Меню
Назад » »

Троицкие Листки (120)

530. Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Церковных песнопениях Призыв на гору Господню. — Пророчество Богоотца Давида. — Заря Божества. — Свидетели Преображения: от земли — избранные апостолы, с неба — небошественник Илия, от мертвых — Боговидец Моисей. — Слава Божества Христова. — Свет от Света, просвещающий мир "Востаните, ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту Божественного восхождения; притецем к Петру и к (сынам) Зеведеовым, и вкупе со онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего, глас оке услышим, иже свыше (они) слышаша, и проповедаша (Христа) Отчее Сияние. Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа!" Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия — восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту. Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу преображения Его, славу яко Единороднаго от Отца: светом приимем Свет, и возвышени бывше Духом, Троицу единосущную воспоим во веки. Твоего Единороднаго Сына плотское к человеком пришествие провидя духом Богоотец Давид, издалеча (за много веков) к веселию созывает тварь и пророчески взывает: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются... Христу радующеся верно последуем: се бо идет к горе, ученики лучшия с Собою ведый, перед нимиже неприступною добротою возсияв паче солнца, показа славу Свою. Человек зримый, но Бог крыемый, Христос на Фавор восходит, Божества зарю обнажая, еже паче солнца светлостьми славы. Небо создавый, и звездам свет вложивый, днесь на гору Фаворскую возшед, освещает ученики зарею Божества Своего. Столпом огнезрачным и облаком древле в пустыни Израиля ведый, днесь на горе Фаворстей неизреченно во свете Христос просия. Поят Христос Петра, Иакова и Иоанна на гору высоку едины, и преобразися перед ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет, и явишася Моисей и Илиа с Ним глаголюще, и облак светел осени их, и се глас из облака глаголющ: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благово-лих: Того послушайте. Таинство показа Христос учеником на Фаворе, просияв паче зари лицем, одеждею же риз Своих убелився светло яко снег, одеваяйся светом яко ризою... На горе высоце преображься Спас, верховныя имея ученики, преславно облистал есть, показуя, яко (что и сами они) высотою добродетелей облиставше, и Божественней славе сподобятся; глаголющия со Христом Моисей и Илиа показоваху, яко живыми и мертвыми обладает, и иже древле законом и пророки глаголавый есть Бог. Се Спас — вопияху Моисей и Илиа учеником, на горе святей Фаворстей оглашаемым — Христос, Егоже древле провозвестихом сущаго Бога. Владычествуяй тварию всею виден бысть зрак раба прием, имже Божества неприступное сияние учеником показал есть, как вмещаху зрети. Радуется троица Божественных апостол, яже виде по существу Единаго Троицы на горе Фаворстей. Ныне неуслышанная (неслыханное) услышана быша: без Отца бо Сын от Девы Отеческим гласом славно свидетельствуется, яко Бог и человек, Тойже во веки. Ныне видена быша апостолом невидимая — Божество во плоти, на горе Фаворстей облиставшее. Да облистает небо доле (на земле) свет паче солнца, и земля да слышит глаголы живаго Бога, сыновство преображаемаго (Христа) Отец бо свидетельствует на горе Фаворстей. Поя Давид Твое преображение, предвозгласи глаголя: кто уподобится Тебе, Господи, в сынех Божиих? Ты бо, прославляяся в советех святых, велик явился еси сущим окрест Тебе, страшен во славе Божественнаго зрака. Прежде креста Твоего, Господи, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему, тамо бы Петр со Иаковом и Иоанном, яко хотяху быти (им предстояло быть) с Тобою и во время предания Твоего, да видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих... Прежде креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси перед ними, лучею силы озаряя их, отсюду убо (с одной стороны) человеколюбием, отонуду (с другой) властию, показати хотя воскресения светлость. Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже, поят три Твоя ученики, Петра, Иакова и Иоанна, на Фавор возшел еси: Тебе же, Спасе, преобразующуся,Фаворская гора светом покрывашеся; ученицы Твои, Слове, повергоша себе долу на земли, не терпяще зрети невидимаго зрака; Ангели служаху страхом и трепетом; небеса убояшася, земля вострепета, видящи на земли славы Господа. Яко небом владеющему, и землею господствующему, и преисподними область (власть) имущему, предсташа Ти, Христе, от земли убо апостоли, яко с небесе же Фесвитянин Илиа, Моисей же от мертвых. Соглаголюще предстояху раболепно Тебе, Владыце Христу, к нимже (древле) парою (в дыме) огня и мрака и тонким хладом беседовал еси. Закона и пророков Тя, Христе, Творца и Исполнителя свидетельствоваша, зряще во облаце Моисей Боговидец и Илиа огнеколесничник и неопальный небошественник в преображении Твоем... Гора, яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на нейже нозе Твои стоясте, Господи, превечное бо сокровенное таинство напоследок явленно сотвори — страшное Твое преображение — Петру и Иоанну и Иакову, иже такова сияния лица Твоего и светлости риз Твоих не терпяще, ниц на лице земли покрывахуся, и ужасом одержими дивляхуся, видяще Моисея и Илию, глаголющих с Тобою, хотящая приключитися Тебе; и глас от Отца свидетельствоваше глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте... На горе преобразился еси, и как вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние. Петру, Иакову и Иоанну, лучшим учеником Твоим, Господи, днесь показал еси на горе Фаворстей славу Божественнаго Твоего зрака, видяху бо ризы Твоя облиставшия яко свет, и лице Твое паче солнца. Не терпяще зрети нестерпимаго Твоего сияния, на землю ниспадаху, никакоже зрети могуще, глас же слышаху свидетельствующ свыше: Сей есть Сын Мой возлюбленный, пришедый в мир спасти человека. Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совозшедшим с Тобою на гору, премирныя Твоея славы сотворил еси рачители (любители): темже ужасно (в изумлении) зовяху: добро есть нам зде быти. Днесь показал еси Твое Божество, Господи, честным апостолом Твоим, Моисею и Илии, яко Бог закона и благодати сый.. с ними же Твое Человеколюбное смотрение (промышление) славим, Иисусе всесильне, Спасе душ наших. Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение. Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе свет видехом Отца, свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь. Света Податель, и Свет сый неприступен, Присносущне, Пребезначальне, одеяйся светом как ризою, свет в мир просиял еси с плотию пришед, и свет на горе облистаеши, славы Отчия показав образ. О слово Божие, Мудросте и Сила и образ Отечь! О Боже, разумеваемый верными и человеки познаваемый! Твоего преображения совершити светлое торжество нас сподоби во свете добрых дел сияющих. Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, как можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе! Кто не удивится, Всецарю славы, великолепию славы Твоея, в неже преображься, показал еси другом Твоим, Божественными светлостьми облистая их?.. Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе, Христе Боже, и показавый учеником Твоим славу Твоего Божества, озари и нас светом Твоего познания, и настави на стезю заповедей Твоих, озари светом неприступныя Твоея славы и достойны покажи наследники бесконечнаго Царствия Твоего, яко един Благ и Человеколюбец". Оглавление 531. Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в Церковных песнопениях Листок первый Призыв к торжеству. — Светлая радость праздника. — Собрание апостолов. —Удивление Ангелов. — Благоговейные мысли и чувства у гроба Богоматери. —Гроб — лествица. — Гроб — рай. "Огради моя помышления, Христе мой, ибо Стену мира воспети дерзаю — Чистую Матерь Твою; на столпе глагол укрепи мя, и в тяжких мыслех заступи мя: Ты бо взывающим и просящим верою моления исполнявши; Ты мне убо даруй язык молитвенный и помысл непостыден: всякое бо даяние сияния от Тебе низпосылается, Светоподателю, во утробу вселивыйся приснодевственную!" Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну (изреку) Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя успение. Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере! Священных (священнослужителей) сословие, царие же и князи, с девическими чинми, ныне предварите; вси людие стецытеся, песнь надгробную возсылающе купно: ибо всеми Владычествующая хощет наутрие душу предати в руце Сыну, преставляема к вечней обители. Невеста Божия, Царица Дева, избранным Слава, Хвала девам — к Сыну преселяется. Яже небес высшая сущи, и Херувим славнейшая, и всея твари честнейшая, яже, премногия ради чистоты, Присносущаго Существа приятелище бывши, в Сыновни руце днесь всесвятую предает душу, и с Нею исполняются всяческая радости, и нам дарует велию милость. Аще и Непостижный Сея Плод, Имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв: како погребения отвержется неискусобрачно Рождшая? Апостоли, соберитеся — погребсти тело единыя Богоневесты и Матере Господни. Радуйся ныне Гефсимание град весь, и надгробная пойте на небеса Возлетевшей, со Ангелы Ликующей в бесконечней славе. Подобаше самовидцем Слова и слугам — и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное (последнее) елико на Ней таинство; яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют. Темже отвсюду божественною силою собравшеся, Сиона достигоша, и на небо Идущую предсылаху, высшую Херувим. Облаки носими, Богогласнии от всея земли вземлеми, приидоша в Сион апостоли — видети славное Матере Господни и святое воистинну успение, и светозарны глаголы принести, и чудно погребение соделати Сей, яко рождшей Господа, и верным всем прибежище и покров державен. Последоваху Божественному Ковчегу священному все множество богословов в Сионе, зовуще глаголы: камо идеши ныне, Скиние Бога живаго? Не престай призирающи верою поющия... Дивляхуся Ангельския Силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками Носящаго: пречисто бо Рождшей сынолепно (по-сыновнему) провозглашаше: гряди, Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди! Ангели, успение Пречистая видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо! Небеснии лицы веселятся и уготовляются прияти Божию чистую Матерь, Царицу, всеми тварьми благочестно господствующую. Да уклонятся воздушнии дуси, да отступит же самый миродержец, да падет посрамлен, видя возношаему Божию Матерь. Суд постиже руце досадительныя дерзаго, нанес усечение, Богу сохраншу, славою Божества, честь одушевленному Кивоту, в немже Слово плоть бысть. Вси земнороднии, стецемся усердно, со бесплотными, погребсти Рождшую Творца твари. Со Ангелы тецем, со Архангелы и Властьми, и Началы и Престолы, и Силами в Сион, великое чудо узрим. Богомудрии соберитеся людие: Божия бо Славы Селение от Сиона преставляется к небесному жилищу, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования и в веселии вопиющих Христу: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси! Приидите, мысленно предварим Гефсиманию честную и святый дом славнаго телесе Матере Бога нашего; со апостолы благоухаемся, и со Ангелы песнословим: едина бо бысть радость днесь сущим на земли и на небеси во успении Ея. Приидите, вернии, приступим ко гробу Божия Матере, и обымем сердцы и устнами, очесы и лицем чисто прикасающеся, и почерпающе исцелений независтныя (неоскудевающия) дары от Источника приснотекущаго. Видяще лежащу и простерту, очи смежащу, живоподательный Божественный и присный Источник, приидите, верными сердцы слезы точаще, прикоснемся Сея нетленному телеси. Воспойте, людие, Матери Бога нашего, воспойте: днесь бо предает всесветлую душу Свою в пречистыя длани, иже из Нея Воплощшагося без Семене, Егоже и молит непрестанно даровати вселенней мир и велию милость. О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает! Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме! Возопиим, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость! Чудо преужасно: яже во утробе Невместимаго Царя Носившая — во гробе полагается, и Ангельстии собори со страхом погребают Тоя Богоприятное и честное тело и сие возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Ея и Спас душ наших. В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: как бо Живота Матерь к животу престави (Христос), во утробу вселивыйся приснодевственную. Приидите, празднолюбных собор, приидите и лик составим, приидите венчаим песньми церковь, упокоением Ковчега Божия: днесь бо небо простирает недра, приемля Рождшую всеми Невместимаго; и земля, источник жизни, отдающи благословение, украшается благолепием; Ангели лик составляют со апостолы, ужасно (в изумлении) взирающе от живота в живот преставляему Рождшую Начальника жизни. Вси поклонимся Ей, молящеся: сроднаго присвоения не забуди, Владычице, верно празднующих всесвятое Твое успение. Приидите, всемирное успение всенепорочныя Богородицы празднуем: днесь бо Ангели торжествуют честное преставление Божия Матере и к веселию нас земных призывают вопити немолчным гласом: радуйся, преставлыпаяся от земли и к небесным оби-телем пресельшаяся; радуйся, яже ученический лик облаком легким во едино собравшая; радуйся, упование и спасение наше; Тя бо христианский род непрестанно ублажает. Приидите, воспоим, людие, пресвятую Деву чистую, из Неяже неизреченно пройде воплощься Слово Отчее, — зовуще и глаголюще: благословенна Ты в женах! блаженное чрево, вместившее Христа! Того святым рукам душу предавши, моглися, Пречистая, спастися душам нашим. Приидите, вси концы земнии, честное преставление Богоматере восхвалим: в руце бо Сына душу непорочную положи: темже святым успением Ея мир оживотворився, во псалмах и пениих и песнех духовных, со бесплотными и апостолы, празднует светло. О выше ума чудес Приснодевы же и Богоматере: во гроб бо вселынися, показа рай: емуже (гробу) предстояще, днесь радующеся поем. Да празднует тварь молебно: всех Царица к царству мысленному прейде, сцарствовати Царствующему всею тварию, — Еяже ради разрушися адово царство, и мы от земли вознесохомся и со Ангелы жити сподобихомся. Да возгласят трубы богословов днесь; язык же многовещанный человеческий ныне да восхвалит, да огласит же воздух, безмерным сияя светом; Ангели да поют Пречистая Девы успение. Да вострубят трубою духовною горы небесныя, да радуются холми... Царица к Сыну преставляется, с Ним царствующи. Всесвященное преставление Божественныя Твоея и нетленныя Матере совокупи премирныя чины Вышних Сил веселитися с сущими на земли, Тебе поющими: Боже, благословен еси! Оглавление 532. Горькая правда о «невинной забаве» Еще премудрый Соломон сказал: «Не обличай злых, да не возненавидят тебе», потому что злому человеку правда глаза колет. Другое дело человек добрый и мудрый: «обличай премудра, и возлюбит тя» (Притч. 9; 8),. К таким мудрецам и обращаю слово мое, потому что хочу говорить о грехе, который многие ныне и в грех не ставят, так он вошел в нравы и обычаи мирской жизни. Кто любит Божию правду, тот примет к сердцу мое слово, а кто не любит обличений, тот лучше не читай этого листка. Братие! Мы так излукавились, что часто намеренно закрываем глаза и притворяемся, будто не видим правды Божией, чтобы совесть не тревожила, чтобы спокойнее было грешить... А ведь Богато не обманешь, да и совесть — если не здесь, то на том свете — свое возьмет! Так из-за чего же лукавить? Ради чего грех на душу брать? Взглянем же, друзья, правде прямо в глаза. Она светлее солнца, но если мы не ослеплены раньше самооправданием, то не ослепнем, а еще более просветимся от светлых лучей Божией правды. А она говорит: "Для чего ты, человек, живешь на свете? Для чего Бог дал тебе эту жизнь, крепкие силы, здоровье, светлый ум и доброе сердце?" Для того, конечно, чтобы ты лучше приготовился к будущей жизни, чтобы побольше на земле добра сделал, чтобы было тебе с чем явиться на тот свет. Не так ли? А вот ты тратишь и время, и Богом данные тебе средства на такую пустую забаву, как, например, картежная игра! Ужели и это нужно для будущей жизни? Скажи по совести, брат мой, без всякого лукавства! О, конечно, ты этого не скажешь; скажешь, может быть, только, что это — "невинная забава", отдых от труда... Посмотрим, так ли это "невинно", как ты думаешь. Положим, что ты — хозяин; у тебя есть работник, наемный человек, которого ты поишь и кормишь, и жалованье ему платишь; вот ты поручил ему какое-нибудь нужное, срочное дело; проходит срок, ты призываешь его и спрашиваешь: "Что? Готово?..". А он тебе отвечает: "Нет еще"... — "Почему?" — "Не успел... в карты играл..." Что ты ему на это скажешь? Уверен, что будь ты добрейший человек — ты все же назовешь его ленивцем, негодным человеком, и прогонишь его от себя. Приложи же теперь этот пример к себе самому: Бог дал тебе время жизни, и велел тебе делать больше добра; время — это великий дар Божий, это такой талант, на который все можно купить, даже самую вечность, вечную жизнь, Царство Небесное. Дал Бог тебе этот талант, и сказал: "Смотри же, не трать его на пустое: дорожи «временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5; 16), обманчивы. Познавай, «что есть воля Божия" (Еф. 5; 17). А ты, как неразумный ребенок, тратишь бесценное время на пустые забавы. Придет смерть, позовет Бог к ответу: "На что ты жизнь употребил? Куда время потратил?.." Что на это будешь отвечать?.. "В карты, Господи, проиграл!.." Неправда ли? и подумать об этом стыдно... стыдно и страшно. Вспомни, друг мой, притчу Христову о талантах: домовладыка не пощадил ленивого раба даже и тогда, когда он возвратил ему талант в целости, только процентами его не приумножил; чего же тебе ждать от Господа, когда ты не только не приумножаешь, но и вовсе теряешь златой талант Божий — бесценное время — на пустую забаву, выдуманную для развлечения безумного короля? Не грех ли это? И можно ли эту забаву назвать "невинной", если за нее придется услышать грозный приговор Небесного Домовладыки: «Лукавый рабе и ленивый!... Подобаше убо тебе вдати сребро Мое торжником, и пришед Аз взял бых Свое с лихвою; а ты сребро мое — время жизни твоей земной — растратил на пустые забавы; за это — вот Мое тебе определение; неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф. 25; 26-27, 30). Но это еще не все. Картежная игра похищает не одно только время: она похищает у тебя мир душевный, спокойствие совести; она делает тебя неспособным к молитве: пойдет ли тебе на ум молитва, когда у тебя карты на уме? Она расстраивает твое здоровье, делает равнодушным к труду, к делам твоего звания; она сушит твое сердце, делает из тебя раздражительного самолюбца... Целые ночи готов ты просиживать за зеленым столом; ты горячишься, споришь, завидуешь, злишься; на что ты пригоден после стольких тревог?.. И это-то называешь ты "невинной забавой", отдыхом от трудов?.. О друг мой! Полно лукавить, себя самого обманывать! Какой тут отдых — тут только грех один! И потому-то особенно грешен этот грех, что ты его грехом не считаешь. Потому-то он и тяжко грешен, что ничего тебе не стоит бросить его, а ты все же не хочешь бросить, не хочешь расстаться с ним, как строптивый ребенок с опасной игрушкой. И становится для тебя эта игрушка — любимым твоим идолом, и служишь ты этому идолу — страсти своей — до забвения Бога. И в самом деле, Бог тебе говорит: дорожи временем, «дние лукави суть», и не на то даны, чтобы в карты играть; а ты говоришь, — что за грех поиграть часок-другой, и целые ночи проигрываешь; тебе говорят: игра в карты унижает христианина; это — прихоть, страсть, это — идолослужение; а ты хочешь всех уверить, что это только "невинное развлечение..." И если уж ты не можешь или просто не хочешь бросить для Господа Бога такую пустую игрушку, то какой же ты после этого христианин? Что за воин Христов? И чего ждать от тебя, когда Бог потребует (а Он и требует, конечно), чтобы ты расстался с такими пороками, которые глубоко коренятся в греховной природе твоей, которых без боли, без страдания, без подвига, без особенной благодатной Божией помощи невозможно и вырвать из нашего сердца грехолюбивого?.. Да наконец просто — что ты за человек? Какая дряблость характера! Какая пустота души! Находить удовольствие — и в чем же? В том, чтобы унизить и обыграть человека, и притом друга-приятеля (ведь с недругом ты не будешь и в карты играть)... Оба вы рассчитываете, конечно, одержать верх друг над другом, и оба тем самым показываете, какими низкими помыслами питается ваше сердце... А что бы в эти часы заняться если уж не трудом, то хотя бы чтением полезных книг, доброй беседой во славу Божию, — но увы! — это вам не по душе, вы не находите в этом духовного утешения — бедные празднолюбцы!.. Но я еще не все сказал, что велит сказать правда Божия. Что тебя так увлекает к картежной игре? Желание показать свое искусство? Но это есть плод честолюбия. А чаще всего — желание выигрыша? Это еще хуже — плод сребролюбия. Всякое пожелание чужого есть уже грех против десятой заповеди Божией: Не пожелай. Мало того: картежник есть вор; это не я говорю, а великий угодник Божий, святитель Христов Тихон Задонский. "Картежники, — говорит он, — оба желают друг у друга выиграть денег, и чужим добром пользоваться, значит, оба и грешат против десятой заповеди Божией: «Не пожелай». А кто выигрывает, тот и самым делом похищает, и против восьмой заповеди: «Не укради» — согрешает. И хотя бы он не только имение свое, но ц самого себя проиграл, он все же — тать пред Богом, потому что у него в сердце есть желание чужого добра, а Бог по сердцу судит человека; Бог на сердце наше смотрит, и видит, что в нем делается, добро или зло, и по тому судит нас... Когда сердцем не пожелаешь чужого добра, то не станешь и в картьгаграть ради денег. А сколько проигравшиеся картежники наносят другим обид — и сказать трудно. Проигравшийся картежник обижает прежде всего домашних своих — жену, детей, отнимает у них то, что им по праву принадлежит. Если он судья или приказный, он бросается на взятки, преступает присягу, делается изменником Богу и Государю Царю своему, а оттого возносятся вопли плачевные к Судящему праведно; оттого происходят неурядицы и нестроения в обществе. Если же картежник — купец, то пускается на обманы и всякую неправду, входит в долги неоплатные... Итак, картежник ненавистен Богу, потому что нарушает Его святые заповеди. Ненавистен домашним, потому что отнимает у них потребное и разоряет дом свой. Ненавистен и всему обществу, потому что из-за своей пагубной страсти творит все неправды. Выигрывает ли он, или проигрывает — он одинаково согрешает пред Богом. Всяк убо картежник есть тать пред Богом, и как тать на суде Христовом явится, и с татями осудится"... Нужно ли что-нибудь прибавлять к этому строгому слову смиренного святителя Божия? Ужели кто-нибудь и после этого слова правды Божией из уст великого чудотворца земли Русской осмелится спорить, будто картежная игра — только невинная забава? Но если бы и нашелся такой прекословный любитель этой забавы — не к нему мое слово, не для него написан этот листок. «Не обличай злых, да не возненавидят тебе, обличай премудра и возлюбит тя!» Оглавление 533. Слово святителя Иоанна Златоуста на Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Ныне Евангелие возвестило о злодеянии Ирода, о неистовстве жен, о безумном веселии мужей, о нечестивом пире, о беззаконном даре, о преступном деле и о погребении честнейшего тела. Я ужасаюсь, возлюбленные мои, когда взору моему представляются совершенные Иродом дела. «В то время, — говорит евангелист Матфей, — услыша Ирод четвертовластник слух Иисусов ирече отроком своим: сей есть Иоанн Креститель... егоже аз усекнух... той воскресе от мертвых, и сего ради силы деются о нем» (Мф. 14; 1; Мк 6; 16; Лк. 9; 7). Таким образом Ирод сознается в убийстве, которого скрыть не может, сознается и в том, что убиенный им есть Пророк и муж праведный. Ибо, если бы он не признавал этого, то не сказал бы, что он воскрес из мертвых, и что потому силы деются о нем. О нечестивое сознание, само себя обличающее в убийстве! За что же Ирод убил Пророка? За то, что Пророк был проповедником правды и посредством обличения хотел помешать его беззаконному делу. И притом, кого убил он? Мужа праведного, более которого не было из всех, рожденных женами, как свидетельствовал о нем Сам Господь; убил мужа, проводившего жизнь в пустыне необитаемой, безводной, бесплодной, неприступной, не имевшей ни деревьев, ни других растений и трав. В пустыне Иоанн жил для того, чтобы не видеть и не слышать ужасных человеческих злодеяний. Он никогда не сеял, не жал; а потому и не имел ни хлеба, ни вина, ни ложа, служащего для приятного отдохновения, ни мягких подушек, ни подсвечника, ни стола, ни скамьи, ни чаши, ни стакана. Живя в удалении от мира, он и не пользовался ничем мирским. Он жил не в позлащенном чертоге, а в пещере, сделанной из самородного камня. Пол служил для него и столом, и скамьей, и ложем. Вместо мяса животных он употреблял в пищу акриды, вместо роскошных и сладких снедей — мед дикий. Чашей служила ему ладонь и рука; вместо вина пил он чистую, истекавшую из камня воду. И вот, такого-то человека, как говорит евангелист, Ирод «бо емь... связа его и всади в темницу, Иродиады ради жены Филиппа брата своего» (Мф. 14; 3).Странное дело! Иоанн, обличая, хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом; а Ирод связывает того, кто хотел разрешить его. Но Иоанн и связанный не переставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать; он исполнял сказанное в Писании: «глаголах... пред цари и не стыдяхся» (Пс. 118; 46). Иоанн не боялся смерти, а боялся не говорить истины. Такого-то мужа убил Ирод, и в какое время убил! Срамно и говорить, но срамно не говорящему, а совершившему убийство. «Дню же бывшу рождества Иродова, пляса дщи Иродиадина посреде и угоди Иродови. Темже и с клятвою изрече ей даты, егоже аще воспросит. Она же наваждена материю своею, даждь ми, рече, зде на блюде главу Иоанна Крестителя» (Мф. 14; 6-8). О, гибельный день рождения! В этот день Ирод совершает убийство Пророка , вместо того, чтобы пригласить к столу своему мужей благочестивых. В этот день Ироду следовало бы позаботиться о вдовах, оказать сострадание сирым, дабы, содействием их молитв, оградить от опасности и свою жизнь. Но он, вместо этого, пиршествуя с невоздержными мужами и бесчестными женами, упившись вином и обольстившись бесстыдными женщинами, убивает Предтечу Иоанна, и через убийство угашает яркий светильник веры, свет целого мира. Угасив этот светильник, Ирод сам остался во тьме. Хотя бренный сосуд Иоанна повержен на землю, но немерцающий светильник духа его блистал ярким светом веры и среди находившихся во аде. Так Ирод убил великого мужа, и как еще убил! «Дню же бывшу рождества Иродова, — говорит Писание, — пляса дщи Иродиадина посреде». Забава, достойная такого пиршества! Ибо где нега и роскошь, где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, но все шатко и непостоянно, все обличает безумие Ирода. Слушайте это вы, которые любите смотреть на пляшущих, и тем растлеваете свои сердца, слушайте, какой плод принесло искусное плясание! «Она же наваждена материю... даждь ми, рече, зде на блюде главу Иоанна Крестителя». О жестоконравное исчадие свирепой львицы! Не просить ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней, но главу Иоанна. Хорошо, если бы просила по вере; ибо действительно глава Иоаннова дороже золота, серебра и камней многоценных. Но нет, просила не по вере, не для того, чтобы воздать этой главе должную честь, но для того, чтобы, убив обличителя, успокоить тем свою мать, преданную греху. «И печален бысть царь» (Мф. 14; 9), услышав это, не потому, впрочем, что у него просили убиения Пророка, а потому что боялся народа; ибо все почитали Иоанна Пророком. Если бы Ирод действительно опечалился потому, что чувствовал благоговение к Пророку, то он еще сначала не связал бы его и не заключил бы в темницу. Нет, он опечалился, боясь народа. Душа Иродова была в то время подобна кораблю, среди моря волнуемому и обращаемому то в ту, то в другую сторону. Совершить убийство препятствовал ему страх народа; не совершить убийства он не мог по причине данной клятвы и по причине пировавших с ним. Но, несчастный! будучи ослеплен блудной страстью, и употребляя данную клятву как бы в извинение своего убийства он посылает «спекулатора» (оруженосца) и повелевает отсечь главу Иоанну (Мк. 6; 27). О вы, которые любите так охотно клясться, послушайте, как это опасно! Послушайте Господа, говорящего: «неклятися всяко» (Мф. 5; 34). Если бы несчастный Ирод не произнес в то время клятвы, то он не приказал бы совершить убийства. Конечно, гораздо лучше было бы ему не клясться; но если он и поклялся уже, то лучше было бы не исполнить клятвы; ибо, ежели настанет необходимость выбирать из двух зол одно, то, без сомнения, лучше выбрать зло меньшее. «И послав усекну Иоанна в темнице» (Мф. 14; 10). Возлюбленные мои! Какая рука дерзнула поднять меч на святую главу Иоанна, перед которым в пустыне благоговели звери, которого трепетали львы, страшились змеи, ехидны и аспиды, которого, по причине святости жизни его, питали дикие пчелы своими трудами; ибо они, собирая с разных цветов и трав пустынных как бы золотые капли росы, приносили ему мед свой! И «спекулатор» пресек жизнь такого мужа, не устрашившись ангелоподобного его лица, не почувствовав благоговения к светлому его взору, сиявшему Божественным блеском! Нет, я думаю, что спекулатор, посланный для умерщвления Иоанна, был упоен Иродом, и пьяный, имея меч в руках, очей не имел; и таким образом глава Иоанна, который никогда не пил вина, была отсечена и принесена на блюде в среду пиршества; но и в это время она произнесла: «не достоит тебе имети жену (Филиппа) брата твоего!» (Мк. 6; 18) Так праведник жил и по смерти, и по отсечении главы не умолкал его голос. О жестокость человеческая! На том самом блюде, с которого Ирод вкушал снеди, на том, говорю, самом блюде он положил и главу Иоаннову. О тиран нечестивый! Неужели не довольно было для тебя того убийства младенцев, которое совершил твой отец в Вифлееме, когда вопли отцов и матерей были пронзительнее самых острых стрел; когда потоки горьких слез, изливавшихся из сердца, были обильнее источников; когда разрывалась утроба родительская и глубокие вздохи, исторгаясь из груди, вылетали из уст; когда матери жалостно оплакивали исчадие своего чрева, так рано у них похищенное; когда млеком своим они убелили землю, потому что питавшиеся им младенцы нечаянно (неожиданно) были умерщвлены! Какой зверь не плакал тогда, видя неправедно убиваемых невинных младенцев, которые имели незлобивое сердце, коих души столь же были чисты и непорочны, сколь были нежны члены детского их тела? И неужели они обличали отца твоего Ирода, тогда как еще не могли ничего явственно говорить? Для тебя, говорю, мало было жестокости, оказанной над детьми; но/ подражая бесчеловечию своего отца Ирода, ты отсек еще главу Иоанну, которого и одного волоса ты не стоишь! Тот заклал чад Рахили; а ты умертвил Иоанна, руководителя чад Церкви. За что и как Я буду милостив к тебе? — говорит Господь. Таким-то правителям подчиненные Иудеи и приученные ими к убийствам наконец не устрашились и Христоубийства. Исаию они перепилили пилой, Иеремию умертвили мечом, Навуфея побили камнями, Захарию также убили, Иисуса Христа распяли. Но, предоставив им самим плакать о своих злодеяниях, прибегнем к таинственному свету во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar