0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 10
ГОСТЬ: 10
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (48)
214. Псалом крестных скорбей Христовых. Изложение псалма 21 Скорбит, тяжко, глубоко скорбит венценосный пророк Давид, но не своей скорбью: он духом провидит крестные страдания своего Божественного Потомка — Христа Спасителя, и вот святая душа Богоотца, пророка, как будто на себе испытывает все ужасные муки Распятого, и эти муки, эти страдания изображает в дивном псалме, начало которого Господь Иисус Христос повторил со креста... Когда подумаешь, что этот псалом написан за тысячу с лишним лет до описанных в нем страданий Христовых, то невольно в благоговении повторишь богомудрое слово брата Господня Иакова: «Разумна от века суть Богови вся дела Его!» (Деян. 15; 18). Вот изложение этого пророческого псалма, который как будто и писан-то был у самого креста. «Или, Или! лама савахвани!» (Мф. 27; 46). «Боже, Боже Мой! вонми Ми», услыши Меня: почто отвратил Ты лицо Свое от Меня? Тяжело Мне, Отче Праведный, быть в разлуке с Тобой, изнывает душа Моя: «вскую оставил Мя еси?» почто оставил Ты без Божественной помощи Мою природу человеческую? Почто предал ее на крестные муки? Страх смертный смущает душу Мою, изнемогает телесный состав Мой, — дух Мой бодр, но плоть немощна!... Ты ведаешь, Боже Мой, что Сам Я греха не сотворил; чужие грехи, грехи всех людей Я взял на Себя, и вот они теперь удаляют от Меня помощь Твою: «далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих» (людских), которые стали теперь Моими! Я не могу освободиться от страданий за «них... Боже Мой!» к Тебе я взываю, не умолкая среди нестерпимых страданий, «воззову во дни, и не услышиши» (как будто не слышишь), зову «и в нощи», и нет Мне облегчения, нет покоя!.. Правда, Я знаю, что это нужно для спасения людей; но Боже Мой! Ты ведаешь, как нестерпимы скорби Мои, Ты знаешь невинность Мою, и потому не вменишь «в безумие Мне» эту скорбную молитву Мою... С высоты небес Ты зришь на Меня, «Ты же во Святем», в небесном святилище, «живеши, хвало Израилева!» Ты всегда был защитником невинных страдальцев. «На Тя уповаша» (на Тебя надеялись) «отцы наши» (Мои по плоти праотцы, патриархи и пророки), «уповаша и избавил еси я. К Тебе воззваша» в день лют, «и спасошася; на Тя уповаша, и не постыдешася». Им подражаю и Я, будучи подобен им по-человечеству; и Я на Тебя уповаю, к Тебе вопию в скорби Моей. Но Ты не слышишь вопля Моего, и вот Я поруган, умален паче всех сынов человеческих... «Аз же есмь червь», червь безпомощный, «а не человек»; во Мне видят одно «поношение», посмешище «человеков», не верующих истине, «и уничижение людей», исполненных грехов!... «Вси видящие Мя» в таком уничижении, вознесенного на крест, «поругашамися (ругаются надо Мною), глаголаша устнами» поносные речи, покиваша главою, со злорадной насмешкой говоря: «упова на Господа, да избавит Он теперь Его, да спасет Его, яко» — ибо Сам Он говорил, что Бог «хощет Его» — благоволит к Нему (Мф. 27; 39). Да, Я с самого рождения уповал на Тебя, «яко Ты еси исторгий Мя» — Ты чудесно извел Меня из чрева девственного, Ты — «упование Мое» с раннего детства, «от сосцу Матере Моея»; с самого зачатия Моего Ты не оставлял Меня Своим Отеческим попечением. «К Тебе привержен есмь от ложесн» — на Тебя оставлен Я с рождения, ибо не было у Меня земного отца; «от чрева Матере Моея Бог Мой еси Ты! Да не отступиши» — не удаляйся же и теперь «от Мене», ибо Сам видишь, в каком Я крайне бедственном положении —«яко скорбь близ», надеяться Мне не на кого — «яко несть помогаяй Ми». Ближние Мои, ученики Мои, по немощи своей оставили Меня; вместо них «обыдоша Мя» (обступили Меня) «тельцы мнози» — толпы народные, «юнцы тучнии» (свирепые иудейские первосвященники и книжники) «одержаша Мя» (со