Меню
Назад » »

Троицкие Листки (124)

Как переносить обиды? Тебя обижают другие, а ты терпи; тебя обижают, а ты сожалей о них, что грешат; тебя обижают, а ты заботься о том, нельзя ли их как-либо сделать добрыми, и сам подавай им добрый пример словом и делом. Авва Пимен говорил: "Зло никаким образом не истребляет зла; а потому, если кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло". Мать Феодора спросила Феофила, патриарха Александрийского: "Что значат слова апостола: «время искупующе?" (Кол. 4; 5).Он отвечал ей: "Слова апостола указывают на прибыль: тебе, например, предстоит время поношения? Искупи ты это время поношения смирением и долготерпением, — и получишь для себя прибыль. Предстоит тебе время бесчестия? Опять искупи это время терпением, — и получишь прибыль. Таким образом, если мы захотим, то все неприятности будут служить нам на пользу". Мать Феодора рассказывала: «Один благочестивый муж терпел от кого-то ругательство. Он говорит ругателю: "Мог бы и я отвечать тебе тем же, да закон Божий заграждает уста мои"». Брат, отправляясь на торг, спросил авву Пимена: "Что ты присоветуешь мне делать?" — "Будь другом того, кто тебя обидит, — отвечал ему старец, — и спокойно продавай свои вещи". (Из наставлений святых отцов) Оглавление 547. До чего доводит гордость «Бог гордым противится» (Иак. 4; 6), — кто же может помиловать их? «Нечист бо пред Господем всяк законопреступник» (Притч. 3; 32), — кто же может очистить его? Блудных исцеляют люди, лукавых и злых — Ангелы, а гордых — только Сам Бог", — так говорит преподобный Иоанн Лествичник. И действительно: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3; 34); а когда отступит от человека Божия благодать, то им овладевает отец всякой гордыни, сатана, и страшно подумать, до какого безумия, умоисступления, даже до беснования может он довести несчастного гордеца... Вот что сам о себе рассказывает преподобный Елисей, ученик великого отшельника Египетского, преподобного аввы Исаии: "За гордость мою мною овладел бес ненависти: я не мог видеть старца, не мог слышать голос его; его слова казались мне острыми стрелами. Стоя с ним на молитве, я проклинал его, и от ненависти и омерзения к старцу не раз вставал ночью, чтобы убить его; боялся только другого ученика, отца Петра. Старец всячески старался меня уговорить, а я все делал ему наперекор: когда он стоял на молитве, я сидел; когда он бодрствовал, я спал; когда он плакал, я смеялся. Так я был послушен бесу. И вот бес начал мне показывать во сне неподобные (непристойные) мечтания на старца, а я, окаянный, стал верить этим мечтаниям, и часто уже наяву стал видеть то, что прежде представлялось мне во сне; я начал верить скверным и нечистым помыслам на старца, истекающим из сердца моего, и соглашаться с ними. Бес гордости стал моим учителем, и чему он научал меня тайно и сокровенно, то начал я произносить перед всеми. Сидя в келье, говорил я сам себе от гордости: "Кто этот льстец и лицемер, низкого происхождения, коего я, сын благородных родителей, считаюсь учеником, подаю ему воду на руки, приготовляю пищу, как слуга, собираю дрова и, как раб, ему работаю? Он бы должен мне служить и повиноваться, а не я ему. Сколько огорчений, скорбей и печалей я потерпел от него! Сколько он меня уничижал, сколько зла мне он наделал!" Так бес внушал мне, а я все более и более ожесточался против старца. Помысл говорил мне: "Уйди от этого проклятого: он не монах и не христианин; можешь и один жить в келье". И когда братия приходили к старцу пользы ради, то я сидя у дверей его кельи, говорил им: "Братие, сей отец блудник и идолослужитель; что прельщаетесь, приходя к нему?" Так прошло четыре месяца. Братия, руководимые благодатью Божией, продолжали ходить к старцу, а я, несчастный, смотря на это, сокрушался и плакал. Старец, видя меня в таком положении, говорил: "Чадо доброе! Очисти твое сердце, смири твои помышления, возлюби смирение Христово, гнушайся гордости, и внимай себе". А я, когда он говорил так, гневался, огорчался и смущался; его слова уязвляли меня, как стрелы. Я не мог сидеть с ним за трапезой, пища казалась мне смрадной. Помысл не переставал твердить мне: "Уйди отсюда; смотря на этого старца, тебе нельзя спастись..." Так, вместо того чтобы охудшать и осуждать себя, я осуждал раба Божия. Когда я находился в такой буре от смущения помыслов, отец мой, Прокопий, живший в Александрии, известил меня письмом, что мать моя умирает: "Приди увидеться с ней, пока не умерла". Через брата Петра я сказал об этом старцу. Старец сам пришел ко мне и начал говорить: "Чадо доброе! Пребывай здесь с терпением, Бога ради; если же ты не послушаешься меня и пойдешь, то родителям никакой пользы не принесешь, а себе повредишь: отступление твое накажет тебя". Услышав это от старца, я, по действию бесовскому, воспылал гневом и дерзко отвечал старцу: "Обманщик, идолослужитель, блудник и прелюбодей! Или и меня хочешь ты сделать подобным тебе идолослужителем и блудником?..." Я кричал так, что на мой крик сбежались многие из отцов, и все старцы укоряли меня и бранили. Тогда я, наущаемый бесом, схватил свою одежду, разорвал ее сверху донизу и, бросив в лицо старцу, вышел нагой из кельи. Потом зашел в келью одного старца, украл у него праздничную одежду и пошел в Александрию. Мать свою я нашел уже умершей, а отца больным. Через три дня скончался и отец мой. В то время, когда я заботился о наследстве и доставшемся богатстве, и раскаивался в том, что принял монашество, настал вечер. Я лег в постель и стал размышлять о своей пустыне и об отце Исаии. "Слава Тебе, Христе Боже мой! — говорил я. — Ты избавил меня от этого обманщика, лживого старца". Вдруг слышу я голос, подобно грому говорящий: "Пагуба и всегубительство дому Прокопиеву!" При этом поднялся ветер, а мой дом загорелся с четырех углов. Я вскочил в испуге, и едва смог я и все, бывшие в доме, выбежать из него. Сбежались соседи, но никакой помощи не могли подать: огонь пожирал и самые камни. Тогда в глубокой скорби и унынии я пошел и повергся в церкви святого Мины. Но и тут бес сказал мне: "Знай, что во всем, что случилось с тобой, виноват Исаия. Этот обманщик есть чародей: это он и послал бесов сжечь твой дом". И вот, лишь настало утро, я пошел к патриарху и сказал ему: "Владыко! Отомсти за меня идолослужителю старцу Исаии: он своим волхвованием сжег мой дом и все, что было в доме". А патриарх сказал мне: «Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие» (Пс. 30; 19). Едва патриарх произнес эти слова, как я увидел мурина, который стал бить меня огненным жезлом, и я тотчас онемел и упал к ногам патриарха, неистовясь. Тогда патриарх простер ко мне руку, и я заговорил. Но целых семь месяцев мучил меня бес: меня принуждены были связывать железными цепями, я бил себя и всех, окружавших меня, ел всякую нечистоту, скитался нагой, терзал тело свое и раздирал одежду. От недостатка в пище, от грязи и нечистоты, в которых я валялся, тело мое покрылось струпьями, подобно чешуе; никому не было дела до меня. Впрочем, христолюбцы приискали проводника с верблюдом, дали ему золотую монету и, связав мне руки и ноги, отправили меня в Скит. Здесь скитские отцы, собравшись в церкви, совершили всенощное бдение, молясь о мне и помазав все тело мое елеем, отогнали от меня беса; однако раны и струпы продолжали меня мучить. Тогда я, недостойный и грешный, рассказал им подробно все, что случилось со мной, всем поведал бедствие мое и всех умолял, чтобы они оказали мне милость, умолили старца принять меня на покаяние, и не допустить ко мне нового искушения от беса. Старцы пошли и привели отца Петра, другого ученика старца, ранее бывшего со мной. Увидев меня нагого, лежащего на рогоже, и тело мое, сгнившее от ран и струпов, отец Петр повергся ко мне, и не было конца слезам его. А я, недостойный, лежал в трепете, не смея и взглянуть на него. Наконец, отец Петр встал, взял некоторых из отцов, пошел и привел отца Исаию. Когда я увидел старца, идущего ко мне, то воззвал: "Раб Божий! Помилуй меня, прельщенного бесом!.. Не оставь меня на радость и веселье врагу-душегубцу; довольно я наказан и страшно измучен!.." Старец заплакал и сказал мне: "Чадо мое! Познал ли, что падение бывает наказанием для гордых?" Я сказал: "Познал, отец мой, познал из того, что случилось со мной, и научился, и уверовал, что Господь правосудно воздает каждому по делам его". Старец оградил меня крестным знамением и сказал: "Бог, Создатель всякой твари, да простит тебе все прошедшее и да исправит будущее". Меня положили на носилки и понесли в келью старца, а через несколько дней я совершенно исцелился благодатью Христовой и молитвами старца. Так исполнились на мне слова пророка; «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс.31; 9), и еще: «Многи раны грешному» (Пс. 31; 10). После этого я уже жил с отцом моим Исаией, во всем повинуясь ему". Так заканчивает свой рассказ преподобный Елисей. Вот до чего может довести человека гордость! Елисей возгордился только перед людьми, перед старцами пустынными; за молитвы этих старцев Бог и уврачевал его душу смирением. А пример Вавилонского царя Навуходоносора показывает, что за гордостью перед людьми следует превозношение против Самого Господа Бога, и тогда человека постигает еще более строгий суд Божий: Навуходоносор лишился разума человеческого, ел траву, как вол, и волосы у него выросли, как у льва, а ногти, как у птицы... Воистину Бог гордым противится, и кто же может помиловать их?.. Оглянись на себя каждый человек: если есть в тебе строптивость, ропотливость, непокорство, если ты любишь судить и осуждать ближнего, то ведай, что ты уже на улице у врага, и если не смиришься, то он увлечет тебя еще дальше во глубину зол... Будем, други мои, молиться чаще молитвой святителя Иоанна Златоуста: "Господи, даждь ми смирение, терпение, великодушие и кротость!" Аминь. Оглавление 548. Праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Церковных песнопениях Листок третий 1. Хвалебные славословия Рождеству Христову Приидите, земнороднии, со Ангелы и мы составим лик: слава в вышних Богу — возопиим. Бог человеком явися подобен и обнищавает плотию, да нас обогатит, и в вертепе раждается: Сего, вернии, чистым сердцем приимем. Премудрость и разум прежде веков сый, Сын единосущный Отцу и Духу, восхоте в последняя времена родитися от Девы нас ради, да спасет мир от мучительства вражия и чуждаго. Слава Рожденному плотию! Слава Благоизволившему! Слава Избавившему нас рождеством Своим! Иже в вышних соседяй Отцу и Духу, Сын Божий безначальный начало приемлет и хощет плотию родитися яко человек. Иже прежде век из Отца рождся паче мысли, из Девы напоследок воплотися как весть Сам. Недр не отступль безначальна Родителя, в недрех чистыя Отроковицы водворяется, и сый безматерен прежде, ныне без отца воплощается, иже присно царствуяй Христос; Сего неисчетен (непостижим) и страшен род и неизреченен. Устрашися всяк слух неизреченна Божия снисхождения, яко Вышний волею сниде даже и до плоти, от девическаго чрева быв человек. Како изреку великое таинство? Бесплотный воплощается, Слово одебелевает (становится осязаемо). Невидимый видится, Неосязаемый осязается, и Безначальный начинается, — Сын Божий сын человечь бывает. Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки. Невместимый везде— како вместися во чреве? Сый в недрех Отчих — како на руках Матерних? Всяко, яко весть, яко восхоте и яко благоволи. Отец благоизволи, Слово плоть бысть, Дева роди Бога вочеловечшася, звезда возвещает, волсви покланяются, пастырие чудятся, и тварь радуется. Неизменный Образ Отечь, Образ присносущия Его, зрак (вид) раба приемлет, от неискусобрачныя Матере прошед, не претерпев преложения (не изменился): еже бо бе (кем был) пребысть, и еже не бе — прият; Бог сый истинен, человек быв человеколюбия ради, Тому возопиим: рождейся от Девы, Боже, помилуй нас! Глубину премудрости и разума Зиждителева кто испытает от человек? Божиих судеб бездну кто премудр постигнет? Ихже ради небеса преклонив, с человеки Плотоносец поживе. Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде; днесь Невидимый естеством видим есть плотию, человека ради. Сего ради и мы славословяще возопиим Ему: слава в вышних Богу, и на земли мир: дарова бо пришествие Твое, Спасе наш, слава Тебе! Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся; Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог, рождейся от Девы, во плоти явися сущим во тьме и сени седящим. Вертеп и ясли прияша Того; пастырие чудо проповедуют; волсви от Восток в Вифлеем дары приносят; мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: слава в вышних Богу, и на земли мир: прииде бо Чаяние языков (Ожидаемый всеми народами), пришед спасе нас от работы вражия. Неодержимую держащая и превыспреннюю на воздусе воду, бездны обуздавающая и моря востязующая (сдерживающая) Божия Премудрость, яко дождь на руно нисшедши, вселися во утробу Девы. Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает и утроба не истлевает; Слово воплощается, и Отца не разлучается; Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир! Чудо настоящее, чудо превосходящее, и слова и ума всего вышше: ибо Дева таяжде и Мати познавается, и Рождшееся купно Бог человек. Чуда преестественнаго образ изобрази росодательная пещь, не бо палит юныя, яже прият, яко ниже огнь Божества — Девы, в Нюже вниде утробу. Бесплотный воплощается, и Безлетный в лето бывает, и пеленами повивается нас ради Господь, Иже землю повиваяй мглою, плоть Сам паче постижения, неизменно явився от Неискусомужныя. Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, Егоже воспевающе величаем. Странна (отчужденна) мя бывша от Бога преступленьми, Пребожественный, рождейся от Отроковицы неикусобрачныя, милости ради, гражданина небеснаго являет. Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы, нам явися, омраченная просветите, собрата расточенная. 2. Славословия Господу Иисусу Христу На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися плотию от Девы неискусомужныя, Иисусе, сего ради и звезда Тя от Персиды волхвом показа. Слава всеблагому Твоему совету! Слава явлению Твоему! Слава к человеком крайнему сошествию Твоему! Христе Боже, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся! Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Отчее Сияние, всю тварь просветил еси; всякое дыхание хвалит Тя; Образ славы Отчия, Сый и прежде Сый, возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас! Видел еси нашу болезнь и озлобление, щедрый Христе, и не презрел еси нас, но истощил еси Тебе Самаго, не отступив Родителя, и вселился еси в утробу неискусобрачную, яже неболезненно родити Тя плотию в вертепе предгрядет. Твоего на земли явления, Христе Боже, проповедая пророк пришествие, с веселием вопияше: слава силе Твоей, Господи! Божественное Твое разумев истощание, прозорливо Аввакум, Христе, со трепетом вопияше Тебе: во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя пришел еси! Да Твой взыщеши образ, погребенный страстьми, Спасе, небесных утаився сил, воплощся из Девы, явился еси. Написался еси Кесаревым повелением, хотя написати в книзе жизни, Всецарю, человека, странно во Своя пришел еси, на небо призывая. Страшно и преславно и велие таинство: Невместимый во чреве вместися и Мати по рождестве паки пребысть Дева, Бога бо роди, из Нея воплощенна. Тому возопиим, Тому песнь рцем, со Ангелы воспевающе: свят еси, Христе Боже наш, Иже нас ради вочеловечивыйся, слава Тебе! Господи, в Вифлеем пришед, в вертеп вселился еси; небо престол имея, во яслех восклонился еси; Егоже воинства окружают Ангел, пастырем снисшел еси, да спасеши, яко благоутробен, род наш: слава Тебе! В бессловесных яслех Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, начало приемшее паче ума: мое бо разрешите бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною, — пеленами же повитися грядеши, яко да расторгнеши рубы и пленицы прегрешений моих. Зрящи Тя в Вифлееме плотию раждаема, Создателя и Зиждителя всех, тварь вся новотворится паки и обновляется, солнце же свет простре, и земля радуется. О чудесе! Питатель питается Материю всечистою, ради мирскаго спасения и обновления. Горе Тя на престоле, и доле в яслех, премирная и земная разумевше, Спасе мой, дивляхуся державе Твоей, явилбося еси паче ума сугуб естеством — Богочеловек. Что тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко Человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели —пение, небеса — звезду, волсви — дары, пастырие — чудо (проповедь о чуде), земля — вертеп, пустыня — ясли, мы же — Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас! Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем пречистую Матерь Твою, из Нея же нас ради плотию родился еси. Оглавление 549. У яслей Христовых "Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа" Как радостно, братие мои, праздновать Рождество Христово! Бог делается человеком, Создатель — созданием, Рожденный от Бога Отца прежде всех веков рождается во времени от Девы... Для кого все это? Для человека, чтобы его, падшего, восстановить, уничиженного — возвеличить, отвергнутого — ввести в любовь Отца Небесного, чтобы его, прилепившегося к земле, возвести на высоту равноангельскую, в сообщество Ангелов. Какое неисчерпаемое море любви Божией! И сколько надежды на спасение для человека! Но, братие, посмотрите, при какой обстановке все это совершается? "Днесь Дева раждает Владыку внутрь вертепа". В вертепе начинается наше спасение! Ни один дом не оказался достойным вместить в себя Невместимого, ни одно семейство не удостоилось быть свидетелем рождения Христова. Богато убранные и роскошные дворцы, блеск, богатство, знатность, —словом, все, что люди привыкли считать великим, все это Божией Премудростью отвергнуто и для Царя неба и земли оказалась достаточной темная пещера, для Владыки вселенной — скотские ясли. В нынешнее время наживы и искания земных выгод как полезно и поучительно взирать на ясли Христа Спасителя! Ныне говорят: "Мало я имею; ну что это за состояние? Как при моих малых средствах можно жить?" Но кто имел или имеет на земле меньше того, что имел наш Спаситель? К тебе, в твое, бедный человек, убогое жилище проникает хоть малый свет солнечный, а здесь и того нет. Источник и Податель света вещественного ныне Сам лишен этого света. У тебя хоть бедное, хоть тесное, но все же свое, человеческое жилище; а здесь — пещера, жилище бессловесных животных, и эти животные окружают Божественного Младенца. У тебя хоть убогое, но все ж таки есть ложе; здесь же ложе в скотских яслях. А большинство из нас живет в довольстве и радостях, в тепле и просторе, пользуется здоровьем, крепостью телесной, с которыми весело и радостно можно добывать себе хлеб. И такие-то будут еще жаловаться на тесноту жизни? А много, много таких! Если бы и действительно тебе пришлось в чем-нибудь стеснить себя, в чем-нибудь отказать себе по нужде, то не должен ли ты решиться на это с твердостью духа, без ропота, помня, что ты христианин и последователь Того, Кто не имел на земле, где главу приклонить? Мало мы думаем, братие, о своем христианском звании; поэтому и ищем всего для себя только здесь, на земле. Да разве здесь наше истинное счастье? Разве здесь наше сокровище? "Христос на земли, возноситеся!" Туда, на небо, возноси твой мысленный взор; там ищи для себя и жди успокоения, о вечности "больше помышляй, для вечности живи. Тогда и малым будешь доволен; если и потеряешь что, будешь покорен Господу, не будешь завидовать живущим в богатстве и роскоши, а приобретающих богатство неправдой даже и пожалеешь. Словом, легко перенесешь всякое положение в жизни, даже самое трудное, в которое Богу угодно будет поставить тебя. Приучая себя к терпению, к покорности воле Божией, довольствуясь малым, ты будешь постепенно возноситься духом от земли на небо, приуготовлять себя к небу; тогда Христос будет с тобой, а ты будешь с Ним. Он будет сходить долу к тебе, а ты будешь возноситься к Нему горе. И сбудется над тобой: "Христос на земли, возноситеся!" Но посмотрим еще раз на это Святое Семейство, пребывающее в вертепе. Какая тишина в этом Семействе, как в нем все мирно и спокойно! Иосиф, Мария, Иисус — вот и все члены его. Не видно тут праздных