Меню
Назад » »

Святой Беда Достопочтенный / Толкование на Послание Святого Апостола Иакова (2)

Глава 2 Иак.2:1. Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, без лицеприятия. Этот [стих] показывает, что те, кому писал апостол, хотя изобиловали евангельской верой, были, однако, лишены [добрых] дел. Ранее апостол учил их тому, что следует исполнять заповеди Господа о милостыне бедным, поскольку видел, что они поступают наоборот: что следовало делать для бедных, ради вечной награды, то они предпочитали делать для богатых, ради земной выгоды. Поэтому апостол обличает их заслуженно. К тому же, в этом начальном стихе апостол не случайно называет Иисуса Христа нашим Господом славы, чтобы мы помнили: следует больше подчиняться повелениям Того, Кто, будучи сиянием славы (Евр 1:3), награждает вечной славой за всё, что делается для бедных из любви к Нему, чем угождать людям какого угодно высокого положения, о которых вообще сказано, что всякая плоть – трава, а всякая слава её – как цвет на траве (на траве полевой – Vlg.) (Ис 40:6). Иак.2:2. Ибо, если в собрание ваше: (во время вашего собрания – Vlg.) войдёт человек с золотым перстнем, в светлой одежде, войдёт же и бедный в убогом одеянии, 3. и вы, смотря на одетого в блистательную одежду, скажете ему: ты садись удобно здесь, а бедному говорите: ты стань там, или сядь у моего подножья. Для объяснения этого стиха воспользуемся словами блаженного Августина, который говорит: «Если мы отнесём это различие между «сидением» и «стоянием» к церковным должностям, то не следует думать, что иметь веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, с лицеприятием является незначительным грехом. Кто же говорит, что богатый избирается на почётную церковную кафедру, поскольку отвергается более сведущий и святой бедняк? Но если апостол говорит о ежедневных собраниях, то кто в этом случае согрешает (если только согрешает), кроме того, кто считает, что насколько кто богаче, настолько тот и лучше?». Кажется, он указал на это в качестве дополнения. Иак.2:4. То разве вы не судите в самих себе, и разве не становитесь судьями с помышлениями беззаконными? Затем следует: Иак.2:5. Послушайте, братья мои возлюбленнейшие. Обратите внимание, говорит апостол, что не те, кто являются богатыми для века сего, оказываются лучшими в очах Божьих. Разве не бедных в этом мире избрал Бог быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое (Бог – Vlg.) обещал любящим Его? Бедняками апостол называет смиренных, которые за отвержение видимых вещей и за упование на невидимое богатство презираемы в этом мире. Но таких избрал Господь наш Иисус Христос, говоря: не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство (Лк 12:32). Таковых Он избрал, сделав бедняков Своими подданными, которые служили Ему, когда Он пришёл в мир. А упованием на будущее Царство Он превратил их в славных и знатных. Иак.2:6. А вы обесчестили бедного. Имеется в виду тем, что ему было сказано: ты стань там, а имеющему золотой перстень: ты садись удобно здесь. Разве не богатые притесняют вас, и разве не они тащат вас в суды? Иак.2:7. Разве не они хулят доброе имя, которое было наречено над вами? Здесь апостол ясно показывает, кто такие богатые, об унижении и погибели которых он говорил выше (см. Иак 1:10). Разумеется, это те, кто своё богатство ставят выше Христа и совершенно чужды вере в Него. Более того, они притесняют верующих, влача их в суды более могущественных, и хуля имя Христово, которое превыше всякого имени (Флп 2:9). Так во времена апостолов поступали многие знатные язычники и особенно иудеи, что достаточно ясно показывают Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Иак.2:8. Если же вы исполняете царский закон по Писанию: возлюби ближнего твоего как самого себя, то хорошо делаете. Иак.2:9. Но если поступаете с лицеприятием, то совершаете грех, [и] закон обличает вас как преступников. Смотри, апостол объявляет их преступниками за то, что богатому говорится: садись здесь, а бедному: стань там. Чтобы они не думали, что нарушение закона в этом одном является маловажным грехом, далее он добавляет: Иак.2:10. Всякий, кто соблюдёт весь закон, но согрешит в одном, тот становится виновен во всём. Иак.2:11. Ведь Тот, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал также: не убей. Поэтому, если ты не будешь прелюбодействовать, но убьёшь, ты становишься преступником закона , на основании того, что было сказано прежде: закон обличает вас как преступников. Дело обстоит так (вывод очевиден, если только не окажется, что следует понимать иначе), что тот, кто скажет богатому: Садись здесь, а бедному: Стань там, [тем самым] оказывая предпочтение одному перед другим, является и идолопоклонником, и богохульником, и прелюбодеем, и человекоубийцей, а поскольку упоминать обо всём долго, то, [говоря кратко], он заслуживает осуждения как виновный во всех преступлениях. Ибо согрешивший в одном, становится виновен во всём. Однако следует исследовать, почему тот, кто соблюдёт весь закон, согрешив в одном, [становится] виновен во всём? Поскольку исполнением закона является любовь к Богу и ближнему (ср. Рим 13:10), и на этих заповедях держатся весь закон и пророки (ср. Мф 22:40), то разве не заслуженно становится виновным во всём тот, кто совершает противное любви, на которой всё держится? Не согрешает тот, кто не поступает против любви. Ибо не прелюбодействуй, не убей, не укради, не пожелай, и если есть какая другая заповедь, заключаются в этом слове: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла. Итак, любовь есть исполнение закона (Рим 13:9–10). Потому становится виновным во всём тот, кто совершает противное любви, на которой всё держится. Но почему же тогда не говорится о равнозначности [всех] грехов? Не поступает ли хуже в отношении любви тот, кто согрешает тяжелее, чем тот, кто согрешает легче? Как бы то ни было, согрешивший в одном, [становится] виновен во всём, потому что поступает против любви, на которой всё держится. Иак.2:12. Так говорите, и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Закон свободы – это закон любви, о котором говорится: Если же вы исполняете царский закон по Писанию: возлюби ближнего твоего как самого себя, то хорошо делаете. «Старайтесь так говорить, и так поступать, – поучает апостол, – чтобы любовью к ближнему вы заслужили себе любовь Бога, и проявлением милосердия к ближним вы с надеждой ожидали [для себя] милости на Суде Божьем». По-другому: Как закон рабства – это закон, который дан через Моисея, так и закон свободы – это благодать Евангелия, которая произошла через Иисуса Христа (ср. Ин 1:17), по свидетельству апостола, который говорит: ибо вы не приняли духа рабства снова в страхе, но приняли Дух усыновления, в котором взываем: авва, Отче! (Рим 8:15). И ещё: а где Дух Господень, там – свобода (2 Кор 3:17). Так говорите, и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. А вот что означает имеющие быть судимы. Нарушающий закон Моисея будет судим более строго, чем нарушающий естественный закон. Кто пренебрегает благодатью Евангелия, которую он познал, будет судим более строго, чем тот, кто пренебрегает предписаниями закона Моисеевого. Ибо человеку, которому дано много, с того много будет взыскано; и кому вверено много, больше спросят с него (Лк 12:48). Потому и апостол говорит: ибо если сказанное через ангелов слово оказалось твёрдым, и всякое вероломство и непослушание получало справедливое воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него? (Евр 2:2–3). И ещё: [если] отвергшийся закона Моисеева при двух или трёх свидетелях, без милосердия предаётся смерти, [то] насколько худшего наказания, думаете вы, заслуживает тот, кто попрал Сына Божия и кровь Завета, в которой был освящён, счёл скверной, и оскорбил Духа благодати? (Евр 10:28–29). И одно, и другое понимание преследует одну цель: чтобы мы, отвечая на Божественную благодать добрыми делами, были друг ко другу добры, милосердны, прощая друг друга, как и Бог во Христе простил нас (см. Еф 4:32). Иак.2:13. Ибо суд без милости будет к тому, кто не оказал милости. Без милости будут судить того, кто прежде, чем быть судимым, хотя и мог оказать милость, но не оказал её. Это справедливое отношение ко всем жестоким. Хорошо известно, что, чем большую милость каждый [из них] получал от Господа, тем более несправедливо он отказывал в милости нуждающемуся ближнему, и тем справедливее он понесёт наказание за своё нечестие. Потому и Господь заранее предупреждает: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам (Лк 6:37–38). Ибо суд без милости будет к тому, кто не оказал милости. Милосердие же превозносится над судом, ибо как не оказавший милости, осуждённый на Суде Божьем, будет скорбеть, так и оказавший милость, получив вознаграждение, будет ликовать и радоваться. По-другому: милосердие превозносится над судом. Не сказано: милосердие одерживает победу над судом. Ведь милосердие не противоречит суду, но превозносится над ним, потому что милосердие [хотя и] защищает многих, но лишь тех, кто оказал милость. Блаженны милостивые, ибо они Богом помилованы будут (получат милость – Vlg.) (Мф 5:7). Таким образом, слова милосердие превозносится над судом означают, что милосердие ставится выше суда. У кого на Суде будет найдено [хотя бы одно] дело милосердия, [у того,] даже если будет причина для его наказания, милосердие, словно водный поток, потушит пламя греха. Иак.2:14. Какая польза, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? [Разве может вера спасти его?] Теперь апостол начинает более подробно рассуждать о делах милосердия, чтобы утешить тех, кого он привёл в страх сказанным ранее. Он указывает, как ежедневными средствами [исправления] изглаживаются даже повседневные прегрешения, без которых здесь [никому] не прожить. Дабы человек, который, когда согрешит в одном, становится виновным во всём (Иак 2:10), согрешая во многом (ибо все мы во многом согрешаем; (Иак 3:2), не предстал на Суд строгого Судьи с бременем накопленных преступлений и не был лишён милости, как не оказавший милости, но чтобы он заслужил для себя оставление долгов и исполнение обетований, прежде всего, тем, что сам оставлял и прощал [другим]. Иак.2:15. Если же брат или сестра наги, и лишены ежедневного пропитания, Иак.2:16. а кто-нибудь из вас скажет им: идите в мире, грейтесь и питайтесь, но не дадите им необходимого для тела, то какая польза? Иак.2:17. Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Вполне понятно: как для нагого и голодного бесполезны одни лишь благочестивые слова, если при этом ему не дают пищу и одежду, точно так и вера, соблюдаемая только на словах, не спасает. Ведь она мертва сама по себе без дел любви, которые и делают её живой. Этот стих не противоречит тому, что сказал Господь: кто уверует и будет крещён, тот спасён будет (Мк 16:16). Ибо здесь подразумевается, что истинно верующим является только тот, кто на деле показывает свою веру. А поскольку вера и любовь не могут быть отделены друг от друга, по свидетельству Павла, который говорит о вере, действующей любовью (Гал 5:6), то и апостол Иоанн говорит о любви то же самое, что Иаков сказал о вере: кто имеет достаток в мире и видит брата своего в нужде, и затворяет от него сердце своё, то как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин 3:17). Иак.2:18. [Но скажет кто: Ты имеешь веру, а я имею дела. Покажи мне веру твою без дел, а я покажу веру мою из дел.] Иак.2:19. Ты веруешь, что Бог един. Хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Не думай, что делаешь нечто великое, веруя в то, что Бог един. Так поступают и бесы, веруя не только в Бога Отца, но и в Сына. Потому Лука и говорит: выходили же и бесы из многих с криком и говорили: Ты – Сын Божий. И браня их, Он не позволял говорить это, потому что они знали, что Он – Христос (Лк 4:41). Они не только веруют, но и трепещут. Потому легион [бесов], которым был одержим человек, кричит Ему с мольбой: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! (Мк 5:7). Значит, тех, кто не веруют в Бога, либо, веря, не боятся [Его], поистине нужно считать более закоснелыми и более дерзкими, чем бесы. Но признавать Бога и трепетать – не великое дело, если нет веры в Него, то есть, если в сердце нет любви к Нему. Ведь одно дело верить Ему, другое – признавать Его, а иное – веровать в Него. Верить Ему – значит считать истинным то, что Он говорит. Признавать Его – значит признавать, что Он – Бог. Веровать в Него – значит любить Его. Считать истинным то, что Он говорит, могут многие, в том числе и злые. Считая Его слова истинными, они не хотят их исполнять, потому что ленивы к труду. Признавать же, что Он – Бог, это могут и бесы. А вот веровать в Бога умеют лишь те, кто любят Бога, кто христиане не только по имени, но по делам и по жизни. Ведь без любви вера напрасна. Вера с любовью – христианская, вера без любви – бесовская. Значит, тот, кто не желает признавать Христа, всё ещё хуже бесов. Даже если он всё же признаёт Христа, но ненавидит Его, у него исповедание веры основано на страхе перед наказанием, а не на любви, заслуживающей награду. Ведь и бесы страшатся наказания. Наконец, когда блаженный Пётр, исповедуя Господа, говорит: Ты – Христос, Сын Бога Живого (Мф 16:16), то он, кажется, произносит почти те же слова, что и демоны, но поскольку их исповедание было произнесено с ненавистью, то оно и было справедливо осуждено Христом, а его исповедание произошло из глубокой любви, поэтому и было вознаграждено вечным блаженством. Иак.2:20. Но хочешь ли знать, пустой человек, что вера без дел – бесполезна? Апостол Павел, проповедующий оправдание человека [одной лишь] верой, без дел, был неверно понят. Некоторые восприняли сказанное [Павлом] таким образом, что считали, будто они, однажды уверовав во Христа, спасены через веру, даже если [при этом] совершают зло, и живут порочно и нечестиво. Поэтому апостол Иаков объясняет мнение апостола Павла и показывает, как следует понимать это место в его Послании. В качестве примера тщетности веры без добрых дел он приводит прежде всего Авраама, потому что именно пример Авраама использовал Павел, чтобы доказать возможность оправдания человека без дел. Упоминая о добрых делах Авраама, которые сопутствовали его вере, апостол Иаков достаточно [ясно] показывает, что апостол Павел учит об оправдании человека [одной лишь] верой, без дел, не с той целью, чтобы уверовавший не делал добра, но скорее для того, чтобы никто не считал, что оправдание, которое зависит от веры, даровано ему заслуженно, за прежние добрые дела. Иудеи желали, чтобы за это их ставили выше верующих во Христа язычников, говоря, что они заслуженно, за добрые дела под законом, получили евангельскую благодать. Из-за этого многие уверовавшие из них соблазнялись тем, что необрезанным язычникам подавалась благодать Христова. Поэтому апостол Павел говорит, что человек может быть оправдан через веру, без дел, имея в виду предшествующие [вере дела]. Но разве может [человек] быть оправдан через веру, не поступая праведно? Когда Иаков говорит: Иак.2:21. Авраам, отец наш, разве не делами был оправдан, возложив Исаака, сына своего, на жертвенник? – то [этим] он умело внушает необходимость брать пример добрых дел с самого патриарха, побуждая уверовавших из иудеев, как достойных потомков, следовать делам своего великого праотца. А так как он убеждал их не ослабевать в искушениях и доказывать свою веру делами, то и предлагает [здесь] весьма подходящий пример патриарха, чтобы наставить их и в одной, и в другой добродетели. Какое большее может постигнуть [человека] искушение, исключая собственные телесные страдания, чем быть вынужденным в старости убить своего единственного и возлюбленного сына? Тот, кто не отказался исполнить повеление Господне тотчас предать смерти своего сына, которого он получил в старости как наследника, разве отказывал беднякам в помощи едой и одеждой из любви к Богу? Таким образом, этот стих блаженного Иакова согласен с тем, что говорит Павел: верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву сына своего Исаака, и приносил единородного, которого принял по обетованию (получивший обетования – Vlg.). Ему было сказано: в Исааке наречётся тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и мёртвых воскрешать (Евр 11:17–19). В одном и том же поступке блаженного Авраама Иаков похвалил значимость его дел, а Павел – твёрдость его веры. Высказывание Павла не противоречит Иакову. Будучи согласны в том, что Авраам был совершенен как в делах, так и в вере, каждый из апостолов больше похвалил ту из его добродетелей, в которой их слушатели, как они видели, испытывали больший недостаток. А поскольку Иаков писал к тем, у которых была пустая вера без [добрых] дел, то он и привёл этот подходящий пример, в котором обнаруживается та исключительная вера Авраама, ещё раньше заслужившая похвалу [от Бога], по свидетельству Писания. Она не была в его сердце бездейственно-пустой, но, будучи испытана, пылала готовностью исполнять Божьи повеления. Павел же, в свою очередь, наставлял тех, которые похвалялись своими делами, будучи лишены благодатной веры. Поэтому он показывает, что без веры Богу угодить невозможно (см. Евр 11:6). Собрав примеры всех патриархов для изобличения и исправления надменности иудеев, он ясно показывает, что все они свидетельством веры заслужили похвалу [от Бога] (см. Евр 11:39). Поэтому он и делает, в частности, вывод об Аврааме, что тот, принося Исаака, думал, что Бог силен и мёртвых воскрешать (Евр 11:19). Авраам сразу решил принести сына, ибо веровал, что Бог намерен тотчас воскресить его. Таким образом, вере он сочетал дело. А верил, что Бог воскресит сына после смерти, потому что веровал в истинность услышанного, что в Исааке наречётся тебе семя. Далее блаженный Иаков также показывает это сочетание двух добродетелей, говоря: Иак.2:22. Ты видишь, что вера содействовала делам его, и благодаря делам, вера была соблюдена: (достигла совершенства – Vlg.), Иак.2:23. и исполнилось Писание, говорящее: поверил Авраам Богу и было зачтено ему [это] в праведность, и он был назван другом Божьим. Это свидетельство [Писания] очень подробно разобрал Павел [в Послании] к Римлянам, ясно уча о великой силе веры, которая может из нечестивого человека, через принятие таинств веры, сразу сделать праведного. Авраам же имел столь великую и пламенную веру к Богу, что всей душой был готов исполнить любое Божье повеление. Потому его вера и была справедливо зачтена ему в праведность Богом, знающим его сердце. А чтобы мы также увидели его веру, которой он был оправдан, Бог испытывал его, повелев принести сына в жертву. И благодаря делам, вера достигла совершенства, то есть, совершение дел показало, что в сердце он имеет совершенную веру. В настоящее время, если бы кто-то, недавно придя к вере, принял крещение, от всего сердца обещая повиноваться Божественным повелениям и вскоре отошёл бы из этой жизни, то [несомненно] он умер бы как оправданный через веру, без дел, потому что по промыслу Самого Бога, в Которого уверовал, он не имел времени для совершения дел, показывающих его веру. А тем, которые продолжают долго жить после принятия таинств веры и не заботятся о совершении добрых дел, следует настойчиво внушать то, о чём блаженный Иаков сразу говорит, после приведённого примера веры и дел Авраама: Иак.2:24. Видите, что делами оправдывается человек, а не верой только? Сказанное делами означает дела веры. Потому что иметь совершенные дела без веры не может никто, а иметь веру без дел могут многие, если они [по промыслу Божиему] лишены времени для совершения дел. О таковых сказано: восхищен, чтобы злоба не изменила разум его, или коварство не прельстило душу его (Прем 4:11). Иак.2:25. Подобным образом и Раав блудница, разве не делами оправдалась, приняв вестников и отправив [их] другим путём? Чтобы они не оправдывались тем, что не в силах подражать делам великого отца Авраама, особенно когда их никто не только не принуждал приносить в жертву сыновей, но более того, Сам Бог в Писаниях запрещает делать это, Иаков добавляет и [пример] того, что совершила грешная женщина-чужестранка, которая делами милосердия и оказанием гостеприимства рабам Божьим, даже с опасностью для [своей] жизни, заслужила прощение грехов, была причислена к израильскому народу, включена в список их царского рода, введена в родословие Самого Господа и Спасителя нашего, которое берёт начало от патриархов, и была избавлена от уничтожения в обречённом отечестве, нечестие которого она отвергла. Таким образом, примерами [дел] обратившейся к добру женщины апостол предостерегает своих слушателей от возвращения в обречённое отечество, преступления которого они отвергли, уверовав, и призывает помнить, что они удаляются из него, в том числе и для [совершения] полезных дел. Ведь они сочетаются узами со святыми и удостаиваются общения со своим Искупителем. Он побуждает их также принимать вестников Иисуса, то есть охотно слушать проповедников евангельского слова. А когда узнают, что своими соплеменниками те изгнаны или даже приговорены к смерти, что часто и случалось, по свидетельству [книги] Деяний, то приняв от них спасительное для себя наставление, пусть отпускают их в мире [благовествовать] Господа Иисуса. Книга Деяний Апостолов повествует, что так некогда в Иерусалиме поступил Гамалиил, учитель блаженного апостола Павла, почитаемый всеми иудеями, а ныне заслуживающий особой хвалы во всей Христовой Церкви через бывшее откровение о мощах первомученика Стефана. Когда иудейский синедрион решил убить апостолов, он разрушил его намерения премудрым советом, а спасённых от иудейских козней апостолов отпустил невредимыми благовествовать Иисуса (см. Деян 5:33–42). Иак.2:26. [Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.] Глава 3 Иак.3:1. Не многие делайтесь учителями, братья мои. Книга Деяний показывает, что в апостольские времена верующие имели большое усердие в распространении Слова. Так Аполлос, человек весьма сведущий в Писаниях, который знал только крещение Иоанново, с дерзновением проповедовал Христа. Но поскольку он был человеком умным, то он с большой лёгкостью восполнил недостаток в своём знании и вскоре стал учителем, возвратясь к служению проповеди уже совершенным (см. Деян 18:24–28). Другие же, придя из Иудеи в Антиохию и находясь в глубоком невежестве, учили верующих из язычников, что если те не обрежутся согласно закону Моисея, то не смогут спастись. Этим спорным мнением они создали большие трудности для истинных проповедников. Таковых и подобных им учителей блаженный Иаков отстраняет от служения Слова, чтобы они не создавали препятствий тем, кто способен исполнять это служение правильно. Вы знаете, что примете большее осуждение? (Зная, что вы примете большее осуждение – Vlg.). Ибо как тот, кто хорошо послужил, приобретает себе достойное положение (ср. 1 Тим 3:13), так и невежда, попытавшийся присвоить себе служение учительства, и возвещающий Христа не чисто (ср. Флп 1:17), заслуживает большего осуждения, чем если бы он только сам погибал в своём нечестии. Иак.3:2. Ведь все мы во многом согрешаем. Апостол обличал тех, у которых видел недостатки в знании и поведении. Он отрешал таковых от учительской кафедры из опасения, что они либо причинят вред младенцам ошибочной проповедью, и завладев их слухом, отвратят от слушания учителей, либо проповедуя, по крайней мере, правильно, очернят предмет проповеди грязью неправедных поступков, и тем самым опорочат путь евангельского совершенства своей дурной славой. Он не сказал: «вы согрешаете», но «мы согрешаем, [даже] когда принадлежим Христу». Так говорит апостол. Он сказал также во многом и все мы, чтобы все несовершенные стали более осторожны в своих словах и поступках, как только узнают, что несовершенны даже добрые, и все водимые по пути сей жизни благодатью Святого Духа, что и они не могут избежать какого-нибудь греховного преткновения, согласно написанному в другом месте: Небеса нечисты в очах Его (Иов 15:15). И как сказал Соломон: ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл 7:20, 7– Vlg.). Если кто не согрешает в слове, тот человек совершенный. Как же он говорит, что не согрешающий в слове – человек совершенный, когда прежде сказал: все мы во многом согрешаем? Разве могут избранные согрешать во многом и оставаться при этом совершенными? Да, именно так и следует понимать. Ведь существуют различные виды согрешений. По-одному согрешают избранные, по-другому – невежды, как свидетельствует Соломон, говоря: ибо семь раз падает праведник и встаёт, а нечестивые впадут в погибель (Прит 24:16). Даже если праведник случайно согрешит по немощи плоти или по неведению, он не перестаёт быть праведником. Ведь как существуют ежедневные и неизбежные подобного рода согрешения, так есть и ежедневные средства исправления в молитвах и добрых делах, которые быстро воздвигнут павшего праведника, чтобы он, упав на землю, не запачкал пылью грехов брачную одежду любви и веры. Если кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, – разумеется: в том слове, согрешения в котором по силам избежать [даже] при человеческой немощи. Это – в слове лжи, в злословии, проклятии, гордыне, хвастовстве, оправдании грехов, зависти, раздоре, ереси, обмане, клятвопреступлении, а также в празднословии и многословии в тех беседах, которые кажутся необходимыми. Несомненно, каждый, кто хранит себя от такого согрешения, тот человек совершенный. Ибо кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Прит 21:23). Он может (могущий – Vlg.) обуздать также всё тело. Эти слова связаны с предыдущими. Если кто не согрешает в слове, говорит апостол, тот человек совершенный, который может обуздать и всё тело. Это можно пояснить [так]: если кто остерегается почти неизбежного согрешения языком, тот, привыкая постоянно сдерживать себя, учится наблюдать и за остальными членами тела, которые могут быть легче обузданы во избежание уклонения с правого пути. Иак.3:3. Если же мы влагаем удила в рот коням (коней – Vlg.), чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Послушай другое. Насколько больше следует нам самим себе влагать в уста удила сдержанности для повиновения нашему Создателю, коль скоро мы стремимся хранением языка обрести праведность дел? Если мы прочтём этот стих так, как его содержат некоторые кодексы: а как мы влагаем удила в рот коням, затруднения не возникнет, потому что к нему примыкает сказанное далее: так и язык – небольшой член и т.д. Иак.3:4. Вот и корабли, хотя и велики, и гонят их сильные ветры, направляются небольшим рулём, куда пожелает кормчий. Большие корабли в море – это умы людей в сей жизни, как добрых, так и злых. Сильные ветры, которые гонят их – это устремления ума, которые по природе побуждают к какому-либо действию, которое оканчивается либо добром, либо злом. Руль, которым направляются эти корабли по желанию кормчего, – это сердечные намерения, которыми избранные, перейдя волнения века сего, достигают блаженной пристани небесного отечества, а невежды погибают, будучи умерщвлены, словно Сциллой и Харибдой, бурными прегрешениями сей жизни, от которых они не сумели отказаться. А поскольку от избытка сердца говорят уста (Мф 12:34; Лк 6:45), то справедливо добавлено: Иак.3:5. Так и язык, хотя небольшой член, а многое производит. Особенно он производит большую награду, если был разумно направлен по желанию души кормчего, согласно сказанному Соломоном: кто имеет разумение, тот будет управлять (Прит 1:5). Если же он был направлен худо, то, наоборот, производит большое зло на погибель себе и ближним. Потому Соломон и сказал: смерть и жизнь – во власти языка (Прит 18– СП; 18– Vlg.). Язык производит жизнь, если наставляет Церковь во благо, и наоборот, производит смерть, если причиняет Церкви вред. Поэтому апостол говорит это против тех, которые брались учить [других], не имея ни [добродетельной] жизни, ни знаний, и эти причиняли большой вред Церкви. Если мы будем читать этот стих, как его содержат некоторые кодексы, со словами: а много хвастается, то в этом случае под хвастовством следует, конечно, понимать то, о чём апостол сказал далее, когда перечислил грехи, происходящие от языка: вы же теперь хвастаетесь в своей самонадеянности. Всякое такое хвастовство есть зло (Иак 4:16). Удерживаться от этого призывает нас и мать блаженного [пророка] Самуила, говоря в молитве: не умножайте речей надменных в гордыне (1 Цар 2:3). Итак, много хвастается тот язык, который, презирая слова и мнения других, восхваляет исключительно свой ум и красноречие. Вот какой огонь какой большой лес зажигает. Апостол говорит какой [огонь], подразумевая какой небольшой. Так говорят даже [некоторые] кодексы: вот небольшой огонь. Ведь подобно тому, как небольшая искра, оторвавшись от пламени, часто зажигает большой лес, так и невоздержанность языка, вскормленная собственными шутками, приносит погибель, как только коснётся большого леса добрых дел и обильных плодов духовной жизни. И кроме того, она истребляет большей частью те бесчисленные словесные листья, которые прежде казались самыми лучшими. Иак.3:6. И язык – огонь, мир беззакония. [Язык находится между нашими членами, оскверняет всё тело.] Язык является огнём, потому что злоречием он пожирает лес добродетелей. Поэтому премудрый муж сказал о глупце: и отверзение уст его – воспламенение (Сир 21– СП; 20– Vlg.). Этому погибельному огню, конечно, противоположен тот спасительный огонь, который поядает дерево, сено, солому пороков и обнаруживает тайны сердца (ср. 1 Кор 3:12; 14:25). Этим огнём так объяты святые учители, что они и сами пылают любовью, и других зажигают словами проповеди, словно огненными языками. Об этом хорошо написано: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого (Деян 2:3–4). А о развратном языке верно говорится, что он – мир беззакония, потому что посредством его почти все злодеяния либо приготовляются (как разбой и разврат), либо совершаются (как клятвопреступление и лжесвидетельство), либо оправдываются, когда какой-либо негодяй для оправдания совершённого им преступления, притворяясь хорошим, похваляется тем, чего он не сделал. И воспламеняет круг нашей жизни, будучи воспламенён геенной. Под геенной апостол подразумевает диавола и ангелов его, из-за которых и существует геенна, и которые, либо летая по воздуху, либо скитаясь по земле, либо крепко содержась под землёй, повсюду и всегда носят в себе мучение от своего пламени, наподобие больного лихорадкой, который хотя и лежит на дорогой постели или на солнце, однако не может унять ни жар, ни озноб от своей внутренней болезни. Так и бесы, хотя почитаются в украшенных золотом капищах и носятся по воздуху, однако постоянно пылают геенским огнём и, зная о своём наказании, из зависти, подкладывают трут пороков обольщённым людям для их погибели. В противоположность этому говорится, что святой град Божий, новый Иерусалим, нисходит от Бога с неба (см. Откр 3:12; 21:2, 10), ибо всё, что ни есть на земле небесного, дано нам как дар свыше. А кругом нашей жизни апостол называет непрерывность и скоротечность временной жизни, вследствие чего мы, словно бегущее по кругу колесо, неуклонно движемся от рождения к смерти. Поэтому хорошо, что Соломон, сказав: помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришёл день скорби, немного ниже добавил: и доколе не разрушилось колесо над колодцем. И возвратится прах в землю, чем он и был (Еккл 12:1, 6–7). Язык же воспламеняет круг нашей жизни, когда злоречием он портит весь строй нашей жизни. Апостол говорит о круге нашей жизни ещё и потому, что нас, лишённых внутреннего постоянства вследствие грехопадения, блуждающий ум влечёт то сюда, то туда, и от постоянного метания повсюду мы не знаем, где погибель, а где спасение. Огонь же скверного языка воспламеняет круг нашей жизни, когда от вздорных и вредных бесед постепенно пропадает природная стыдливость. Иак.3:7. Ибо всякое естество зверей, и птиц, и пресмыкающихся, и прочих укрощается и укрощено естеством человеческим. Мы читаем у Плиния, что в Египте [неким] домовладельцем был укрощён аспид, ужаснейший из змей, который каждый день приползал из своей норы к его столу принимать обычную пищу. Читаем также у Марцеллина Комита, что императору Анастасию был прислан из Индии прирученный тигр. Апостол же хочет, чтобы мы поняли, что язык развращённых людей по своей беспощадности превосходит зверей, по своей подвижности, или хвастовству – птиц, а по ядовитости – змей. Ведь есть люди звероподобные, которые изострили языки свои, как меч (Пс 63:4), есть птицеподобные, которые положили на небе уста свои (Пс 72:9), и которых уста говорили суетное (Пс 143:8), есть и змееподобные, о которых сказано: яд аспида в устах их (Пс 139:4).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar