Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / Увещания и наставления (4)

О ТАИНСТВЕ СВЯТОЙ ЕВХАРИСТИИ В. Что такое Евхаристия? О. Евхаристия — это Таинство, в котором дается нам истинное Тело и истинная Кровь Христа Бога нашего под видом хлеба и вина, в котором истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос. В. Какая материя или вещь Евхаристии? О. Хлеб пшеничный, квасной, и естественное виноградное вино. В. Какова форма, или совершение? О. Слова такие: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым», — и тогда хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Христову действием Святого Духа. В. Что необходимо соблюдать в этом Таинстве? О. Четыре вещи. 1. Должен быть иерей законно хиротонисанным, ибо никто это Таинство не может совершать, кроме архиерея или иерея. 2. Должны быть подобающие для этого Таинства вещи, то есть хлеб пшеничный, квасной, чистый, не смешанный с иной мукой; также и вино должно быть естественным и непритворным и не смешанным ни с чем, но чистым в себе самом, ни в уксус не обратившимся, ни заплесневшим. В него на проскомидии должно вливать немного воды, по чину, изложенному в Служебниках. 3. Престол, на котором приносится Безкровная Жертва, должен быть освящен самим архиереем; или вместо престола должен быть по крайней мере антиминс, освященный архиереем. Ибо никто не может освятить престола или антиминса, кроме архиерея. 4. Во время освящения Даров должен иерей мысль и намерение иметь, что существо хлеба и вина изменится в существо Тела и Крови Христовой действием Святого Духа. О СВЯТОМ ТАИНСТВЕ БРАКА В. Что такое брак? О. Брак — это Таинство, посредством которого сочетаются лица мужского и женского пола по взаимному согласию обоих и по благословению иерейскому. В. Какая материя или вещь брака? О. Лица мужского и женского пола. В. Какова форма, или совершение? О. Согласие обоих на заключение между собой супружеского союза и хранение любви между собою, так чтобы не оставить одному другого до конца своей жизни. В. Что подобает соблюдать в этом Таинстве? О. Три вещи. 1. Желающие вступить в супружество должны приготовить себя благочестивыми делами, исповедать свои грехи и причаститься Божественных Таин за три или четыре дня перед венчанием. 2 Должны иметь правое намерение сочетаться не по страсти, и не ради плотского угодия, но чтобы род человеческий к славе Божией умножился, для благословенного рождения и благоугодного воспитания своих детей. 3. Не должно быть никакого препятствия, какими являются, например, родство между ними, плотское или духовное; также запрещенное время, такое, как пост; или принуждение к супружеству нежелающих детей родителями, и прочее тому подобное. О СВЯТОМ ТАИНСТВЕ СВЯЩЕНСТВА В. Кто такой Священник? О. Священник — это строитель Таинств Божиих. В. Что такое Священство? О. Священство — это Таинство, в котором чрез архиерейское рукоположение дается от Бога особенная власть иерею служить и совершать по чину Божественные Таинства. В. Чем совершается Священство? О. При возложении архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого молитвой или словами такими: Божественная благодать, всегда немощная врачующи, — и прочее до конца. В. Что должно соблюдать в Таинстве Священства? О. Шесть вещей. Лицо, приемлющее Таинство, должно быть правильного возраста, то есть тридцати лет, так как Спаситель в тридцать лет начал проповедовать и учить народы. Но может и тот, кто моложе, быть принятым, если преуспеет разумом и добродетелью. Не может быть двоеженцем или женившимся на вдове. Не может быть рожденным от явного блуда. Не может быть оскверненным особенно мерзким грехом, тем более явным или ведомым для многих: человекоубийством и прочим. Должно иметь изрядный разум, доброе устроение и благоразумие к строению Божественных Таинств. Должно иметь целыми те члены тела, которые нужны для этого звания, то есть, не может быть слепым, глухим или прочее, по правилу 78 святых апостолов. О СВЯТОМ ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ В. Что такое Елеосвящение? О. Елеосвящение — это Таинство, в котором чрез помазание елеем, освященным молитвой иерейской, дается больным оставление грехов, спасение души и здравие тела. В. Какая материя или вещь Елеосвящения? О. Елей чистый, несмешанный, освященный. В. Какая форма или совершение Елеосвящения? О. Молитва такая, иереем произносимая: Отче святый, Врачу душ и телес! Исцели помазанием сим раба Твоего, — и прочее до конца. В. Что должно соблюдать в этом Таинстве? О. Четыре вещи. Священнослужителей при совершении этого Таинства по церковному чину должно быть семь. Нужды ради может быть и меньше. Немощный должен прежде исповедоваться в грехах своих, затем принять это Таинство, а потом причаститься Божественных Таин. Елей должен быть чистым, без всякой примеси. Каждый из совершающих Таинство Елеосвящения иереев должен во время помазания читать предписанную молитву: Отче святый, Врачу душ и телес, — поскольку в это время Таинство совершается. В. Всякий ли может это Таинство принимать? О. Не всякий, но только лишь немощный тяжким недугом и близ смерти находящийся, по словам святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит (спасет в церк.-слав.) болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15). Оглавление О ЗАПОВЕДЯХ БОЖИИХ В. Сколько заповедей Божиих, Моисею данных на Синае? О. Десять, они следующие (Исх 20:1—17): 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний (т.е. воскресный), чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, что бы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Оглавление ПРИБАВЛЕНИЕ «К ДОЛЖНОСТИ СВЯЩЕННИЧЕСКОЙ» О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ПОКАЯНИЯ Совет иерею, как поступать при исповеди Пресвитеру должно иметь великое рассуждение и всякое опасение, когда кающегося грешника исповедует; поэтому помимо указанного в Требниках об образе исповеди советую учитывать нижеследующее и так поступать. 1. Когда ты, пресвитер, сына своего духовного исповедуешь, то должно тебе его вначале со всякой кротостью, тихостью, как врачу душевному, увещевать, чтобы он все грехи объявил, какие после исповеди прежде бывшей содеял, и спросить: исполнил ли епитимию, от духовного отца или от тебя самого, пресвитера, данную? И тогда, как объявит он, что исполнил, ты ему можешь так говорить: «Богу ты, чадо, исповедуешься, Которого грехами прогневал; а я служитель Его недостойный и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся, так как нас здесь только трое: Бог, пред Которым ты согрешил, Который все твои грехи так, как они делались, совершенно знает; потому что Бог везде есть, на всяком месте, и где ты что делал, или говорил, и думал худое или доброе, Он тут был, и все это совершенно знает, и ныне с нами есть, да только одного твоего добровольного покаяния и исповедания ожидает. Ты сам также свои грехи знаешь. Не стыдись же их все выговорить, раз уж делать их не стыдился. Я третий, тебе подобострастен, такой же человек, как и ты, поэтому и меня нечего стыдиться». Притом объявить исповедующемуся, чтобы всем простил, на кого имеет вражду, поскольку и Бог тому не прощает, кто сам ближнему не прощает согрешений, — так Сам Христос учит: А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:15), — да и с прочими чтобы примирился, кого чем ни обидел, и если что похитил, возвратил бы. А когда сам прощает обидевшего и если кого обидел и что похитил, обещает возвратить, поступай с ним на исповеди так, как в Требниках об исповеди напечатано. 2. Когда при исповеди заметишь, что исповедующийся сокрушается сердцем и печалится о грехах, то это хорошо, Богу благодарение! А если не заметишь в нем того сожаления и сердечного сокрушения, то всячески старайся к тому его привести, чтобы сожалел, что Бога такого благого, такого милостивого, такого великого благодетеля грехами прогневал. Что можешь и примером сделать, показывая свою сердечную болезнь о том, что мы все Бога прогневляем, и речь умилительную употребить. Таким образом ты можешь говорить: «Знаешь ли, чадо, каковыми тогда пред Богом являемся, когда грешим? Являемся мы крайне неблагодарными; тогда отстаем мы от Бога, а пристаем к противнику Его и нашему врагу дьяволу; отметаем Его отеческую любовь, уничижаем Кровь Сына Божия, нас ради пролитую; презираем Его святое Евангелие и то, что нас Он питает, греет, сохраняет от всякого зла, солнце на нас сияет, подает нам дождь и всякие плоды в пищу, — мы же все эти благодеяния забываем тогда, когда грешим. Потому что, когда грешим, не слушаем Его, отвращаемся от Него. А на всю эту неблагодарность нашу Бог с небес глядит. Рассуди же, каково Богу видеть такую нашу неблагодарность, Богу благодетелю и Отцу нашему, так нас возлюбившему, так нас жалеющему и милующему! Ах, что мы делаем, что мы так бесчувственны!.. Не жалко ли родителям нашим, отцу и матери, когда мы их наставлений не слушаем и им противимся? Не жалко ли благодетелю нашему, когда ему вместо любви ненависть, вместо добра зло воздаем? Не больше ли Богу печали от нас, Богу, нас питающему, одевающему, сохраняющему от всякого зла и прочие благодеяния исполняющему, когда Ему вместо любви ненависть воздаем и такую являем неблагодарность? Ах, лучше бы нам тогда солнце не сияло, лучше бы света этого не видеть, лучше бы родителей и друзей лишиться, лучше бы сто крат умереть, лучше бы на свете не жить!..». 3. После исповеди, когда уже отпускаешь от себя сына духовного, должен ты, пресвитер, исповедавшегося увещевать, чтобы он впредь от грехов всячески берегся и о том всегда помышлял, чтобы ничего в свете более любезного не иметь, чем своего Создателя Господа Бога, и при случае за честь Его и здоровья и жизни своей не пощадить; и чтобы все то думал делать, что воле Его святой угодно; а за грехи бывшие, чем можно, удовлетворить старался. Тут ты ему предлагай, что Бог грехов весьма ненавидит и за грехи всякую казнь наводит. Ты ему можешь говорить об этом следующим образом: «Так Бог грехов ненавидит, что для истребления их Сына Своего послал в мир. Так учит Апостол Христов Иоанн Богослов: Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин 3:8), а дела дьявола — это грехи. Бог за грехи всякую казнь наводит, Бог за грех ангелов не пощадил и с небес низринул; за грехи Адама со всем поколением из рая выгнал и на смерть осудил; за грехи весь мир водами потопил; за грехи Содом и Гоморру с окрестными городами огнем с небес поже; за грехи геенну, ад и муку нестерпимую уготовил. За грехи и ныне всякие бывают беды; за грехи болезни, скорби, войны, страшные кровопролития бывают; за грехи моровые язвы, пожары, нападения иноплеменников, голод, и прочее тому подобное бывает. И ты, чадо, помня это, берегись впредь грешить, да не какое зло и тебя постигнет; а за те грехи, которые до сего времени ты сделал, постарайся удовлетворить». Эти три пункта вместе надлежит соблюдать при исповеди, когда здорового исповедуешь. Что касается последнего, третьего, можно это духовнику говорить и всем вообще исповедавшимся, после исповеди. Как поступать при исповеди и приобщении св. тайн болящего Во-первых, при исповеди должен ты, иерей, больного увещевать, чтобы всем простил, от кого как ни обижен; также и кого чем обидел, наградил бы, как можно; а после исповеди ты утешать его должен, предлагая ему Божие милосердие, никакими грехами не преодолеваемое, только бы исповедавшийся жалел, что через всю жизнь Бога Благодетеля своего прогневлял. Так можешь ты говорить больному: «Чадо, хотя и так и так ты согрешил, однако же не отчаивайся в Божием милосердии; признавай себя пред Богом виновным, жалей, что согрешил; а Бог и это твое малое покаяние и сокрушение сердца примет, ибо не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося. Вот тебе примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые Святое Писание, Духом Святым написанное, предлагает; приведи их себе на ум и всегда помни: Мытаря, великого грешника, в едином часе к Нему возопившего, простил Бог (Лк 18:9-14). Блудного сына, расточившего имение свое с блудницами, любезно принял (Лк 15:10-32). Грешнице великой, плачущей, отпустил грехи многие и сказал: Прощаются грехи ее многие (Лк 7:47). Разбойника, на кресте при последнем часе возопившего так: Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое! (Лк 23:42), — простил и сказал так: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Петра, трижды отвергшегося и плакавшего о согрешении, любезно принял и снова утвердил в апостольском чине. Манассию, царя иудейского, ниневитян, беззаконновавших и покаявшихся, простил (2 Пар 33:1-20; Ион 3). Да и Сам говорит неложными устами: Не хочу смерти грешника, — и прочее (Иез 33:11). Вот, чадо, как Бог к грешникам кающимся милосерден! Тот же милосердный Бог и ныне ту же к кающимся грешникам милость являет. Потому что Он — Создатель наш, а мы создания Его; Он — Бог наш, а мы люди Его; Он — Господь наш, а мы рабы Его; Он — Отец наш, а мы сыны Его недостойные, — потому всячески умилостивится над нами, когда к Нему со слезами и сожалением обращаемся. Он и твое сокрушенное исповедание милостью Своею приемлет и благодатью Своею грехи твои отпускает ради смерти возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Будь же обнадежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, противных этому никаких дум в голову не приемли!» По утешении приобщает иерей больного Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоря такие слова: «Вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш Тело и Кровь Свою преподает в знак Своей к тебе милости и любви, в напутствие жизни вечной: прими, любезнейший, этот залог вечной жизни с духовной радостью и любовью, и благодари великого Милостивца, и, сими Святыми Тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое вечной жизни пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель, аминь». Оглавление УВЕЩАНИЕ АПОСТОЛА К ПАСТЫРЯМ Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян 20:28). Святой апостол Павел говорит пресвитерам Церкви Ефесской: Внимайте себе и всему стаду. Внимайте же и тому, как дорого стало Христу Богу стадо Его, то есть словесные Его овцы, к которым вы Духом Святым пастырями поставлены. А как дорого? Христос за это стадо пролил Свою Кровь, и одна капля Которой бесцененна, ибо она Божественная. Горе же нам, если нашим нерадением, и еще того большее горе, если соблазнами какая-нибудь овца от сего стада погибнет! Взыщет Он всех Своих овец, когда сядет на престоле славы Своей, уже не как Пастырь, но как Господь и Судья. Смотрите же, — апостольское слово прилагаю, — поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (Еф 5:15). Вот и прещение Божие на пастырей: Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их (Иез 34:10). Оглавление ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ К ВОРОНЕЖСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ Божиею милостью, смиренный Тихон, епископ Воронежский и Елецкий архимандритам, игуменам, иеромонахам, протопопам, священникам и прочему воронежской епархии духовенству, братии о Христе возлюбленной о Господе Боге радоваться. I. Ведая, как пьянство особенно в нынешнее время в людях усилилось, и потому предостерегая тех, которые в том еще не искусились, а искусившихся и находящихся в нем от той отвращая страсти, следующее любви вашей предлагаю. Сами вы знаете, что страсть пьянства не только тело, но и душу губит. Губит тело, потому что ничто так, как пьянство, не отнимает здоровья. Губит душу, ибо когда более бывают ссоры, вражда, драки, вопли, сквернословие, скверные помыслы, бесчиния, и прочие им подобные соблазны, как не в пьянстве? Потому и Златоуст святой говорит, что «никто так не бывает дьяволу любезен, как в пьянстве пребывающий». А почему? Потому что никто так воли его не исполняет, как пьяница. От пьянства соблазн. Но горе, — по Христову слову, — тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф 18:7)! Вы же, поставленные на подсвечнике светильники, на которых все взирают и пример с вас берут, вы — свет миру, вы — соль земли, — по слову Христову, как будете служить, священнодействовать утром, когда вчера вам порученные видели вас пьяных, ссорящихся, бесчинствующих? Не подумает ли всякий, кто видел иерея пьяного, бесчинствующего, не подумает ли в себе, говоря так: вот какой поп! Вчера то делал, а сегодня служит: какой же он богомолец, предстатель, и прочее?! Он тебя осуждает, а ты осуждению его виновен, и так обоим грех. Ему грех, что осуждает тебя; тебе грех, что ты подал ему причину для осуждения. Для чего как пастырь ваш советую, братски увещеваю: всячески берегитесь от пьянства, чтобы легче смогли избежать греха и не подать соблазна ближнему. II. Не только слово скверное, но и гнилое, говорю словами апостола, да не исходит из уст ваших (Еф 4:29). Всякое же слово праздное, неполезное, не к созиданию сказанное, есть слово гнилое, за которое, по слову Христову, надо будет воздать ответ в день судный. Всякое раздражение, как тот же апостол учит, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф 4:31). III. Имейте между собою мир, любовь, братолюбие, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:2—3, 32). Если всем христианам святой апостол повелевает прощать друг другу согрешения, тем более иереям, с которых все должны брать пример всяких добродетелей. Бог нам, грешникам, простил во Христе Иисусе, как выше апостолом сказано: не должны ли и мы, грешники, подобным себе грешникам прощать? Ближний твой оскорбил тебя чем-то сегодня, а ты может быть вчера (его чем-то оскорбил), и так друг пред другом согрешаем. А поскольку друг пред другом согрешаем, то должны взаимно друг друга и прощать. Указывая на это, и апостол говорит: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2). Если же кто враждует и злобствует на ближнего, таковому не должно и к священнослужению приступать, в противном случае он весьма согрешит. Ибо как он получит оставление грехов от милосердного Отца Небесного, пред Которым не только каждый день, но и каждый час и каждую минуту много все согрешаем? С каким упованием Отцу Небесному будет молиться: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, — а сам на ближнего гневается, желая и память его истребить? Когда молимся так в Господней молитве: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, — не уговор ли с Богом полагаем так: так же, мол, Ты, Отче Небесный, остави нам грехи наши, как и мы ближним своим оставляем? Следовательно, хотя и молимся Богу о прощении согрешений наших, а брату нашему не прощаем обиды, то и от Бога не получим прощения. Должно поэтому прежде прощать ближнему согрешения, и прощать от сердца, то есть не только словом, но и на самом деле обиду забвению предать. И так, простив брату согрешения, к щедрому Богу с дерзновением и упованием должно приступать и просить прощения грехов. Об этом помышляйте, братие, об этом имейте попечение. IV. К тому же, помните и то, что вас Христос Господь Бог поставил стражами в дому Своем, то есть в Церкви Святой. Должно вам, как верным слугам Христовым, стеречь дом этот святой делом, словом и помышлением. Делом — показывая пример честного и Христоподражательного жития людям, вам от Христа Спасителя нашего порученным, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). Словом — стеречь подобает, наставляя и поучая к хранению закона Божия. Помышлением — всегда думать о душевной пользе словесных овец. Если же кто об этом вознерадит и нерадением своим погубит порученные души, за которых пречистую Свою Кровь Христос пролил, то пусть точно знает, что за погибель их с него взыщет Господь в день Страшного Суда. V. Есть плохой и душевредный обычай — праздновать в пьянстве и непотребных играх святые праздники, которые Святая Церковь установила во славу и честь Божию, а иные в память святых Божиих угодников. Языческий обычай — в пьянстве, в нескладном пении, бесчинных играх скверные свои справлять праздники; это языческий, говорю, обычай, они не знают истинного Бога, но почитают тварь вместо Творца и бесчинные страсти обоготворили; а христианам это не прилично, но более того — противно. Вы же празднуйте учрежденные Святой Церковью праздники не в пьянстве и бесчинии, но с благоговением и размышлением о превеликих Божиих благодеяниях, в те дни для нас совершившихся. Так празднуя, наставляйте и порученных вам людей Божиих. Я, когда предлагаю вам не в пьянстве праздновать дни святые, не то разумею, чтобы всячески воздерживаться от пития. Можно во славу Божию испить вина или чего другого для того, чтобы в такие дни при душевном веселье было и телесное утешение, чтобы человек и духом и телом радовался, и, радуясь сердцем, и устами Бога — благодетеля благодарил. Поэтому я здесь отвергаю не употребление вина, но излишнее употребление, то есть пьянство, от которого бывают всякие бесчиния; не пить запрещаю, но упиваться, хотя и всегда, но тем более в праздники. Особенно же это о седмице сырной говорю вам, чтобы не так ее проводить, как проводится. Седмица сырная — преддверие Великого поста, как и Церковь Святая ее называет. И потому должно нам жить воздержаннее в эту седмицу, чем прежде жили, и приготовляться к подвигам Великого Поста. Для того Святая Церковь и запретила мирянам есть мясо, чтобы постепенно к посту привыкали. Да и неделя пред сырной седмицей потому называется мясопустной, как следующая сыропустной. Но беда наша! Когда бывает более пьянства и прочих скверных дел, как не в те дни? Прошу и молю любовь вашу душепагубный тот обычай отложить и не смотреть на то, что было; но о том рассуждать, что должно делать и что Церковь Святая, мать наша, нам приказывает, — да и людей Божиих, вам порученных, молить и всячески о том же увещевать. Надо когда-то ответ обо всем Богу давать. VI. К священнослужению приготовляясь, всячески старайтесь иметь благоговение и умиление, которое особенно бывает от спасительного размышления о Промысле Христа Спасителя нашего о роде человеческом. Рассуждайте, как Сын Божий, Господь всех, в образ рабский облекся, как Безначальный в утробе Пречистой Девы зачался; как предвечный Бог Младенцем был. Как имеющий престолом небо и сидящий на Херувимах в яслях убогих полагался. Как Владыка всей твари обнищал, как дающий пищу всякой плоти алкал, жаждал; как утешающий плачущих и отъемлющий всякую слезу от очес плакал. Как невидимый на земле явился и с людьми изволил пожить; как еще Младенцем был гоним и осужден Иродом на убиение; как из града в град, из веси в весь бегал, как по закону обрезание претерпел, как не Имеющий скверны и порока был рабом крещен. Как искушаемым Помогающий, искушаем был дьяволом; как вышел на проповедь царствия Божия, как проходил города и веси, проповедуя Евангелие, пронося благую весть, отпущение грехов. Как от непокорного и завистливого духа хулу и бесчестие претерпел, как самарянином, льстецом, кощунником, неистовым и бесноватым наречен был, как, наконец, страшные и нестерпимые страсти терпел. Как, молясь к Отцу Небесному, был в подвиге, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лк 22:44); как за такую малую цену, за тридцать сребряников, Своим учеником продан и предан был нечестивым; как перед архиереями Анной и Каиафой поруган, оплеван, ударяем и, Судья всех, судим был; как связанный, словно пленник, по улицам водим был, и в поругание был одян в различные одеяния; как терновым венцом увенчан, и как царь, в насмешку приветствуем был: Радуйся, Царь Иудейский (Мф 27:29)! Как, по сравнению с Вараввой-разбойником, хуже и подлее его толпой вменен был; как, в стольких мучениях и озлоблениях изнемогая, нес Крест Свой; как на Кресте, словно злодей, пригвожден был; как посреди разбойников повешен, мимоходящими поругаем был: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста (Мф 27:40). Как, жаждая, вместо воды, уксусом с желчью напоен был; как, наконец, в страдании душу Свою пресвятую предал Тот, смерти Которого вся тварь сострадала, солнце померкло и не дало света своего, земля потряслась, камни расселись, завеса церковная разодралась, гробы отверзлись. Все это милосердный и человеколюбивый Господь ради нас и нашего спасения изволил по безмерной Своей любви претерпеть. Так размышляя, готовьтесь к Божественной Литургии, ибо и святая Литургия образует спасительное Его смотрение, о чем и предлагаю размышление. VII. Когда входите в церковь на Божественную Литургию, приведите себе на ум, как Христос ради нас в мир пришел, и Бог человеком стал. Когда со святым Евангелием на Литургии из алтаря в обыкновенное время выходите, и свеча впереди выносится, помышляйте, как Христос по Крещении на спасительную вышел проповедь, учение же Его спасительное, как свет, всех нас, сидящих во тьме неведения, просвещает. Когда второй раз выходите из алтаря во время Херувимской песни с предложением, приведите на ум, как Он на вольную и спасительную предал Себя страсть. А когда по окончании обыкновенного поминовения обращаетесь в алтарь царскими дверьми, и полагаете на святой трапезе священные сосуды с предложением, и покрываете воздухом Святая, — помышляйте, как с Креста снят был, и во гробе положен, и плащаницею чистою покрыт, — для чего и читаются в то время стихи: «благообразный Иосиф», и прочее, «во гробе плотски», и прочее; «яко живоносец, яко рая краснейший», и прочее. Во время чтения: «верую во единаго Бога», и прочее, когда поднимаете святой воздух, вспомните, как из мертвых воскрес, и стерегущие страхом сотряслись. Когда возглашаете: приимите, ядите, сие есть тело Мое, и прочее, — и далее: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя, и прочее, — вспомните Тайную Вечерю, на которой Тело и Кровь Свою пресвятую божественным Своим ученикам и апостолам, а после них и нам, грешным и недостойным, в снедь предал, и повелел сие творить в вечное воспоминание Его благодеяния. Когда же святой хлеб и святую чашу будете благословлять, всячески старайтесь сердечные очи к милосердому Отцу Небесному возводить, и со всяким благоговением и умилением молиться; и так благословляйте с несомненной надеждой, веруя, что хлеб в честное Тело Христово, а «еже в чаши» в честную Кровь Христову претворяется Святым Духом. Когда же откроются двери святого алтаря и, вознося святой потир, будете показывать его людям, говоря: «со страхом Божиим и верою приступите», — думайте о том, как по Воскресении Христос явился божественным апостолам и прочей братии. К тому же и то знайте, что этими словами: «со страхом Божиим и верою приступите», — призываете верных к приобщению сих Святых Таин. А когда видите, что нет никого приступающего, сокрушайтесь сердцем о том, что Христос всех к Себе призывает и пречистую Свою плоть и пресвятую Кровь дает в снедь, но никто к такому Милостивцу на вечерю не приходит. Когда второй раз возносите святой потир и, показывая его людям, говорите: «всегда, ныне и присно и во веки веков», — помышляйте, как и в другой раз Христос являлся ученикам и прочей братии, и со славой на небеса вознесся, пред очами их, и сел по правую сторону Бога Отца, и вновь придет судить живых и мертвых. И так всю тайну смотрения Спасителя нашего образует Божественная Литургия. VIII. Молитвы, на Божественной Литургии читаемые, читайте со всяким вниманием и усердием, и совершая службу, особенно святую Литургию, весь ум соберите, и собрав, к Богу возводите, как предстатели к Богу о людях Его; а земное и житейское все оставляйте, и ни о чем земном не помышляйте, стоя пред Богом. Ибо Богу предстоите, служа Ему и о своих грехах и о людских Его умилостивляя. IX. Новый Завет, то есть, Евангелие и Послания святых апостолов со всяким прилежанием и вниманием читайте, и читая, молитесь Ходатаю Нового Завета, Иисусу Христу Господу нашему, да просветит очи ваши душевные Духом Своим Святым, чтобы вам разуметь силу его. Читая эту богодухновенную книгу, и сами себя можете укреплять к благочестию, и порученных вам людей. А если оставите это чтение, то знайте, что будете слепыми вождями слепцов, а если слепой ведет слепого, по слову Христову, оба упадут в яму (Мф 15:14), — то есть в погибель вечную, от чего милосердный Господь да сохранит вас. Бог Сам приказывает прилежно читать Священное Писание: да не отступит книга закона сего от уст твоих, и да поучаешися в ней день и нощь, да уразумевши творити вся писанная: тогда благоуспееши и исправиши пути твоя (то есть жизнь твою), и тогда уразумееши (Ис Нав 1:8). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим 3:16—17). Мог бы я здесь и более привести свидетельств о чтении Священного Писания, но эти два приведенных места достаточны к показанию истины. Для того и дал нам Бог по Своей благости Писание, чтобы нам его читать и, читая, исполнять в нем написанное. Ибо Священное Писание — это некое послание от Бога к человеку, в котором Он волю Свою святую открывает нам и, как нам жить, наставляет нас. Рассудите же, с какой охотой и вниманием Божие к нам послание читать надлежит. Если бы Царь земной, монарх наш, написал к тебе письмо, не с великой ли радостью читал бы ты это письмо? Да, с великим весельем и вниманием! Царь Небесный к тебе, земному и тленному человеку, послал письмо (Священное Писание): зачем же оставляешь такой дар, это сокровище неоцененное? Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобой говорит. Когда, читая, молишься к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, сладкая беседа! Ах, любезный и всеприятный разговор! Бог с человеком, Царь Небесный с прахом тленным, Господь с рабом разговаривает! Что может быть приятнее этого, и что полезнее? Видите, какая польза от чтения Священного Писания. Если вы его оставите, сами увидите, что будет вам. — Вот, я сказал вам: Бог между мною и вами посредник. X. Когда исповедуете кающегося, со всяким рассуждением и опасением исповедуйте. Когда грешник кающийся закончит исповедовать свои грехи, должно его спрашивать, все ли грехи назвал, которые помнит, чтобы рассмотрел совесть свою, и житие свое на ум привел и рассмотрел, нет ли еще чего, в чем он пред Богом виновен. Потом должно его увещевать, чтобы оставил те грехи и от других берегся, представляя, что Бог грехи весьма ненавидит. И если кто его чем обидел, простил бы от сердца, потому что и Бог тому прощает грехи, кто сам прощает ближним своим. Так Христос учит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6:14). И притом надо ему напоминать, чтобы глубоко сожалел и сокрушался сердцем, что Бога Творца своего прогневал; поскольку устное исповедание без сокрушения сердечного не приносит пользы; кающемуся же с сожалением и сокрушением сердечным, надо милосердие Божие представлять, которым Бог всех грешников кающихся объемлет, и прощает грехи, как это Христос в Евангелии Своем подробно изобразил. Читайте сами, и там все найдете, и так себя и других можете спасти. А когда кто заболеет, и вы узнаете об этом, не ожидайте, чтобы вас звали, — сами, без просьбы идите и утешайте больного. И когда к смерти приближающегося исповедуете, всячески увещевайте, что Бог его не оставит и простит его грехи по одной Своей благости, только бы он о грехах содеянных жалел. Тут вы ему представляйте, что Христос разбойника кающегося близ смерти простил и в рай принял и что Бог крайне не хочет человеческой погибели. А притом то ему напоминайте, что Матерь Божия, крепкая рода христианского Заступница, и прочие святые о нас всех молятся к Богу милосердному и молитвами своими защищают нас. «Да и Церковь Святая о тебе молиться будет, и я, недостойный иерей с братией — священниками, сотворю о тебе молитву», — так болящего утешая, обнадеживайте его Божиим милосердием. Еще и то ему представляйте, что для того и Христос в мир пришел и Кровь Свою пролил, чтобы грешников спасти. Все это кратко написав вам, словом апостольским заключаю: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1 Тим 5:21). И также: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим 4:12, 16). Господь Бог да помилует вас, и оградит страхом Своим Божественным, и вразумит сердца ваши творить волю Его святую и достойно звания жить. Молитесь же и обо мне, недостойном, да милосердый Господь помилует меня и наставит, как должно мне жить в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим 3:15). Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами! Аминь.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar