0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 12
ГОСТЬ: 12
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (60)
Из надгробных песнопений Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижу во гробах лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида... О, чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти? Воистину Бога повелением, якоже писано есть подающаго преставльшемуся упокоение! Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная! Сам Един еси Бессмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми (сказавший мне): яко земля еси и в землю отыдеши, аможе (куда) вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа! (Для раздачи присутствующим при погребении) Оглавление 269. Не собирайте себе гнев на день гнева! (Рим. 2; 5) Что такое грех?— Грех есть преступление заповеди Божьей, сопротивление воле Господней, непослушание Богу, Который заповедал не творить зла, а делать добро, — грех есть отвращение от Бога, удаление от Него, пренебрежение собственным спасением, произвольное отлучение самого себя от жизни и обречение на смерть. Человек согрешивший умерщвляет свою душу, делает ее чуждой вечной жизни, по слову Священного Писания: «душа согрешающая — та умрет» (Иез. 18; 20). Грешник прогневляет Бога, лишается Его милости и подвергается казни. Ибо, как земной царь, если какой-либо раб воспротивится повелению его, почитает это за оскорбление себе, гневается на него, лишает его прежних своих милостей и предает наказанию, подобно сему и Царь Небесный — Господь Бог, если человек, которого Он же создал, которого обогатил Своей благодатью, которого возлюбил как отец сына, и для которого приготовил на небесах вечное блаженство, если сей человек, презрев таковую милость, любовь и благодеяния своего Создателя, начнет преступать Его заповеди, и творить то, что Ему, нашему Владыке, неугодно и противно, — то Он гневается на него, вменяет его злые дела в оскорбление и бесчестие Самому Себе, как дела противные Его Божественной воле. Сначала Он лишает его Своей прежней благодати, а потом, если человек не кается, осуждает его на казнь вечной смертью, которая ждет грешников в аду. Внимайте же и судите сами, какое великое зло — грех, который бывает причиной стольких бед! Да, поистине грех — великое зло, ибо он прогневляет Господа Бога. Согрешающий оскорбляет Бога и бесчестит Его, как говорит и Святой Апостол: «преступлением закона Бога бесчествуеши» (Рим. 2; 23). Бесчестит грешник своего Господа, почитая тварь более чем Творца, временное наслаждение более нескончаемого блаженства, коего источник — Сам Бог, — грешник платит Богу злом за Его добро, ненавистью за Его любовь, и отвращается от Того, от Кого получил жизнь и дыхание, Кем живет и движется. Разве все это не есть оскорбление Богу и бесчестие? Бесчестит и прогневляет грешник Бога, Отца Небесного, Который дал нам «власть чадами Божиими бытии» (Ин. 1; 12), — бесчестит, ибо тяжко согрешая и не желая покаяться, он отрекается сыновства, которым усыновлен Богу, не хочет иметь Бога своим Отцом, и усыновляется диаволу, — делается его сыном. У нераскаянных грешников отец есть диавол, а не Бог, как сие видно из слов Самого Христа иудеям: «вы отца вашего диавола есте» (Ин. 8; 44), и из слов святого Апостола Павла волхву Елиме: «о, исполнение всякия льсти и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия правды!» (Деян. 13; 10). Видите, грешнику отец не Бог, а диавол. Итак, разве это не бесчестие и не оскорбление для Отца Небесного, когда Его же дети оставляют Его, бегут к диаволу и усыновляются сему врагу Божьему? И как не возгореться праведному гневу Отца Небесного на таких неблагодарных детей? Воистину «огнь возгорится от ярости Его, разжжется до ада преисподняго!» (Втор. 32; 22). Бесчестит и прогневляет грешник Бога Сына, «вторицею», как говорит Апостол, «распиная Его» (Евр. 6; 6), и поругаясь над Ним своими греховными, а наипаче — блудными делами: ибо кто оскверняется таковыми грехами, тот оскверняет в себе члены Христовы. Тела наши не нам принадлежат, а Христу Господу нашему, по слову Апостола: «не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть?» (1 Кор. 6; 15), — уды Христовы, ибо куплены честной Его кровью, почему Апостол и говорит: «несте свои, куплет бо есте ценою» (ст. 19, 20), куплены «честною Кровию Агнца непорочна и пречиста Христа» (1 Пет. 1; 19); «взем ли убо уды Христовы, - рассуждает Апостол, - сотворю уды блудничи? Да не будет!» (1 Кор. 6; 15). Итак, блудник не бесчестит ли Христа Сына Божьего, оскверняя в себе члены Его, — не прогневляет ли он Господа? Мы обручены Христу Спасителю нашему как невеста жениху своему, по слову сосуда избранного Апостола Павла: «обручих вас единому мужу деву чисту представити Христовы» (2 Кор. 11; 2), да будем с Ним едино, не только духом, как сказано, «прилепляяйся Господеви един есть дух с Господем» (1 Кор. 6; 17), но и телом, ибо мы «уды есмы тела Его, - по слову Апостола, - от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5; 30). Святой Иоанн Златоуст говорит: "Как Сын Божий приобщился нашего естества, так и мы приобщаемся Его естества. И как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе". Итак, мы соединены с Ним, как невеста с женихом, не только во един дух, но и во едино тело. Вот почему и святой Кирилл Иерусалимский говорит: "В святом крещении мы соделываемся единой плотью и кровью с Христом". Подумайте теперь, разве может жених спокойно смотреть на измену невесты своей? Подобным образом и Христос разве может не гневаться на того, кого соединил Он с Собой во едино тело и един дух, и который изменяет Ему, — и ужели Он оставит такого нечестивца без наказания, по слову Псалмопевца: «потребил еси всякого любодеющаго от Тебе» (Пс. 72; 27)... Бесчестит и прогневляет грешник и Бога Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами своими, ибо Дух Святой не может пребывать там, где совершается скверный грех. Святой Иоанн Златоуст уподобляет Духа Святого пчеле, которая любит жить только в чистых и благовонных местах, а от зловонных мест улетает. А человек — Христианин, получивший во Святом Крещении Духа Святого, подобен бывает улью пчелиному, и в нем, как пчела в улье, обитает Дух Святой, как говорит Апостол: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3; 16). И в другом месте: «не весть ли, яко телеса ваша храме живущему в вас Святому Духу суть, Еюже имате от Бога!» (6; 19). И вот, как смрадный дым гонит пчелу прочь от улья, так и смрадное дело греховное удаляет Святого Духа от человека. — Дух Святой в человеке то же, что хозяин в доме. А разве не бесчестие хозяину дома, разве не оскорбление ему, если какой-нибудь чужестранец станет выгонять его из дому с насилием? Вот такое же оскорбление и бесчестие бывает Духу Святому, когда грех человеческий изгоняет Его от Его жилища. Вот какое великое зло — грех: он прогневляет Бога, Единого в Троице, Отца и Сына и Святого Духа! — (Лет. 1, стр. 167-170). О, какое великое и несказанное зло этот грех, который Самого Бога, Преблагого и премилосердного Отца возбуждает на гнев бесконечный! Страшась сего зла, многие святые угодники Божьи почитали за лучшее отдавать себя на все муки, на все беды и все виды смерти, лишь бы не сделать какого-либо греха тяжкого, и не раздражать им своего Создателя. Так Иосиф Прекрасный предпочел претерпеть темницу и узы, лишь бы не оскорбить Бога грехом, ибо говорил прелестнице: «како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом?» (Быт. 39; 9).И Сусанна целомудренная лучше соглашалась умереть, ежели сделать грех, и так говорила к нечестивым и бесстыдным судьям: «изволенные ми есть не сотворившей греха впасти в руце ваша, нежели согрешити пред Богом» (Дан. 13; 23). А святой старец Елеазар, принуждаемый преступить закон, так говорил: лучше для меня теперь же быть низвергнуту в ад, нежели прогневать Господа Бога моего преступлением Его святого закона (2 Мак. 6; 23). Кому не страшен ад? А вот угодник Божий лучше соглашается быть в аду, чем согрешить и прогневать Бога! И это потому, что гнев Божий страшнее всех мук и смертей, хотя бы даже и адских. Не взывают ли грешники горам и камням в откровении святому Апостолу Иоанну Богослову: «падите на ны, и покрыйте ны от лица Сидящаго на престоле и от гнева Агнча, яко прииде день великий гнева Его и кто может стати?» (Откр. 6; 16, 17). А святой Иов не молится ли о том, чтобы ему укрыться хотя в аду, пока мимо идет гнев Господа? (Иов. 14; 13). Так страшен сей гнев Божий, а мы, грешные, нисколько его не страшимся, и, согрешая в своей беспечности, собираем себе «гнев на день гнева» (Рим. 2; 5)... (Там же, стр. 182). (Из "Летописи" святителя Димитрия, митрополита Ростовского) Оглавление 270. Евангелие Пятидесятницы. Тропарь и кондак праздника Пятидесятницы Праздник Кущей был у Иудеев одним из трех великих годовых праздников (другие два: Пасха и Пятидесятница). Этот праздник евреи совершали в память своего 40-летнего странствования в пустыне, и проводили очень весело. На целую неделю все выбирались из домов своих в кущи или палатки, которые устраивались на всех улицах и площадях, на крышах домов и в садах, по долинам и окрестным горам. Каждый день во всю эту неделю, по принесении утренней жертвы в храме Иерусалимском, очередной священник, сопровождаемый множеством народа, шел к священному