Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / Увещания и наставления (2)

КРАТКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ПОДОБАЕТ СОБЛЮДАТЬ ХРИСТИАНСКУЮ ДОЛЖНОСТЬ 1. Известно знай, что желающему и начинающему Бога искать, сатана, враг наш, всячески старается препятие учинить: то помысл злой, то уныние и леность наносит, то неудобством устрашает, то к прелести суетного мира склоняет, то через злых людей беспокоит и прочие беды наводит, чтобы желание доброе пресечь и так отвести от спасительного пути. Всего этого с Божией помощью, должно беречься. 2. Когда помысел злой приходит, или к нечистоте, или к гневу, или к любви суетного, то есть чести, богатства, славы, почитания, или к гордости, или к зависти и ненависти, или к иному какому злому делу поощряющий, тотчас изгоняй его из сердца и не допускай ему медлить в тебе. Потому что, если помедлишь, то он усилится и в грех ввергнет тебя. И потому, как только находит помысел худой, то ты противься и вместе с тем молись ко Христу так: «Господи, помилуй меня», или: «Господи, помоги мне», или: «Господи, не оставь меня», — или иначе. 3. Родителей своих, отца и мать, почитай по Богу, и берегись, чтобы их ничем не оскорбить. Что велят, слушай с любовью и покорностью. Если они только что против закона повелевают Божия (чего не допусти, Боже!), тогда их не должно слушать, но единого Бога. 4. Что люди делают дурное, кто бы они ни были, на то не смотри и не осуждай их, но себе внимай. Ни они за тебя, ни ты за них ответа не дашь, но каждый сам за себя отвечает. 5. Слуг и рабов не презирай и не гнушайся ими, но их внутри себя как братию о Христе имей люби, и милуй, если сам хочешь милость от Бога получить (Мф 5:7). Ибо в христианстве все равны перед Богом: господа и рабы, госпожи и рабыни. А может быть и лучшие те, которые служат вам (Гал 3:28). 6. Смирение имей перед Богом и перед людьми. Старайся иметь его не только в словах, делах, и поступках кротких, но и в сердце. Тогда истинное смирение будешь иметь, когда признаешь себя недостойным всего, то есть ни пищи сладкой, ни платья богатого, ни дома красивого, ни постели мягкой, ни поклонов, ни почитания людского, ни места высшего, но всякого неблагополучия достойным себя признаешь. 7. Истинные христиане презрение, от мира бываемое, за благополучие свое поставляют, ибо, когда миром презираются, тогда у Бога в милости находятся. И ты, когда люди тебя презирают, о том не думай, и старайся только у Бога милость сыскать, и Ему единому угодить. Лучше у одного Бога милость иметь, нежели у всего мира в почтении быть, а у Бога в гневе, ибо Божия милость и гнев несравненно больше милости и гнева всего мира. Какая нам польза оттого, что люди нас почитают, а Бог презирает? Весь свет пред Богом как ничто, и потому милость и гнев людей пред Божиим гневом и милостью — как ничто (Мф 5:11). 8. Кто тебя или словом, или делом обидит, ты на того не гневайся, но прости ему от сердца, как говорит Христово слово: Отпускайте, и отпустят вам (Лк 6:37), т. е. прощайте, и прощены будете, — и, отойдя помолись о нем, говоря: Господи, прости его, или ее. И хотя сердце не хочет того, ты понуждай себя на это, а далее удобно будет. 9. Кто тебя ненавидит, или злобится на тебя, ты его любовью побеждай и старайся с ним примириться. Даже если бы он не хотел мира, ты ищи мира и готов будь к миру. И тут, хотя сердце не хочет, надобно сердце убеждать и склонять. 10. Берегись празднословия, смеха, осуждения и оклеветания. Все это грешно, и Бога на гнев склоняет. У Бога же во гневе быть страшно и тяжко. Посему без нужды не говори, но люби молчание. 11. Веруй и держи, и думай так, что Бог с тобой невидимо есть везде, и что ни делаешь и мыслишь, видит все, и что ни говоришь, слышит все. И старайся всегда верой Его видеть перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, опасение в словах, делах и мыслях, — так как перед отцом своим не смеешь говорить ничего, и делать пустого. Горе же тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величеству Его не воздают почтения! 12. Вспоминай часто о Христе, Спасителе и Искупителе грешных наших душ. Он Бог, будучи невидимый, бессмертный, непостижимый, ради нас, окаянных, в мир сей плачевный пришел, от Святой Девы родиться плотью, и на земле пожить, и страдания, и распятие, и смерть принять изволил, потому что иначе мы спастись не могли бы, но следовало нам в аду мучиться без конца. Для того Он умер за нас, чтобы мы, верующие в Него, спаслись. От этого последует любовь к пострадавшему Христу. 13. Поминай о Втором Его пришествии, где все соберемся перед Ним, все, говорю, праведные и грешные, и всякий по делам своим воспримет от Него: праведные пойдут в жизнь вечную, грешные — в муку вечную. Помни это и рассуждай. 14. Вспоминай часто о вечной муке, как отчаянные грешники в огне геенском вечно, без конца, страдать будут, и молись Христу, дабы тебе от того бедствия избавиться. И о небесном царствии вспоминай, как святые Божии вечно будут со Христом царствовать, веселиться, ликовать, лицезрением Божиим услаждаться. От этого лицезрения несказанное будет веселие и радость. И старайся этого блаженства достигнуть благодатью Христовой. Вся слава, богатство, честь и всякое утешение сего мира омерзеет тебе так, как гной смрадный мерзок всем. Молись и обо мне грешном, чтобы нам там быть вместе, и Бога славить. 15. Рассуждай и о суете мира сего, о том, что все минует. И богатые, и славные умирают, и все здесь, в мире, богатство и славу оставляют, и отходят отсюда нагими, бедными и нищими, так что нельзя узнать, где лежит в земле господин, где раб его. Смерть всех равными делает. Примечай это и рассуждай, особенно в ночное время. 16. Какое доброе дело делаешь, то во славу Божию делай, ради Бога, так как Бог велит добро делать. Также, когда от зла уклоняешься, ради Бога уклоняйся, потому что Бог ненавидит зло, и велит нам от него убегать, говоря: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс 33:15). Иначе доброе дело порочится, когда или ради славы суетной или ради иной какой подобной причины делается. Например, любить ближнего, милость делать, терпеть, прощать ближнему обиду и прочее ради Бога должно, потому что Бог так приказал. Также и от зла уклоняться, например, не злобиться, не гневаться на ближнего, не злословить, не осуждать, не клеветать, не красть, не творить блуда и прочего ради Бога надо, так как Бог запретил все это и злом раздражается. 17. Когда от зла уклоняемся, а добро делаем, это должно Богу приписывать, потому что сами, без Божией помощи, от греха уклоняться и добра делать не можем. 18. От злых дел уклоняйся и добрые делай, но надежду спасения всю полагай на Христа и на милосердие Божие, так как благодатью Христовой и Божиим милосердием спасаемся, а не делами нашими добрыми. Наше утешение, радость и надежда в том, что Христос, Сын Божий, — наш Спаситель. Надежда на Сего Спасителя не посрамит. Однако же Он спасает тех, которые веруют в Него, и любовью смирением, терпением, кротостью и прочими добродетелями следуют Ему. 19. Если же злые люди здесь, в мире сем, благополучно живут, а добрые терпят зло и беды, тем не смущайся, но смотри на конец обоих. Благополучие и злополучие в конце проявляется и примечается. Злые здесь благополучно живут, но зло умирают, и к великому бедствию — вечной погибели переселяются. Добрые и благочестивые в несчастии живут и терпят зло, но блаженно умирают, и к вечному блаженству переселяются. Чудная перемена! Одни от малого и мнимого благополучия в великое и истинное бедствие, другие от малой скорби в великую радость переходят. Смотри о сем 36-й псалом весь, и псалмы 72, и с 22 до 27. 20. Старайся и молись Богу, чтобы подал тебе истинную, живую и сердечную веру во Христа. Истинная вера во Христа есть это сердечное упование на Него, как на Искупителя, Спасителя, Заступника и Помощника нашего. Ни от кого и ни от чего иного, кроме Него, спасения вечного не должно искать и ожидать. Эта вера соделывает радость и утешение в сердце, соделывает истинный Божий страх, отвращает от мирской суеты, чести, богатства, славы, и учит презирать все это. Она учит страдания Христовы высоко и дорого почитать, увещевает любить Бога и ближнего, учит смирению, заповедует часто молиться и воздыхать к Богу, и всего человека изменяет. Примечай это, возлюбленный христианин, и не прельщайся суетной верой ложных христиан, у которых на языке вера, а в сердце безбожие. Знай точно, что нет там веры живой, христианской, где пристрастие или любовь к богатству, чести, славе и сласти мира сего. Истинная, живая вера отводит христианина от всего этого и движет его к желанию и исканию небесных и вечных благ. Ибо истинная, живая вера есть это дар Божий духовный, и потому внутри человека учит духовных благ искать. Она от неба в человеческое сердце входит, к небу и небесному движет и восхищает сердце человеческое, а от земных вещей отводит. К тому же, вера истинная подвизается против всякого греха, и потому, где греховное житие и бесстрашное, там нет веры истинной, но только устная и лицемерная. Смотри об этом места в Святом Писании (1 Кор 6:9—10; Гал 5:19—21; Откр 21:8; Иак 2:14 и до конца главы, и прочее) и берегись против совести своей согрешить, да не подпадешь Божию гневу и веру не погубишь. А где веры истинной нет, там нет Христа, нет спасения, пока человек в таком состоянии пребывает. Надобно веру беречь более, нежели жизнь свою, ибо и жизнь свою должны за веру положить. 21. Если по действию диавольскому и слабости случится согрешить, тотчас кайся и проси прощения у Бога со всяким смирением, воздыханием и надеждой. 22. Пищу и питье употребляй ради подкрепления тела, а не ради сласти, также и одежду ради прикрытия наготы, а не ради украшения и щегольства. Ибо украшение христианское — не дорогая одежда, не дорогие каменья и прочее, но вера истинная и плоды добродетели христианской, то есть смирение, терпение, кротость, любовь, милость, и прочее. 23. Пищу, питье, одежду и прочее с благословения Божия употребляй, говоря: «Господи, благослови!» Потому что все — Божие добро, которое нам, убогим, Он подает. Хотя тебя и отец твой кормит и одевает, но отец сам от Бога получает. 24. Лицо умывай в свое время, а не украшай белилами и красками, так как этим украшениям научает диавол, и потому украшать лицо — грех. Примечай сие добре. 25. Книги святые читай всегда и из них учись христианскому благочестивому житию. И ни одного дня не пропусти без чтения, и молись Богу, чтобы дал тебе разуметь то, что читаешь. 26. Каждое утро полагай доброе начало, то есть думай каждое утро о себе, что сейчас начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время как бы всуе прошло. 27. Не давай обещания, что в брак не вступишь, но живи так без обещания, и береги себя благодатью Божией, ибо многие обещают, но не исполняют. Никто тебя принудить не может к браку, Бог дал это нам на произволение. 28. Примечай, что от греха отводит: 1) Бог неотступно с тобой, и что ты делаешь и мыслишь, все ясно видит, и, что говоришь, слышит, и всяким грехом прогневляется. Берегись же перед лицом Божиим грешить, также, как опасаешься перед отцом своим бесчинствовать и смеяться. Страшно Бога гневить. В самом грехе может Бог поразить грешника и в геенну послать. 2) Молитва, если хочешь, чтобы она была услышана, должна отвести тебя от греха. Ибо кто грешит и от греха не отстает, того молитва не принимается. 3) Причащение Тайн Христовых, если хочешь, чтобы оно приносило пользу, тебя отвести от греха должно. Когда к Телу Христову и Крови Его святой приступаем и причащаемся страшных этих и животворящих Тайн, надобно опасаться, чтобы не в суд и осуждение было Причащение. Поэтому должно и до Причащения, и после Причащения беречься греха, как от змия, который душу поедает. 4) Страдание Христово должно отвести тебя от греха. Он за грехи наши пострадал, как же нам дерзать на те грехи, за которые Христос, Сын Божий, такую горькую чашу страдания испил? Горе христианам, согрешающим и не почитающим страдания Христова и Самого пострадавшего Христа! 5) Суд Христов да устрашит нас от греха. Ибо Тот же Христос будет судить за грехи наши, Который страдал и был мучим за грехи наши. Будет судить слово, дело и помышление злое, если человек в этом не покается. Берегись же греха, как змия, который душу угрызает и умерщвляет, и суду Божию и вечному мучению предает согрешившего. 6) Неизвестная кончина удержать нас должна от греха. Известно, что умрем все, но когда и как умрем, неизвестно. Горе же тому, кого во грехе застанет смерть! Ибо в чем застанет нас смерть, в том будет и судить нас Бог. 7) Вечная мука и царствие небесное да подвигнет нас к тому, чтобы избегать греха, ибо из-за греха человек лишается вечной радости и блаженства и попадает в вечное, тягчайшее мучение, с диаволом и ангелами его. 8) Сам грех да отвратит нас от себя, ибо грех есть изобретение и дело диавола. Он изобрел грех, и праотца нашего Адама к нему прельстил, и так род наш было погубил. Итак, убегай от греха, как от дела диавольского. 9) Всяким грехом Триипостасный Бог, Бог Великий, Святой, Благий, Праведный, Бесконечный и Страшный, Отец Милосердный и Преблагий оскорбляется и прогневляется. Жалко и тяжко отца по плоти оскорбить, тем более — Бога, Отца Небесного, Который и отца твоего, и тебя создал, питает, одевает, сохраняет, и прочими благами снабжает, и призывает всех к вечному блаженству! Лучше стократ умереть, нежели Бога, Преблагого Отца и Создателя нашего, оскорбить. Храни же себя от греха, как от великого зла. 10) Содеянный грех мучает совесть, пока покаянием не очистится. Берегись же греха, как яда змеиного, хотя бы во избежание угрызений совести. 29. Грех — это все то, что делается словом, или делом, или помышлением против святого и вечного закона Божия, и воли Его святой. О грехе смотри ниже места Святого Писания (Мк 7:21 и прочее; Рим 1:29 и прочее; 1 Кор 6:9 и прочее; Гал 5:19 и прочее; Еф 5:3 и прочее; Кол 4:5 и прочее; 1 Тим 1:9 и прочее; 2 Тим 4:2 и прочее; Откр 21:8; Пс 49:18 и прочее). Читай их сам. 30. Пресладкие плоды Святого Духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Галл 5:22—23). Надобно стараться и молиться Богу, чтобы дал нам эти плоды приносить благодатью Своего Святого Духа. 31. Благочестивым Христос возгласит при Втором пришествии: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). И блага неизреченные уготованы им: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Грешникам некающимся Господь скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:41, 46). Это почаще читай, рассуждай, и старайся по сему поступать. А когда в церкви читается Евангелие, или Апостол, или проповедь, то слушай прилежно и примечай, что проповедуется. Везде возвещается грешникам некающимся бедствие, благочестивым же блаженство. Слово Божие не ложно, но истинно. Что объявляет, то непременно так есть. Бог солгать не может. Лучше человеку здесь всю жизнь мучиться, нежели лишиться вечного блаженства и попасть в вечную муку, которой конца не будет. Оглавление НЕКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ, ИЗ СВ. ПИСАНИЯ ВЫБРАННЫЕ, ПРОБУЖДАЮЩИЕ ГРЕШНИКА ОТ СНА ГРЕХОВНОГО И К ПОКАЯНИЮ ПРИЗЫВАЮЩИЕ, С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ОБРАЗАМИ В конце краткое к скорому обращению увещание, в пользу душевную, каждому предлагаю. Оглавление I. ПРЕЩЕНИЕ БОЖИЕ НЕКАЮЩИМСЯ Вонми, небо, и буду говорить, и да слышит земля слова уст моих (Втор 32:1). Согрешили, они не дети Его, они порочны. Род строптивый и развращенный! Сие ли воздаете вы Господу? Не Сам ли Он Отец твой, Который усвоил тебя, и сотворил тебя, и создал тебя (Втор 32:5—6)? Вопроси отца твоего, и возвестит тебе; и старцев твоих и скажут тебе (Втор 32:7). Напитал его (Израиля) в пустыне, в жажде, во время зноя в безводной (Втор 32:10). Окружил его, и наставил его, и сохранил его, как зеницу ока. Как орел покрывает гнездо свое и носится над птенцами своими, так простер крила свои, и принял его, и поднял его на плечи Свои (Втор 32:11—12). Пили мед из камня, и елей из твердого камня, и прочее (Втор 32:14). И ел Иаков, и насытился, и отвергся возлюбленный: утучнел, отолстел, разжирел, и оставил Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спаса своего (Втор 32:15). И видел Господь, и возревновал, и раздражися, и прочее. И сказал (Господь): «Отвращу Лицо Мое от них, и покажу, что будет им впоследствии (Втор 32:10, 2). Соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои (Втор 32:23—24). Близ день погибели их, и предстоит готовое вам (Втор 32:33). Изострю, как молнию, меч Мой, и примет суд рука Моя; и воздам месть врагам, и ненавидящим Меня воздам. Упою стрелы Моя кровью и меч Мой насытится плотью (Втор 32:41—42). И сказал Господь: «Доколе преогорчевают Меня люди сии, и доколе не веруют Мне при всех знамениях, которые Я сотворил с ними? Поражу их смертью и погублю их (Числ 14:11). Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти (Пс 7:13—14). Сыны человеческие, доколе вы будете упорны? Зачем любите суету и ищете лжи? (Пс 4:3). Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего и корень твой удалит от земли живых (Пс 51:7). Насыщен Я вами, более не стерплю грехов ваших. Когда прострете руки ваши ко Мне, отвращу очи Мои от вас; и если умножите моление, не услышу вас: ибо руки ваши исполнены крови (Ис 1:14—15). Горе беззаконному! Ибо лукавое постигает его по делам рук его (Ис 3:12). Пришел конец, ныне конец тебе, и испущу ярость Мою на тебя, и воздам тебе по путям твоим, и возложу на тебя вся мерзости твои (Иез 7:3). Не пощадит око Мое тебя, и не помилую тебя, изолью на тебя гнев Мой, в огне гнева Моего дуну на тебя. Будешь пище огню; кровь твоя будет на земле, и не будет о тебе памяти (Иез 21:31-32). Если скроются во аде, то и оттуда рука Моя исторгнет их; и если взойдут на небо, то и оттуда свергну их. И если скроются на вершине Кармила, то и там отыщу, и возьму их; и если погрузятся от очей Моих во глубинах морских, то и там повелю змию, и угрызет их (Ам 9:34). Если вознесешься, как орел, и если положишь гнездо твое среди звезд, и оттуда свергну тебя (Авд 1:4). Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, — говорит Предтеча святой (Мф 3:10). И Христос то же говорит: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф 7:19). Не всякий, — говорит Христос, — говорящий Мне: «Господи! Господи!», — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). Если не покаетесь, все так же погибнете, — говорит Христос (Лк 13:5). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют, — говорит апостол Павел (1 Кор 6:9-10). Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов, — говорит Христос (Мф 25:30). Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Христос непокаявшимся грешникам на Страшном Суде. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:41, 46). Оглавление ПИСАНИЯ, ГРОЗЯЩИЕ ОБИЖАЮЩИМ БЛИЖНЕГО Горе лихоимцам, лихоимство — зло для дома своего! О горе созидающему город кровью и приготовляющему город неправдами (Авв 2:9, 12)! Как закалающий на жертву жертву сына пред отцом его, так приносящий жертву из имения бедных (Сир 34:20). Хлеб бедных есть жизнь бедных; лишающий его — кровопийца (Сир 34:21). Убивает ближнего тот, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь тот, кто лишает наемника платы. Когда один созидает, а другой разоряет, что они получат для себя, кроме утомления? Когда один молится, а другому проклинает, чей голос услышит Владыка? (Сир 34:22, 4). Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. К богатым, удерживающим плату наемников, гром сей Христова апостола (Иак 5:4). Кто имеет уши слышать, да слышит! — говорит Христос (Мф 11:15; 13:9, 43; 25:30). Оглавление К ЭТОМУ ПРИЛАГАЕТСЯ РАССУЖДЕНИЕ О ВЕЧНОСТИ Размышляй, христианин, почаще о вечности, так удобнее избежишь греха. Вечность всегда пребывает, и никогда не кончается. Пройдет тысяча, сто тысяч, тысяча тысяч веков, и более пройдет, а вечность только начинается. И сколько ни будешь умом вперед простираться, вечность только начинается, а конца ее умом не можешь достигнуть, так как она не имеет конца. Нельзя о вечности думать и вспоминать без воздыхания и страха. Размышление о вечности делает плач и слезы сладкими, всякий труд облегчает, всякое временное наказание, то есть печаль, узы, темницы, изгнание, обиды, раны, бесчестия, поношения, нищету и саму смерть с любовью и благодарением принимать позволяет. А в беззаконные сети впасть не попустит, не попустит в нечистоте валяться, лгать, воровать, грабить, обманывать, гордиться, превозноситься, ближнего осуждать, клеветать на него. Кто о вечности будет думать прилежно, тот более будет желать слышать слово Божие, наставления ко спасению, нежели повседневную пищу, не захочет украшаться тленной красотой, ему и горькая пища сладкой покажется. Банкеты, танцы, игры, пения, хоры омерзеют ему, как препятствующие ко спасению; плакать больше, чем смеяться будет. Любезнее ему будет нищета, нежели богатство, бесчестие, нежели честь, укорение, поношение, озлобление, нежели похвала. Представится его уму двоякая вечность. Одна — блаженная и желающая, вечность праведных, которые во царствии небесном со Христом и святыми Его Ангелами, вовеки бесконечно будут веселиться; а другая — несчастливая и ужасная вечность бедных грешников, осужденных на вечное во огне мучение с диаволом. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46). Оглавление II. ОБРАЗЫ НАКАЗАНИЯ БОЖИЯ ЗА ГРЕХИ Бог ангелов согрешивших на вечное мучение осудил (Иуд 1:6). Праотцов из рая изринул и со всеми потомками проклятию предал (Быт 3:23). Каина за братоубийство осудил (Быт4:11-12). На весь мир потоп навел (Быт 7:20). Содом и Гоморру огнем с неба попалил(Быт 19:24). Фараона ожесточенного со всем воинством в море потопил (Исх 14:28—29). Людей Израилевых, изшедших из Египта, за различные грехи и беззакония в пустыне поразил (1 Кор 10:5—10). Пришедших в землю обетованную многих врагам их в рабство (1 Кор 5:49), в плен предавал, и прочие посылал наказания. Пишется об этом в книге Судей Израилевых и в книгах Царств. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор 10:11). И ныне всякие наказания от Бога за грехи посылаются на людей, как-то: войны, кровопролития, землетрясения, голод, нашествия иноплеменных, междоусобные войны, болезни, немощи, скорби, печали, и прочее. Оглавление III. ПИСАНИЯ, К ПОКАЯНИЮ УВЕЩЕВАЮЩИЕ И УТЕШАЮЩИЕ ГРЕШНИКА Покайтесь, — говорит Христос (Мф 4:17). Сотворите же достойный плод покаяния, — говорит Предтеча (Мф 3:8). И как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор 5:20). Омойтесь, и чисты будете; отнимите лукавство от душ ваших (Ис 1:16). Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца ваши, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак 4:8—10). Вот стою у дверей стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, — говорит Христос (Откр 3:20). Ты милуешь всех, ибо все можешь; и прощаешь грехи человекам ради покаяния (Прем 11:24). Как велика милость Господня и очищение обращающимся к Нему (Сир 17:27). Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию, — говорит Христос (Мф 9:12-13). Оглавление IV. ОБРАЗЫ МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ К КАЮЩИМСЯ И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши, — говорит Христос жене, взятой в прелюбодеянии (Ин 8:11). Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: Боже! Милостив буди мне, грешному! — оправдал Христос и сказал: Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот (фарисей) (Лк 18:13-14). Жене-блуднице плакавшей отпустил грехов много, и сказал: Прощаются грехи ее многие (Лк 7:47). Разбойнику, на кресте висящему и покаявшемуся, сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Царя Давида, в грехах своих покаявшегося, простил, и тогда он сказал: Согрешил я ко Господу моему, и Господь отнял согрешение его от него (2 Цар 12:13). Манассию беззаконствовавшего, и обратившегося, помиловал (2 Пар 33:13). К тому же читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как отец преблагой его, обратившегося и еще издалека идущего, с радостью узрел, и рад ему был, и встретив его, бросился ему на шею, облобызал его, в лучшую одежду одел его, и перстень на руку, и сапоги на ноги его повелел дать, и сотворил в своем доме веселый обед и пение, и хор, и прочее. Так Бог, Отец Небесный, любезно примет грешника кающегося, и Ангелам велит радоваться об обращении его. Так, говорю вам, — говорит Христос, — бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк 15:10). Четии Минеи преисполнены примерами грешников, покаявшихся и Божие милосердие получивших. Изволь читать их. Засвидетельствую вам ныне небом и землею: жизнь и смерть дал пред лицом вашим, благословение и клятву; избери жизнь, да живешь ты и семя твое, — говорит Моисей к людям Израилевым (Втор 30:19). Оглавление УВЕЩАНИЕ Взирая на вышеназванные Божий к грешникам угрозы и наказания за грехи, на утешение и являемое к кающимся Божие милосердие, грешник, покайся, и к тому же Божию милосердию прибегни. Что такое истинное покаяние и как скоро тебе надобно его принести, если хочешь вечную жизнь получить, в следующих пунктах тебе вкратце для всегдашней памяти предлагаю. Оглавление V Христианину, по Крещении падшему и в след похотей ходившему, одна надежда спасения осталась — покаяние, а покаяние истинное, как видно из Святого Писания и Святых Отцов, толкователей Святого Писания, состоит в следующих пунктах: От прежних грехов отстать и ими так, как мерзостью, гнушаться. О них жалеть, и Бога умилостивлять, и духовнику исповедываться. От других грехов всячески беречься. Оставлять ближнему согрешения, дабы самому Бог оставил. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, — говорит Христос (Мф 6:14—15). Любовь и милость всякому являть, чтобы сам помилован был. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф 5:7). Смирить себя. Смиряющий себя возвысится (Лк 18:14). Никого не осуждать, ни на кого не клеветать. Читай притчу о мытаре и фарисее (Лк 18:10-15). Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, — говорит Христос ученикам (Мф 26:41), потому что сатана всячески ищет, как человека уловить в погибель. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8). Оглавление VI Неистинное покаяние — к тем же грехам возвращаться, и потому бесполезное. О том свидетельствует Сирах: Когда кто омывается от осквернения мертвым и снова прикасается к нему, какая польза ему от омовения? Так человек, который постится за грехи свои, и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его кто услышит и какую пользу он получит оттого, что смирялся (Сир 34:25)? Оглавление VII Бог милостивый кающегося грешника приемлет любезно. См. §III и IV. Оглавление VIII Не медли обратиться ко Господу и не откладывай со дня на день, — так как откладывание бедственно (Сир 5:8), потому что: Внезапная смерть бывает, как всякому видно: Внезапно изыдет гнев Его, и во время мести погибнешь (Сир 34:9). Бог хочет твоего обращения, и прощение обещает тебе (см. §III и §IV), но следующего утра или того, что будет далее, не обещает. Подумай об этом, грешник! Прежде же всего всегда велит быть готовым к исходу: Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Лк 12:40).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar