Меню
Назад » »

Свт. Иннокентий Херсонский / Слова и беседы на Богородичные праздники (5)

Слово на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы За три седмицы пред сим мы совершали празднество в честь Покрова Пресвятыя Богородицы: событие весьма радостное само по себе, но нам, россиянам, в некотором отношении как бы чуждое, ибо оно последовало в Греции за целое тысячелетие до нашего времени. Празднуя в честь Покрова Взбранной Воеводы над Византиею, весьма естественно было подумать: а к нам Пресвятая Дева так же ли милостива, как к единоверным византийцам? Можно ли в истории Отечества нашего указать какой-либо случай, подобный Покрову Пресвятой Богородицы над Царьградом? Настоящий день, братие, служит ответом на это, и ответом самым радостным. Ибо мы празднуем ныне по такому случаю, который самым явственным образом показывает, что Покров Матери Божией простерт и над нашим Отечеством. Во славу Пресвятой Девы и для умножения духовной радости о сем, позвольте, братие, изложить пред вами событие сие, хотя в главных его чертах. За два столетия пред сим Отечество наше было постигнуто одним из величайших несчастий: на престоле Российском пресекся род царей Рюрикова дома. Что легче, по-видимому, как из многих миллионов избрать одного на царство? Но опыт показал, что нет ничего труднее, как избрать царя из подданных. Престол недолго остался праздным; но кто ни восходил, не мог усидеть на нем. Тщетно Годунов напрягал все силы ума и искусства, истощал все средства любви и страха: ничто не могло заменить недостатка права наследственного. Запятнанный подозрением в истреблении последней отрасли Царского дома, он вскоре пал, можно сказать, пред одним именем святого отрока, им закланного, которое противопоставил ему самозванец. Что сие чудовище не могло заменить кого-либо на престоле, нечего и говорить. Иное дело было с низложением его Шуйским. Все, казалось, призывало его на престол: и знаменитость рода, и многочисленность связей, и давние подвиги, и недавний опыт мужества и любви к Отечеству; но не призванный небом, столько же раз изменявший истине, как и свидетельствовавший за истину, и он взошел на престол только для того, чтобы с высоты его сойти в плен и могилу. Наконец настают времена полного междуцарствия, те времена, коих образец - во аде, ибо там вечное междуцарствие. Но для наших соседей-недругов это был самый благоприятный случай к торжеству над нами. Область за областью отторгается от России на юге и севере: Польша хочет нам дать своего, Швеция - своего царя. Мы сами, изнуренные безначалием и междоусобием, начинаем думать, что и для прекращения домашней крамолы и соперничества, и для отклонения внешних браней, нет другого лучшего средства, как возвести на престол России одного из потомков Ягеллоновых. Уже в московских храмах возглашается имя Владислава... уже пол России за ним... "Но иноземной ли, насильственно поставленной главе быть в мире с русским сердцем?.. Разноверцу ли воссесть на престол святого Владимира, украшаться бармами Мономаха?" Так мыслили те, в коих еще не подавлен был дух русский смутами отечественными и кознями иноземными. "Станем за Святую Русь, за дом Пресвятыя Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия и Филиппа; продадим жен и детей, но освободим Отечество!" - воскликнул истинный сын Отечества на берегах Волги; и глас его, как глас Архангела воскресителя, пробуждает умы и сердца помертвевшие. Инок Палицын, гражданин Минин, боярин Пожарский, как бы самым небом избранные представители всех сословий, восстают на брань против врагов, собирают ополчение, и грядут освободить из рук врагов сердце Отечества - Москву. Рать священная, коей подобной не было ни прежде, ни после; но как многого недостает ей! Она должна взять твердыни, защищаемые врагом и многочисленным, и упорным, который твердо знает, что с победою над нею за ним останется все Царство Русское, с потерей сражения должно кончиться его владычество над ним самым плачевным образом; а между тем у сей рати недостает средств к своему содержанию, недостает самого оружия и, что всего важнее, недостает единодушия и в воинах, и вождях. Вот истощены уже последние средства к содержанию, кои доставляла святая обитель Сергиевская; вот значительная часть рати, волнуемая кознями самолюбцев, уже оставила стан отечественный, и готова стать за врагов. Дух мужества, воспламенявший воинов православных, падает. Самое время помогает врагам; наступают осенние непогоды, столь благоприятные для осажденных, и столь пагубные для осаждающих. Еще один неудачный приступ, один междоусобный спор, и первая вьюга зимняя развеет последние остатки рати священной. "Прости, свобода Отечества! Прости, Кремль священный! - так вероятно, мыслил и говорил не один сын Отечества. - Мы сделали все для освобождения вас; но, верно, Богу неугодно принять жертву нашу и благословить оружие наше победою". Между тем, сия чистая жертва давно уже была принята в воню благоухания. И как ей было не быть принятой, когда она, как увидим после, вознесена была к престолу благодати Самою Преблагодатною Девою? Провидение медлило благословить победою оружие православного воинства, чтобы успехи брани не были приписаны собственному мужеству. Посему, когда все надежды земные пали, когда оставался один шаг до отчаяния, помощь небесная обнаружилась во всей непререкаемой очевидности. Каким образом? Внемлите и возблагоговейте пред Небесною Заступницею! Среди осажденной столицы, между врагами, в тяжком плену и еще тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей, который, прибыв с Востока, нашел в Москве себе второе Отечество. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям; посему и удостоился быть посредником между небом и землею. Среди полночной тишины вдруг келья его наполняется светом необыкновенным, и он зрит пред собою святого Сергия Радонежского. "Арсений, - рек Преподобный болящему, - ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость; наутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена". Как бы в подтверждение пророчества, болящему старцу вдруг возвращается здравие и крепость сил. Радостная весть о сем, переходя из уст в уста, немедленно проникает за стены града - к воинству православному, и воспламеняет его непреодолимым мужеством. Дерзая о имени Взбранной Воеводы, христолюбивое воинство не видит более пред собою никаких непреодолимых преград; враги, несмотря на свое ожесточение, не могут более стоять на твердынях, - Кремль в руках россиян. Благоговея пред небесною помощью, благодарное воинство в следующий день воскресный совершает торжественное молебное вшествие в возвращенную столицу; навстречу ему выходит тот самый святитель, который удостоился приять весть о помощи свыше. Изнесенная им чудотворная икона Богоматери казалась для всех взирающих на нее не мертвою иконою, а живым изображением - Взбранной Воеводы, о имени Которой одержана победа. Падая на землю и проливая слезы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику. И чтобы память о столь чудесном явлении Покрова Пресвятыя Девы над Отечеством не ослабела от времени, положено единодушно творить ежегодно торжественное воспоминание его в настоящий день. Судите сами после сего, как важен день сей для Отечества! Это день чудесного освобождения России от рабства иноземного и крамол внутренних, день пакибытия земли Русской. Если бы престольный град остался в руках врагов, то, по всей вероятности, осталась бы в руках их и вся Россия; но Москва осталась бы в плену, если бы не приспело на помощь заступление Пресвятой Девы, ибо земные средства были истощены все. Посему день настоящий есть истинный день Покрова Пресвятыя Богородицы над нашим Отечеством. После сего нельзя не спросить: что обратило на предков наших матерний взор Небесной Покровительницы и приблизило к ним Ее дивную помощь? Обратили, конечно, более всего молитвы угодников Божиих, каковы святые Сергий, Алексий, Петр, Фотий, Киприан и прочие чудотворцы Российские, кои во время бедствия их земного Отечества не преставали молить о его спасении Господа и подвигли на ходатайство о нем Самую Матерь Его. Но израильский народ имел некогда не менее за себя ходатаев пред Богом в лице своих почивших праотцов и пророков, однако же был предан в руки врагов и, наконец совсем отвергнут. И Господь Сам предварительно объявил через пророка: ...аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людем сим (Иер. 15; 1). Значит, и молитвы святых за земножителей не всегда бывают услышаны. Почему же услышаны были молитвы святых за Россию? Потому что когда святые молились за Израиль, сам Израиль не молился Богу отцов, а поклонялся богам иным; а наши предки не знали богов иных, а как в счастье, так и в несчастье обращались за помощью к одному и тому же Богу отцов своих, к Его Пречистой Матери и святым угодникам. Но к Богоматери, заметим еще, обращались и враги наши тогдашние, владевшие Москвой, и желавшие завладеть Россией, ибо и они были христиане; почему Она вняла молитвам не их, а россиян, и оказала Отечеству нашему такую дивную помощь? Во-первых, потому что вероисповедание тогдашних врагов наших, хотя и христианское, не совершенно чистое, страдающее от смешения догматов небесных с преданиями человеческими; во-вторых, потому что враги наши делами ниспровергали то, во что веровали устами, ибо не щадили не только мирных хижин, но и самых храмов Божиих, дерзновенно ругаясь святыне; потому, наконец, что незаконно силились овладеть Россией и, идя против нашего царя, не оказывали должного повиновения и своему монарху, чем впоследствии унизили и погубили свое отечество. Не без слабости и недостатков были, конечно, предки наши, за что и подвергались великим бедствиям и дошли было до последней крайности; но и среди самых жестоких бедствий, в самой крайности обстоятельств, они умели сохранить веру в Царя Небесного и верность царям земным; свидетель сего - их беспримерное усердие, с коим они все охотно отдавали за дом Пресвятыя Девы, за престольный град и Отечество. И вот Матерь Божия, видя их покаяние, смирение, усердие к святыне и самоотвержение, преклонилась к милосердию, а, преклонившись Сама, преклонила и Сына Своего на помощь нам. Се тайна Ее спасительного Покрова над Россиею! Чему поучает нас сия тайна? Во-впервых, чтобы никогда не терять веры во спасение Отечества, каким бы искушениям и бедствиям судьбами Всевышнего ни угодно было подвергнуть его. Премудрость Божия любит народы, ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их. Народ Российский, как показывает история его, есть один из таковых народов. Сколько раз приближался он, по-видимому, к концу своего существования, и всегда воскресал со славою! И всегда при сем воскресении являлись со своим заступлением, как Ангелы Божий, святые чудотворцы Российские; являлась - Сама Матерь Божия. После сего можно ли терять когда-либо надежду на спасение Отечества? Во-вторых, настоящий день поучает всех нас силе усердных молитв пред Богом, а особенно молитв святых за нас. Не напрасно святой Сергий сказал Арсению: "Ваши и наши молитвы услышаны". Это значит, что без молитв земных не были бы услышаны и молитвы небесные; равно как без небесных не были бы, конечно, приняты молитвы земные. Посему во всех трудных обстоятельствах Отечества нашего, или наших собственных, молитва должна быть первым и последним средством ко спасению: молясь сами, мы должны воздвизать на молитву угодников Божиих, памятуя, что… много может молитва праведного (Иак. 5; 16). Тем паче должны мы прибегать под кров Преблагословенныя Девы, Которая всегда была и пребудет утешительницею всех, притекающих с верою к Ее заступлению и творящих по сей вере. Я говорю: творящих по вере. Ибо еще повторю: к Матери Божией возносили молитвы и тогдашние враги наши, но не получили от Нее помощи, потому что не поступали сообразно своей вере, а предавались всякой нечистоте и оскорбляли святыню. Посему, кто желает удостоиться благодатного Покрова Ее, должен вознести к Ней, вместе с молитвою, если не добрые дела свои, то по крайней мере живую веру, смирение и покаяние. Это последний урок для всех нас от настоящего празднества нашего! Аминь. Оглавление Слово на день Казанской иконы Пресвятой Богородицы Где мы стоим теперь и молимся, на этом самом месте, за несколько веков пред сим было море; и воздымались волны и плавали морские животные и корабли; свирепствовали бури и происходили кораблекрушения. Кто мог стать против моря?.. Но откуда взялся песок и начал спорить с морем? Зерно за зерном, песчинка за песчинкою, и среди морских хлябий образовалась суша, которая, вначале едва видимая, долго служила пристанищем одним птенцам небесным и рыбам морским; но потом раскинулись по ней мрежи рыбарей, потом завиднелись на ней их хижины, к коим, хотя не вдруг, пролег и путь, приведший за собою со временем куплю и продажу. А когда умножилось на новом месте население, когда, после удовлетворения вещественным потребностям, дал себя почувствовать и духовный глад - не хлеба и воды, а слова Божия и общественной молитвы, тогда, как венец в здании общежительства человеческого, возник на сем месте и этот храм, в коем, по случаю годового празднества его, стоим мы теперь и молимся. Так изменилось здесь лицо земли! Непроходимая бездна морская уступила место слабому песку, как бы в новое подтверждение древнего слова Писания о всемогуществе Божием: "оградил еси море песком"; то есть не железом и медью, не мрамором или гранитом, а песком, веществом самым зыбким и возметаемым от всякого ветра, - да видимо будет всегда и для всех могущество Того, Кто, по слову того же Писания, един истинно владычествует сушею и морем. Подобно лицу земли изменяется, братие мои, и лицо рода человеческого; но, увы, каким жалким и ужасным иногда образом! Давно ли все пространство морских брегов наших покрыто было мирными делателями, трудившимися над возделыванием полей своих или спешившими во град наш с плодами трудов своих? Давно ли все пристани наши покрыты были стаями кораблей, кои, пореваемые (толкаемые) недостатками земли отечественной, из всех стран света летели к нам на крылах ветра за произведениями благословенной страны нашей, не раз спасавшей их от глада и смерти? И вот, все это изменилось самым неожиданным образом, изменилось не веками и столетиями, как море с его здешними берегами, а в несколько месяцев и недель! Теперь, как сами видите, все поморье наше, вместо мирных оратаев, покрылось воинами и бранными колесницами; воды наши или представляют из себя пустыню, или приносят на хребте своем враждебные нам громады огнедышащие. Каким образом произошло все это?.. От зависти и злобы, подобно как некогда в Едеме... Неразумный, по изуверию своему, мусульманский сосед наш, вопреки древним условиям и недавним обетам, отяготил бесчеловечно иго свое над собратиями нашими по вере; мы по необходимости должны были стать за их права и за правду самого дела, за кровь и слезы злополучных жертв изуверия; потребовали дружески от сего не раз спасенного нами же от крайней погибели соседа, чтобы подобным, зловредным для него самого насилиям положен был конец навсегда, и чтобы святая вера наша не составляла собою впредь причины к уничижению и лишениям для исповедующих оную на Востоке, подобно как и у нас поклонники Магомета ни в чем не терпят угнетения и лишений за свою веру, при всем ее недостоинстве в сравнении с христианством. Что могло быть проще и естественнее таковых требований? И они, при всем своенравии и упорстве мусульманском, были бы удовлетворены, так как подобное бывало не раз и прежде, и, удовлетворенные, не только бы не повредили собою державе Оттоманской, но еще спасли бы ее надолго от последнего упадка и разрушения. Но можно ли было при таком удобном случае не поднять главы исконной вражде и наследственной зависти к могуществу России держав Западных? И вот, эта злоба и зависть пробудились сначала тайно, а потом и явно, со всею силою и ожесточением, в лице легкомысленных галлов и своекорыстных британцев... Тогда, все еще мирный дотоле, спор наш с поклонниками луны не мог уже не принять огромного размера вражды, не соседственной токмо, а едва не всеобщей. Запылала брань, беспримерная в летописях мира по ее чудовищности, ибо христианский Запад встал в ней против христианского Севера и Востока, встал не за что другое, как за господство Ал-Корана Магометова над православным христианством. Но и войну можно вести неодинаковым образом. От народов образованных, каковыми величают себя западные противники наши, ожидалась и война не варварская, а образованная, в коей не проливалось бы крови, не производилось бы разрушений без цели и пользы, где среди самой грозы и вихря бранного не нарушалось бы уважение к тому, пред чем должны равно преклоняться и друзья, и враги. Это самое и обещали в слух всему свету недруги наши; но увы, как постыдно изменили они своему слову! Наступают последние дни Страстной седмицы, дни всемирного искупления смертью Богочеловека; приближается великий праздник Пасхи, когда, по выражению Церкви, сходятся в торжестве и радости небо, земля и самая преисподняя; и вот, в эти самые дни на водах наших являются соединенные флоты двух враждебных нам держав христианских. Можно было подумать, что они, несмотря на вражду, преклонились пред общим с нами знамением спасения, пришли разделить с нами по-братски радость наступающего Праздника празднеств... Нет, они под самым ничтожным предлогом заводят с нами прю; и потом открывают против нас целый ад огня и жупела в тот самый день и те самые часы, когда Церковь у Гроба Господня торжественно возглашала: "днесь ад стеня вопиет: разрушися моя держава!" (Стихира на вечерне в Великую Субботу). И это все еще не могло удовлетворить их злобы; ослепленные нечестием, они продолжают адское дело разрушения града нашего в самый день Воскресения Господня, как будто для того, чтобы показать, что для них, вставших под знамя Магометово, увлеченных своекорыстием и ненавистью к нам, не осталось более на земле ничего священного... Вечное благодарение Господу сил, покрывшему нас и град наш благодатью Своею от разжженных стрел врагов наших, и обратившему в ничто всю их ярость и усилия! Но, братие мои, как не оглянуться при сем снова с глубокою жалостью на самых противников наших? Двум великим державам христианским встать открыто под богопротивное и всегда пагубное для христианства знамя Магометово, встать не для чего другого, а прямо для утверждения в силе владычества душетленного Ал-Корана над православным Востоком, для скрепления оков мусульманских, кои истлели уже от самого времени, на вые и руках многих миллионов христиан восточных... Кто мог ожидать такого безумия и нечестия от держав христианских, хвалящихся просвещением и любовью к человечеству?.. Ибо скажите, что же остается еще после сего к унижению и поруганию имени Христова от самых христиан? Если при каких, то при подобных событиях можно вместе с царем пророком воскликнуть: "время действовать Господу, - Самому Господу, - ибо разорили закон Его!" (Пс. 118; 126). И будьте уверены, братие мои, что Господь и теперь, как и всегда, "поруган" (Гал. 6; 7) безнаказанно не будет. Яко Всемогущий, Он попустит обнаружиться всей слепоте обуянного неверием и своекорыстием Запада; не воспрепятствует изменникам вере отцов своих и клевретам магометанства проявить все нечестие сердца их; но, когда наступит час суда и воздаяния, Он же, Всемогущий, грозно и страшно покажет пред лицом всего света, что есть Бог, судяй всей земли, есть разность между служением Иегове и Ваалу, между любовью ко Христу и усердием к Магомету... Вот к каким мыслям и чувствам пришли мы здесь, братие мои, в день настоящего праздника нашего! Пришли не произвольно, а руководимые, можно сказать, самым храмом вашим, в коем стоим мы теперь и молимся. Местоположением своим он возбудил в нас мысли о пучине морской, которая покрывала некогда все это пространство земли; а вершиною и главою своею он же невольно привел нам на память то, что потерпели мы от врагов наших в прошедшую Великую Субботу, когда и храм сей принял во главу свою от огней неприятельских ту язву, которая на все будущие времена означена на ней черным пятном. На сей-то язве и пятне хочу я, наконец, окончить мое слово, предоставив их постоянному вниманию вашему и потомков ваших. Когда будете проходить мимо сего храма и увидите на верхнем крове (куполе) его это черное пятно, то, осенив себя знамением крестным, вспомните, что над Одессою, особенно над сею частью города, висела в настоящем году ужасная туча бед и скорбей, и что если она не разразилась совершенным разрушением сего места, то по особенному невидимому покрову и защите свыше, - вспомните и возблагодарите за сие Господа, с обетом служить во славу имени Его делами благими. Подобным образом, когда подрастающие дети ваши будут вопрошать вас, что значит черное пятно на крове храма вашего, - скажите им, что это признак и след варварского нападения на Одессу галлов и британцев, во дни Великой Субботы и Воскресения Христова, - скажите и, разъяснив им это нападение, внушите, чтобы они после сего не верили в пустое велеречие сих народов о любви к человечеству, в их мнимую образованность и мягкость нравов, что это народы, не ведающие другого Бога, кроме своего прегордого "я", других высших законов, кроме своего самолюбия и выгод, и что подражать им раболепно в их образе мыслей, чувств и действий, как начали делать некоторые, значит решиться, рано или поздно, на измену вере отцов своих, на отступление от нравов прародительских и на отречение от самой земли Русской, от чего да сохранит всех нас Господь! Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar