Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / Увещания и наставления (3)

IX Многие до старости откладывают покаяние. Очень плохо, поскольку: В старости телесных сил не станет для того, чтобы поднять труд покаяния, а душевные силы ослабеют в произволении и хотении злым обычаям и привычкой. Если переменит ефиоп кожу свою, и рысь пестроту свою, то и вы можете благотворить, научившись злу (Иер 13:23). Откладывание это — пред Богом тяжкий грех, потому что лучшую часть жизни своей, то есть молодость греху, миру, диаволу в жертву приносят, а худшую часть, то есть старость, хотят Богу принести. Но и то сделать удастся ли, неизвестно. См. §§ I, II, и VIII. Оглавление X Многие до болезни, а иные до кончины откладывают покаяние. Это диавольская кознь и грех тяжкий. 1.См. §IX. Будучи в болезни и с болезнью бороться, и о грехах думать, жалеть, и к Богу ум и сердце возводить, весьма трудно. В болезни случается исступление ума, беспамятство, отъятие языка, и прочее. Возмущение, тоска, страх смертный тяжелее всякой болезни. Подвиг в совести — от воспоминания прошедших грехов и от того, что последуют наступающие за грехи наказания. Сатана тут подвизается в отчаяние привести и погубить бедного грешника, как читаем в житиях святых. Надобно опасаться, как некто из Отцов сказал, чтобы у немощного не было немощное покаяние, а у умирающего — мертвое. Я здесь не то говорю, что будто бы Бог в немощи и в болезни, или при смерти истинного покаяния не принял, да не будет мне того думать! Но то подтверждаю, что трудно его принести (см. вышеописанные обстоятельства). Что само откладывание — это грех тяжкий, см. § IX. Да и внезапные случаи бывают. См. § VIII. Итак, не медли же, по увещанию Сираха. (См. § VIII). Всякий, молодой и старый, здоровый и немощный, пока здесь находишься, обратись к Господу. Можешь, пока живешь на этом свете, покаяться и так благодатью Божией спастись. Тело алчет — ты его питаешь; жаждет — ты его напоеваешь; болеет — ты врачуешь; наго оно — одеваешь; грязное — омываешь, а душа алчет, жаждет, болит, вся нага, вся в пороках — и не радеешь! Похищенное богатство телесное отыскать и возвратить стараешься, а душевное богатство враг твой, диавол, все похитил — и не радеешь! Дом твой горит — созываешь соседей, и погасить стараешься, а дом душевный горит и уже сгорает — и не радеешь! Тонешь в воде — и просишь от всех помощи, а весь в грехах потонул — и не радеешь! Отец, или мать, или брат, или сестра, или жена, или друг твой умер — весьма скорбишь и наполняешь воздух плачем и рыданием, хотя смерть эта и для тебя, и ни для кого неминуема; душа умерла от грехов, и потому вовеки бессмертной смертью должен умереть — и не радеешь, не сетуешь, не плачешь, не прибегаешь к Воскресителю мертвых, Христу! Как будто разлучение с другом, или женой, или братом, или сестрой бедственнее смерти души твоей и вечной твоей погибели. Плачешь о временной смерти, чего никак нельзя возвратить, ибо это Божий предел, а не плачешь о смерти душевной, что возвратить возможно! Так-то ты, грешник бедный, тело твое смертное, прах и пепел, почитаешь, а о душе бессмертной, которая дороже всего мира, не радеешь, и так к ней относишься, как бы она не твоя была! Ах, осмотрись, пожалуйста, и к Богу Милосердному прибегни со слезами, чтобы Он отнял слепоту эту от тебя, и сделай это нисколько немедля. Бог тебя Сам ожидает с Ангелами и всеми святыми (см. §III и IV), совесть обличает и понуждает, Писание поучает и грозит (§I, II и VIII), смерть предстоит, что повседневные случаи показывают, Суд Христов праведный страшит, геенна ужасает, небо, тебе в жилище обещанное, ободряет, вечность блаженная влечет к себе, а противная устрашает (§I), Евангелие уверяет во всем. Великая вещь — спасение, ради которого Христос, Сын Божий, умер. Если его однажды найдешь, во веки бесконечные будешь иметь, а если потеряешь, никогда не найдешь. В сем веке его надобно искать, и искать более, нежели повседневной пищи. А по смерти не найдешь, хотя и со всяким усердием и воздыханием пожелаешь. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос, — так тебе говорит Христов апостол (Еф 5:14). Так начав, не озирайся вспять, стой прямо, подвизайся, преуспевай, помощью и надеждою вечных благ подкрепляемый, и меня, недостойного, перед Богом помяни. А ежели так начнешь, то и сам спасешься, и моей душе немалую пользу принесешь (Мф 5:10). Аминь. Оглавление ПРИБАВЛЕНИЕ СВЯЩЕННИКАМ, БРАТИИ МОЕЙ О ХРИСТЕ То, что написано выше, и сам читай почаще, любезный о Христе брат и сослужитель, и внимай себе и своему спасению, и порученным тебе людям Божиим прочитывай. Можно тебе то читать людям везде, где придется тебе с ними быть, то есть когда или они в доме твоем зачем-нибудь будут, или ты у них по какой нужде окажешься, или в ином каком собрании, чтобы они слышали и знали, что некающимся грешникам следует, и как, напротив того, к кающимся Бог милостив, и, этим поощряемые, могли Богу усерднее каяться. А ты сам, кроме того, что написано выше, можешь себе наставление приобрести и от совершения службы твоей иерейской. Так, например, совершая Крещение, слышишь, как отрекаются от сатаны и всех дел его (о чем в кратком увещании, в трех пунктах составленном, написано), вспомни, что и сам ты от сатаны и всех дел его отрекся; совершая исповедь, рассматриваешь совесть кающегося духовного сына или дочери, посмотри и в свою совесть, не обличает ли она тебя в том, в чем ты исповедующегося наказываешь, и всячески старайся ее сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашней молитвой очистить; погребая преставившихся, помысли, в сколь бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел, вспомни и то, что и сам ты земля, и в землю отойдешь (Быт 3:20); приступая к алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредник и ходатай между Богом и людьми и что ты о них молитвенник и предстатель к Богу, — и рассуждай, как приступаешь; помышляя о своем звании, вспомни, что ты присягал и клялся перед Богом Сердцеведцем со всяким усердием и старанием пасти людей, тебе Им порученных. Так и в прочем поступай, и всегда помни, что ты звание служителя Божия на себе носишь, и всячески, насколько возможно человеческой силе, достойно званию этому во всем поступать старайся. Бог, Милостивый Помощник всех, видя твое старание, поможет тебе, и что тебе тягостным казалось, почувствуешь легким с помощью Божией и обретя привычку. Христос, Сын Божий, пастырей Начальник, о всех промышляющий, да поможет тебе Своей благодатью. Оглавление НАСТАВЛЕНИЕ О ХРИСТИАНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ И ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ Оглавление Глава первая Об обязанности родителей к своим детям Обязанности состоят в следующем: I. Сам Бог родителям приказывает иметь всякое старание о добром воспитании детей. Читай Второзаконие, гл. 6,6—7: И да будут слова эти, которые Я заповедаю тебе ныне, в сердце твоем и в душе твоей, и да наставишь ими сынов твоих, и да скажешь их сынам твоим, и да будешь говорить о них, сидя в доме, и идя путем, и лежа, и вставая. И еще смотри там же, в главе четвертой, одиннадцатой и сорок второй и еще в псалме семьдесят седьмом. II. Должно детям малым прежде всего всеивать семя правой веры и христианского благочестия, дабы они не были заражены каким-либо противным и душевредным учением. Посему плохо делают родители, которые, детей своих малых, не научив хорошо христианскому благочестию и правой вере, отдают их в обучение иностранным языкам таким учителям, которые напоены еретическим учением. Потому что они, уча малых детей языку своему, удобно могут научить их и закону своему, и так ересью, которой сами заражены, и их заразить, ибо молодой и неученый человек способен принять всякое учение, правое или неправое. III. Наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку, как выше сказано, этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла. Объясняю это следующим образом. Сосуд пустой все может в себя вместить: воду, или вино, или пиво, или квас, или иное подобное этому. Так молодой человек может вместить в себя учение доброе или злое. Чему с детства дети научены будут, то, придя в совершенный возраст, и под старость делать будут. Объясняю это следующим образом: сосуд новый, особенно глиняный, чем сначала напоен будет, тем и до разрушения своего пахнуть будет. Так, например, если маслом напоен будет, маслом и пахнуть будет, если вином — вином будет смердеть. Так и молодой человек, каким учением напоен будет, того запах всю жизнь издавать будет. Если в страхе Господнем наставлен будет, то всю жизнь благоприятный аромат добрых нравов издавать будет; если злу будет обучен, то злобой смердеть даже до конца будет. Другой пример. Как маленькое деревцо к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь. Посему плохо поступают родители: которые отдают детей своих в обучение танцам и прочим играм, так как эти танцы и прочие игры христианству неприличны, потому что дети сими танцами могут развратиться, особенно когда отроки с женским полом будут танцевать; которые детей своих без научения и без наказания оставляют в детстве, потому что человек, склонный ко злу с юности своей, как Писание говорит (Быт 6:56), удобно может развратиться без надлежащего наставления и наказания, а родители за это Богом строго спрошены будут, как небрежные и душегубцы. IV. Наставление это в таком порядке может быть: обучать их тому, что Бог есть и Он Един; тому, что Христос в мир пришел и для чего пришел; всегда поучать хранить заповеди Божии и говорить точно, чтобы не делали другим того, чего себе не хотят, ибо в этом и сила закона состоит; в храм Божий почаще на молитву ходить, а особенно в дни праздничные к святой Литургии; вечером, ложась спать, и утром, встав от сна, Богу молиться и благодарить Его за все Его благодеяния; напоминать о том, что при Крещении обещали Господу Богу, о чем вкратце изъяснено на листе, изданном в трех пунктах; напоминать часто, что жизнь эта коротка, и всякому придется умереть, а когда неизвестно; после смерти всем будет Страшный Суд Христов, на котором и слово, и дело, и помышление злое будут судиться; после того Суда добрым — вечная радость на небесах со Христом и со всеми святыми, злым — вечная мука в аду с диаволом и ангелами его злыми. V. Детям накрепко возбранять водиться, общаться и дружить со злыми, так как злоба изменит и добрый разум. Тот, кто прикасается к смоле, очернится; и тот, кто общается с гордым, будет подобен ему, — говорит Сирах (Сир 13:1). И еще: Со строптивым развратишься, — говорит Псаломник (Пс 17:27). Да и самим родителям крайне беречься должно, чтобы соблазна детям не подавать, потому что дети житие родителей своих так, как образец или правило имеют и так, что в родителях видят, то и сами делать стараются. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Христос Господь (Мф 18:7). Родители же не только не научающие, но и соблазняющие детей своих, — окаяннейшие убийцы, поскольку убийцы тело тленное, а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и показывают путь ко греху. VI. Чтобы не подать соблазна, но более показывать детям добрый пример, родители как в слове, так и в деле должны крайне осторожно поступать. В слове: не говорить при них ничего праздного, гнилого, скверного, хотя и всегда от этого должно удаляться, ибо и за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда, — по слову Христову (Мф 12:36). В деле: не делать при них не только ничего дурного, но и того, что может со временем им послужить причиной злого похотения и грехопадения, хотя бы это для самих родителей было и без грешно, например, наказание рабов, и прочее. VII. Для поощрения и примера помнить бывших прежде отцов, которые детей своих в страхе Господнем воспитывали, каким был Авраам, праотец наш, о котором Сам Бог говорит: Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя сохранять пути Господни, творить правду и суд, и прочее (Быт 18:19 VIII Если дети будут непослушны, наказывать их как подобающими словами, так и наказание на них налагать. Так Писание учит: Наставляющий сына своего усладится о нем; не играй с ним, да не сотворит тебе печали; не смейся с ним, да не будешь горевать о нем и впоследствии да не стиснешь зубы твои. Не давай ему власти в юности; сокруши ребра его, пока он молод, чтобы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе (Сир 30:2, 9—12). И еще смотри Притчи Соломоновы, главу тринадцатую, девятнадцатую, двадцать первую, двадцать третью, двадцать девятую. IX. Родителям, чтобы они тщательнее заботились о правильном воспитании детей, должно помнить Страшный Суд Божий, помнить, что не только за себя, но и за них будут давать ответ и сильно спрошены будут, если не будут в страхе Господнем их воспитывать. X. От доброго воспитания добрые плодыследуют: плод благочестивого жития в выросших детях; родителям радость и утеха в добронравии детей своих; несомненная надежда вечной жизни; также надежда добрая предвидится и во внуках, ибо дети, как сами добру наставлены, так и своих детей тому же наставлять не преминут; честь и похвала семье; опора Отечеству. XI. От плохого воспитания все наоборот следует: злое и развращенное житие; родителям скорбь и печаль о злом состоянии своих детей; тщетные и напрасно прилагаемые труды об исправлении развратившихся детей своих, так как весьма трудно исторгается вкорененное зло. Если переменит эфиоп кожу свою и рысь пестроту свою, и вы можете благотворить, научившись злу, — говорит Господь через пророка Иеремию (Иер 13:23). Слабая надежда на их спасение, но скорее явная погибель; такое же же злонравие можно ожидать и во внуках, потому что злой отец не может научить сына добру; родителей ждет тоска, скука, страх, оттого, что могут быть спрошены Богом за худое воспитание своих детей, которых не наказывали, а может быть, злым примером и соблазняли; бесчестие и укоризна всему роду; Отечеству явный и великий вред. От плохого воспитания следует воровство, убийства, хищения, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее бесчисленное зло. Оглавление Глава вторая Об обязанностях детей к своим родителям Обязанность детей к родителям состоит в следующем: I. Дети должны оказывать родителям всякое почтение Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 12:20). Почтение это особенно в следующих делах состоит: а) любить их истинно и чистосердечно; б) говорить о них со всяким почтением; в) перед ними вставать; г) сидящим предстоять; д) при случае достойнейшее место им отдавать; е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего; ж) дела никакого без их воли не начинать; з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар 2:19). II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть слушать в том, что в Господе приказывают: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют довольствия, питать и одевать их; в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был. IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил: проклятие: проклят бесчестящий отца своего или мать свою (Втор 27:16); смерть: человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет (Втор 27:16). Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут. Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало — злое наше воспитание. Здесь, ради малых детей, прилагаются Оглавление ЗАПОВЕДИ, ДАННЫЕ МОИСЕЮ БОГОМ, С КРАТКИМ ТОЛКОВАНИЕМ Они состоят в следующем: 1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя иных богов, кроме Меня (Исх 20:2—3). Толкование: Первая заповедь учит, чтобы мы сердцем признавали и устами исповедовали, что есть только один Бог, и понятие о Божественных свойствах такое бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово. 2. Не сотвори себе кумира, и никакого изображения ни того, что на небе, наверху, ни того, что на земле, внизу, и что в воде под землею, да не поклонишься им, и да не будешь им служить (Исх 20:4-5). Толкование: Вторая заповедь запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ богопочтения. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх 20:7). Толкование: Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшной славы Его, и через это предписывает всякий истинный способ богопочтения. 4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему (Исх 20:8-10). Толкование. Четвертая заповедь повелевает, чтобы мы в день воскресный и в другое известное время вместе собирались на богослужение для воздаяния той чести, какую тварь обязана воздавать Творцу, и для наставления нашего. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 20:12). Толкование. Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь. 6. Не убивай (Исх 20:13). Толкование. Шестая заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни сами, ни через других, ни делом, ни мыслью, но даже от всякого вреда оберегали бы их. 7. Не прелюбодействуй (Исх 20:14). Толкование. В седьмой заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а через это предписывается, чтобы мы свою жизнь проводили или в честном супружестве, или в святом девстве. 8. Не укради (Исх 20:15) Толкование. В восьмой заповеди Бог запрещает всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, ради общего благополучия, пользу ближнего соблюдали, как свою собственную. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16) Толкование. Девятая заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим с обидой ближнего не касаться. 10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Исх 20:17) Толкование. Десятая заповедь есть совершенное изъяснение предыдущих заповедей, и она требует не только не делать зла, но и сердцем его не желать. Все эти вышеперечисленные заповеди утверждаются на двух основаниях: на любви к Богу и любви к ближнему. Первые четыре учат о любви к Богу. Другие шесть — о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку. Любовь к Богу в таких словах заключил Христос, Сын Божий: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф 22:37); любовь к ближнему — в следующих словах: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:39). И добавил: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Оглавление ПОУЧЕНИЕ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО К ОТРОКАМ «Иметь чистоту душевную, бесстрастие телесное, поступь кроткую, голос умеренный, слово благочинное, пищу и питие благочинное, при старших хранить молчание, при мудрейших внимание, к начальникам иметь повиновение, к равным себе и меньшим — любовь нелицемерную; от злых, и страстных, и любящих плоть отлучаться, мало говорить, много же думать, не быть безрассудным в слове, не избыточествовать в беседе; не быть дерзостным на смех, украшаться стыдливостью, с женами нечестными не беседовать, зрение устремлять вниз, в землю, душу же — на небо, избегать прекословия, не искать учительского сана, честь мира сего вменять ни во что. Если же кто благо на пользу другим сотворит, да ожидает награды и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего». Описанная обязанность родителей по отношению к детям касается и тех, кто носит отеческое имя, например, Монархов, пастырей духовных, епископов, настоятелей монастырских, священников, учителей, правителей, господ и прочих, которым от Бога поручено управление другими и какое-нибудь смотрение. Оглавление ДОЛЖНОСТЬ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ О СЕМИ СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ Краткое известие, которое каждый священник должен всю свою жизнь на память знать. И разуметь. Вопрос. Что такое Таинство? Ответ. Таинство — это служение, которое под неким зримым видом приносит в душу верного незримую благодать Божию. В. Сколько есть Таинств? Семь. Крещение. Миропомазание. Покаяние. Евхаристия. Брак. Священство. Елеосвящение. В. Кто установил Таинства? О. Христос Господь установил, иные Сам, иные же через апостолов. В. Для чего установил Христос Господь Таинства? О. Во свидетельство любви Своей к нам и ко врачеванию во спасение наше. В. Как действует Таинство ко спасению человеческому? О. Изображает благодать Божию и печать Святого Духа в душе принимающего Таинство. В. Могут ли Таинства повторяться? О. Иные могут, а иные не могут повторяться. В. Какие не могут, а какие могут повторяться? О. Не могут повторяться следующие три: Крещение. Миропомазание. Священство. А последние четыре, то есть: Покаяние, Евхаристия, Браки Елеосвящение — могут повторяться. В. Из чего состоит Таинство? О. Из двух вещей, без которых не может быть Таинства. Из материи, то есть из вещей, приличных Таинству. Из формы, то есть из совершения, или слов священнических, которыми совершают Таинство. В. Что надо соблюдать во всяком Таинстве? О. Четыре вещи. 1. Должен быть священник правильно хиротонисанным. 2. Должна иметься подобающая и приличная вещь для Таинства, которое должно совершаться, например, в Крещении — вода, в Евхаристии — хлеб и вино, в Елеосвящении — елей, а также и при прочих Таинствах для них приличные вещи. 3. Должен священник знать, какими словами совершается Таинство, притом должен иметь крепкое намерение к совершению Таинства, чтобы по чину церковному действовать и совершать его силой Святого Духа. А без такого намерения, или когда священник не знает, какими словами совершается Таинство, или когда в беспамятстве действует, без всякого намерения, никогда не совершает Таинства, но как неключимый раб навечно в погибель осуждается. 4. Те, кто принимает Таинство, должны иметь к этому крепкое усердие и желание. О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ В. Что такое Крещение? О. Крещение — это Таинство, в котором чрез трехкратное погружение в воде невидимой благодатью Святого Духа измываются грехи крещаемого. В. Какая материя или вещь нужна для Крещения? О. Вода естественная, простая, ни с чем не смешанная, чистая. В. Какова форма или совершение Крещения? О. Слова такие: «Крещается раб Божий или раба Божия (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь. В. Что надлежит соблюдать в этом Таинстве? О. Три вещи. Должен иерей форму, или совершение, то есть слова: «Крещается раб Божий», и прочее, вместе с погружением говорить. Восприемник, который за крещаемого отрицается дьявола и всех дел его, должен быть православным, а не еретиком. Если крещаемый будет совершенного возраста, и может разуметь и говорить, пусть сам отрицается (дьявола и всех дел его) и отвечает на священнические вопросы. О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО МИРОПОМАЗАНИЯ В. Что такое Миропомазание? О. Миропомазание — это Таинство, в котором дается нам сила чрез Святого Духа, чтобы мы возмогли твердо исповедать имя Христово и веру православную. В. Какая материя или вещь Миропомазания? О. Святое миро, освященное архиереем. В. Какова форма, или совершение? О. Слова такие: «Печать дара Духа Святаго, аминь». В. Что подобает соблюдать в этом Таинстве? О. Две вещи. Миро святое должно быть неповрежденным в своем благоухании, потому что миро, не имеющее благоухания или воссмердевшее, не годится для совершения Таинства, так как с изменением благоухания изменилась и сущность его. Иерей, помазуя (миром) на определенных местах, при всяком помазании должен повторять вышеуказанные слова: «Печать дара Духа Святаго, аминь». О СВЯТОМ ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ В. Что такое Покаяние? О. Покаяние — это жалость и болезнь о грехах, содеянных после Крещения, которые чрез нелицемерное и истинное исповедание и сокрушение сердца, чрез иерейское разрешение отпускаются. В. Какая материя или вещь покаяния? О. Грехи, сокрушение сердца, исповедь и епитимия. В. Какая форма, или совершение, покаяния? О. Слова такие: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами», — и прочее до конца. В. Что такое грех? О. Грех — это преступление заповеди Божией. В. Почему называется грех смертным? О. Потому что наносит душе вечную смерть. В. Сколько смертных грехов? О. Семь. Гордость, то есть бесчинное желание власти и славы. Лакомство (сластолюбие), то есть безмерное желание внешних благ, или, иными словами, желание иметь богатство и стяжание. Блуд и нечистота, то есть бесчинное вожделение плотского осквернения, или самим делом исполнение телесной похоти. Обжорство или чревоугодие, то есть безмерное употребление пищи и пития. Зависть, то есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселье о зле. Гнев, то есть безмерное желание отмщения. Леность, или уныние, то есть холодность и нерадение о душевном спасении. В. Сколько грехов против Святого Духа? О. Шесть. Отчаяние, при котором не надеются на милосердие Божие. Излишнее упование на милость Божию. Сопротивление познанной истине Святого Писания и догматов веры, утвержденных апостолами и Святыми Отцами. Зависть к духовным благам, которые ближний принимает от Бога. Пребывание в грехах и состарение в злобе. Нерадение о душевном спасении до кончины своей жизни. В. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения? О. Четыре. Вольное человекоубийство. Блуд Содомский. Причинение зла убогим, вдовам и сиротам, обида и притеснение. Удержание или несовершение платы наемникам и работникам. В. Что должно соблюдать в Таинстве покаяния? О. Восемь вещей. Кающийся должен быть христианином веры православной, потому что покаяние помимо истинной веры Богу неприятно. Также исповедание должно быть перед духовным отцом православным, так как еретик и отступник не разрешит кающегося от грехов. Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога. Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным; при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь. После исповеди сразу должен исполнить назначенную духовником епитимию за грехи; епитимия же должна быть умеренной и назначаться с рассуждением относительно лица кающегося, чина, возраста, грехов и их причин, и прочего. Печать Таинства такова: должен духовник в себе хранить грехи, слышанные на исповеди, и не открывать их никому, ни в каких случаях, кроме изъясненных в «Духовном Регламенте»
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar