Меню
Назад » »

Свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337) (2)

Христиане ночью выходили из города, дома запечатывались; клирики же бедствовали за своих братий; все это воистину было крайне бедственно, но несравненно большее зло последовало вскоре затем. После святой Пятидесятницы, народ постился и собрался помолиться при гробнице святого священномученика Петра; ибо все гнушались Георгием и избегали общения с ним. Узнав об этом, коварный Георгий возбудил против них стратилата Себастиана, державшегося манихейской ереси. Себастиан с множеством воинов, вооруженных обнаженными мечами, луками и стрелами, ворвался в самую церковь и напал на бывший там народ, но нашел мало молящихся, так как большая часть вследствие позднего времени удалилась. Тем же, которые находились в церкви, Себастьян причинил жесточайшую скорбь. Он приказал разжечь огромный костер и, поставив дев близ огня, принуждал их исповедать ариеву ересь. Но когда Себастиан оказался не в силах принудить их к этому, так как увидел, что они совсем не обращают внимания ни на огонь, ни на угрозы, - обнажил их и повелел бить бес пощады, лица же их изрек ранами настолько, что, по прошествии продолжительного времени, родные едва могли узнавать их. Мужей же, которых числом было сорок человек, предал новому мучительству: мучители подвергли их ужасному бичеванию жесткими и колючими ветвями только что срубленной финиковой пальмы и содрали им плечи, так что у некоторых пришлось несколько раз вырезать тело, вследствие того, что иглы глубоко вонзились в него; другие же, не вытерпев боли, умерли от язв. Всех же тех дев, которых с особенною жестокостью мучил, послал в заточение в великий Оасим56, а мертвые тела убиенных ни православным, ни своим не позволил взять, но воины скрыли их в одном месте непогребенными, думая, что таким образом останется никому неизвестной такая жестокость; так они поступили, будучи безумны и повреждены смыслом. Православные же радовались о мучениках своих за их твердое исповедание православной веры, но в тоже время рыдали о телах, что они находятся - неизвестно где. И через это еще более изобличались нечестие и жестокость мучителей. Вслед затем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий, Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более тридцати епископов; ибо злоба их, подобно Ахаву57, была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земле". Между тем царь Констанций, по смерти брата своего, царя Константа, победив Магненция, стал обладать востоком и западом58. Как на востоке, так и на западе он начал распространять арианскую ересь, склоняя западных епископов всякими способами: и посредством страха, и посредством ласк, подарков и различных соблазнов, -к тому, чтобы они согласились на ариево вероопределение и приняли их ересь. С этою целью он повелел составить собор в итальянском городе Медиолане59 - для низвержения Афанасия: он думал, что арианство только тогда утвердится, когда Афанасий будет совершенно низвержен и истреблен из числа живых. Много явилось тогда у царя единомышленников, одни принимали арианство из-за страха, другие - привлекаемые царскими почестями; те же, которые тверды были в православии, уклонились от этого беззаконного собора60. Таковы были: Евсевий, епископ Верцеллинский, Дионисий Медиоланский, Родан Толосанский, Павлин Тривиринский и Лукифор Калаританский61; они не подписали определения о низвержении Афанасия, считая низвержение его отвержением правой веры и истины. Вследствие этого, они были сосланы в изгнание в Аримин62; прочие же епископы, собравшиеся в Медиолане, осудили Афанасия на низвержение. Здесь надлежит сказать о том, как Евсевий и Дионисий не подписали определения сего беззаконного собора. Когда арианские епископы собрались в Медиолан и, не ожидая других епископов, православных, составили собор и подписали свои имена под определением о низвержении Афанасия, Дионисий Медиоланский, недавно возведенный в епископский сан и еще молодой годами, был убежден арианскими епископами подписать соборное определение: ибо он устыдился столь многих благообразных и много послуживших епископов, и, против воли, подписал свое имя вместе с ними. После того православный епископ Верцеллинский Евсевий, почтенный годами, пришел в Медиолан (когда тот беззаконный собор уже закончился подписанием имен) и расспрашивал Дионисия о том, что совершалось на соборе. Дионисий же, рассказывая о совершившемся беззаконном суде над святым Афанасием, исповедал со многим сожалением и раскаянием свое согрешение, как он был обольщен и подписал свое согласие на низвержение Афанасия. И укорял его за то блаженный Евсевий, как отец сына: ибо Дионисий имел себе в лице Евсевия как бы отца духовного, частью - ради его преклонной старости, частью - ради того, что он и епископствовал уже много лет; при этом, и по своему положении, епископ Верцеллинский стоял выше Медиоланского63. Видя же сердечное покаяние Дионисия, Евсевий не велел ему скорбеть: "Я знаю, - сказал он, - что мне сделать для того, чтобы имя твое было изглажено от среды их". И произошло следующее. Епископы арианские, узнав о пришествии Евсевия, призвали его в свое собрание и, показав ему составленное ими осуждение Афанасия на низвержение с подписью их имен, хотели, чтобы и он подписал свое имя под определением. Евсевий же, притворившись, что соглашается с их собором, и, как будто желая подписать, взял хартию и стал читать имена подписавшихся епископов. Дошедши до имени Дионисия, - как бы оскорбленный, воскликнул: - Где я подпишу имя мое? под Дионисиевым? Ни в каком случае! Дионисий выше меня да не будет! Вы говорите, что Сын Божий не может быть равен Богу Отцу: почему же вы сына моего предпочли мне? И отказывался старец подписаться, до тех пор, пока имя Дионисия не будет изглажено с высшего места. Епископы же арианские, весьма домогаясь подписи Евсевия и желая его успокоить, повелели, чтобы имя Дионисия было изглажено. Дионисий своею рукою изгладил с хартии свою подпись, как бы предоставляя высшее место старейшему епископу Евсевию Верцеллинскому, а сам, как будто желая подписаться под ним. Когда имя Дионисия было изглажено, так что не оставалось и следов письмен, блаженный Евсевий перестал притворно соглашаться с собором ариан и явно исповедал истину, насмехаясь над арианами. - Ни я не осквернюсь вашими беззакониями, - говорил он, - ни сыну моему Дионисию не позволю быть участниками вашего нечестия, ибо незаконно подписывать беззаконное осуждение на низвержение невинного архиерея, - это воспрещают закон Божий и церковные правила. Да будет всем известно, что Евсевий и Дионисий более не подпишут вашего осуждения, исполненного злобы и беззакония. Благодарение Богу, избавившему Дионисия от соучастия с вами и научившему нас, как изгладить из среды имен ваших его имя, которое было беззаконно подписано. Ариане, увидев себя осмеянными Евсевием и Дионисием, подняли на них руки для того, чтобы причинить им насилие, и, оскорбив их многочисленными ругательствами, сослали обоих в заточение, каждого отдельно, и так сильно угнетали блаженного Евсевия в заточении, что он там страдальчески и умер. Услышав о том и узнав, что воины епарховы, по царскому повелению, идут, чтобы схватить его, святой Афанасий, вразумленный некий Божественным явлением, в полночь вышел из епископии и скрылся у одной добродетельной девицы, которая была посвящена Богу и жила, как истинная раба Христова. Он скрывался у нее до самой кончины царя Констанция, и никто о нем совершенно ничего не знал, кроме Бога и одной только той девицы, которая сама прислуживала ему и приносила ему от других книги, какиея он требовал; во время пребывания там, Афанасий написал много сочинений против еретиков64. Между тем александрийский народ разыскивал пастыря своего, святого Афанасия, обходя с этою целью повсюду; все весьма скорбели о нем и с таким усердием искали его, что каждый готов был с радостью отдать жизнь свою за нахождение его, - и святую Церковь удручала глубокая печаль. Ариева же ересь весьма усилилась не только на востоке, но и на западе. По царскому повелению, в Италии и по всему западу, те епископы, которые не соглашались подписать "иносушие", еретического учения о том, что Сын Божий - иного существа, чем Отец, были низлагаемы со своих престолов. В то время и Святой Ливерий, папа римский, бывший преемником блаженного Юлия, наследника святого Сильвестра, изгнан был с римского престола за свое православие; на его место избран из еретиков некто, по имени Феликс65. После того, как отовсюду святая Церковь продолжительное время была утесняема и преследуема, приблизилась кончина царя Констанция. Находясь между Каппадокией и Киликией, на месте, называемом - "Мопсийские источники", - он лишился там и царства, и жизни66. Равным образом, поставленного еретиками лжеепископа александрийского, постиг суд Божий, "и погибнет нечестивый с шумом", будучи убит еллинским народом, поднявшим мятеж из-за одного места в Александрию, принадлежавшего ему, которое Георгий хотел отнять67. По смерти Констанция на престол царский вступил Юлиан68, который принялся уничтожать Констанциевы уставы и законы и возвращал всех из изгнания. Узнал об этом и Афанасий, но он опасался, как бы ариане не привлекли к своему нечестью Юлиана (тогда еще не обнаружилось отступничество Юлиана и совершенное отречение его от Христа). Тем не менее, Святой Афанасий, среди глубокой ночи, вышел из вышеупомянутого дома девицы, в котором скрывался, и явился посреди церкви александрийской. Кто в состоянии изобразить радость, охватившую всех православных, - как отовсюду стекались они, чтобы увидеть его, с сколь великим наслажденьем клирики и граждане и весь народ смотрели на него и с любовью его обнимали?! Прибытие его возбудило в православных мужество, и они немедленно изгнали ариан из Александрии, город же и себя самих поручили Афанасий, пастырю и учителю своему. Между тем беззаконный Юлиан, прежде тайный язычник, теперь уже явно показал свое отвержение. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа и похулил пресвятое имя его, поклонился идолам, соорудил повсюду капища и повелел приносить мерзостные жертвы нечестивым богам: и были повсюду воздвигнуты жертвенники, разносился смрад и дым, совершались заклания животных, и проливалась их кровь. Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение, и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия. Когда царь советовался со своими единомышленниками и премудрыми своими волхвами и вопрошал еще и волшебников и чародеев, как истребить с лица вселенной христианство, всем пришло на мысль, что должно истребить с лица земле и погубить Афанасия. Они так рассуждали: "если низвержено будет основание, то тогда легко будет отдельно разорить и прочие части христианской веры". Снова составился беззаконный суд над Афанасием, снова в Александрию было послано войско, снова пришел город в смятение. Церковь была окружаема и потрясаема руками вооруженных воинов, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его. Он же, как и прежде, покрываемый промыслом Божьим, прошедши среди толпы, избег рук ищущих его и ночью достиг реки Нила. Когда Святой сел на один корабль с целью отплыть в Фиваиду, догнали его любящие его и со слезами говорили: - Куда опять уходишь от нас, отче? На кого оставляешь нас, как овец, не имеющих пастыря? Святой отвечал: - Не плачьте, чада, ибо сей мятеж, который ныне видим, вскоре прекратится. Сказав это, он отплыл в путь свой. Между тем за ним поспешно следовал один военачальник, которому мучитель69 повелел немедленно убить Афанасия, как скоро настигнет его. Когда же один из находившихся с Афанасием издали заметил того военачальника, плывшего вслед за кораблем и уже настигавшего их, и хорошо признал его, то стал увещевать своих гребцов грести поспешнее, чтобы убежать от преследователей. Но Святой Афанасий, немного повременив ,и прозревая имеющее с ним быть, повелел гребцам направить корабль снова к Александрии. Когда те сомневались по поводу этого и боялись исполнить повеление Афанасия, он вслед им мужаться. Тогда, обратив корабль направо, они поплыли в Александрию прямо на встречу гонителям; когда они приблизились к ним, то взоры варваров были омрачены как бы мглою, так что видя - не видели, - и поплыли мимо. Афанасий же спросил их: - Кого вы ищете? Они отвечали: - Ищем Афанасия: не видали ли вы его где? - Он плывет, - отвечал Афанасий, - немного впереди вас, как будто бежит от каких-то преследователей: поторопитесь, и тогда вы скоро догоните его. Так Святой спасся от рук убийц. Достигнув Александрии, он вошел в город, и все верующие радовались его возвращению; однако он скрывался до смерти Юлиана70. Когда вскоре после того нечестивый царь погиб, на престол царский вступил Иовиниан, бывший благочестивым христианином. И снова Афанасий безбоязненно воссел на престол свой, благопопечительно управляя церковью. Но и Иовиниан царствовал недолго - всего семь месяцев71 - и умер в Галатии. На престол вступил Валент72, зараженный арианский ересью. Снова бедствия постигли Церковь. Нечестивый царь, приняв власть, заботился не об общем мире, не о победах над врагами, но начал снова стараться, как бы распространить и утвердить арианство. Православных архиереев, несоизволяющих на его ересь, он низлагал с их кафедр. Таким образом, он изгнал прежде всего святого Мелетия, архиепископа антиохийского73. Когда эта внутренняя борьба, утесняющая повсюду Церковь Христову, достигла до Александрию, и, по повелению епарха, воины должны были взять под стражу святого Афанасия, - блаженный тайно вышел из города и, скрывшись в семейном склепе, пребывал там в продолжение четырех месяцев, - и никто не знал, где он. Тогда вся Александрия, скорбящая и сетующая о святом Афанасии, подняла большой мятеж, тревожимая от царей столь великими и столь многими скорбями. Александрийцы хотели уже отпасть от Валента и приготовили оружие для восстания. Узнав об этом, царь, боясь их отпадения, и мужества, и междоусобной войны, позволил Афанасию, хотя и вопреки желанию, безбоязненно управлять Александрийскою церковью. Таким образом, Афанасий, престарелый воин Христов, после долгих трудов и многих подвигов за православие, перед самою уже кончиною своею пожив непродолжительно в тишине и мире на своей кафедре, почил о Господе74 и присоединился к отцам своим, патриархам, пророкам, апостолам, мученикам и исповедникам, подобно которым подвизался на земле. Он епископствовал сорок семь лет75 и преемником по себе на александрийской кафедре оставил Петра76, блаженного друга своего, участника во всех своих бедствиях. Сам же преставился для получения светлых венцов и воздаяния неизреченных благ от Христа Господа своего, ему же со Отцом и Святым Духом, слава и держава, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 3: Столп православия, божественными догматы подтверждая церковь, священнлначальниче Афанасие: Отцу бо Сына единосущна проповедав, посрамил еси Ария. Отче преподобне, Христа Бога моли, даровати нам велию милость. Кондак, глас 2: Православия насадив учения, злославия терния изсекл еси, умножив семя веры, одождением Духа преподобне: темже тя поем Афанасие. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Память 18 января, 9 июня. Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила, он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни. В 403 г., вместе с Феофилом, был на соборе в Константинополе, осудившем Златоуста. Свою епископскую деятельность Кирилл Александрийский открыл гонением на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера свт. Кирилла вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи свт. Кирилла, со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл Александрийский провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом. До позднейшего времени над свт. Кириллом тяготело обвинение в подстрекательстве параболан к убийству знаменитой Гипатии; оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика. Когда епископ Аттик Константинопольский предложил свт. Кириллу внести в церковные диптихи имя Златоуста, он отказался, что объясняют обыкновенно его искренним убеждением в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчило суровый характер управления свт. Кирилла. С 419 г. деятельность Кирилла Александрийского почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория; этому способствовал, между прочим, давнишний антагонизм Александрии против Антиохии, которой принадлежал Несторий Константинопольский по рождению и образу мыслей (антиохийская школа), и Константинополя, которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как антиохийская школа была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа свт. Кирилла была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви. Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют проповеди Нестория, в которых доказывается, что Св. Дева, как человек, могла родить только человека, и родила не Бога, а Христа, и что поэтому ее следует именовать не Богородицей, а Христородицей, свт. Кирилл написал послание к пустынникам Египта, в котором, не называя по имени Нестория, обличал кратко его учение, а когда Несторий обиделся этим, Кирилл прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал на это рядом новых еретических проповедей. Тогда Кирилл обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял церковное учение. Несторий отвечал тем, что потребовал Кирилла, от имени и с согласия императора Феодосия, к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, Кирилл изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия, Пульхерия, приняла сторону Кирилла, но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии Святитель писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов. Опираясь на поддержку папы Целестина, свт. Кирилл созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов Кирилла). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе. В 431 г. святитель Кирилл был председательствовал III Вселенском Соборе в Ефесе, на котором ересь Нестория была осуждена. Но борьба продолжалась и после собора, причем император энергично поддерживал Нестория. Святитель Кирилл возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того. Скончался в 444 г. ПРЕПОДОБНЫЕ КИРИЛЛ И МАРИЯ РАДОНЕЖСКИЕ, РОДИТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО Дни памяти: Январь 18, Сентябрь 28 Четырех верстах от древнего Ростова Великого уединенно расположилась небольшая обитель во имя Святой Троицы — Варницкий монастырь. Благочестивые наши предки построили его, чтобы увековечить в памяти грядущих поколений родину великого подвижника земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Здесь было поместье знатных и благородных ростовских бояр Кирилла и Марии. Тут они и жили, предпочитая уединение среди сельской природы суете жизни княжеского двора. Впрочем, Кирилл состоял на службе у ростовских князей, был очень близок к ним и не раз сопровождал их в Золотую Орду. Он владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Кирилл и Мария были люди добрые и благочестивые. Праведность их была известна не только Богу, но и людям. Строгие блюстители всех церковных уставов, они помогали бедным. Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им друтого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения сего младенца Промысел Божий уже дал о нем знамение как о великом избраннике Божием и святой отрасли благословенного корня. «И совершилось некое чудо до его рождения, - сообщает преподобный Епифаний Премудрый. — Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды — дело было в воскресенье — мать его вошла в церковь, как обычно, во время пения святой литургии. Но стояла с друтими женщинами в притворе, а когда должны были приступить к чтению святого Евангелия и все люди стояли молча, тогда внезапно младенец начал кричать в утробе матери, так что многие ужаснулись от этого крика — преславного чуда, совершившегося с этим младенцем. И вот снова, перед тем как начали петь Херувимскую песнь, внезапно младенец начал вторично кричать в утробе, громче, чем в первый раз, так что во всей церкви разнесся голос его, так что и сама мать его в ужасе стояла, и женщины, бывшие там, недоумевали про себя и говорили: "Что же будет с этим младенцем?" Когда же иерей возгласил: "Вонмем, Святая святым!" — младенец снова, в третий раз, громко закричал». Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария вос-приняли это как предуказание Промысла Божия. После такого происшествия мать сделалась необыкновенно внимательна к своему духовному состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария тщательно соблюдала душу и тело в чистоте, строгом во всем воздержании. Праведная Мария вместе с мужем дала обещание, если родится мальчик, принести его в церковь и отдать Благодетелю всех Богу. 3 мая 1314 года боярину Кириллу и жене его Марии Бог дал сына. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним крещение. Благоговейный иерей по имени Михаил нарек имя младенцу Варфоломей и, благословив дитя и его родителей, сказал: «Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы». Мария стала замечать в младенце нечто необыкновенное: когда матери случалось насыщаться мясной пищей, младенец не брал сосцов ее. То же повторялось по средам и пятницам. Мария стала еще строже соблюдать пост и совсем оставила мясную пищу. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: старший — Стефан и младший — Петр. Братья учились успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, родители утоваривали. Однажды Варфоломей был послан отцом в поле искать лошадей. В поле он увидел незнакомого святолепного старца и сказал ему, что желает научиться грамоте. Старец сотворил прилежную молитву, затем вынул из кармана небольшой ковчежец и подал Варфоломею частицу просфоры, после вкушения которой отрок получил способность к учению. По просьбе Варфоломея «чудный старец» посетил его дом и благословил родителей, Кирилла и Марию. С этого времени Варфоломей без затруднения стал читать книги и понимать все написанное в них. Отрок под руководством своих родителей возрастал годами, исполнялся разумом и добродетелью. Сердце его горело любовью к Богу, он находил высшее наслаждение в молитвенной беседе с Богом, поэтому он постоянно посещал храм Божий. Но не в Ростовской земле суждено было Промыслом Божиим воссиять сему благодатному светильнику, а среди дремучих лесов Радонежских. Когда Варфоломею было около пятнадцати лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское, в город Радонеж. Согласно благочестивому обычаю принимать иночество под старость, Кирилл и Мария в конце своей жизни приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью, схимники в 1337 году с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца. Отдавая последний долг сыновней любви, Варфоломей неотлучно провел в Хотьковском монастыре сорок дней, поминая новопреставленных родителей и раздавая милостыню нищим. Затем, предоставив наследство, оставшееся после родителей, младшему брату Петру, поспешил на подвиги в удаленное от жилищ человеческих пустынное место и, подражая древним подвижникам, построил здесь себе келию и часовню. Здесь Варфоломей был пострижен в монашество с именем Сергий и прославился как основатель Свято-Троицкой Лавры. Мощи преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно находились в Покровском соборе, даже после его многочисленных реконструкций и постройки нового храма на месте древнего. Около мощей читали неусыпаемую Псалтирь и служили панихиды. В трудное для русского народа и святой Церкви время не раз проявлялось ходатайство пред Богом за своих земных собратий преподобного Сергия Радонежского и его родителей — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Так, например, в 1770-1771 годах Россию постигло одно из величайших народных бедствий. Страшная болезнь — моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила здесь множество народа. В Хотьковском Покровском монастыре молитва родителям преподобного Сергия постоянно читалась и переписывалась. Она была «составлена в 1771 году во время смертоносной язвы для чтения на "Славах" в неусыпаемой Псалтири при гробе святых родителей преподобного Сергия, чудотворца, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами утодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным». Упоминаемая в этой записи святыня Хотьковского монастыря — чудотворный список Тихвинской иконы Богоматери — находилась в трапезной Покровского собора, возле гробов родителей преподобного Сергия. Во время эпидемии холеры в 1848 году Тихвинскую икону с молебным пением обносили по всем келиям, и ни одна из сестер не подверглась болезни. С конца мая до октября в Хотьково во множестве стекался народ из окрестных деревень помолиться пред иконой Богоматери. Перед нею постоянно совершались молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем (после 1771 и 1848 годов) избавлении обители от холеры покровительством Матери Божией и молитвами преподобного Сергия и его родителей. В 1871 году совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия, написанной на его гробовой доске. В конце мая образ носили по окрестностям на особых носилках; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, — рассказывает в летописи хотьковский священник Вознесенский, — в оба посещения его (образа преподобного Сергия. — Изд. ) удостоилась с иконами и хорутвиями при сонме всех монашествующих и обитательниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом... Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и родителей его». В том же году прекратился в окрестностях падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой. Сила заступничества преподобного Сергия и его родителей проявилась и в чудесных событиях, происходивших у мощей схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. «Церковная летопись Покровского Хотькова девичьего монастыря» приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недутов. Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует об одном из таких чудесных исцелений. Дочь крестьянина Алатырского уезда Симбирской губернии Татьяна Ивановна страдала тяжелой болезнью после падения в детстве в реку. Она болела двенадцать лет. В 1868 году, под Светлое Христово Воскресение, ее жестоко обидел брат, приказав вынести больную на праздник в скотное помещение по причине зловония, исходящего от язв на ее теле. Когда она со слезами на глазах заснула, «ей представилось, что пред ней стоит седенький старичок в мантии с согбенной головой и говорит ей: "Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари и молись Богу и призывай преподобного Сергия и Кирилла и Марию"; и, благословив ее, он стал невидим». С этого момента началось ее исцеление. Едва девица стала ходить, она по совету добрых людей пошла на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру и в Хотьковский Покровский монастырь. В Хотькове она приложилась к мощам преподобных Кирилла и Марии и получила полное исцеление. Она осталась в монастыре навсегда и была всю жизнь совершенно здорова, только быстро уставала при тяжелой работе. Многочисленные чудеса у мощей родителей преподобного Сергия Радонежского совершались и в последующие времена. По словам профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мармыля), «на гробнице преподобных Кирилла и Марии, на-ходящейся в Хотьковском Покровском монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой». Почитание родителей преподобного Сергия, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, непосредственно связано с Троице-Сергиевой Лаврой. «Свидетельства церковного пре-дания об их святости многочисленны, они восходят еще к XV веку. Уже в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами». Предание говорит, что преподобный Сергий дал заповедь — «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Нередко те, кто предпринимал путешествие для богомолья в Троицкую Лавру, святым долгом считали посещение Хотьковского Покровского монастыря, чтобы поклониться гробницам его родителей. В XIX веке почитание схимонаха Кирилла и схимонахини Марии распространилось по всей России. В сознании нашего народа было зримым и ощутимым духовное общение великого угодника Божия с его праведными родителями — смиренными схимниками, которых он похоронил в Хотьковской обители и «на могилку которых, по преданию народному, нередко хаживал при своей жизни из своей пустынной тогда обители». Имена схимонаха Кирилла и схимонахини Марии были занесены в списки местночтимых святых подвижников благочестия северо-восточной Руси. 10 июля 1981 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было установлено празднование Собора Радонежских святых, в сонме которых прослвалены схимонах Кирилл и схимонахиня Мария. В 1989 году Покровский храм был возвращен верующим. Возобновилась литургическая жизнь храма и вновь зажжена свеча преподобному Сергию и его благочестивым родителям, служатся молебны у их мощей и после каждой службы звучит молитва родителям преподобного Сергия Радонежского. Прославление преподобных для общецерковного почитания совершилось в 1992 году. Празднование памяти родителей преподобного Сергия совершается Русской Православной Церковью 18 января и 28 сентября — в дни их блаженной кончины и 6 июля — в день празднования Собора Радонежских святых. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ, ВОЛОГОДСКИЙ День памяти: 18 января . Память 18 января (по ст.ст.) Афанасий- ученик преподобного Александра Свирского. Сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей. Преподобный Афанасий начал свои иноческие подвиги на Валааме, а затем в Свирском монастыре. После кончины своего наставника святой ушел для пустынножительства в дремучие леса Карелии, где на озере Сяндеме основал обитель. Вследствие клеветы на него местных жителей преподобный Афанасий переселился обратно в Свирский монастырь, где был избран игуменом, но в 1577 г. снова вернулся на озеро Сяндем. Много потрудился преподобный и в духовном устройстве обители. Последние годы своей жизни святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный Афанасий в глубокой старости, и над могилой его была сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, сгоревшая во время пожара в 1720 г. При постройке новой церкви были обретены нетленные мощи святителя Афанасия. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ День памяти: 18 января Память 18 января (по ст.ст.) Краткие сведения об Афанасии Наволоцком сообщает «История о святом праведном Афанасии, Наволоцком чудотворце, иже близ Верхоледской слободки почивает», составленная на основании устного предания («по повестем от некиих жителей древних»). О рождении и воспитании А. Н. ничего не известно, преподобный пришел из окрестностей Каргополя на р. Вагу и поселился в 3 верстах от Верхоледской слободки, находившейся близ г. Шенкурска. Вскоре он тяжело заболел и скончался. Через 40 дней А. Н. явился одновременно 4 больным, жившим в разных местах, исцелил их и повелел им предать его тело земле на том месте, где оно лежало. Исцеленные не только погребли св. мощи А. Н., но и поставили над ними часовню, что положило начало почитанию преподобного. Издалека приходили люди и, «персть от святых мощей у гроба его взимающе и тою яко миром помазующе вся болезни», исцелялись. В 1647 г. состоялась первая попытка освидетельствовать мощи святого. Священник Верхоледской слободки Флор, др. священники и неск. благочестивых крестьян, видя множество чудес, совершавшихся от могилы Афанасия Наволоцкого, приступили к раскопке могилы. Внезапно на них напал ужас, все почувствовали себя больными и, совершив молебен, отказались от своего намерения. Освидетельствование мощей преподобного состоялось в 1725 г. по распоряжению Святейшего Синода. Архиеп. Холмогорский и Важеский Варнава (Волатковский) благословил на это игум. Евфимия, настоятеля важского во имя ап. Иоанна Богослова монастыря и прот. шенкурского Благовещенского собора Алексия, которые обрели мощи А. Н. «целы и нетленны, в земли лежаща, а не во гробе и благоухание благовонно испускающа». Мощи покрыли чистыми поволоками, переложили в ковчег и поставили для поклонения. Потом их снова погребли в земле в часовне, около сев. стены, над мощами была устроена рака . В 1759 г. вместо обветшавшей деревянной часовни по благословению архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия был построен храм во имя свт. Афанасия Александрийского. Во время разборки часовни произошло чудо: когда один из плотников хотел снять с крыши крест, поднялась буря, сильным ветром сломало дерево, обнесло его вокруг часовни и поставило вершиной вниз на месте отлома. На месте падения дерева был поставлен крест, в 1867 г. устроена часовня. В 1765 г. к Афанасиевскому приходу приписали 5 деревень, состоявших ранее в Верхоледском приходе (ближайшая к храму деревня находилась в 15 верстах), на 1 янв. 1859 г. в Афанасиевском приходе числилось 787 чел. Около Афанасиевского храма жили священники, для богомольцев были устроены кельи. В 1832 г. деревянный храм разобрали и на его месте построили одноименную каменную церковь с трапезой и приделом во имя вмч. Георгия Победоносца. Мощи А. Н. почивали за левым клиросом храма под спудом. На верхней доске раки находилась икона А. Н. в рост, написанная в 1735 г. ключарем важского Благовещенского собора свящ. Матфеем Федоровым, на боковой стенке раки было изображено чудо с деревом. Образ прп. Афанасия Наволоцкого в числе 48 Карельских святых помещен на иконе «Преподобные отцы, в земле Карельской просиявшие» (кон. XIX – нач. XX в.), которая находится в семинарском храме во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова в г. Куопио (Финляндия). В Минее (МП) под 18 янв. помещен тропарь прп. Афанасию. Имя преподобного включено в Собор Карельских святых, празднование которого возобновлено в 1974 г. Тропарь праведнаго Афанасия Наволоцкаго, глас 1 Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеления притекающим к тебе, премудре Афанасие,/ темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/ веселящее вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления. ПРЕПОДОБНЫЙ МАРКИАН КИРСКИЙ Дни памяти: 18 января 2 ноября Память 18 января (по ст.ст.) Преподобный отец наш Маркиан был родом из Кира. Оставивши свою родину и имущество, он удалился в глухую пустыню. Здесь он построил себе такую малую келлию, что она могла вмещать только одного человека и, облекшись в грубую власяную одежду, затворился в ней. Диогенова бочка в сравнении с кельей была просторнее (скорее, она была прямо цистерной). Пищею ему служили три онгии хлеба и немного воды, но и то по захождении солнца. По прошествии некоторого времени, Маркиан принял двух пришельцев, которые построили палатку. Постепенно у него появились ученики, начиная с Евсевия и Агапита, но они жили рядом с его запертой кельей, не видя учителя; община росла, превратилась в монастырь, и Маркиан сделал ее игуменом ЕвсевияОн же, постоянно, как и прежде, оставался в заключении, никогда не зажигая свечи, имея свет божественный, который светил ему ночью, и при помощи которого он занимался чтением книжным, имея при себе "мал псалтирец". Однажды большой змий, снаружи наклонившись над их хижиной, так устрашил постников, что они сильно испугались. Святый же, сотворив перстом крестное знамение, дунул и как высохшая трость от огня, так и змий тотчас был истреблён. В другое время Флавиан, патриарх Антиохийский и епископ Кирский и некоторые из других епископов, знатные и красноречивые, пришли к нему и убеждали его, приводя некоторые места из Божественных Писаний, чтобы он, ради пользы многих, оставил свое уединение; он же и слышать об этом не хотел. Дивный сей муж многих от разных ересей возвратил в истинную православную веру.отец одной больной девочки просил у Маркиана масла, чтобы помазать им свою умирающую дочь (и в наши дни иногда масло из лампад перед чудотворными иконами почитается чудотворным). Масла Маркиан не дал, а девочка выздоровела сама. Антиохийский патриарх св. Флавиан просил преподобного покинуть келью и обратиться с проповедью к народу (то была эпоха яростных споров о понимании природы Христа), но Маркиан не согласился. Тех, однако, кто приходил к нему он и, случалось, даже переубеждал. Разумеется, самые крепкие еретики и не думали к нему идти - но тот, кто не желает сделать и шага, не сделает этот шаг даже, если его будет упрашивать целый собор святых отцов.И вот когда Флавиан сам пришел к Маркиану вместе с несколькими епископами, они просили подвижника произнести проповедь. Маркиан долго молчал, а потом сказал: “Бог говорит с нами ежедневно через Свои создания, через всю вселенную. Он говорит с нами через Свое Евангелие, объясняющее, что мы должны делать себе и другим. Что полезного может добавить к этому Маркиан?” Сестра преподобного со своим сыном однажды, взявши разные снеди, отправилась к нему. Он не пожелал видеть свою сестру, ничего не принял из принесенного ею, и только допустил к себе своего племянника. На просьбы же своей сестры, чтобы взять принесенное, святый Маркиан спросил: - Предлагали ли вы это в каком либо другом монастыре из тех, которые встречались вам, когда вы шли сюда? - Нет, мы ни в одном из них не предлагали, - отвечала сестра. - Уходите, - отвечал святый, - с тем, с чем пришли, так как вы это сделали ради естественного родства. Сей великий и дивный святой был любим и ближними и дальними. Узнавши о том, что многие препираются между собой из за того, кому, по преставлении, владеть его телом, - для чего они устрояли раки и созидали церкви, - святой заставил своего ученика Евсевия дать ему клятву в том, что он похоронит его тело тайно вдали от келлии. Завещав сие, он отошел ко Господу.Лишь через полвека после его кончины мощи были торжественно перенесены в храм и стали предметом почитания. СВЯТИТЕЛЬ МАКСИМ, АРХИЕПИСКОП СЕРБСКИЙ Память 18 января (по ст.ст.) Максим (Бранкович) (+ 1516), митрополит Белградско-Сремский, Валашский, святитель. В миру Георгий, он принадлежал к славному сербскому роду Бранковичей и был сыном святых - деспота сербского Стефана Слепого и деспотиссы преподобной Ангелины. Его родители бежали от преследований турок в Италию. После кончины отца, семья получила в надел от Венгерского короля Матвея Корвина земли Срема, ранее принадлежавшие прадеду Георгия Вуку Бранковичу и переселилась сюда в 1486 году. Георгий сделался деспотом Срема. Он женился на Изабелле, итальянской родственнице венгерской королевы Беатрисы, однако их брак распался "из-за различия в вере". Тогда, около 1497 года, Георгий сошел с престола в пользу младшего брата, святого деспота Иоанна. Сам же он принял монашество в Манасийском монастыре с именем Максим. Притесняемый турками, он бежал в горные пределы Румынии, где был поставлен на вдовствующую Валашскую кафедру. Здесь архиепископ Максим примирил соперничавших воевод Радула и Богдана, отведя опасность войны между ними. К концу жизни он возвратился в Сербию и с 1513 года стал митрополитом Белградско-Сремским. Вместе со своей преподобной матерью он основал монастырь в Крушедоле. Проведя жизнь в духовном подвиге, святитель преставился 18 января 1516 года и был похоронен в церкви Крушедольского монастыря рядом со святыми отцом и братом. В житии святителя Максима говорится, что еще при жизни от его руки распространялось благоухание. Часть его нетленных и чудотворных мощей и поныне пребывает в Крушедольском монастыре. В записях XVII века святитель Максим называется сербским чудотворцем, и почитание его началось довольно рано не только в Сербии, но и в России. СВЯТОЙ ЛЕОБАРД ИЗ МАРМУТЬЕ Память 18 января (по ст.ст.) Святой Леобард (Leobard) Мармутьесский (+593), известный также как Либерд (Liberd) или Либхард (Liebhard), что в переводе со старо-немецкого означает любящий покровитель, жил в затворе двадцать два года в своей келье неподалёку от Мармутье под духовным окормлением св. Григория Турского. СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ КАРГОПОЛОВ (+ 1919 г.) День памяти – 31 января (по новому стилю) Священномученик Михаил (Каргополов) служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской губернии. До принятия сана он был офицером казачьих войск. Большевики арестовали его 31 января 1919 года. Отъехав немногим более километра от села, красноармейцы остановили лошадей, вытащили священника из саней, сорвали с него шубу и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец Михаил отказался. Тогда они попытались силой вырвать из рук священника крест, но безуспешно. Сжимая в руках крест, священник молился и говорил: «Не ведят бо, что творят!» Один из палачей выстрелил в упор ему в голову. Отец Михаил упал, и они стали стрелять в него, выпустив зарядов двадцать, пока не убили. 17 марта 1919 года в Благовещенской церкви города Красноярска епархиальным архиереем в сослужении многочисленного духовенства было совершено торжественное отпевание священника. Тело пастыря-мученика было погребено рядом с Благовещенской церковью.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar