- 259 Просмотров
- Обсудить
Что так поздно? Когда хозяин дома и отец семейства, по какому-либо делу отправившись в город или на поле, долго не возвращается, супруга начинает чувствовать живейшее беспокойство — часто выходит за ворота, прислушивается к шуму ветра и к шороху листьев древесных, устремляет взоры в темнеющую даль, отовсюду ждет, и все вопрошает: что он не идет, дождусь ли я его? Когда же услышит его приближение, она бежит к нему навстречу, и с кротким упреком говорит ему: что так поздно? что так поздно? Когда сын или дочь где-нибудь долго замедлят, родители спрашивают у них: что так поздно? Время темное, есть лихие люди, есть опасные звери; долго ли подвергнуться опасности? И почему было не поспешить?.. Не так ли и благодать Божия постоянно вещает к сердцу грешника, медлящего на темном пути греховном? "Что так долго не идешь ко мне? Зачем так поздно возвращаешься? Или не ведаешь, что каждая минута промедления отнимает у тебя часть награды, уготованной тебе мною? Или не знаешь, что на пути ко спасению лежат тысячи соблазнов и препон? Враг-человекоубийца непрестанно ходит, яко лев рыкаяй, иский кого поглотити; лукавый мир повсюду изрывает яму, чтоб низринуть тебя в нее, самая плоть твоя и похоть очес, и гордость житейская поминутно угрожают тебе пропастью. Что так поздно? Что так поздно?!" Но лучше поздно, чем никогда. (Из "Воскресного чтения", 1845) Оглавление 238. Житейские занятия христианина Взирая на поля и сады, увенчанные цветами, исполненные плодов благих и обильных, благочестивый земледелец и вертоградарь с умилением поднимают очи свои горе к Тому, от Негоже всяк дар совершен, свыше нисходяй, и с искренним благодарением произносят: "Слава Богу, Благодетелю нашему? По Его неизреченному милосердию, мать-земля наша не оставила нас без хлеба, и детей наших без пропитания". Но не одна земля своими растениями и плодами поддерживает земную жизнь человека: есть другие предметы, коими безгрешно может христианин не только питать, но и обогащать себя. Сказал Господь первым людям: наполните «землю,» и господствуйте «ею», и обладайте «рыбами морскими... и... птицами небесными», и всеми скотами, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (Быт. 1; 28). Таким образом, и скот, и птица, и рыба, и насекомое — все служит человеку, из всего позволено ему извлекать пользу и невинное услаждение. И каким бы вы ни решились заниматься честным промыслом, Святая матерь наша Церковь всегда готова благословить оный, везде и всегда по вашему призванию поспешит умолять Господа, чтобы Он — Владыка твари — даровал благий успех вашим занятиям. Вот ее мольбы. 1. Чин благословения стад овчих или иных скотов. Скотоводство издревле было одним из первых и Богом благословенных занятий, коими человек промышлял себе пищу, одежду и иные продовольствия жизненные. Первый праведник и мученик был пастух: «И бысть Авель пастырь овец» (Быт. 4; 2); и первая Богу приятная жертва была та, которую принес Авель «от первородных овец своих, и от туков их» (Быт. 4; 4). Чем богат был славнейший из патриархов древних? Преимущественно скотом: «Авраам же бяше богат зело скоты» (Быт. 13; 2). Исаак — радость отца и матери, утешение грядущих родов, Иаков — родоначальник двенадцати колен Израильских, Моисей — человек Божий, великий пред Богом, Иов многострадальный, «человек оный благороднейший сущих от восток солнца» (Иов. 1; 3), и многие другие великие мужи древности деятельно упражнялись в скотоводстве и имели обширные пастбища для своих многочисленных стад (Быт. 26; 14. 30; 43. Исх. 3; 1). Вообще счастливая жизнь патриархальная была — жизнь пастушеская. «Пастуси овчии, раби твои, и мы, и отцы наши отдетска и доселе» (Быт. 46; 32-34. 47; 3). Таким образом, священный пример великих предков освящает известное дело и для потомков. Но и без примеров, кто не знает, сколь великую пользу и облегчение доставляет человеку домашний скот? Кому, например, не известно, как много трудов, беспокойств и даже славы, конь разделяет с человеком, — конь, столь живо изображенный Самим Богом в Его святом слове? «Копытом копая на поли играет... сретая стрелы посмеявается и не отвратится от железа: над ним играет лук и мечь... трубе же вострубившей глаголет: благоже: издалеча же обоняет рать, со скаканием и ржанием» (Иов. 39; 21-23, 25). О чем молился Давид, царь из пастырей, каких сокровищ земных испрашивал у Бога для своих подданных? Он молился о том, между прочим, чтобы овцы тысячами и десятками тысяч ходили во дворах его подданных, и чтобы волы их были тучны (Пс. 143; 13-14). Блажен народ, — восклицал он, — у которого все сие (Пс. 143; 15). О том же молится, того же усердно испрашивает у Господа и Святая Церковь возлюбленным детям своим. "Владыко Господи Боже наш, — взывает она, благословляя стадо животных, готовых изыти на пажить, — Тебе молимся, и Тебе просим: якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих: и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи; и избави е от всякаго навета врагов, и воздуха смертнаго, и губительнаго недуга". 2. Чин благословения новых сетей для ловитвы рыб. У вас нет возможности или большой нужды возделывать землю, разводить скот и пр., вам удобнее промышлять на воде, чем на земле, выгоднее заниматься рыбной ловлей? Не думайте, чтобы Церковь пренебрегла этим промыслом: не пренебрегает, а, напротив, возвышает, облагораживает и освящает она сие полезное занятие особенной молитвой благословляя новые мрежи, кои рыболов готовится в первый раз спустить на воды. Она трогательно воспоминает пред Спасителем Богом те чудеса, которые Он благоволил совершить над рыбою, когда двумя рыбами насытил пять тысяч народа; когда по Своем Живоносном Воскресении, Божественным Своим повелением мрежи Апостолов наполнил множеством рыб; и сими чудесами убеждает Владыку Всесильного, чтоб Он предлежащие мрежи благословил, и в ловитве, Своим Божественным благословением, всегда оные множеством рыб исполнял, и от рыб, теми мрежами уловленных, вкушающих в мире и здравии душевном и телесном сохранял. На помощь рыболовам она призывает святого славного и всехвального апостола Петра и иных Апостолов, потому что они сами были рыбари. Она благословляет новые мрежи окроплением священной воды, призыванием всесвятого имени Божия, и во благонадежие детей своих, рыболовов, воспевает с Давидом: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс. 8, положенный и в сем и в предыдущем чине. См. большой Требник). 3. Ни для птицеводства, ни для пчеловодства Церковь не положила особых чинов молитвенных. Но, во-первых, она освящает употребление мяса, яиц и сыра в пищу; во-вторых, молится об очищении и безвредности меда нечистого; в-третьих, сама, при своих священнодействиях, постоянно употребляет мудрое произведение художницы-пчелы — воск — в церковных свечах. Наконец, надобно и то сказать, что Церковь с великой любовью и благоволением взирает и на птицу небесную, парящую в воздухе, и на пчелу, сидящую на цветке; она желает, чтобы мы учились у них многим добродетелям, которых сами не имеем. Так, птицы небесные по Евангелию ее и нашего Спасителя — великий урок для малодушных и маловерных. «Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Не вы ли паче лучши их есте?» (Мф. 6; 26). Пчела есть наставница благочиния, порядка, трудолюбия и строгая обличительница лености, нерадения и праздности. «Доколе, о лениве, лежиши?— вопрошает Церковь устами мудрого Соломона, — когда же от сна востанеши... иди ко пчеле, и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит! еяже трудов царие и простии во здравие употребляют, любима же есть всеми и славна; аще силою и немощна сущи, (но) премудростию почтена произведеся» (Притч. 6; 8,9). Будем благодарны и признательны матери нашей Церкви за ее великое попечение о нас; будем благоговейно пользоваться тем, что она освящает, назидаться тем, чем она желает вразумлять. И да не уподобимся тем нечестивцам, о коих сказано: «Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша. Увы, язык грешный...» (Ис. 1; 3-4). Аминь. (Из "Бесед " Я. К. Амфитеатрова) Оглавление 239. Дни седмицы Скажите мне, — говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, — скажите мне вы, приходящие в церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только Иудеям свойственно «дни смотрять» и различать; и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его: а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более — как на дни Пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается Агнец Божий и все Ему причащаются". Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу. И Святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне «вечер и заутра и полудне» (Пс. 54; 18); не только освящает молитвою вместе с Пророками и Апостолами, важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием. Седмица, по Уставу Церкви, начинается с вечера субботы. Такое счисление дня возводит мысль нашу чрез целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию... «бысть вечер, и бысть утро, день един» (Быт. 1; 5); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню Воскресения, и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотию во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия. Воспоминанию славного Воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня. Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге, как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия "Всемогущей, Животворящей и Светоначальной Святой Троице, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь, ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей" и в троичных каналах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого. Понедельник каждой седмицы посвящен воспоминанию Бесплотных Сил — может быть потому, что Ангелы сотворены были прежде всякой видимой твари. Ублажая их еженедельно в сей день благохвалениями, Святая Церковь воздает справедливую дань благодарения сим споспешникам нашего спасения, и ныне посылаемым в мир «за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1; 14). Она молит их, как непосредственно предстоящих Святой Троице", возносить пред Бога молитвы святых (Откр. 8; 3) и охранять верных "кровом крыл невещественныя своея славы". Во вторник Церковь совершает память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Многие из пророков, подобно Иоанну, предвозвестили пришествие Спасителя и славны были святой жизнью, многие так же положили душу свою за исповедание истины: но, по суду Самого Спасителя, «не воста врожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф. 11; 11)- Высокое достоинство его так выражает Церковь в одной из хвалебных стихир своих: "Проповедниче Христов и Крестителю, ангеле, апостоле, мучениче, Пророче, Предтече, свещниче, друже ближний, пророков печать, в рожденных пречестнейший, ходатаю ветхия и новые благодати, светлый Слова гласе, твоими ходатайствы молитвы исправи!" (стих, вечер, гл. 2). Вот почему память Крестителя Христова всегда была в глубоком уважении у христиан, которые еще в древности его же изображениями преимущественно любили украшать места молитвенных собраний своих и особенно крещальни. Вот почему и Святая Церковь уставила особый день для еженедельного чествования памяти святого Предтечи. Среда и пяток каждой седмицы посвящены воспоминанию страстей Христовых по древнейшему Апостольскому установлению. В правиле 69 святого Апостола говорится: "аще кто епископ, пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен". В постановлениях Апостольских изъясняется и самая причина поста в сии дни, которую так излагает святой Епифаний: "В среду и пяток пост до часа девятого, потому что в среду предан был Господь, а в пяток распят. Апостолы предали в сии дни совершать пост во исполнение того, что сказано: «егда отъимется от них жених, тогда постятся"». Благоговейно славословя Распятого за нас, Святая Церковь ублажает в сии дни и самое орудие нашего искупления — Животворящий Крест Господень, и прибавляет несколько стихир и песней в воспоминание Пресвятой Девы, сострадавшей распятому Господу (крестобогородичны). В четверток Церковь ублажает память святых Апостолов. Можно думать, что день сей назначен для прославления сих первых и великих провозвестников Евангелия потому, что он ознаменован в их жизни, и в истории Церкви двумя важными событиями: в четверг, перед страданием, Спаситель соединил Апостолов в горнице сионской, и среди сего Богоизбранного лика установил святейшее Таинство Причащения, дав им повеление и власть «сие творить в Его воспоминание»; в четверг же на Елеоне они получили из уст Господа окончательное утверждение в звании всемирных проповедников и учителей: «будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли» (Деян. 1; 8), и в след за тем прияли обетование от Ангелов и будущем славном пришествии Его на землю. Верные повелению своего Учителя, Апостолы пронесли имя Его до конец земли, ниспровергли идолов, очистили мир от языческих суеверий и основали церкви. Благодарная Церковь не находит слов, достаточных к выражению величия каждого из них: "Что тя именуем, Апостоле, — взывает она, — небо ли? яко славу исповедал еси Божию; звезду ли всех озаряющую? чашу, пиво святое изливающую? друга Христова блаженнейшаго, бесплотных сожителя"... (стих. Апост.). С памятью святых Апостолов она соединяет в четверток же воспоминание великого иерарха и чудотворца Николая, прославляя его пламенную ревность к вере и православию и ту многообразную помощь, которую являл он всем прибегавшим к ходатайству его, и которая соделала имя его общеизвестным и любезным для всех верных. Суббота посвящается воспоминанию всех святых, и в частности: мучеников, святителей и преподобных. Впрочем, святым мученикам ежедневно, за исключением воскресного дня, посвящается на вечерне несколько стихир и стихов из канона. Причина сего особенного усердия Церкви к мученикам заключается не только в глубоком уважении ее к памяти святых страстотерпцев, но, может быть, и в том, что места для общественного Богослужения издревле преимущественно устроялись при гробах святых мучеников. Суббота же назначается Церковью и для молитвенного воспоминания всех отшедших от мира братий. Для любви христианской, «крепкой аки смерть», не доставало бы лучшего утешения, если бы Церковь не имела особого дня в неделе для моления об усопших; и вот, каждую неделю в субботний день мы слышим молитвенные воздыхания ее к Богу об упокоении отшедших от нас собратий наших. Древнее благочестивое обыкновение посвящает субботу сверх того воспоминанию Преблагословенной Девы Марии. Впрочем, во все дни седмицы и на всех без исключения Богослужениях Церковь в честь Ее воспевает не только множество отдельных стихир на всех дневных службах, но и посвящает (на повечериях ежедневно) Ей целые каноны, как главнейшей Заступнице и Ходатаице христиан. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим в течение седмицы! Вот сколько указывает Она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! «Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей... терпением да течем на предлежащий нам подвиг» (Евр. 12; 1). (Из "Воскресного чтения", 1885) Оглавление 240. Наши оправдания «Никтоже может двема господинома работати» (Мф. 6; 24) Не два, а много владык над нами. Один у нас Господь на небе, а сколько владык на земле! Не говорим уже о наших страстях, которые, как владыки, повелевают нами и требуют от нас себе угождения: что значит наша служба, наши занятия домашние и общественные, самое звание наше — что такое, как не владыки, которые так или иначе заставляют нас жить и действовать? Не удивительно потому, что многие из нас говорят: "Что нам делать? Рады бы мы и Богу служить: кто не рад сему? Рады бы и молиться Ему: кто не хочет сего? Но увы! Долг службы, занятия домашние и общественные, самое звание наше не позволяют нам исполнять желание сердца. Иное дело — иноки, отшельники: для них мир как бы не существует; им только и дела — служение Богу, а нам много ли остается времени и досуга для служения Богу?" Что же? Ужели в самом деле звание наше, какого бы рода оно ни было, может препятствовать служению Богу? Ужели только одни иноки могут свободно служить Господу? Сохрани нас, Боже, от подобных мыслей!.. "Мы и рады бы,— говорят люди простые, — служить Богу, да не можем: рады бы мы знать волю Божию, но мы люди темные, не можем разуметь Писания; рады бы ходить на службу Божию, но работы, которыми мы живем и питаемся, не дают нам на то времени; рады бы и молиться Богу, но хребет наш после трудов дневных и наклониться не может. С утра До ночи мы на поле, с утра до ночи работаем — когда же нам служить Богу, когда нам молиться"? Высказывается как будто правда, и сердце как будто успокаивается, но эта правда — ложь, этот покой — хуже беспокойства! Ужели правда, будто одним только ученым и премудрым дано ведать волю Божию? — Нет! «...исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, — говорит Спаситель, — яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Лк. 10; 21). Посморите на святых апостолов: все они были мужи простые и некнижные, и однако ж кто лучше их понимал волю Божию? Пастыри Вифлеемские тоже были люди неграмотные, и однако ж они прежде всех премудрых мира успели поклониться лежавшему в яслях Младенцу Иисусу и узнать в Нем обетованного Мессию. Итак, грешно нам, братие, говорить: "Где нам знать волю Божию? Мы люди темные". На что ж у нас совесть? На что и служители алтаря Господня, назначенные для возвещения воли Божией? Внимайте, братия, своей совести — и вы узнаете волю Божию; обращайтесь чаще с вопросами к служителям престола Божия — и вы узнаете волю Божию; молитесь чаще и усерднее Подателю всякой мудрости — и вы узнаете волю Божию. "Мы и рады бы ходить в церковь на службу Божию, да работы наши не дают нам на то времени". Итак, мы дорожим нашими работами, потому что ими поддерживается жизнь наша телесная; но «не душа ли болши есть пищи...» (Мф. 6; 25)? Мы не имеем досуга каждый день посещать храм Божий, но Господь этого и не требует от нас: «шесть дней делай, — говорит Он, — и сотвориши в них вся дела твоя: день же седмый суббота», а у нас новозаветных чад Церкви — воскресенье – «Господу Богу твоему». А сколько в году праздников, сколько воскресных дней! О, если б хотя только сии святые дни неопустительно проводить нам во храме Божием должным образом!.. И это с нашей стороны немалая была бы жертва и служение Богу... "Рады бы мы, — говорят иные, — и молиться Богу, но хребет наш после дневных трудов и поклониться не может". Так-то всегда бывает у нас! Нужно добыть нам пищу — и хребет наш легко наклоняется; а нужно Богу молиться — он и наклониться не может. Нужды-то наши телесные, видно, все впереди нужд духовных... Но если хребет наш или колени от усталости не хотят послужить Богу, будем, по крайней мере, работы наши начинать с благословением Божиим, продолжать с благочестивыми чувствами, оканчивать с благодарною к Богу молитвой; тогда и работа наша будет вместе приятным служением Богу. Или и это для нас тяжело? Но, скажите, ужели ж ум наш во время работ ни о чем не мыслит? Ужели и язык наш остается совсем неподвижным? Никто сего не скажет. А если уста наши без усталости празднословят, а во время молитвы чуть движутся, что тому причиной? Итак, сами мы виновны в том, что не служим Богу каждый в своем звании и состоянии. "С утра до ночи, — говорят, — мы на поле, с утра до ночи работаем: когда ж нам молиться, когда служить Богу?" Тут-то и случай молиться, тут-то и случай служить. Давно сказано, что праздность есть мать всех пороков; а когда мы в трудах и занятиях, — тут уж мало места пороку; а когда труды свои освящаем еще и молитвою и благочестивыми размышлениями, то что такое работа наша, как не служение Богу? Кто был святой Антоний Великий? Самый строгий подвижник пустыннической жизни. А он служил Богу и плел корзины. Кто был святой апостол Павел? Самый ревностный благовестник Христов. А он служил Богу и делал палатки. Кто был святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы? Воспитатель Самого Спасителя. А он служил Богу и занимался древоделием... Можно даже есть и пить во славу Божию (1 Кор. 10; 31). Как же можно думать, будто работы, приличные нашему званию, могут мешать служению Богу? Только плоть наша ленивая может внушить подобную мысль: «...иди за мною, сатано, — скажем ей в ответ, — соблазн ми еси: яко не мыслиши яже (суть) Божия, но человеческая» (Мф. 16; 23). "Мы бы не прочь послужить Богу, — говорят другие, — да куда же нам деваться с ежедневными заботами и хлопотами? У нас их так много, что нам некогда даже и подумать о служении Богу". И опять плоть ленивая, а не сердце чистое может высказывать подобные мысли. У нас так много занятий, что нам некогда и подумать о служении Богу... Вот, Боже наш, до чего мы дожили!... Ты послужил для нас, приняв на Себе зрак раба, послужил до кровавого пота, до самой смерти. Ты и доныне подаешь «...нам вся обильно в наслаждение» (1 Тим. 6; 17), а нам, рабам Твоим, нам недосуг стало и послужить Тебе!... Нет, возлюбленные, пусть все дела наши предпринимаются с доброй целью, совершаются честно и добросовестно и освящаются молитвой, тогда и на мысль нам не придет сказать: "Нам некогда и подумать о служении Богу"; тогда и самый труд наш земной будет служением для неба. И богатство не может помешать нам служить Господу Богу, если только мы сами захотим... Много ли из нас найдется таких богатых людей, каков был святой праотец наш Авраам? А он целую жизнь был богат, и целую жизнь служил Богу. Как же это было? Во всех действиях своих он показывал, что Господь посылает ему сокровища для того, чтобы питать нищих, помогать бедным, защищать сирот; целые дни сидел он при дверях своей палатки, в сладкой надежде принять к себе странника, осчастливить несчастного. И целую жизнь таким образом был богат, и целую жизнь служил Богу. Итак, смотрите: у Авраама богатство и у Иуды — золото; но первый с богатством восходит на небо, последний с золотом падает в бездну ада... Что же мешает и нам подражать Аврааму? Итак, богатство для христианина — не препятствие, а прекрасное средство служить Богу. Точно так же и всякая служба общественная нисколько не препятствует служить Богу, иначе Спаситель и не сказал бы: «воздадите убо кесарева кесаревы, и Божия Богови» (Мф. 22; 21). Славен был Давид, велик Езекия, знатны были и древние христианские благочестивые цари и князья, как Константин Великий и наши Владимир равноапостольный, Александр Невский, — и однако ж ни бремя государственных занятий, ни блеск двора — ничто не могло препятствовать им открыто служить Богу и молиться Ему... Прекрасные они были граждане на земле: прекрасные теперь граждане на небе! Так, братие, должно быть и с каждым из нас. Звание наше, какого бы рода оно ни было, с тем и дается нам Господом на земле, чтобы мы чрез него достигли звания Небесного. Господи, помоги нашей немощи! Сам Всесильный, дай нам силы, чтобы мы, служа царю земному, служили и Тебе, Царю Небесному, и несли звание земное так, чтобы чрез него достигали звания Небесного. Аминь. (Из книги "Минуты пастырского досуга") Оглавление 241. «Я буду судить вас ... каждого по путям его» (Иез. 33; 20) Говорит Господь во святом Своем Евангелии: "И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему"... И если найдет их так, то блаженны рабы те. "Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы, и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы; ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий". Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет... не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными (Лк. 12; 36-40, 42-46), с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 24; 51)... Это значит: в чем застанет, в том и судить будет! Застанет Господь человека в покаянии, и милостив будет суд Его; застанет во грехе, и судить будет как грешника... «и беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои, — вещает Он чрез пророка, — и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» (Иез. 18; 21). «Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, — он будет жив» (33; 16). Таков закон милосердия небесного! — Но "и праведник, если отступит от правды своей и поступит беззаконно, и он умрет, то он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он (3; 20). За беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет" (18; 24). Таков закон природы Божией! — "Праведность праведного не спасет в день преступления его", если в сей день будет он восхищен на суд Божий; "и беззаконник не падет в день обращения от беззакония своего", если час смертный застанет его в покаянии (33; 12). "Так говорит Господь Бог! Кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай" (3; 27). Так, возлюбленные, говорит Господь, так и делает. Милосерд Он к кающимся грешникам: только начни, только сделай первый шаг на пути к покаянию, и Он, как любящий отец, Сам выйдет к тебе навстречу, Сам откроет тебе Свои отеческие объятия, и не помянет грехов твоих... Нужно только, чтобы ты от всего сердца возненавидел грех, от всей души воззвал к Отцу Небесному: «Отче; согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой...» Нужно, чтобы твое покаяние было нераскаянно (2 Кор. 7; 10) — неизменно, бесповоротно!.. И тогда блажен будешь, если бы даже застал тебя час смертный в слезах покаяния, — верно слово Господа: и не помянутся грехи твои! Вот что рассказывается об обращении Таисии Александрийской: это была дочь богатых и добрых родителей. Оставшись по кончине их круглою сиротой, она обратила свой дом в приют для странников. Особенно находили у нее покой иноки из пустыни Скитской, посылаемые старцами по разным нуждам в город. Так принимала она немалое время с щедрою любовью пустынных подвижников. Наконец средства ее истощились. Пришлось самой знакомиться с нуждой и горькой нищетою. К несчастию, в это время она сошлась с дурными людьми, и, потеряв невинность, предалась порочной жизни. Узнали о том старцы пустынные и много горевали о бедной девушке. В общем собрании они сказали преподобному Иоанну Колову: "Сестра наша Таисия, которая, бывало, много благотворила нам, как слышно, живет теперь худо; потрудись, авва, побывать у ней; поговори с нею, не придет ли она в себя. А мы здесь помолимся Богу с постом, чтобы Он помог тебе в этом". Авва отправился. Прибыв в дом Таисии, он постучался у ворот; на его стук вышла старая прислужница. "Скажи своей госпоже, — сказал Иоанн, — что мне нужно видеться с нею". — "Вы, монахи, совсем объели и обобрали ее", — с гневом отвечала старуха. Старец кротко на это сказал ей: "Доложи госпоже, что я могу доставить ей хорошие вещи". Та доложила. "Хорошо, — сказала Таисия, — пусть войдет. Иноки часто ходят по берегу Красного моря, и им попадаются дорогие вещи, жемчуг, каменья"... Старец вошел. Он тихо сел подле Таисии и, взглянув на нее, залился слезами... "О чем ты плачешь, авва?" — тревожно спросила Таисия. "Вижу, — отвечал авва, — как сатана играет на щеках твоих и в очах твоих; как же мне не плакать? И чем тебя огорчил Господь наш Иисус Христос, твой бессмертный Жених, что ты оставила Его и обратилась к сатане?.." Как стрелы огненные поразили ее сердце слова пустынника; ей тут же опротивела греховная жизнь, она глубоко вздохнула и сквозь слезы сказала старцу: "А есть ли покаяние для таких грешниц, как я?" — "Есть, — отвечал авва, — Бог не хочет смерти грешника и всегда готов принять его покаяние; ручаюсь тебе, что если и ты покаешься, Он не помянет грехов твоих..." — "Так веди же меня, куда знаешь: я хочу покаяться!" — сказала Таисия. И она встала, и немедля пошла за аввою. А тот, идя впереди, Удивлялся и помышлял: вот как бросила все за один раз! Не сделала никакого распоряжения и о доме! К вечеру достигли они пустыни. Старец устроил для Таисии постель из песку и, осенив ее знамением креста, сказал: "Спи спокойно, да покроет тебя благодать Божия". А сам отошел в сторону, и, помолившись, лег на песок и заснул. В полночь он пробуждается и видит — какой-то светлый путь идет от ложа Таисии прямо к небу, и ангелы возносят ее душу... Встает старец с пустынного ложа, подходит к Таисии, и толкает ее. Но душа ее была уже у Бога! — В трепете старец пал на землю и горячо молил Господа открыть ему волю Свою. И вот он слышит голос: "И один час покаяния Таисии принят Господом, и принят лучше, чем долгое, но ...неискреннее покаяние многих других"... Блаженна, братия, сия святая дева, которую час смертный застал на пути покаяния! Видно горячо было это покаяние, когда Господь явил ей такую великую милость! Блаженны и все те, кого смерть застает в добром деле, в добром подвиге, или на молитве, как заставала она многих подвижников святых, как застала нашего пустынножителя Саровского, старца Серафима, или же в трудах смирения, покаяния, в мире с Богом, с ближними и со своею совестью. Но горе тому, кого застанет он в греховной беспечности! Страшен суд Божий и для праведника: и «праведник, - сказано, едва спасается на сем суде, а нечестивый и грешный где явится» (1 Пет. 4; 18)? С чем и как предстанет пред всевидящие очи Судии нелицеприятного? — Что, друга мои, если час смертный застанет нас неготовыми? Ведь смерть не будет ждать нас, пока мы покаемся; она не даст ни часу, ни минуты на покаяние, и может быть завтра, может быть сегодня, сейчас, сию минуту перестанет биться наше грешное сердце, и пред нами откроется страшная дверь вечности, а за нею ждет нас Судия помышлений сердечных, и в чем застанет Он нас, в том и судить будет!.. Убоимся, братие, сего суда страшного, и будем память о нем всегда носить с собою, в своем сердце; будем просить о том Господа: «Господи! даждь ми память смертную!» Кто боится внезапной смерти, тот всегда о ней помнит; а кто о ней помнит, того Бог от нее избавит. Так говорят отцы святые подвижники. Оглавление 242. Слава долготерпению Твоему, Господи! Грех — это такое великое зло, которое (говоря по-человечески) затрудняет и Самого Господа Бога: «слышите, доме Давидов», так взывал некогда Пророк Исаия нечестивому царю Иудейскому Ахазу и его советникам: «еда мало вам есть труд даяти человеком, и како даете Господеви труд?» (Ис. 7; 13). Другими словами, ужели для вас не довольно того, что вы утруждаете бедных людей тяжкими работами, без милосердия на них возлагаемыми, и разными обидами и притеснениями? Как это вы не боитесь утруждать еще и Бога Самого вашими неправдами и беззакониями? — Милуя грешника, Бог как бы побеждает Самого Себя. Его правосудие побуждает Его казнить грешника тотчас же, во время самого греха, а Его человеколюбие и милосердие удерживает руку правосудия Его, и милует грешника, долготерпит, ждет его обращения. Правосудие Божие возгорается гневом на беззаконника, а милосердие утоляет сей гнев, заступается за грешника, и склоняет Бога на милость. Божие правосудие изощряет меч, чтобы казнить согрешающего, а милосердие готовит ему врачевство для исцеления его ран душевных. Правосудие Божие готово раскрыть пред грешником геенну огненную, а милосердие открывает пред лицем Отца Небесного язвы Христовы, которые понес Он ради нас на Своих руках, ногах, и в прободенном ребре... вот как утруждает Себя Бог, побеждая Свой праведный гнев Своим милосердием! И поистине дивно это Божие долготерпение, как Он, Всесвятой, терпит грешнику и не губит его со беззакониями его в тот самый час, когда грешник совершает свой скверный грех! Слава долготерпению Его и милосердию Его бесконечному! — Долготерпит Бог грешнику, но, если грешник не кается, его ожидает страшная казнь божия. (Лет. ч. I; с. 180182). — Страшное слово изрек некогда Господь Своему избраннику Авраму об аммореянах! "Еще не наполнилась мера грехов Аммореев доселе" (Быт. 15; 16). Это значит: Бог попускал им впадать в самые тяжкие грехи, но и готовил им за то бесконечные муки во аде... Какие же это грехи, за которые погибли аммореи и телом и душою? По свидетельству святого Пророка Моисея это были: идолослужение, доходившее до того, что они приносили в жертву идолам своих детей; — притеснение убогих и кровопролитие, и наконец — их блудные грехи, о которых не только говорить, но и вспомнить мерзостно... Сими-то грехами они и наполнили себе чашу гнева Божия, которую теперь пьют во аде, и будут пить в бесконечные веки... Нет ли, братие, и между нами, Христианами, подобных грехов? — Правда, у нас нет идолов; но наши страсти греховные — разве не те же идолы, которым мы отдаем на жертву свою душу единородную, не страшась предавать ее геенне, из-за минутного греховного наслаждения? А разные неправды наши — кто изочтет? А в нечистотах блудных, о коих и писать стыдно, разве не уподобляются иные нынешние Христиане древним оным язычникам? Еще удивляться нужно, как таковых не постигает внезапно страшная казнь Божия, как древле постигла Содом и Гоморру! Но еще терпит Господь, —терпит, ожидая, когда грешники обратятся к покаянию, или же наполнят меру грехов своих, как сказал Ангел святому Апостолу Иоанну Богослову: «время близ есть: обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще...» (Откр. 22; 10,11). А если между нами творятся такие беззакония, то чего нам ждать от правосудия Божия? Не того же ли, что постигло Аммореев и Содомские города? Но отраднее будет язычникам, «отраднее будет, - по слову Самого Христа Господа, - земле Содомской и Гоморрской в день судный», нежели нам — Христианам! (Мф. 10; 15). Ведь те — ни Бога не знали, ни казни за грехи, ни награды за добродетели себе не ожидали; а мы хвалимся, что и Бога знаем, и о муках вечных, ожидающих грешников нераскаянных слышали, и в блаженство праведных веруем, и при всем этом бесстрашно дерзаем творить все те Богу противные дела, какие творили язычники... Как же после сего предстанем мы страшному судищу Христову? Какой приговор услышим из уст его?... (Лет. Ч. II, с. 51-53).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.