0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1709
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 20
ГОСТЬ: 20
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (32)
146. Снохи в семье В житии преподобного Макария Великого есть такой рассказ: однажды во время молитвы преподобный услышал голос, говоривший ему: "Макарий! Ты не достиг еще в меру двух женщин, которые живут в таком-то городе". Смиренный старец взял свой посох, пошел в указанный город, отыскал дом этих женщин и постучался у дверей. На стук вышла женщина и с радостью встретила старца как дорогого гостя. Ее подруга была дома. Тогда преподобный обратился к ним с такими словами: "Ради вас я не поленился прийти сюда из далекой пустыни; я желаю знать ваши добрые дела: не скройте их от меня ради Господа". — "Ах, отец наш, — отвечали праведницы старцу Божию: — какие уж захотел ты найти добрые дела у мирских женщин? Живем мы в суете мирской, постоянно заняты житейскими попечениями; грехов у нас много, а добрых дел за собою не знаем никаких". — Но старец настаивал на своем, желая знать их образ жизни. Тогда они сказали ему: "Мы две снохи, жены двух братьев родных; пятнадцать лет живем мы вместе под одной кровлей, и за это время ни одна из нас не слыхала от другой слова досадного. Детей у нас нет, а если бы Господь дал их, то мы стали бы умолять Его об одном, — чтобы помог Он нам воспитать их в вере и благочестии. Не раз мы сговаривались между собой в монастырь уйти, чтобы для Господа Бога потрудиться; но как ни упрашивали своих мужей отпустить нас, никак не могли упросить. Понятное дело — они любят нас, и мы порешили не покидать их до смерти и служить для них утешением. А чтобы жизнь наша хоть сколько-нибудь походила на жизнь святых пустынниц, мы дали пред Богом сердечное обещание —до самой смерти избегать пустых мирских разговоров, сидеть больше дома, да заниматься делом". — Выслушал преподобный этот рассказ и сказал: "Поистине Богу угодно паче всего сердечное произволение на добрые дела; стяжи каждый человек такое произволение и спасение близ тебя, кто бы ты не был и где бы ты не жил". Как поучительно это сказание, особенно для вас, матери и жены христианки! В самом деле: что больше всего отравляет семейную жизнь, как не сплетни да ссоры женские? Что нарушает тишину и мир в семье, что заставляет родных братьев расходиться врозь, как не перебранки их жен, счеты да укоры, бесконечные жалобы мужьям, а иной раз и прямо — домашняя война? Сегодня не поделили одно, завтра побранились из-за другого, — терпят-терпят бедные мужья, смотрят-смотрят на эти бабьи раздоры, да и решают меж собой: "Нет, брат, видно нашим бабам мирно не ужиться, надо положить конец этой войне, — разойдемся -ка лучше мирно да любовно, чтобы им было нечего делить..." И расходятся, а в конце - концов и вправду бывает нечего делить, не к чему рук приложить: ведь легко сказать — новое гнездо себе свить, домом обзавестись, хозяйство устроить!... Пока вместе живут, все спорится, все спеется, видимо Бог семью благословляет; а разойдутся — и тот и другой стали нищими... А из-за чего разорили родное отцовское гнездо? Отчего не пожилось мирно — одним домом, одною семьею? Правда, нередко и мужья бывают неправы: один запьет, а другой работать за него не хочет: но, право же, гораздо больше вины ложится на их безрассудных жен! И ничем столько не грешат женщины, как своим злым языком! Обо всем они судят и рядят, до всего им дело, редкий день всех соседей не переберут по косточкам, всем и всему от них достается!.. Так и в семейных делах: где бы помолчать, а безрассудная женщина на одно слово скажет десять; где бы уступить, — она ни за что; свекровь, как старшая в доме, дает ей дело по хозяйству, а она начинает ей грубости говорить... А сколько греха бывает у них между собою, между снохами — и не перечтешь! Недаром сложилась пословица: "чем больше баб в семье, тем больше греха в избе". И почему бы кажется не жить мирно да ладно? Уж если бы делить что в доме, то никак не женам, а мужьям их: ведь они хозяева в доме, они настоящие скопидомы, а жены — знай каждая свой уголок, знай своих детей да слушайся старшей в доме хозяйки! Так нет же, — каждой хочется набольшей быть, каждая хочет распоряжаться другими: "ты умна, а я умнее тебя; а вот же не пойду, не сделаю, поставлю на своем..." А не удалось в слезы да к мужу с жалобой! — Бедные мужья! Усталые они пришли домой с тяжелой страдной работы полевой; пот льет ручьями с их загоревшего лица, рубахи на них — хоть выжимай, ноги едва плетутся, только бы отдохнуть да подкрепиться трудовым куском, а их встречают жены с жалобами: горшки не поделили, свекровь забижает, из-за ребят перессорились... Неразумные! Пожалейте хоть мужей своих — тружеников, пощадите их, дайте им вздохнуть хоть немного: посмотрите, как они устали — измучились! А вы пристаете к ним еще со своими ссорами да раздорами, с жалобами да укорами... Да если бы и не поладили вы в чем между собою, не доводите дела до мужей своих, — право же им не до ваших ссор; помиритесь сами, как знаете, не тревожьте их — своих тружеников! Если жена крепко любит своего мужа, то и виду не подаст ему, что огорчена чем-нибудь: она встретит его ласково — приветливо, постарается успокоить его, чтобы вышел он завтра на работу с новыми силами, с душою спокойною. Ведь тогда он и сделает-то за двоих, да и тебя-то вдвое крепче будет любить: ведь сердце сердцу весть подает. Подумайте еще, какой вы пример подаете своим детям? Будут ли они уважать и любить своих бабушек и тетушек, с которыми вы то и дело ссоритесь? Будут ли они дружно и мирно между собою жить, когда их матери то и дело перебраниваются? Ведь вы и за себя и за них, и еще больше за них Богу ответ дадите! Горе тому, кто малое дитя соблазнит, говорит Спаситель наш: а разве вы не соблазняете их дурным примером своим, разве они не учатся, смотря на вас, ссорам да брани? Пожалейте же их, пожалейте себя, пожалейте мужей своих! Живите между собою так, как жили те две праведницы, которых преподобный Макарий нашел; живите дружно да любовно, и вы будете истинным утешением, настоящими помощницами в жизни своих мужей. Кротость, молчаливость, послушание мужу — вот лучшее украшение доброй жены-христианки, вот «ее нетленная красота», которую восхваляет и святой Апостол Петр, называя ее «драгоценною в очах Божиих» (1 Пет. 3; 34). Кротость, молчаливость и любовь к мужу — вот ваши сильные средства, при помощи которых вы можете много — много делать доброго! Чего не может сделать доброе слово любящей жены? Чего не сделает муж для любимой подруги? Если уж он, не жалея души своей, часто решается на грешное дело, только бы угодить жене, то ужели он не послушает ее доброго совета на доброе дело? Да только бы она сама стоила любви его, только бы сумела заслужить эту любовь, а уговорить мужа, чтобы он бросил пьянство, принялся за хозяйство, помирился с братом — добрая и умная жена сумеет... Матери и жены-христианки! К вам нынешнее слово мое. Помните: вы сестры между собою, семья — ваш общий улей: будьте же мирными пчелками Божиими трудолюбивыми! Свекровь — это мать ваша, не могите ее оскорблять чем-нибудь! — Кто родителей почитает, тот вовек не погибает, слушайтесь ее, любите, как любила свою свекровь оная древняя Руфь, которая и по смерти своего мужа не захотела расстаться с его матерью, ушла с нею на чужую сторону: — "Куда ты пойдешь, туда и я пойду, — говорила она свекрови своей, — где ты будешь жить, там и я буду жить, твой Бог будет моим Богом, твой народ — моим народом, одна смерть разлучит меня с тобою!" И за то наградил же ее Господь: она была праматерью Царя Давида, а от Давида — вы знаете — произошел Сам Господь наш Иисус Христос. Вот чем наградил Господь верную сноху за то, что не покинула своей свекрови в несчастии, разделила с нею ее долю сиротскую!.. Оглавление 147. Вифлеем «И ты, Вифлееме, земле Иудоеа, ни чимже менши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя, Израиля» (Мф. 2; 6). Вифлеем — это благословенная родина Господа нашего Иисуса Христа! Кому не знакомо это дорогое имя с самого раннего детства? Кто из нас не слыхал его еще в те счастливые годы, когда, бывало, мы, малютки, с открытыми устами слушали рассказы родителей наших о том, как родился на земле Спаситель наш, и эти дивные рассказы печатлелись неизгладимыми чертами в наших невинных сердцах! О, с каким восторгом мы уносились тогда мыслями в этот неведомый нам, но уже дорогой нашему сердцу уголок святой земли! В нашем детском воображении живо представлялись тогда и темный вертеп, и скромные ясли, и волхвы-мудрецы, и пастыри-простецы, и чудная звезда, и Небесные Ангелы с их дивною песнью, а там в вертепе, около яслей, прекрасный старец — Обручник Пресвятой Девы и нареченный отец Сына Божия, и Сама Она — в женах Преблагословенная, а в яслях тех Господь наш яко Младенец, повитый пеленами, яко Отроча младо — Превечный Бог! И теперь сердце радостно бьется при размышлении о всем, что совершилось в ту благословенную ночь, когда в Вифлееме родился Спас миру — Христос, и теперь на душе становится легко и отрадно при одном упоминании священного имени Вифлеема. Вифлеем находится в двух часах пути на юг от града Иерусалима; он расположен на горе, покрытой роскошными садами фиг, маслин, гранатов и виноградников. Вся окрестность дышит свежестью и каким-то веселием: куда ни взглянешь — везде видны горы и долины в зелени садов, а в разных местах среди деревьев высятся сторожевые башни, что много украшает этот счастливый городок. Когда любуешься на эти живописные окрестности, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, какие совершились здесь. Вон вдали виднеется небольшое четырехугольное здание, накрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена близ дороги в Вифлеем. А вот и развалины той Рамы, о которой упоминал Пророк, предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: «глас в Риме слышан бысть плача и рыдания и вопля: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть!» Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила как мать, за что и наградил ее Господь великим счастьем: она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза. А там, внизу, в долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи — юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе и пел свои дивные псалмы; многие псалмы поют об этих горах, в которых он знал каждое ущелье, каждую пещеру, каждый источник прохладной воды. В этих горах не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду гонялся за ним, как за беглым рабом или каким-нибудь злодеем. И вспоминаются трогательные, умоляющие слова невинно гонимого, кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: "За что господин мой преследует раба своего? Что я сделал? Какое зло в руке моей? Сам Бог пусть рассудит между мною и тобой, ты гоняешься за мною как гоняются за куропаткой по горам!" (1 Цар. 26; 18-20, 24; 13). Здесь, в Вифлееме, отыскал его Пророк Самуил и впервые помазал на царство, и когда Давид сделался Царем в Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. А вот и кладезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, пожелал напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из его храбрецов с опасностью для жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю. Но мужественный Царь вылил эту воду вместо жертвы Богу, говоря: "Сохрани меня Бог! Ужели я стану пить кровь этих храбрецов?" — Вслед за тем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. — Далее к югу, за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот премудрый царь устроил водопровод в Иерусалиме, и поныне снабжающий водою мечеть Омарову. — А вон к востоку видна прекрасная долина пастырей, поросшая плодовитыми деревьями; там они пасли стада свои в ту священную ночь, когда предстал им Ангел Небесный и сказал: «не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давыдове...» (Лк. 2; 10-11). И внезапно явилось с тем Ангелом множество воинств небесных, и воспели они Господу дивную песнь: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!..» Сколько великих, трогательных воспоминаний!.. Храм над пещерою, где родился Господь наш Иисус Христос, высится отдельно от селения, на самом краю горы, с восточной ее стороны, и огромные стены древнего монастыря издали походят на крепость. Величественный храм построен царицею Еленою в виде креста. В западной конечности креста расположено в четыре ряда сорок восемь мраморных колонн; потолка над ними нет, а прямо на стенах положены кедровые балки и стропила, украшенные резьбою, а на них оловянная крыша. Главный алтарь стоит над пещерою Рождества Христова (изображение и краткое описание места Рождества Христова и святых яслей см. в листке № 37). Под всем храмом идут пещеры, в которых устроено несколько алтарей; там же гробница блаженного Иеронима, который много лет подвизался в этих пещерах; неподалеку от него покоятся две его блаженные ученицы — Павла и дочь ее Евстохия; они происходили из благородной римской фамилии, но променяли роскошный Рим с его богатыми палатами на эти пещеры, основали в Вифлееме несколько женских монастырей, и окончив свою труженическую жизнь у яслей Христовых, обе погребены в одной могиле. В Вифлееме насчитывается около 4500 жителей и замечательно: между ними нет ни одного еврея. Еще Тертуллиан, писатель второго века по Рождестве Христове, спрашивал евреев: "Как же вы ожидаете Мессии из Вифлеема, когда там нет ни одного из вас?" — Жители Вифлеема делают костяные и масличные четки, перламутровые кресты, образки, изображения гроба Господня и тому подобные вещи. Оглавление 148. Святая Церковь – наша благодатная мать Братие мои! Все мы зачинаемся в беззакониях, и рождаемся во грехах; а это такое несчастие, пред которым все преимущества и дары нашей природы гибнут. Какая польза, что ты человек, если в то же время ты грешник неоправданный? «Чада бывают мерзска, чада грешников; и аще родятся, на клятву родятся, аще умирают, в клятву разделены будут» (Сир. 41; 8,12). Что за радость человеку жизнь, над которою тяготеет вечное проклятие? Ах, если бы у нас было одно естественное рождение, то мы были бы несчастнее всех тварей! Если бы отцы и матери рождали детей только на грех: то лучше бы в целом мире никому не быть отцом и матерью! Если бы дети рождались только грешными, без надежды оправдания и освящения, тогда о всех вас надлежало бы сказать то же, что Спаситель наш сказал об одном человеке: лучше было бы, если бы тот человек не родился! Но когда ваше дитя возбуждает одну жалость без надежды помочь ему обыкновенными средствами человеческими, тогда к нему и к вам спешит на помощь святая Церковь. Тогда является она истинною и богоучрежденною матерью и приемлет в свои объятия мать и дитя тотчас по рождении. Когда родившая и рожденное страждут, и когда при этом зрелище ваша душа находится в тягостном, иногда крайне сомнительном положении, тогда святая Церковь с нежнейшим участием входит в ваше положение. Вы спешите к врачам телесным; она, благословляя ваши попечения, обращается к Целителю всемирному и молит Господа Вседержителя, чтоб Он был Сам Врачом родившей: чтобы сохранил душу и тело ее от крайнего изнеможения, которое теперь весьма естественно; и чтобы скорее восстановил ее от одра болезни. Святая Церковь умоляет Владыку жизни, чтобы Он поставил небесных стражей у болезненного одра матери; оградил почивающую на нем светлыми и сияющими Ангелами, и хранил ее — больную и слабую — не только от враждебных сил невидимых, но вместе от злобных, завистливых и презорливых взглядов людских. После сего вы можете не просто успокаивать вашу больную; нет, — вы должны с благоговением приступать к одру ее: потому что здесь не вы одни, а есть лучшие вас, светоносные существа. Что можете вы находить особенного в этой колыбели, в которой первый раз после утробы матерней упокоился ваш новый семьянин? Ничего, кроме обыкновенного приюта, какой вы дали слабому из слабейших существ. Святая Церковь, при взоре на колыбель дитяти, воспоминает ясли, в которых возлегал Искупитель наш, «яко Младенец, и яко Детище был восприемлем». Она умоляет Господа собственным Его младенчеством соблюдать вашего младенца «от всякого яда, от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго». Она молит своего и вашего Спасителя, чтобы Он и вашу мать и ваше дитя «покрыл кровом крыл своих, якоже кокош покрывает птенцов своих» (молитвы в 1-й день по рождению). Ах, братие мои, может ли быть важнее сих попечений Церкви? Может ли что сравниться с ее материнскою любовью и усердием к вам? — Святая Церковь начинает возрождение младенца наречением ему имени. Нарекая святое имя, Церковь выражает то действие, которое совершалось над Искупителем в восьмой день по закону Моисееву, и тем самым старается ближе поставить вашего младенца к его и вашему Спасителю. Вы много дорожите именами отличий, какие доставляет вам общество; вы говорите, что имя дает человеку вес и значение в свете. Разве имя церковное не дает значения вашему дитяти? Оно есть у него первая собственность, которая останется с ним на всю жизнь; оно для вас неоднократно будет служить единственным выражением нежнейшей любви и привязанности вашей. Получая имя, ваш новорожденный получает себе представителя на небе, молитвенника за себя пред престолом Божиим, — получает Ангела хранителя своей жизни, который неусыпнее вас, который нежнее и усерднее к его спасению и безопасности, чем вы, земные отцы и матери; который разделит с вами все ваши земные, попечения о дитяти и прибавит к вашим свои небесные молитвы. К именам сынов и дочерей своих вы прибавляете фамилии ваши собственные, фамилии ваших предков, — особенно если эти предки славны. Разве менее важны и знамениты те святые фамилии, которые дает Церковь вашим детям? Вы непрестанно слышите славные имена Павлов, Иоаннов, Александров, Екатерин, Марий и множество других: разве это пустые звуки? Нет ближайшего для нас напоминания о Церкви небесной, как ваше имя, для дитяти оно есть истинный узел, связующий его с небесною Церковью, и потому — истинное благодеяние Церкви. —Когда вы помышляете о том, как бы устроить домашний праздник в честь нового семьянина вашего, Церковь заботится устроить торжество, гораздо важнейшее и для вас и для него, — заботится совершить великое и пренебесное таинство Святого Крещения. И здесь-то собственно является она матерью, рождающею Христианина; потому что Крещение есть наше духовное рождение, есть торжество благодати Божией, о котором бывает радость на небеси пред Ангелами Божиими. Может быть, ты не раз приготовляла душистые воды, чтобы погружать в них юного любимца души твоей; но что значат твои воды перед освященною водою, в которую святая Церковь погружает твое дитя? Те не могут омыть ни одного пятна болезненного на теле младенца, и худо укрепляют слабые члены его; вода Святого Крещения омывает древнюю, закоренелую болезнь нашу, омывает первородный грех. В таинстве Крещения человеку возвращается его первобытная невинность и святость, которая потеряна еще в раю. Таинством Святого Крещения крещаемый освобождается из темной области сатаны, и причисляется к сонму чад Божиих. В таинстве Крещения он сочетавается Искупителю и Творцу своему, приемлет Его образ, прививается к Нему, как юная ветвь к древу жизни. Словом, он весь пересозидается. Чело, орудия зрения, слуха и обоняния, перси, руки и ноги — все знаменуется в нем печатию дара Духа Святаго в таинстве Миропомазания. Самая одежда крещаемого, — простая и безыскусственная, цвета самого естественного — белого, получает в таинстве Крещения, характер высший и священный: она есть выражение чистой и оправданной души, паче снега убедившейся; есть указание на, одежду нетления, на облачение в заслуги Искупителя и Господа нашего: «спицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». — В сороковой день по рождении, св. Церковь действием воцерковления спешит сретить ваше дитя и мать во храме Божием подобно тому, как Искупителя нашего Симеон и Анна сретили в храме Иерусалимском. Действием воцерковления Церковь отверзает новорожденному вход во святой храм, и вводит его туда, как в новую вселенную, созданную и освященную Кровью Искупителя нашего. "Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему", — говорит при сем иерей. Действием воцерковления Церковь поставляет новорожденного среди избранных Божиих, и причисляет к лику певцов бесплотных, да славит и воспевает Зиждителя всяческих: "посреде Церкви воспоет Тя". Действием воцерковления Церковь спешит представить младенца алтарю или престолу Божию в знак того, что здесь происходит новая встреча и приветствие младенца с Господом, и что отселе ваше дитя есть святая жертва, принесенная вами Богу. После сего вы можете предаваться всей родительской нежности к своим детям. Из любви к вам святая Церковь употребила сильнейшие средства (ибо ничего нет сильнее Таинств ее), чтобы даровать высшую жизнь дитяти вашему, — и даровала, оправдав его, крестив его, просветив, миропомазав, освятив и омыв во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что такое теперь для вас дитя ваше? Он есть родной сын уже не вам одним, а вместе благодатный сын Господа, друг святых Божиих, дитя Церкви Божией, семьянин целого мира Христианского; потому что каждый Христианин, кто бы он ни был, где бы ни жил, — по духу Христианства обязан также пещись о нем, как о собственном детище. Что такое дитя ваше? Возрожденное Церковью, оно есть существо лучшее и светоноснейшее вас — есть ваша святыня, с которой вы должны обращаться не только с любовью и ласками, но и с великим уважением. Может статься, что вы давно уже потеряли святость Крещения, какую сообщила вам Церковь, и благодать Божия уже отступила от вашего дома. Теперь она опять вступила в дом ваш с вашим новорожденным, почивая на нем и готовая почить на всей вашей семье. (Из "Бесед"Я. К. Амфитеатрова) Оглавление 149. До чего ослепляет распутство! Ангелы поразили содомлян телесною слепотою потому, что умом они уже давно сами ослепли. Когда похоть блудная усилится в человеке и обратится в привычку, то она совершенно ослепляет ум его, так что он не видит ни Бога, ни людей, ни себя самого. Он — ни Бога не боится, ни людей не стыдится, ни себя не щадит; как слепой он прямо идет к пропасти адской и, падая в нее, погибает. Не видит ослепший умом блудник Бога, ибо не помышляет о гневе Его, не страшится Его грозного мщения. А Бог воистину гневается на того человека, который оскверняет себя блудным грехом, потому что такой человек не только преступает заповедь Божию — «не прелюбы сотвори», но и Самого Сына Божия, Христа Спасителя нашего, оскорбляет, «отнимая, - по слову Апостола, - члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы, ибо тела наши суть члены Христовы» (1 Кор. 6; 15), так что оскверняющий грехом свое тело, оскверняет в себе члены Христовы. Мы облеклись во Христа святым Крещением: «все во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (Гал. 3; 27), чтобы быть наследниками Его Царствия. И если бы кто осмелился осквернить царскую порфиру или, лучше сказать, самого царя, то не прогневался ли бы царь на такого негодного человека? Не предал ли бы его на мучение? А блудник христианин именно это и делает: он своим грехом оскорбляет Христа, в Которого облекся. Как же не гневаться на него Христу Богу? Как не осудить его на лютые мучения? Если в Ветхом Завете Бог не щадил развратников, а истреблял — одних потопом, а других — дождем огненным и серою горящею; то пощадит ли Он ныне, когда и заповеди Божии всем известны, и Сам Христос в телах наших обитает, да и законы гражданские угрожают казням таким нечестивцам? Как Богу не осудить на казнь вечную тех, кои, презирая все законы, не боятся никаких наказаний и грешат неудержимо? И Он будет казнить их, казнить беспощадно: «блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13; 4), говорит святой Апостол. Он уже приготовил на них меч Свой изощренный, как это видно из Апокалипсиса Святого Иоанна Богослова. Бог ненавидит развратников как врагов Своих, потому что «плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8; 7), то есть необузданная похоть плоти — вражда на Бога. И если долготерпеливый Господь не казнит этих врагов Своих во время самого греха, ожидая их покаяния, — за то будет время, когда Он «омоет руки Свои в крови нечестивого» (Пс. 57; 11), если тот не покается. А бывает и то, что смерть застает нечестивцев во время самого грехопадения, как это было во время потопа и при погибели Содома и Гоморры. Да и теперь, когда блудник совершает грех свой, Бог на него гневается, как на врага Своего, над ним висит меч правосудия Божия, под ним раскрывает уста свои ад, для него возжигается геенна огненная, умножается червь неусыпающий, его ждут муки тартара и тьма кромешная, его готовы похитить руки бесовские, да и похитили бы в ту же минуту, если бы Бог попустил... Святые Ангелы не могут смотреть на него и отвращаются, святые Божии им гнушаются, Ангел хранитель плачет, демоны радуются, а он, несчастный, ни о чем и помыслить не хочет: он ослеп, не видит Бога, не видит уготованной ему гневом Божиим муки вечной! Не видит ослепший умом блудник и людей, то есть не стыдится их, хотя и знает, что всем известно его беззаконие и все смеются над ним. А ему и дела нет до того — он потерял всякий стыд! Таков был Ирод, который отнял жену у брата своего и жил с нею без стыда. Не видит, наконец, ослепший умом своим блудник и себя самого, — не видит того, что он теряет, каких великих благ лишает сам себя. И во-первых, он губит блага вещественные, теряет имение и богатство, приходит в скудость и нищету, как написано в Притчах: «кто знается с блудницами, тот расточает имение» (Притч. 29; 3). Пример тому — блудный сын, который расточил свое имение с блудницами и пришел в такую нищету, что рад был кормиться со свиньями. Распутство доводит до нищеты и всяких бед не отдельных только лиц, но разоряет и целые города, целые страны, отнимает у царей скипетры, делает бессильным войско. Сколько бед попущением Божиим обрушилось на Давида, Царя Израильского, за грех прелюбодейства! Хотя самый грех и был ему прощен ради его покаяния, и он не погиб навеки, однако же подобающее за грех наказание не миновало его: на него восстал его собственный сын и он на время лишился царства; ему привелось потерпеть поношение от Семея и много других невзгод. — Губит распутный и блага, от самой природы ему данные, губит свое здоровье, красоту лица, светлый взгляд, приятность голоса, губит он бодрость духа, мужество, крепость и силу телесную, — все это от распутной жизни слабеет, вянет как цветок и погибает... Не говорю уже о тех несчастных, которые заражаются ужасною и мучительною болезнью распутства, которая точно червь неусыпающий съедает тело человека и делает несчастного пугалом для всех... Женатый развратник или прелюбодей теряет любовь своей жены, которая гнушается им, а иная назло мужу сама вдается в распутство. — Наконец губит несчастный и самую жизнь свою, сокращая ее невоздержанием, — он прежде времени стареет и умирает... А как часто такие люди умирают не своею смертью, — от отравы или убийства! Иные из-за распутных женщин вызывают друг друга на поединок и погибают. Но, чтобы не распространять слова, скажу, что распутный человек губит и свои душевные способности; его память изнемогает, рассудок помрачается, воля порабощена страсти, — ибо он не то делает, что хотел бы, а то, чего и не хотел бы делать, — к сему влечет его греховная привычка. Да и вообще все добродетели такого человека превращены в грехи, ибо «упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти, - по слову Премудрого, - развращает ум незлобивый» (Прем. 4; 12). А самая незаменимая потеря для души — это лишение благодати Божией: она лишается усыновления Богу, наследия Царствия Небесного, дружества со Ангелами, общения со святыми, вечного царства со Христом и Его вожделенного лицезрения, в котором состоит все веселие, вся радость, все блаженство святых Божиих: «насыщуся», сказано, когда явится мне слава Твоя (Пс. 16; 15). И все это развращенный человек губит, и ни о чем не жалеет! А в конце концов он осужден будет на муки вечные, в огне неугасимом, где ожидает его червь неусыпающий, тьма непросветимая, тартар, которого трепещет сам сатана, — и всего этого он несчастный — точной слепой — не видит, — не хочет видеть, не хочет подумать о том!.. Он не щадит себя — прямо идет на эти лютые мучения! О, какая это ужасная слепота, которой подвергается грешник ради минутного наслаждения! Правду сказал Давид от лица такого грешника: «постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу» (Пс. 39; 13). И вот эту-то слепоту душевную, слепоту произвольную Ангелы Божии наказали в содомлянах слепотою телесного, а потом и страшным огнем небесным: «и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли» (Быт. 19; 24,25). За разжжение похотное — огонь, за смрад греха — смрад серы... О, вы, подражатели развратной жизни содомлян! Смотрите, какая казнь вас ожидает! Если так было в Содоме — что будет в геенне огненной? Кто может описать это мучение, этот смрад, это пламя огненное? Слышите, что говорит Апостол Иуда: «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодейетвовавшие, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 1; 7) — в пример подобным им распутным нечестивцам! А что всего ужаснее — это то, что не пощадил разгневанный Господь и грудных младенцев, греху непричастных: с виновными отцами погибли и невинные дети, хотя, конечно, милосердие Божие не попустит им страдать с отцами в муках геенны огненной... И вот, страна, которая некогда цвела аки рай Божий, стала страною смерти и ужаса за грехи человеков, обитавших в ней!.. О люди, дерзающие прогневлять Бога скверными грехами своими! Страшитесь грозного гнева Божия; если не покаемся, то не минует он нас или здесь, или там, в будущей жизни!... (Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского) Оглавление 150. Благодатное врачевство против пьянства О, пьянство —окаянство! До чего доводит оно своих неразумных приверженцев! Сколько добрых и честных людей сгубило оно, сколько семей разорило, сколько сирот пустило по миру оплакивать грехи родителей да свою долю горькую? Начинает человек с малости, пьет сначала для здоровья, после тяжелых трудов, — ну и довольно бы с него одного стакана; за это и Бог не осудит трудящегося в поте лица; так нет же: надо выпить для дорогого гостя, для приятеля, — и это бы еще не беда, если б было изредка, да умеренно, а то — ныне праздник, завтра похмелье; а там смотришь уж и привык, втянулся, пьет уж один, и чем чаще, тем больше, и с собой уж не может сладить: его так и тянет к вину, и вот он доходит до запоя, до страшной болезни, когда его испорченный желудок требует вина уж без меры, без перерыва, и — Боже мой! — кто же не знает, чем все это кончается?.. Мудрость земных врачей отказывается лечить таких несчастных; против запоя нет средств у них, нет лекарства; и нет больного несчастнее пьяницы! Всякий другой больной находит себе хоть какое-нибудь утешение: его жалеют, о нем заботятся добрые люди; да если даже и люди покинут его, он все же может сказать себе: "Так Богу угодно, поделом мне окаянному! Накажет Бог да и смилуется!" и в этой преданности в волю Божию он может найти успокоение своей скорбящей душе. А пьяница? Его все бегают, от него отворачиваются, и — посмеет ли он, несчастный, утешить себя тем, что "так Богу угодно?" Ведь это будет богохульство; сам виноват и никто больше, — вот что скажет ему тогда его собственная совесть!.. Но чего не могут сделать люди, то силен сотворить всемогущий Господь. У Него милосердного есть верное врачевство и против этой ужасной болезни — против пьянства и запоя. Это врачевство всем доступно, всякому прикладно: оно называется покаянием. Сознай только свой грех тяжкий, очисти себя таинством Покаяния, соединись с Господом во святом Причащении, поведай Ему беду свою лютую, болезнь неисцельную, и проси исцеления, — а Он всегда готов помочь тебе. Он скажет слово — и исцелишься ты, Он коснется тебя десницею Своей — и престанет болезнь твоя: отскочит от тебя демон искуситель, приблизится к тебе Ангел хранитель и покроет тебя от помыслов искусительных... Для укрепления веры кающегося есть и особые благодатные средства, силу которых опытом дознали страдавшие запоем, — это усердное чтение слова Божия и теплое сердечное призывание сладчайшего имени Господа Иисуса. Вот что пишет об этих средствах один опытный в духовной жизни подвижник. Встретился он однажды с офицером, который носил святое Евангелие у себя на груди в дорогой серебряной оправе, и усердно каждый день прочитывал по Евангелисту. Старец спросил офицера, почему он так любит слово Божие и тот рассказал ему вот что. "Я с молодых лет служил в армии; знал службу и любим был начальством, как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже; я по несчастию и приучился пить; да под конец так, что открылась и запойная болезнь. Когда не пью, то исправный офицер; а как закурю, то недель шесть в лежку... Долго терпели мне, наконец за грубости генералу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, а если не исправлюсь, и не брошу пить, то угрожали и строжайшим наказанием. — В сем несчастном состоянии я сколько ни старался воздержать себя, и сколько от сего ни лечился, но никак не мог покинуть моей страсти; а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты. Услышав сие, я не знал, что с собою делать. — В одно время я с раздумьем сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах, с книгой для сбора на церковь. Кто что мог, подали. Он, подошеди ко мне, спросил: что ты такой печальный? — Я пересказал ему мое горе. Монах, сочувствуя моему положению, начал говорить: "Точно то же было с моим родным братом; — и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он, когда захочет вина, то, нимало не медля, прочел бы главу из Евангелия, если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. — Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питью в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. — Поступай-ка и ты так, — увидишь пользу! У меня есть Евангелие, пожалуй я принесу тебе..." Выслушав это, я сказал ему: "Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не могли удержать меня?" (Я сказал сие так потому, что никогда не читывал Евангелия.) "Не говори этого, — возразил монах, — уверяю тебя, что будет польза..." На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал, да и говорю: "Не возьму я его; тут ничего не поймешь; да и печать церковную читать я не привык". Монах продолжал убеждать меня, что в самых словах Евангелия есть благодатная сила; ибо написано в нем то, что Сам Бог говорил. — "Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь и трепещут; а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов... Да вот тебе еще скажу: Иоанн Златоустый пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобоприступна для их козней". — Я взял Евангелие, положил в сундучок с прочими моими вещами, да и забыл про него. — Спустя несколько времени пришло время мне запить: смерть захотелось вина, и я поскорее отпер сундучок, чтобы достать деньги и бежать в корчму. Лишь только я открыл крышку, первое попалось мне в глаза Евангелие, и я вспомнил все то, что говорил мне монах. — Развернул я начал читать сначала первую главу от Матфея. Прочитав ее до конца, именно ничего не понял; да и подумал: "Монах сказал, что тут писано то, что Бог говорил; а тут одни только какие-то имена... дай прочту другую главу". Прочел, и стало понятнее. —Дай же и третью... Как только ее начал, вдруг звонок в казарме: к местам на койки. Следовательно уже идти за ворота было нельзя; так я и остался... Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: "Прочту главу из Евангелия; что будет?" Прочел и не пошел. Опять захотелось вина, и еще стал читать, и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину, я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, наконец, как только окончил всех четырех Евангелистов, то и страсть к питью совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот, ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка. — Все удивлялись такой во мне перемене; по прошествии трех лет опять возвели меня в офицерский чин и наконец сделали командиром. Я женился, жена попалась добрая, нажили состояние, и теперь, слава Богу, живем да по силе-помочи бедным помогаем, странных принимаем. Вот уже и сын у меня офицером, и хороший парень. Слушай же, с тех пор, как я исцелился от запоя, дал себе клятву: каждый день, во всю мою жизнь читать Евангелие, по целому Евангелисту в сутки, не взирая ни на какие препятствия. Так теперь и поступлю; если очень утомлюсь, то вечером лягу в постель и заставлю прочесть надо мною целого Евангелиста жену мою, или сына моего. — В благодарность и во славу Божию, я это Евангелие оправил в чистое серебро, и ношу всегда на груди моей". — Со сладостью я выслушал сии речи капитана, и сказал ему: "Такой же пример видел и я; в нашем селе, на фабрике, один мастеровой был очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер; но, по несчастию, тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, то проговаривал бы: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного", — тридцать три раза, по числу тридцатитрехлетней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять, и вскоре совершенно кинул пить; да еще что же? Чрез три года ушел в монастырь. — "А что выше, — спросил капитан: — Иисусова молитва или Евангелие?" — "Все одно и то же, — отвечал я, — что Евангелие, то и Иисусова молитва, ибо Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все Евангельские истины. Святые отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия".
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 20
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  01:51 | 12.12.2017