всех сторон окружили Меня). «Отверзоша на Мя уста Своя», как звери алчные, «яко лев восхищали» добычу свою и страшно «рыкаяй»: с нетерпением они ждут Моего конца. «Яко вода излияхся», как вода пролитая исчезает жизнь Моя, «и разсыпашася» — исторгнуты крестом из мест своих, вывихнуты «вся кости Моя, бысть сердце Мое яко воск, таяй от» пламени страданий «посреде чрева» — внутри телесного «Моего» состава. «Изсше яко скудель», иссохла как обожженный черепок, от огня скорбей лютых «крепость Моя» — Моя сила телесная... Нестерпимая жажда от потери крови страшно мучит Меня, «и язык Мой» иссох — «прильпе гортани Моему», и вот близка смерть Моя, Я вижу уже, что «в персть смерти», в прах смертный, в могилу «свел Мя еси... Яко обыдоша Мя» (напали на Меня) «пси мнози» (палачи, языческие воины), «сонм» (скопище) «лукавых» иудеев «одержаша Мя» (обступило Меня). Ископаша (гвоздями пронзили) «руце Мои и нозе Мои», обнажили, растянули Меня на кресте так, что можно стало пересчитать — «исчетоша вся кости Моя», тии же вместо того, чтобы закрыть глаза из сострадания, «смотриша» — с наслаждением смотрят на Мои мучения как на приятное зрелище, «и презреша Мя», смеются надо Мной. «Разделиша» верхние «ризы Моя себе», и о нижней «одежди Моей» нешвенной «меташа жребий». Так все покинули, все оставили Меня; «Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене; на заступление Мое вонми» — поспеши! Не прошу избавления от смерти телесной. «Избави от» врагов Моих — этого «оружия» диавольского «душу Мою, и из руки песии (из рук нечестивых язычников) Единородную», одинокую и беспомощную «Мою... Спаси Мя от уст Львовых» (от иудеев жестоких) «и от рог единорожь» (от их гордых вождей и начальников) «смирение Мое». Я знаю, что Ты не оставишь души моей во аде; Ты не попустишь меня видеть нетление; Я востану из гроба и тогда «повем имя Твое» — превожделенное имя Отца — «братии Моей» (апостолам и всем верующим — чадам Твоим по благодати), «посреде церкве», Мною созданной, «воспою Тя. Боящиися Господа», вы, уверовавшие в Меня из народов языческих! «восхвалите Его, все семя Иаковле (верующие из народа избранного), прославите Его. Да убоится же от Него», да устрашится гнева Его на нераскаянных грешников, «все семя Израилево», все те, кто еще упорствует и не хочет уверовать в Меня. «Яко не уничижи» — вот Он не презрел, «ниже негодова» — не отверг «молитвы нищаго» (скорби страждущего), «ниже отврати лице Свое от Мене», не оставил Мое человечество без отеческого Своего попечения, «и егда воззвах к Нему, услыша Мя. От Тебе похвала Моя» — Ты прославляешь Меня, посему и Я в «Церкви велицей (вселенской), исповемся Тебе» — прославлю Тебя, и тогда «молитвы Моя воздам» — исполню обеты Мои, принесу жертву благодарственную «пред боящимися Его». И напитаю этой жертвой, этой таинственной пищей всех, в Меня верующих: «ядят убозии» — нищие духом от трапезы Моей вкушают Тело и Кровь Мою, «и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии» — ищущие Его всем сердцем; «жива будут сердца» — души «их в век века». Тогда уничтожится разделение между народом избранным и язычниками; тогда “помянутся» забывшие Бога язычники, «и обратятся ко Господу вси концы земли», и познают Его, «и поклонятся пред Ним вся отечествия язык» — все племена и народы. И это будет, это непременно совершится, «яко Господне есть Царствие», Он един есть истинный Бог всех народов, «и Той (един) обладает языки». «Ядоша» — вкусили от трапезы Моей, «и поклонишася еси тучнии земли (все цари и вельможи), пред Ним припадут еси низходящии в землю», все смертные сыны Адамовы. «И душа Моя Тому (единому) живет», Ему единому повинуется. «И семя Мое» — Мои дети по вере и благодати, всякий истинно в Меня верующий «поработает Ему; возвестит о себе Господеви», обратится ко Господу и соделается любезным «Ему род грядущий», род христианский. «И возвестят» апостолы Мои и пастыри Церкви «правду Его» — оправдание верой в Меня людем в Таинстве Крещения «рождшымся», возвестят будущим христианским поколениям все дивные дела, «яже сотвори Господь». Оглавление 215. Сошествие Христа Спасителя во ад До крестной смерти Господа Иисуса Христа все души умерших людей, и праведных и грешных, по смерти их сходили во ад. Правда, души праведных не терпели там той бедственной участи, какой подвергались души людей грешных; однако же и праведники не имели сил вырваться из страшной темницы духов, и вознестись в светлое небо, к престолу Божию: врата небесные для всех были еще заключены. Но вот пришел на землю Христос Спаситель. Он пострадал и умер на кресте. Его пречистое тело еще оставалось во гробе, в саду Иосифа Аримафейского, а дух Его был уже во аде. "Христос Бог, — говорит один древний учитель Церкви, — умерев как человек, и будучи погребен, по Писаниям, исполнил и тот закон, что, подобно всем людям умиравшим, сошел во ад, и прежде чем восшел на высоту небес, Он нисшел в преисподняя земли, чтобы там со делать спутниками Себе патриархов и пророков". "Проникнув во ад, — говорит святой Кассиан, — Христос сиянием Своей славы рассеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медные врата, сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвел с Собой на небеса". — "Ад, по слову святителя Иоанна Златоуста, был пленен Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан". — "Нисходит Господь в преисподняя земли, — рассуждает святой Ириней, — благовествует и там пришествие Свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, а уверовали в Него все ожидавшие Его, то есть все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи". Прекрасно изображено сошествие Спасителя во ад Святой Церковью в песнопениях Великой Субботы. "Послушав, Слове, Отца Твоего, — воспевает она, — на землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси, ищай. Ужасеся ад, Спасе, зря Тя Жизнодавца богатство онаго упраздняюща, и яже от века мертвыя возставляюща. О радости оныя, о многия сладости, ихже во аде наполнил еси, во днах мрачных свет возсияв. Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе!" В час полуночи, как говорит одно древнее сказание, проник в те мрачные места и воссиял свет как бы солнца и все души праведных осветились и увидели друг друга. И тотчас Авраам с патриархами и пророками радостно сказали друг другу: это свет от великого света... И вдруг подобно грому раздался громкий голос: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы!...» И отвечал ад и сказал: «Кто есть сей Царь славы?» И отвечали Силы Небесные: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани!» (Пс. 23; 10). И вместе с этим словом врата медные сокрушились, и железные запоры сломались, и все связанные мертвые разрешились от уз... И вошел Царь славы, и все темницы ада просветились. И повелел Он Ангелам связать сатану, потом простер десницу Свою и воздвиг праотца Адама; и, обратясь к прочим, сказал: "Идите со Мною все, умерщвленные древом, от которого вкусил Адам; вот, Я всех вас воскрешаю древом креста". И благословив Адама и всех пророков и праведных знамением креста на челе их, Он повел их из ада. Когда же Он восходил оттуда, блаженные праотцы воспевали: «Благословен Грядый во имя Господне, аллилуйи!..». Оглавление Проповедь Христа Спасителя во аде Что ныне безмолвия много на земле? Что-то безмолвия много, и молчания много? Безмолвия много, ибо Царь спит. Земля убоялась и замолкла, потому что Бог во плоти уснул. Бог во плоти уснул, — и ад ужаснулся. Бог на малое время уснул, — и спящих издревле, от Адама, воскресил. Сошел Бог солнце Христос под землю, — и грозная тьма простерлась над Иудеей. Ныне спасение сущим на земли, и от века сущим под землею, ныне спасение всему миру — и видимому, и невидимому. Ныне сугубое пришествие Христово, сугубое промышление, сугубое человеком посещение: Бог приходит с небеси на землю, с земли под землю. Врата адова отверзаются, — и вы, спящие от века, радуйтеся; «седящий во тме... и сени смертней... свет велий возсия им» (Мф. 4; 16): с рабами — Господь; с мертвыми — Бог; с умершими — Жизнь; с находящимися во тьме — Свет невечерний; с пленными — Освободитель; с преисподними — Сый превыше небес... Христос между мертвыми: снидем туда с Ним, да познаем тайны, какие там; да познаем тайну Божию под землей, и разумеем чудеса Господа, да научимся, какую благовествует Он проповедь сущим во аде; и что со властью повелевает связанным. "Изыдите, — вещает, — сущии во тьме, просветитеся; изыдите, и востаните лежащии! И тебе повелеваю, Адаме: востани спяй, ибо Я не для того сотворил тебя, чтобы ты остался связанным во аде, воскресни от мертвых, ибо Я — живот человеков и воскресение создания Моего, воскресни лик, бывший по образу Моему: встань, иди отсюда, ибо ты во Мне, и Я в тебе — один и неразделимый образ есмы. Для тебя Бог твой был сын твой. Для тебя Я, Господь твой, принял образ раба. Для тебя Сущий превыше небес, Я пришел на землю, и под землю. Для тебя Я стал человеком, был предан и распят. Рассмотри поруганное лицо Мое, удары на ланитах Моих, которым Я подвергся для того, чтобы твой испортившийся вид исправить по первобытному образцу. Рассмотри язвы на раменах Моих, — язвы, принятые Мною для того, чтобы истребить бремя грехов твоих, лежавшее на раменах Моих. Посмотри на пригвожденные руки Мои, которые простер Я на древе из-за тебя, несчастно простершего руки свои к древу... В шестой день было твое осуждение; в шестой же день Я совершил служение Свое, и отверз рай; вкусил желчи, дабы исцелить тебя от снеди оной; вкусил оцта, дабы сокрушить желчную и лютую чашу твоей смерти. Напоен был губою, дабы омыть рукописание грехов твоих; приял трость, дабы подписать свободу роду человеческому. Уснул на кресте, и был прободен в ребро: Мое ребро исцелило болезнь твоего рода, и Мой сон изведет тебя от сна смертного. Восстань же и изыди отсюда: прежде Я вывел тебя из рая земного, теперь помещу тебя уже не в Едеме, а на престоле Небесном; прежде возбранил древо жизни, теперь Я весь всего Себя предлагаю тебе в живот твой; тогда повелел Херувиму рабски стрещи тебя; теперь сделаю то, что Херувимы будут служить тебе. Ты скрылся от Бога, как нагой, но вот теперь ты скрыл в себе Бога нага. Ты облекся в постыдную ризу кожаную, но вот и Бог твой облекся в плотскую кровавую одежду... Итак восстаньте, идите отсюда, от тления — в нетление, от смерти — в жизнь! Восстаньте, идите отсюда, из тьмы — в вечный свет, от страданий — к веселью! Восстаньте, идите отсюда, из рабства — в свободу, из темницы — в горний Иерусалим, от уз — к Богу, из-под земли — на небо; ибо Я для того умер и воскрес, да обладаю живыми и мертвыми. Восстаньте же, и идите; ибо Отец Небесный приемлет овча погибшее; Ангельские сонмы ждут своего сожителя Адама: когда-то он воскреснет, когда воздвигнется, и приидет к Богу..." Так воскресает Адам, воскресает Ева, — и многие телеса усопших от века святых восстали, проповедуя тридневное Господне пришествие. Да встретим оное светло, и узрим, и обымем, с Ангелами ликуя, с Архангелами празднуя праздник воскресившему нас Христу. Аминь. (Из слова святителя Епифания, епископа Кипрского) Оглавление 216. Пасхальное слово святителя Иоанна Златоуста Кто благочестив и благолюбив? Да насладится ныне этим святым и светлым торжеством! (Лк. 14; 17). Кто раб благоразумный? Да внидет с радостью в радость Господа своего! (Мф. 25; 21). Кто потрудился среди поста? Да приимет ныне динарий! (Мф. 20; 13). Кто работал с первого часа? Пусть получит всю должную плату! Кто пришел и после третьего часа? Благодари и веселись! Кто успел прийти после шестого часа, пусть не беспокоится; ибо ничего не лишится. Если бы ты замедлил и до девятого часа, то приступи без всякого опасения. Когда бы даже иной успел прийти только в одиннадцатый час, то и такой — да не страшится своего замедления. Ибо Домовладыка наш любочестив и щедр: приемлет и последнего как первого, успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. Он и о первом печется, и о последнем милосердствует, и тому дает, и этому дарует; о делах радуется, но и намерения с любовью приемлет; действию воздает всю должную честь, но и доброе расположение хвалит. Итак, все, все войдите в радость Господа нашего! Первые и последние — получите награду! Богатые и бедные — ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые — почтите настоящий день! Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным! Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность, ибо для всех настало Царствие. Никто не плачь о грехах своих, ибо из гроба всем воссияло прощение. Никто не страшись смерти, ибо от нее освободила всех нас смерть нашего Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад — и огорчил того, который коснулся Его плоти. Давно предузнав об этом, пророк Исаия воскликнул: «ад доле огорчися, срет Тя» в преисподних своих (Ис. 14; 9). Огорчился он, ибо опустошен. Огорчился, ибо посрамлен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, поелику весь сокрушен. Огорчился, поелику весь связан. Взял плоть, а нашел (в ней) Бога! Взял землю, а нашел в ней небо! Взял то, что видел; а подвергся тому, чего и не ожидал! «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа!» (1 Кор. 15; 55). Христос воскрес: и ты — низложился! Христос воскрес, — и пали демоны! Христос воскрес, — и радуются Ангелы! Христос воскрес, — и водворяется жизнь! Воскрес Христос, — и нет ни одного мертвого во гробе! Ибо Христос, воскресший из мертвых, «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15; 20). Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Оглавление Как проводить Пасхальные дни? Христос воскресе! Благодарим Тебя, Господи, что Ты сподобил нас, грешных, достигнута поклонитися Святому Твоему Воскресению! Нынешний день есть день особенного веселья, особенной радости; нет у нас праздника веселее и радостнее настоящего. «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь» (Пс. 117; 24). И с каким желанием все ожидают его, с каким приятным беспокойством приготовляются к нему, с каким удовольствием друг друга приветствуют при наступлении его! При слове — Христос воскресе — мы и сами как бы воскресаем, душа оживает, сердце восхищается. Да, этот праздник для того и установлен, чтобы мы радовались и веселились. Но насколько прилично ныне радоваться, настолько же необходимо ныне и вести себя свято: грешно, можно сказать, ныне на радоваться, — так велик для нас нынешний праздник; вдвойне грешно ныне грешить, — так святы нынешние дни. Как же нам сделать, чтобы мы в настоящий праздник и веселились, и не грешили? Как свет и теплота исходят на землю от солнца, так святость и веселье изливаются на нынешний праздник от Иисуса Христа. Воспоминай же о Иисусе Христе, воспоминай непрестанно, относи все к Нему, делай все для Него, смотри во всем на Него, да будет Иисус Христос во весь праздник с тобой и пред тобой; и ты будешь праздновать и свято, и в радости. Если тебе придут на ум греховные помыслы, то скажи им: ради Иисуса Христа не хочу я заниматься вами. Если придет тебе на ум что-нибудь доброе, скажи себе самому: сделаю я это ради Иисуса Христа. Если тебя что-нибудь порадует, то говори: буду радоваться ради Иисуса Христа. Если скорбь мирская будет тяготить тебя, то скажи ей: не хочу иметь скорбь такую ради Иисуса Христа. Если ты несчастен, беден, одинок, огорчен, обижен, то говори: забуду все это, стану радоваться, веселиться ради Иисуса Христа. Если ты согрешишь в чем-нибудь... но нет, не греши, ради Иисуса Христа не греши, не оскверняй Святого Праздника. Так решись веселиться и вести себя ради Иисуса Христа; тогда Иисус Христос сохранит тебя от грехов и даст сердцу твоему веселье. Делай все для Иисуса Христа, и Иисус Христос сделает все для тебя. Но если и при всем том ничто тебя не будет радовать в этот радостный праздник; если и стараясь хранить себя от грехов, ты не можешь не скорбеть; если ты так будешь малодушествовать, что не в состоянии петь и Воскресение Христово, то обратись тогда к Сладчайшему Иисусу, скажи Ему о своей скорби, возвести Ему свою печаль, открой Ему свою немощь: "Господи! Меня горе тяготит, я скорблю, я не могу радоваться. Болен я, беден я, грешен я, или так, сам не знаю от чего скорблю... Пошли же мне какое-нибудь веселье, обрадуй меня чем-нибудь, чтобы мне в Твой праздник не было грустно"! Так молись, так воздыхай; и тогда ты сам не захочешь мирских радостей; ибо для грешников, каковы мы с тобой, никакое веселье не может быть выше того, которое грешник чувствует, когда плачет пред Сладчайшим Иисусом. Да, сладостно плакать пред Сладчайшим Иисусом. Впрочем, Иисус Христос Сам не захочет оставить тебя в скорби и в слезах ради Своего праздника. Только сам ты не забудь в эти святые дни печалящихся: несмотря на то, что реки радости текут везде, двери веселья отверсты всем; несмотря, говорю, на это, и ныне есть много печальных между нами, христианами, унылых — среди общего веселья, мрачных — при полном сиянии радости. Кто же эти унылые и печальные? Унылы и печальны ныне бедные, впрочем, не те только бедные, которые стоят у дверей храма, ходят по домам, кланяются в переулках. Эти бедные имеют голос; добрые люди не дадут им долго плакать. Ныне особенно унылы и печальны те бедные, которые не имеют чем жить, но не умеют просить, которые бедствуют, но скрывают свою бедность; льют слезы горести, но таят их от других. Это — бедные вдовы с малыми детьми; небогатые отцы с большими долгами; дома некогда знатные, а теперь пришедшие в крайнее разорение. Горе и в простые дни несладко, но как оно мучительно в Светлый Праздник! Нужды и всегда нелегки, но как они тягостны среди общего довольства! Конечно, при сердечном веселии и лицу весело; в мирном семействе и черствый кусок хлеба вкусен: но... не в праздник, слушатели! Никому еще так не горько ныне, как бедным заключенным. Для них и колокольный нынешний звон заглушается громом их собственных цепей; они и в этот Светлый Праздник едва видят солнечный свет, тускло светящий им сквозь каменные ограды и железные решетки. Горько ныне и тем страждущим, которыми наполнены больницы и богадельни; которые и ныне с нетерпением ожидают себе куска хлеба из чужих рук. Горько ныне бесприютным сиротам, которыми наполнены дома призрения; брошенные отцами и матерями они и ныне забыты теми, которые обязались за ними смотреть. Итак, вот кто ныне уныл и печален: унылы и печальны те, которых Иисус Христос называет меньшей Своей братией, с которыми Он делит печаль и уныние как всегда, так, особенно, и ныне. Утешь же их ты, брат мой возлюбленный! Утешь, чем и как можешь; за это и тебя Господь обрадует ради праздника, обрадует, чем ты и не думаешь; и ты будешь благодушествовать, и ты будешь весело петь Христово Воскресение. Аминь. (Из Пасхальных поучений протоиерея Р. Путятина) Оглавление 217. Наше грехолюбие Странное существо человек! Хочет одного, а делает другое; любит добро, а делает зло... «Не еже бо хощу доброе, творю; но еже не хощу... еже ненавижду... злое, сие содеваю!» (Рим. 7; 19,15). Это за всех грешников говорит святой апостол Христов Павел. «Окаянен аз человек!» — восклицает он, говоря о слабости, о греховности человеческой. — «Кто мя избавит от тела смерти сея?» (Рим. 7; 24). Кто из грешников в добрую минуту на себе самом не испытывал этого тяжкого состояния? Кто не жаловался на себя самого, на свои греховные склонности и привычки, если только хотел начать добрую жизнь по заповедям Божиим? Поистине «...творяй грех раб есть греха», как говорит Единый Безгрешный Господь наш Иисус Христос во Святом Своем Евангелии (Ин. 8; 34), и блажен, кто всегда противится греху и хранит себя от этого рабства привычкам греховным! "В одно и то же время жили на земле Евер и Нимрод, — рассуждает святитель Димитрий, митрополит Ростовский, — и оба были люди знатные. Евер — родоначальник народа Еврейского, а Нимрод — первый царь на земле. Но по правам столько же различались между собою, как свет и тьма: Евер был благочестив, а Нимрод — нечестив; первый сиял, как свет, добрыми делами, а последний был сам мрачен, как тьма, и других омрачал грехами. Евер был богоугодный муж; а Нимрод — богопротивный. Евер учил людей богоугождению, а Нимрод — прогневанию Бога, ибо по его настоянию грешные люди задумали строить башню до небес... Но вот что удивительно: размножившиеся после потопа люди не пошли по следам праведного Евера, а последовали за нечестивым Нимродом. Человека Божия не послушали, а отдали себя на волю раба сатанина... Почему так случилось? Да потому, что после грехопадения Адамова природа человеческая стала более склонна ко злу, чем к добру. До преступления заповеди Божией человек был невинен, незлобив, безгрешен, пребывал в благодати Божией как сын в любви отчей, не знал, что такое грех, и не желал его. Не было в нем гордости и не искал он чести выше той, какая дана была ему от Бога: не завидовал Ангелам, ближе его стоящим к престолу Божию. Не было в нем жадности и не искал он ни золота, ни серебра, ни камней драгоценных, и ничего, что теперь люди собирают с таким ненасытным желанием. Не было в нем гнева и ярости, не знал он похотения плотского, не искал пресыщения, и никогда сам по себе не преступил бы заповеди Божией и не подумал бы о запрещенном плоде, если бы не был прельщен от врага. А как скоро согрешил и прогневал Господа преступлением Его заповеди и за то лишился прежней благодати Его, то, познав зло, он стал очень склонен к нему. И вошло тогда в природу человеческую всякое греховное пожелание: и гордость, и жадность, и гнев, и зависть, и плотское вожделение. И стали люди, от Адама происшедшие, гордиться и тщеславиться, собирать богатства и завидовать, гневаться и обижать друг друга, и угождать во всем плоти своей, так что привычка ко греху обратилась у них как бы в природу, ибо как трудно противиться требованиям природы, так же стало для них трудно расставаться и с привычным грехом. Вот почему, когда праведный Евер увещевал их угождать Богу, а не прогневлять Его, то богоугождение казалось им делом странным и необычным; а когда Нимрод предлагал им дела Богу противные, они охотно брались за них, как за дело привычное. Так, грешный человек всегда готов скорее послушать злого совета, чем доброго, и по привычке к смертным грехам без страха идет на самые богопротивные дела. Как далеко отстоит восток от запада, так и добро отстоит от зла; а худое так близко к злому, так сродно ему, как тьма мраку и грязь — нечистоте. Удивляется святой Иоанн Лествичник, что мы грешные, имея помощь Самого Всесильного Бога и святых Ангелов Его к совершению добрых дел, с трудом совершаем их; а на худое дело нас может прельстить один лукавый бес. "Почему так?" — вопрошает он и не желает дать ответа на сей вопрос. А мы думаем, что нет на то другой причины, кроме той, что человеческой природе, грехом прародителя растленной, стало сроднее зло, чем добро, ибо он во зле и зачинается и рождается: «в беззакониих,- сказано, - зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50; 7). А с чем кто родился, того и желает, о том и помышляет: «...прилежит помышление человеку... на злая от юности его...» (Быт. 8; 21). Вот почему мы так медленны на все доброе, и так скоры на все злое. Ах, как много добрых советов и увещаний к добродетели мы имеем в писаниях пророков, апостолов и святых Отцов, как часто слышим наставления духовных учителей! Но как мало их слушающих, как мало спасающихся! А на худое нам не нужно многих учителей: один какой-нибудь бес пошепчет, — и грешник готов ему повиноваться! Да и самая природа наша грехолюбивая склоняет каждого ко греху, а дружба с порочными какому злу не научит? И часто случается, что один делается для другого бесом, научающим его всякому злу. А кто дойдет до привычки ко греху, кто сроднится с ним, тот уже и Бога не боится, и не страшится делать всякие Богу противные дела. Будем же остерегаться, чтобы не привыкать ко грехам, а как можно скорее восставать от грехопадения. Ибо если кто раз впадет в смертный грех и не восстанет скоро покаянием, тот легко уже впадет в него и в другой, и в третий раз, и, повторяя его, дерзнет и на другие, еще более тяжкие грехи. Ведь страшно согрешить только в первый раз: а кто раз согрешил, тому не страшно уже и еще повторить грех... А причина этого безстрашия во грехах — та, что по первом падении человек не поспешил восстать покаянием. Есть такой вопрос: если бы Адам, по своем грехопадении в раю, тотчас же покаялся и со смирением и сокрушением сердечным просил у Бога прощения, то простил ли бы ему Бог грех его? Ответ: конечно простил бы, ибо не свойственно Божию благоутробию отвергать истинно кающегося грешника. Преподобный Дорофей говорит, что Господь Бог для того и вопрошал Адама: "Где еси?" — чтобы возбудить его к покаянию, чтобы он сказал: "Прости", — и помиловать его. Еще вопрос: если бы Бог простил Адама, дерзнул ли бы Адам согрешить в другой раз? Никогда! Познав от первого падения, сколь велико зло — грех, он не возвратился бы к нему опять, и грех не вошел бы в род человеческий. Но Адам не принес тотчас покаяния. И вот, от первого греха его, скорым покаянием не очищенного, как от нечистого источника, истекли струи других грехов и затопили весь мир... То же самое происходит и в нас самих: если бы люди, согрешив, тот час же каялись, то снова не падали бы в те же грехи. А так как грешник медлит покаянием, то грехи повторяются, и с ним бывает по слову Премудрого: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч. 18; 3), то есть, когда грех войдет у него в привычку, то он уже небрежет о своем спасении, не боится Бога. Он походит тогда на человека, который сорвался с высоты в пропасть: ему не за что удержаться — он падает в глубину и разбивается. Вот так же и грешник, падший от жития богоугодного: если не удержит себя тотчас же покаянием, то начинает ниспадать от греха во грех; ему очень трудно будет, хотя и возможно, удержать себя от греха, потому что ко греху влечет его привычка греховная, которая обратилась у него в природу. Итак, не медли во грехе твоем, падший человек! Не медли, иначе ты падешь во глубину зол и погибнешь!" Так заключает свое рассуждение святитель Димитрий. Вот, братие, как велика сила греха, когда он овладеет душой человека! Убоимся, други, сего жестокого господина, чтобы не быть рабами его. А кто имел несчастие пасть в какой-либо смертный грех, тот не медли ни минуты: спеши с покаянием ко Господу, спеши, пока грех не овладел совсем твоей душой; тогда трудно будет тебе покаяться, ты впадешь во глубину зол — и погибнешь!.. (Из творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 11
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  03:23 | 11.12.2017