0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 23
ГОСТЬ: 23
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (121)
534. Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Церковных песнопениях Листок первый «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Показуя Тя вышитую всея твари, Богородице Чистая, Сын Твой величит Твое рождество, еже от Анны, и всех веселит днесь. Тя, Богоневесто, Христос яви похвалу и державу всем поющим верно Твое таинство. Почитают рождество Твое бесплотных чини: радости бо земная (селения) Ты наполнила еси едина; тем Тя Всенепорочную вернии славим, в пениих славословяще: свет бо сущим во тьме возсияла еси, яко утренний возсиявший день. Купина в горе огнеопальная и росоносная пещь халдейская яве предписа (предъизобразила) Тя, Богоневесто: Божественный бо невещественный Огнь в вещественнем чреве неопально прияла еси. Иже непокоривым людем из камене источив воду, благопокоривым языком (народам) дарует от чресл неплодных плод на веселие нам — Тя, Богомати пречистая, Юже достойно величаем. Слышу Давида поюща Тебе: приведутся девы во след Тебе, введутся в храм Царев, — и с ним Тя и аз Дщерь Цареву воспеваю. Божественный пророк (Исаия) прописа проявленнейше свиток Тя нов, в немже перстом Отчим Слово напишется Дево, написуя в книзе жизни благостию вся, Того начальству повинующияся. Ныне да веселится небо, да радуется же земля и да ликуют Иоаким и Давид, ов убо яко родитель Твой, истинно Рождшая Бога, ов же, яко праотец Твой, проповедая Твоя величествия, Чистая. Радуйся, Чистая, Мати и Рабо Христа Бога, яже Ходатаица первому (райскому) блаженству: человеческий род Тя, вси достойно песньми славим. Святую-святых сущу целомудреннии родители Твои, Чистая, возложиша Тя в храме Господни, воспитатися честно и уготоватися в Матерь Ему. Воспитавшися во Святая-святых, Дево Пречистая Богородице, вышши твари явилася еси, Зиждителя плотию порождши. В Тебе Троическое таинство поется и славится, Чистая: Отец бо благоволи, и Слово вселися в Тя, и Божественный Дух Тебе осени. Всемирныя радости возсияша миру мысленныя лучи, предвозвещающия всем Солнце Славы Христа Бога — в рождестве Твоем, Пречистая: Ты бо Ходатаица явилася еси истиннаго веселия же и благодати. Тя от Анны рожденную, незлобивую Агницу, Агнца Христа младенца от чрева Твоего приведшую в наше существо, вси песньми Тя почитаем. Ты едина земных показалася еси спасение, яко рождши Слово паче слова и естества: тем Тя ублажаем. Светодавца и Начальника жизни человеческия рождшая Чистая Богородице, явилася еси сокровище жизни нашея и дверь неприступнаго Света. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождшися преславно от неплодных ложесн, от девственных чресл родила еси паче естества; красен бо явлыпися стебль, израстила еси миру Жизнь: сего ради Силы Небесныя вопиют Тебе, Богородице: слава пришествию Твоему, Чистая; слава рождеству Твоему; слава девству Твоему, Мати Безневестная! Ты Бога едина родила еси, Дево, преславно; Ты естество обновила еси рождеством Твоим, Марие; Ты Еву разрешила еси первородныя клятвы, Богородительнице Чистая. Адам свободися и Ева ликует, и вопиют духом к Тебе, Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы, явльшуся Христу. Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем; то празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Поем святое Твое рождество, чтим и непорочное зачатие Твое, Невесто Богозванная и Дево; славят же с нами Ангелов чини и святых души. Празднуем, Чистая, и верно покланяемся святому Твоему рождеству, поюще Сына Твоего, Имже ныне избавихомся древняго Адамова осуждения. Пеленам покланяемся Твоим, Богородице, славим Давшаго плод прежде неплодней (матери Твоей) и преславно Отверзшаго ложесна нераждающей: творит бо вся елика хощет, Бог сый самовластен. Пречистое Твое рождество, Дево непорочная, несказанное и зачатие, неизглаголанно и рождение Твое, Невесто неневестная: Бог бо бе весь (в Тебе), в мя облекийся. Чужде матерем девство и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, обоя устроишася: тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. О новейшаго слышания: Бог — Сын Жены! О безсеменнаго рождества: безмужная — Мати и рожденное — Бог! О ужаснаго видения! О зачатия страннаго Девы! О несказаннаго рождества! Истинно, вся паче ума и видения! Кто виде Отроча, Егоже не всея отец, млеком питаемое? или где видена бысть Дева — Мати? Истинно, паче ума обоя, Богородительнице Чистая! Крепость верным и стена, и князем держава Ты еси, Пречистая, и по Гавриилову благовещению Бог родися из Тебе. Тобою, Пречистая, всем истекают лучшая, и на земли живущии к небеси восходят. Ангеловым проречением плод пречист от праведников Иоакима и Анны днесь произыде — Дева, Небо и Престол Божий, и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, жизни нашея Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание: тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, миру мир испроси и душам нашим велию милость. Всечестное Твое рождество светло торжествуем со Ангелы, Мати Дево Чистая; но о Богородительнице, не престай защищати христиан, воспевающих Тя! Лучи просияша всемирныя радости — рождества Твоего, Дево Мати Марие, на земли, и озариша мысли любовию поющих Тя. Яко дар Тебе, от Анны рождшейся, песнопение верно дароносим, Богородице, славословяще матери —Матерь, девы же —Деву едину, покланяемся Тебе, поем и славим. Ум человеческий по достоянию пета Тя, Владычице Пречистая, Богородице, недоумеет; но мы зовем Ти, яже Архангел Гавриил провеща: радуйся, Адамово свобождение, радуйся, праматере Евы оправдание; радуйся, мира спасение; радуйся, Мати Христа Бога! Рождшая Свет, просвети ны, торжествующия духом светоносное Твое рождество, Богородительнице, и света будущаго причастники покажи, Пречистая, и мир подаждь и избавление, лютых Матерними Твоими молитвами. Пречистыя руки Твоя, Дево Мати, простерши, покрый уповающия на Тя и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь, Христе, милости Твоя! Святая, блаженная Мати Божия, поющия Тя любовию спаси, разоряющи молву искушений, милостивно, яко Бога рождши: вся елика хощеши, творити можеши, Дево: темже Тя величаем. Со апостолы моли, Богородице, Твоего Сына и Господа, помиловатися всем поющим Тя, и славящим, и во иконах Тя чествующим, и покланяющимся достойно, и любовию облобызающим. Дивятся, Мати Божия, небеснии чини красоте души Твоея и чистоте девства Твоего; мы же, земнии, недоумеем глаголати несказаннаго рождества Твоего: емуже тайно научающеся, познахом Тя рождшую Христа Бога нашего, Егоже милостива нам сотвори в день судный страшнаго пришествия Его. Направи мое, Богородице, житие, наставляющи повелении Божественными Слова, воплощшагося из Тебе, и к свету настави, Дево—Мати, Марие Богоневесто!" Оглавление 535. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Церковных песнопениях Ветхозаветные прообразы Креста Христова. — Чудные его явления. — Слава Креста Христова «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл ecu от работы вражия. Спрославим, вернии, Крест Господень, на немже излияся Кровь Владычня во избавление всех. Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах (их) пременены руки сотвори; егоже, Спасе, мы днесь возносяще, взываем: даруй Христолюбивому Императору победы, яко Константину одоление! Егоже древле Моисей прообразовав собою, Амалика низложив победи, и Давид песнопевец вопия повелеваше кланятися подножию Твоему, Честному Кресту Твоему, Христе Боже, днесь грешнии кланяемся, устами недостойными воспевающе Тя, изво-лившаго пригвоздитися на нем, молимся: Господи, с разбойником Царствия Твоего сподоби нас! Древле Моисей древом преложи (изменил) горькородныя источники в пустыни, проявляя преложение Крестом языков ко благочестию. Проображаше таинственно древле Иисус Навин Креста образ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, дондеже враги низложи, противостоящия Тебе Богу. Во утробе воднаго зверя Иона крестовидно распростер длани, яве прообразоваше Спасительную Страсть; тем тридневен изшед, прописаше премирное воскресение плотию пригвожденнаго Христа Бога, и тридневным воскресением мир просвещшаго. О, треблаженное древо, на немже распяся Христос Царь и Господь, имже пад древом прельстивый (Еву), тобою прельстився, Богу пригвоздившуся плотию, подающему мир душам нашим! Иже до третияго небесе восхищен бысть в рай, и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, ихже не леть (невозможно) языки человеческими глаголати, что Галатом пишет? Яко рачителие писаний прочтосте и познаете: мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни, на немже страдав уби страсти. Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси, есть бо нам спасительное сие древо оружие мира, непобедимая победа. Чудно простираем (на небе, в Иерусалиме, при императоре Константине) Крест, солнечныя лучи испущаше, и небеса поведаша славу Бога нашего. Светосиянен звездами образ (твой), Кресте, предпоказа победу одоления благочестивому царю великому, егоже мати Елена изобретши, миру явленна сотвори, и тя днесь воздвижуще, верных лицы зовем: просвети ны светлостию твоею, Кресте Живо-носный; освяти ны крепостию.твоею, всечестный Кресте, и утверди ны воздвижением твоим, воздвизаемый ко ополчению врагов. Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство; приидите, вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы; приидите, вся отечествия языков, Крест Господень песньми почтим: радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! Тя ныне со страхом целующе, на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец! Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, имже тля (тление) разорися и упразднися, и смертная держава попрася, и вознесохомся от земли к небесным; (радуйся) оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость! Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогоняяй враги в твоем воздвижении, всечестне, нам помощниче, царей держава, крепость праведных, священников благолепие, воображаемый —и лютых избавляяй, жезл силы, имже пасемся, оружие мира, егоже со страхом обстоят Ангели, Божественная слава Христа, подающаго миру велию милость! Радуйся, слепых наставниче, немощных врачу, воскресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшия, Кресте Честный, имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол низвержеся; днесь воздвизаема тя видяще, возносим Вознесеннаго посреде тебе, и тебе покланяемся, почерпающе богатно велию милость! О преславнаго чудесе! Крест пресвятый на высоту возносим является днесь; славословят вси концы земнии, устрашаются демонския полки. О каковый дар земным даровася!.. О преславнаго чудесе! широта Креста и долгота — небеси равна есть: яко Божественною благодатию освящает всяческая; о сем языцы варварстии побеждаются, о сем скиптры царей утверждаются. О божественныя лествицы, еюже восходим на небеса, возносяще в песнех Христа Господа! Глас пророка Твоего Моисея, Боже, исполнися глаголяй: узрите Живот ваш висящ пред очесы вашими: днесь Крест воздвизается, и мир от лести свобождается; днесь Христово воскресение обновляется, и концы земли радуются, в кимвалех Давидски песнь тебе приносяще и глаголюще: соделал еси спасение посреде земли, Боже, Крест и Воскресение, ихже ради нас спасл еси, Блаже и Человеколюбче, всесильне Господи, слава Тебе! Днесь происходит Крест Господень, и вернии приемлют того желанием, и вземлют исцеления души же и тела и всякия болезни; сего целуим радостию и страхом: страхом — греха ради, яко недостоини суще, радостию же — спасения ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость. Души и сердца да очистим добрыми единеми деянии, и зряще предлежащее посреде спасительное древо Креста, верою и любовию богомудренно поклонимся. Крест воздвизаем на нем Вознесеннаго страсть пречистую пети повелевает твари всей: на том бо убив убившаго нас, умерщвленных оживил есть, и удобри, и на небесех жити сподоби, яко милосерд премножеством благости; тем радующеся, вознесем имя Его и Того возвеличим крайнее снисхождение. Да возрадуются вся древа дубравная, освятившуся естеству их, распростершуся на древе Христу, от Негоже изначала насадишася. Крест — хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкве; Крест — царей держава; Крест — верных утверждение; Крест — Ангелов слава и демонов язва. На страсти тлетворныя укрепи нас, тя почитающих и целующих, Честный Кресте, святыя страсти святейшее знамение! Яко солнце великое, блистаньми твоими озаряеши сущия во тьме, и демоны попаляеши, краснейший Кресте, темже вопием: просвети вся верою покланяющияся Тебе! Ты мой покров державен еси, тричастный Кресте Христов, освяти мя силою Твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю Тя. Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш... Посреде Едема древо прозябе смерть; посреде всея земли древо процвете жизнь: вкусивше бо перваго, нетленни суще, тленни быхом; получивше же втораго, нетления насладихомся, Крестом бо спасаеши, яко Бог, род человеческий. Днесь яко воистинну святовещанный глагол Давидов конец (исполнение) прият: се бо яве пречистых ног Твоих покланяемся подножию, и на сень крилу Твоею надеющеся, Всещедрый, вопием Ти: да знаменается на нас свет лица Твоего. Православных людей Твоих рог (силу, могущество) вознеси, Честнаго Креста Твоего воздвижением, Христе многомилостиве!" Оглавление 536. Скорби праведного семейства "Жди скорбей, как дорогих гостей", — говорил один святой старец; без скорбей не спасешься. В Писании сказано: «Многи скорби праведным» (Пс. 33; 20), «многи раны грешному» (Пс. 31; 10); праведника Бог наказывает любя, а грешника — за грехи... Итак, праведник ли ты, или грешник, — будь готов понести крест скорбей с верой и надеждой на Бога, от всех скорбей избавляющего! Для укрепления этой веры предлагаю тебе, скорбящий брат мой, поучительную историю одного благочестивого семейства, которое путем скорбей вошло в Царство Небесное и Церковью прославляется в лике преподобных. В пятом столетии по Рождестве Христовом жил в Царьграде благочестивый сановник, по имени Ксенофонт, со своей супругой Марией. У них было двое детей: Иоанн и Аркадий. Боголюбивые родители старались и детей воспитывать в страхе Божием; сначала они обучали их дома, а потом отправили для образования в финикийский город Бейрут, на берегу Средиземного моря. Между тем отец заболел так опасно, что почел нужным послать за детьми, чтобы дать им предсмертное наставление и родительское благословение. Иоанн и Аркадий явились. Нежный отец со слезами умолял детей своих помнить Бога, хранить святую веру и пребывать в благочестии. Дети слушали, плакали и говорили отцу: "Мы так еще молоды; жизнь твоя так еще нужна для нас; как нам расстаться с тобой?.. Ах, помолись Господу, чтобы продлил Он твои, бесценные для нас, дни! Мы вместе с тобой будем молиться. Господь так милостив ко всем, Его призывающим..." Действительно, после молитвы Ксенофонт во время сна получил откровение, что милосердый Господь дает ему еще несколько лет жизни. Как велика была радость святого семейства об этой милости Господней! Как сладостны были слезы, пролитые им в благодарной молитве перед Отцом Небесным! Ксенофонт выздоровел. Дети опять отправились в Бейрут. Но дивны судьбы Господни!.. На пути застигла детей такая страшная буря, что корабль разбился, и бедные дети едва не погибли. На обломках корабля и сами они, и бывшие с ними слуги выброшены были бурей на сушу, — все в разные стороны. Возблагодарив Бога за свое спасение, Иоанн со слезами молился Ему, чтобы Он также спас брата его Аркадия и слуг их. Потом нашел он какой-то монастырь; добрый привратник дал ему сухую одежду, обогрел, напитал его. Полюбилась Иоанну мирная жизнь отшельников: он просил их постричь его в монашество. Его постригли, — и Иоанн стал проводить дни свои в подвигах поста и молитвы. Но скорбь о неизвестной участи брата не оставляла душу его. А между тем, и брат его Аркадий, выйдя, на берег, также прежде всего принес Господу Богу благодарение за свое спасение и молитву о спасении брата и слуг. После молитвы Аркадий задремал, и во сне увидел брата, который утешал его. С радостью проснулся он, и с радостью пошел в Иерусалим. Тут встретил он одного прозорливого старца, который принял в нем живое участие, успокаивал надеждой на Бога и, наконец, постриг его в монашество. Таким образом и Аркадий вступил в иноческий чин. Но что было с Ксенофонтом и Марией? О, надобно быть отцом или матерью семейства, чтобы вполне понять то, что они перечувствовали! Долго не получая никаких вестей о детях, Ксенофонт послал слугу своего в Бейрут узнать о них. Слуга искал их в Бейруте, и не находил; искал в Афинах, и здесь не было слуха о них; все розыски его были напрасны. На обратном пути домой встретился с ним инок. Это был один из слуг, отправленных в Бейрут вместе с детьми. Они узнали друг друга. Понятно, что первый вопрос был об Иоанне и Аркадии. Но инок мог сказать только то, что на пути в Бейрут поднялась страшная буря, что корабль их разбился, что Бог его спас, а что сталось с детьми и с прочими слугами, о том он совершенно ничего не знает. Много слез пролил от такой вести и слуга; чего же стоила она нежному сердцу родительскому? Ксенофонт, как громом, поражен был этой вестью. Но Мария старалась успокоить его; она говорила: "Ужасно наше несчастье; но не предавайся, друг мой, отчаянию! Вспомни, что Иов вдруг потерял десятерых детей, потерял все имущество, здоровье и, однако же, не только не отчаивался, но благословлял Бога и надеялся на Него. Ты сам знаешь, что Бог не оставил его: не оставит Он и нас, если мы не будем роптать, а будем лобызать карающую нас десницу Его. Ведь Он тот же Бог, Который был и во дни Иова. Отдадим себя Его воле, и будем молиться Ему!.." Так утешала она своего мужа, а у самой, конечно, слезы лились рекой. Целую ночь молились супруги, чтобы Господь открыл им, по крайней мере, то, что сделалось с детьми их. Всемилостивый услышал их молитву: оба они увидели во сне, будто дети их предстоят Господу в великой славе. Это видение облегчило их скорбь. Ксенофонт и Мария принесли благодарение Господу, раздали свое имение бедным, и отправились в Иерусалим. "Там, —думали они, —мы поклонимся святыне Господней и, кто знает, быть может там найдем дорогих нашему сердцу". Вот и град святой! С горячей молитвой поклоняясь святыням, ходят они по Иерусалиму и его окрестностям и ищут родных своих; но родных нет нигде. Святые супруги не теряют терпения, не теряют надежды, — и вот, наконец, Господь послал к ним святого старца, того самого, который постриг Аркадия в монашество. Старец был прозорлив: он тотчас, не спрашивая никого, узнал их имена, узнал и то, зачем пришли они в Иерусалим. "Ксенофонт и Мария, —сказал им старец, — вы ищите здесь своих детей?.. Они живы, и Господь любит их; вы здесь же, в Иерусалиме, увидитесь с ними". Слова старца много утешили скорбящих родителей. Между тем Иоанн пожелал сходить в Иерусалим, чтобы поклониться тем местам, где Спаситель совершил наше спасение. Однажды упомянутый прозорливец сидел на земле близ Голгофы; к нему подошел Иоанн. Старец, взглянув на него, назвал его по имени и сказал: "Твои родители здесь ищут тебя". Несказанно обрадовался юный инок, когда в первый раз после постигшего его несчастья услышал о родителях!.. "Старец Божий, — спросил Иоанн, — не знаешь ли чего-нибудь об участи брата моего Аркадия?" — "Садись подле меня, и скоро увидишь брата", — отвечал ему старец. Иоанн сел подле старца и с любовью стал слушать его назидательную беседу. В это время подходит к ним молодой инок. Это был Аркадий, постриженник старца. "Садись подле нас, — сказал ему старец, — и расскажи нам про жизнь твою". Аркадий начал было рассказывать, но не нужно было говорить много: Иоанн тотчас понял, что это был брат его Аркадий; Аркадий понял, что это был Иоанн, и оба брата бросились друг к другу в объятия. Так свиделись два брата после скорбной их разлуки! Прошло два дня, старец опять сидел с Иоанном и Аркадием близ Голгофы. Теперь сюда же Господь привел Ксенофонта и Марию. Родители не узнали своих детей, и дети не узнали своих родителей. У родителей опять первое слово было о детях. "Когда же мы увидим своих родных?" — сказали они старцу. "Скоро, скоро увидите", — отвечал старец Божий. "Отец святой, — спросили они еще, — по крайней мере, скажи нам, где теперь наши родные и как они поживают?" — "О, благодарите Бога, — отвечал им старец, — они трудятся, усердно трудятся во славу Божию и во свое спасение". — ''Как хороши, — заметил Ксенофонт, — ученики твои! Вот если бы такие же были и наши дети! Это было бы величайшее наше счастье!" — "Аркадий, — сказал старец, — расскажи этим странникам жизнь свою." Аркадий начал... И вот, близ Голгофы, где открылся неиссякаемый источник всех радостей наших о Христе Иисусе, окончились страдания Ксенофонта и Марии. Над ними исполнилось слово Священного Писания: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33; 20). Радость их свидания с детьми, чувство благодарности к Господу и сладость слез, пролитых при этом свидании, и пересказать нельзя. После такого счастья благочестивые души Ксенофонта и Марии стремились принадлежать только Господу Богу. Они не хотели более оставаться в миру и тогда же упросили старца постричь их в иночество. Старец исполнил их желание. Радостно простились они друг с другом и с детьми своими; Мария поступила в женский монастырь, Иоанн и Аркадий со старцем удалились в пустыню, Ксенофонт — в особое пустынное место. Каждый из них усердно служил Богу постом и молитвой, и после жизни земной все опять соединились друг с другом на целую вечность в Царствии Небесном. Церковь совершает память их 26 января. Главы Кенофонта и Марии находятся в Палестинском монастыре преподобного Саввы. Оглавление 537. Благодатная Исцелительница Не напрасно наша земная жизнь называется «юдоль плачевная» (Пс. 83; 7): страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих — в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верой Христовой, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда апостолы увидели слепорожденного и спросили Господа: «кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися?» Господь Сердцеведец отвечал им: «ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9; 2-3). И Он тут же совершил на нем Свое Божествен ное дело — исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылают человеку за грехи его; бывает скорбь и болезнь во славу Божию: «да явятся дела Божия» на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивные дела Свои через святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых — Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника. Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай: каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нее, преклонял колени пред образом Богоматери и говорил: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!" Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву, и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящего и молитвенно воззвал: "О, Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг этого страдальца; ведаешь его усердие к Тебе; каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие!.. Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в беспамятстве от боли он произносит только безумные глаголы... О Премилосердая Госпоже! Обрати Матерний взор на этого страдальца и пощади его!" Так молился Ангел Божий за болящего, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящего каплей млека Своего, стала невидима... И больной встал со своего убогого ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он рассказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой "Исцелительница"; икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верой и получают, по вере своей, исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в дома свои к одру болящих, и Премилосердная Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение... Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душой — кто не болен из нас? Все, — все мы больны; если не телом, то душой, сердцем, умом, волей больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по нашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть во грехах наших, никто, кроме нас, неповинен... Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец. Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Это только показывает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном беспамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для этого нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое беспомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться — значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои яко песок морской — это начало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы можем узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зерцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвой Ефрема Сирина: "Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!" Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться со своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по несколько раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и эта его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных страданий. А мы, — чем привлечем к себе милосердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела хранителя, на что укажет он, наш неусыпный предстатель, Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников?.. Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и Ее Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрые дела, но нам — нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцов животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовью к Богу и ближнему, и все существо твое обновляется благодатью Духа Божия животворящего. Таков закон благодатной жизни. Итак, болеешь ли ты телом, болеешь ли душой, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что эти двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление... Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатные, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; оно разрешит тебя в Таинстве Покаяния, властью, от Христа ей данной, от грехов твоих, — а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в Таинстве Причащения пищей бессмертной — Телом и Кровью Христовой, а ты предочисти себя к этой трапезе небесной — постом и молитвой, сам во имя Христово напитай алчущего, напои жаждущего, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного. Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих Таинство Елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты беспомощного, замени ему отца и мать, сделай для него, что можешь; ведь и лежа на одре болезни можно, право же можно, делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно, тайно; ты сам ищешь у Бога милости, — окажи же милость ближнему и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит — идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брате мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, призрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, призрит на нищету твою духовную и — болит ли твое тело, или страждет душа — Он исцелит тебя Своей благодатью. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел хранитель твой, и все святые Божии, наипаче же Премилосердая наша Заступница, Пресвятая Богородица, не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь. Оглавление 538. Семь Архангелов Божиих На небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждого, нет, однако же, того равенства, которое некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятой Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число Ангелов безмерно велико, «тмы тем» (Откр. 5; 11), по выражению Священного Писания; но Архангелов только семь. «Аз есмь... един от седми святых Ангелов, — так говорил Архангел Рафаил праведному Товиту, — иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отчего главных Ангелов только семь — не менее и не более? Это — тайна творения, ведомая Господу и Творцу Ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число — число священное; ибо воззрим ли на Царство благодати? Обретаем семь даров Духа Святаго, семь Таинств. Посмотрим ли на царство природы? Находим семь лучей света, семь тонов звука, семь дней творения и пр. Из числа этих семи верховных духов Святая Церковь первым признает Михаила. Кто как Бог (евр.) — означает имя его; кто как Бог — выражают собой и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, — низвержением Денницы с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, которым оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Поэтому для тех, которые украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашней войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением. Второе место в ряду Ангелов принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел этот в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть об этом зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие Самого Сына Божия, — честь благовестил об этом достается снова Гавриилу. Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес. Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке — с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой — с зерцалом из ясписа. Гавриил изображается с зерцалом, поскольку он есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечой в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, а при исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, всем, носящим имя Гавриила, прилична та вера Божия (Мк. 2; 25), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного. Рафаил, или помощь и исцеление Божие, есть имя третьего Архангела; имя, любезное всем страждущим. В Священном Писании есть целая книга, в которой описывается, как этой Архангел, в виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом вознесся от них на небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весьма поучительны слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита: «Благо молитва с постом и милостынею и правдою... — вещал Рафаил, —милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился ecu мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов. 12; 8-9, 13). Поэтому, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и сердолюбия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет духовного союза с Архангелом. Четвертого Архангела изображают с мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его — Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, Уриил — ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы созидает» (1 Кор. 8; 1). Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?.. У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие — с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» (Евр. 6; 10) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию. Последнего Архангела, последнего по порядку, а не по достоинству и силе, Богомудрые учителя Церкви называют Варахиилом. Это Ангел благословений Божиих, как это означает его имя; его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды. Поскольку благословения Божии различны, то и служение этого Архангела — многообразно: через него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие. Но только тогда, без сомнения, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания благословений небесных и вечных; когда, например, желают иметь чад, дабы воспитать их в страхе Божием; ожидают обилия плодов земных, дабы поделиться ими с бедностью, истаивающей от голода, украсить храм Божий, призреть сирого, искупить должника невинного, и тому подобное. В противном случае, Господь не пошлет, и Архангел не принесет благословения. Празднуя собор Архангелов и Ангелов, мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть или в соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может решиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств Ангельских. Аминь. (Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского)
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 10
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  12:41 | 11.12.2017