0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1714
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 19
ГОСТЬ: 18
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 1
CIKUTA

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (45)
201. Евангелист Ветхого Завета За семьсот лет до Рождества Христова в Иерусалиме жил святой пророк Исаия. Происходил он из царского рода, но не искал ни богатства, ни почестей земных, и ради Бога смиренно подвизался в нищете. В ранней молодости он призван был Богом к пророческому служению, и продолжал это служение при пяти царях Иудейских более семидесяти лет. Вот как сам он рассказывает о своем призвании к великому служению пророческому. «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывали каждый лицо свое, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом исполнился курениями. И сказал я: "Горе мне! Погиб я! Хотел бы и я славить Бога, но уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами... А вот, Царя Господа Саваофа вижу очами моими!"... Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника; и коснулся он уст моих и сказал: "Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен". И услышал я голос Господа, говорящего: "Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" И я сказал: "Вот я, пошли меня!"». Так, воспламененный небесным огнем пророческого вдохновения Исаия сам вызвался на дело проповеди, и с того времени стал небоязненно возвещать волю Божию и царям и всему Иудейскому народу. Он смело обличал их пороки и нечестие, грозил им судом Божиим, предсказывал опустошение Иерусалима, отведение народа в плен Вавилонский и возвращение из этого плена. За сто с лишком лет до рождения Кира, царя Персидского, Исаия назвал его по имени и предсказал, что этот царь освободит Иудеев из плена и повелит восстановить Иерусалим и построить храм. Пророк ясно видел будущую судьбу народов и царств, соседних с Иудейским царством, и почти за двести лет подробно описал падение Вавилона. Но всего поразительнее Его пророчества о Христе Спасителе. Более чем за семьсот лет до рождества Господа Иисуса Христа вдохновленный Богом Исаия возвещает о Нем миру с такой точностью, такими ясными чертами, как будто это говорит не пророк, а евангелист: вот почему многие толкователи Священного Писания называют Исаию евангелистом Ветхого Завета, а Его священную книгу — Евангелием от Исаии. Раскроем эту вдохновенную книгу и послушаем, что вещает о Господе нашем Ветхозаветный пророк-евангелист. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]» (Ис. 40; 1-5). Это говорит пророк о Предтече Христовом Иоанне. А вот что говорит он о Самом Господе Иисусе Христе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11; 1). «Се, Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», что значит "с нами Бог" (Ис. 7; 14). «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис. 9; 6-7). «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море... к корню Иессееву... обратятся язычники, — и покой Его будет слава» (Ис. 11; 2-3, 9-10). «И... гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2; 2-3). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш... Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35; 3-6). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26; 19). Так изображает пророк чудеса Христа Спасителя. Послушаем теперь историю страданий Господа: «Я предал хребет Мой биющим, — говорит пророк от лица Христова, — и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис. 50; 6). Пораженный таким уничижением Христа Исаия в священном трепете взывает: «[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он (Христос) взошел пред Ним (пред Богом Отцом), как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы пас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное... чрез познание Его (чрез веру в Него) Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими... за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он... за преступников сделался ходатаем"» (Ис. 53; 1-12). Мы не можем привести здесь всего, что предсказал Исаия об Иисусе Христе. Но и этих немногих выписок довольно, чтобы видеть, как дивно открывал Господь будущее Своим избранникам. Но мир не умеет ценить этих избранников Божиих, и над Исаией сбылось слово Христово: «не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13; 33). Древнее предание говорит, что по приказанию нечестивого царя Манассии пророк Исаия был перепилен деревянной пилой близ стен Иерусалимских. Православная Церковь празднует его память 9 мая. Оглавление 202. Псалом упования. Изложение псалма 90 Где тот счастливец, который не боится скорбей и тревог, сердце которого спокойно при всех треволнениях бурного моря житейского? Кто без страха смотрит на всякую невзгоду, твердо уверенный, что никакие опасности не могут ему повредить? Это тот, кто всего себя отдал на руки Божий, кто во всем положился на Господа, кому, за эту всецелую преданность, во всем помогает Всевышний — «живый в помощи Вышняго!...» Пусть вокруг него гневно бушует шумное море житейское, поднимая высокие волны напастей и всяческих бед; он нашел себе тихую, надежную пристань, укрылся от них под сень, под защиту неземного покрова: он «в крове Бога Небеснаго водворится». Чего же ему бояться, когда сам он в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает? (1 Ин. 4; 16). Нет, не страшны ему грозные бури скорбей и несчастий, не смутят его сердца тлетворные ветры помыслов грешных, веющих из самых преисподних глубин адовых; как крепкая скала несокрушимая спокойно стоит он, уповая на Господа, и в трудную годину искушения, в день тяжкой борьбы с врагами спасения он воздохнет ко Господу и из глубины сердца, Богу преданного, «речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое», не покинь меня! Он смело скажет и врагам своим: сам я — ничто; Бог мой — вот крепкая защита моя, «и уповаю на Него» Единого! О, счастлив ты, любимец Божий, дитя Божие: не напрасна надежда твоя! Уповай на Всевышнего, «яко Той избавит тя, избавит и от сети ловчи», то есть от незримых козней злохитрого ловца, диавола. и «от словесе мятежна» (от клеветы и злобы человеческой)... Восстанут ли на тебя враги твои, Бог Сам станет впереди тебя, сразится с ними вместо тебя, и прикроет тебя Своей тенью — «плещма Своима осенит тя», как орел, как кокош защищает от врага свое детище, Он покроет тебя Своей силой всемогущей, и ты, как птенец Божий, «под криле Его надеешися», то есть будешь в полной безопасности. Ты никогда не изменяешь истине Божией, ты свято хранишь заповеди Божий, зато как оружием, как щитом непроницаемым «обыдет тя» (будет со всех сторон охранять и защищать тебя сама эта) «истина Его» (Божия). И если Бог за тебя, кто против тебя? Что могут сделать все враги твои? «Не убоишися от страха нощнаго» (тайных злоумышлении), «от стрелы летящия во дни» (явных нападений вражеских). Не убоишися «от вещи во тме преходящия» (от язвы ли, ходящей во мраке или от других несчастий, в ночи бывающих, от страстей ли плотских, или страхований бесовских), «от сряща» (от заразы ли опустошительной и неожиданной встречи с другим каким-либо бедствием, или от невольных грехопадений во время непредвиденных испытаний), не убоишися ты «и беса полуденнаго», этого духа праздности и невоздержания, духа уныния и тщеславия, духа зависти и любостяжания... Градом сыплет враг на тебя ядовитые свои стрелы — и слева, и справа: не явными только грехами он искушает тебя, чаще влечет он на грех под видом дела правого — добродетели: но ты не боишься этих стрел — Бог защита твоя: «падет от шуей страны твоея тысяща» стрел, «и тма (десятки тысяч) одесную тебе, к тебе же» ни одна из них «не приближится». И не потерпишь ты никакого вреда, обаче (мало того), «очима твоими смотриши» (сам собственными очами увидишь, что и враги твои — люди ли то или демоны не останутся ненаказанными) «и воздаяние грешников узриши». И воскликнешь ты тогда из глубины сердца благодарного: сбылась надежда моя, «яко Ты, Господи, упование мое!» Да, любимец Божий, потому так и печется Господь о тебе, что ты всего себя предал в волю Божию, «Вышняго положил еси прибежище твое», Его Единаго избрал своим убежищем. За то и «не приидет к тебе», не повредит тебе никакое «зло, и рана» (язва или иное какое бедствие) «не приближится» не только «телеси», но и самому жилищу «твоему, яко Ангелом Своим» Господь «заповесть о тебе», даст повеление «сохранити тя во всех путех твоих», во всех твоих действиях. В трудное для тебя время искушения они поведут тебя за руку, укажут тебе правый путь; в минуту опасности, когда готов будешь споткнуться о камень соблазна и упасть, они «на руках возмут тя», поднимут, поддержат тебя, «да не когда преткнеши о камень ногу твою». Не страшны тебе будут самые страшные и сильные животные: ни аспид губительный, ни василиск, ужасный царь пресмыкающихся, ни лев, царь зверей пустынных, ни дракон — огромнейший змий (удав), глотающий не только людей, но и волов... Не страшны будут тебе и невидимые змии — губители-демоны и всякие страсти людские: «на аспида» клеветы «и василиска» ненасытной зависти ты «наступиши, и попереши», раздавишь головы льва жестокости и змия, дракона гнева и ярости. И все это сбудется, непременно совершится над тобой, человек, Богу преданный; ибо — слышишь, Сам Господь вещает о тебе: «яко на Мя упова, и избавлю и от всякой опасности, покрыю и» от всякой беды, «яко позна имя Мое» (знает Меня одного, Мне Единому покланяется, знает и исполняет благую волю Мою). «Воззовет ко Мне, и услышу его», потому что он не будет у Меня просить ничего недостойного; «с ним есмь в» искушении, во всякой «скорби» и бедствии; Я не только «изму», избавлю его от скорбей, но «и прославлю его», и самую скорбь его на радость преложу. Если будет он просить у Меня продолжение жизни, Я не откажу: «долготою дней исполню его, и явлю ему» как в сей временной жизни, так и в блаженной вечности — «спасение Мое...» Дивные глаголы, утешительные обетования! Не напрасно святая мать наша Церковь Православная повторяет для нас ежедневно этот псалом в полуденный (шестой) час: по замечанию святых подвижников около полудня человека особенно берет дух уныния; а в этом псалме так много утешения для унывающей души в надежде на помощь и покровительство Божие. Читается этот псалом и над гробом усопшего, по чину погребения, через что выражается утешительная уверенность, что поживший в помощи Божией в этой жизни, не лишится крова небесного в будущей: ведь в очах Божиих нет различия между живыми и мертвыми: «Бог же несть мертвых, но живых: вси бо Тому живи суть» (Лк. 20; 38). И наш русский воин Христолюбивый, выходя на поле бранное, чтобы биться с врагами за веру Православную, за Царя и Отечество, воодушевляет себя все тем же псалмом упования: так много благодатной, укрепляющей, ободряющей душу силы заключено в этой священной песне Давидовой! Но, братие, читатели мои! Давид был ветхозаветным праведником; а мы, хотя и грешники недостойные, но по неизреченному милосердию Божию принадлежим Новому Завету. Нам открыто превожделенное имя Бога Небесного Отца и дано дерзновение взывать к Нему с детской простотой: «Авва, Отче!» (Рим. 8; 15); Его Единородный Сын вещает нам во Святом Своем Евангелии: «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящыму Него» (Мф. 7; 11). «Не убойтеся убо: мнозех птиц унши (лучше и дороже) есте вы» (Лк. 12; 7). «И влас главы вашея не погибнет» без воли Отца нашего Небесного (Лк. 21; 18). «Се же есть воля Пославшаго Мя, да всяк... веруяй в Него (Сына Божия) имать живот вечный» (Ин. 6; 40). Нам ли после этого унывать? Нам ли не уповать на Того, Кто, «Сам искушен быв, (конечно), может и искушаемым помощи!» (Евр. 2; 18)... Лишь бы сами мы не выходили из-под Его Небесного покрова, лишь бы не роптали мы в скорбях, не малодушествовали, и свято исполняли святую волю Его, Его святые заповеди; а Он, Милосердый, никогда не отнимет от нас этого дивного покрова Своей благости!.. Оглавление 203. Почему Господь не уничтожил смерть на земле? «Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти?» (Пс. 88; 49) Если Христос Своей смертью попрал смерть, то отчего же люди и теперь умирают? Есть три вида смерти: телесная, душевная и вечная смерть преисподняя. Телесная смерть есть разлучение души от тела; о ней говорит Псалмопевец: «отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся» (Пс. 103; 29). Душевная смерть есть разлучение благодати Божией от души, ибо только Святым Духом всяка душа живится. Эта смерть происходит от греха, который отгоняет благодать Божию от души, как ночь прогоняет свет. "О человек! — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Ты плачешь над телом, с которым разлучилась душа; но не плачешь о душе, от которой разлучился Бог!.." Вечная смерть есть разлучение разумного создания от лика избранников Божиих и изглаждение из книги живых, о чем говорит Псалмопевец: «Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся» (Пс. 68; 29). Итак, все ли эти виды смерти Христос Спаситель наш Своей смертью попрал? Отвечаю: Он попрал, уничтожил только два вида смерти: душевную и вечную преисподнюю. Хочешь ли, человече, избавить свою душу от смерти греховной и вечной смерти преисподней? Притекай с покаянием ко Христу Спасителю нашему: Он избавляет грешников от этих смертей. А смерть телесную Он оставил на этом свете до конца веков. О дражайший Спасителю мой! Зачем же попустил Ты такому зверю лютому терзать людей Твоих, Твое достояние, которое купил Ты Своей Кровью бесценной? И какое утешение нам будет в этой жизни, если нас ждет такой плачевный конец? «Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во нетление!» (Пс. 29; 10). Не будем братие, испытывать неисследимых судеб Божиих: «судьбы Твоя (Господни) бездна многа (Пс. 35; 7), — праведен еси, Господи, и прави суди Твои!» (Пс. 118; 137). Одно нам нужно помнить, что Всемогущий Бог все устрояет премудро на пользу нашу, и если не уничтожил Он смерть на земле, то тем самым нам же оказал великое благодеяние. Во-первых, Он оставил смерть телесную, чтобы люди отвращались от греха и гнушались им. Знаете ли, братие, какого смерть происхождения и кто ее отец? Смерть есть дочь греха; от греха родилась она, как о том говорит Божественное Писание: «похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1; 15). Вот злосчастное родословие смерти! Вот ее происхождение! Каков отец — грех, такова и дочь — смерть: по плодам их познаете их! Не видишь ты, человече, мерзости греха: посмотри же на смерть, взгляни на смердящий труп, и от мерзкой дочери, смерти, познавай ее гнусного отца — грех! Если уж от двух или трехдневного мертвеца исходит такое нестерпимое зловоние, что все стараются уйти от него подальше, кадят ладаном, курят благовониями, то что будет с этим трупом в могиле еще через несколько дней? Боже мой, какой страх и ужас, какой смрад и мерзость!.. Но ведь все это сделал грех: грехом вошла смерть, по плодам греха познавайте его! Когда Бог попускает на какой-либо город мор и поветрие, сколько бывает там бедствий, горя и печали! Люди сторонятся друг друга и, несмотря на это, внезапно умирают; умирающих все покидают, а умерших небрежно бросают в общую яму... И все это делает грех: грехом вошла смерть — о, как несказанно мерзок этот грех!.. Когда праотец Иаков увидел окровавленную одежду своего любимого сына Иосифа, то воскликнул: "Лютый зверь растерзал его, лютый зверь пожрал моего Иосифа!" Вот так же и нам при мысли о смерти надо бы восклицать: зверь лютый, из всех зверей лютейший, —грех терзает и губит род человеческий!... Во-вторых, Христос оставил смерть телесную на земле, чтобы люди не прилеплялись сердцем к мирским удовольствиям и красоте телесной. О, как часто уязвляет человеческое сердце эта красота! Но посмотрите, во что потом обращается она? В труп смердящий, не более... Вот почему преподобный Ефрем Сирин дает такой совет: "Когда огонь похоти плотской разгорится в твоем сердце, представь себе труп женщины, лежащей во гробе и снедаемый червями, и пламень страсти угаснет в тебе тогда". В-третьих, Христос оставил смерть телесную для исправления наших нравов злых. Видит всевидящим оком Своим Всемогущий Бог, что приложился человек скотом несмысленным в своих бессловесных похотях, и потому постоянно взывает Он грешникам: «Не будите яко конь и меск (ишак), имже несть разума» (Пс. 31; 9). Видит Он, что человек идет туда, куда влечет его привычка греховная, что каждый заботится только о том, как бы плоти своей угодить, чтобы ни в чем она нужды не терпела, и взывает: «Не будите яко конь и меск, имже несть разума!...» Но все напрасно, Боже мой, не слушают люди Твоих заповедей, не внимают, Сладчайший, Твоим увещаниям! Безумие людей уподобило их скотам несмысленным, не хотят они слушать Твоих глаголов спасительных: «не има веры словеси Его, и поропташа в селениих своих, не услышаша гласа Господня!» (Пс. 105; 24-25). Что же после этого делает Всемилостивый Господь? Он востягает (обуздывает) уздой смерти неистовое, безумное стремление людей ко всякому злу: «броздами и уздою челюсти их востягнеши» (Пс. 31; 9). Вы знаете, братие, из чего узду делают: из ремня, из мертвой кожи. Вот такой же уздой, то есть смертью, Он востягает и неукротимую злобу человеческую: «броздами и уздою челюсти их востягнеши!» Как бы так говорит Он: ничто тебя, скот несмысленный, укротить не может; сладостное ярмо заповедей Моих ты попираешь и считаешь за ничто; ты говоришь: «Расторгнем узы их и отвергнем от нас иго их» (Пс. 2; 3). Вот же тебе узда смертная, она обуздает твои нравы скотоподобные! Так, православные! Всемилостивый Господь устрашает своевольных грешников смертью, подобно судии, который приказывает поставить виселицу, чтобы злодеи по крайней мере при виде ее перестали злодействовать. Посмотрите: чем Господь Бог укрощает неукротимое волнующееся море? Чем Он останавливает его бушующие волны? Одним песком: «положил песок предел морю» (Иер. 5; 22). А что такое человек, неукротимый в своих злых греховных похотях, если не свирепое море, взволнованное духом бурным врага душетленного? (Иуд. 1; 13). И чем укротишь эту бурю жестокую? Тоже песком: «яко земля еси, — глаголет Бог, — и в землю отъидеши» (Быт. 3; 19). «Положил песок предел морю! Предел положил еси, егоже не прейдут» (Пс. 103; 9). В-четвертых, Христос Спаситель оставил смерть на земле для того, чтобы смирять и низлагать гордыню человеческую. И если бы не смерть, на что не дерзнули бы люди, гордости исполненные? Александр Македонский, победитель многих народов и царств, гроза всего света, дошел же до такой гордости, до такого безумия, что называл себя богом, и если бы этот мнимый бог жил вечно, какого бы зла он не натворил? На какую степень гордости не вознесся бы? И без того он говорил, что одной рукой держит восток, а другой — запад, а тогда он и подавно перестал бы себя человеком считать! Но смерть открыла ему очи: на тридцать втором году этот мнимый бог окончил свою жизнь подобно всем смертным, и над ним сбылось слово Писания: «Аз рех: бози есте... вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81; 6-7). Есть и еще причины, почему Господь не уничтожил смерть: Он. оставил ее на утешение бедным, дряхлым, несчастным больным, которые желают найти в смерти себе упокоение. Но особенно вожделенна смерть для избранников Божиих, которые, презирая эту жизнь, полную стольких бедствий, всю надежду свою возлагают на жизнь небесную, скорбям и тлению непричастную. Каждый из них говорит со святым апостолом: «желание имый разрешитися и со Христом быти...» (Флп. 1; 23). «Окаянен аз человек: кто мя избавит от тела смерти сея!» (Рим. 7; 24). «Наше бо житие на небесех есть» (Флп. 3; 20). (Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) Оглавление 204. Что сокращает нашу жизнь? «Лета же изочтенная приидоша, и путем, имже не возвращуся, пойду» (Иов. 16; 22). С непонятной скоростью, братие, ведется этот счет... Что я говорю, то уходит; что я сказал, то невозвратно ушло; а что хочу сказать, не знаю, даст ли мне Творец мой время и силу сказать. Так все дойдем до последних слов, и скажем: "В руце Твои, Господи, предаем дух наш". Этим окончим все... и тогда останутся в нас некоторые лишь слабые признаки жизни, подобно как в часах, которые ходят, слышится тихое движение; то есть останется тяжкое и медленное всхлипывание стесненной груди, или последнее издыхание изнемогшего человека, которое, повторившись несколько раз, утихает навеки, и которое принадлежит уже к числу жизни точно так, как последняя точка к оконченному нами письму. И не так ли, подобно слову, течет и жизнь наша? Что живу — уходит; что жил — невозвратно ушло; что хочу жить — не знаю, дозволит ли Творец мой... И все же, что прожил я, ставится в счет моим Создателем. «Лета же изочтенная приидоша, и путем, имже не возвращуся, пойду!» Кратка жизнь наша, други мои; а мы сами побуждаем Бога еще и еще сокращать нашу краткую жизнь... Только на земле и места было хорошего, что рай. Только было и жизни для нас, что в раю. Жизнь райскую только и можно было назвать жизнью. Она протекала во всех радостях, которые только могло желать человеческое сердце. Адам и его помощница наслаждались всем, что безгрешно: тело имели они благолепное, а душу прекраснейшую, потому что она была свята и богоподобна; сердце их покоилось в Боге и Его святой воле; желания их стремились только к Богу — источнику благ, за дарование которых воссылали Ему благодарение; совесть их была чиста. Они были дети, в которых изображался Небесный Отец. Бояться им было некого, плакать не о чем; против старости дано божественное средство... И что же? Грех все переменил! Грех сделал человека врагом Богу и Его воле, и дал ему другой, страшнейший образ. Святую и боголюбивую душу его сделал самолюбивейшей, мир обратил в такую больницу, в которой ничего не слышно, кроме стенаний, ничего не видно, кроме бед! Грех самую жизнь ужасно сократил; смерть не только в мир, но и в тело наше ввел; а эта злая госпожа, царствуя над людьми, сокрушает их разными болезнями и, наконец, разрушает в прах. Прошло райское блаженство, как сон, и только осталась у нас горькая память о нем. «Но царствова смерть от Адама даже до Моисея (и до нас) и над несогрешившими по подобию преступления Адамова» (Рим. 5; 14). Однако я вижу еще милосердие Божие к человекам и благоволение к продолжению жизни их. Мафусал жил девятьсот шестьдесят девять лет. Еще те великие люди, которых мы называем Праотцами или Патриархами, жили по несколько сот лет и оставили нам пример награжденной благоденствием и долголетием добродетели. Что же? Может быть, это останется в наследство роду человеческому? Но нет; умножается нечестие на земле, укрепляется неправда, возрастает злоба и бесчеловечие, потоком разливаются беззакония, вопиют на небо грехи, преогорчается Вышний, и, в отмщение, определяет и говорит: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять» (Быт. 6; 3). Пусть бы бедная жизнь наша хотя на этом определении Божием осталась. Пусть бы прожить человеку сто двадцать лет: может быть мы, пожив столько лет в страхе Божием и благочестии, которое, по слову апостола Павла, «на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (1 Тим. 4; 8), увидели бы собственными очами на себе и на сынах сынов наших Божие благословение и, утешившись оным, пошли бы во гроб, как в двери Небесного Царствия, к Богу, как к родному Отцу. Но все не так: грех, воцарившись в сердцах человеческих, изгнал любовь и страх Божий, явилась отчаянная, богоненавистная жизнь в человеках и такие дела, каких только богоубийственное их сердце захочет: кует бо, по слову Соломона, сердце их злая! (Притч. 6; 18). Но Твое правосудие, Господи, соображается с нашей жизнью, и мы уже и оной милости Твоей праведно и по делам нашим лишаемся. И если один из тысячи сподобляется ее, то он бывает чудом: уже бо «дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Пс. 89; 10)... Сорок лет отнято, или назначаются на нарочитые болезни! Но в наказание бывает, что и последнее положенное число лет отнимается у нас, и мы умираем в преполовении дней, а многие и преполовения не доживают; умираем в первом цвете лет — в колыбелях; умираем в тот самый день, в который родились, умираем в самой утробе матерней; умираем, чтобы рождающие видели небесный гнев на грех, а умирающие, чтобы спаслись от тех грехов, в которых, подражая отцам своим, стали бы утопать. Добрые люди никому не живут во вред, но всем, сколько возможно, делают добро; всех любят, и все их любят, и своих бы уделили им дней. Их жизнь считается не по дням, а по добродетелям: ибо худой человек никому в продолжение семидесяти лет не сделал столько добра, сколько сделал добродетельный в продолжении семи дней. Однако ж и добрые часто умирают безвременно, и посекаются тогда, когда никто этого не ожидал. Тот, Кто с небесе приникает на все, видя, что добрые долго не будут добрыми, что злые сделают добрых злее себя, не дает им больше жить. Вот почему Соломон говорит о добродетельном: «восхищен бысть, да не злоба изменит разум его, или лесть прельстит душу его. Скончався вмале исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия» (Прем. 4; 11, 13-14). Сколь долго, сколь твердо пребывают дерева и камни! Только мы одни в сравнении с ними ничто! Многие из животных весьма крепки и долгожизненны; но человек, повелитель их, слаб, и часто своих же подчиненных трепещет... Серебро прочно, золото долговечно; но сребролюбец скоро умирает, и становится прахом. Я не смею сравнивать нашу жизнь с вечностью. Вечность — море без берегов, а наша жизнь есть дождевая капля, что капнула на землю, — и нет ей следа. Бог — есть и пребывает; а мы —: призрак, и жизнь наша привидение. Жизнь так мала, как дыхание: я вдохнул, и часть жизни моей исчезла вечно... а вдохну ли еще — и сам не знаю, ибо всем грешникам грозит сие прещение: аще не послушаете Мене, возвещаю вам днесь, яко погибелию погибнете, и не многодневны будете на земли. Если же, братие, посмотрим еще на то, что человек часто бывает обременен такими бедами, что с Иовом взывает: «почто бо во утробе не умрох? из чрева же изшед, и абие не погибох!» (Иов. 3; 11), — то не вдвое ли жизнь наша покажется короче, если выбрать из нее для счета одни счастливые дни, которые почти со свечой надобно искать? Знаю, что в жизни не без отрад; но то капля сладости в чаше горести. «Еще брашну сущу во устех пиршествующего народа, и гнев Божий взыде на ня», — говорит святой Давид о Израильтянах (Пс. 77; 30-31). Таковы-то наши на свете радости! Если же кто и в самой кратковременности бедственной жизни находит ту отраду, — чтобы недолго на свете мучиться, то что же будет, если мы из кратковременной муки за непокаяние попадем в вечную? Братие мои! Малая жизнь дана нам для того, чтобы мы приготовились к великой, и краткая дана — для вечной. А мы запасаемся всем на будущие дни, только на страшный день — ничем! К праздникам есть у нас отличные уборы, а к празднику и торжеству вечному — никаких! Все помним, заботимся обо всем, — одну только душу забыли; и тем страшнее, что она у нас одна; ибо по нашему нраву злому надобно бы иметь душ, по крайней мере, четыре, и, погубив одну в сребролюбии, другую в честолюбии, третью в сластолюбии, с четвертой — спастись. Мысли у нас высоки, но в небо не летят. Желания бесконечны, но к жизни бесконечной не стремятся. Советы мудры, но на погибель — сначала чужую, а потом свою. Слов много, но не тех, с которыми на суд Божий предстать можно. Есть у нас и любовь, но не к Богу... Есть и страх, но не муки вечной... Довлеет убо нам доселе бывшаго... Попечемся душою о душе, чтобы при смерти радостно передать ее в руки Божий, достойную этих рук. Лета изочтенная приидоша, и путем, имже не возвратимся уже идем. Аминь. (Из слов протоиерея Иоанна Леванды)
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 14
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  22:32 | 15.12.2017