Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / Увещания и наставления (5)

НАСТАВЛЕНИЕ ИЛИ ОБРАЗЕЦ, КАК УВЕЩЕВАТЬ И ПРЕКЛОНЯТЬ ПОДСУДИМЫХ К РАСКАЯНИЮ И ПРИЗНАНИЮ Приказано мне, недостойному, пастырем моим увещевать вас в том, чтобы вы пришли в чувство, и покаялись, и сказали бы пред судом всю истину. Послушайте же меня, и, что буду говорить вам, тому внимайте, и напишите в сердцах ваших, и покайтесь. Все мы, христиане, ожидаем второго Христова пришествия. Было первое, как Евангелие и вера наша учит нас. Будет и второе пришествие Христово, как объявляет нам Божие слово. В первом пришествии пришел Христос спасти нас; и спасаются верующие в Него и кающиеся о грехах своих и творящие добрые дела и Ему угождающие. Во втором (пришествии) придет судить за грехи тех, которые не покаялись здесь. Уповаю, что вы знаете, кто есть Христос. Я только напомню вам: Христос — истинный Бог наш, как всегда в Церкви слышим, и как вера наша учит нас. Он, как Бог, знает совершенно, кто что ныне делает, говорит, мыслит, и в книге Своего суда записывает. Он же будет и судить всех, и на суд Его все соберемся, праведные и грешные. С праведными явятся добрые дела; с грешными явятся злые дела, которые они явно и тайно делали. Тогда всякий грешник увидит пред собой положенным все то, что он ныне худое делал, мыслил и говорил и тем закон Божий разорял. Тогда он со стыдом услышит перед всем миром: «Вот человек, и дела его!» Бог, по Своему человеколюбию и милосердию, велит ныне всем грешникам каяться, чтобы они злые свои дела загладили покаянием и так бы не явились эти злые дела на суде Христовом, и соделавшие их не были бы за них осуждены, как преступники закона Божия и Божии уничижители. Грешники, которые, Божие сие человеколюбие благодарно приняв, в чувство приходят и каются, и грешить престают, и стараются Богу угодить добрыми делами, — от Бога милость получают и прощение всех своих злых дел принимают. Поэтому и злые их дела не явятся уже на суде Христовом, как покаянием заглаженные; и они приняты будут с праведными в вечную жизнь, где будет непрестанная радость и веселье. А те грешники, которые сие Божие человеколюбие презирают и не каются, и не престают грешить и делать злые дела, и их стараются скрыть и утаить, с теми непременно на Страшном Суде явятся и злые их дела, и в них перед всем миром они обличены будут Судией праведным Христом, и от Него выговор таковой услышат: «Вот вы что, в мире живя, делали! Я пришел — чтобы вас спасти, и за вас пострадал и умер; но вы не хотели той милости Моей во спасение себе употребить, и в след за Мною идти, и со Мною быть в царствии Моем, но в след сатаны ходили, и волю его исполняли, и злые его дела творили, и так Моими противниками были. Идите от Меня прочь в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Хотел я вас спасти, но вы сами избрали погибель, а не спасение Мое. Вкушайте же горесть вечной погибели, которую вы себе избрали». Подумайте же и вы об этом, и покайтесь, и всю истину скажите, чтобы и вам вечной муки избежать и получить жизнь вечную. Вопрошают и судят вас люди, но от Бога посланные. Признайте же истину и не лгите пред этими посланниками Божиими, ибо это явно потом будет пред всем светом на суде Христовом. А что ныне объявите со всякой истиной, и в том покаетесь, то уже заглажено будет милосердием Божиим и не явится на Страшном Суде. Лучше здесь пред немногими стыд претерпеть, чем там пред всем миром. Лучше здесь, временно, наказанным быть и за то Бога благодарить, чем там вечно терпеть наказание. Лучше здесь, временно, в ссылке быть, чем там вечно в аду сидеть. Лучше здесь, временно, узы претерпевать, чем там вечно. Лучше здесь, временно, всякое терпеть страдание, чем там вечно. Ибо временное все пройдет, но вечное никогда не пройдет. Потерпите же временное, чтобы вечного наказания избежать. Люди вас в эту темницу посадили и содержат, но это Промыслом Божиим делается. Бог хочет спасти вас и чрез это страдание ваше как бы понуждает вас к покаянию. Повинитесь же Божьему Промыслу и спасительной Его воле и покайтесь, чтобы спастись. Не говорите вы того пред судом, чего не было; говорите то, что было, то есть истину, а не ложь объявляйте. Вот и Ее Императорское Величество милосердствует о вас и о вас сожалеет: она не велит вас пытками и ранами истязать и тем истины от вас искать, как бывало прежде с подобными вам, но хочет, по своему человеколюбию, чтобы вы добровольно признались в том, в чем согрешили пред Богом, пред Монархиней и пред отечеством. Исполните же милосердное желание нашей Монархини и добровольно признайтесь, в чем вы виноваты. Если же этого не сделаете, то и судьи тогда будут убеждены уже ранами вас истязать и таким образом доискиваться до истины. Пощадите же себя и душу свою и признайтесь, в чем вы согрешили. Советую и я вам это. Примите мой совет, как полезный, чтобы и здесь, и в будущем веке ран и наказания избегнуть, и будете благополучны. Аминь. Оглавление НАСТАВЛЕНИЕ, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ПРЕДЛАГАЕМО НАРОДУ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Быть катехизическому учению только в воскресные дни поутру. За час до обедни десять раз ударять в большой колокол, чтобы народ, услышав, собирался. Поучение продолжать только полчаса до благовеста, при самом начале (благовеста) закончить. Одному дьякону поучать о самонужнейших ко спасению потребностях кратко, ясно, просто, понятно простому народу. При каждом учении быть краткому нравоучению о том, о чем учение будет преподаваться. Преподаваемое учение утверждать Священным Писанием и толкованием святых и богоносных отцов и учителей церковных. Изъяснять подобиями и историями, примерами и разумными доводами, где это необходимо. До высоких богословских вещей не касаться, разве только если случится необходимость, и то со всякой осторожностью. Везде предосторожность иметь и крайне беречься от преткновения и соблазна. Народу говорить на примере Священного Писания о покаянии, об исправлении, о должностях всякого чина, об истреблении суеверия, о вкоренении в людские сердца страха Божия и прочее; о грехах в обществе говорить с подобающим смирением, никого не унижая и не обличая, и во всем поступать так, как в духовном Регламенте о проповедниках слова Божия напечатано. В каждую субботу, или ранее, дьякон должен кратко пересказать вам, о чем в следующее воскресенье будет учение. За труды дьякону должна быть дана пенсия, когда станет в этом звании примерно трудиться, а надлежащего воздаяния ожидать от пастырей Начальника Иисуса Христа, Который пречистую Свою Кровь пролил для спасения душ человеческих. В показанную соборную церковь на означенное поучение приходить здешних городских церквей священно- и церковнослужителям. Однако не принуждаются к тому те из них, которые в те дни будут служить ранние обедни, а также священно- и церковнослужители дальних церквей, а именно женского монастыря Введенской, Петропавловской, Онуфриевской. Здешнему духовному правлению прилежно наблюдать за соблюдением этого и представлять нам тех священно- и церковнослужителей, которым к упомянутому поучению приходить повелено, но они, напротив, презирая это наше определение, приходить не станут.. Реченным городским священно- и церковнослужителям объявить это наше определение с подпиской, чтобы они о том сами знали и непременно исполняли и приходским своим людям сказали, чтобы те, кто хочет христианского наставления, в прописанное время в соборную церковь приходили слушать и своих детей к тому принуждали. Оглавление ИНСТРУКЦИЯ О СОВЕРШЕНИИ БРАКОВ По указу Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, от преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, всех Воронежской епархии приходских церквей священникам. Так как в консистории нашей оказалось, что многие люди, в том числе приходящие из дальних мест, как мужского, так и женского пола в брачное супружество вступают в противность правил св. отцов, и потому беззаконное, как-то в четвертые браки, а иные мужья от живых жен, а жены от живых мужей, а иные дети малые со взрослыми и намного старшими их девицами в супружество входят, а священники иные, лакомством прельщаемые, иные в пьянстве, иные слепотой ума помраченные, как из дел по консистории явствует, важности дела не рассуждая, беззаконные браки венчают, и тем как себя, так и других в тяжкие грехи приводят, а вышестоящим великие затруднения и отягощения причиняют, и за то, как повенчанные беззаконно, так и венчавшие священники правильному подпадают штрафованию. Потому, в пресечение беззакония приказали всем священникам нашей Воронежской епархии чинить следующее: Священникам не своих приходов браков отнюдь не венчать, кроме благословной причины, то есть или когда иерей того прихода, в котором в брак вступающие находятся, будет болен, или запрещен, или в монастырь послан будет, или иная подобная причина не позволяет ему самому венчать. А кроме этих причин отнюдь не приступать к венчанию. И если иерей по этим причинам будет венчать брак чужого прихода, то должен сперва внимательно рассмотреть, нет ли какого препятствия. Когда в своем приходе поп хочет брак венчать, то должен смотреть, первым ли, или вторым браком в супружество вступают сопрягаемые лица. Нет ли между брачными родства, указанных лет, и прочего, что в Кормчей книге о Таинстве супружества в главе 51 изображено, копия которой прилагается к сему. Когда вторым или третьим браком сопрягаются, оба ли вдовые, или не оба, и давно ли овдовели, оба или один. Например, если муж вдов, то когда жена его умерла, и где и кем погребена, и записана ли в книгах. Если жена вдова, то когда умер ее муж, и где и кем погребен, и записан ли в книгах, или есть ли о тех умерших свидетели-очевидцы, что они точно умерли и погребены, или поп сам тех погребал, и прочее накрепко и прилежно исследовать, и если никакого сомнения и фальши не явится, тогда венчать. Если в каком приходе со стороны какой или пришедший издалека живет мужчина или женщина, то таковых отнюдь не венчать, хотя бы и свидетелей, или письменные виды, или рассказы представили, что мужчина подлинно вдов, или женщина подлинно вдова, но велеть им, как мужскому, так и женскому полу, взять от присутственного места, где прежде жили, за надлежащей скрепой и за приложением канцелярской печати, свидетельство в том, что муж много ли раз женат, а жена за многими ли мужьями была, и подлинно ли у мужа жена, а у жены муж умерли или убиты, где, когда и кем погребены, и когда таковые свидетельства священником представлены будут, оные им присылать в консисторию нашу на рассмотрение при доношениях. Если какой муж или жена будут объявлять, что у мужа жена, а у жены муж без вести находятся несколько лет, и станут поэтому требовать венчания с другими, таких, сколько бы лет какое бы лицо без вести ни находилось, отнюдь не венчать, а велеть таковым являться и о бракосочетании дозволения просить в консистории нашей. Также поступать и с женами, которые будут объявлять, что мужья их на войне убиты или без вести пропали. Так и в прочем испытание всеприлежное чинить, нет ли какого препятствия к бракосочетанию, и если хотя бы малое сомнение покажется, — не венчать, но требовать совета от нашей консистории, представляя о том письменно изъяснение. Если какой священник в венчании браков противно вышеобъявленной 51 главы о Таинстве супружества и сей нашей инструкции поступать станет, и в том кем-либо через донос обличится, таковой без всякого упущения лишен будет священства. А хотя и не будет доноса о повенчании незаконного брака, однако же поп, венчавший беззаконный брак, как преступник святых правил, и людей в грехи тяжкие приводящий, и потому к их грехам приобщающийся, Страшного Суда Божия не избежит. От беззаконных же браков грехи последуют такие: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение; когда малолетний малец со взрослой девицей венчается, из-за этого случиться могут вражды, отравления, прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, а, что хуже, в таковых грехах многие умирают. А поп венчавший всему тому злу виновен, и потому самого себя и других явно в ров погибели вечной ввергает. Рассуждайте, священники, которые за шутку ставите беззаконные браки венчать, и одумайтесь, и себя и бедных людей пощадите. Оглавление ИНСТРУКЦИЯ, ЧТО СЕМИНАРИСТАМ ДОЛЖНО СОБЛЮДАТЬ 1. Помнить всякому, что от Бога к сему званию позван ради общей пользы. 2. Учение, в котором кто находится, тщательно проходить и Бога на помощь призывать. 3. Намерение учения простирать во славу Божию и общую пользу, — и так лучший будет успех. Ибо учение преподается в надежду просвещения разума и произведение в чин священства. Ибо священник ученый способнее будет, и должен искоренять злые нравы и пороки греховные, которыми имя Божие хулится. 4. Учение без жития доброго не сильно и не полезно. Какая польза человеку учить, а самому не творить? А по слову Христову: Кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном (Мф 5:19). Потому должно с младых лет противиться природному злонравию, и стараться его искоренять при помощи Божией, и к добродетели себя приучать, — что делается повседневным в законе Божием поучением, и через искание в том успеха испытанием. 5. За прилежание в учении и добром житии награждения ожидать от Бога в будущем веке; и в этом веке всякое почтение и почетные ранги приобретаются честным учением. Следовательно поступать должно так: 6. В воскресные дни ученики должны ходить на службу Божию в церковь. 7. В церкви всем без исключения становиться по клиросам и приучиваться церковному кругу, то есть читать по книгам и петь, и прочему. 8. В церкви стоя, крайне беречься от разговоров, смеха и прочих неприличных действий, а только прилежно внимать чтению, пению и молитве. 9. Крайне остерегаться имя Божие напрасно поминать, где не надлежит (о чем учитель может рассказать), и не божиться, как обычай у многих есть: «Ей Богу, на то Бог, на то Христос», или : «Вот тебе Бог, вот тебе Христос!..». Но, по Христову слову, только да будет слово ваше: да, да; нет, нет (Мф 5:37). 10. Отцам и матерям своим, вышестоящим, честным лицам, старшим людям всякое почтение и делом и словом показывать, что учитель может изъяснить. 11. К своим товарищам иметь братскую любовь, и не досаждать, не укорять. 12.О больших лицах и вообще ни о ком не разговаривать, но только о своем школьном деле, ибо оттуда следует порок осуждения. Чужие дела и поступки не обсуждать и не пересмеивать, но всякому знать себя и свое дело, к которому призван. И между собой беречься от ссор, злословия и драк. Сквернословия, шуток непристойных, кощунств и бесчинного смеха беречься. Никаких прозвищ, особенно непристойных, друг другу не прикладывать. Неуместными и непристойными играми не забавляться. 18.Где ссоры, драки, кулачные бои и сквернословия, скверные песни и собрание жен бывает, оттуда удаляться. 19. По базару и улицам не таскаться. 20. На базаре и улицах, как обычно делают грубые и деревенские мужики, никакой пищи не есть. 21. Стихи светские непристойные или песни не только не петь, но и переписывать себе, или кому другому, не дерзать. 22. От всякого воровства и всякого обмана беречься, преступника же при всей семинарии наказывать, и имя его записать в журнал, и вину, за что будет наказан. 23. Чистоту всячески соблюдать, под опасением исключения из церковного чина. 24. На квартирах стоять смирно, тихо и не досаждать хозяевам. А если случится от хозяина обида, о том обстоятельно доносить префекту. 25. Где кто стоит, там должно всегда и ночевать, а не приходить друг к другу для ночлега. Соблюдать и прочее, что надлежит до закона Божия. 26. Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать. 27. Если кто вышенаписанное преступит, того штрафовать, смотря по вине. 28. Если кто (чего да не допустит всемилостивейший Бог по Своей благости) развращенного будет нрава, и не будет исправляться, на такого письменно представлять, и такой исключится из церковного чина. Эти пункты каждый день при выходе из школы прочитывать, и вечером один из учеников должен прочитывать всем в слух, чтобы каждый знал и помнил, как ему должно жить. Оглавление ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯМ, «КАК ИМ В ДОЛЖНОСТИ ЗВАНИЯ СВОЕГО ПОСТУПАТЬ» 1. Учителям учеников, ни к какой своей службе не употреблять. 2. Обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божиему, поскольку грамота без страха Божия, не что иное, как безумному меч. 3. Неисправных, ленивых и своевольных наказывать розгами, а иногда и словами. А своей рукой в голову, или как-либо иначе, не дерзать. 4. Учредить над всеми сотского, которого из них же выбрать, честного, постоянного, разумного подросшего человека. 5. Должность его в том состоит, чтобы он каждый день рапортовал учителю о состоянии учеников, как кто имеется, все ли в школе, все ли дома, не бежал ли кто, и прочее. 6. Сотскому придать помощников десятских, так же из честных учеников, а тем десятским придать по десять человек. 7. Должность десятских в том состоит, чтобы дважды в день рапортовали сотскому о состоянии своего десятка, и смотрели за благочинием каждого. 8. Ученикам в святую церковь ходить в праздничные и воскресные дни к вечерни, к утрени и литургии, и тем, которые могут читать и петь, становиться по клиросам. 9. В полуелейные дни ходить только к литургии, а тем, кто хочет, и к утрени. 10. Ходить в церковь, при которой кто квартиру имеет, что десятским смотреть приказывать накрепко. 11. Квартиру иметь тем ученикам у священников, диаконов и прочих клириков, а где священно- и церковнослужителей мало имеется, у обывателей. 12. Для собрания учеников, привесить близи школы на высоком месте колокольчик, или, если близко находится церковь, — на колокольне, в который звонить, чтобы они слушали того колокольчика, и так, когда звонок бывает, шли бы в школу. 13. Учителям приказывать звонить в летнее время, когда дни великие, по восхождении солнца часа с два спустя, и отпускать после обеда, перед вечером, часа за два до захода солнца. 14. В зимнее и осеннее время звонить в школу, как видно будет читать, а отпускать при заходе солнца. 15. Звонок дважды должен быть в день, по утру и после обеда. 16. После обеда, считая по выходе из школы часа два спустя, звонить в школу. 17. К праздникам Господским: Рождесту Христову и к святой Пасхе на две недели, и сверх того с середины июля до середины августа, на целый месяц, отпускать домой к своим родителям с подписками, а ближних можно и к прочим праздникам отпускать. 18. По субботам после обеда не быть учению обыкновенному, однако же, ученики должны в школу собираться, а учителя читать им Катехизис православного исповедания, а кто не может, просто читать, как написано. 19. В субботу до обедни или после обедни учителю можно читать ученикам акафист Пресвятой Богородице. 20. Учителя должны приказать ученикам, чтобы наизусть выучили Архангелово ко Пресвятой Богородице приветствие сие: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших». И это прочитывал бы каждый про себя каждый день утром двенадцать, и вечером двенадцать же раз, и так каждые сутки двадцать четыре раза. 21. Учиться ученикам, таким образом: которые Часослов или Псалтирь учат, тем до обеда учиться читать, а после обеда писать, ибо так им попеременно учиться веселее и охотнее будет. 22. Во вторник и в четверг после обеда вновь не учиться, а прочитывать ученое, чтобы то, что выучили, не позабыли. 23. По собрании учеников в школу, как учитель придет в школу, читать с умилением и благоговенствием тропарь недели сыропустной: «Премудрости Наставниче, смысла Подателю, немудрых наказателю и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждьми слово, Отчее слово: се бо устне мои не возбрани, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй мя падшаго». И читать не одному, а всем ученикам четко, и вразумительно. Читать до обеда и после обеда, как учитель в школу придет. 24. Выходя из школы читать: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, и прочее до конца. 25. Учитель, так как не может всех учеников выслушать до конца, как кто выучил назначенный урок, определит надзирателей из лучших учеников, которые и Псалтирь уже выучили и неплохо читают, и поручит им назначенное число учеников, чтобы каждый своих знал и до прихода учителя в школу слушал, а учителю, по приходе в школу, рапортовал, как кто свою задачу выучил. 26. Учитель, по доносу надзирателей, нерадивых и ленивых учеников, должен по своему усмотрению наказывать, а прилежных и о своей пользе старающихся должен жаловать, как может. 27. О тех учениках, которые будут понятливыми и научатся книгочтению и писанию, немедленно представлять к нам, кто именно и чьи дети. 28. Будучи же при сем, означенному учителю поступать добропорядочно и все вышеописанное исполнять непременно, под страхом должного и неупустительного по указам штрафа за какое-либо преступление, или же за неисполнение вышеописанного.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar