Меню
Назад » »

Троицкие Листки (110)

490. Счастье родителей Святое, поистине святое и великое дело — воспитывать детей в страхе Божием. Родители, и все вы, кому вверено от Бога воспитание детей! Помните, что детские лета — такое время, когда легче всего направить человека или на путь добра, или же, наоборот, на путь зла. Счастливы вы, если ваши питомцы с раннего возраста встанут на спасительную стезю заповедей Божиих: ваши нелегкие труды воспитания не пропадут даром. Жизнь святого славного великомученика Христова Димитрия служит прекрасным примером того, как семя благочестия, вложенное в душу отрока, росло и принесло обильный плод. Благочестивые родители великомученика жили в такое время, когда христиане терпели гонение от царей языческих; исповедуя втайне Христову веру, они с благоговением хранили в своем доме, в особой молитвенной горнице, две святые иконы, украшенные золотом и драгоценными каменьями. Одна из них изображала Христа Спасителя, а другая — Его Пречистую и Преблагословенную Матерь. Перед этими святыми иконами родители святого Димитрия ежедневно возжигали свечи, воскуряли фимиам и усердно молились Господу и Пресвятой Владычице Богородице. В эту потаенную свою молитвенную храмину привели они однажды малютку сына, показали ему на святые иконы и сказали: "Вот это — изображение Единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, а вот это — изображение Пречистой Девы Богородицы". И тут же, в молитвенной горнице, под сенью икон святых, стали они поучать мальчика святой вере христианской. Внимательно слушал святой отрок наставления своих родителей. Благодать Божия коснулась его юного сердца, и он, поклонившись святым иконам, с усердием и слезами поцеловал их. Так приступали к святому делу обучения своего дитяти истинам веры святой благочестивые родители великомученика Димитрия. И юный Димитрий радовал своих родителей и успехами в учении, и своим добрым поведением. В его чистом детском сердце все сильнее и сильнее разгорался благодатный огонек любви к Богу, и когда достиг он возраста мужеского и был назначен воеводой града Солуня, то запечатлел свою любовь к Богу мученической своей кровью. Таковы были благословенные плоды того доброго семени, которое брошено было в детское сердце Димитрия его благочестивыми родителями! Возлюбленные о Господе братия! И всякое доброе дело должно начинать молитвой и Божиим благословением; а такое святое дело, как обучение детей истинам веры святой, нам, христианам православным, и стыдно, и грешно начинать без Божия благословения. Так думали, так делали, так и нам заповедали делать наши предки благочестивые. Они приводили дитя в храм Божий, просили священника служить молебен Господу Богу при начале "учения отроком"; служитель алтаря Господня исполнял их желание, окроплял дитя святой водой Богоявленской, благословлял его Крестом животворящим и давал ему просфору, из коей вынута частица о здравии отрока, начинающего учиться. Так делают и теперь благочестивые родители. Нередко они путешествуют со своими детьми перед началом их учения к святыням Русской земли: кто в Киев, кто в обитель преподобного Сергия, а кто в ближайшую обитель иноческую; здесь они молятся сами, и учат детей своих молиться и просить Божией помощи и Божия благословения на благое учение книжное; здесь же, во святых местах, покупают они святые иконы и книжицу — азбучку на благословение малюткам своим. Так, благословясь, начинают они святое дело обучения детей грамоте; начинают с молитвы и продолжают с молитвой. И по вере их бывает им: благословение Божие нисходит на главу их дитяти, и дитя учится успешно, и радует родителей своими успехами, своим послушанием и добротой сердечной. Кто из вас, возлюбленные, не пожелал бы себе такого счастья в своих детях — умных, добрых и послушных? А если желаешь , то что же мешает тебе с колыбели приучать дитя к страху Божию, сеять в его нежном сердечке святое семечко любви к Отцу Небесному? Ты скажешь, может быть, что малютка ничего не понимает — как-де говорить ему о Боге? Ах, брат любезный! Если ты любишь свое дитя христианской любовью, если ты сам любишь всем сердцем Господа Бога, то эта твоя любовь и научит тебя, как учить дитя страху Божию. Ведь вот малютка узнает же тебя, узнает свою мать и протягивает вам свои ручонки... Поднесите же его к святым иконам, какие есть у вас в доме: покажите ему лик Христа Спасителя и Пречистой Его Матери, как показали своему сыну родители великомученика Димитрия, — покажите и скажите: "Вот это — образ нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, а вот это — лик Его Пресвятой Матери! Перекрестись, милое дитя, и поцелуй их!" И сами помогите малютке сложить персты для крестного знамения, научите его, как следует осенить себя этим спасительным знамением, и сами приложитесь, и дитя приложите к святой иконе. Верьте, други, что Господь незримо благословит вас тогда Своим благословением небесным! А сколько каждый день встречается случаев для воспитания в дитяти страха Божия! Вот ударили в колокол соседней церкви к службе Божией: перекреститесь сами с молитвой и дитя заставьте то же сделать. Вот садитесь вы за обед—молитесь сами и дитя учите тому же. Молитесь неопустительно утром и вечером, и детей приучайте к тому же. Возжигайте лампады перед святыми иконами, если не можете каждый день, то хотя бы в праздники: пусть дитя испытает своим нежным сердцем то тихое чувство умиления, которое испытываешь ты сам, взирая на лик Спасителя или Богоматери, при свете горящей лампады во тьме ночной... Ходите в церковь Божию и детей водите непременно с собой. До семилетнего возраста дитя ваше — невинный младенец; Святая Церковь благословляет ему причащаться Животворящей Крови Христовой когда вам угодно, хоть каждый день; пользуйтесь же чаще этим спасительным Таинством во исцеление души и тела вашего малютки, и внушайте ему благоговение к этой неизреченной святыне Господней. Встретили священника — просите у него Божия благословения и себе и детям своим. Садится дитя за книжку — пусть прежде помолится Господу Богу. А книжки давайте ему Божественные, а не сказки пустые, бесполезные. И будет расти ваше дитя под сенью благодати Божией, — и пребудет близ него Ангел-хранитель его неотлучно, и возрастет оно вам на радость и утешение, ближним на пользу и Господу Богу во славу. Да будет так! Аминь. Оглавление 491. Праздник введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в Церковных песнопениях Листок первый, Приглашение к торжеству. — Обет Богоотцов. — Его исполнение. — Радость Иоакима и Анны. — Беседа Анны с Захарией. — Святая святых. — Небесная пища. — Обращение к пророкам. «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая святых. Величай, душе моя, приведенную во храм Господень и благословенную руками иереевыми». Возсия день радостен и праздник всечестен: днесь бо яже прежде рождества и по рождестве Дева пребывши, в храм Господень приводится: и радуется Захария старец, родитель Предтечев, и вопиет весело: приближися Предстательница скорбящих в храм святый, яко свята, освятитися во обителище (жилище) Всецаря. Да веселится Иоаким праотец и Анна да радуется, яко принесоша Богу непорочную Владычицу; матери, срадуйтеся; девы, взыграйте, и неплоды, ликовствуйте, яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная (пророками предсказанная) Всецарица; радуйтеся, людие, и веселитеся! Днесь собори верных сошедшеся, духовне да торжествуим и благочестно восхвалим Богоотроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, предызбранную от всех родов во обителище всех Царя Христа и Бога: девы, свещи носяще, предыдите, чтуще честное происхождение (шествие во храм) Приснодевы; матери, печаль всю (всякую) отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей и Ходатаице радости (для всего) мира; вси убо радостно еже радуйся со Ангелом возопиим Обрадованней (Благодатной), присно молящейся о душах наших. Рождше паче надежды Пречистую Деву, Иоаким и Анна благочестно обещахуся принести (Ее) Богу, и исполняют (обет свой) днесь, дающе Рожденную от них яко жертву в дом Божий. Празднуим, вернии, праздник духовный, Матерь Божию воспевающе благочестно: есть бо святейша небесных умов. Как цветы различныя собравше от разумных цветников — Духа словес, похвальные венцы Деве радостно исплетем и празднственный дар Ей достойно принесем. Стецемся днесь, Богородицу почитающе песньми, и торжествуим духовный праздник: в храм бо Богу (обещанный родителями) Дар приносится. Начинайте, девы, и воспойте песни, руками держаще свещи, хваляще предшествие Чистыя Богородицы, ныне грядущия во храм Божий... Девы — свещеносицы, ликовствуйте, начните (пение) днесь, и матери — воспойте Царице Матери, приходящей в храм Царя Христа. Девы — Деву и матери — Матерь благочестно стецытеся с нами почтити Рождшуюся, яко непорочную жертву, и рождшую (Анну), Богу плодоносящую (приносящую плод своего чрева): вси убо светло празднуим. Священницы Божии, облецытеся в правду благодатию, и срящите светло, входы подающе (открывая двери) Дщери Царя и Бога во Святая. Песнями да воспоим славное предшествие Богородицы: к храму бо днесь, яко Храм Божий, приносится пророчески (будучи Сама, по слову пророков) дар многоценный. Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая (пространнейшая) небес и горних Сил (небесных воинств Ангельских) превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная. Дверь славная, помыслы непроходимая (умом непостижимая), отверзши двери храма Божия, ныне повелевает нам совшедшим (войдя с Нею) — Божественных Ея чудес насладитися. Днесь одушевленный Храм Святыя Славы Христа Бога нашего, Едина в женах Благословенная Чистая, приводится в храм законный (ветхозаветный) жити во святых: и радуются с Нею Иоаким и Анна духом, и девственнии лицы Господеви поют, псаломски воспевающе и чтуще Матерь Его. Приводящи иногда Пречистый Храм (свою Дщерь) в дом Божий, Анна вопиющи с верою рече священнику: приими ныне Чадо, от Бога данное мне, введи во храм Зиждителя твоего, и радуяся пой Ему... Видев духом иногда, Захария рече Анне: Жизни Матерь вво-диши истинную, Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, и како храм вместит Ю? Раба Божия бых аз, отвеща Анна ему, призывающи (приглашая тебя) верою и молитвою прияти моея болезни Плод, по приятии же Рожденную привести Давшему Ю. Законное воистину дело есть, священник рече ей, странну же весьма вещь (непонятное дело) поразумеваю, зря приводимую в дом Божий, преславно превосходящую Святая (самое Святая святых) благо датию... Возмогаю (ободряюсь), рече Анна ему, знающи яже глаголеши, разумееши бо сия Духом Божиим, яже (что касается) Девы — ясно проповедал еси; приими убо Пречистую в храм Создателя Твоего. Светоносна нам возжеся свеща (возопи священник), радость величайшую светящи во храме; души пророческия да срадуются мне, яко зряще преславная, совершаемая в дому Божии... Устами светлыми Анна возопи в храме Божии: Тебе, о Владыко, привозлагаю юже мне дал еси Отроковицу, из Неяже, за милосердие неизглаголанное, Плотоносец явився, спасеши мир, егоже создал еси, возвеличив Ю, яко Матерь Твою. Анна непорочная радовашеся матерински (как мать), яко дар многоценен Богу приносящи в храм; Иоаким же с нею торжествует светло. Во Святая-святых Святая и Непорочная Святым Духом вводится и святым Ангелом питается, сущи святейший Храм Святаго Бога нашего, всяческая (все) освятившаго входом Ея и обожившаго естество земных отпадшееся (падшее). Приемлющи пищу небесную (Святая Дева) преспеваше мудростию и благодатию, бывши Мати по плоти Христа Бога. И телом и духом радовашеся Мария непорочная, пребывающи во храме Божии, как сосуд священнейший. Сказати хотя языком (народам) Свое спасение, Господь неискусобрачную (безмужную) ныне от человек прият, (как) знамение примирения и обновления. Из неяже (от нее, то есть от жены) преступление произыде древле роду человеческому, из тоя исправление и нетление процветше — Богородица, днесь приводимая в дом Божий. Радовахуся Ангелов чини, веселяхуся праведных души, яко Божия Мати во Святая приводится. Иоакиме и Анна, веселитеся ныне, во храм Господень приво-дяще будущую Чистую Матерь Бога Христа Всецаря, от вас же рождшуюся. Да дароносят днесь всяческая (все создания) Царице Матери Божии, небо и земля, Ангелов чини, и человеков множество, и да вопиют: во храм вводится Радость и Избавление. Восхвалите девы, матери празднуйте, людие Славословите, священницы благословите Пречистую Матерь Божию: плотию бо младенствущи прежде, во храм принесеся, яко храм Божий святейший, Темже праздник духовный совершающе, воспоим Ю, яко Предстательницу рода человеческаго. Вся земля да видит преславныя, странныя же и дивныя вещи, како Дева от Ангела пищу приемлющи образы строения носит (являет на Себе знаки домостроительства Божия). Давиде, предыди во храм Божий, и радуяся приими Царицу нашу и Той возопий: вниди, Госпоже, в храм Царев, вниди, Еяже слава покровенна разумеется, из Нея же хощет источитися нам всем Свет Христов. Пророче Исаие, прорцы нам, кто есть Дева, имущая во чреве? —"Яже из Иудина корене прозябши и рождшися из Давида Царя, Семене святаго плод благославный". Пророцы, апостоли и мученицы Христовы, Ангелов чини и вси земнороднии, почтим песнями Деву Чистую, яко благословенную Матерь Высочайшаго. Приидите, вси вернии, Едину Непорочную восхвалим, от пророков проповеданную и в храм приведенную, прежде век пронареченную Матерь, и в последняя лета явившуюся Богородицу. Господи, молитвами Ея, мир Твой подаждь нам и велию милость". Оглавление 492. Как помочь нашему общерусскому горю? Если хочешь себе добра, сын мой, то вот тебе мой родительский совет и завет: Бога ради, не пей ты вовсе никакого вина. Счастлив тот человек, который и вкуса не знает этого зелья: его никогда и не тянет к вину, и всегда-то он в своем здравом уме, и всякое дело у него спорится, и видимо почивает на нем Божие благословение", — так говорила одна благочестивая мать, давая на одре смертном последние наставления своему послушному сыну. Со слезами внимал словам умирающей матери добрый сын, и глубоко воспринял их в свое сердце, и во всю свою жизнь ни разу не позволил себе отведать никакого вина. И почило на нем Божие благословение в благословении родительском, и был он счастлив в своей семье, в своих детях и внуках, а дом его был — полная чаша... Ах, если бы побольше было таких разумных, благочестивых матерей, таких послушных, добрых детей! Нужно ли говорить, братие возлюбленные, сколько зла, самого ужасного зла творится у нас на Руси от водки, от пьянства! Сами знаете, каждый день видите и слышите — сколько гибнет молодых сил, отравленных пьянством; сколько безвременно умирает людей, которым бы только жить да трудиться, да Бога хвалить; сколько сирот ходит по миру, сколько домов (семей) разоряется, и все это — от пьянства!.. Посмотрите, что творится по селам, по деревням: корчемницы на каждой улице, люди забыли страх Божий, забыли Церковь Божию, забыли, что они носят на себе образ Божий и уподобились скотам несмысленным... Горько подумать, сколько бед бывает на родной нашей земле от водки, от пьянства-окаянства! И еще больше будет, еще хуже будет жить на свете, если мы не опомнимся, если не начнем крепко бороться с этой ужасной отравой, губительницей русского православного народа. Но с чего же начать? Как помочь этому горю — нашему общерусскому великому горю? Как бороться с этим страшным врагом? К вам слово мое, добрые русские юноши, ко всем: и учащимся, и неучащимся! Вы — цвет и надежда родной страны; вы еще не окунулись в омут житейский, еще не загрязнились его суетой; ваше сердце еще открыто для всего доброго и прекрасного. Многие из вас еще счастливы тем счастьем, о котором так хорошо сказала добрая христианка-мать своему сыну: "Счастлив, кто вкуса не знает в вине!" Есть, други мои, духовные наклонности и привычки, зародыши которых глубоко лежат в нашей природе, грехом поврежденной: всякий человек, например, от природы самолюбив, и потому с самолюбием необходимо бороться всякому и побеждать его смирением и любовью к ближнему. Слава Богу, этого нельзя сказать о пьянстве. Напротив, кто сроду не пьет водки, того и не тянет к ней. Такой человек поистине счастлив: счастлив тем, что враг-искуситель и доступа к нему не имеет. Такому счастливцу остается одно: зорко следить за собой, и строго держаться правила: отнюдь не пробовать вина во всю свою жизнь, и вкуса его не знать... Продлите же, други юноши, это свое собственное счастье, не вводите сами себя в искушение, не пробуйте, не отведывайте никакого вина никогда-никогда! Это —самая крепкая ограда против искушения. Пусть тебя соблазняют, пусть говорят тебе, что "с одной рюмки пьян не будешь", что "рюмка водки полезна для здоровья, и трудящемуся человеку нельзя не выпить", что "вино и святые люди пили", — ты не слушай и стой на одном: "Не пробовал и пробовать не хочу, не буду, не стану! Жил доселе без водки и, слава Богу, здоров, буду жив без нее и всегда, и, Бог даст, здоров буду без этого "лекарства". А про себя не мешает знать и думать: "Отведаешь раз, помилуй Бог, понравится, еще захочешь, — еще выпьешь, а там, кто поручится, что еще и еще не потянет?.. И без того много в сердце грешном разных страстей и похотей, воюющих на душу, — с которыми, хочешь не хочешь, а надо бороться; к чему же наживать себе еще нового внутреннего врага?.." Я знал, други мои, таких людей, которые с одной, только с одной рюмки делались пьяницами... Ведь и всякий грех так: стоит раз только согрешить — повторить грех будет уже легче, а там, раз от разу, все тише будет говорить совесть, все больше будет слабеть воля; и грех незаметно станет хозяином в твоей душе, и станешь ты рабом греха, по слову Спасителя: «всяк творяп грех раб есть греха» (Ин. 8; 34). А какое это ужасное зло — всякая греховная привычка! И не хочет человек грешить, а сил нет удержаться; не буду, говорит, не стану, — а сам уже тянется за рюмкой; плачет иной несчастный, а с собой не совладает — и пьет, пьет до бесчувствия! Спаси, Господи, и помилуй всякого человека от такой беды, — горя лютого! Понятно после этого, как враг овладевает несчастным пьяницей: долго ль до греха? и совсем овладеть может, и в петлю втянет, или заставит броситься в омут головой... А с чего начал погибший человек? С рюмочки, с одной рюмочки! За одной потянул другую, третью, а там уже и совладать с собой не смог... Вот до чего доводит иногда одна рюмка водки! А кто никогда ее не касался, тому и не грозит эта беда. Если ты, брат мой, по милости Божией, еще не знаешь вкуса в вине, то и слава Богу, и дай тебе Бог никогда не знать этого вкуса. А чтобы еще крепче оградить себя от искушения, то когда сам будешь хозяином в доме, поставь себе за правило: вовсе не иметь в доме никакого вина и никого им не угощать. Может быть, сначала соседи и осудят тебя, посмеются, побранят; а потом, мало-помалу, присмотрятся, привыкнут, — так и будут уже знать, что ты не пьешь, и угощать тебя никогда не будут: "Он-де никакого в рот не берет, нечего его и угощать". А иной умный сосед и пример с тебя возьмет... И век ты проживешь трезвым человеком, и детям своим оставишь дорогой завет: никогда не пробовать никакого вина, — завет, не словом только сказанный, но и примером доказанный. Ах, если бы побольше было таких непьющих людей! Если бы они заключали между собой дружеский, братский союз; не только самим не пить, но и соседей всячески отклонять от водки! Как бы хорошо, тихо, мирно жилось в наших селах и деревнях! Братья-юноши! Кто мешает вам теперь же соединиться в общество трезвости с тем, чтобы поддерживать друг друга, а потом привлекать в это, Богу угодное, содружество и тех, кто пьет вино, но желает бросить его, — желает, но сам с собой не сладит?.. Но к одним ли юношам прилично слово это? Братие, православные русские люди! Соединимся во имя любви к ближнему, любви к родной земле, к нашим детям и внукам против общего врага — пьянства! Любовь — искра Божия, любовь изобретательна: возлюбим друг друга, брат брата, полюбим и этих несчастных, часто добрых, способных, но слабых людей, и любовь научит нас, как и чем помочь им. Поможем им добрым словом, сердечным участием, советом и молитвой. Жалкие они люди! Их томит страсть к вину; часто они и сами не рады, и хотели бы не пить, да тоска одолевает, сил нет бороться, вот и пойдем к ним на помощь в таких случаях. Позовем их в свободное время, особенно когда тянет их в корчемницу, — позовем их с собой в церковь Божию, помолимся с ними и за них, а потом пригласим к себе на дружескую беседу, поговорим о вреде пьянства, о пользе трезвости, почитаем вместе Слово Божие и писания отеческие, напомним им по-братски и о том, как полезно проводить время в труде, чтобы избежать искушения... А когда пожелают они совсем бросить водку, то посоветуем им закрепить свое намерение усердной к Богу молитвой и обещанием не пить — сначала день, два, потом неделю, месяц, год, а там, Бог даст, они окрепнут и станут людьми трезвыми. И возрадуются этому подвигу любви нашей Ангелы Божии на небе, а Бог за это «покроет множество (наших) грехов...» (Иак. 5; 20). Не судить, не бранить несчастных пьяниц надобно; а плакать о них, плакать, молиться за них и делать, что можно, чтобы вырвать их из бездны погибельной... Возлюбленные о Господе братия! Не тот велик перед Богом, кто гордо величается своими добродетелями, а тот, кто ближнего возлюбит всей душой. Хорошее дело, если сам ты не пьешь вина; еще лучше будет, если и сосед твой будет трезвый трудолюбец. И чем больше вас, трезвых людей в деревне, тем лучше; и, даст Бог, вы добьетесь того, что и корчемнице не будет у вас места, и ваше селение будет очищено от этой лютой проказы, пьянства, навсегда, и ваши дети, и внуки не увидят близ себя соблазна— никогда!.. Упомянув о детях, невольно задумаешься: а много ли ныне таких счастливцев, которые вовсе не знают вкуса вина? С горечью обращаю слово мое к вам, несчастные отцы, зараженные тяжким недугом винопития! Уж если вам не дорога ваша собственная душа (а ведь и за нее Христос пострадал на кресте, — подумайте!), — то хотя бы детей-то своих пожалейте! Ведь сердце кровью обливается, когда видишь, как вы — вы сами иногда отравляете своих несчастных детей! Вы сами пьете и напиваетесь, — напиваетесь, и ради безумной потехи, ради какого-то (жестокое слова, но я скажу его не обинуясь), — ради какого-то бесовского удовольствия вы насильно поите детей-малюток своих и любуетесь их пьяным видом — вы, несчастные развратители ваших собственных детей! Опомнитесь, что вы делаете? Есть ли в вас хоть искра — одна только искра страха Божия?.. Ведь вы губите души невинные! Или совесть ваша молчит? Или вы никогда не слышали грозного слова Христова на таких соблазнителей?.. Слушайте же, так говорит Господь: «А иже аще соблазнит единого малых сих... уне (лучше) есть ему (соблазнителю), да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф. 18; 6), — лучше бы ему в море утопленному быть, чем малютку соблазнить! Христиане ли вы? Умоляю вас именем Христа Господа нашего: не губите соблазном малюток своих! Пощадите их, не оскверняйте их детских невинных уст этим губительным зельем! И что за бесовское наслаждение— видеть невинного ребенка пьяным!.. Несчастное дитя! Он еще перекреститься, как должно, не умеет, ни одной молитвы не знает, а вкус водки уже знает, к этой отраве уже ручонки простирает... О Господи, до чего мы дожили! Не погуби нас со беззакониями нашими! Аминь. Оглавление 493. Что такое просфора? В житии преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца, есть такой рассказ: однажды преподобный дал в благословение от своего священнослужения просфору каким-то приезжим купцам; на пути из церкви они ее обронили. Проходит случайно инок Макарий и видит: над просфорой стоит пес и всячески пытается схватить ее зубами, но каждый раз от святого хлеба исходит огонь и опаляет пса. Макарий подходит ближе — огня не стало видно. Осенив себя крестным знамением, инок берет просфору и относит ее к святому старцу. Такова святыня просфоры, полученной от алтаря Господня. И слава Богу: любят и благоговейно чтут эту святыню православные русские люди; со всем усердием и сердечной верой приносят они на проскомидию просфоры о здравии и о упокоении близких своих; с благоговением потом вкушают от этих священных хлебов во здравие души и тела. Но всякому ли известно, что такое просфора? Для чего просфоры приносятся к Божественной литургии? И есть ли какое различие между ними? Слово просфора — греческое и значит по-русски: приношение. На Востоке, в Православной Греческой Церкви, литургия совершается большей частью только на одной просфоре, имеющей пять печатей. У нас, в России, употребляется для этого пять отдельных просфор. Собственно, для совершения Таинства Тела и Крови Господней необходима одна просфора, из которой во время проскомидии вынимается Святой Агнец, то есть тот святой хлеб, который во время Божественной литургии пресуществляется или таинственно непостижимым действием благодати Божией претворяется в самое Тело Господа нашего Иисуса Христа (так же, как вино — в Пречистую Кровь Господню). Остатки или обрезки этого святого хлеба называются "антидором", что в переводе с греческого языка означает: "вместо дара", потому что антидор после литургии раздается тем, кто не причащался Святых Тайн. Конечно, антидор, сам по себе, не может заменить Божественного Причащения, ибо ничто ни на небе, ни на земле не может заменить Животворящих Тайн Христовых; однако же святой антидор служит в благодатное утешение и освящение православным христианам, подобно тому как освящаются они, вкушая, например, святую воду Богоявленскую. Церковные правила повелевают вкушать святой антидор непременно натощак, прежде принятия всякой пищи, и лучше всего употреблять его в церкви же, не относя домой. Давать антидор неверным, а также находящимся под епитимией — строго запрещается. Все это показывает, что из всех просфор, приносимых на Божественной литургии, святой антидор —самая священная просфора, потому что из нее взята часть в воспоминание Самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вторая просфора приносится в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь и память всех святых, Богом прославленных (в просторечии она называется девятичинной). Из четвертой просфоры вынимаются частицы о здравии и спасении всех живущих православных христиан, начиная со Святейших Патриархов Православных, Священного Синода и Государя Императора. Из пятой — о памяти и оставлении грехов всех, в православной вере почивших отцов и братий наших. Вот те пять просфоры, которые нужны для совершения литургии по чину и уставу нашей Православной Церкви. Все другие просфоры, сколько бы их ни было (в святых обителях в большие праздники их приносят по нескольку тысяч), имеют то же самое значение, как и две последние: из них вынимаются частицы за живых и умерших православных христиан поименно. Все эти частицы, начиная с вынутой из второй просфоры в честь и память Матери Божией, и заканчивая частицей, вынутой за всякого православного христианина, во время проскомидии полагаются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем, а на литургии, после освящения Святых Таин, они опускаются в Святую Чашу и погружаются в Пречистую Кровь Господа Иисуса Христа, со словами: "Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею честною!" Вот почему все просфоры, из которых вынуты эти частицы, суть священные хлебы, как бы остатки нашего посильного приношения Господу — Единому Вечному Архиерею, принесшему Себя Самого в жертву искупления за грехи всего мира на алтаре крестном. За всех нас пострадал Господь наш; никто из людей не может спастись, если не будут грехи его омыты Честной Кровью Христа Спасителя; все святые Божии, даже Сама Пречистая Матерь Его — через Него же, Единого Спасителя нашего, вошли во славу Его Небесного Царствия. Поэтому все просфоры, кроме антидора, в сущности, имеют одинаковое значение: частицы, из них вынутые, изображают собой всех людей, искупленных Кровью Христовой. Из всех просфор церковные правила отличают только Богородичную, по особенному благоговению к Пречистой Матери Божией, честнейшей Херувимов и Серафимов и почтенной превыше всех святых Божиих. Эту просфору церковные правила предписывают разделять предстоящим в церкви вместе со святым антидором, как бы в напоминание верующим, что по Вознесении Господа на небо Матерь Божия осталась с верующими для их утешения. Конечно, и девятичинную просфору ради чести святых Божиих нельзя равнять с теми, из которых вынуты частицы за нас, грешных; однако же, церковные правила ничего особенного об этой просфоре не говорят, и потому приписывать ей особенную силу, особенное значение — не подобает. К сожалению, есть неразумные люди, которые всячески стараются получить именно эту, девятичинную просфору; ей приписывают особую какую-то силу к исцелению от всяких болезней и думают, что от другой просфоры они этой пользы не получат. Странное рассуждение! Ужели они думают так потому, что из этой просфоры вынуто девять — именно девять частиц? Но разве благодать Божия соразмеряется с числом вынутых частиц?.. Думать так—значит оскорблять Божию благодать. А если скажут, что эта просфора потому важна, что приносится за всех святых Божиих, то почему же забывают о Матери Божией, нашей Заступнице усердной?.. Кто из святых Божиих сравнится с Ней в Ее любви к роду человеческому, в Ее Матернем дерзновении ко Господу? В наших древних летописях есть такое сказание: один благочестивый муж с детства имел обычай принимать от священника антидор и хлеб Пречистый. Он их вкушал после обедни перед обедом. Однажды он позван был знакомыми на обед; при обеде бывший здесь же священник раздавал именно хлеб Пречистый, часть которого и взял теперь благоверный муж. На этот раз он не съел хлеба, а завязал его в платок, чтобы съесть его на следующий день дома, куда и отправился. Путь был далек, и наш путник, не дойдя до своего двора, почувствовал усталость и лег в пустом месте. Невдалеке, впрочем, были людские дома, откуда приметили его. Он заснул крепко; платок с хлебом был в руке спящего; и вот, диавольским наваждением подошли пры и, ощутив хлеб, хотели вырвать его из руки, но тотчас появился от хлеба и опалил их огонь, и это повторялось столько раз, сколько раз они покушались приступить к хлебу. Люди, наблюдавшие из домов за спящим, пришли отогнать псов и разбудить его, но сам пробудившийся уже видел совершавшееся чудо. Об этом рассказали архиепископу Новгородскому. Тот повелел поставить на этом месте церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы, при которой тогда же устроили монастырь девичий, причем на том месте, откуда выходил огонь, был поставлен святой престол. Это — церковь на Молоткове, в Великом Новгороде, на Торговой стороне (Полное Собрание Русских Летописей, III, с. 218). Заметьте, что в этом сказании идет речь не о той просфоре, из которой на литургии вынимается частица в честь и память Матери Божией, а о хлебе Пречистом, который и теперь в обителях разделяется на трапезе в память явления Матери Божией апостолам в третий день по Ее честном Успении. Этот хлеб вкушают после обеда, а просфору Богородичную подобает вкушать натощак. Вкушай же ее, брат возлюбленный, с верой в великое заступление Богоматери, и по вере твоей будет тебе это вкушение во здравие души и тела. Не мудрствуй по своему смышлению; не думай, будто на той просфоре и благодати больше, из какой больше частиц вынуто; благодать Божия числом частиц не измеряется, и думать так — значит грешить грехом суеверия. Всякая просфора, от алтаря Господня взятая, есть святыня; но просфора Богородичная есть святыня по преимуществу, как запечатленная именем Той, Которая предпочтена честью превыше всех святых Божиих.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar