Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / Увещания и наставления (1)

УВЕЩАНИЕ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВОРОНЕЖА ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ЕЖЕГОДНОГО ПРАЗДНЕСТВА ПОД НАЗВАНИЕМ «ЯРИЛО» В прошлый понедельник, то есть в первый сего поста день, узнал я, уже к вечеру, от одного доброго человека, что на поле, близ московских ворот, со всяким бесчинием совершается какой-то праздник, который здешние жители называют «Ярило». Я, желая лучше удостовериться, обподлинно ли так, как мне донесено, сам на то место поехал и увидел, что точно так, как я слышал. Увидел, что множество мужей и жен, старых и молодых, а также малых детей из всего города на то место собралось. Среди этого множества народа некоторых увидел почти бесчувственно пьяными. Между иными ссоры, между иными драки увидел, иных раненых, иных окровавленных усмотрел. Приметил я и пляски пьяных жен со скверными песнями. А посреди всего этого беззаконного торжества безумных людей стоит кабак в палатке, из которого беспрестанно выносят вино и друг друга потчуют и упиваются, а неподалеку от него продаются и всякие съестные вещи. Вот какой праздник, слушатели, увидел я в христианах, в тех людях, которые троекратным отвержением отреклись от сатаны и всех дел его, и троекратно присягнули служить Христу, записались в воинство Его. Усмотрел я праздник этот в тех людях, которые исповедуют Бога сотворившего небо и землю, устами прославляют имя Святой Троицы, украшаются именем христианским, веру исповедуют, Тайны Святые принимают, чают воскресения мертвых и жизни будущего века, а может быть, и в храмы Божие на славословие Божие входят, слушают вечерню, утреню и Литургию святую; и не без того, чтобы иногда и страшных Святых Таин, драгоценнейшего Тела и Крови Христовой причащаются! И когда? В такое время, в которое по закону Церкви Христовой, общей нашей матери, истинные христиане пост начали. В такое время, в которое не успела Церковь святая отпраздновать праздник святой Пятидесятницы, праздник, установленный в благодарение Господу Богу нашему Иисусу Христу, со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом, Который, совершив на земле дело спасения нашего, вознесся на небеса и, умолив Отца Своего Небесного, как и обещал, послал Утешителя Пресвятого Духа на святых учеников и апостолов и на всех верующих во имя Его пресвятое. В такое, говорю, время совершают этот изрядный праздник, в которое всякой христианской душе должно благоговеть! И кто же празднует так? Христиане, такого славного рода люди, рода Христова люди, род избранный, царственное священство, народ святой, люди обновления (1 Петр 2:9), этот совершают праздник, с таким усердием и горячностью, как в начале моего слова слышали вы, слушатели! Но, увы, беда! Увы, ослепление! Христиане забыли, что они христиане. Устами Христа исповедуют, а делами отрекаются от Него. Словом прославляют Бога, а бесчинными делами хулят имя Его пресвятое. Я вам самим предлагаю на рассуждение, слушатели! Сами вы рассудите, какой это праздник?! Собираться на пустое место в великом множестве, упиваться бесчувственно, производить пляски, игры бесчинные, возносить крики и вопли богомерзкие, сквернословить друг друга, браниться, ссориться, друг с другом биться, друг друга ранить, друг друга окровавлять, и прочее тому подобное делать, чего слух души целомудренной не может стерпеть!.. Не изобретение ли это дьявола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8)? Не князя ли века сего прелесть эта, которой он помрачает душевные глаза бедных людей, чтобы им не увидеть света истины Христовой (2 Кор 4:4)? Я вам точно говорю и засвидетельствую, что праздник этот — праздник бесовский, и точно смердит идолобесием. Не то же ли и эти люди, новый Израиль, делают, что говорит апостол Павел о людях, вышедших из Египта, ветхом Израиле: Народ сел есть и пить, и встал играть (1 Кор 10:7). Ибо и эти люди сели есть и пить, и упиваться, и встали играть. К тому же, восстали и друг на друга; восстали друг с другом ссориться, друг с другом биться, друг друга ранить, друг друга окровавлять. Из всех обстоятельств этого праздника видно, что был некий древний идол, прозываемый именем Ярило, который в этих странах почитали, пока еще не было христианского благочестия. А некоторые этот праздник, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем. «А давно ли праздник этот начался?» — спрашивал я у тех же стариков. Они мне на то точно сказали, что еще издавна. А потом добавили, что он из года в год усиливается, и так-де люди его ожидают, как годового торжества. И когда он подойдет, одеваются празднующие в самое лучшее платье, и понемногу в нем начинают беситься; туда и малые дети с великим усилием у своих отцов и матерей просятся. Начинается он, как те же мне люди объясняют, в среду или четверг по сошествии Святого Духа, и усиливается в следующие дни. А в понедельник, в первый день этого поста, оканчивается, только с великим бесчинием и умножением нечестия, как я сам заметил с сожалением. Но как бы тот праздник ни назывался, или когда бы ни начинался, или сколько бы дней ни продолжался, однако же, точно я вам объявляю, что сей праздник есть бесовский, смердящий, издает запах идолонеистовства. Потому что праздник христианский состоит в том, чтобы в церковь Божию входить и имя Божие славословить, размышлять о содеянных Божиих благодеяниях и за них сердцем и устами Бога-Благодетеля благодарить. Так и апостол учит, говоря: Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф 5:18—20). А этот праздник что составляет? Бесчинные кличи, пьянства, драки, кровопролития, скверные и разжигающие к блудодеянию пляски скверных женщин, которых апостол всячески беречься повелевает, говоря: Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим 13:12—13). Итак, праздник этот — бесовский праздник. А где праздник бесовский, там приносится бесу жертва, там бес почитается; а где бес почитается, там честь Христова повреждается, там имя Божие хулится (Рим 2:24). Такое-то от христиан Христу благодарение!? Такое за неизреченные Его благодеяния воздаяние!? Христос за нас не возгнушался образ раба принять, с нами по земле странствовать, алкать, жаждать, трудиться и прочие безгрешные страсти принять. Не отрекся хуления, укоризны, поношения, оплевания, заушения, раны, поругания, распятие крестное, смерть позорную, тридневное погребение претерпеть. А далее — из мертвых воскрес и не небеса вознесся, послал от Отца Небесного нам Утешителя, Духа Святого. За эти Его к нам благодеяния такое от нас воздается Ему благодарение! Воздается вместо послушания ослушание. Вместо чести — бесчестие. Вместо любви — ненависть. Вместо прославления — хула. О, ослепление человеческое! О, бесчувствие! О, ожесточение! Пророк святой Иеремия, видя разорение града Иерусалима и отведенных в плен сынов Израилевых, неутешно плакать принялся, рыдал и искал слез, говоря: Кто даст голове моей воду и очам моим источник слез, и буду плакать день и ночь о пораженных дщери народа моего (Иер 9:1)? И еще: Как потемнело золото, изменилось серебро доброе, рассыпались камни святилища на всех перекрестках. Сыновья Сиона драгоценные, одетые в чистое золото как сравнялись с глиняными сосудами, изделием рук горшечника (Плач 4:1—2)? Подобного плача достойны и христиане, новый Израиль, которые такие богопротивные праздники совершают, поскольку и они такое же, ждаже еще большее пленение претерпевают. Ибо те телом, а эти душой в плен попадают. А чем душа достойнее и дороже тела, тем и пленение ее горше телесного. Ибо пленивший же их — не Навуходоносор, царь Вавилонский, а князь тьмы и власти воздушной, непрестанно ожесточающийся и нападающий на град святой Иерусалим, то есть Церковь святую. Узы, которыми пленники эти связаны — узы греховные, крепче всякого адаманта, их одна только всемогущая Божия сила может разорвать. Реки Вавилонские — различные излияния страстей, при которых бедные эти пленники сидят и плачут. Повесили они и органы свои, то есть затворили уста к славословию Божию. Пленившие их, видя их в такой беде, насмехаются над ними, говоря: Воспойте нам что-либо из песней Сионских (Пс 136:3). Но как возможно им петь песнь Господню, и песнь дьявольскую? Как можно одними устами и скверные песни, и славословие Божие петь? Ибо не красна похвала, — говорит Писание, — во устах грешника (Сир 15:9). Дщерь Вавилона окаянная есть воля их развращенная, которая зачинает болезни, и рождает детей беззакония (Пс 7:15). Ах, какой горький и плачевный этот плен! Сыновья Сиона драгоценные, одетые в чистое золото, как сравнялись с сосудами глиняными, изделиями рук горшечника? Как потемнело золото, и изменилось серебро доброе, рассыпались камни святилища на всех перекрестках? Кто даст главе моей воду и очам моим источник слез, и буду плакать день и ночь? Припомни, Господи сынам Едомским, в день Иерусалима говорившим: «Опустошайте, опустошайте до оснований его!» Дочь Вавилона окаянная, пленяющая души наши, отводящая нас от небесного Иерусалима и горнего прекрасного Сиона, коль блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень (Пс 136:7—9)! Господи Милосердный, Творец и Избавитель наш, сострадательный бедам нашим, возврати пленников, души наши, как возвращаешь потоки южным ветром (Пс 125:4)! Вспомни, Господи, что было с нами, призри и посмотри поругание наше! Достояние наше перешло к чужим; противники Твои обладали нами; и нет избавляющего от рук их; рассыпалась радость сердец наших, лики наши обратились в плач, спал венец главы нашей. Горе нам, ибо согрешили! От сего смутилось сердце наше! От сего померкли очи наши (Плач 5:1, 22, 8, 15-17)! Призри, Господи, с неба, и узри, и посети виноград сей, который насадила десница Твоя! Повредил его лесной и одинокий дикий зверь поел его (Пс 79:14—16). Обрати нас, Господи, к Тебе, и обратимся, и обнови дни наши, как прежде (Плач 5:21). В сей горести и болезни сердца моего, обращаю слово мое ко всем живущим в городе этом, и с плачем молю: истребите зло сие от среды вашей. Священники! Пастыри словесных овец Христовых! Стражи дома Господня! Ангелы, возвещающие волю Отца Небесного! По своему долгу настойте, умолите, запретите (2 Тим 4:2), пощадите души, порученные вам Пастыреначальником Иисусом Христом, Кровью Его искупленные, за которые вы в день Судный страшному Судии должны отдать ответ. Отвращайте вы их от сего нечестия справа и слева. Господа командующие, которым от благочестивейшей Монархини поручен меч на устрашение злодеев и нечествующих! Устрашайте мечом сим и пресекайте бесчиние и соблазны людей, противящихся слову истины. Честные отцы и матери! Всячески удерживайте от этого детей своих, но прежде воспитывайте их в страхе Божием и во всяком наказании, да не будете за них истязаны в день Судный. Господа! Останавливайте дерзость рабов своих. Честною сединой и непорочной жизнью красующиеся граждане! Советуйте благообразным советом. Всех вообще молю: все единодушно старайтесь впредь не допускать эти сонмища нечестия и прочие подобные нехристианские игрища. Если же закосневшие в злобе и сыновья непокорные будут пред вами оправдываться, что-де это древний обычай, да и в прочих местах то же и тому подобное делают, вы уста таковых таковым ответом заграждайте: что скотское дело — следовать обычаям или предков, или иных каких людей, а каков этот обычай, полезный он или вредный, спасительный или душепагубный, не рассуждать. Ибо скот обыкновенно туда идет, куда ведут, а не куда надобно идти. Куда одна овца или волк пойдет, туда за ним и прочие идут, а полезно ли им будет это или нет, не знают и не рассуждают. Человеку же, особенно христианину, естественным разумом одаренному и словом Божиим просвещенному, должно рассуждать и внимать, не что делают, но что надобно делать. А что надобно делать и от чего отвращаться, всякому естественный и Божий закон показывает, Евангелие святое и, ему следуя, учителя учат. Если без рассуждения всяких обычаев будем держаться, то и имени христианского недостойны будем. Ведь обычай был у предков наших, пока еще свет христианского благочестия не светил, жертву бесам приносить, идолам поклоняться, тварь вместо Творца почитать. Этот обычай и ныне многие не знающие Истинного Бога, хранят, как-то китайцы, японцы, американцы, персияне и прочие. Так должно ли подражать в этом праотцам нашим? Плохая отговорка в таких случаях: «Прочие делают то и то, почему же и мне не делать?» Что тебе до прочих? Так такому безумцу отвечайте: ты внимай себе и спасению своему, а не на прочих смотри. Прочие, на которых ты ссылаешься, грешат и тем Бога прогневляют, что страшно, так и тебе надобно грешить? Прочие погибают, и тебе надобно погибать?.. Уж это непременно, ибо что прочим за грех следует, то и тебе. За грех уготована геенна, огонь неугасающий, червь неусыпающий, мука никогда неперестающая. И тебе с прочими за грех надобно в погибель ту идти. Вот как нехорошо и душепагубно на других ссылаться в непорядках, и в них им безрассудно подражать! Так, отражая безрассудных людей безумные извинения, советуйте и молите их, чтобы они от злых обычаев отстали и не делали того, что делается, но делали, что надобно делать, слушали бы пастырей и учителей церковных, которые на этого прежде всего и поставлены. Этому и Святой Дух через апостола повелевает повиноваться: Повинуйтесь, — говорит, — наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая (Евр 13:17). Наконец и я, недостойный пастырь ваш, увещеваю и молю от обычаев этих злых и душевредных удаляться, и праздник сей бесовский забвению предать, как виновника многих зол. Ибо чем более, как не этим беззаконным и неистовым торжеством, имя Христово хулится? Этим благочестивая христианская вера наша порочится. Ибо противники наши, лютеране, кальвинисты, паписты, видя такое неистовство, правильно нас поносят и говорят: «Вот-де какие у них праздники! Знать такая и вера у них, такое и благочестие!» Таким праздником бесславится и город сей. Ибо жители прочих российских городов, глядя на такие праздники, праведно говорят: «Вот что у них делается! В Воронеже-де некий празднуют праздник, какого нигде нет, которого называют своим именем Ярило. Ах, что это за праздник у них — Ярило? Знать в честь какого-нибудь из древних идолов празднуют они». Ах, стыдно, более того, ужасно христианам идолу поклоняться! От такого беззаконного торжества претерпевает укорение и пастырь ваш. «Чего-де он смотрит там? Ведь-де он на то поставлен, чтобы такие нечестия возрастающие отсекать. Знать, он или не знает своего звания, или позабыл, или не радит о нем». Да праведно и говорят то! Ах, беззаконный праздник! Ах, сонмище нечестивое! Ах, постыдное имя — Ярило! Мерзкое имя — Ярило! Гнусное имя — Ярило! Слуха целомудренного недостойное имя — Ярило! Диавольское изобретение — Ярило! Причина столь многих зол — Ярило! О, никогда бы и не слышать имени того — Ярило! О, скорее бы и из памяти изгладилось имя то нечестивое — Ярило! Но да избежим, слушатели, все вообще греха и общего стыда! Разрушьте, молю и прошу, разрушьте сонмище это. Не допускайте впредь беззаконного сего собрания. Загладьте в памяти своей варварское и мерзкое это именование — Ярило. Предайте забвению и праздники эти. Празднуйте Единому Триипостасному Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, в Которого крестились, и на всяком месте прославляйте величествие Его. А за то, что благость Его доселе такими беззаконными праздниками прогневляли, покайтесь, жалейте и к благоутробию Его с сокрушением сердца и со слезами прибегите. Он, как Отец Многомилостивый, примет вас, кающихся, и оставит вам грехи ваши и помилует по великой Своей милости. Аминь. Оглавление УВЕЩАНИЕ ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА ВОРОНЕЖА О ХОЖДЕНИИ НА КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ С немалым сожалением многократно замечал я, что на душеполезное учение, которое каждый воскресный день перед святой Литургией уже без малого год преподается, мало кто из граждан собирается. Оно для того определено, чтобы всякий, слушая, познал, в чем состоит звание христианское и сила закона Божия, и так бы в благочестии преуспевал. Но противоположное, как я вижу, моему намерению получается. Проповедник всю седмицу трудится, потеет, собирает как пчела, что бы мог в наставление предложить, говорит целый час, но почти напрасно пропадают труды, падает почти напрасно семя слова Божия, так как мало слушающих. Знать, иной считает, что лучше краткое время то провести в осуждении или оклеветании ближнего, иной в развращенных разговорах, иной в чтении соблазнительных и душевредных книжек, иной в праздности и лености, которая есть мать и источник всех зол, или в другом чем неполезном и вредном, нежели пойти послушать проповедуемое слово Божие. Когда шут шутит перед тобой, или льстец лжет, с охотой и удовольствием слушаешь их. А когда проповедник посреди церкви проповедует истину, говорит глаголы жизни вечной, ты отвращаешь уши свои. Но, о бедный ты человек, несчастливее всех! Насколько бы тебе полезнее было, когда бы ты слушал истинное слово Божие и в законе Его поучался, а не к льстецам, духом лживым наполненным, и шутам обращал слух твой! Царица южная, по свидетельству Писания, пришла от пределов земли послушать премудрость Соломонову (Мф 12:42; 3 Цар 10:1— 8). Здесь, в храме Господнем, проповедуется не Соломонова премудрость, но премудрость Божия. Христос, — говорю я с апостолом Павлом, — есть Божия Сила и Божия Премудрость (1 Кор 1:24). Так не безответны ли будут во время Второго Христова пришествия, избегут ли в день оный страшного суда Божия, праведного гнева Божия и казни те, которые для слушания слова Божия не из дальних стран, но из ближних домов в храм приходить ленятся? Обличает таковых за такое нерадение и небрежение святой Иоанн Златоуст, и громко вопиет: «Когда от царя приходит кто с указом, все внимаете, когда же от Бога, Царя царей, приходит и с небес вещает пророк, никто не внимает. Одни надменны гордостью, другие ослеплены корыстью, третьи побеждены роскошью, четвертые утопают в лености, другие другими страстями одержимы; а в дом Божий на молитву и проповедь слова Божия о сколь немногие собираются!» Бог определил человеку шесть дней работать для исполнения собственных надобностей, и за эти шесть дней посылал Бог, как манну, прибыток и счастье в трудах наших. А седьмой день, то есть воскресный, освящен ради службы Самому Богу и прославления имени Его святого. Но многие имеют столь холодную любовь к Богу, создавшему и возлюбившему их, в такое бесстрашие перед Создателем своим приходят, что не только один день, но и один час в день тот послужить Богу, Создателю своему, в законе Его поучиться, спасительного слова Его послушать, ленятся, пренебрегают этим. Я думаю, что если бы здесь преподавалось учение, каким образом тленное богатство собрать, временную честь и достоинство получить, в такую школу учиться не только бы сами родители приходили, но и детей своих приводили бы. А слушать того проповедника, который учит собирать сокровище нетленное на небе, который показывает путь к вечному блаженству, не только детей своих не приводят, но и сами отцы и матери не ходят. Нужным и великим считают слушать, как сделать прибыль своего купечества, как оказать услугу какому-либо господину. А о том, как Богу угодить, как спасение души получить, как жизни вечной не потерять, как избежать вечной геенской муки, — о том менее всего помышляют! Не заблуждение ли это? Не крайняя ли слепота? Ищут тленное, а презирают нетленное! Ищут смертное, а презирают бессмертное!.. Ищут земное, а презирают небесное!.. Наверное, у таких людей или глубокий сон греховный, или крайнее прилежание к мирским вещам, от которых ни на один час освободиться не хотят. Но знай, друг, что богатство мира сего, как поток реки, утечет; слава суетная, как дым, исчезнет; честь и достоинство, как полевой цветок, увянет вскоре. Только слышание слова Божия есть та благая часть, которая, по слову Самой Предвечной Правды, Спасителя нашего, никогда не отнимется (Лк 10:42). Мало кто ищет Его, но почти все самопроизвольно неоцененного бисера сего, неотъемлемого этого сокровища, сами себя делают недостойными. О, учителя! О, проповедники слова Божия! Как несчастны вы в нашем веке! Сколь мало имеете слушающих вас! Чтобы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие ни состояния не жалеют, ни денег, ни труда. А проповедники даром, без цены и серебра учат закону Божию, объявляют волю Отца Небесного, проповедуют слово Божие, которое наставляет, чтобы совершенно знали, во что верить, да и жизнь проводить подобную тому, чему веруется. Но никто не слушает их! Улицы везде людьми наполнены, на торжище бесчисленное народа собрание, между лавками премногое людей множество, везде в компаниях довольно много собирается людей. Только на проповеди в храме Божием мало кто есть! Поэтому у таких христиан, которые удаляются от слушания проповеди, как вера, так и житие одинаковые. Вера от слышания, — по словам апостола, — а слышание от слова Божия (Рим 10:17). Где же найти ее? Где сообразные ее плоды? Где простота христианская? Где братолюбие, которого Христос от нас требует? Где кротость, где милосердие, где благость, где воздержание и прочее? И следов не видно! Напротив же того, отчего разбой, отчего хищение, отчего взятки, отчего кражи, отчего клятвопреступления, отчего прелюбодеяние и любодеяние, отчего клевета, осуждение, отчего пьянство и невоздержание, отчего лесть, обман и прочие им подобные беззакония, если не оттого, что закон Божий в крайнем находится незнании и презрении? Все стараются Монаршие указы знать и их исполнять, так как за преступление всякому предстоит видимая казнь, а Божии указы, за преступление которых вечная предстоит казнь, мало кто старается знать и по ним поступать. Как это дело жалостно и страшно, сами вы рассуждайте! Я ничего не говорю об этом, а только удивляюсь неизреченному Божию милосердию и долготерпению. И при том признаюсь и подтверждаю, что благость Его всех нас на покаяние ожидает, если достойной за то преступление не посылает казни. Но, может быть, кому-то не нравится проповедник, что не красиво говорит? Тому говорю я, что повеление Божие к проповедникам не в том состоит, чтобы они проповедью своею забавляли и увеселяли своих слушателей, но чтобы приносили пользу и врачевали их греховные раны. Так в чем же состоит причина, которая удерживает многих от слушания слова Божия? В том, слушатели, нахожу я, что души их в плохом находятся состоянии. Ибо как когда желудок не принимает пищи, без сомнения заключаем, что он нездоров и требует лечения и исцеления, так, когда кто-то не хочет слушать слова Божия, которое есть пища душевная, — это известный знак того, что душа его расслабленна, разболелась и требует лечения и целительного пластыря. А знаете ли вы, слушатели, сколь драгоценная вещь — душа наша? За нее Единородный Сын Божий неоцененную Кровь Свою пролил. Вот как она дорога! Показал бы я вам, слушатели, самый тот способ, как слово Божие питает души наши; объявил бы, как оно людей всякого чина в своей должности сохраняет, как в начальствующих насаждает правосудие, в подчиненных верность, как богатых поощряет к щедролюбию и подаянию милостыни, убогих — к терпению и великодушию, как родителей учит промышлять о чадах, чад — почитать и повиноваться родителям, как молодых в вере укрепляет, старых в надежде веселит, и во всех любовь к Богу и любовь к ближнему насаждает, растит, умножает. Но кто хочет знать это, не ленись приходить в означенное время, и услышишь, и самую суть познаешь. Везде распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде встречают соблазны: соблазны в домах, соблазны на улицах, соблазны на распутьях, соблазны на путях. А глаза и уши, как двери некие, которыми всякое зло в храмину сердечную ударяет. Мир со своими прелестями вооружается; супостат дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8); плоть со страстями и похотями непрестанно восстает на душу. Ныне гордость, потом сребролюбие, то гнев, то ярость, то пьянство, то блуд и прелюбодеяние, то леность и уныние, то злоба и месть и прочие душевные враги поднимаются. Против этих врагов надобно непрестанно христианину бороться даже до кончины жизни своей. А как бороться, не имея оружия? Но как враги эти духовные, то есть против духа воюющие, так и оружие, которым они побеждаются, должно быть духовным. А это духовное оружие слово Божие показывает. Оно наставляет нас, как стоять против духов злобы поднебесных, как против плоти страстной подвизаться, как уклоняться от прелестей мира и соблазнов. Дивлюсь я премного тому, если кто посреди столь многих соблазнов, столь многих козней диавольских, христианское проводит житие, а в законе Божием не поучается. Да и едва ли такое может быть. Ибо как можно исполнять волю Божию можно, если ее не знать? И как знать, если слова Божия не слушать, в котором она открывается? Потому подтверждаю: если хотите поступать осторожно посреди стольких соблазнов, если вам нужна жизнь вечная, если вы желаете получить царствие небесное, рай прекрасный, блаженство вечное, то не нерадите о слушании слова Божия. Сто шестьдесят восемь часов содержит в себе седмица. Отделите из этого числа один час на это богоугодное и спасительное дело, и, оставив все житейские попечения, и старые, и молодые, и богатые, и убогие, и отцы, и сыновья, стекайтесь в храм Господень ради слушания слова Божия. Там вы услышите о Боге и о Его Божественных свойствах. Услышите о чудном сотворении Им всего мира. Услышите о начале рода человеческого. Услышите о блаженном состоянии Адама, услышите о бедственном его же падении и изгнании из прекрасного рая. Услышите о спасительном к роду нашему Божественном Промысле. Услышите, как Сын Божий, благоволением Отца Небесного и действием Пресвятого Духа, нас ради воплотился от Святой Девы. Услышите, как на земле с людьми Он пожил. Услышите, как поношения, хулы, поругания, страдания страшные и смерть позорную претерпел. Услышите, как из мертвых воскрес и на небеса вознесся, и сел одесную Бога Отца. Услышите, что и опять придет судить живых и мертвых. Услышите, что будет воздаяние праведным и грешным. А какая отсюда польза! Несказанная! Когда услышите о Боге, познаете и себя, кто вы есть. Когда услышите о благости Божией, начнете любить Его. Когда услышите о правде Его, начнете бояться Его. Когда услышите о вездесущии Его, будете пред Ним везде честно ходить. Когда услышите о всемогуществе Его, научитесь на Него одного уповать. Когда услышите о премудрости Его, будете удивляться Ему. Когда услышите о создании мира, узнаете благость, мудрость и всемогущество Божие. Благость — что Он все это создал не ради Себя; мудрость — что Он так удивительно создал; всемогущество — что из ничего создал. Когда услышите о создании первого человека, познаете своего бытия начало. Когда услышите о его падении и последовавшем за ним бедствии, узнаете, в какое состояние грех нас вверг, и так удобнее будете беречься его. Когда услышите о возобновлении рода нашего, ясно увидите, как велико Божие милосердие. Когда услышите о страдании и позорной смерти Сына Божия, ради нас принятой, уязвитесь к Нему любовью. Когда услышите о Втором Его пришествии и воздаянии каждому по делам его, возымеете страх Божий, который вас отведет от всякого богопротивного дела. Когда услышите о вечной муке, огне неугасимом, уготованном диаволу и аггелом его, всячески будете думать, как бы его избежать. Когда услышите о блаженстве вечном, воспламенится сердце ваше к желанию и приобретению его. Итак, что же этого нужнее и что приятнее? Не оставляйте, молю вас, не оставляйте столь нужного дела! Вы сами узнаете в себе великую перемену. Узнает всякий, в каком он состоянии находится. Увидит своей души скверну, и так будет омывать ее. Увидит наготу, и так будет стараться одевать. Увидит бедность и окаянство, и так будет искать блаженства. Наконец прибавлю: как если хотим болезнь телесную излечить, нужно ее прежде познать, так кто хочет душевную болезнь исцелить, надобно прежде ее познать, а она от слова Божия познается. Впрочем, даже если двое или трое будут собираться, однако же учение преподаваться будет, и оно будет в большее обличение нерадивым и пренебрегающим. А проповедник не унывай от того, что мало слушающих, но трудись усердно во славу Божию и на пользу ближнего. Награда твоя не погибнет, но велика будет на небесах (Мф 5:12). Аминь. Оглавление КРАТКОЕ УВЕЩАНИЕ О ТОМ, КАК ПОДОБАЕТ В СВЯТЫЕ ХРАМЫ ВХОДИТЬ НА СЛАВОСЛОВИЕ Входите во врата его со славословием. (Пс 99:4) 1) Идя в церковь, думай, что ты в дом Царя Небесного идешь, где со страхом и радостью стоять должно, так как на небе пред Небесным Царем. «В храме стояще, на небеси стояти мним», — поет святая Церковь. Желая с пользой молиться, оставь ближнему согрешения, да неосужденно Отца Небесного призовешь, говоря: Отче наш, Иже еси на небесех! — и прочее. Остави нам долги наша, яко-же и мы оставляем должником нашим. И ежели не простишь ближнему согрешений, знай, что и тебе Богом не простятся согрешения. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф 6:15). Стоя в церкви, по сторонам не озирайся и, как кто стоит или молится, не смотри, да с фарисеем не осудишься, потому что пришел ты не судить, а у Бога Судии и Сердцеведца милости просить. Но взирай с умилением к единому алтарю, где Святая Жертва приносится, и, мытарю подражая, о своих грехах помолись милостивому Богу, говоря: Боже! Милостив буди мне, грешному (Лк 18:13). Смеха, разговоров, крайне берегись, потому что тот, кто, в церкви стоя, смеется или разговаривает, не только не умилостивляет Бога, но и весьма раздражает, ибо не воздает чести святому месту и других соблазняет и мешает другим молиться. Слушай прилежно чтение и пение и от того умиляйся. Если же мысль твоя отвлекает ум твой или к дому твоему, или к иным мирским вещам, всячески старайся ум свой обратить и призывать к слушанию пения, славословия Божия, псалмов и молитв читаемых, тогда с пользой из церкви выйдешь. Приходя в церковь, видишь гробы братии твоей, и потому помяни, и ты в те же недра земли вселишься и земля, которую сейчас топчешь ногами, покроет твое лицо. И потому воздохни к Богу о преставившихся, да помилует их. Это не только им, но и тебе будет полезно. Ибо к ближним любовь показываешь и, видя, что они умерли, подумай и о своей смерти, да так усерднее Богу помолишься. О том что слышал в церкви прочитанное или проповеданное, в доме своем рассуждай и старайся так исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и несотворенное. Ибо блаженны, — сказано, — слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк 11:28). Да и домашних своих, и детей к тому же наставляй и учи, да не будешь из-за них от Бога истязан. Так, в церковь входя и молясь, с пользой выходить будешь, и житие свое добре устроишь, и желаемого вечного блаженства сподобишься, благодатью Господа Бога нашего Иисуса Христа. Аминь. Оглавление КРАТКОЕ УВЕЩАНИЕ О ТОМ, ЧТО ВСЯКОМУ ХРИСТИАНИНУ ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА ДО СМЕРТИ ВСЕГДА В ПАМЯТИ ДЕРЖАТЬ ДОЛЖНО 1. Всякий при святом Крещении через отца и мать крестную отрекся от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его и это запечатлел троекратным отрицанием. Сатана — дух лукавый, всегда и всячески ищущий погибели человеческой. Ангелы его — также духи злые, роду нашему враждебные. Дела его — дела злые, и Богу весьма ненавистные, то есть идолослужение, чародеяние, волхвование, гордость, высокоумие, памятозлобие, зависть, вражда, объедение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякие нечистоты, сребролюбие, разбои, хищения, воровство, сквернословие, буесловие, песни скверные и все, что противится здравому разуму. Служит сатане тот, кто в этих и тому подобных делах волю его злую исполняет. Итак, внимай, возлюбленный, что ты от всего этого при Крещении отрекся троекратно, и на все это поплевал, берегись же к этому возвращаться! 2. Отрекшись от сатаны, ты троекратно же обещался служить Христу, Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. И так ты при Крещении в службу Христу записался и присягнул так, как воины и прочие земному Царю в службу записываются и присягают. Должно же Ему служить верно, даже до смерти. А как служить Христу? Послушай: веру в Него иметь, и с верой жизнь свою в страхе Божием благочестиво проводить, и на Него, как на Начальника и Царя всех, по возможности быть похожим. 3. Для исполнения должности христианской полезно следующее в памяти держать: а) везде присутствие Божие, так как Бог есть везде, и все наше не только дело и слово, но и помышление знает дотонка; б) о житии и вольном страдании Христовом рассуждать, о том, что Он для человека на земле странствовал, и весьма страшные страдания претерпеть изволил; в) помнить последние четыре: первое — смерть, для всех неминуемую, и различным образом похищающую; второе — Суд Страшный, где за слово, дело и помышление злое ответ воздадим; третье — ад, или муку вечную, конца не имеющую, грешников ожидающую; четвертое — царствие небесное, верным, свято жизнь проводящим, уготованное. Это, по должности своей, всякому о Христе из братии предлагаю, и увещеваю каждого в своей памяти всегда содержать, и домашних своих этим увещанием почаще подкреплять, а особенно внушать малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание, и с малых лет приучались к благочестию. Ибо от воспитания все житие зависит, и родители, в страхе Господнем детей своих не воспитывающие, Божиего наказания не избегнут. Все вышеописанное заключаю словом святого апостола Христова Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, диавол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Петр 5:8-9).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar