0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1715
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 20
ГОСТЬ: 20
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 0

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Святитель Тихон Задонский / СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ, ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ (3)
13. Низкий человек, усыновленный высоким лицом Бывает, что высокое лицо принимает низкого человека себе в сыновья, снимает с него рубища, омывает, облекает в одежду, чести своей подобающую, и так делает его сыном и наследником своим. Так и Бог, Небесный Царь, поступает с бедным и подлым человеком. Это совершается на святом Крещении. Не видит этого человек телесными очами, но это Таинство постигается верой. Тогда бедного человека Бог в высочайшую Свою милость принимает, не поминает его прежних грехов и беззаконий, оставляет ему всякое законопреступление. Праведный гнев, который на него, как на чадо гнева, имел, отлагает. Снимает с него смрадное греховное рубище, омывает чистою водою, одевает прекрасною порфирою оправдания Христова, делает его сыном Своим и наследником вечного небесного царствия. Крещеному иерей говорит из Божиего слова: «омылся, освятился, оправдался именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор.6:11). О, неизреченное Божие человеколюбие к нам, бедные и отверженные люди! О непостижимая благость! Человека — преступника и отступника Своего, врага Своего — в такую великую милость и высочайшее достоинство, которого выше быть и не может, приемлет Бог! Этой великой и непостижимой любви достойно удивляется святой апостол: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3:1-2). Нам, христиане, остается делать не иное что, как следующее: 1) За эту высочайшую Божию к нам милость и человеколюбие всегда от чистого сердца благодарить Его. 2) Любить Его, как чадам Отца своего. 3) Сыновнее послушание и угождение нелицемерно оказывать Ему. 4) От всякого греха, которым Он оскорбляется, беречься, — да не оскорбим Его. 5) Подражать Ему, как отцу чада подражают, по увещанию апостольскому: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). Принял Он нас в высочайшую Свою милость — будем помнить и мы эту милость Его. Сотворил Он нас чадами Своими — будем и мы истинными, а не лицемерными чадами Его, то есть будем творить дела, чадам Божиим подобающие. Свят Он — будем подражать и мы святости Его, творя святыню в страхе Божием. Благ Он и Милосерден — будем «друг ко другу добры, сострадательны, будем прощать друг друга, как и Бог во Христе простил» нас (Еф.4:32). «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), — будем и мы творить добро всем, знакомым и незнакомым, своим и чужим, единоверным и иноверным, друзьям и врагам, творящим нам добро и творящим нам зло. Долго терпит Он согрешения всего мира, ожидая всех на покаяние — будем и мы терпеливы к согрешающим нам. Сотворим все это и прочее, не ради нашей, но ради Его славы, по увещанию Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). Оглавление О том же Если бы упомянутый подлый человек, от своего благодетеля почтенный, вдался в бесчестные дела, и так совлек бы с себя честь и приличное одеяние и оделся бы опять в подлое и срамное рубище, то это дело достойно было бы удивления, сожаления и смеха от всех людей. И действительно, это было бы немалым оскорблением почтившего его благодетеля! И иные люди сожалели бы, иные удивлялись бы, иные смеялись бы безумию этого глупого человека. Такое приключается с христианином, который в такую высокую милость Божию принят и от Бога почтен во святом Крещении. Такому, говорю, христианину, который в беззаконные дела вдается, закон Божий бесстрашно нарушает, приличествует пословица: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет 2:22). Снимаются с него прекрасные и священные одежды, в которые душа одета была. Лишается он высочайшей чести усыновления Божия и наследия вечного. Облекается в бесчестное и срамное греховное рубище и бывает подлейшим рабом. Бывает печаль и плач святым Ангелам и всем избранным Божиим жителям небесным, которые все прежде радовались его блаженству. Начинается смех, и насмешки, и радость злых духов, которые прежде ему завидовали. В такое бедное состояние впадает каждый христианин, после святого Крещения беззаконнствующий! Опять в то же бедствие и страшнейшее состояние попадает таковая душа, в каком была перед Крещением, и даже горшее. О таких апостол написал: «последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:20—21). Такой бедный человек, на свою беду, не видит как блаженства, которого лишается, так и бедствия, в которое попадает, потому что и то и другое не на теле, а внутри, в душе, имеется. Истинное как блаженство, так и бедствие христианское едино — то есть то, которое в душе находится. О, когда бы увидел человек, какого он блаженства после Крещения через грех лишается и в какое бедствие впадает, непрестанно и неутешно бы рыдал и плакал! Увидят это бедные грешники тогда, когда откроется слава сынов Божиих и явится безобразие их самих. Увидят, но к большему своему горю. Тогда они заплачут и зарыдают, но уже бесполезно. Причиной такого бедственного состояния после Крещения бывает: 1) Немощь и растление, которое внутри, в сердце человеческом, кроется и с ним рождается. 2) Недоброе воспитание. Этого же причиной бывают родители, которые как о себе, так и о детях своих не заботятся, и так сами идут и их ведут в погибель. 3) Пастырское нерадение тех, которые не заботятся о врученном и стаде Христовом. 4) Соблазны недобрых родителей и прочих злых людей, смотря на которых юные соблазняются и развращаются. 5) Козни общего врага христиан — диавола, который ходит, «как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). 6) Небрежение и нерадение о себе самого человека, который слушая в храмах читаемое Божие слово, небрежет и нерадеет о том, и идет, как слепой в яму, в вечную погибель. А отсюда следует: 7) Как нужно юным детям доброе воспитание и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-итальянски говорить, не танцевать, о чем нынешние люди более всего пекутся, но по-христиански жить — вот чему законом Божиим обязываются христиане учить своих детей. Даже если никакого языка не будут знать дети, но будут по-христиански жить — истинного блаженства не лишатся. 8) Как тщательно юным нужно беречься от соблазнов, которыми зло, в сердце их кроющееся, возбуждается! 9) Грешнику, совратившемуся после Крещения с пути истинного, одна остается надежда — истинное покаяние. Для этого обратись, грешная душа, к Небесному Отцу, как блудный сын сделал, и пади перед милосердными Его очами, и с сокрушением и стенанием сердечным воззови к Нему: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих» (Лк 15:18— 19). И без сомнения веруй, что Он примет тебя, и в лучшую одежду облечет тебя, и так и о тебе радость будет перед Ангелами Божиими. Оглавление 14. Благодетель и неблагодарный, от него получающий благодеяние Если бы кто-нибудь у некого доброго и милостивого господина жил в доме и от него пищу, питье, одежду, защиту и прочие блага получал, но ему, как благодетелю своему, не только достойной благодарности не оказывал бы, но и всякую грубость, непочтение и досаждение являл бы, поносил и ругал бы его, то было бы это достойно сожаления и все бы на такого безумного человека негодовали. И действительно, такой человек достоин был бы всякого негодования и поношения! Неблагодарность — великое зло, безумие и слепота, и всякому человеку это мерзко. В этом пороке пребывают дети, которые родителей своих не почитают; люди, которые пастыря своего поносят и злословят; ученики, которые учителям своим досаждают; подвластные, которые властям, об общей пользе пекущимся, достойной чести и любви не оказывают; нищие, которые подающих им милостыню не любят и не помнят их благодеяния, и прочие. Такую или еще несравненно горшую неблагодарность оказывают Богу беззаконнющие христиане. Ибо человек человеку какое ни делает добро, — не свое, но Божие добро делает, так как Бог — Источник и Причина всего, какого ни есть на свете, добра. Бог Свое истинное добро нам подает. Какого добра и благодеяния не оказал нам Бог, о христиане! Создал нас, и создал нас не скотами, но людьми, разумом одаренными. Создал особеннейшим Своим советом: «сотворим человека» (Быт 1:26). Создал по образу и подобию Своему. Какая честь может быть больше человеку, чем быть созданным по образу Божию! За одно это ничем и никогда не сможем Бога отблагодарить. Но когда согрешили мы, пали и погибли, — и тогда не оставил нас Создатель наш Преблагой в погибели нашей. И какого средства не изобрел, чтобы нас восстановить и привести к Себе! Послал к нам пророков Своих, которые нас, отступивших от Него, обращали к Нему. Дал нам слово Свое святое, как послание, в котором открыл и объявил волю Свою святую. И поскольку мы так поражены и уязвлены были лютым разбойником, врагом нашим, диаволом, что ничем не могли исцелиться, то умилосердился над нами, бедными, Милосердный наш Создатель так, что и Сына Своего Единородного не пощадил ради нас, но послал Его к нам, взыскать нас, заблудших, исцелить уязвленных и сокрушенных, спасти погибших, о чем Сам Сын Божий Единородный благовествует нам: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин 3:16—17), Который, живя или, скорее, странствуя на земле, чего ни делал! Каких благодеяний ни оказывал! Как только ради нас ни пострадал! Каких поношений, хулений, каких обид от неблагодарных людей Своих ни претерпел! Наконец крестной смертью ради нашего спасения умер! Все же это сотворил Преблагой Владыка наш благоволением Отца Своего Небесного и Своим свободным изволением. Так показав чудный о нас Промысл, Многомилостивый Бог наш позвал нас к вере Своей святой, и омыл нас, освятил и оправдал именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Своим Святым, как говорит христианам апостол: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор.6:11). Это и прочие благодеяния Божий душе нашей и вечной жизни принадлежат. О том, какое Он добро телу нашему и временной жизни оказывает, — весь мир свидетельствует. Обрати, человек, ум и очи твои ко всему созданию Его и рассуди: кому оно служит? Не нам ли? Кому солнце, луна и звезды? Не нам ли? Кому воздух и облака? Не нам ли? Кому земля с плодами? Не нам ли? Кому скот, звери и птицы? Не нам ли? Кому вода с рыбами и прочими живущими в ней? Не нам ли, о христиане? Нам вся тварь повелением Божиим служит, так как без нее и малейшего времени жить не можем. Кто без хлеба и воды, кто без одежды прожить может? Воздух так нужен нам, что и минуты без него прожить не можем. Какой бы наша жизнь была, если бы Бог отнял свет от нас? Не блуждали ли бы все, как слепые? Кто бы мог от невидимого врага, диавола, остаться невредимым, когда бы Бог всемогущей рукой Своей не хранил нас от врага, который сильнейшей злобой ярится на род наш, «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8). Но зачем перечислять многое? Надо признаться, что бесчисленны Божие благодеяния, которых любой из нас удостаивается. Все в любви и благодеяниях Божиих заключаемся. На что ни посмотришь, к чему ни обратишь ум свой, все это показывает любовь Божию к нам и благодеяние. Сама геенна, объявленная нам от Него, благодетельствует нам, так как устрашает нас. Будем каяться и плакать перед Господом, сотворившим нас, чтобы помиловал нас и избавил от нее. Самого диавола попускает Создатель наш на пользу нашу. И настолько попускает, насколько полезно нам, и настолько этот враг искушает нас, насколько полезно нам. Как полезно? Возбуждает нас от лености, побуждает к молитве. Чувствуя присутствие этого врага, прибегаем к Богу и от Него помощи и защиты просим. И как воин чем чаще в битве бывает, тем искуснее делается, так и христианин чем больше искушений от этого врага мужественно претерпит, тем лучше и искуснее в звании христианском бывает, а чем больше побед над этим врагом одержит, тем более прекрасного венца сподобится от Подвигоположника Иисуса Христа. «Имея попечение, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — о нашем спасении, Бог, оставил диавола, дабы нас от лености возбуждал, и случай к получению венца нам приготовлял» (Беседа 23 на книгу Бытия). И святой Павел говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор.12:7). Видишь, как полезен нам враждебный дух, видишь, как гордый к смирению приводит? Пакостит нам, чтобы не превозносились. И так злой и злобный дух содействует нашему добру намерением недобрым. Но когда христианин беззаконничает, все эти благодеяния Божий забывает, и Бога, Благодетеля своего, не почитает, и бывает к Нему весьма неблагодарен, — делается подобным тому, который благодетеля своего, человека, поносит, и ругает, и оказанное себе благодеяние ни за что не считает. Не почитает же и презирает христианин Бога потому, что не хочет Его слушать. Страшное это слово, о христианин, но истинное! Как? Слушай и внимай. Бог повелевает: не клянись именем Моим всуе. Но беззаконный христианин клянется. Бог повелевает: почитай родителей твоих и власти. Но беззаконный христианин не почитает. Бог повелевает: не гневайся, не злись на ближнего твоего, не ненавидь его. Но беззаконный христианин держит гнев, злопамятствует и ненавидит ближнего своего, по образу Божию сотворенного. Бог повелевает: не любодействуй и не прелюбодействуй. Но беззаконный христианин или прелюбодействует, или любодействует, и тем оскверняет свою и другого душу и тело, оскверняет, говорю, душу, по образу Божию созданную. Бог повелевает: не укради, не похищай чужого. Но беззаконный христианин крадет и похищает. Бог повелевает: не лжесвидетельствуй, не злословь, не ругай ближнего твоего, не лги, не обманывай, не осуждай и не клевещи. Но беззаконный христианин не смотрит на это Божие повеление, лжесвидетельствует, лжет, обманывает, поносит, ругает, судит и осуждает подобного себе человека, а иногда и лучшего. Видишь, как не слушает и презирает беззаконник Создателя своего! Какое почитание отцу от сына и господину от раба, когда сын отца и раб господина не слушает? Не явное ли презрение и унижение? О, сколько на свете презрителей и уничижителей Божиих! Сколько Божиих врагов и среди тех, которые мнят, что Его почитают! О, в какое в бедное состояние пришло христианство! Христианин, столько милостей и благодеяний от Бога получивший и получающий, врагом Богу, Высочайшему своему Благодетелю, делается, тот, кто знает, что как ради всех, так и ради него Сын Божий в мир пришел, пострадал и умер; тот, кто позван словом Божиим к вечной жизни; тот, кто банею Крещения Богом омыт, освящен, оправдан. О, как заразил бедного человека душегубец диавол! Каков сам богопротивник, таким же и человека сделал. Видишь, христианин, к чему грех тебя приводит! Врагом Божиим ты, который должен быть боголюбцем и почитающим Бога, через грех делаешься. Сладким он тебе кажется, но горьки его плоды! Не видишь этого сейчас, но тогда увидишь, когда все дела и помышления человеческие откроются. Тяжело тебе, человеку, терпеть, когда подобный тебе человек, получивший от тебя некое малое благодеяние, не оказывает тебе благодарности. Насколько тяжелее неблагодарность Богу, всех благ Источнику! Отсюда видим, что везде Бог жалуется на неблагодарность: «забыли благодеяния и чудеса Его» (Пс.77:11). И еще: «Слушай, небо, и внимай, земля, потому что Господь говорит: «Я родил и возвысил сыновей, они же отвергли Меня» (Ис.1:2). И еще: «Согрешили, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу?» (Втор 32:5—6), и в прочих местах Писания. Итак, очувствуйся, христианин, и, признав свою неблагодарность и согрешения, пади со смирением перед милосердными Божиими очами и из глубины сердца взывай Ему: «Со-греших, Господи, помилуй мя! Приими мя, заблудшую овцу и сопричти избранному Твоему стаду! Дай мне сердце, Сердцеведче Боже, Тебе почитающее, Тебе боящееся, Тебе любящее, воле Твоей последующее! Настави мя на путь Твой, и пойду во истине Твоей! Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое!» И когда, обратившись, начнешь каяться и новую христианскую жизнь проходить, не повредит тебе прежняя твоя беззаконная жизнь, и тогда сам узнаешь, каким ты был перед Божиими очами. «Когда, возвратившись, воздохнешь, тогда спасешься, и поймешь, где был» (Ис.30:15). Поймешь, в каком бедственном состоянии был ты, как далеко блуждал от пути истины. Поймешь, что ты имени христианского недостоин был, хотя называл себя христианином, что на самом деле был мертв, хотя мечтал будто ты жив. Всякий, живущий во грехе, мертв для Бога, как живущий в Боге мертв для греха. Тогда сбудется и о тебе сказанное: «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:24). И тогда радость будет на небесах о тебе перед Ангелами Божиими. О, да сбудется это! «Господи Боже Сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» (Пс.79:20). Оглавление О том же Когда человек, неблагодарный своему благодетелю, придет в разум и раскаяние о своей неблагодарности, начнет мыслить и говорить про себя: «Что это я, окаянный, делаю? То ли я должен воздавать своему благодетелю? Ненависть ли за любовь, и зло за добро? Воистину обезумел я!» И так жалеет и сокрушается о беззаконных своих поступках. И стыдится смотреть на своего благодетеля, падает перед ним со смирением и просит у него прощения, не боясь ничего от него, но только жалея, что того, кого должен был любить и почитать, как любящего, поносил, ругал и оскорблял. Это истинное раскаяние! Видишь, христианин, что человек человеку, благодетелю своему, делает, когда выкажет ему неблагодарность и в раскаяние придет! Так и христианин, когда придет в разум и рассудит о Божиих благодеяниях, как прочим, так и ему оказанных и оказываемых, и о Боге, Благодетеле своем, им забвенном и презренном, весьма сокрушается и, удрученный печалью о Боге, как стрелой, уязвляется, и на себя самого, как на врага, гневается, судит себя, как не достойного ни неба, ни земли, ни куска хлеба, ни рубища. Словом, ничего себя достойным не считает, а только одного наказания. Видит, что Его, как Создателя своего и Бога, должен был почитать, но не почитал. Должен был слушать, но не слушал. Должен был любить, но не любил. Должен был смиряться перед Ним, но не смирялся. Должен был покоряться Ему, но не покорялся. И тем оскорблял Того, в любви и благодеяниях Которого заключен, Того, Который есть одна любовь и благость, Того, у Которого в руке все концы земли и он сам, Того, Которому Ангелы со страхом и любовью поклоняются, почитают и поют. Это печаль по Богу, которая покаяние нераскаянное во спасение соделывает! Сокрушенное такой печалью сердце не может не испускать слез. Пожелает и он с пророком источника слез. Такому впредь уже тяжко согрешать. Лучше он пожелает умереть, чем согрешить. Это есть истинное христианское покаяние, которое происходит от размышления о презрении нашем к Богу Благодетелю и благодеяниям Его! О, когда бы всякий христианин рассуждал, какое ему Бог добро делал и делает, и как тяжко грехом оскорбляет Его, Того, от Кого всякое благодеяние получает, и взирал бы на Божие величие и свое не достоинство, — никогда бы не захотел согрешить! Но в том беда, что закрытые душевные очи имеет и потому не видит, что сам делает. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Пробудись, о, бедная душа! Вот, сатана хочет тебя вечного сокровища лишить навеки. Оглавление 15. Царь и его поданный, просящий у него милости Когда человек стоит перед своим Царем и у него простит милости, то со смирением и благоговением на него смотрит, колени преклоняет и падает перед ним, весь ум и мысли собраными имеет, старается, как бы царя на милость преклонить и желаемое получить. Видишь, христианин, как человек у человека милости просит! Какое внимание, смирение и благоговение показывет, желая получить просимое! Из этого примера мы учимся, как должны мы в молитве стоять перед Господом Богом и Царем нашим, с умилением взирать на пресвятое Лицо Его, колени со смирением преклонять и падать перед Его величеством и желаемое просить. О человек! Помни в молитве своей, что ты перед Богом стоишь, с Богом беседуешь, Богу говоришь: «Господи, помилуй! Господи, ущедри! Господи, услыши! Господи, спаси!» — и прочее. И псалмы ли читаешь, или песни церковные поешь, Бога поешь, к Богу простираешь речь свою: «Ты, Господи! Тебе, Господи!» — и прочее. Кто ты? Земля, пепел и грешник. Перед Кем стоишь и беседуешь? Перед Богом Святым и страшным, перед Которым все создания, видимые и невидимые — как ничто. Ты малый и бедный червячок, к тому же и грешник, Богу Вечному, непостижимо Всемогущему, предстоишь, молясь. Сам рассуди, какое здесь смирение и благоговение тебе требуется! Перед Царем земным со смирением стоим и просим его, а тем более — перед Царем Небесным! Отсюда следует: 1) Чтение молитв со скоростью, с какой только может язык справиться, не приносит никакой пользы. 2) Спешно читаемые стихи и поющиеся песни только шум один делают, а читающим и поющим не только не полезны, но и в грех обращаются. 3) Отсюда бывает, что попы, клирики и прочие люди, так читающие и поющие, не только не исправляются, но и хуже делаются, ибо никогда не молятся, хотя и часто в церковь ходят и молятся. Молитва — всех благих ходатаица нам. Поэтому без молитвы невозможно исправить себя, жить по-христиански и творить добро. Всякое добро нужно у Бога просить. Будучи злыми, без Бога добрыми быть не можем. 4) Поскольку молитва бывает нам причиной всяких благ, то сатана, враг наш, зная эту великую пользу, исходящую нам от молитвы, всячески препятствует нам, то мысли о мирских вещах предлагая, то злыми помышлениями докучая нам, то уныние влагая. Потому благочестивым нужно в молитве осторожными быть, врагу противиться, мыслям не допускать рассеиваться, и Богу одному внимать, чтобы как телом, так и духом перед Богом стояли, как телом перед Ним падаем, так и духом перед Ним падали, чтобы то, что говорит язык, о том ум и сердце не молчали бы, — словом, чтобы внутренность молящегося с наружностью согласна была. Оглавление О том же К доброму и милостивому человеку, хотя и высокого звания, удобно все приступаем ибо благость его и милость всякого к себе влечет, и надежда милости его удобным приступ к нему делает. Каждый в себе так думает о нем: «Хотя он велик и высок по своему сану, однако всем бедным, приступающим к нему и просящим милости у него, доступен и отверзает двери милосердия». Тем более мы должны рассуждать так о Господе Боге нашем, христианин! Хотя Он и Велик и страшен, и величество Его непостижимо, но насколько Велик, настолько Благ и Милостив, и каково величие Его, такова и милость Его. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс.144:8-9). И все святое слово Его ничто так нам не проповедует, как благость и милость Его, к надежде и утешению нашему. Без сомнения приступим к Нему и будем стучать в двери милосердия Его. Да и Сам Он велит нам приступать к Себе с молитвой и прошением в нуждах наших. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7—8). Что утешительнее этих слов может быть нам, бедным грешникам? К какому человеку, столь доброму, милостивому, щедрому и кроткому, так удобен приступ бывает, как к Богу, Который и в сердце человеческом доброту, милость, щедроты и кротость насадил? У какого отца дети так удобно и скоро испрашивают желаемое, как у Бога сыновья человеческие? Бог наш не только смотрит на прошение и исполняет, но и слушает желание убогих людей Своих. «Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое» (Пс.9:38). Двери милосердия и приступ к Богу отворил нам Сладчайший Спаситель наш Иисус предорогими Своими заслугами. И пусть не устрашает нас величие Его, чтобы приступать к Нему с молитвой, но пусть ободряет благость и человеколюбие. «Да приступаем с дерзновением к Престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16). Оглавление О том же Видим, что к Царю или к какому-либо высокому лицу не в любое время и не в любом месте можно приступить с прошением. К Богу же нашему, христианин, — не так: к Нему везде и всегда удобен приступ бывает. Везде и всегда готов Он слушать нашу молитву. Ночь и день, вечер и утро и всякое время и час удобны для молитвы. Также в любом месте удобно к Нему приступать, ибо везде и всегда со всеми нами находится. Можем к Нему приступать с прошением нашим в церкви, в доме, в собрании, в пути, при делах, на ложе, идя и сидя, трудясь и отдыхая, и в любое время. Ибо везде и всегда можем ум и сердце к Нему возводить, и прошение сердца Ему приносить, и с коленопреклонением сердечным падать перед милосердными Его очами, и милости от Него ожидать. Ведь к Богу не ногами, но сердцами приступаем. Приступай, христианин, везде и всегда к Милосердному Создателю твоему, исповедуй и признавай нищету твою, бедность и окаянство, и получишь богатство благости от Него. Оглавление 16. Лоза и розги Что лоза и розги между собой, то и Христос и христиане между собой. Розги с лозою соединены. Так и христиане с Христом духовно соединены. Розги от лозы сок принимают и плод творят, так и христиане от Христа силу живительную добронравия и добродетелей принимают и плоды добрых дел рождают. На розгах, хотя и видится плод, лозе приписывается, так, хотя христиане и приносят плод добродетелей, однако приписываются они Христу, Сыну Божию. Розги сами по себе без лозы не могут плода приносить; так и христиане без Христа ничего не могут творить. Розги очищаются делателем, чтобы лучший и больший плод приносили. Так и христиане Небесным Отцом наказываются, чтобы больший и приятнейший плод добродетелей принесли. Розги снаружи некрасивы, но внутри добрый и приятный сок и плод содержат; так и христиане снаружи некрасивы, презренны, но внутри добры, некрасиво говорят, но красиво живут. Розги чем более плодами обременяются, тем более к земле приклоняются и опускаются; так и христиане чем более добрых дел творят, тем более смиряются. Розги плод приносят ради труда делателя; так и христиане добрые дела творят по слову Небесного Отца, от Которого всякое добро происходит. Розга, не приносящая плода, отсекается от лозы; так и христианин, который не приносит плода доброго, отторгается от Христа. Розга, отсеченная от лозы, иссыхает; так и христианин, отторженный от Христа, всю духовную свою живность губит и духовно иссыхает. Розга иссохшая не пригодна ни к чему иному, как к сожжению; так и христианин, отторгнувшийся от Христа и иссохший, вечному предается огню (См. Ин 15:4-6). Отсюда видишь, христианин: 1) Сколь тесный союз и общение истинных христиан со Христом! Он — Лоза, они же — розги. 2) Какое это великое и высокое достоинство! Ибо что более славно, чем со Христом, Царем Небесным, иметь общение? Преславно с земным царем или князем иметь общение, но несравненно более славно — со Христом, Царем царствующих. 3) Сколь велико их блаженство! Если Христос с христианами, кто против них? Весь свет и весь ад ничего не может против христианина, так как Христос — его Крепость и Сила. 4) Без Христа быть добродетельными и добрые дела творить не можем, ибо розги приносить плоды без лозы не могут. 5) Отсюда следует, что прежде всего должно во Христе насадиться и так плоды добрых дел приносить — нужно прежде всего сделаться добрым и тогда добро творить. «Злое дерево не может добрые плоды приносить» (Мф.7:18). 6) Сколь бедственно состояние тех христиан, которые беззаконной жизнью от Христа отторглись! Ибо они — как розги иссохшие. 7) Всякий, кто хочет спастись, должен чистым сердцем обратиться к Господу и покаянием и слезами омыть себя, и так ко Христу, Лозе истинной, прилепиться. Ибо, помимо Христа и вне Христа нет спасения. Христос — Жизнь и Свет, и потому окажется в смерти и во тьме тот, кто от жизни и света отлучился. Рассуждай так, христианин, и покаянием и слезами омой грехи свои, да с Жизнью — Христом — опять соединишься. Оглавление 17. Глава и тело Что голова и тело между собой, то и Христос и христиане. Тело с головой соединено, — так и христиане с Христом духовно соединены. Голова прочим телом управляет, — так и Христос Телом Своим духовным, или Церковью Своей, святой управляет. Голова о пользе и целости всего тела промышляет, — так и Христос о пользе и спасении Церкви Своей, или верных, промышляет. Что голова задумает и захочет, то члены тела и делают. Руки делают то, что голова хочет. Ноги идут, куда голова хочет. Без изволения головы никакой член ничего не делает. Так и христиане по воле Христовой все должны делать, то есть что Он хочет. Голове все члены тела повинуются, — так и Христу должны повиноваться христиане. Когда голова страдает, то и все члены тела ей сострадают. Так и с Христом пострадавшим должны христиане в этом мире страдать, должны с посмеянным Христом посмеянными быть, с поруганным — поруганными быть, — словом, с Христом, понесшим Крест, крест свой нести и Ему следовать. Когда голова прославляется, то и члены тела к той же славе приобщаются. Так и с прославленным Христом прославятся и духовные члены Его — христиане — во царствии Его. Члены телесные — орудия головы: голова все делает, но через члены свои. Так и христиане — орудия Главы, Христа, Который через них добрые дела совершает. Что члены доброго делают, то голове приписывается. Так должно все Христу приписываться то, что христиане доброе делают. Когда голову кто-то бьет, то руки всячески защищают ее и охраняют от бьющего, чтобы не была повреждена. Так и когда Христос хулится и бесчестится, должны христиане стоять и славу имени Его защищать, хотя бы и самим следовало страдать. От головы все блаженство тела зависит. Так и от Христа всех христиан блаженство зависит. Когда тело или член какой страдает, то сострадает и голова. Так и когда христиане страдают, сострадает им и Христос. Что члену какому телесному делается, то вменяет себе и голова. Так что христианам делается, то вменяет Себе и Христос. Обида или зло какое-нибудь делается христианину? Все это Самому Христу делается. Гонится, ругается, поносится, укоряется ли христианин? Все это Самого Христа касается. Добро или благодеяние какое-либо делается христианину? Это вменяет Себе Христос. О том говорит Христос: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. И еще: Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф.25:40, 45). Отсюда видишь, христианин: 1) Каков союз и общение имеют христиане со Христом, подобно членам тела с главой. 2) Святая Глава — Христос. Святыне Его надобно приобщаться и членам Его — христианам, и творить святыню в страхе Божием. Иначе «какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор.6:14). Надо очиститься истинным покаянием и приносить плоды достойные покаяния, чтобы быть истинным христианином, живым членом Христовым, и так приобщаться святыне Его. 3) Сколь велико преимущество и блаженство христиан! Ибо что большее может быть для человека, как быть членом пренебесной Главы — Христа Царя? 4) Сколь тяжкий грех делают те христиане, которые христиан обижают, поскольку эта обида Самого Христа касается, что и говорить страшно; но так на самом деле и есть. 5) Отсюда утешение последует христианам, что Христос — Глава их — состраждет им в страдании, и все, что им ни делается, то Себе вменяет. 6) Постараемся же и мы, христиане, истинными быть христианами, и приобщимся святыни Христовой и блаженству истинных христиан. Оглавление 18. Члены тела между собою Что члены в теле, то и христиане между собой. Члены телесные составляют тело. Так и христиане составляют тело духовное. Члены в теле соединены и являются одним телом. Так и христиане соединены духовно и являются одним духовным телом. Члены в теле соединяются и связываются жилами. Так и христиане соединяются и связываются верой, духом и любовью. Члены в теле не делают друг другу вреда. Так и христиане не должны друг друга обижать и друг другу вредить. Члены в теле мирны и согласны между собой. Так и между христианами должен быть мир и согласие. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защищают. Так и христиане должны друг другу помогать, друг друга защищать. Когда один член в теле страдает, то и прочие члены ему сострадают. Так и христиане, когда какой-либо христианин страдает, должны ему сострадать, должны плакать с плачущими. Члены в теле друг друга не презирают, друг перед другом не гордятся. Так и христиане не должны друг друга презирать, друг перед другом гордиться. Члены в теле все в равном достоинстве. Так и христиане о себе думать должны. Члены друг друга предостерегают от находящего зла, как-то: очи — видением, уши — слухом, ноги — бегством, и прочее. Так и христиане должны друг друга предостерегать: иной словом, иной советом, иной страхом, иной молитвой. О всем же составе телесном голова печется и промышляет. Так и о всем духовном Своем Теле Глава, Христос, печется и промышляет. Ему слава вовеки, аминь! Видишь, христианин, что такое христиане и какие между ними должны быть любовь, мир, согласие, милосердие, сострадание и прочее. Рассуждай, принадлежишь ли ты к святому этому обществу. О первых христианах пишется: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). О, если бы и сейчас так было! Но противоположное видим с болезнью и воздыханием (См. Рим 12:4—5; 1 Кор.10:17, 12; 12:13 и проч.). Оглавление 19. Овцы Христиане в Святом Писании овцами называются потому, что между христианами и овцами немалое имеется сходство. Овцы никакому скоту не делают обиды. Так и христиане никого не обижают. В овцах примечается простота. Когда одну овцу волк режет, не бегут прочь, а все на это смотрят. Так и христиане простосердечны, «мудры на добро и просты на зло» (Рим 16:19). Овцы великую пользу приносят хозяевам, то есть дают им шерсть, молоко, кожу, мясо. Так и христиане для всех добры и полезны, и Богу, Господу своему, приносят жертву хваления и исповедания. В овцах примечается мир и согласие, ибо и в малом хлеву много их помещается. Так и христиане мирны и согласны между собою. В овцах примечается кротость и терпение: когда стригут их, молчат, и когда бьют, молчат. Так и христиане смиренны, кротки и терпеливы. В овцах не замечается зависти, ибо, когда едят, не дерутся между собой. Так и христиане не завистливы. Овцы весьма алчны, ибо много едят. Так и христиане, хотя и благочестивы, всегда алчут и жаждут благочестия. Овцы своим пастухам послушны. Так и христиане послушны Пастырю и Господу своему Иисусу Христу. «Овцы Мои слушаются голоса Моего», — говорит Христос (Ин 10:27). Видишь, христианин, свойства овец Христовых, истинных христиан! Думай о себе, принадлежишь ли ты к этому благословенному стаду. Если хочешь в ограде небесной быть, надо тебе непременно быть овцой Христовой. Оглавление 20. Козлища Козлищам злые люди уподобляются, так как немалое сходство между козлищами и злыми людьми. Козлища почти любой скот рогами своими бодают и обижают. Так и злые люди всякого человека, доброго и злого, или делом, или словом обижают. В козлищах примечается гордость, так как ходят все больше по высоким и крутым местам, а часто и на здания восходят. Так и злые люди гордятся и высоко возносятся. Козлища всегда стараются в стаде быть впереди. Так и злые люди всегда хотят над другими начальствовать или быть на первом месте. Козлища, когда их влекут куда или бьют, не молчат, а кричат. Так и злые люди, когда их наказывают, не терпят, а ропщут, а часто и хулят: какая-де моя вина? чем я согрешил, и прочее. Козлища издают некий особый смрад. Так и злые люди смердят злонравием и беззаконной жизнью. Примечай, христианин, сходства козлищ и злых людей и помни, что написано об овцах и козлищах: «И соберутся пред Ним (Христом Царем) все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф.25:32—33). Исправляй себя покаянием и молитвой. Да будешь овца Христова. Да не явишься как козлище тогда, когда отделятся добрые от злых, как овцы от козлищ.
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 25
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  21:40 | 16.12.2017