться во грехе, потому что не может от него отвыкнуть, а Бог не хочет простить ему греха, потому что Он не может его более терпеть. И вот человек приходит в отчаяние, и Бог оставляет его. Было, значит, время, когда человек мог покаяться, а не хотел, теперь же, если бы и захотел, не может... Человек более склонен ко злу, чем к добру. Стоит ему раз согрешить, и он чувствует уже влечение повторить грех. Когда Лот бежал из Содома, ему было сказано: «Спасая, спасай твою душу: не озирайся вспять, и спасайся!» (Быт. 19; 17). Но жена Лота не послушалась, остановилась, оглянулась назад, может быть, желая хотя взглядом проститься с погибающим отечеством, и тотчас же превратилась в столп слана... В сем событии заключается глубокий смысл. Сам Господь указывает нам на этот пример: «Вспомните жену Лотову!» — говорит Он в Евангелии (Лк. 17; 32). Весь мир во зле лежит, грех повсюду царит, — смотри, христианин, спасая, спасай душу твою, не озирайся вспять, не смотри на земную суету, которая может прельстить очи твои, не теряй напрасно времени, чтобы не погибнуть в потоке зла. Так внушает человеку благодать Божия. Но воля человеческая не слушается, медлит на пути к покаянию, оборачивается назад, смотрит на зло и крепнет во зле... Худое, греховное пожелание обращается в привычку, а привычка — вторая природа: она обращается в потребность, в нужду. Как часто мы делаем по привычке то, чего по природе не сделали бы! Как мучителен бывает этот закон греховной привычки для грешника! Один день, один час, один только раз попустил ты греху одолеть тебя, и грех, получив от тебя же самого власть над тобой, становится твоим господином. Один раз с греховным услаждением посмотрел ты на красивое лицо, и тебя уже тянет посмотреть еще и еще, и — помилуй Бог, если не удержишься! Греховные помыслы не дадут тебе покоя ни днем, ни ночью! Раз протянешь руку к чужому добру, — дойдет до того, что неправда на неправду, обида на обиду скуют тебе такую цепь, которая крепко свяжет совесть твою. Тогда не тронут тебя ни слезы сирот, ни жалобные стоны бедных, ни стыд людской, ни страх Божий. Забудешь ты и думать о душе, не придет тебе на память ни смерть, ни Страшный Суд, не убоишься ты и муки вечной. Чем больше будешь копить стяжаний, тем больше будет разгораться в тебе жажда сребролюбия. Сегодня и завтра одно и тоже, тоже и всегда, что начнется однажды! Положим, ты захочешь покаяться, но воля твоя уже окрепла во зле, в тебе царит привычка ко греху. Ты хочешь каяться, но твое намерение колеблется; ты желаешь, но тебе жаль расстаться с грехом. Ты хочешь исповедать грех, но тебе не хочется исправить себя, — и хочешь, и не хочешь! Видно, цепи, тебя охватившие, только вытягиваются, а не рвутся совсем! Читая или слушая сие слово мое, ты мало нечто смягчаешься сердцем, может быть, появляются на очах твоих и слезы, — а потом... потом твое сердце снова окаменеет во зле! В Великом посте ты покаялся во грехе, а после Пасхи раскаиваешься или, по крайней мере, вовсе забываешь, что покаялся. И будет ли когда тому конец? Послушай, вот что говорит Дух Святый грешникам нераскаяным устами пророка Иеремии: «Аще может применити ефиоплянин кожу свою и рысь пестроты своя, то и вы можете благотворити, обучившеся злым» (Иер. 13; 23). Вот как гибельна греховная привычка! Вот как трудно от нее отстать! И вот уже одно крыло твое не действует, твоя воля ослабела и привести тебя к покаянию не в силах. Посмотрим, действует ли другое крыло — Божия благодать. Та благодать, которая из Павла, гонителя Церкви, соделала Апостола, из мытаря Матфея — Евангелиста, из повешенного на кресте разбойника — богослова, — такая благодать особенная великих грешников соделала в один час святыми, и не всегда, не всякому она подается. Ты не жди себе такой благодати, которую Бог подает не многим и не часто, имиже Сам весть судьбами. Помышляй о той благодати, которую Бог тебе дает, которая достаточна для твоего спасения, которая тебя всегда поддерживает, чтобы ты не погиб, влечет тебя всегда к покаянию. Сия-то вот благодать и оставит тебя, если ты постоянно будешь презирать ее. Бог как бы так говорит грешнику: "Я посадил тебя как виноградную лозу не на земле пустынной и безводной, не на месте сухом и каменистом, где нельзя ожидать плода; ты родился не у евреев или агарян. Я насадил тебя на месте плодоносном, на месте злачном и прохладном, — потому что определил тебе родиться от родителей христианских в недрах Православной Церкви, воспитаться млеком Святой веры. Для охранения тебя от прохожих — от преходящих прелестей мира сего, Я оградил тебя оградою всех дарований Духа Святаго в купели Святого Крещения и в Таинстве Миропомазания. А чтобы ты был безопасен от нападений разбойников, от искушений бесовских, Я создал столп в тебе, столп крепкий — благодать Мою Божественную. Чтобы ты мог принести плод для небесной житницы, Я возделывал непрестанно сердце твое учением Евангелия Моего. Для орошения твоего Я пролил Кровь Мою на Крест и предлагаю Ее тебе каждый день в Таинстве Причащения. Что еще могу Я сделать и не сделал для тебя? Но напрасны были труды Мои! Тщетны Мои попечения! Ожидал Я от тебя покаяния, ожидал плодов добродетели, — вместо того ожесточился ты во грехах, опутал себя ими, как тернем! «Ждах да сотворит гроздие, и сотвори терние!» Что же Мне теперь делать с виноградником Моим, с тем нераскаяным грешником? «Отыму ограждение его, и будет в разграбление; разорю стену его, и будет в попрание, и облаком заповем еже не одождити на него!» — Не правда ли, друг мой, какое страшное слово? Бог тебя оставляет, Его долготерпение обращается в гнев... Что же ты думаешь? «Или о богатстве благости Его, и кротости, и долготерпении нерадиши, не ведай, яко благость Божия на покаяние тя ведет?» Вот та спасительная нить, которой Бог влечет тебя к покаянию! Если станешь еще противиться, то она оборвется, и ты низринешься в погибель вечную. Бог отверзает тебе все сокровища Своей благодати, а ты обращаешь их в сокровища гнева. «Ты же, — говорит святой апостол Павел, — по жестокости твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев». После сего справедливо страдать тебе за свои дела! Ты забыл Бога, и Бог забудет тебя! И как Он призывал тебя к Себе, но ты не хотел идти, — так и ты будешь Его просить, но Он уже не захочет тебя слушать. Во грехе ты жил, во грехе и умрешь. «И во гресе вашем умрете!» — так говорит Господь в Святом Своем Евангелии подобным тебе грешникам. Итак, СПАСАЯ, СПАСАЙ ТВОЮ ДУШУ! Аминь. (Из "Поучительных слов" святителя Илии Минятия) Оглавление 329. Первое августа Праздник 1 августа в церковных месяцесловах именуется Происхождением Честного и Животворящего Креста Господня. Слово "происхождение" здесь должно понимать в смысле исхождения: в этот день в древности исходили в крестный ход с частями животворящего древа Господня из царских палат греческих императоров, где обычно хранились сии святыни; в сей день положено и теперь исходить со Святым Крестом из алтаря на средину храма для поклонения ему и лобызания его, исходить со Крестом на источники, озера и кладези для освящения воды, — вот почему сей день и называется днем происхождения или, проще сказать, исхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Обычай освящать воду первого числа каждого месяца — обычай очень древний. Он и по сие время соблюдается в Афонских и некоторых русских обителях. У греков в Царьграде сей обряд совершался в храме святой Софии. Но в первый день августа вошло в обычай соединять сие водоосвящение с крестным ходом на источники потому, что в этом месяце в теплых странах особенно много бывает разных болезней; чтобы оградить от сих болезней верующих силою Честнаго и Животворящего Креста и освятить воду и воздух благодатию Божиею, Святая Церковь и установила совершать в сей день водоосвящение на источниках водных, соединив его с крестным ходом. В первый раз празднование Святому Кресту в этот день было установлено после 1164 года вот по какому случаю. Греческий император Мануил и русский Великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский в один и тот же день одержали победу над своими врагами: первый — над сарацинами, второй — над болгарами. И тот, и другой государь имели благочестивый обычай носить при своих войсках икону Матери Божией с Предвечным Младенцем и Честный Крест Господен. В русских полках Святой Крест носили два священника в облачениях; когда нужно было начинать сражение, князь Андрей со слезами молился пред святою иконою Богоматери и причащался Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Вооружая себя сим благодатным оружием, он не столько полагался на мужество и силу своих воинов, сколько на помощь Божию, памятуя слова царя Давида: «Не в силе констей восхочет, ниже в лыстех мужеских благоволит. Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его» (Пс. 146; 10—11). По примеру великого князя и по его приказанию с коленопреклонением молились пред иконою Пресвятой Богородицы и Честным Крестом Христовым и все воины, а потом благоговейно целовали сии святыни и небоязненно выходили против врагов. И помогал им Господь силою Креста Своего, а Пречистая Дева — Своим Матерним заступлением у Сына и Бога Своего. Таков был обычай у благочестивого князя Андрея, таким же порядком вышел он и против болгар. И победил он своих врагов, и отобрал у них пять городов, в том числе город Брахимов на реке Каме. По возвращении с поля битвы в стан воинский доблестный князь со своими воинами удостоился видеть чудесное знамение Божией помощи: светлые лучи исходили от иконы Спасителя и Богоматери и своим светом осиявали все ополчение. Это было 1 августа 1164 года. Такое видение воодушевило еще большим мужеством христолюбивое русское воинство, оно снова устремилось на врагов и покорило России их землю. Впоследствии оказалось, что и греческий император Мануил, вышедший с войском против сарацин, видел подобное же знамение от иконы Христа Спасителя и Богоматери и от Святого Креста и точно также одержал победу над своими врагами. Благочестивые государи известили друг друга о милости Божией посланиями, по совету своих архипастырей установили в первый день августа особый праздник во славу Христа Спасителя, причем, в воспоминание чудесной помощи от Святого Креста положили износить Святой Крест из алтаря во время утреннего Богослужений на средину церкви для поклонения — подобно тому, как износится он в день Воздвижения 14 сентября. Посему, как в день Воздвижения, так и в сей день Происхождения (или исхождения) Святого Креста, после великого славословия священник износит северными дверями на главе святое древо при умилительно-торжественном пении "Святый Боже...". Взойдя на амвон,он возглашает: «Премудрость прости!» И в ответ на сие возглашение певцы поют трижды тропарь Святому Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя...", а священник полагает Крест на аналогие и кадит его; затем трижды поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» При сем пении вся церковь вместе со священнослужителями творит троекратное земное поклонение пред Честным Крестом — знамением нашего спасения, а потом начинают благоговейно целовать его при пении трогательных стихир: «Приидите вернии, Животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руцы распростер...» С 1 августа Святая Церковь уже начинает свое приготовление и к празднику Воздвижения Честнаго Креста Господня, с этого дня на утрени поются ирмосы сего праздника: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече...» Тропарь, глас 1-й: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4-й: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. Стихира при поклонении Честному Кресту, глас 2-й: Приидите, вернии, Животворящему древу поклонимся, на нем же Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся Отечествия языков, Крест Господень песнями почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление, о тебе бо вернейшии цари наши хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покарающе, тя ныне со страхом христиане целующе, на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, яко благ и Человеколюбец. Слава, глас 2-й: Днесь неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, и страждет страсти, свобождаяй мя от страстей, свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается и дает плещи за плененныя на раны. Сего Чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы мне, Чадо мое, что сие сотворил еси; красный добротою паче всех человек, бездыханный беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты: увы мне, мой Свете, не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему: Долготерпеливе слава Тебе. Оглавление 330. Фавор Прекрасна гора Кармил — древнее жилище пророков Илии и Елиссея, величественны и другие горы Святой Земли. Но едва ли какая другая гора в Палестине так радует взор путника-христианина, как священная гора Фавор — гора Преображения Господня. Она находится верстах в семи от города Назарета, где в продолжении 30 лет смиренно жил Христос Спаситель в дому Иосифа, занимаясь трудами древоделания. Гора Фавор, по выражению древнего русского паломника игумена Даниила, "дивна и чудна уродилася от Бога". Она совсем круглая, от самого низа до вершины постепенно суживается, наподобие кучи песка, так что игумен Даниил сравнивает ее со стогом сена: "Гора посреди поля, — говорит он, — стоит красно, яко стог". Она стоит совсем отдельно от других гор и потому кажется очень высокой, хотя на деле она и не выше полуверсты. Ее бока почти со всех сторон одеты дубовым и фисташковым лесом, тут привольно жить зверям и разным птицам, почему еще во времена пророка Осии охотники раскидывали свои сети на склонах Фавора (Ос. 5; 1). На вершине горы довольно пространная площадка, на которой в недавнее время построен греческий общежительный монастырь. На месте Преображения Христова стоит ныне храм, коего престол, по преданию, занимает то самое место, где стояли стопы Преобразившегося Господа. Чувство страха и благоговения наполняет душу, когда приближаешься к сему священному месту. Вот рассказ святых Евангелистов о сем великом событии во всей его простоте. Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и взошел на высокую гору помолиться. И когда Он молился, вид лица Его изменился, — лицо Его просияло как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет, блистающими как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И вот, два мужа, которые были Моисей и Илия, беседовали с Ним. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: "Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Ибо не знал, что сказать, потому что они были в страхе. Когда он еще говорил, вот облако светлое осенило их, и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте!» И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус приступил, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Возведши же очи свои, они ничего не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус воспретил им, говоря, — никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они умолчали, и никому не говорили о том, что видели... При спуске с вершины Фавора и теперь указывают место, где наш Спаситель дал эту заповедь Своим избранным ученикам. Он хотел укрепить их веру и явил им славу Свою, дабы они потом, когда увидят Его распинаемого, уразумели ту великую истину, что Он страждет за мир вольной волей, и проповедали миру, что Он есть воистину присносущное Сияние Отца. Да воссияет, Господи, и нам свет Твой Присносущный, да просветит он тьму греховную, омрачающую наши грешные души, да во свете Твоем пойдем по пути спасительному вслед за Тобою, наш Пастырь добрый! И если на сем пути неизбежно пройти чрез гору Голгофу — чрез скорби и страдания, то поддержи веру нашу, укрепи надежду, да не угаснет в наших сердцах слабая искра любви к Тебе! Гора Фаворская очень пустынна, только в праздник Преображения Господня ее склоны оживляются тысячами богомольцев, они обыкновенно приходят с вечера и ночуют в палатках, раскинутых около монастыря. Вид с вершины Фавора очень живописный. Далеко на север, будто огромный белый шатер, раскинулась гора Ермон, — эта снежная вершина Антиливана. На Восток тянется хребет береговых гор озера Тивериадского, малая частица которого сверкает из-за черных скал. На юго-западе, от самой подошвы Фавора, развертывается прекрасная долина Ездринская. Сколько великих исторических событий совершилось на этой долине! Сколько человеческой крови пролито на ней со времени Иисуса Христа! Вот, на западном склоне Фавора приютилась арабская деревушка, носящая имя мужественной израильской пророчицы Деворы; целая славная история связана с именем этой мудрой жены. Она сама сопровождала Варака, военачальника израильского, когда он с 10.000 воинов спустился с горы Фавор и разбил Сисару, военачальника царя Асорского. Подробный рассказ об этом, равно и ту чудную песнь, которую воспела Девора во славу Господа после сей победы, можно прочитать на 4-й и 5-й главах Книги Судей... На юге от Фавора, за долиной Ездринской, тянутся мрачные горы Гелвуйские, на коих погиб Саул. Тут же видно селение Эндор, где жила волшебница, предсказавшая Саулу его погибель. А вот и еще селение — это Евангельский Наин, тот городок, у ворот коего Христос Спаситель воскресил единородного сына безутешной вдовицы... И воскресает в памяти, и живо представляется в уме это чудо небесного милосердия к несчастию вдовства немощного! По утрам, в летнее время, над всей горой Фавор обыкновенно стоит густой туман, который рассеивается только к полудню, а по ночам выпадает обильная роса, от которой вся растительность на Фаворе имеет свежий вид даже в самые знойные месяцы, и Фавор весело встречает усталого путника и манит его под тень своих дубовых лесов. Оглавление 331. Гроб-лествица. Слово на день Успения Богоматери «И лествица к небеси гроб бывает!» (Стихира 1 на вечер). Бывает гроб лествицею к Небеси, бывает лествицею и к аду! Как много людей проходит этой лествицей каждый день и каждый час! Но много ли таких, о коих с твердой уверенностью можно сказать, что они — на небе? И однако же, братие, важное дело сие зависит совершенно от человека! В его полной воле, куда ему угодно будет обратить лестницу гроба, — вверх или вниз, на небо или в ад? И мы сами обращаем ее к аду... Это для себя-то самих, на всю вечность?! Кто бы поверил этому, если бы непрестанный опыт не свидетельствовал о том самым непререкаемым образом. Каким же образом бывает это? Как же человек, существо столь самолюбивое, которое тем и живет, чтобы ему было всегда хорошо, — как он доходит до такого забвения своих выгод, что лествицу, данную ему для восхода на небо, обращает невозвратно к аду? Все это бывает, братие, самым неприметным образом, и потому-то отчасти человек действует вопреки собственному благу. Гроб оказывается для него лестницею в минуту самой смерти, но становится лестницею в продолжение всей жизни, и становится неприметно. Человек живет, не думая о своем гробе, а гроб, напротив, всегда помнит его; каждое действие человека обращается в ступень лествицы, доброе — к небу, а злое — к аду. Таким образом, умирая, человек находит гробовую лествицу уже готовой, им же самим неприметно сделанной во время своей жизни; видит нередко с ужасом, что она вся обращена вниз, в ад, но уже не в силах обратить ее к небу, — другой раз не живут, и несчастная душа идет, куда ведет ее ужасная лествица! Так, братие, какова жизнь, такова и смерть! Лествицею бывает собственно не гроб, а дела наши. Кто жил в любви к Богу и ближним, тот и в смерти найдет к себе любовь Бога и ближних. А кто провел жизнь в тине греховной, был хладен к добру и не успел омыть растления своего слезами покаяния, — тот и в смерти ничего не найдет, кроме мрака, хлада и тления. Таков закон жизни нашей: доброе здесь — проводит доброе и там, злое здесь — влечет и там за собою зло. Будем ли жаловаться, что наше спасение предано, таким образом, в собственные наши руки и поставлено в зависимость от дел наших? Но в сем-то и состоит высокое преимущество наше, сие-то самое и равняет нас, земнородных, с Ангелами. Премудрость и всемогущество Божие сделали для нас из невозможного возможное: гроб, устроенный грехами нашими, обратился в лестницу, по коей можно восходить от земли на небо. Но куда обратить сию лестницу, — это должно было оставаться в нашей власти, без этого мы перестали бы быть человеками. Памятуя сие, будем жить, имея в виду смерть, чтобы, умирая, узреть жизнь. Не обленимся постоянно совершать дела благие, хотя бы они сопряжены были с трудом, в твердой уверенности, что каждое из них послужит некогда для нас ступенью на небо, и чем было труднее, тем на большую возведет высоту. Будем со всем тщанием убегать каждого порока, как бы он не казался прекрасен, помни, что со временем он обратится в ступень к аду. Если мы, подобно Пресвятой Деве, всечестное Успение которой ублажаем ныне, проведем жизнь свою в хранении заповедей Божиих, в чистоте духа и тела, или успеем возвратить потерянную чистоту чрез веру в Искупителя и сердечное сокрушение о грехах, — то в день нашего успения совершится и над нами дивное чудо, и наш гроб будет для нас лествицею на небо. Аминь. (Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического) Оглавление Не бойся смерти — бойся грехов! Невеселый предмет избираю я для нынешнего радостного дня, — я хочу побеседовать с вами о смерти. И чаще бы нам надобно беседовать об ней, братие возлюбленные. Ведь думай, не думай, а от смерти не убежишь, — так уж лучше подумать. Чем чаще будем думать о смерти, тем меньше будем ее бояться. Мы оттого именно слишком боимся смерти, что редко о ней думаем или думаем не так, как должно. И подлинно, — что страшного в смерти, если посмотреть на нее так, как должно смотреть? Скажи, отчего ты так боишься смерти? Оттого, скажешь, что мне хочется пожить, мне жизнь еще не наскучила. Так желать жить очень нам естественно, животные бессловесные — и те не любят умирать. Но рассуди, — разве смерть отнимет у тебя жизнь? Ведь ты и по смерти будешь жить. Ибо что такое значит — умереть? Тоже, что перейти из старого худого дома в новый хороший: смерть есть переселение с одного места на другое. Что же в ней страшного? Ты скажешь: мне хочется пожить на земле, здесь мои родные, здесь мои друзья, здесь мои удовольствия, здесь все мое, что я так люблю. Как же мне не бояться смерти, которая все это у меня отнимет? Но рассуди, все ли отнимет у тебя смерть? Родные твои и по смерти будут с тобой, друзья — тоже. Да кого мы теперь любим искренно, с кем нам теперь жить приятно, с теми и по смерти мы не разлучимся; смерть еще теснее соединяет людей, взаимной любовью между собой соединенных. Не Скорби же, сердобольная мать, при разлуке с детьми, они и там будут с тобою. Не сокрушайся, любящая жена, о своем супруге, ты и там будешь неразлучна с ним. Не печальтесь и вы, нежные друзья, вы и там будете друзьями. Да, всякий из нас при смерти может и должен говорить всякому: ДО СВИДАНИЯ! Что же касается до мирских удовольствий, которые смерть у нас отнимает, то они не стоят того, чтобы и говорить о них; по смерти будут свои удовольствия—такие, каких только душа желать может. После сего что же бояться смерти? Ты скажешь: я боюсь смерти потому, что я — грешник, а грешникам по смерти худо, там ожидают их мучения. Вот эта причина твоей боязни основательна, грешникам по смерти, точно, худо. И в самом деле, братие, как мы явимся на тот свет с нашими грехами? Грехи и здесь иногда нас мучат, тревожат, беспокоят, а там и вовсе они не дадут нам покоя. Теперь мы еще не видим их вполне, а там они представятся во всей своей гнусности; теперь мы многих своих грехов и не знаем, и не сознаем, а там все узнаем, все они придут на память, и ни от одного из них не отвяжемся. Так грешнику при воспоминании о смерти, точно, есть чего бояться. Но и тут рассуди: смерти ли ты должен бояться? Ведь не смерти, а грехов, ибо они делают ее страшной. Итак, отставай от грехов, омывай их слезами покаяния, заглаживай добрыми делами, а смерти не бойся. Грешить бойся, а умирать нечего бояться. Но ты скажешь: что же мне делать? Я грешить не боюсь, искреннего покаяния не приношу, дел добрых не делаю. Как же я могу не бояться смерти? — О, если ты таков, то я даже советую тебе бояться смерти. Если ты точно грешить не боишься, покаяния не приносишь, добрых дел не делаешь, то трепещи, — люта смерть таких грешников. Аминь. (Поучение на день Успения Богоматери протоиерея Р. Путятина) Оглавление 332. Оружие непобедимое Священномученик Никон в молодости своей служил в воинском звании, он был идолопоклонником, хотя мать его и была благочестивая христианка. Добрая мать всячески старалась склонить сына к Христовой вере, но сын крепко держался веры отца — язычника. Однажды, отпуская Никона на войну, мать сказала ему: "Сын мой любезный! Если тебе будет угрожать смертная опасность, что часто бывает на войне, ограждай себя крестным знамением, и тогда ни стрела, ни меч, ни копье не коснутся тебя, и в самом пылу кровавой сечи ты останешься невредим". Так и случилось. Произошла кровопролитная битва. Почти весь полк, в котором служил Никон, был истреблен, ему самому грозила верная гибель. Тут он вспомнил завет любящей матери, взглянул на небо, вздохнул из глубины сердечной и, оградив себя крестным знамением, сказал: "Христе Боже Всесильный! Покажи теперь на мне силу Твоего Креста, и я с сей минуты буду Твой раб, и послужу Тебе с моею матерью!" — И вот, как только он произнес эту молитву, как только оградил себя Крестом Святым, — в его сердце явилось такое мужество, что он как лев бросился на врагов и множество из них положил на месте копьем своим, а остальных обратил в бегство. После сего Никон не замедлил принять Святое Крещение. Вот что значит, братие, с верою и призыванием имени Христова оградить себя крестным знамением! Поистине Крест — оружие непобедимое, данное нам от великого Царя — Христа! Им ограждай себя от врагов видимых, им же защищайся и от врагов невидимых. Пристанут ли к твоему уму нечистые помыслы, поднимут ли страсти в твоем сердце бурю вожеланий греховных, найдет ли на твою душу темное облако сомнений, уныния и других наваждений бесовских, — скорее ограждай себя знамением Креста, скорее зови на помощь Всесильного Господа и будь благонадежен — никакая сила вражия не устоит против сего оружия непобедимого! Крестное знамение имеет ту же спасительную силу, какую имеет самый Животворящий Крест. Оно усмиряет наши греховные пожелания и отгоняет нечистые помыслы. "Крестом, — говорит преподобный Феодор Студит, — мы побеждаем страсти". "Крест — страстей пагуба, Крест — помыслов отгнание", — воспевает преподобный Григорий Синайский в Каноне Кресту. "Если колеблешься в жизни, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — то положи на себе животворное знамение Креста, и враг будет побежден. Всего лучше не вдаваться в плен страстям, не поддаваться лукавым помыслам; но если ты уже потрясен ими, то запечатлей себя немедленно Животворящим образом Креста, и враг твой будет низложен. Ограждаемый Крестом, ты «не убоишися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденного» (Пс. 90; 5, 6). Если его всегда будешь брать себе в помощь, то «не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему» (Пс. 90; 10). Ибо сопротивные силы, видя его, трепещут и убегают. От него смерть пришла в трепет и ужас, им вооружившись, блаженные Апостолы покорили всю силу вражию и, в мрежи свои уловив все народы, собрали их на поклонение Кресту. В него облекшись, как в броню, мученики — воины Христовы, попрали все замыслы мучителей и проповедовали с дерзновением. Его восприяв и неся на себе ради Христа, отрекшиеся всего в мире, с великой радостью живут в пустыне и горах, в пещерах и пропастях земных!" — "Когда ты знаменуешься Крестом, — говорит святой Иоанн Златоуст, — то представляй себе всю священную силу Креста и погашай им гнев и прочие страсти. Если с сердечною верою изобразишь его на лице своем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил рану смертельную. Если мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается диавол и демоны, видя оружие, которым Христос разрушил всю силу их и отсек главу змия. Итак, запечатлей Крест в уме твоем и обними спасительное знамение душ наших. Когда при нас Крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны, смерть уже не смерть, а только сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано". И наши благочестивые предки, православные русские люди, хорошо знали силу крестного знамения. Когда возмущали их страсти, когда гибель или досада раздирали их сердце, когда скорбь или уныние томили их душу или видели они других, томимых какой-либо страстью, — во всех таких случаях они творили на себе крестное знамение и другим советовали делать тоже. От сего доброго обычая у них сложилось даже присловие: "Перекрестись, с тобою крестная сила!" — То же советуют и святые Отцы. С какой бы стороны, с какими бы ухищрениями ни подступил к ним диавол, крестное знамение тотчас отражает его. "Положи только на челе твоем крестное знамение, — говорит наш родной святой отец, святитель Христов Димитрий Ростовский, — и тотчас диавол убежит от тебя... Наносит ли тебе диавол мысли худые, помышляет ли что лукавое твоим умом? Положи крестное знамение на челе твоем и оно убежит от тебя. Побуждает ли тебя в церкви, во время службы Божией, озираться туда и сюда? Положи крестное знамение, и он убежит от очей твоих. Приближается ли он к устам твоим или к языку, чтобы ты разглагольствовал о пустых вещах? Крестом отгони его!" — А преподобный Нил Синайский писал одному своему духовному другу: "Если ты часто чело и сердце будешь запечатлевать знамением Владычного Креста, то с трепетом побегут от тебя демоны, потому что крайне боятся они сего блаженного знамения". — "Когда мы, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — изображаем на себе знамение честного Креста, тогда диавол, помышляя в себе, что к нему пригвожден был Христос Господь для нашего спасения и для погубления демонской силы, не может более оставаться с нами и переносить силу Креста, но бежит от нас и более не смеет искушать нас". — "Вместо щита, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце; весьма крепко сие оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если огражден ты сим оружием, — оно сильно противится стрелам врага". Как ужасно крестное знамение для бесов и потому так спасительно против искушений от них, об этом свидетельствуют сами бесы. Киприан-волхв (впоследствии священномученик) несколько раз одного за другим посылал бесов к святой деве Иустине, чтобы они разожгли в ней похоть плотскую; но нечистые духи возвращались к нему каждый раз безуспешно. На вопрос его: почему они не могут к ней приблизиться? — они отвечали: "Мы боимся, не можем на него смотреть и бежим от него... Оно как огонь опаляет нас и гонит прочь". Когда Киприан узнал, что крестного знамения и имени Христова не может одолеть никакая сила бесовская, то бросил свои волхования и стал смеяться над бессилием диавола. Диавол с яростью напал на него и стал его бить и душить, но Киприан сотворил на себе крестное знамение, и враг как стрела отскочил от него... Такова сила крестного знамения! Таковое оружие дал нам милосердный Господь наш для победы над нашим исконным врагом —диаволом! Воистину это оружие непобедимое! Будем же им пользоваться, призывая на помощь святейшее имя Распятого на Кресте Господа Иисуса Христа. Ему же честь и слава во веки веков! Аминь.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 12
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  01:50 | 12.12.2017