0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 25
ГОСТЬ: 25
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Троицкие Листки (118)
521. Святые Божии – наши стражи небесные «Благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго» (Тим. 4; 8). Закружились мы, грешные, в суете житейских попечений: помолиться Богу, как должно, нам все недосужно; сходить в церковь — некогда: видно и умереть-то будет тоже некогда!.. А придет же этот грозный час: хочешь — не хочешь, а надо будет умереть. Смерти не скажешь: подожди, я то и то еще не сделал. Минутки не отсрочить. Чего же ради мы так усердно заботимся о земных своих делах, что о душе нам и подумать не досужно? Не обманываем ли мы самих себя? Воистину, братие, мы обманываем себя, воистину прельщаемся! Враг видимо облепляет нас пустой отговоркой; он шепчет нашей лености: "Когда тебе молиться? Когда тут в церковь ходить? Видишь — сколько дела, самого нужного, неотложного, кто за тебя будет его делать?" А леность-то наша и рада этому; а бедная совесть — ныне обличит, завтра обличит, а там и замолчит: не слушаешь — живи как хочешь! И живет грешник в суете сует; и всю жизнь так проживет; и все будет себя обманывать: вот, Бог даст, — то и то сделаю, посвободнее будет; тогда и в церковь буду ходить, и молиться буду, и о душе подумаю, а теперь — когда тут об этом думать? Бог простит!.. И так до последнего дня жизни будет он кружиться в суете сует; до последнего часа будет все откладывать заботу о спасении души; а между тем сердце его будет все грубеть и черстветь, совесть все тише будет подавать свой спасительный голос, и кто знает, в чем застанет этого раба суеты земной смертный час? А Господь сказал: в чем застану, в том и сужу! Сходить в церковь — в праздник — некогда! Один час уделить Богу — нам недосужно! Что же мы после этого за христиане? Верим ли мы Христу, нашему Господу Спасителю? Знает Господь Милосердый немощи наши; знает, что нельзя нам жить на земле без хлеба насущного; и потому целых шесть дней в неделе отдал нам на дела наши земные: «шесть дний делай» свои дела, — говорит Он (Исх. 20; 9-10), «в день же седмый, суббота Господу Богу твоему»; один только день в неделе отдай «Господу Богу твоему». А мы и этот день не хотим отдать Ему, и этот Божий день на себя же хотим употребить... Будет ли после этого Божие благословение на нас, грешных, и на делах наших? Не оттого ли и дела наши — что ни заботимся, что ни хлопочем — все не спорятся, суета умножается и мы все глубже и глубже затягиваемся в это болото?... Да, братие мои, что ни трудись, что ни хлопочи, если не будет благословения Божия — все труды твои ни во что!.. А Божие благословение и на земные дела привлекается доброй, благочестивой христианской жизнью, исполнением Божиих заповедей. Надобно помнить, что «благочестие на все полезно есть» — оно и для спасения души необходимо, и для здешней жизни благотворно; оно низводит на нас и на наши дела — даже на наши житейские земные дела — Божие благословение и ставит и нас самих, и все, что нам принадлежит, под покров Матери Божией и святых угодников Божиих. Господь сказал: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся — (все, в чем вы нуждаетесь в земной жизни), — приложатся вам» (Мф. 6; 33). Только Бога не забывай, исполняй Его святые заповеди, люби матерь свою — Церковь Православную, а Бог тебя не оставит, святые Божии угодники покроют тебя от всякой напасти; они — добрые, неусыпные стражи твои . и всего твоего достояния. Поучительный случай рассказывает в своих записках один почтенный сельский священник. Его прихожанин, крестьянин, имел великую любовь к церкви Божией. Если удар праздничного благовеста заставал его за какой-нибудь, хотя бы и самой спешной работой, он тотчас же бросал ее, брал с собой одного из детей и спешил в храм Божий, наказывая и жене не медля идти в церковь с другим ребенком. Настал храмовой праздник святителя Николая, заблаговестили к обедне. Благочестивый поселянин встрепенулся, стал спешно собираться в церковь и заметил, что у его жены еще пироги не посажены в печь. "Смотри, жена, — сказал он ей внушительно — как бы тебе из-за пирогов не остаться для праздника без обедни!" А сам взял ребенка и ушел. Жена управилась с пирогами, взяла другого малютку и поспешила к службе Божией. Окончилась обедня, все пошли по домам. Подходят и наши добрые богомольцы, хозяева, к своему дому и видят, что ворота приотворены; идут далее — сени тоже отворены, а в избе, слышно, кто-то будто бродит и шарит руками... Тут только хозяйка вспомнила, что, поспешая в церковь, чтобы застать начало обедни, она забыла запереть ворота. Предполагая, что в избе недобрый человек, хозяева не решились сразу войти туда и пригласили соседей. И вот, они отворяют дверь в избу и видят, что известный в их селе вор, глядя во все глаза, ощупывает стены и ищет выхода. "Как ты сюда попал?" — стали его допрашивать. Тот откровенно сознался, что, заметив неприпертые ворота, он хотел этим воспользоваться, чтобы что-нибудь украсть: «Я видел, как хозяева пошли в церковь, — говорил он, — и был уверен, что никого нет дома. Но только что я вошел, как следом за мной входит низенький седенький старичок, в красной бархатной одежде церковной и, взглянув на меня, строго мне говорит: "Как! Эти добрые христиане пошли ко мне на праздник, и второпях забыли припереть свой дом, а ты и рад случаю, чтобы их обворовать?" И при этих словах старец быстро ударил меня по лицу, так что сразу у меня потемнело в глазах и я все потерял из виду... Вот и сейчас ничего не вижу и выхода не найду...» Так рассказывал о себе обличенный на месте преступления тот недобрый человек. Его судили и присудили, за покушение на кражу, в Сибирь на поселение. Отправляясь в большую дорогу, он пожелал — в первый и последний раз в жизни — зайти в свой сельский храм — помолиться. Когда подвели его к местной иконе святителя Николая, чтобы ему приложиться, он вдруг прозрел и в строгом лике угодника Божия на иконе узнал того старца, который обличил его поступок и наказал слепотой... Видите, возлюбленные, что святитель Христов Николай явился стражем достояния тех боголюбцев, которые, поспешая в храм Божий в его праздник, забыли запереть двери своего дома. И все другие угодники Божии суть незримые, но верные стражи и нас самих и всего достояния нашего, если только мы живем по-Божии. Они ли не испросят нам Божия благословения во всяком добром начинании, хотя бы и житейском? Трудиться, и в поте лица трудами добывать себе хлеб — Самим Богом заповедано; надобно только, чтобы всякий труд, даже и житейский, был совершаем во славу Божию; а это будет тогда, когда мы, трудясь для земли, не будем забывать, что земля — не вечное наше жилище, что надо знать всему время: время работать и время Богу помолиться; время потрудиться для хлеба насущного, и время потрудиться для Господа Бога, для ближнего, для спасения своей души. Надо и от трудов своих уделять для Господа Бога долю некую: и в церковь на свечечку, и бедному в помощь, и сиротам на утешение... Вот и благословит Бог труды твои. А праздник — Божий день, Богу его и отдай. Непременно сходи в церковь Божию, помолись поусерднее, дай душе своей отдохнуть — подышать чистым воздухом молитвы церковной, дай сердцу твоему ощутить близость благодатной святыни, дай помыслам твоим оторваться от суеты земной хоть на несколько часов... И поверь, друг мой, ты вернешься домой из храма Божия со свежими силами, и тут-то увидишь, сердцем почувствуешь всю ложь и неправду тех отговорок, какие подсказывал враг твоей лености, чтобы отклонить тебя от посещения храма Божия. Испытай и виждь. Сходи хотя раз в праздник к службе Божией, помолись смиренным сердцем со всей Церковью, и сам увидишь, что даже и для житейских дел праздник полезен: ты духом обновишься и возьмешься за свое дело с новыми силами... А о том, будто дела свои упустишь — не беспокойся: порука тебе в том святитель Христов Николай и все святые Божии, — порука тебе Сам Христос, Который сказал — и непреложно Божественное слово Его: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам...» Аминь. Оглавление 522. Райский цветок «Смотрите крин селных (на полевые лилии), како растут...» (Мф. 6; 28) Весной не только в садах и полях, но и в Святой Церкви Православной расцветают цветы, так что исполняется слово Писания:» цвети явишася на земли... нашей» (Песн.2; 12). Вот и в Евангелии цветы: Смотрите, сказано, «крин селных» — посмотрите на полевые лилии,—«како растут» И в нынешнем празднике — цветы: сегодня мы празднуем в честь святого великомученика царевича Димитрия, а в церковной службе, в стихирах, тропарях и канонах он много раз называется крином, лилией, цветком; так и весна, и Церковь ныне украшаются цветами! А Господь велит смотреть на цветы: «Смотрите, говорит, крин селных»; итак, посмотрим, братие, на наш прекрасный церковный цветок, на святого великомученика царевича Димитрия, и если что найдем в нем на пользу душе своей, то положим это и сохраним в своем сердце, при помощи Господней. Когда читаешь историю страданий его, когда размышляешь о злобе врагов его, о том, как пролита была его невинная кровь в восьмилетнем возрасте, то невольно вспоминаешь изречение Духа Святого, написанное в Книге Песнь песней Соломона о душе святой: «Как крин в тернии» (Песн. 2; 2), как полевая лилия среди терний, так и святой царевич Димитрий — в гонении... «Крин в тернии»: зависть, ненависть, злоба человеческая — что все это, как не острое терние, которое прободает (прокалывает) невинных людей до крови, до ран сердечных, до самой смерти? Поистине, злые люди — это терны острые! И в Святом Писании злой человек Авимелех, избивший всех своих братьев, в притче уподобляется тернию: «И рекоша вся древа тернию (то есть все Израильтяне сказали Авимелеху): прииди, буди нам царь» (Суд. 9; 14). Больно колет, уязвляет терн: больно уязвляет и злой человек человека доброго, неповинного, и добрый, неповинный человек среди злых людей — то же, что крин посреди терний. Смотрю я на икону убиения святого великомученика царевича Димитрия, а душевными очами взираю на его заклание, как будто оно сейчас предо мной совершается, и вижу я, как неповинного младенца схватили убийцы и закалают ножом: поистине он — точно крин — цветок среди терний! Борис Годунов — вот первый и главный терн злобы; его единомышленники и исполнители его злого умысла — Андрей Клешнин, Михайло Битятовский с сыном Данилой — тоже терны; мамка, боярыня Василисса Волохова с сыном Данилом, и с ними Никита Качалов, на убиение государя своего, царевича Димитрия, сговорившиеся — все это терны, а посреди них — закалаемый неповинный младенец, святой царевич Димитрий, — это крин, цветок среди терний, цветок, цветущий сугубой красотой, — цветом белым и червленым, красно-розовым! Сам Господь наш Иисус Христос называет Себя цветом и крином, когда говорит в книге Песнь песней: «Аз цвет польный и крин удольный»(Песн. 2; 1); и был Он действительно крином в тернии в то время, когда воины-мучители, сплетя венец из терния, возложили Ему на главу. Взирая на Него с любовью, невеста Его — Святая Церковь — называет Его и белым, и в то же время червленым: «Брат мой, — говорит она, — бел и чермен, избран от тем» — из тысяч (Песн. 5; 10). Бел Он чистотой девственной, красен — Кровью, на кресте излиянной. Поистине то же самое мы можем сказать о святом мученике, царевиче Димитрие: возлюбленный наш «бел и красен, избран от тем!» Бел он младенческой невинностью и чистотой, красен излиянием неповинной крови своей, которой обагрился, как прекрасная роза! О цветок наш прекрасный, райский цветок! Во дворех дому Бога нашего ты насажден и цветешь ныне благостью и славой небесной! Вот, братие, цветок, о котором поистине можно сказать словами Евангелия: сам Соломон во всей славе своей не облекался так, как этот цветок! Достойно удивления, братие, это слово Господа нашего, сказанное Им о цветах полевых: «глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» (Мф. 6; 29). Разве у царя Соломона не было златотканых одежд, драгоценными жемчугами и самоцветными камнями украшенных? Кажется, что за сравнение бедного полевого цветка с богатым царем Соломоном? Соломон — в царской порфире, а цветок — в своих листочках; Соломон — в царских палатах, а цветок — на поле, ветром колеблемый; Соломон — на престоле, а цветок — низко на земле; к Соломону никто не смеет подойти, а цветок всякий топчет ногами; Соломон царствует во славе своей много лет, а цветок —день, два, много неделю цветет... Почему же Господь наш поставляет цветок полевой выше всей славы Соломоновой, когда говорит: «глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей?...» Толкователи Божественного Писания находят этому такую причину: хотя Соломон имел и много всяких богатств, златотканых одежд, драгоценных царских украшений; однако же все это имел не от природы своей, а приобрел со стороны: он родился таким же нагим, как и прочие люди; а цветок имеет красоту от самой природы своей. Все, что имел Соломон, не от него самого происходило, а заимствовано было от других: серебро и золото он получал из недр земных; камни самоцветные — также из земли; жемчуг — из морской глубины; шелк — от шелковичного червя; холст — из льна; шерсть — от овец или от других животных; все украшения царские — от искусства человеческого, а не от собственной природы, — он ничего с собой не принес из утробы матери своей, ничего не произвел, так сказать, от своего тела, будучи по телу подобен всякому человеку, рожденный так же, как рождается самый последний бедняк. Он получил и собрал свои царские сокровища и украшения от своих же подданных. А цветок полевой ни от кого своей красоты не заимствует, никого не обижает, ни у кого ничего не берет, но все, что имеет, — у него собственное, природное, Богом ему данное; а потому он и богаче, и прекраснее, и славнее самого царя Соломона, по слову Господа: «ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих!» Взглянем же теперь на наш прекрасный духовный цветок, от царского корня прозябший, на святого великомученика царевича Димитрия: не прекраснее ли он самого Соломона! Он цветет сугубой красотой — белой и червленой, то есть девством и мученичеством; и эту красоту он не заимствовал у кого-нибудь, не со стороны приобрел, напротив, она его собственная. Он имел чистое младенческое девство, которого Соломон давно лишился; он украшен был мученическим пролитием невинной своей крови, чего у Соломона вовсе не было; и то и другое имел он от самого естества своего, — вот почему выше, славнее, досточестнее Соломона этот наш прекрасный цвет, потому что Соломон во всей славе своей не украшался такой чистотой и мученичеством, какими украсился он. Прекрасные цветы хвалят не за одну красоту, но и за то, что от них исходит благоухание, за то, что они имеют целебную силу и приносят хорошие плоды. И этот наш райский цветок —Димитрий царевич, при красоте его девственно-мученической, имеет и благоухание святыни, и врачебную силу, — чудотворное подаяние исцелений всем, с верой к нему притекающим. И прекрасный плод его есть слава Русскому государству от этого святого младенца, причтенного к прежним святым страстотерпцам русским — Борису и Глебу и прославленного с мучениками. А еще более драгоценные плоды его для нас — это его святые молитвы о нас к Богу, молитвы, которые он, предстоя престолу Божию с ликами святых мучеников, приносит за свое земное отечество, за Христианское государство, за всех православных христиан. «Смотрите крин селных», — говорит Господь. Будем же, братие, смотреть на этот прекрасный райский крин — цветок, на святого мученика Димитрия царевича, как он возрос — достиг такой святости; будем притекать к нему с верой, да ходатайством своим умоляет он Владыку нашего — Христа Господа, за нас, грешных! Аминь. (Из слова святителя Димитрия, митрополита Ростовского, на память святого царевича Димитрия) (Память святого царевича Димитрия празднуется Церковью 15 мая — в день его мученической кончины. Помолимся, братие, прославленному Богом царственному младенцу — мученику Димитрию, да испросит он нам у Господа, Царя царствующих, благоденственное мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение) Оглавление 523. Слово святителя Иоанна Златоуста на Вознесение Господне Господь наш, по воскресении из мертвых, многократно являясь ученикам Своим, с любовью обращался с ними, позволял осязать Себя, и был с ними в продолжение сорока дней. Наконец Он пришел на гору Елеонскую, против Иерусалима, и там в последний раз повторил им Свои наставления: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас, — говорил Он ученикам Своим. — Идите по всему миру... научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во оставление грехов; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте;даром получили, даром давайте» (Ин. 20; 21, Мк. 16; 15, Мф. 28; 19, 10; 8). Благословляйте гонителей своих, — благословляйте, а не проклинайте. Подражайте Учителю вашему. «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13; 35), если вы будете любить ненавидящих вас. Вспомните, сколько зла сделали Мне Иудеи! Серафимы не смеют взирать на лицо Мое, и закрывают свои лица, а Иудеи били Меня по ланитам. Мои руки образовали человека из земли и создали весь этот прекрасный мир, а Иудеи железными гвоздями пригвоздили эти руки к древу. Если Я обращу взор Мой на землю, земля трепещет и трясется, а Иудеи смеялись надо Мной, проходя мимо и кивая головами. Все Я терпел от них, и не гневался, не мстил им. Думаете ли вы, что Я не мог мстить? Ангелы у Меня стояли готовые к мести, но Я не позволял им; простертый на кресте, Я молил Отца за врагов Моих, и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23; 34). Я страдал терпеливо, чтобы вам подать пример. Если бы Я только учил, а не делал, в Моем учении была бы несообразность. Нет, сперва Я Сам сделал все, а потом уже вас обязываю делать. Я сказал: «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10; 11), и не отказался от смерти, будучи бессмертным. Я сказал: «благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5; 44), а не проклинайте; и столько вытерпев от Иудеев, никого не проклинал. Я все совершил, что предсказали о Мне пророки; и вот теперь восхожу к «Отцу Моему» (Ин. 20; 17). Но вы не печальтесь; Я «не оставлю вас сиротами» (Ин. 14; 18); пошлю к вам Духа Святаго, Господа животворящего, Единосущного Моему Отцу и Мне. Да и Сам «Я с вами, во все дни до скончания века» (Мф. 28; 20). Как древле был Я с Моими пророками, так буду и с вами. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»(Деян. 1; 8). Так говорил Господь ученикам Своим. «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24; 50-51). И облако взяло Его из вида их» (Деян. 1; 9). «И так Господь наш... вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16; 19). «И когда апостолы смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1; 10-11). Для чего же предстали апостолам Ангелы? Для чего говорили, что Господь вознесся на небо? Это было по двум причинам. Во-первых, апостолы скорбели о том, что Христос расстался с ними. А что они скорбели, о том говорит им Господь: «никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше» (Ин. 16; 5-6). Если нам тяжело расставаться с друзьями и родственниками, то могли ли ученики, видя разлучение с ними Спасителя и Учителя попечительного, милосердного, кроткого и преблагого, могли ли, говорю, они не печалиться? Могли ли не скорбеть? Поэтому-то и предстали им Ангелы, утешая их в скорби, родившейся при вознесении Господа, тем, что Он опять возвратится; ибо говорят: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом». Вы, как бы так говорили Ангелы, опечалены тем, что Господь вознесся; но более не печальтесь, ибо Он опять придет. Елисей, увидев своего учителя вземлемым, растерзал ризу свою; ибо никто не мог, представ ему, сказать, что Илия опять придет. Чтобы того же не сделали апостолы, — явились Ангелы, утешая их в печали. Вот первая причина явления Ангелов. Вторая причина так же важна, как и первая; она побудила Ангелов присовокупить: «вознесшийся от вас на небо». Для чего это? Как птица, высоко взлетающая, более и более скрывается из виду по мере того, как она поднимается в высоту, так точно и плоть оная (Иисуса Христа): чем выше восходила, тем более становилась невидимой, поелику глаз, по слабости своей, не мог следовать за ней на столь великое расстояние. Для этого-то и явились Ангелы, возвещая о вознесении Господа на небо, дабы ученики не подумали, что Он вознесся «в вихре яко на небо», подобно Илии (4 Цар. 2; 1), но что вознесся на самое небо. Потому и сказано: «вознесшийся от вас на небо». Илия взят «яко на небо», потому что он раб, а Иисус на самое небо, ибо Он Господь: тот на колеснице огненной, а Сей на облаке (Деян. 1; 9). Когда потребно было позвать раба, тогда послана была колесница, а для призвания Сына послан царский престол, и не просто царский, но самый Отчий, ибо об Отце сказал Исаия: «Се, Господь седит на облаце легце» (Ис. 19; 1). Поелику Отец Сам «седит на облаце», то и Сыну равным образом послано облако. Притом Илия, вознесшись, оставил милоть свою Елисею, а Иисус, взойдя, ниспослал ученикам дары Духа Святаго, соделовавшие не одного Елисея, но бесчисленных пророков, и притом несравненно больших и славнейших оного. Помыслим, возлюбленные, об оном возвращении Господа. И Павел говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... и мы, оставшиеся в живых... восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4; 16-17), — но не все. Иные будут восхищены, а другие останутся на земле. Послушай, что говорит Христос: тогда будут «две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» (Мф. 24; 41). Еще: «будут двое на одной постели: один возьмется, а другой вставится» (Лк. 17; 34). Каков смысл этой притчи? Под именем мелющих Христос разумеет тех, которые живут в нищете и убожестве, а словами — одр и покой означил людей, живущих в богатстве и почестях. Желая объяснить, что как из нищих, так и из богатых одни спасутся, а другие погибнут, Он сказал, что и из тех, которые находятся на мельнице, одна берется, а другая оставляется, и из лежащих на постели, один берется, а другой оставляется. Этим Он показал, что грешные останутся здесь в ожидании муки, а праведные восхитятся на облаках. Как при вхождении царя в город, начальники, чиновники и имеющие к нему ближайший доступ, выйдя за город, встречают его, а виновные и осужденные содержатся в городе, ожидая царского приговора, так будет и во время пришествия Господа. Те, которые имеют благую надежду, встретят Его на воздухе, а виновные и обличаемые совестью за многие грехи, уйдут ждать Судию здесь, на земле. Тогда и мы будем восхищены. Но, говоря: и мы, я не считаю себя в числе тех, которые будут восхищены. Я не так бесчувствен и безрассуден, чтобы не видеть грехов своих. Если бы я не опасался омрачить радость настоящего праздника, то горько прослезился бы, сказав это слово, ибо грехи мои пришли бы мне на память. Но поскольку я не хочу возмущать радости этого праздника, то здесь окончу слово, напомнив вам об оном дне, дабы ни богатый не радовался о своем богатстве, ни убогий не почитал себя несчастным за свое убожество. И если кто из нас живет благочестиво, тот да пребывает непоколебимо во благочестии, всегда умножая это благое старание; а если мы лишены вовсе дерзновения, и сознаем в себе одни только грехи, то да исправимся, дабы нам приобрести такое же дерзновение, а там вместе и единодушно встретить с достодолжной славой Царя Ангелов, и насладиться блаженной оной радостью о Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже слава и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Оглавление 524. Почему Дух Святой сошел на апостолов в огненных языках? Возлюбленные братие! Из книги "Деяния святых апостолов" вы знаете, что Дух Святый явился над апостолами в огненных языках и даровал им знание иных языков. Что же показывает Он этим чудом? Конечно то, что Святая Церковь, исполненная тем же Духом, долженствовала говорить на языках всех народов. Но почему же Дух Святый явился в огне? Почему в огне, и вместе в языках? Святый Дух является в огне потому, что Бог есть невещественный, неизреченный и невидимый огнь, по свидетельству Павла: «Ибо Бог наш огнь поядаяй есть» (Евр. 12; 29). Бог называется огнем потому, что Он поедает ржавчину грехов. Об этом огне Истина говорит: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся!» (Лк. 12; 49). Итак благо, что Дух явился в огне; поелику из всякого сердца, Им наполняемого, Он изгоняет безчувственность холода, и воспламеняет оное любовью к вечности. Так, когда и на апостолах явились огненные языки, тогда начали пламенеть их сердца; ибо приняв Бога в виде огненном, они воспылали искренней любовью, потому что Дух Святой есть любовь, как и Иоанн говорит: «Бог любы есть» (1 Ин. 4; 8). Итак, кто всем сердцем желает Бога, тот поистине уже имеет Того, Кого любить. Потому что никто не мог бы любить Бога, если бы не имел в себе Того, Кого любить. Но вот, если спросить кого-либо из вас: любишь ли ты Бога? он с полной уверенностью и спокойствием ответит: люблю. А вы слышали, что говорит Господь: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет!» Следовательно, доказательство любви есть добрые дела. Поэтому тот же Иоанн в послании своем говорит: «Кто говорит: "я люблю Бога"... но заповедей Его не соблюдает, тот лжец» (1 Ин. 2; 4,4; 20). Мы тогда истинно любим Бога, и соблюдаем Его заповеди, когда обуздываем наши страсти, поэтому кто еще истлевает от греховных желаний, тот подлинно еще не любит Бога, поелику волей своей противоречит Ему. Господь говорит: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема, и обитель у него сотворима» (Ин. 14; 23). Помыслите, возлюбленнейшие братие, какое счастье принять в храмину сердца своего пришедшего Господа! Подлинно, если бы в дом наш вошел какой-либо богатый человек, или могущественнейший друг, то мы весь дом с великой скоростью очистили бы, дабы что-либо, сверх чаяния, не оскорбило взора входящего друга. Итак, пусть отрет нечистоту худых дел тот, кто сердце свое уготовляет Господу в жилище. Но смотрите, что говорит Истина: «приидема и обитель у него сотворима». Господь приходит в сердца некоторых, но не творит обители; это те, которые хотя посредством .покаяния и приближаются к Богу, но во время искушения забывают то, о чем сокрушались, и таким образом возвращаются на делание грехов, как будто их вовсе не оплакивали. Но кто истинно любит Бога, кто всегда соблюдает заповеди Его, в сердце того приходит Господь и творит оное Своей обителью; потому что Божественная любовь так проникает его, что он не отпадает от этой любви и во время искушений. Итак, возлюбленнейшие братие, войдите внутрь себя и испытайте, истинно ли вы любите Бога; впрочем, пусть никто не доверяет тому, что будет говорить ему его сердце без свидетельства дел. О любви к Творцу должно спросить не язык только, но и сердце и жизнь, потому что любовь к Богу никогда не бывает бездейственной. Она совершает великие дела, где только она есть; а где любовь ничего не творит, там ее и нет. Вот почему Святой Дух явился в огне. Но не просто в огне, а в огненных языках Дух явился потому, что всех, которых Он наполняет, делает вместе и пламенными и говорящими. Учители веры имеют огненные языки потому, что, проповедуя о любви к Богу, воспламеняют сердца слушающих. Этот-то пламень учения ощущали из уст Самого Христа те, кои говорили: «не сердце ли наю горя бе в наю, егда глаголаше нама на пути и егда сказоваше нама Писания» (Лк. 24; 32). Потому что от слышанного слова воспламеняется дух, исчезает холод бесчувственности, и избранные никогда не слушают заповедей небесных с холодным сердцем, но пламенеют к ним огнем внутренней любви и ревности по правде. Апостолы не решились бы противостать властям мира сего, если бы не укрепило их могущество Святого Духа. Мы знаем, каковы были эти учители Святой Церкви прежде сошествия Святого Духа, и видим, как сильны они стали по сошествии Его. Действительно, о том, как сам Петр был немощен и робок до сошествия Духа, — об этом скажет, если спросим, служанка-привратница (Мф. 26; 71). Пораженный одним голосом женщины, боясь умереть, он отверг жизнь. И вот что замечательно: Петр отвергся на земле Того, Кого разбойник исповедал на кресте. Но посмотрим, каким стал этот робкий муж после сошествия Духа. Собираются правители и старейшины; апостолам, уже наказанным, объявляется, чтобы они не дерзали говорить о имени Иисуса; но Петр с великим дерзновением отвечает: «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5; 29); и опять: «аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите; не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати» (Деян. 4; 19-20). «Они же убо идяху, радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася бесчестие приятии» (Деян. 5; 41). Так Петр радуется в наказаниях, а прежде устрашился слов! Тот, который прежде убоялся голоса служанки, по сошествии Святого Духа, быв наказан, презрел могущество князей. Хочу обратить очи веры на силу Зиждителя сего и, хотя кратко, рассмотреть отцов Ветхого и Нового Завета. Вот этими-то отверстыми очами веры я зрю Давида, Амоса, Даниила, Петра, Павла, Матфея! Дух Святый наполняет играющего на гуслях отрока Давида и делает Псалмопевцем; наполняет пастыря стад Амоса, — и делает пророком (Амос. 7; 14); наполняет рыбаря Петра, — и делает проповедником (Мф. 4; 19); наполняет гонителя Павла, — и делает учителем языков (Деян. 9); наполняет мытаря Матфея, — и делает евангелистом (Лк. 5; 27). О, каков Зиждитель — Сей Дух! Не нужно много времени для изучения всего, чего Он хочет; потому что Он, едва только коснется, научает ум. Помыслим, какими Он нашел в настоящий день и какими соделал наших святых проповедников. В самом деле, по опасению от Иудеев они сидели в одной горнице; все они знали свой природный язык, однако же, на том самом языке, который знали, не дерзали открыто исповедовать Христа. Пришел Дух, и уста их научил разным языкам, а сердце укрепил Своей властью. Начали проповедовать Христа и на других языках те, которые прежде боялись говорить о Нем на своем; потому что воспламененное сердце презрело мучения тела, которых прежде страшилось; победило силу плотской боязни любовью к Создателю. Те, которые прежде, из боязни, уступали своим противникам, уже со властью повелевают им. Итак, Тот, Который вознес их на верх такой высоты, не соделал ли, так сказать, умы земных людей небесами? Итак помыслите, возлюбленнейшие братие, как велико, после воплощения Единородного Сына Божия, настоящее празднество сошествия Святого Духа. Как то, так и это достоуважаемо; потому что во время того Бог восприял человека; а во время этого люди приняли сошедшего свыше Бога. Итак, возлюбленнейшие братие, если не хотим плотскими пребывать в смерти, то возлюбим этого животворящего Духа. Но кто-либо, в плотском помышлении, скажет себе: как я могу любить Того, Кого не вижу, не знаю? Но хотя мы не можем видеть Бога Самого в Себе, однако же мы можем созерцать Его во святых Его. Когда мы видим, что они производят чудесные дела, то удостоверяемся, что в их душах обитает Бог. Никто не может смотреть на восходящее солнце, всматриваясь в шар его. Но мы видим горы, освещенные его сиянием; так и во святых апостолах, которые сияют добродетелями, блистают чудесами, мы зрим Солнце правды Самого Бога, Которого не можем видеть своими очами на небе. Итак, братие, будем любить ближнего, будем любить того, кто подле нас, чтобы быть в состоянии возлюбить и Того, кто выше нас. Пусть в ближнем узнает душа то, что она должна делать для Бога, дабы вполне заслужить нам с ближними радость в Господе. Тогда мы достигнем той радости горнех ликов, залог которой теперь получили во Святом Духе. Там святое общество горнех граждан; там торжество несомненное; там покой безопасен; там мир истинен, не оставляемый, а даваемый нам Господом Иисусом Христом, Который живет и царствует с Богом Отцом вместе со Святым Духом, сый Бог во веки веков. Аминь. (Из беседы на Пятидесятницу святителя Григория Двоеслова, папы Римского).
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 10
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  12:42 | 11.12.2017