Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ, ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ (6)

О том же Земледельцы не просто бросают свои семена в землю, но прежде в своем уме представляют жатву, и смотрят на плоды, рождаемые от посеянных семян, и их с усердием желают, и так, взирая на будущие прибытки, трудятся и сеют. Так и купцы не просто по чужим странам ездят, но прежде смотрят на богатство, от купечества собираемое, и так странствуют и купечествуют. Так и путники не просто идут в путь, но прежде смотрят на место, к которому хотят идти, и так предпринимают путь, трудятся и идут по пути к намеченному месту. Так и воины не просто идут на битву, но прежде умными очами взирают на победу, и славу, и честь, от победы последующую, и так идут на битву и сражаются против врага. Так и каждый в мире этом трудится не просто, но прежде взирает на результат, ради которого труд начинает, и на плод, от труда последующий, и так начинает трудиться. Ибо никто ничего не начинает и не делает без предложения и намерения. Возлюбленный христианин, подражай и ты таким труженникам, которые трудятся ради временных благ. Они трудятся, взирая на тленное и скоро преходящее добро. Ты воззри на вечные блага оком веры, блага, «каких не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9). И трудись, и сей с надеждой получения этих благ. Воззри на жатву ту, которая будет в последний день, жатву, в которой не земные, а небесные, не тленные, а нетленные, не временные, а вечные плоды собираются. И так ныне, на земле, пока есть время, пока сев и подходящее для него время не прошло, сей семена твои — и во время этой жатвы пожнешь плоды. Земледельцы и прочие трудящиеся ради земных благ часто и обманываются в своей надежде. Ибо не всегда бывает добрый плод и не всегда получают люди то, чего желают и ради чего трудятся. Но кто с верой, с надеждой и усердием ищет вечных благ, тот не обманывается, а получает их, так как «верен Обещавший» (Евр.10:23). Трудись и ты и сей ныне, сей с верой и надеждой. Не бойся: семя не погибнет. В руки нищих даешь, но в руках Христовых даваемое обретается и с великим прибытком к тебе возвратится. Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой — на небесах. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:19—20). Не опасайся, там сокровенное сокровище все цело будет и в последний день перед всем светом произнесется и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобой во веки веков. Отсюда следует: 1) Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. И можешь с апостолом говорить: «наше жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Непременно духом своим, сердцем и мыслями будешь обращаться туда, где сокровище твое сокровенное. 2) Получишь его в свое время. Услышишь от Христа в этот день: «Возлюбленный, вот твое сокровище, которое скрывал ты не на земле, но на небесах, по слову Моему! Вот, отдается оно тебе целым! Прими его и утешайся тем. И будь богат не тленным, а нетленным богатством». 3) Сокровище, скрываемое на земле, приносит страх и печаль скрывающему, он боится, как бы не украли его. Ты, скрывая свое сокровище на небесах, от этого страха и печали освобождаешься, и будешь свободен, спокоен и мирен душой, что есть превеликое добро душевное. Христианин! Куда ни обращай мысль свою, однако не будешь иметь покоя, если в это Отечество и дом не предпошлешь своего сокровища. Хоть в земле скрывай его, хоть в комнате и сундуках заключай, хоть сторожам поверяй, хоть на прихоти и роскоши расточай, — однако не убежишь мучительной заботы о нем. Всегда и везде, где ни будешь, будет с тобою попечение, печаль и страх, и, как червь внутри дерево, это зло внутри сердце твое и душу твою будет снедать и мучить. И так от сугубого зла пострадаешь — грешить и мучиться будешь. А когда в небо через руки нищих и убогих людей пошлешь, то от этого зла освободишься. Ради этого поверь слову Христову: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — и перенеси сокровище свое с земли на небо, и там с твоим сокровищем твое сердце обращаться будет. Что же любезнее и слаще того, чтобы телом на земле жить, а душой и сердцем на небесах находиться. О Иисусе, Свет душевных очей наших! Открой душевные наши очи — да увидим блага эти, «которые Ты приготовил любящим» Тебя, и с желанием и усердием поищем их. Возлюбленный христианин! Если ты хотя бы малую частицу этих благ увидел, то ты, все в этом мире презрев, с великим стремлением к ним поспешил бы. Но поверь, пожалуйста, истинному Божиему слову, которое достовернее всякого видения, — и поищи их. Оглавление О том же Убоги земледельцы, которые мало имеют собранных плодов. Хотя и нужду терпят, однако берегут их, чтобы было что сеять и чтобы плоды собрать. Убогий христианин! Делай и ты так же, как делают эти убогие и разумные труженики. Убогое имение у себя имеешь, но не все расточай на свои домашние расходы. Береги, чтобы было что посеять и во время жатвы плоды собрать. Удели часть и от убогого Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст. Хотя бы немного семян сей в руки нищих, да благодатию Божиею умножится плод твой. Давай просящему у тебя с усердием, и малое, поданное от доброхотного подателя, за великое почтет и примет Человеколюбивый Иисус, как от убогой вдовицы две лепты принял. «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк.12:43—44). Клади и ты хотя бы лепты в руки нищих, как семена в землю, и в свое время с радостью пожнешь. И «чаша» студеной «воды, во имя Христово» поданная, не бывает забыта у Него (См. Мк.9:41). Оглавление 33. Десница Видим, что десница, или правая рука ничего не держит в себе, но что принимает, то опять отдает. Христианин! Человек ничего своего не имеет, кроме немощей, грехов, бедности и окаянства, а все принимающей десницею от Создателя своего принимает: разум, здоровье, крепость, богатство, серебро и золото, дом, одежду, хлеб, пищу, питье, скот и прочее. А должен быть и десницею отдающей. Многие бывают десницей принимающей, но не все — десницей отдающей. Многие принимают, но не все отдают. Будь, христианин, не только десницею принимающей, но и отдающей. Принял ты от Бога добро, не держи его у себя, но отдавай во славу Божию и в пользу ближнего. Принял от Бога разум — не скрывай его, но давай неразумным и несмысленным, да и твой талант умножится. Принял здравие и крепость — не скрывай их, но употребляй на благословенные труды. Принял богатство — не скрывай его в земле, в клети и сундуках, не трать на прихоти и роскоши Божиего добра, а разделяй нищим и убогим людям — братии твоей. Принимаешь хлеб — дели свой хлеб с желающими. Имеешь одеяния — не держи их в своей клети, но одевай ими нагую свою братию. Имеешь скот — пусть служит он не только тебе, но и прочим людям. Имеешь дом — не закрывай его, но открывай приходящим и странствующим, и прочее. Вот тебе, христианин, десница! Будь не только принимающей, но и отдающей десницей. От Бога принимаешь всякое добро — отдавай его во славу Подателя добра и в созидание требующего добра твоего. Тогда будешь верным строителем дарований Божиих. И что от Бога получишь, то опять к Богу обратишь, то есть во славу Божию. И за это Бог воздаст тебе, как верному строителю, уже не земными, а небесными, не временными, а вечными благами. Если не творишь так, то, как злой и неверный раб, Господом твоим будешь наказан и услышишь: «негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Оглавление 34. Царь – податель, и похититель его даяния Если бы Царь своему подданному что-нибудь подарил и тотчас какой-нибудь нахальник из его рук перед царскими глазами похитил бы тот подарок, что бы тогда от Царя последовало похитившему? Непременно возгорелся бы сильный гнев на похитителя. И праведно, так как и давшему Царю великая досада, и получившему рабу обида была бы. Бог, Царь Небесный, по благости и человеколюбию Своему, всем людям блага Свои дает. И в руки им влагает, чтобы все довольствовались Его благами и Его, как своего Благодетеля, знали и благодарили. Но бесстрашные люди дары Божии у людей похищают и как бы из рук вырывают, и творят это беззаконное дело перед всевидящими Божиими очами. Бог дает Свое добро рабам Своим, как подарок в руки их, а они поданное добро Божие похищают. И кого Бог удостаивает, они как бы недостойным делают. И кого Бог снабжает, они лишают. И кого Бог обогащает, они обедняют. И Бог это их беззаконное дело видит. Рассуди, человек, какая досада бывает Богу и какая людям обида от таких похитителей. А отсюда какой сильный гнев Божий возгорится на них, и сказать нельзя! Тех, которые братии своей — нищим и убогим людям — не помогали, отсылает в огонь вечный, как читаем у Матфея, в главе 25-й: что же будет тем, которые не только не помогают, но и похищают и отнимают? Рассуждай об этом, лакомый похититель и чужим добром насыщающийся! Такое беззаконное дело творят: 1) Разбойники, которые на путников нападают и у них имущество их отнимают. 2) Сильные, но бесстрашные лица, которые у бедных вдовиц и прочих не имеющих заступников людей отнимают земли, рощи и прочие угодья, для поддержания жизни им нужные. 3) Начальники, которые не дают подначальным жалованья, Государем им определенного, или дают, но не сполна, а без всякой причины у себя, ради лакомства своего, удерживают. 4) Судьи и приказные люди, которые от приходящих в суд плату берут и без платы дела не делают. У них обыкновенная в том хитрость есть: «завтра приди»; а это слово значит: «принеси, и будет сделано дело». 5) Господа помещики, которые или великими оброками, или многими работами крестьян своих отягчают. Это тяжкое хищение, хотя ослепленный господин и не видит. Бедный крестьянин лето целое трудится и потеет, но питаться и одеваться с домашними нечем. Пашет и сеет, но почти все собирает один помещик. Много стонет и вздыхает Отечество наше от этих «благородных» душ, как и от «справедливых» судей! Господи, пощади создание Твое! 6) Тайные грабители и воры, которые лавки, дома, хлевы обкрадывают, и прочее чужое добро тайно похищают. 7) Беззаконные купцы, которые плохую вещь за хорошую и дешевую за дорогую продают и в какой-нибудь продаже ближнего своего обманывают. 8) Всякий, кто каким-нибудь способом чужую вещь неправедно себе присваивает. Все такие добро Божие, Богом в руки человеческие данное, похищают, и как бы из рук их перед Богом вырывают. Человек! Бог ближнему твоему дает добро Свое во владение его, как в руки, а ты добро это из рук его похищаешь. И Бог твое беззаконное дело видит, видит и в книге Своей записывает, и представит это перед лицом твоим на Суде Своем. Тогда и увидишь, как ты плохо делал! Но покайся и возврати похищенное, и рассыпь добро, собранное злом, да не явится с тобой на том суде, и не будет сказано о тебе: «Вот человек, и дела его!» Оглавление О том же Похититель царского подарка более обижает себя, чем того человека, у которого похищает подарок. Так и всякий похититель, вор и грабитель больше вредит себе, чем тому, у кого похищает. Похититель царского дара лишается царской милости и попадает под царский гнев. Так и всякий похититель и вор, который чужое добро похищает, лишается милости Божией и подлежит праведному Его гневу. Похититель царского дара, как царский противник и его царского величества досадитель, исключается из числа добрых подданных и предается наказанию. Так и всякий хищник и вор исключается из числа добрых христиан и подпадает наказанию временному и вечному. Что временному наказанию подлежит, то видим. Видим то, как неправдою собранное похитителями имущество рассыпается и погибает, а сами они страдают в этом мире от бесчестия, угрызения и мучения совести. И часто бывает, что такие на некоторое время обогащаются и, как цветок на поле, некоторое время блистают, но вдруг, как цветок, увядают и опадают и делаются, как один из нищих и убогих. Похищенное чужое добро, как огонь, вошедший в дом, все прочее имущество поедает, ибо где неправда, там проклятие Божие вселяется. Где проклятие Божие, там никакого добра не будет, а всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду. Так и из их рук все, что ни похищают и ни собирают, через различные ручьи вытекает, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человек, как хочешь и что хочешь. Однако все из рук твоих вытечет, и неправедная собственность твоя, как огонь, истребится. А что похититель и вор вечному наказанию подлежит, ясно из того, что апостол написал: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:10). Не сотворившие милости ближнему своему изгоняются и отсылаются в огонь вечный (Мф.25:41). Как уж пострадают похищающие чужое? Так похититель и разбойник более себя обижают, чем ближнего своего, у которого похищают; более себе вредят, чем ему. О человек! Временно пользуешься чужим, но вечным страданием за это платить будешь. Страшно и слышать о вечном страдании, а не только страдать. Но не избежишь того, воистину не избежишь, если не покаешься и не примиришься с братом твоим. Говорит тебе Господь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5:25—26). Примиряйся, человек, примиряйся скорее со всеми, кого ты обидел. Примиряйся, пока находишься на пути жизни твоей, пока Праведный Судия не зовет тебя к Себе на суд. Зовет же всякого через смерть. А каким позван будешь, таким и суду Его предстанешь. Оглавление 35. Вернись! Не туда пошел Бывает в этом мире, что человек идущего человека возвращает назад и кричит вслед ему: «Слышишь? Вернись! Не туда пошел». Так и Бог в совести человеку говорит и вопиет ему, когда тот хочет зло сделать: «Возвратись, человек! Не туда идешь ты. «Уклонись от зла» (Пс.33:15). Христианин! Хочешь ли ты отомстить, повредить, или, что хужее того, убить ближнего своего? Бог вслед тебе вопиет: «Вернись, человек!» Хочешь ли блуд сотворить и осквернить тело свое? Бог вопиет тебе: «Вернись, человек!» Хочешь ли украсть, похитить и отнять у ближнего своего добро? Бог гремит в совести твоей: «Вернись, человек!» Хочешь ли ближнего своего прельстить и обмануть? Бог тебе вопиет: «Вернись, человек!» Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать и опорочить брата своего? Бог возвращает тебя от того и говорит: «Вернись, человек! «Удержи язык свой от зла» (Пс.33:14). Так и от прочих грехов отвращает тебя Бог и к совести своей зовет тебя: «Вернись, человек! «Уклонись от зла и сотвори благо». А что в совести тебе говорит, то и в слове Своем святом говорит. Совесть непогрешительная и слово Божие согласны. Что совесть говорит, то и слово Божие. От чего совесть удерживает и отвращает, от того и слово Божие. За что совесть обличает, за то и слово Божие. И за что совесть хвалит, за то и слово Божие. Например, обличает совесть тебя за воровство — обличает за это и слово Божие. Хвалит тебя совесть за милость, сотворенную твоему ближнему, — хвалит и Божие слово. «Блаженны милостивые» (Мф.5:7). Поэтому когда совесть нас от чего отвращает и удерживает — это глас Божий, вопиющий внутри нас, отвращающий и удерживающий нас от зла! Христиане! Послушаем гласа Божиего и отвратимся от зла, по увещанию Святого Духа: «Ныне, если голос Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс.94:7—8). И воззовем мы, и услышит нас Господь. Оглавление 36. Не касайся этого! Здесь яд Бывает, что человек, желая другого человека предостеречь, чтобы не повредился, удерживает его и говорит ему: «Не касайся этого! Здесь яд скрыт». Много видим в мире таких случаев. Так и Божие слово предостерегает нас от греха и говорит всякому из нас: «Берегись греха, человек! В грехе яд скрыт. Когда коснешься его, умертвит тебя: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Яд в ненависти, злопамятстве и убийстве — берегись этого! Яд в блуде и во всякой нечистоте — берегись этого! Яд в пьянстве, роскоши и сластолюбии — берегись этого! Яд во вражде и ссоре — берегись этого! Яд в воровстве, хищении, насилии, лихоимстве и всяком неправедном деле — берегись его! Яд в праздности и лености — берегись этого! Яд в клевете, осуждении, злоречии, ругательстве, сквернословии, глупых речах, кощунстве и всяком неполезном и гнилом слове — берегись этого, человек! Яд и в гордости, славолюбии, тщеславии и лицемерии — берегись этого! Яд во всяком деле, слове, помышлении и начинании богопротивном — берегись этого! Берегись всякого греха, человек! Да не умертвит тебя! Яд тело умерщвляет, грех — душу. Бережешься смерти телесной, тем более должен беречься смерти душевной, которую грех делает. Честнее и дороже тела душа, тем более должен ее беречь. Берегись или не берегись телесной смерти — не избежишь ее. Всем это необходимо—и тебе. А если душу будешь беречь от смертоносного яда греха, то вовеки будешь жить, хотя и умрешь, ибо благодатью Божиею восстанешь не в смерть, но в жизнь вечную. Берегись и ты, душа моя, всякого греха, как яда смертоносного — да не умертвит тебя. «Придите, чада, — говорит нам Святой Дух, — послушайте меня: страху Господню научу вас. Кто есть человек, который хочет жить и хочет видеть добрые дни ? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к молитве их. Лицо же Господне — против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:12—17). Блажен человек, который слушает увещевания и предостержения Божиего слова, и бережется всякого греха! Окаянен тот, кто этому душеспасительному гласу Божию не внимает! Оглавление О том же Видим, что когда человек, по неосторожности, яда или иного чего вредного вкусит и почувствует в желудке болезнь — не медлит, но тотчас прибегает к лекарю и ищет исцеления. Христианин! Не медли и ты, когда, по неосторожности и действу диавольскому, вкусишь яда греховного. Не медли, говорю, но тотчас ищи исцеления. Прибегай с верою ко Христу, Врачу душ и телес, проси у Него исцеления своей души. Объявляй Ему язву, которой уязвил тебя враг. Объявляй, хотя Он и знает ее. Падай перед Ним и с сокрушением сердца признавай свою болезнь. Не стыдись и не бойся! Он прежде признания твоего знает твою болезнь. Но требует твоего самоохотного и добровольного признания, чтобы ты сам себя перед Ним обвинил и греха своего не скрыл. Говори Ему и исповедуй беззаконие твое: «согреших, Господи, помилуй мя! Исцели мя Господи, яко согреших Тебе». Сыновей Израиля, когда вышли из Египта и шли в землю обетованную, в некой пустыне жалили змеи. Бог, милосердствуя над ними, повелел Моисею на высоком дереве вознести медного змея, чтобы ужаленные люди на того змея взирали ради своего исцеления, и, так взирая, исцелялись (Числ.21:6—9). Христиане! Мы идем в землю обетованную — небесное Отечество, нам обещанное, и проходя пустыню этого мира, много страдаем от адского змея, диавола. Как только, по неосторожности нашей, этот лютый змей укусит нас, и почувствуем душевредный яд его в душе нашей, тотчас возведем очи наши ко Христу, Сыну Божию, сидящему одесную Бога Отца, за наши грехи некогда вознесенному на древо крестное, распятому и умершему. «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14—15). О Иисусе, Сила и Надежда спасения нашего, сидящий одесную Отца во славе Отчей! Помилуй нас, которых честной Кровью искупил. Оглавление 37. Плач Видим в мире, что люди плачут. Рождаются с плачем, живут с плачем, умирают с плачем. Плачут люди, потому что живут в мире — месте плача, юдоли плачевной. Много причин, из-за чего люди плачут. И у каждого плачущего есть своя причина плача. Плачь и ты, христианин! Так как и ты живешь в юдоли плачевной, имеешь и ты много причин, по которым должен плакать. Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5:4). Плачут люди, что несчастливы. Плачь и ты, христианин, что грешен, что ты Господу своему согрешил, ибо великое несчастье — грех. Плачут люди, что не имеют здоровья телесного. Плачь и ты, что не имеешь здоровья душевного. Плачут люди, что находятся в недуге и болезни. Плачь и ты, что душа твоя недугует, болеет и немоществует. Тяжкий недуг — гордость, зависть, гнев, нечистота, сластолюбие, славолюбие, сребролюбие. И столько мучащих болезней имеется, сколько страстей и похотей. «Исцели меня, Господи, и исцелюсь» (Иер.17:14), ибо Ты есть Бог, Спаситель мой. Плачут люди, что потеряли богатство. Плачь и ты, христианин, что потерял богатство, во святом Крещении данное тебе от Небесного Отца твоего. Плачут люди, что находятся в нищете и скудости. Плачь и ты, что нищ и убог, беден и окаянен. Несносная нищета — грех. «Приклони, Господи, ухо Твое и услышимя, яко нищ и убог есмь аз» (Пс.85:1). Плачут люди, что не имеют пищи и питья. Плачь и ты, что душа твоя истаивает голодом, лишается слышания слова Божия. Великий и очень тяжелый голод — не слышать Божия слова. Плачут люди, что наги и не имеют, чем прикрыть наготы своей. Плачь и ты, что наготствует душа твоя — грех ее обнажил. Срамна нагота телесная, но срамнее нагота душевная. Телесную наготу люди видят, а душевную наготу Бог и святые Ангелы Его видят. «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). Окаянен и беден не бодрствующий и не хранящий одежду свою, ибо нагим ходит и видят срамоту его! «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, мно-гомилостиве Христе Боже мой». Плачут люди, что падают и разбиваются. Плачь и ты, христианин, что впадаешь в грех и разбивается, и изнемогает твоя душа. Тяжкое и лютое падение — грех. Лучше низко пасть телом, чем душой, и ногами, чем грехом. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор.10:12). Плачут люди по умершим родителям, братьям, родственникам и друзьям. Плачь и ты, христианин, об умершей душе твоей, как Марфа и Мария о Лазаре (Ин 11:31—33). Да скажет Небесный Отец и о тебе: «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:24). О Иисусе, Воскреситель мертвых! Воскреси умерщвленную грехами мою душу, как воскресил умершего сына вдовы (Лк 7:12-15)! Плачут люди, что терпят обиду и насилие от своих врагов. Плачь и ты, христианин, перед Богом на врагов твоих душевных, которые стараются отнять у тебе вечное спасение. Враги эти — диавол и злые ангелы его. «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и стань преградою против гонителей моих; скажи душе моей: «Я — Спасение твое!» (Пс.34:1—3). Плачут люди, позванные и ведомые на суд, боясь, как бы не посрамиться на суде и не быть осужденными, и не подпасть наказанию. Плачь и ты, христианин, ибо и ты на суд позовешься, не человеческий, а Божий, на котором Судия не требует свидетелей, но Сам все дела, слова и помышления наши знает. Плачь сейчас, пока не позовешься. Плачь, да и умилостивишь Судию твоими слезами. Плачь, да не осудишься и да не будешь ввержен во тьму кромешную. «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). «Не вниди Господи в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс.142:2). Плачут люди, что много долгов на себе имеют, и, не имея, чем отдать, боятся, что ввержены будут в темницу. Плачь и ты, христианин, что ты большой должник у Небесного Царя грехами своими, и воистину не имеешь, чем заплатить. Плачь и умилостивляй слезами Его, да оставит тебе долг твой, и не будешь ввержен в вечную темницу. «Отче, остави нам долги наша!» (Мф.6:12) Плачут люди, сидящие в темнице, что не видят света. Плачь и ты, христианин, что душа твоя тьмою страстей объята, не видит света Божественного. «Изведи из темницы душу мою, Господи, исповедатися имени Твоему» (Пс.141:8). Плачут люди, окованные узами и кандалами, что не имеют свободы. Плачь и ты, христианин, что душа твоя грехами, как узами, связана и не имеет своей свободы. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). О Иисусе, Искупитель пленных душ наших! Растерзай узы наши, да принесем жертву хвалы Тебе. Плачут люди, что избиение и раны терпят. Плачь и ты, христианин, что твоя злая совесть душу уязвляет и мучит больше любого мучителя. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» (Пс.50:3). Плачут люди, живущие на чужой земле, что не видят дома и любезного Отечества своего. Так плакали иудеи, будучи в пленении вавилонском, как сами исповедуют: «На реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс.136:1). Плачь и ты, христианин, что ты в мире этом, как на земле чужой, живешь и не видишь Отечества небесного и прекрасного — горнего Иерусалима. «Горе мне, что жизнь моя в переселение продолжилась» (Пс.119:5). Плачь и ты, душа моя, да утешишься и здесь и там. «Кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез, и плакал бы день и ночь?» (Иер.9:1) «Услыши, Господи, молитву мою и моление мое внуши, слез моих не премолчи; яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отыду и ктому не буду» (Пс.38:13—14). «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и воспла-чемся пред Господем, сотворшим нас, яко Той есть Бог наш, и мы — люди пажити Его и овцы руки Его» (Пс.94:6—7). «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече» (Пс.64:6). «Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже сотворихом, ниже соблюдохом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже!» Оглавление 38. Долг Бывает в мире, что один у другого взаймы берет немного денег или других каких-то вещей, и взятое называется долгом, а взявший — должником. И чем более берет, тем более умножает свой долг и заимодавцу более должен. Так и любой человек, когда заповедь Бoжию разоряет и согрешает перед Богом, в долг перед Богом впадает и Ему должником становится. И чем больше заповедей Божиих разоряет и Создателю своему согрешает, тем большее бремя долгов собирает и величеству Божию тем большим должником делается. Отсюда грехи человеческие долгами перед Богом называются, а грешники — должниками, как читаем в молитве Господней: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Закон обязывает должника отдать долг заимодавцу. Так и всякий грешник законом Божиим обязывается отдать за грехи Богу. Должник, если не отдаст долга заимодавцу, в темницу ввергается. Так и грешник, если не отдаст долга своего Создателю Своему, ввергается в темницу вечную. Но чем отдать долг Богу грешнику, который столько раз оскорбил бесконечное величество Его? За один грех нечем заплатить, а чем же — за многие и тяжкие грехи, ибо и один грех, как оскорбление бесконечного величества Божиего, вечной казни и смерти достоин, как учит христианское богословие. Христианин! Тяжко стать должником человека, но несравненно тяжелее впасть в долги перед Богом грехами. Люто и страшно быть вверженным во временную темницу, но несравненно лютее и страшнее быть преданным в темницу вечную. Сладок людям грех, но горьки плоды его. «Возмездие за грех — смерть», — говорит апостол Павел (Рим 6:23). Легко грех сотворить, но нелегко от греха освободиться. Надо непременно прийти к освобождению Тем, Который говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:36). Бывает, что если должник не может отдать долга заимодавцу, то заимодавец по одной своей милости оставляет ему долг, и должник свободен бывает. Христиане! Мы должники Божии. Мы не могли и не можем долгов наших отдать Богу, Которому и были, и остаемся должны. Но Он, по беспримерной милости Своей, оставляет нам долги грехов наших. Мы — тот должник, который задолжал десять тысяч талантов своему царю и не имел чем отдать своего долга. «Царь же, умилосердившись, простил ему весь долг» (Мф.18:24—28). Нам, должникам Своим, Царь Небесный прощает многие и тяжкие долги грехов, как десять тысяч талантов, ибо не имеем чем отдать, но прощает чистым сердцем к Нему обращающимся и за сотворенные грехи кающимся, и падающим перед Ним и милости у Него просящим. Оставляет благодатью и человеколюбием Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего; Который изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Рим 4:25; Ис.53:5). Прощает, говорю, кающимся. Так как грешник не кающийся и грехов своих не оставляющий, как был, так и есть в греховном долгу перед Богом, Небесным Царем. И сколько раз бесстрашно разоряет заповедь Божию, столько раз впадает в долг пред Богом. И сколько грехов творит, на столько и умножает долг свой. Блудник, прелюбодей и всякий нечистый сколько раз беззаконничает, столько к долгу своему и прилагает. Похититель, вор и лихоимец чем более похищает, тем более обременяется греховным долгом. Клеветник и сквернословец, говорящий безрассудно, кощунник и всякий ругатель чем более язык свой гнилым и злым словом оскверняет, тем большим должником Богу бывает. Словом, всякий законопреступник чем более закон Божий бесстрашно нарушает, тем большее бремя долга своего собирает и тем большему подвергает себя наказанию. О человек! Сладок тебе грех, которым бесконечное величество Божие оскорбляешь и праведный Его гнев на себя разжигаешь! Сладок тебе грех, за который горчайшую чашу страдания и смерти Христос, Сын Божий, испил! Сладок тебе грех, за который горесть вечной смерти вкушать будешь, если не покаешься! Видишь, как горьки плоды греха, хотя он тебе и кажется сладким! Но полно уже обременяться долгом. Пора и это бремя с плеч своих свергать — да не явишься с ним на Суде Христовом. Горе человеку, который с этим тяжким бременем там явится! Непременно погрузит его на дно адово. Падай, бедный человек, перед Создателем твоим, и со смиренным и сокрушенным сердцем взывай к Нему, подражая мытарю: «Боже! милостив буди мне, грешному» (Лк 18:13). И на тебя призрит Господь милостивным оком, и оставит тебе все долги. Но впредь всячески берегись Его оскорблять и у Него одалживаться. А познавая к себе милость Божию, показывай милость и к ближнему твоему и отпускай его согрешения, да не узнаешь опять на себе гнев Божий, и да не возвратится оставленный долг твой тебе, как было с тем лукавым рабом, упоминаемым в притче (Мф.18:28—35). Злопамятность закрывает дверь к получению милости Божией и оставлению грехов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14—15). «Отче! Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Оглавление О том же Должник, получив от заимодавца милость и видя свой долг прощенный им, радуется. Так и грешник, получив от Бога высочайшую милость и оставление грехов, чувствует в своем сердце живое утешение и радуется о Его милости, изливающейся на грешников. Истинно обратившееся к Богу сердце, кающееся и сокрушенное, не оставляется без утешения Милосердным своим Создателем, ибо Бог, Человеколюбивый и Милосердный, любезно и милосердно смотрит на сердце, обратившееся к Нему, сокрушенное и падающее перед Ним, так что «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19), и на такое сердце изливает елей милости Своей, от которого опечаленное сердце, как рана от живительного пластыря, исцеляется и некую живость получает. «Господь исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их» (Пс.146:3). Это евангельское живое утешение, которого удостаивается кающееся сердце от своего Милосердного Создателя! Это то самое благовестие, о котором Христос, Искупитель мира, говорит: «помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк 4:18-19). Должник заимодавца, как милостивого своего благодетеля, любит, благодарен ему бывает всю свою жизнь, и помнит его благодеяние даже до смерти. Так и грешник, чувствуя великую на себе Божию милость, сердечно любит Его, от сердца благодарит Его, и помнит эту Его благодать даже до смерти. Благодарность — это память благодеяний. Где память благодеяний, там и благодарность. Где забывается благодеяние, там выступает неблагодарность. Должник, видя милость, сотворенную заимодавцем и помня эту милость, и сам должнику своему, если его имеет, являет милость и отпускает долг. Это знак добронравного и благодарного человека. Так и христианин благодарный и добросердечный, видя Божию милость к себе и чувствуя грехов своих оставление, и сам являет ближнему своему милость и отпускает ему согрешения его. Бывает, что лукавый должник, получив от заимодавца прошение долга, сам не хочет просить долга своему должнику, чем заимодавца своего праведно подвигает на гнев, и долг свой опять себе от него возвращенный видит, и ему должником, как и прежде, делается. Так и неблагодарный и лукавый христианин, чувствуя великую к себе Божию милость, получив оставление тяжких и великих грехов от Бога, сам не хочет ближнему своему и малых согрешений оставить. Малых, говорю, согрешений, так как, когда человек перед человеком согрешает, как ни согрешает, это намного меньше того, что Богу согрешаем. И так на праведный и больший гнев Бога, Создателя своего, подвигает, и как прежде был, так опять должником Ему делается, еще большим, чем был. Читай об этом, христианин, притчу о царе и его должнике, и увидишь, как тяжко и опасно злиться и мстить своему ближнему (Мф.18:23— 35). Нет ничего безопаснее, чем простить, и нет ничего опаснее, чем не простить и мстить ближнему за согрешения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). Бог по Своей благости всем нам являет милость; мы чувствуем ее не только во всякий день, но и во всякий час. Но когда человек, сподобясь Божией милости, сам не хочет явить милости подобному себе человеку, тогда Бог и Свою милость от него отнимает, как от неблагодарного и лукавого раба. В результате человек, вместо милости, праведному Божию суду подлежит и за все свои грехи, какие ни делал в своей жизни, судим будет. Видим, христиане, как страшно и опасно не простить и мстить ближнему. «Злой раб!— говорит царь должнику своему, которому долг отпустил было, — весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» То же и Небесный Царь христианину, не милующему ближнего своего, говорит. «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так, — заключает Христос Господь притчу, — и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:32—35). Оглавление 39. Господин, зовущий раба Бывает, что господин, желая позвать некоего слугу, ему известного, говорит прочим рабам: «Пошлите ко мне того-то слугу». И его зовут: «Иди, господин тебя требует», — и идет. Так Христос, Господь всех, зовет человека от этого мира — и отходит от мира. Господин своего слугу зовет неожиданно. Так и Христос Господь всякого человека зовет неожиданно. Смерть для всякого человека — призывание его. Блажен раб, который своим господином призовется исправным. Окаянен тот, кто явится неисправным. Блажен человек, который, позванный Христом Господом, явится перед Ним исправным. Окаянен тот, кто явится неисправным. Христиане! Исправность наша — истинное покаяние. Неисправность наша — пренебрежение истинным покаянием. Призывание наше к Господу — кончина наша. Видим приблизившуюся кончину нашу — тут видим и призывание наше. Известна нам кончина наша и неизвестна. Известна, так как скончаемся. Неизвестна, так как не знаем, когда скончаемся. Так и призывание Господне. Не знаем, когда позовет нас Господь. Хочешь ли, чтобы тебе позванному явиться исправным перед Господом? Будь всегда в истинном покаянии, будь всегда таким, каким хочешь быть при своей кончине, таким, каким хочешь быть позван. Хочешь ли блаженно скончаться? Помни этот час и живи благочестиво. Мудрые и разумные рабы бодрствуют и всегда ожидают, когда господин позовет их. Христианин! Подражай и ты в том сынам этого века: бодрствуй и ожидай звания Господа твоего. Будь в этом важном деле разумен и мудр — и да будешь блаженным. От этого часа зависит или вечное благополучие, или неблагополучие. Тут откроется дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной. Отсюда пойдешь или в вечную жизнь и утешение, или в вечную смерть и мучение. Видишь, как страшен этот час. Блажен бодрствующий и ожидающий этого часа! Бодрствуй и ты, душа моя, и ожидай этого часа. И тогда с радостью сможешь воспеть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», — и прочее (Лк 2:29—32). «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих: какое оно, да уразумею, что остается мне. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий. Ибо подобно призраку ходит человек, напрасно только мятется, собирает сокровище и не знает, кому собирает его» (Пс.38:5—7). О Иисусе, Искупитель мой! Очисти мя прежде, даже не возмеши отсюда. Оглавление О том же Бывает, что слуга, не заботясь о господине своем и не боясь его, так размышляет про себя: «Господин мой не позовет меня сегодня к себе или еще не скоро позовет. Пойду и с друзьями моими погуляю и повеселюсь». И так, отойдя, начнет пьянствовать. Тут неожиданно прибегает к нему вестник и зовет его, говоря: «Поди, господин тебя требует». Тогда обращается веселье его в печаль, а дерзновение — в страх и трепет. И идет к своему господину трепеща, метется своими мыслями, думает: какой ответ дать господину, без воли которого отлучился, своевольничал и бесчинно поступал. Так и небогобоязненный и не заботящийся о своем спасении христианин думает: «Я еще молод и здоров, не видна еще кончина моя, еще не скоро умру. Погуляю и повеселюсь на свете, чтобы насладиться мне благами этого мира. Приобрету себе честь, чтобы люди меня знали. Там мне не малый доход будет, соберу себе довольно и наполню мои сундуки. Ныне люди только и делают, что собирают: что мне иное делать? Собрав, прикуплю себе поболее деревень и крестьян. Мало у меня земли — прибавлю еще. Отниму у той-то вдовы, и у того-то подлого человека. За них заступиться и мне воспрепятствовать некому. До Царя далеко, а судей подкуплю — и все будет благополучно. Потом богатый дом построю себе и украшу его. Куплю себе английскую карету, и упряжку хороших лошадей. Посажу красивый сад с аллеями и галереями, сделаю в нем хорошие пруды, чтобы было где с гостями прохаживаться, гулять и веселиться. Накуплю себе вина и буду поставлять трапезу, как и прочие делают, и общаться с людьми. Я к ним, а они ко мне будут в гости ездить. Соберу достаточно слуг, одену их в приличное платье, чтобы было кому служить мне и гостям, ко мне приезжающим. Постараюсь иметь музыку вокальную и инструментальную, ради лучшего увеселения меня и моих гостей». Это и тому подобное этому, осуетившись в помышлениях своих, замышляет бедный человек. И что суетно мыслит, то и в дело производит. А другой иное замышляет и хочет делать. Видим это в бедных христианах нынешнего века. Видим, что все заботы их не о спасении и вечной жизни, к которой словом Божиим позваны и святым Крещением обновлены, а о суете. Видим и соболезнуем. Но при таких замыслах и делах неожиданно, как скорый вестник, приходит ко всякому безгласно смерть и говорит: «Иди, человек! Господь Вседержитель зовет тебя». Тут бедную душу страх и трепет объемлет. Совесть обличает и мучает. Суд Божий воображается. Душа стеснена отовсюду, не знает, что делать? «Ах! Зовет меня Господь, а я неисправен. Дверь мне отворилась к вечности, о которой я и не думал никогда». О мир, мир! «Суета сует, и всяческая суета! И так выйдет дух его и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все помышления его» (Пс.145:4). Так умирает тот, кто себе обещал долгую жизнь. Вкушает горести смертной тот, кто хотел гулять и веселиться. Остается один тот, кто хотел иметь множество слуг и крестьян. Лежит на смертном одре тот, кто думал проезжаться в карете цугом. Кладут в гроб того, кто думал в богатом и красивом доме жить. Зарывают в трехаршинную яму того, кто думал землю свою расширять. Со слезами и плачем провожают в путь всей земли того, кто желал увеселять себя музыкой. Так неожиданно приходит кончина, и Господь зовет нас тогда, когда мы не ждем. «Отврати очи мои, Господи, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем» (Пс.118:37). Христианин безумный, сердце которого прилепилось к суете и о своем спасении нерадящий! Видишь, что делается людям — ожидай того и себе. Постигает их кончина — постигнет и тебя. Зовет их Господь и Судия к Себе — позовет и тебя. И позовет тогда, когда не ждешь, и там, где не ждешь и как не ждешь. Трепещут они перед судом Божиим при кончине и метутся — и ты вострепещешь и смятешься. Готовься же заранее, чтобы не так страшен был тебе тот час, страшный для всех. Блажен будешь, когда, отвратившись от суеты заранее, будешь думать о том часе, когда дверь в вечность всякому отворяется! Оглавление 40. Рабы, ожидающие господина своего Бывает, что господин отходит из своего дома для известного ему дела. Так Христос Господь, совершив великое дело спасения нашего, отошел от этого мира и, вознесшись на небо, сел одесную Бога Отца. Господин, исходя из своего дома, говорит своим рабам: «Сидите дома, и каждый свое дело делайте, я скоро возвращусь». Так Христос Господь, отходя от этого мира, приказал нам, рабам Своим, говоря: «Я приду опять к вам, и приду скоро. «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Ин 14:3; Откр.22:12). Будьте готовы, «да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк 12:35—36). Верные и добрые рабы делают то, что господин им приказал, и ожидают его прихода. Так и верные и добрые рабы Христовы делают по слову Христа Господа своего, ждут пришествия Его и готовятся к встрече с Ним. «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). Бывает, что рабы, не ожидая скорого прихода своего господина, так говорят: «Не скоро еще придет наш господин». И начнут гулять и бесчинствовать. Но тут неожиданно слышится крик — господин идет! Так и христиане, недобрые и нерадящие о спасении своем, помышляя в сердце своем: «Медлит Господь наш», — начнут гулять и нечествовать. Но тут внезапно услышится вопль и глас трубный: «Вот, Господь идет! Выходите навстречу Ему». Блаженны те рабы, которых их господин, придя, найдет бодрствующими и выходящими навстречу ему. Так блажены те христиане, которых Христос Господь, придя, найдет бодрствующих и готовых к Его встрече. Окаянны те рабы, которых господин, придя, увидит неисправными. Так окаянны и те христиане, которых Христос Господь, придя, найдет неверными Себе и ходящими по своим прихотям. Неисправных рабов предает господин на наказание. Так и христиане, не творящие волю своего Господа Иисуса Христа, предадутся в вечное наказание. «И негодного раба ввергните во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов. Бодрствуйте, так как не знаете, в какой час Господь ваш придет» (Мф.25:30, 13)! Ибо как неизвестную кончину определил нам Христос Господь, чтобы мы всегда ее ожидали, так и неизвестный день пришествия Своего в мир положил, чтобы мы каждый день Его ждали. И как не знаем, когда нас позовет Господь к Себе, да будем всегда готовы, так не знаем дня и часа, когда Он к нам придет, да будем каждый день и час готовы к Его встрече. Христианин! Видишь, что человек умирает тогда, когда не ждет, и отходит к тому веку. Так думай и размышляй, что и Господь придет к нам неожиданно. Тогда неожиданно услышится вопль: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» (Мф.25:6). Услышится глас трубный: восставайте мертвые! Идите на суд! «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:30, 27). Итак, как ожидаешь кончины своей и готовишься к ней, чтобы блаженно скончаться, так ожидай и пришествия Господа твоего и готовься к встрече Его, чтобы сподобиться в пришествии Его одесную Его встать и услышать со слышащими сладчайший глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar