- 279 Просмотров
- Обсудить
Будем истинными христианами, будем истинными рабами Его, будем живыми членами Его. Будем с Ним здесь — и там будем; будем иметь в пришествии Его втором знамение и свидетельство, что мы в мире сем Его были — и так Он нас за Своих признает тогда. 25) Страдание Христово и все спасительные Его заслуги, ради нас сотворенные, имеют бесконечную важность, силу и достоинство ради Лица Его, Которое есть совершенный Бог и совершенный человек. Ради этого кающемуся и сердечно верующему во Христа все и всякие грехи, какие бы он ни сотворил, какими бы многочисленными, тяжкими и ужасными они ни были, — отпускаются, и отпускаются только по благодати. Потому что заслуги Христовы выше и сильнее всех и всяких наших грехов. Губит человека не тяжесть, не множество грехов, а нераскаянное и ожесточенное сердце. 26) Христос Господь наш Своим страданием за нас одолжил нас навечно, поскольку Он, пострадавший за нас, есть Бог, Единый от Святой Троицы, а мы грешники и рабы негодные, за которых Он пострадал. Одолжил Он нас навечно, поскольку от вечной смерти и муки избавил нас не серебром или золотом, а честною Своею Кровию. Одолжил Он нас навечно, поскольку для вечной жизни искупил нас и к вечному Божиему царствию дверь отворил. Вечное благодеяние, таким чудным образом и от бесконечного лица сотворенное, вечного требует и благодарения. Поэтому достойно со всей Святой Церковью вечное благодарение, хваление, пение и славословие приносим Ему со Отцем и Святым Духом. Слава Богу, благоволившему так! 27) От страдания Христова учимся, что как оправдание наше, так и спасение вечное в единой благодати Божией и заслугах Христовых, верою воспринятых, состоит. Об этом во многих местах святого Писания свидетельствуется. Однако веру эту должны мы делами показать, согласно апостольскому учению: «Покажи ми веру твою от дел твоих» (Иак 2:18, церк.-слав.). Истинному покаянию и вере непременно последует исправление и обновление сердца и внешней жизни. Истинное покаяние и вера обновляет и исправляет человека, отвращает от суеты мира, подвигает к желанию и исканию вечной жизни, страху Божию учит, беспрестанно увещевает против всякого греха бороться, и добро творить, и Богу угождать. Христианин! Спасение тебе уготовано от Христа. Берегись его нерадением своим потерять. Пребывай же в истинном покаянии и вере до конца, и благодатию Божиею получишь спасение, — чего тебе сердечно желаю. 28) Христово страдание христианам, без покаяния и исправления живущим, не только не идет на пользу, но и будет в обличение и худшее осуждение. Христос, Который за грехи мира умер и пострадал, будет и судить мир за грехи (Ин 5:22; 2 Кор.5:10). Видел мир Христа, живущего на земле как человека, — тогда увидит как Бога. Видел мир Христа на земле в смирении — тогда увидит в славе Божественной и страшной. Видел мир Христа на земле в кротости и долготерпении — тогда увидит гнев Его праведный на грешников нераскаянных. Видел мир любовь и милосердие Христово к грешникам на земле — тогда увидит правду Его. Видел мир Христа на земле, отпускающего кающимся грешникам согрешения, — тогда увидит Его, воздающего всем по делам их. Видел мир Христа на земле, судимого беззаконными, — тогда увидит Его, судящего беззаконных. Слышал мир вопль беззаконников на Христа: «Возьми, возьми, распни Его», — тогда услышит мир вопль нераскаянных грешников горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:16—17). Видел мир Христа, на смерть осужденного беззаконниками, — тогда увидит Его, осуждающего беззаконников на вечную смерть: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Видел мир Христа, ко кресту пригвожденного и между двумя злодеями распятого, — тогда увидит Его, на престоле славы сидящего, и небесным воинством окруженного, и неизреченным светом сияющего; и весь от страха славы той ужаснется и вострепещет. Души благочестивые, радуйтесь и веселитесь, так как приближается избавление ваше. От Христова страдания как благочестивым и кающимся проистекает живое утешение, так нечестивым и нераскаянным грешникам будет обличение и осуждение большее. Видим в святом Евангелии, что, по воскресении Христовом из мертвых, следы язв Христовых на теле Его святом остались (Ин 20:27). Промыслом Божиим это соделано. Эти язвы во втором Христовом пришествии будут во утешение и радость верным и святым Его и во обличение и большее осуждение нечестивым и грешникам нераскаянным. За то, что они явились неблагодарными Тому, Который за спасение их пострадал, и ко Кресту пригвожден был, и умер, — и спасением, такой дорогой ценой для них приобретенным, пренебрегли. Пишется об иудеях, распявших Христа: «Воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин 19:37; Зах.12:10). Воззрят и нечестивые грешники и увидят язвы рук и ног и ребра Его, и охватит их страх, трепет и ужас. И так им страдание Христово будет во обличение и большее осуждение, что такою благодатию Божиею не хотели воспользоваться и спастись. К их числу принадлежат блудники, прелюбодеи и все скверно живущие; воры, хищники, грабители, судьи-мздоимцы; помещики, крестьян своих отягчающие; купцы, обманывающие в товарах, и дешевую вещь за дорогую, и худую за добрую продающие; те, кто удерживает плату наемнику; клеветники, ругатели; лживые, хитрецы и лукавые; пьяницы; родителям и властям своим противящиеся; чары творящие и призывающие их, и прочие беззаконники, в нераскаянии и неисправлении живущие. Для всем подобных им Христово страдание, и святое Его Евангелие, и Сам Христос, за всех пострадавший, не только не приносит никакой пользы, но и будет в большее осуждение и обличение. Покайся, христианин, и начни новую жизнь, прежней беззаконной жизни противоположную — и будет Христос твоим со всеми заслугами Своими и вечными благами. 29) Видишь, христианин, какая происходит польза от памяти и размышления о страстях Христовых. Верное и прилежное рассуждение о Христовых страданиях учит нас: каяться и жалеть о грехах, которые были причиной страстей и болезней Христа Господа нашего; познавать, каким страшным и пагубным злом является грех; беречься от всякого греха, как смертоносного и всепагубного зла; презирать мир со всеми прелестями и похотями его, не желать чести, славы, богатства и веселья мира сего; о небесном помышлять, а не о земном; дорогим почитать сокровище вечного спасения, как величайшею ценою Крови Христовой купленное; познавать, чем мы через грех сделались и что через Христово страдание приобрели, в какое бедствие через грех впали, и какое великое и непостижимое блаженство через Христово страдание к нам возвратилось, и за все это усердно Бога, так нас помиловавшего, благодарить; познавать гнев Божий за грехи, неутолимый суд Божий, неизменяемую правду Божию, так как она греха без наказания не оставляет, — непостижимую Божию премудрость, которая там изобретает способ спасения, где не видится, и где нам невозможно, там Богу все возможно; познавать горячую любовь Божию к роду человеческому, и взаимно любить Его, и, по слову Его, ближнего нашего любить и почитать, и добро творить ему, и прочее. Так рассуждение о Христовых страданиях переменяет и обновляет человека и делает его иным, чем прежде был. Христово страдание — как книга спасительная, из которой учимся всему добру, то есть покаянию, вере, богопочитанию, любви к ближнему, смирению, кротости, терпению, презрению мира и всей суеты его, и, как шпорами, поощряемся и возбуждаемся к непрестанному желанию и прилежному исканию будущей жизни и вечных ее благ. Обращай, христианин, сердечные очи свои к страстям Христовым, и часто их вспоминай, и рассуждай — и обновишься. Кто что любит и почитает, у того всегда то на уме и в размышлении, в том ум и сердце его. Через страдание Христово от вечной погибели мы избавились и вечное получили блаженство. И как этого христианину не вспоминать? Сладко и благоприятно вспоминать способ и образ тот, которым мы от великого бедствия избавились и всякое вечное добро получили. Христос Господь наш это нам своим страданием сотворил. Воспоминание о прежнем бедствии и рассуждение о настоящем блаженстве утешает, оживляет, радостотворит и услаждает человека. Погибшими мы были, но Христовым страданием спаслись, и вечную славу, жизнь, радость и блага получили. Сладко и радостно это вспоминать. Только берегись, христианин, чтобы прежнему бедствию не подвергнуться. Двери царствия Божия открыты смертью Христовою. Входят в него кающиеся грешники и творящие дела покаяния. Берегись ты те двери для себя закрыть грехами и нераскаянной жизнью. Имеют люди обычай на картинах изображать сражения, подвиги воинов против врагов и победы, над ними одержанные. И, глядя на те картины, с радостью вспоминают победы, одержанные над врагами, и так утешаются. Изрядный и душеспасительный обычай приняла Святая Церковь писать образы страстей Христовых и представлять их верным для превеликой пользы и утешения. Христианин! На этих картинах представляется тебе подвиг, который совершил для нас Сын Божий. И сражался не оружием, а терпением креста и страдания; сражался против дьявола и всех наших врагов. И одержал над ними преславную и вечную победу, и даровал нам ее так, что надеемся благодатью Его когда-нибудь торжествовать и восклицать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:55). «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор.15:57). Утешительно и радостно этот подвиг Сына Божиего и победу Его, над врагами нашими одержанную, вспоминать и на нее взирать. За нас Он тот подвиг совершил, для нас и победу над врагами нашими одержал. Не могли мы сами никаким образом победить врагов наших и от них избавиться. Христос, Господь и Заступник наш, за нас вступился, и победил, и попрал их, и восторжествовал над ними, и так нас от них похитил и избавил. Слава смерти и ада победителю, Иисусу! Радостно поем Ему победную песнь: «славно бо прославися!» (Исх 15:1, церк.-слав.). Эту преславную и душеспасительную победу представляет нам образ Христовых страданий. Образ, как всегдашняя книга, в которой образуемое читаем. В книге читаем, что и как сделалось. Образ и картина все это не только душевным, но и телесным очам представляет, и живо изображает, и так в сердце смотрящего ударяет. Ибо невозможно человеку, смотрящему на образ Христовых страданий, не тронуться и не содрогнуться, не почувствовать в сердце страх, или утешение, или сокрушение, или раскаяние в грехах, особенно если с рассуждением и благоговением смотрит. Такую пользу подает написанный образ Христовых страданий! Если хочешь, христианин, всегдашнюю память Христовых страданий иметь и от нее душе своей пользу получать, имей у себя в доме изображение страстей Христовых, и на него часто с благоговением смотри, и будут они тебе вместо всегдашнего чтения и наглядного поучения. Выброси из дома твоего маскарадные картинки, которые соблазняют, разжигают и расслабляют плоть твою, и имей у себя образ, изображающий подвиг и победу Христову над врагами нашими, который будет созидать душу твою. Из него всему добру учиться будешь. Он будет тебе напоминать всегда, Кто Спаситель твой и Искупитель, от чего, и для чего и чем Он тебя искупи; напоминать любовь Его к тебе и твою к Нему обязанность; напоминать прежнее твое бедствие и настоящее и будущее блаженство, что ты прежде был и чем ты ныне стал. Эта спасительная картина представит тебе, кто ты и как ты должен в мире жить. На эту картину смотря, не захочешь в мире сем обогащаться, славиться, веселиться и в роскоши быть; но и всего того, что имеешь, недостойным будешь считать себя. Она всегда будет тебя увещевать не мстить, но прощать обиды ближнему, благотворить не только друзьям, но и врагам, и молиться за всех. Словом, что в Евангелии святом написано, то все в Христовом страдании изображено, и к подражанию нашему представляется. 30) Как все спасительное Христово смотрение, так и страдание Его, и Самого пострадавшего Христа будешь почитать, когда дело искупления твоего самым великим будешь почитать и во всегдашней памяти содержать, и сердечно Его за это благодарить, и в истинном покаянии и раскаянии о грехах своих будешь жить, так как они такую болезнь и страдание Христу соделали, от всякого греха удаляться будешь, и все, что воле Его святой угодно, творить будешь, и, возненавидев суету мира сего, к Нему единому, как свету и жизни нашей, будешь стремиться, и смирением, любовью, кротостью и терпением будешь следовать. Так Христос и спасительное Его смотрение истинно почитается. Многие христиане почитают Христово страдание и пострадавшего Христа устами, но сердцем отвращаются от Него. О таких говорит Господь: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8). 31) От Христовых страданий учимся со смирением и верою приступать к Небесному Отцу, и во имя Христово просить у Него всего, что для спасения нашего нужно и полезно, то есть: отпущения грехов, благодати, обновления и прекрасных плодов Святого Духа — «любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания», наконец, жизни вечной и небесных благ (Галл.5:22—23). Если Он Сына Своего к нам послал, и на страдание и смерть предал за нас, как не подаст всего того, что воле Его угодно и нам полезно? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32). Только сами не будем нерадивыми. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам», — ободряет и обнадеживает нас сам Христос Господь наш (Мф.7:7). «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Свя-таго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя» (Пс.50:12-14). 32) Веруем мы, что во Христе два естества, Божество и человечество в едином лице соединены, но не слияны, и потому Христос Господь наш есть совершенный Бог и совершенный человек, пострадавший за нас. Но пострадал и умер по естеству человеческому, а не по Божеству. Ибо Божество бесстрастно, не может терпеть, страдать от болезней и умереть; всегда непременно в Своем всесовершенном блаженстве. Страдал Христос Бог наш Своею душою и Своим телом, как сказано выше, а Божество Его бесстрастно пребывало в страдании Его. Берегись же, христианин, приписывать болезни и страдания Христову Божеству. Читай и слушай со вниманием стихи церковные, читаемые в среду, пяток и в воскресные дни, и сам увидишь это. Христос Господь наш, будучи Богом, и тогда, когда по земле ходил в человеческом и смиренном образе, и когда страдал за нас, — и тогда, говорю, на престоле славы Своей со Отцем и Святым Духом был поклоняем и прославляем Ангелами. «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» (Часы Св. Пасхи). Но посмотрим далее, что Христос Господь наш ради нас сотворил? Умер Христос за грехи наши, и в третий день восстал из мертвых, и «в продолжение сорока дней являлся» ученикам Своим и апостолам, и прочим верным Своим, и различно доказывал им Свое восстание, и «говорил о царствии Божием» (Деян.1:3). Так Он дело Свое сотворил, ради которого в мир пришел, и пред очами учеников своих с горы Елеонской вознесся на небо, откуда и пришел, и сел по правую сторону Бога Отца (Деян.1:9 и 12). Так Он, христианин, сделал дело Свое — и ушел. «Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века» (Пс.67:33—34). Пою Тебя: «Господи! услышал я слух Твой и убоялся!» (Авв.3:2). Ко мне пришел, меня ища, заблудшего. Тем многое Твое снисхождение ко мне прославляю, многомилостивый. Христианин, задержимся и здесь немного и посмотрим на спасительное восстание и вознесение Христово. 1) Восстал из мертвых Христос. Отсюда великое утешение и радость нам проистекает. Восстал Христос и тем показал нам, что Он над всеми нашими врагами, дьяволом, грехами, смертью и адом, как сильный в крепости, восторжествовал и даровал нам победу над ними. Теперь уже грехов, диавола, смерти и ада не боимся. Христос — наше оправдание, освящение и избавление, Он был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (1 Кор.1:30; Рим 4:25). «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8:31). Это утешение и радость подает нам восстание Христово. Поэтому, по восстании Своем, женам мироносицам говорил: «Радуйтесь!» (Мф.28:9) и апостолам благовествовал: «Мир вам!» (Ин 20:26). Как бы сказал: не бойтесь. Я ваши грехи Своею Кровью очистил; Бога с вами и вас с Богом примирил; Отца Моего вашим Отцом сод ел ал. «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). Дьявола победил и посрамил и от его власти вас похитил; от смерти и ада вас избавил, и царствие Божие вам отворил. Об этом и всем концам земли проповедуйте. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15). Этой радости и утешению все верные приобщаемся. «О, пасха велия и священнейшая, Христе! О, мудросте, и Слове Божий, и сило! подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего». 2) Восстал Христос. Надо и нам со Христом восстать — да и на небо с Ним вознесемся. Восстание бывает двоякое: телесное и душевное. Телесное восстание будет в последний день, о нем говорим в Символе веры святой: «Чаю воскресения мертвых». Душевное восстание заключается в том, чтобы отстать от грехов, и от суеты мира отвратиться, и пребывать в истинном покаянии и вере, против всякого греха сражаться, волю Небесного Отца творить, праведно для Него жить, и Христу Сыну Божию смирением, любовью, кротостью и терпением следовать. Это-то и есть «новая тварь», о которой говорит апостол: «Кто во Христе, тот новая тварь», новый человек, обновленный покаянием и верою, истинный христианин, живой член тела Христова и наследник царствия Божия (2 Кор.5:17). Дела этого нового человека: смиренно на земле жить, славы, чести и роскоши всякой избегать, о небесном помышлять, а не о земном, злом за зло не воздавать и досаждением за досаждение; любить врагов своих, благословить клянущих его, добро творить ненавидящим его, и молиться за творящих ему напасть и за гонящих его (Мф.5:44) и прочее. Вот дела человека, восставшего от душевной смерти и в новой жизни живущего. Так кто ныне из мертвых восстанет, в последний день воскреснет в вечную жизнь. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» (Откр.20:6). 3) Вознесся Христос на небо, и исполнилось то, что Сам Он сказал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Взыскал и спас погибшего человека, и вознесся на небо, и привел того ко Отцу Своему Небесному, и повелел Силам Своим небесным радоваться о том, говоря: «Порадуйтесь со мною: я нашел потерянную драхму» (Лк 15:9). Как пастырь, видя отлучившуюся от стада овцу, выходит на поиски ее, и ищет ее по горам и пустыням, и, найдя, возлагает ее на плечи свои, и с радостью возвращается к своему стаду, и к тому присовокупляет ее. Так и Пастырь добрый Иисус Христос Господь наш, видя человека, отлучившегося от лика Ангелов, как овца от стада, и блуждающего по пустыне мира сего, — снисшел на взыскание его; и взыскал, и, возложив на рамена Свои, принес к Небесному Своему Отцу, и причислил к ликам ангельским, говоря им: «Порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лк 15:6). Или как Царь человеколюбивый и сильный, видя плененных людей своих, исходит с воинством своим и идет во след плененных людей своих и пленившего их врага, и, поразив его, своих людей из рук его похищает, и с радостью возвращается в отечество свое, и тогда радость бывает во всем отечестве о возвращенных из плена людях. Так и Царь Небесный, Иисус Христос, Господь крепкий и сильный, и человеколюбивый Царь, видя человека, плененного врагом дьяволом, исшел с небесным Своим воинством, и поразил пленившего супостата, и человека плененного из рук его мучительских исхитил, и того возвратил в небесное Отечество; и так сотворил всем небесным жителям радость. Об этом пророк святой Ему воспел, провидя возвращенный Им наш плен: Ты восшел на высоту, пленил плен (Пс.67:19). Об этом да будет Ему слава и от нас, со Отцем и Святым Духом, аминь! 4) Вознесся Христос на небо перед святыми учениками Своими и всем верным Своим путь туда показал. Вознесся Христос, Глава, на небо, вознесутся туда и святые члены тела Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовою отворен. «Раздралась церковная завеса» в смерти Христовой, и открылся путь и вход в царствие небесное верным (Мф.27:51; Ев 10:19). Христиане! Показан нам и отворен путь в царствие небесное. И вошел туда Христос Господь наш и нас туда к Себе призывает, — нас, за которых пострадал и умер — не будем же нерадивыми о своем спасении. Если хотим туда вознестись и со Христом быть, надо и здесь в мире сем с Ним быть. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Надо живущему на земле умом и сердцем отлучиться от мира сего, и переселиться на небо, и там скрывать свое сокровище, кто хочет туда взойти, по словам апостольским: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20). «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк 24:26). И нам, христианам, «многими скорбями надлежит войти в царствие Божие» (Деян.14:22). Надо христианину благочестиво, свято, смиренно, любовно, кротко и терпеливо жить на земле, и так Христу следовать, если хочет в царствие Божие войти. Тесен и смирен путь этот, но безопасен и в царствие Божие ведет. 5) Как страдание и смерть Христова, так и воскресение и вознесение Его не принесет пользы тем христианам, которые в неисправности живут и от смерти душевно не восстали. «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Видим, христиане, первое пришествие Христово, ожидаем второго. Постараемся первого быть причастниками, да и второе пришествие Его с радостью встретим. Оглавление 109. Граждане, ожидающие царя своего в городе своем Видим, что когда граждане ожидают пришествия Царя своего в город их, то к достойной встрече его приготавливаются и между собою часто говорят: «Царь придет! Царь придет! Когда-то он будет, ночью или днем, поутру или вечером, и с какою свитою придет?». Так и подобно тому говорят между собой граждане, ожидая царского пришествия. Христиане! Мы ожидаем пришествия к нам Царя небесного, Иисуса Христа. Видим мы первое Его к нам пришествие; ожидаем и второго, и увидим его. Видим, что первое Его пришествие было в смирении, нищете, кротости и долготерпении; второе будет в страшной и Божественной славе. В первом пришел Он тихо, и сошел, «как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Пс.71:6; Суд. 6:36— 40). Во втором воссияет, «как молния», которая на востоке блистает и является на западе (Мф.24:27). Придет тогда не страдать за нас (это уже было), а судить нас и воздать всем по делам их. Видим в святом Писании, что тогда будет. Видим, что «придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). Видим, что тогда и небо скроется, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинутся с мест своих. «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный» скроются в пещеры и в ущелья гор, и скажут «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:14—17) Видим, что тогда все, от начала мира умершие, восстанут из гробов своих, «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин 5:28—29). Видим, что тогда от всех концов земли «соберутся все народы» (Мф.25:32), и станут перед Царем Небесным, праведным Судиею. Видим, что тогда все собравшиеся люди на две части разделятся: одни станут по правую сторону Судии, другие — по левую. Тогда всеконечное и последнее разлучение будет друг от друга. Видим, что тогда на веки вечные разлучится жена от мужа, отец и мать от детей своих, цари от подданных своих, князья, вельможи и господа от рабов своих, друзья от друзей своих и знакомые от знакомых своих. Видим и то, что тогда жена станет по правую сторону Судии, а муж по левую, и муж по правую, а жена по левую; отец и мать по правую, а дети их по левую, и дети по правую, а отец и мать по левую; один брат по правую, а другой по левую. Видим, что тогда то же будет с начальниками и их подчиненными; видим, что Царь станет по правую, а поданные его по левую, и подданные по правую, а Царь по левую; князья, вельможи и господа по правую, а рабы и слуги их по левую, и рабы и слуги их по правую, а господа, князья и вельможи по левую станут. Видим и то, что святые ныне мнимые и почитаемые людьми по левую сторону, а мнимые грешники и как нечестивые миром презираемые по правую станут. Святые и праведные по правую сторону; грешные и нечестивые по левую сторону станут. Тогда всякого познается правда и неправда, добродетель и грех, святыня и скверна. Ибо разбирательство будет тогда по совести, а не по чинам; по делам, а не по лицам; по внутреннему, а не по внешности и наружности. Ибо Судией будет Бог, Который испытывает сердца и утробы и судит по внутренности сердца, а не по наружности дел. Человек смотрит на внешность человека, а Бог смотрит на сердце человеческое. Часто бывает, что человек пред людьми добр, а пред Богом зол; пред людьми свят, а пред Богом сквернен; пред людьми добродетелен, а пред Богом порочен. Видим, что по правую сторону стоящие будут сиять, как светила небесные: «тогда праведники воссияют, как солнце» (Мф.13:43). По левую же сторону стоящие почернеют и в гнусном безобразии явятся, так как грехи, которые в них кроются ныне, выйдут наружу и ужасное в них соделают безобразие. Тогда покажется всему миру, что они не только явно, но и тайно делали, и какие мысли и начинания в сердцах своих имели. Всякое тогда души безобразие, от грехов к ней прилипшее, на теле грешника явится. Так они увидят свое безобразие и мерзость греховную, в которой, в мире сем живя, пребывали. Слышим, что тогда праведный Судия тем, которые по правую сторону Его скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. А тем, которые по левую сторону скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:34 и 41). Вот жребий стоящих по правую и стоящих по левую сторону! Христианин, сладко и радостно будет слышать: «Приидите», страшно и горестно будет слышать: «Идите от Меня». Но непременно всякий или тот, или этот услышит глас. Благословением одних и проклятием других окончится Страшный Суд Христов. Все тогда, услышав слово, Судией им сказанное, пойдут на свои места, но различные, пойдут, но не одинаково. Одни пойдут с радостью, и весельем, и торжеством в вечную жизнь. Другие с плачем, рыданием и отчаянием — в вечную муку. «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Христиане! Такого мы пришествия Царя нашего Иисуса Христа ожидаем — приготовим себя к достойной встрече Его. Да будут и наши разговоры чаще о том дне. Скажем и мы друг другу: «Царь Небесный идет! Царь Небесный идет к нам! Идет спасти праведников, грешников же мучить. Когда-то придет, ночью или днем, утром или вечером, в котором месяце, дне и часу?». Проповедники Его то и знают, что возглашают нам: «Царь Небесный грядет, Царь Небесный грядет, готовьтесь к встрече Его!». О, любезные благовестники, скажите нам, когда Он придет к нам? Когда Солнце праведное явится нам? Когда молния Его блеснет и осветит вселенную? Когда поставится Престол Его святой на Суд и узрим Его все? Скоро идет, отвечают они нам, скоро идет и не умедлит. «Пришествие Господне приближается. Вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:8—9). Но не знаете дня и часа, в который Он придет. «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42). «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20). Тому слава во веки веков, аминь. Оглавление 110. Один возьмется, другой оставится Видим это в мире, что «один возьмется, другой оставится», — например: один берется на почетную должность, а другой оставляется; один берется в воинство, а другой оставляется; один берется на пир, а другой оставляется, и прочее. Христианин! Так будет и во второе пришествие Христово. «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк 17:34—36). Благочестивый возьмется, а нечестивый оставится. Муж благочестивый возьмется, а жена нечестивая оставится; и жена благочестивая возьмется, а муж нечестивый оставится. Отец благочестивый возьмется, а сын и дочь нечестивые оставятся; и сын и дочь благочестивые возьмутся, а отец нечестивый оставится. Брат и сестра благочестивые возьмутся, а другие брат и сестра нечестивые оставятся. Сосед благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Начальник благочестивый возьмется, а подчиненный нечестивый оставится; и подчиненный благочестивый возьмется, а начальник нечестивый оставится. Князь, вельможа и господин благочестивый возьмется, а раб и слуга его нечестивый оставится; и раб и слуга благочестивый возьмется, а князь, вельможа и господин нечестивый оставится. Богач благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Нищий благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Судья благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Господин благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Купец благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Земледелец благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Мастер и художник благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, оставится. Раб и слуга благочестивый возьмется, а другий, нечестивый, оставится. Так один возьмется, а другой оставится. Куда? Ко Христу, в царствие небесное. «Где труп, там соберутся и орлы» (Лк 17:37). Где Глава, там и тело будет. Где Христос, там и христиане будут. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Ибо будет избрание и собрание по вере и правде, а не по сану, званию, внешности, именам и титулам. Бог на лица не взирает, но судит по внутреннему, по вере и совести. Как золото и серебро, царскую печать и надписание имеющее, изымается и берется в казну, а не имеющее же оставляется, так душа, имеющая печать правды Христовой, избирается и берется в царство Божие, а не имеющая ее отметается. Правда Христова в благочестивой душе, как печать царская, которая показывает, что душа эта Христова. Такая душа возьмется в царство Божие как Христова. Тогда повелением Божиим разойдутся Ангелы по всей вселенной и соберут благочестивых, верой оправданных, печать правды Христовой имеющих, как монеты с изображением царя в казну, в вечную жизнь. «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:31). Тогда исполнится слово это: «один возьмется, а другой оставится»; благочестивый возьмется, а нечестивый оставится. «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына» Божия (Мф.24:37). Прежде потопа ели, пили, женились, и неожиданно пришел потоп, и погубил всех. Таким же образом будет и в пришествие Сына Божия: будут люди есть, пить, устраивать банкеты, веселиться, жениться, и неожиданно придет день Господень (там же, 38— 39). Тогда услышится глас трубный: «Идите на суд!». Тогда услышится вопль: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф.25:6). Тогда исполнится апостольское слово: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес 5:3). «Близок» уже день Господень (Откр.1:3). Вот неожиданно «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:30 и 27). Христиане! Покаемся и постараемся сокровище благочестия внутри себя иметь — чтобы и нам тогда не быть оставленными, но да будем взяты «и восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4:17). Оглавление 111. Присяга Видим, что когда человек или в воинство избирается, или на почетную должность какую-нибудь возводится, или к какому иному делу государеву определяется, — присягает и с клятвою обещается верно и праведно государю и обществу служить, и по чистой совести поступать. Это есть сила присяги. Так и все христиане, входя в Церковь святую, принимая честь и достоинство высокого имени христианского и записываясь в воинство Небесного Царя, присягают в том до конца пребывать; клянутся и обещаются, отрекшись от сатаны и всех злых дел его, верою и правдою служить одному Христу Господу Небесному Царю, во все время жизни своей. Видим сию присягу, клятву и обещание у христиан. Читай, всякий христианин, те слова, которые произносятся перед крещением святым. Перед совершением таинства всякий крещаемый трижды возглашает: «Отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его»; и плюет на него. Также приступает ко Христу и говорит: «Сочетаюся Христу»; и это говорит трижды. Христианин! Что это отрицание и обеты значат, если не присягу и клятву, которою обещаемся, отрекшись от сатаны, и грехов, и похотей наших, и гордыни, и суеты мира сего, верой, смирением, любовью, кротостью и терпением во след Христа Господа ходить? Это есть сила обетов наших, соделанных нами перед святым крещением. Тяжко грешат люди, которые присяги государю и обществу не хранят. Такие оказываются неверными сыновьями общества и более вредными для общества, чем даже внешние враги, и называются бесчестным именем — изменниками. Изменяют государю и обществу своему и делаются подобными поврежденному члену тела, который сам гниет и всю целость тела повреждает. Так они считаются в числе членов общества, будучи членами гнилыми, которые целость всего общества повреждают. Злой человек не может быть добрым начальником; и если в чести будет, намного больше повредит обществу, чем явный злодей и внешний враг. Этого довольно уже познано из истории, то же видим и ныне. Так весьма тяжко грешат христиане, которые в святом крещении присягали, клялись и обещались Христу Господу служить, но обеты свои нарушили и солгали. Сюда относятся блудники, прелюбодеи и все осквернители, злобные и мстительные, убийцы, воры, хищники, грабители, насильники, вдов и сирот притеснители, клеветники, ругатели, хитрецы, соблазнители, лживые, лукавые, родителям и властям не покоряющиеся, хульники, чародеи и их к себе призывающие, любящие суету мира сего, в гордости и пышности живущие и прочие Божию слову противляющиеся. Все такие нарушили христианскую присягу; клятвы и обетов своих, бывших при крещении, не сохранили; разорвали спасительный союз со Христом и от Него отлучились, и во служение сатане, от которого отрицались и на которого плевали, опять обратились; и Христу Господу своему и Царю, Которому присягали, изменили. Говорит Господь: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30). Все таковые не со Христом, но против Христа. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром»?(2 Кор.6:14-15). К этому бедствию и окаянству приводит нарушение обещаний, данных при крещении. Нарушившие присягу государю и обществу своему устраняются из числа добрых людей, и, по законам гражданским, казнь принимают, как лживые и нарушители присяги. Так и христиане, нарушившие присягу, Господу Иисусу Христу данную, и Тому солгавшие и к нечестию обратившиеся, от добрых христиан, как козлища от овец, отлучатся и казнены будут вечным огнем как изменники, более нечестивые, чем мусульмане и идолопоклонники. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Христианин! Вспомни, что и ты присягу эту давал, и осмотрись, осмотрись, пожалуйста, в таком важном деле, хранишь ли ты ее. Если не хранишь, то и крещение твое никакой для тебя пользы не имеет. Христос Господь, как человеколюбец, всех отвратившихся к Себе призывает, и ожидает, и обещает милость Свою явить им. Обратись, возлюбленный к Нему с покаянием и плачем, и примет тебя. И уже впредь не отлучайся от Него, но всегда будь при Нем. Он один наш свет и жизнь, надежда и утешение, радость, веселье и блаженство в этом и в будущем веке. Кроме Него и без Него и здесь и там одно бедствие, окаянство и горесть. Обратись к Нему, пока время не ушло. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2 Кор.6:2). Внимай этому и ты, душа моя, и помни, что со Христом быть — вечная жизнь; без Христа быть — вечная смерть. «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс.72:27). Оглавление 112. Баня Видим, что люди, войдя в баню, омываются от скверн и пороков телесных и выходят из бани чистыми и одетыми в белую рубашку. Так и христиане, войдя в баню святого крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками небесного царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: «Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор.6:11). Поэтому святое крещение называется апостолом «банею возрождения» (Тит 3:5). Потому что в св. крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся и омываемся, и делаемся «новой тварью во Христе» (2 Кор.5:17). Отсюда видим, христианин, как велико человеколюбие Божие к нам. Человека, грехами оскверненного и врага своего, такой благодати, милости и чести удостаивает! Благословен Бог, благоволивый так! Слава благости Его! Слава человеколюбию Его! Эту благодать и милость заслужил нам Единородный Сын Божий, подает нам даром Небесный Отец, совершает Дух Святой. Слава Триипостасному Богу! Христиане, которые к миру и греху любовью обращаются и беззаконничают (о таковых сказано выше, под номером 3), все то святое и великое Божественное сокровище теряют. Потому «с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Они подобны тем людям, которые, войдя в баню и омывшись, самовольно входят в грязь и мараются. Так и они, омывшись святым крещением и забыв великую эту милость Божию, им оказанную, самовольно сквернам греховным предаются, и все более и более ими сквернятся. Сам рассуди, человек, какая польза для таких от святого крещения? Воистину, никакой. Поэтому бывает, что такие христиане нравами бывают хуже язычников и мусульман. Так как многие язычники по естественному закону такими грехами гнушаются, на которые развращенные христиане бесстрашно дерзают. Не видна у образованных язычников такая неправда, хищение, ограбление, насилие, хитрость, лесть, лукавство, ненасытное сребролюбие, мерзкая нечистота, как в развращенных христианах видится. А многие уже до того дошли, что грехов явных, законом Божиим запрещенных, за грехи не считают. Это великая слепота, помрачение и заблуждение ума, и происходит от неблагодарности человеческой. Так человек, придя во глубину зол, нерадит. Должен христианин, как обновившийся Божиею благодатию, в лучшем преуспевать, и расти о Христе, и «приходить в мужа совершенного» (Еф.4:13). Но он в худшем преуспевает, и делается хуже язычника и идолопоклонника. Такому само крещение будет во обличение в день суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами. Отсюда видишь, христианин: 1) Как полезно и нужно христианам напоминать о святом крещении, об отрицании и обетах, ими тогда данных, то есть от кого они и от чего отрицались тогда, какие обеты давали Господу Иисусу Христу, и какой великой милости от Бога удостоились. Чтобы все это помнили, и в страхе Божием жили, и дара небесного, в крещении им данного, не потеряли, а потеряв, искали бы его с покаянием, и сокрушением сердца, и исправлением жизни своей и нравов. Это напоминание более всего подобает делать пастырям. 2) Как полезно и нужно доброе и в страхе Божием детей воспитание, и о святом крещении и обстоятельствах его им напоминание, чтобы, помня все то и рассуждая, не развратились и дара, в крещении данного, не лишились. Это обязанность родителей их. Родители родили их к временной жизни, должны благодатью Божиею и к вечной жизни их рождению способствовать. А те родители, которые детей своих не воспитывают в добром нраве, но, более того, примером злым соблазняют, те к временной жизни рождают их, а к вечной смерти дверь отворяют — лучше таким не родиться. Возлюбленный христианин! Как все христиане, так и ты удостоился даром получить высочайшую эту милость и благодать Божию и небесные дары в святом крещении; и ты от служителя Божия слышал тогда пресладкое приветствие: «Омылся ecu, освятился ecu, оправдался еси», и прочее. Вспомни это и осмотрись, не потерял ли и ты этого великого и небесного сокровища. Если по правилу слова Божия не живешь, а противно тому живешь, и следуешь вышеописанным грешникам, это верный признак того, что и ты духовное это сокровище потерял. Потому и тебе притча упомянутая приличествует: «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». Жалеешь и плачешь, когда теряешь телесное и тленное сокровище. Насколько больше надо плача и слез, чтобы оплакать потерянное небесное это сокровище, и слезами омывать осквернившуюся душу, и просить, искать и стучать в двери милосердия Божия — да возвратится опять оно к нам! Когда оно погубляется, то погубляется и вечное спасение. Возвратится непременно, если мы возвратимся к Богу с покаянием, и плачем, и слезами. Ибо «щедр и милостив Господь» (Пс.144:8). Принимает кающихся и обращающихся к Нему, как благоутробный отец блудного сына принял (Лк 15:20-24). Осмотрись и ты, душа моя: что мыслишь, о чем помышляешь, что любишь и чего ненавидишь, к чему стремишься и чего отвращаешься, где живешь, где бываешь, какие желания, какие движения внутри себя чувствуешь? Небесное это сокровище внутри сердца сокрыто; но бытие свое через небесные движения и желания показывает. Подобное к подобному стремится. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). «Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс.24:6—7). Так, обратившись от грехов к Создателю нашему, да воздыхаем к Нему всегда, и помилует нас. Оглавление 113. Дева, обрученная мужу Видим в мире, что девы обручаются мужам в невесты. Так христианские души верою при крещении обручаются Небесному Жениху — Христу, как девы чистые в невесту, как говорит апостол христианам: «Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор.11:2). Тайна это велика. Велико и умом непостижимо это таинство, и честь и слава и достоинство такое, больше которого и быть не может, ибо душа человеческая обручается в невесту Небесному Царю и «краснейшему добротою паче всех сынов человеческих», Сыну Божию (Пс.44:3). Кто такое человеколюбие Божие может уразуметь и исследовать? Кто и благородие, честь, славу и достоинство души христианской, Небесному Жениху обручившейся, изречь может? Внимай этому, душа моя. Вспомни, христианин, что и твоя душа преславному этому Жениху обручена в невесту. Как видим, невеста одного жениха своего любит и тому одному угождает. Так душа христианская одного Христа, Жениха своего, должна любить и Ему одному угождать. Не нравится жениху такая невеста, которая к иным любящим любовью обращается, и от такой он отвращается. Так отвращается Христос от души христианской, которая ко греху и миру любовью своей обращается и тому угождает. О, как тяжко грешит пред Христом такая душа! Как неблагодарно и бесстыдно поступает! Как велико бедствие ее, если она, от пресладкого и прелюбезного Небесного Жениха отвратившись, к нечистой и мерзкой любви греха и мира обращается! Христианин! Осмотрись, пожалуйста, осмотрись: не обратился ли и ты к миру и греху от Христа Спасителя твоего? Не любишь ли чего равно, или, что хуже, более Его? Его должен любить ты больше отца и матери, больше жены и детей, больше братии и друзей, и больше самого себя (Мф.10:37— 39). Этого Он от тебя требует, так как и Сам Он так тебя возлюбил, что и предал Себя в жертву за тебя. Видишь, как красиво небо, солнце, луна и звезды и прочее создание Его. Но ни о чем так не благоволил Он, как о душе твоей. Видишь, как Он почтил тебя, какой чести и славы удостоил душу твою. «Хвали, душе моя, Господа!» (Пс.145:1). «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс.44:11—12). Слушай и ты, душа моя, слушай глас Небесного Жениха твоего, и желай прекрасной и святейшей доброты Его. «Что для меня небо? и кроме Тебя, ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и достояние мое вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя погибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое» (Пс.72:25—28). Да будет мерзкой для тебя, душа моя, любовь к мерзкому греху и миру и бесчинному самолюбию. Люби одного, любящего тебя, Иисуса; желай Его одного, желающего тебя; стремись и приближайся к Нему одному, ищущему тебя. И будь со Старательным о тебе старательной, с Пекущимся о тебе попечительной, с Чистым чистой, со Святым святой, с Любящим любящей, с Кротким кроткой, со Смиренным смиренной, с Долготерпеливым терпеливой, с Милосердным милостивой и милосердной. Берегись от Него отлучиться здесь — да и в будущем веке с Ним неразлучно пребудешь. «А мне благо приближаться к Богу!» Оглавление 114. Корабль Видим в мире, что имеются корабли, ради различных нужд устроенные, которые по морям плавают и с места на место переходят. Что корабль в море, то Святая Церковь в мире. Церковь кораблю подобна. Корабль в море плавает — Святая Церковь в море мира сего пребывает. Кораблем управляет кормчий — Святой Церковью управляет кормчий — Иисус Христос, Господь наш. Корабль, пока в море плавает, всякой буре, непогоде и ветрам подвержен и волнами колеблется — Святая Церковь, пока в мире пребывает, всякой буре бед, напастей и искушений подвергается, и соблазнами мира сего, как волнами, колеблется, и страдает от гонения любящих мира. Но сказано о ней ей в утешение от Кормчего — Иисуса Христа: «И врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Корабль, плавая в море, к пристанищу своему, к которому идет, стремится. Святая Церковь, пребывая в море мира сего, стремится к тихому пристанищу вечной жизни; там для нее покой будет. Находящиеся на корабле то и думают, и мыслят, и желают всегда, чтобы места, к которому идут, безопасно достигнуть. Так христиане истинные, находящиеся в Святой Церкви, то всегда на уме имеют, о том всегда стараются и заботятся, чтобы в пристанище вечного покоя прийти. Ради этого о временных и мирских сокровищах, как-то: о чести, славе, богатстве и прочем от мира сего — не заботятся, а довольствуются тем, что имеют от благости Божией. Они говорят с апостолом: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:7—8). Корабельщики, когда великая буря и непогода настает, имеют обычай якорь в глубину морскую ввергать и так корабль свой утверждать и сохранять. Так истинные христиане, когда на них великая буря искушений и напастей восстает, якорь упования своего в глубину милосердия и обещания Божия и святейшей клятвы Его повергают (Евр.6:17—19). И к Иисусу, как Кормчему своему, с молением и слезами приступают, говоря: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25). Праобразом Святой Церкви служит ковчег Ноев. В ковчеге Ноевом собраны были различные звери, скоты и птицы. Так и в Святую Церковь различные народы, как звери дикие, собрались. «И вот иноплеменники, и Тир, и народ Ефиопский — они были там. Матерью Сиона назовет каждый человек, и Человек родился в нем», — поет о Церкви святой пророк (Пс.86:4—5). Чудно, что в ковчеге Ноевом звери лютые кроткими и согласными между собою были. Божиим то повелением соделалось, и так лютость и свирепость свою отложили они, иначе бы не могли поместиться в ковчеге. Так и вошедшие в Святую Церковь прежние свои нравы, как зверские и скотские, отлагают и бывают кроткими, согласными и мирными между собою. Ибо крещением все обновляются и пресвятой нрав Христов воспринимают, и так к Святой Церкви причисляются. Поэтому написано в Деяниях апостольских о первых христианах: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). Все люди, звери, скоты и птицы, вне ковчега бывшие тогда, под водой погибли. Так и все люди, вне Святой Церкви пребывающие, навечно погибают. Христианин, рассуждай, пребываешь ли внутри Святой Церкви. Церковь свята (Еф.2:21; 5:26—27). Надо быть и сынам ее святыми. Сравнивай нрав свой с правилом слова Божия и примечай, подобен ли он тому. Там изображен «новый человек» (Еф.4:24) или истинный христианин и сын Церкви. Что пользы именоваться христианином, но не быть христианином; числиться в Церкви перед людьми, но перед очами Божиими быть, как извергу, вне Церкви? Все беззаконники и в гордости и пышности мира сего живущие вне Церкви пребывают, хотя и хвалятся исповеданием имени Христова. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор.6:14-15). Размысли это, христианин, и кайся, и исправляйся, и молись. Да будешь истинным членом Святой Церкви, и спасешься от грядущего гнева Божия, как Ной от всемирного потопа. Сам рассуди, как возможно быть внутри Святой Церкви тому, кто льстит, лукавит и хитрит, как лис; тому, кто похищает, как волк; тому, кто ярится и свирепеет, как лев лютый; тому, кто похотствует, как конь; тому, кто злобится, как ехидна; тому, кто гордится, как павлин; тому, кто обжирается и сластолюбив, как свиньи; тому, кто так мирских вещей желает и ищет, как будто он язычник, не имеющий упования вечной жизни, как будто он вечно в мире сем будет жить, и как будто не слышал о воскресении мертвых и вечной жизни? А что сказать, если в одном человеке все скотские нравы показываются? Такой уже и хуже скота. Не внешний вид и образ, но внутренний нрав человеческий показывает человека. Сам увидишь, христианин, что невозможно неисправному и не очистившемуся покаянием христианину внутри Церкви Божией пребывать. Такой в опасности навечно погибнуть, как все, находившиеся вне ковчега Ноева, погибли, если не покается и не исправится. «Плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия» (1 Кор.15:50). «Вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). Покайся и исправься, и перемени себя, и скотский нрав в христианский измени, и так, обновившись, будешь истинным сыном Церкви, пребывая в доброй надежде вечной жизни. Оглавление 115. Чей ты? Слышим, что один другого вопрошает: чей ты? И отвечает другой: я, мол, такого-то господина раб, или такого-то отца сын, и прочее. Когда же христианина так спросят, что он должен отвечать? Подлинно всякий христианин должен отвечать: «Я раб Христов; ибо Христа исповедует Господом своим» (1 Кор.7:22; Рим 10:9; Кол 3:24). Но посмотри, христианин, в совесть свою, работаешь ли ты Христу, угождаешь ли Христу, как раб господину. Мученики святые, когда их мучители вопрошали: «Чьи вы?» — отвечали дерзновенно: «Мы Христиане, мы Христовы рабы». Но они так верны Христу Господу своему были, что крови и жизни своей ради имени Его святого не щадили. Так Его любили, что не только честь, слава и богатства мира сего, плач и слезы отцов и матерей, жен и детей, но и ужасное мучение и «сама смерть от Христовой любви не могла отлучить их» (Рим 8:38—39). Вот истинные рабы Христовы, вот истинные христиане, сыновья света, сыновья Святой Церкви, кроткие овцы Христовы, храбрые воины Царя Христа, прелюбезные члены тела Христова, чада Бога вышнего и наследники царствия Его! А тебе, христианин, который Христа исповедуешь, но противно Христу живешь, тебе, говорю, как можно сказать: «Я Христов раб»? Подлинно велико достоинство — быть Христовым рабом. Эта честь и достоинство несравненно больше и выше, чем быть сыном славного князя или Царя земного. «О Господе похвалится душа моя» (Пс.33:3). Многие хвалятся: я, мол, такого-то высокого господина раб, или того-то князя или вельможи слуга, или такого-то Царя придворный. Но христиане истинно и достойно хвалятся о Господе своем: мы Царя Небесного Иисуса Христа рабы. Подлинно это и есть истинная похвала, истинно высокая слава, честь и достоинство — быть и называться Христовым рабом. Но как тому называть себя Христовым рабом, кто греху, миру и себе работает, а не Христу? Что пользы называться Христовым рабом, а не быть Христовым рабом; внешне и по исповеданию быть христианином, но внутри, нравом быть язычником или, что хуже того, скотом? Святой апостол объявляет нам приметы Христовых рабов, чтобы мы искушали и познавали себя, Христовы ли мы. «Те, которые Христовы, — говорит он, — распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Вот признаки Христовых людей или рабов! Распни, христианин, плоть свою со страстями и похотями — и будешь истинно Христовым рабом, и исповеданием и делом христианин. Иначе ложный тот христианин, который называется христианином, а нрава христианского не имеет и не живет по-христиански. Будь христианином внутри, а не внешне, и тогда истинным Христовым рабом будешь. «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» — говорит Господь (Лк 6:46). Твори, что хочет Господь, и тогда называй Его Господом своим, и Он признает тебя за раба Своего.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.