источнику Силоамскому, почерпал там воды в золотой сосуд, и с музыкой и пением священных песней возвращался в храм и возливал эту воду на жертвенный алтарь. Этот обряд напоминал евреям чудесное изведение воды из камня в пустыне жезлом Моисея. — На сей-то праздник, за полгода до Своих спасительных страданий, Иисус Христос пришел в Иерусалим. Наступил последний великий день праздника (восьмой); народ толпами спешил из своих палаток в храм, чтобы отсюда возвратиться уже по домам. И вот Господь является в этот храм, и, пользуясь многолюдным стечением, указывает на обряд возлияния Силоамской воды и велегласно зовет к Себе всех, кого томит жажда духовная, кто всем сердцем ищет истины и спасения. «В последний же день великий праздника»,—так повествует об этом святой евангелист Иоанн Богослов, — «стояше Иисус» — стоял, конечно, на видном, возвышенном месте, — «и зваше, глаголя», — взывал небоязненно, громким голосом: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет!» Кто жаждет, как евреи жаждали в пустыне безводной, чья душа томится жаждою благодати и истины, тот иди ко Мне и пей! Я — источник жизни неисчерпаемой, нигде, кроме Меня, не найдет душа ваша истинного счастья и успокоения; во Мне одном, в Моем учении, в благодати Духа Божия, через Меня на всех изливающейся, —этот желанный покой, это вожделенное утоление вашей жажды душевной. Я никого не влеку к Себе насильно, никого не принуждаю, Я призываю только желающих: придите ко Мне все алчущие и жаждущие правды, все труждающиеся и обремененные, и Я утолю вашу жажду духовную, упокою вас в обителях Отца Моего Небесного. Мало того: «веруяй в Мя, якоже рече Писание», и сам со делается источником благодати Божией: «реки от чрева его» — из его доброго, благодатью обновленного сердца, «истекут воды живы» — потекут целые потоки благодатного учения, которое будет могущественно действовать на сердца человеческие... «Сие же рече о Дусе (о благодатных дарах Духа Святого), Егоже хотяху приимати верующии во имя Его», особенно в день Пятидесятницы. И пророки говорили Духом Божиим, и апостолы до дня Пятидесятницы причастны были благодати Христовой, но не в такой обильной мере, и ни те, ни другие не могли сообщать другим сию благодать. Почему же? «Не у бо бе Дух Святый» (потому что на них тогда не были еще излиты дары Духа Святого в таком обилии), яко «Иисус не у бе прославлен2, ибо Сам Иисус Христос тогда еще не завершил дела нашего искупления Своими страданиями, не был прославлен воскресением, вознесением к Отцу, еще не воспринял тогда всякую власть на небе и на земле. И слово Христово сильно подействовало на народ. Начались споры: «мнози же от народа слышавше слово, глаголаху: Сей есть воистинну пророк», тот великий пророк, который должен явиться перед пришествием Христовым. «Друзии глаголаху»— другие прямо говорили: Сей есть Христос. Овии же, — те, которые не хотели уверовать, «глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? Не Писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе (родился и воспитался) Давид, Христос приидет? Распря убо бысть в народе Его ради». Так спорил и волновался из-за Него народ. «Нецыи же от них», конечно из числа неверовавших, «хотяху яти (схватить) Его; но никтоже возложи Нань руце» — никто не осмелился поднять на Него руки, потому что не пришло еще время Его страданий. Были тут и слуги фарисейские, нарочито подосланные, чтобы взять Его, но и они возвратились ни с чем к своим господам. «Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом и реша (сказали) им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек». Так велика была благодатная сила слова Христова! Так властно было Божественное слово Его! Оно коснулось простых сердец слуг фарисейских, и вот они смело говорят своим начальникам всю истину. Но эти начальники не хотят знать истины: «отвещаша убо им фарисее», снисходительно говорят они им: «еда и вы прельщени бысте?» Неужели и вы поддались Его учению, — вы, которые умнее других, потому что всегда находитесь при нас, учителях закона? Смотрите, разве умные люди верят Ему? «Еда кто от князь верова в Онъ, или от фарисей? Но народ сей», эти темные невежи, необразованная толпа, «иже не весть закона — прокляты суть!» Так изливали свою безумную ярость на Господа гордые книжники и фарисеи. Но и между ними нашелся один благоразумный человек: «глагола Никодим к ним иже пришедый к Нему — Иисусу Христу — нощию, един сый от них: еда закон наш судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит?» Зачем же вы сами идете против закона, так решительно обвиняя Иисуса, когда еще вовсе не исследовано дело Его? Это противоречие еще больше раздражало фарисеев. «Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси?» И ты уж не из Галилеи ли? «Испытай (посмотри в священные книги) и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит». Забыли ослепленные злобой законники, что пророки Иона, Наум и Осия были родом из Галилеи. Никодим видел, что с ними спокойно говорить невозможно, и счел за лучшее промолчать, хотя и мог бы сказать, что Иисус родился в Вифлееме и является потомком царя Давида. — А Господь продолжал учить народ во храме и говорил: «Аз есмь свет», истинный свет не для одной Иудеи или Галилеи, но и миру всему; Я — Тот, о Котором сказал Бог через пророка: Я положил Тебя светом язычников. Посему «ходяй по Мне», приемлющий с верой Мое учение, свято соблюдающий Мои заповеди, «не имать ходити во тме заблуждений, но имать свет животный» — будет и других просвещать светом жизни, светом Моего учения и истинного Богопознания... (Изложение Евангелия от Иоанна гл. 7, ст. 37-52, гл. 8, ст. 12) Тропарь праздника Пятидесятницы: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! Кондак праздника Пятидесятницы: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Оглавление 271. Воздух Воздухом пользуется человек гораздо чаще, нежели чем-либо другим; несколько минут, проведенных без воздуха, могут умертвить человека. Основываясь на этой потребности великой, усердная матерь наша, Церковь, молится гораздо чаще, хотя и короче, о правильном состоянии воздуха, нежели о прочих вещах. Она не положила особенного чина и последования, не назначила определенных времен для освящения воздуха, в котором мы постоянно вращаемся, как рыбы в водах. Зато она заповедала своим священнослужителям постоянно приглашать нас к пламенной молитве о благополучном течении воздуха. При всех видах Богослужения, ежедневно и многократно в день, и вечером и утром вы услышите усредное воззвание Церкви, к Господу, Владыке жизни и дыхания вашего, «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных...» С другой стороны, умоляя Господа о благорастворении воздухов, Церковь показывает сим, что благорастворенный воздух есть не только необходимая потребность, но и одно из лучших наслаждений в земной нашей жизни. И не так ли это, братья мои, на самом деле? Когда человек бывает особенно здоров и весел? Большей частью тогда, когда свеж, чист и благорастворен воздух. Чего ищет утомленный суетами жизни? Спешит покинуть свои дела, и успокоиться под тенью дерева, насладиться веянием прохладного ветерка. Куда стремится человек работящий? Кончив занятия, он оставляет мастерскую и выходит под открытое небо дышать чистым воздухом. Больной, расслабленный недугом, просит свежего воздуха — и пьет оный своим дыханием, как воду из целебного источника. Поистине, что благодать Господа для духовной природы нашей, то благорастворенный воздух для природы телесной. Посмотрите на эти огромные города и пышные чертоги богачей, наполненные всеми видами блеска, великолепия, удовольствий: вы подумаете, что там живет сама радость и наслаждение, и вы оттуда ни за что не вышли бы, как из рая земного. А между тем, в ясную погоду, при благорастворенном воздухе, вы найдете самые веселые, сияющие золотом и разными украшениями дома пустыми, а их обитателей в саду, на поле, в роще, или где бы то ни было, только на свежем воздухе. В весеннее прекрасное время люди знатные оставляют душные города, и отправляются в загородные дома, в деревни, — вообще туда, где больше чистого и живительного воздуха. Не явно ли, наслаждения одним чистым воздухом небесным не могут заменить никакие наслаждения искусства и прихоти светской? О, как же часто должны мы, по гласу Церкви, умолять Господа о благорастворении воздуха! Как усердно должны благодарить святую матерь нашу за то, что она дарует нам и молитву, и побуждения к молитве о правильном движении воздуха! И как глубоко надобно нам изучить мудрое слово великого учителя Церкви, святого Григория Назианзина, что о Боге должно вспоминать чаще, нежели дышать! Ибо, что такое непрерывное вдыхание свежего воздуха в себя, если не новая, непрерывно повторяющаяся милость Божья к нам? «Глас хлада тонка, и тамо Господь», говорит Сам Господь о Своем явлении святому Пророку Илии (3 Цар. 19; 12). «Глас хлада тонка» — воздух легкий и прохладный, — «и тамо Господь», прохлаждающий знойный путь жития нашего. «Глас хлада тонка» — воздух свежий и благоухающий, «и тамо Господь», любящий, милующий и увеселяющий нас, возлюбленное создание Свое. И сколько раз мы вдохнем в себя этот благорастворенный воздух, столько же раз должны благоговейно повторять себе: «тамо Господь, тамо Господь!»— Но воздух не всегда бывает благорастворен и животворен. Часто слышим ужасные громы, от которых земля трясется и трепещет; видим молнии, разбивающие самые крепкие твердыни; часто находят великие бури, сокрушающие кедры Ливанские; поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И тамо, — в этих грозных явлениях природы, — есть Господь; но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Господь претящий гневом и яростью, не Отец щедрот и Бог всякой утехи, а Бог — Судья праведный, мститель неправдам человеческим. Когда Церковь усматривает, что поднята рука Господня для наказания нечестивых земли: ах, тогда-то она подъемлет самые крепкие вопли, простирает самые пламенные молитвы о помиловании; сама трепещет страхом детей своих, сетует, сокрушается их сокрушением, как бы сама терпит казнь, заслуженную грешниками! "Благоутробне, долготерпеливе, и всещедрый Господи, — взывает она неумолчно, — ниспосли милость Твою на люди Твоя. Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи! Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, яко долготерпелив примирися, и помилуй ны!" (Последование в различные Литии). Тогда она не довольствуется одними общими молениями о благорастворении воздуха, но приглашает совершать особенные весьма трогательные обряды молитвенные. Поднимаются ли страшные громы и молнии? Церковь советует исполнить последование в различные Литии, и дает особую молитву на прещение громов и молний. "Возгремел еси с небесе, Господи, — говорит, — и молнию умножил еси, и смутил еси нас. Но примирися, Благоутробне, к Тебе прибегаем, — да не попалит нас огонь ярости Твоей, ниже да снедает нас ярость молний и громов Твоих". — Повеет ли тлетворный ветер, воздвигнутся ли волны морские и речные устремления? Она с тем же обрядом, но с особенной молитвой еще усерднее прибегает к Господу. Беспорядок в природе, неестественное движение ветров, — по ее учению, — происходит от безчинного и злого жительства нашего: "но остави грехов множество, молимся, превосхождением множества щедрот Твоих! Крестом и Кровью Сына Твоего грех омывый рода нашего, возведи Твою тварь к естественному составлению и чину"... (Из "Бесед"Я.К. Амфитеатрова) Оглавление Воздух для души Что воздух для тела, то — помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и — нечистый, душный, зловредный; так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и Боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны. Чистый и прохладный воздух освежает наше тело, укрепляет его, и потому мы с наслаждением вдыхаем его живительные струи; так и святые мысли, желания и чувства укрепляют нашу душу и дают ей силы к совершению добрых дел. Напротив: нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу; так и нечистые, грешные мысли, чувства и желания сквернят душу, заражают ее грехом и отгоняют от нее благодать Божью, без которой душа умирает смертью вечной и погибает. В прохладном чистом воздухе, под открытым небом носится благоухание цветов: в добрых мыслях, чувствах и желаниях в молитвенной беседе с Богом, душа ощущает тихое веение благодати Всесвятого Духа, утешающее и услаждающее смиренное Боголюбивое сердце небесной радостью. Напротив, зараженный воздух бывает наполнен зловонием, все спешат выйти из него и только нечистые гады любят оставаться в нем; так и от души грешной, обуреваемой нечистыми помыслами и пожеланиями удаляются светлые Ангелы Божьи, и только нечистые демоны утешаются ею... "Выйди в чистое поле, — так говорил один святой старец, утешая своего ученика, который жаловался ему на то, что не может со своими помыслами справиться: выйди в поле, расставь полы своей одежды и попытайся удержать порывы ветра: так и помыслов своих мы сами удержать не можем". Но их может остановить Тот, Кому послушны и бурные ветры, и шумное море: к Нему будем взывать, как взывали Апостолы: «Наставнице, Наставнице, погибаем!» — И Он услышит и придет к нам, и изречет в нашем сердце Свое всемогущее слово: молчи, престали! — И смолкнут помыслы грешные и светло станет на душе, при тихом веянии благодати Божьей... Оглавление 272. Божественная Вратарница «Радуйся, благая Вратарница, двери райския верным отверзающая!» Кто из православных Русских людей, посещая Москву, не поклоняется заветным святыням ее Кремля? А бывая в Кремле, кто не считает святым долгом зайти к Воскресенским воротам Китай-города, чтобы здесь благоговейно преклониться и с сердечной любовью облобызать честную икону Богоматери, именуемую Иверской? Вот уж с лишком 200 лет стоит тут сия чудотворная икона Небесной Вратарницы, стоит в предверии священного Кремля, как неусыпный страх самого сердца русской земли, и притекают к ней русские люди и в скорбях своих, и в радостях; а православные государи наши, посещая свою первопрестольную столицу, прежде всего спешат поклониться иконе Божественной Вратарницы, и только после сего поклонения вступают в царские чертоги свои... Сия святая икона принесена в Москву с горы Афонской при царе Алексее Михайловиче; а на Афоне она списана с древнейшей иконы, находящейся в Иверском монастыре. Вот поучительное сказание о сей древней святыне Ивера. В девятом столетии по Рождестве Христовом в Греции царствовал император Феофил. Он был иконоборец. По его повелению святые иконы везде разыскивали, отбирали, кололи и сжигали, а почитателей их всячески мучили и даже убивали. В то время близ города Никеи жила одна богатая вдовица с юным сыном. У нее и была сия чудотворная икона Божьей Матери, для которой благочестивая вдовица устроила особую церквицу в своем доме и часто молилась там перед святой иконой. Однажды являются к ней в дом царские воины; заметив через окно церковное лик Богоматери, они грозно сказали вдовице: "Давай денег, или мы замучим тебя до смерти: как ты смеешь нарушать царские указы?" Вдова уверила их, что назавтра она приготовит денег, сколько нужно, и те согласились подождать. Ночью вдовица со своим сыном долго и усердно молилась перед иконой Богоматери, обливаясь горькими слезами; потом она взяла святую икону и отнесла на морской берег. Там снова она пала перед ликом Матери Божьей и умоляла Ее, как Владычицу мира, избавить ее с сыном от гнева царского, а икону свою от потопления. Затем она спустила икону на море и:— что же видит? Икона не упала на воду, а стала прямо и в таком положении поплыла к западу... Утешенная сим видением, вдовица возблагодарила Господа и Его Пречистую Матерь, и сказала сыну: "Теперь я готова умереть за любовь к Матери Божьей от руки этих мучителей; я не могу покинуть родного жилища, а ты беги теперь же в страны греческие". — Послушный сын простился с матерью и немедленно отправился в Солунь, а оттуда перешел на святую гору Афонскую, там принял он пострижение и, пожив богоугодно, скончался, рассказав инокам-сподвижникам о том, как его мать спустила икону Божьей Матери на волны морские...— Где и сколько времени скрывался чудотворный лик Богоматери — ведает только Бог, да Она — Владычица! На том месте, где подвизался сын вдовицы, красовалась уже обитель Иверская. Раз ее иноки увидели на море огненный столп, возвышавшийся до неба. Несколько дней и ночей продолжалось видение, собрались из соседних монастырей пустынножители и увидели, что столп сей стоял над иконой Богоматери; пытались подплыть к ней на лодках, но икона удалялась от них... Тогда иверские иноки собрались в церковь и слезно стали молить Господа не лишить их обитель сего благодатного сокровища. И Господь внял их молитве. Жил в той обители один инок, родом грузин, по имени Гавриил. Это был кроткий и смиренный старец, но строгой жизни. Сему-то старцу является во сне Пресвятая Богородица и говорит: "Скажи игумену и братьям, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом иди на море и ступай с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь к вашей обители". Старец исполнил волю Богоматери; и вот, наутро вся братия вышла на берег морской с молебным пением, со свечами и кадилами, и Гавриил вступил на волны морские и пошел по ним, как по суше... Он взял в свои объятия чудную икону Владычицы, и с благоговейной радостью встретили иноки сию святыню на берегу. Три дня совершались тут, в молитвенной храмине, молебные пения пред святой иконою, а потом внесли ее в соборную церковь и поставили в алтарь. — Прошли сутки, ударили к утрени и пономарь вошел в алтарь, чтобы оправить перед новоявленной иконой лампаду, но иконы на месте не оказалось... Встревожились иноки; долго искали они сию святыню, и наконец нашли — над монастырскими воротами! Они взяли икону и отнесли на прежнее место, но наутро она снова оказалась над воротами... Много раз переносили ее в храм, но икона всегда возвращалась на монастырские ворота... Наконец, Божия Матерь является во сне тому же старцу Гавриилу и говорит: "Скажи братии, чтобы они более не искушали Меня; Я не желаю, чтобы вы охраняли Меня, Я сама хочу быть вашей хранительницей, как здесь, так и в будущей жизни... Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые будут жить в горе сей добродетельно: Я испросила у Него сей дар, и се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!" Какой несказанной радостью исполнились братья, услышав от Гавриила сие обетование Матери Божией! Они построили небольшой храм при воротах обители во славу Ее и там поставили икону Заступницы рода христианского. И поныне стоит там сия святая икона; иноки прозвали ее по-гречески: Портаитисса, что значит по-русски — "Вратарница", а по имени обители она называется Иверской. На ланите Богоматери и поныне виден знак кровавой раны: по преданию, один из разбойников по имени Варвар ударил в святой лик ножом, и вдруг из раны заструилась кровь... Пораженный чудом, Варвар принял Святое Крещение и скончал жизнь в той же обители, восприяв ангельский образ. И хранит Матерь Божия как верный страж небесный, не только обитель ту, но и всю гору Афонскую — святой жребий свой: и не только сию гору, но и весь мир христианский, всякий град и страну, где благоговейно чтится достопоклоняемое имя Сына и Бога Ее, и где с любовью почитают Ее пречестные иконы. И не в Москве только имеются списки с чудотворной иконы Иверской: есть даже обители, построенные в честь иконы сей, таковы, например, Иверский Валдайский монастырь в Новгородской губернии, Иверский женский монастырь на Выксе, Нижегородской губернии и др. Тропарь 1: Дерзость ненавидящих образ Господень, и держава нечестивых безбожно в Никею прииде, и посланнии безчеловечно вдовицу, благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют; но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи: слава Тебе, Чистая, яко непроходимое море плещи свои подаде, слава правошествию Твоему, едина Нетленная! Тропарь 2: От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая! Оглавление 273. Блажен, иже и скоты милует У нас на Руси есть добрый обычай, чтобы весной, когда люди целой деревней в первый раз выгоняют свой скот на пастбища, священник по церковному обряду благословлял и скот и хозяев его. В ризах, с крестом святым, со святою водою и с хоругвями, приходит он к собранному скоту и начинает служение. "Владыко Господи Боже наш, — так молится он: — Тебе молимся и Тебя просим якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови стадо скотов сих; и умножи, и укрепи, и сотвори их в тысячи, и избави их от всякого навета врагов, и воздуха смертного, и губительного недуга"... После такого моления все стадо окропляется святой водой, чтобы благодать Божья сошла на него и была тихим и живительным как роса, покровом хранителем его. Так заповедует провожать скот в поля и так учит обходиться с ним святая Церковь. Не бранить и не клясть свой скот должны мы, но, подобно святой Церкви, благодарить Бога и молиться за него: не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать от всего недоброго. На это есть прямая заповедь Божья. В Писании святом сказано: «не презри вола работающаго (молотяща), и: блажен, иже и скоты милует». Значит это: не обидь вола, который работает тебе, и счастлив тот человек, что милует животное. Скот — Божье творение, данное тебе в помощь и хранение. Всякий скот и всякая птица могут жить и без нас. Всякий видит, например, диких гусей, уток; есть также дикие быки, разные породы лошадиные; — они живут на приволье, в больших лесах, лугах, степях. Бог питает их и хранит, как и всякую тварь Свою на земле, а они живут и славят Творца своего: «хвалите Господа птицы пернатые, зверие и вси скоты», сказано так в Писании Святом (читай псалом 148). Но человек не может жить сам собой, без помощи скота. Как бы ты землю вспахал, сено свез с полей, отправил тяжести большие в далекую сторону и разные другие работы справил, если бы у тебя не было лошадей или волов? Кто бы тебе дал одежду теплую, если бы у тебя не было овцы? Посему Бог, пекущися о всем мире, дал нам в помощь тварь Свою: ты можешь работать ею, получать от нее всякую выгоду, употреблять даже в пищу, потому что и на это есть позволение Божье. Работай с ней, береги и милуй ее всячески, но не бранись на нее, не мори ее, не мучь, не обижай ничем. Она — не твоя, а Божья. Это — первое. — Второе: от скота тебе — великая выгода. С ним у тебя поле вспахано и засеяно в пору; хлеб, сено, собраны, когда следует; всякая тяжесть доставлена в свое место исправно и в пору; с ним у тебя хозяйство и имущество всякое растет и множится. А без скота подле дома и в доме у тебя — пусто, ты не хозяин называешься в деревне; у людей поле вспахано и засеяно, а у тебя оно сиротеет,— у людей хлеб, сено свезено, а у тебя гниет на поле под дождем; нужно тебе какую тяжесть свезти — ходи и кланяйся и плати — там, где другому ни гроша не стоит. Вот что значит скотина! И погляди ты еще вот на что: работая тебе все, что не под силу тебе, она не требует от тебя ни платы, ни одежды, ни обуви, ни пищи своей: солома, что остается у тебя от твоего хлеба, который сама же она свезла к тебе, под который сама же приготовила тебе поле, сено, также ею свезенное, — вот вся пища, вся плата, вся роскошь ее! А тебе, за то сено-солому, она доставит всегда и денег, и одежды, и обуви, и хлеба вдоволь. Значит, по правде и по совести чистой, должно быть так, чтобы ты как можно больше миловал свою скотину. — Наконец, третье: скоту не дал Бог ума-разума, какой дал нам — людям. Не знает, потому, скот той радости и того счастья, какое мы имеем со своим разумом. Но зато не знает он и неправды, какую у людей, с их умом, видим на каждом шагу. Хочется ему есть, — он ест, если видит что пред глазами. Заставят его работать, — работает, не понимая и не спрашивая, для чего он работает. Правят им, — он идет мерно, ровно, — погонят, — идет быстрее, не разумея, для чего нужно идти так или иначе, такой или другой дорогой. Посему этому нужно нам миловать свой скот, как малых детей своих. Не имеет он разума — будь ты для него разумом; приучай его к работе с толком и с терпением, как дитя свое учишь ходить и говорить, и животное будет у тебя смирное, исправное; обходись с ним всегда мирно, не стращай и не бей — оно будет у тебя тихое и послушное. Часто жалуются, что животное бывает с норовом. А откуда же у него норовы? Неразумный хозяин ни к чему не приучит его с толком, наваливает на него тяжести не по силам, кричит на него, бьет за всякую малость. Тварь неразумная, она не поймет, чего он криком своим и побоями хочет от нее, глядит на него, как на пугало какое; всякий раз ждет крику и побоев, — и вот она то упрется, то, после крепких ударов, понесет из всех сил... Станешь пуще бить — хуже выйдет; никто еще криками, бранью да побоями не исправил норовистого животного, а тихостью, терпением, да умением всегда исправляли. Жалуются еще, что скот бывает ленив. Опять, мы — в том ответчики, а не скот. Корми его в пору и вдоволь, да хорошим кормом; давай работы по силам, береги от холода и от непогоды, — и скот твой никогда не будет ленивым. Мало ли еще за что пеняют люди на неразумную тварь? Нерассудительный, неисправный и сердитый человек в каждом неразумии своем винит животное. А что сказать о тех небогобоязненных, которые бьют и мучат свой скот просто для потехи? — Нет, православные, всему такому не подобает быть: не должно бить и морить скота, а должно беречь и миловать его, обходиться с ним мирно и кротко. Такова заповедь Божия о скоте. Так, значит, и должны все делать. Делаешь так, исполняешь заповедь Божью — благо тебе, а не делаешь — не жди этого блага. Приглядись всяк кругом себя, и сам увидишь, что кто учит свою скотину мирно и терпеливо, кормит вдоволь, дает ей работы по силам, оберегает от холода и болезни, обходится с ней ласково и любовно — скотина у него здоровая, смирная, в работе крепка и исправна, наживает он с ней всякого добра. Приглядись же к тому, кто не милует своего скота, не оберегает его и не кормит, как следует: у того скот бегает со двора, бредет на чужое поле, наделает убытка людям — и хозяину за это не честь перед людьми. От тяжести непомерной, от страху и побоев, скотина слабеет, худеет, наживает болезни всякие. Отсюда, куда ни погляди, во всех деревнях наших, скотина все хилая, худая, слабая. И заглядываемся мы, если встретим где крепких и рослых волов или лошадей, и дивимся, как это другим попадается такое счастье? Думаем, что только далеко где-нибудь от нас, за морем водится оно. А счастье это само просится к нам в руки: корми свою скотину вдоволь, не изнуряй ее долгими работами и непомерными тяжестями, обходись с ней мирно, приучай ко всему терпеливо, защищай ее от холода и ненастья, — и счастье это будет в твоих руках. «Блажен, иже и скоты милует!» — Но вот еще что, друзья мои. В жизни так водится: украл раз иголку, другой раз нитку, шапку, там еще что иное, и станешь скоро вором на все руки. Так и тут: кто ни во что ставит напрасно побить и помучить неразумную тварь, тот мало-помалу, привыкает делать то же и в своей семье, и со всяким человеком, — растет у такого человека нетерпение, и ни за что ни про что он побьет сына, дочь, жену, или другого кого, побранится и поссорится там, где можно обойтись одним добрым словом. Тот, кто бранит и клянет животное, делается сам неспокойным, сердитым, все не по нем, все будто недостает чего для него. И сколько раз случается, что рассердится человек на коня, и побьет сына или жену, поссорится с приятелем! Вот беда, от которой да сохранит Господь всех людей! Увидишь, что иной и бьет и мучит свою скотину, подойди, попроси и убеди его не делать этого, расскажи, как можно и без этого обойтись, наставь, научи его в приятельской беседе, как нужно беречь скота. Да благословит Бог каждого на доброе, христианское дело!
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 12
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  03:25 | 11.12.2017