посетителей. Были тут пастыри, но они ненадолго нарушили тишину его: поклонились, рассказали слышанное от Ангелов и ушли. И опять остались Иосиф, Мария и Младенец Иисус. И довольны, и счастливы они. Многие не любят тихой, мирной, домашней жизни, скучают от такой жизни, ищут развлечений, шумных и веселых обществ* — особенно в праздники скучно им в тишине семейной. Конечно, дело приятное — в праздник и самому выйти, и к себе пригласить близкого человека. Но желательно, чтобы эти посещения, эти собрания были проникнуты духом христианским, чтобы действительно радость праздника, духовная радость и любовь христианская заставляли сходиться людей. Но если только празднословие да чревоугодие господствуют на этих собраниях, тогда не в тысячу ли раз лучше остаться дома и в тишине семейной заняться чтением хорошей книги? Тогда — сколько пользы душе, сколько отрады сердцу!.. А развлечения, праздные беседы, частые выходы без нужды из дома — ах, сколько тут опасностей для души! Сколько тратится напрасно драгоценного времени, состояния, часто здоровья! Сколько может быть опасных встреч, сколько случаев ко всякого рода грехам! Сколько опасностей отвыкнуть от храма Божия, от молитвы, и полюбить жизнь свободную, светскую, рассеянную! Люди семейные, не скучайте тишиной домашней, если в этой тишине проводите вы жизнь свою! В будни — труд, в праздник — молитва, храм Божий, чтение духовной книги, бескорыстный труд для ближнего, посещение больного — что может быть лучше этого? Худой признак, когда в семействе вы не можете найти себе удовольствия!... А вы, живущие на чужой стороне, неужели только в нескромном веселии и в невоздержании умеете проводить праздники? И как это вредно для души, для здоровья и для благополучия вашего! Не лучше ли в праздник и вам заняться чем-нибудь более полезным? Божий храм не каждый ли день открыт для вас, как и для всякого? Но ты скучаешь по родным, с которыми тяжело быть в разлуке, особенно в праздник? Тогда найди человека трезвенного, с которым и можешь приятно поговорить о своих семейных, оставленных вдали, а больше всего об Иисусе Христе, нас ради родившемся в вертепе, и вообще о чем-нибудь душеполезном. Можно беседовать с таким приятелем и о житейских делах, и повеселиться за трапезой, но с тем, чтобы все это было чинно, скромно, без соблазна для других. Впрочем, если дорожишь душевным спасением, то и сам, никого не спрашивая, найдешь, как лучше провести время свободное, время праздничное. Братие! Взирая на Святое Семейство у яслей Вифлеемских, будем молить Бога, чтобы такая же тишина, такой же мир, какие были там, почивали и в наших домах. Особенно позаботимся об этом в настоящие дни — дни праздничные; и не только в эти дни не будем искать развлечений, напротив, будем избегать всяких развлечений, всяких шумных собраний мирских. Пусть так веселятся люди, забывшие о Боге; а мы, христиане, будем искать радостей более чистых и святых. Аминь. (Из поучений священника Петра Шумова) Оглавление Брат христианин! Ради тебя Господь твой был во яслех, глубочайше уничижил Себя, для того чтобы истребить пагубные последствия твоей гордости: не гордись! Когда Господь пришел к тебе для тебя, посетил тебя, Милосердый, что ты дал Ему и где Его принял? Как встретил и угостил?.. О, как ты был к Нему неблагодарен: Господь нашел у тебя пристанище — во яслех! — Господь во яслех!... Но было ли лучшее место, когда все уклонились от пути истинного, все заблудились, яко овцы несмысленныя, и даже некоторые со зверской злостью искали души родившегося Отрочати, Господа и Спасителя своего? Устрашись же, брат, своего недостоинства и своей нечистоты! Господь во яслех для того, чтобы избавить тебя Своим всемогуществом от неразумия, свойственного бессловесным животным; хотя Он и Младенец, но вместе и Бог всемогущий, всепремудрый и всеправедный. Будь же вечно благодарен Ему, уничижи себя до последней возможности, и прилепись к Нему всем сердцем и всею душею на всю вечность! (Из сочинений Я. К. Амфитеатрова)
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar