0001-FF-022.png (200×25)  


 
 
   ГЛАВНАЯ | | ВХОД ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС Гость | RSS   
MENU SITE
ИЩУ РАБОТУ
ПОЭТ И ПИСАТЕЛЬ
ВАШЕ МНЕНИЕ
Я ВИЖУ СЛЕДУЮЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ
Всего ответов: 1706
ПАТРИАРХИЯ
РУССКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ
ЦЕРКОВЬ

МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

119034, Москва, Чистый пер., 5
Телефон: (495) 637-43-18
E-mail: info1@patriarchia.ru
САЙТ: PATRIARCHIA.RU
СТАТИСТИКА
ОНЛАЙН: 12
ГОСТЬ: 11
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: 1
CIKUTA

   
ГЛАВНАЯ » СТАТЬИ » ЭТО ИНТЕРЕСНО

Святитель Тихон Задонский / СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ, ОТ МИРА СОБИРАЕМОЕ (19)
Видим в святом Евангелии, что те, которых Он пришел спасти, которые Его ожидали, которым Он великие благодеяния показал, — те, говорю, не приняли его, как о том святой евангелист с жалостью всему миру свидетельствует: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). И не только не приняли Его, но и озлобились на Него, и старались убить, как это видим в святом Его Евангелии. Видишь здесь, христианин: 1) Благость и человеколюбие Христово непобедимо никакой злобой. Знал Христос Господь наш, что сделают с Ним неблагодарные Его люди, но однако пришел к ним, пришел спасти их, пришел взыскать их, погибших, пришел призвать и привести их к небесному Своему Отцу. Жил с ними, общался с ними, учил их, показывал им путь к спасению вечному, обращал их к покаянию, увещевал их, показывал им знамениями и чудесами, что Он Тот Мессия, Который им Богом был обещан, пророками проповедан и ими ожидаем. «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф.11:4— 5). То есть пришло то время, в которое проповеди пророческие исполняются, и кто Я — из знамений, и чудес, и дел можете познать. Все это видели иудеи, но Его не приняли, род строптивый и развращенный. «Пришел к своим, и свои Его не приняли». 2) Долготерпение Христово. Если бы какой-нибудь царь пришел в свой город, и подданные, ожесточившись против него, не приняли бы его и обесчестили, то велико и несносно было бы для него такое досаждение. Царь Небесный и Господь пришел к поданным Своим, иудеям, и они не приняли Его и обесчестили, и ожесточились против Него. Но Он кротко с ними поступал, и долготерпел их, и увещевал их, и благотворил им, и желал и искал им вечного спасения. О, долготерпение Твое, Иисусе! О, благость Твоя и человеколюбие! Воистину от этого можешь познать, человек, что Он Единородный Сын Небесного Отца, сияние славы Отчей и образ ипостаси Его, образ невидимого Бога, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Божественный и прелюбезный нрав Отчий видится в Сыне Его. Кто из людей такое стерпеть может? Скоро кротость и терпение человеческое переменяется. 3) Отсюда видим, как зависть и злоба человека ослепляет. Знали книжники и фарисеи из пророчеств, что должно тогда прийти Христу, когда «оскудеет князь от Иуды» (Быт 49:10). Оскудел князь от Иуды, и пришел Иисус Христос. Знали, что должно Ему родиться в Вифлееме иудином (Мих.5:2). Там и родился Иисус (Мф.2:1). Знали о крестителе Иоанне, что он пророк был (Лк 1:76; Ин 1:23; Ис.40:3-5). Иоанн свидетельствовал о Иисусе (Лк 3:16; Мф.3:11; Ин 1:6—36). Знали, что Мессия, ими ожидаемый, преславные знамения и чудеса сотворит. Иисус сотворил знамения и чудеса неслыханные. Поэтому народ, видя преславые Его чудеса, восклицал: «Никогда не бывало такого в Израиле» (Мф.9:33). Поэтому и Никодим говорил Христу: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин 3:2). И сами о Иисусе Христе советовались и говорили между собой: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин 1:47). Но завистью и злобой ослепленные, не приняли Его. Так зависть и злоба ослепляет! О, страшное зло — зависть и злоба! Христианин! Берегись этого зла — да не ослепит и твои внутренние очи, и не постигнет тебя всеконечное зло, вечная погибель. 4) Не приняли Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, но многие приняли. Приняли народы, которые о Нем и не слыхали, и поклонились Ему. Слава Богу, что нам свет Его блеснул. Примем же Его достойно, и возлюбим святое явление Его, и послужим Ему, как Царю нашему и Богу, и в вере и исповедании Его до конца пребудем. Да исповедует и нас пред Отцом Своим Небесным, как говорит: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Если исповедуем Его Сыном Божиим, Богом и Господом и Царем нашим, то и послушаем Его, и поработаем Ему, как Царю нашему, Господу и Богу, и по правилу святого Евангелия Его поживем. Так, если будем Христовыми здесь, то и там Христос за Своих признает нас пред Отцом Своим Небесным. Слушай, христианин, какие объявляет апостол приметы тех, которые Христовы. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Вот приметы Христовых людей. Того, кто «имеет Дух Христов», апостол также называет «человеком Божиим» (Рим 8:9; 1 Тим 6:11). Будем же, христиане, не одним исповеданием Христовы, но и делом и истиной, чтобы и здесь, и на Страшном Суде за Своих нас признал Христос. «Твердое же основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19). «Знаю Моих, и Мои знают Меня», — говорит Господь. И еще: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10; 14:27-28). Видим в святом Евангелии Его, что один из учеников Его, по имени Иуда Искариотский, продал Его замыслившим убить Его, и продал за тридцать сребреников, и лестным лобзанием предал Его в руки их. Заметил льстец лукавый, что архиереи, книжники, фарисеи замыслили убить Иисуса, а сердце сребролюбивое имел. Пришел к ним, жаждущим неповинной крови, и сказал им: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они же предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15). И за такую малую цену продал беззаконный Бесценного?! Ты видел, Иисусе, помышления и козни лукавые, которые против Тебя строили враги Твои. Видел беззаконный торг, куплю и согласие. Видел, что за такую малую цену, Бесценный, продаешься. Видел, но терпел неистовство беззаконных людей Твоих. Слава долготерпению Твоему, милостивый! Продан был, благоутробный, так дешево — чтобы меня, проданного греху, искупить. Пою и славлю человеколюбие Твое! Видим здесь, христианин: 1) Какое великое зло — сребролюбие. Душа сребролюбивая ничего не ужасается делать, на все дерзает, чтобы только скверный прибыток достать. Беззаконный Иуда не ужаснулся продать и предать Иисуса, Господа и Учителя своего, Того, Которого видел творящим преслав-ные и чудные дела. Сребролюбие ослепило очи его. Корнем и началом его беззаконного дела было сребролюбие. Так пагубно зло сребролюбия! Христианин, берегись сребролюбия — да не ввергнет тебя во всякое зло. 2) Подражают Иуде беззаконные военачальники, которые за серебро многие тысячи в руки врагов предают и так несносный вред отечеству делают. Подражают беззаконные судьи, которые за мзду правду и истину продают и правого виноватым и виноватого правым делают. Подражают ложные свидетели, которые деньгами подкупаются и ложь на суде свидетельствуют. Подражают и прочие беззаконники, которые как-нибудь истину за серебро продают и ложью скверный прибыток себе достают. 3) Подражают Иуде те люди, которые на пастырей своих клевещут и порочными именами их поносят; подражают дети, рабы, ученики, прочие люди, которые родителей, господ, учителей и наставников, благодетелей своих порочат пред другими и клевещут на них. Все таковые как бы продают благодетелей своих и следуют Иуде-предателю, который Господа и Учителя своего продал и предал в руки врагов Его. О таких людях написано: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Притч 17:13). Берегись, христианин, быть подражателем предателю Иуде — да не наследуешь его участь. 4) Иуда, предавая Господа своего в руки беззаконных, лобзал Его, и говорил Ему: «Радуйся, Равви!», но в сердце своем зло мыслил против Господа своего, и лестным лобзанием предавал Его. «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его» (Мф.26:48—49). О, кротость Иисуса, Который терпел льстивое лобзание врага Своего! О, скверные уста предателя, который не ужаснулся приступить и лестно лобзать святых святейшего и источника святыни, Господа! Такому лукавству следуют и уподобляются ему те христиане, которые лестно, коварно и хитро с ближними своими обходятся: иное языком произносят, иное в сердцах мыслят; на языках мед сладости, а в сердцах желчь горести имеют; устами благословляют, а сердцами клянут; устами говорят: «здравствуй», но в сердцах думают, как бы того, которого приветствуют словом, уловить и ему навредить. Все такие лестного предателя Иуды нрав имеют. Христианин! Берегись лестно с ближним обходиться — да не сделаешься сыном погибельным, как Иуда. Бог «сердца и утробы» всех испытывает (Пс.7:10) и видит, как поступаешь и обходишься с ближним твоим, как говоришь и думаешь о нем. 5) Видим, как сатана сначала в один грех, потом в другой, а потом и в прочие грехи приводит человека. Иуде он прежде вложил в сердце сребролюбие, потом предательство Господа своего, а далее и во всеконечное отчаяние его привел. Так он и ныне делает. Прежде учит человека в праздности и лености жить, а в праздности живущему всякие злые мысли предлагает, ко всякому злу и греху приводит. Прежде сребролюбие в сердце человеку ввергает, а от того к хищению, воровству, ограблению, насилию, лжи, разбою, убийству и прочим тяжким беззакониям приводит. «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим 6:10). Сперва, его старанием, в высокоумие и надменность приходит человек, а потом уже презирает, уничижает и осуждает ближнего. Так и в прочих грехах он делает. Христианин! Берегись и одного греха, чтобы в другой и прочие многие грехи не впасть и не прийти в глубину зол. 6) Предатель Иуда, придя в отчаяние, удавился (Мф.27:5). Познал он величество греха, но не познал величества милосердия Божия. Так и ныне многие делают и следуют за Иудой. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих, и так отчаиваются в спасении своем. Христианин! Тяжкий и последний удар дьявольский — отчаяние. Он прежде греха милостивым Бога представляет, но после греха — правосудным. Это его хитрость. Ты делай напротив. Прежде греха правосудие Божие представляй себе — да не согрешишь, но когда оступишься и согрешишь, думай о величестве милосердия Божиего — да не впадешь в отчаяние иудино. Как величество Его, так и милость Его. Сколько бы ни было у тебя грехов и как бы велики они ни были, у Бога еще более милости и щедрот. Только кайся и впредь грешить берегись — да не познаешь на себе правосудие Божие. 7) Видим, как страшно и тяжко мучение злой совести. Иуда не стерпел мучений своей злой совести и поэтому удавился. Злая совесть его к тому привела. Поэтому он предпочел умереть, чем мучение совести терпеть. Смерть жизни предпочел. Христианин! Берегись совесть раздражать, чтобы не пострадать, подобно Иуде. Но храни совесть свою так, как жизнь свою хранишь. Нет злейшего мучителя, чем совесть злая. Берегись же ее уязвлять и беспокоить своими грехами. Предпочитай лучше умереть, чем согрешить против совести. Этого и христианская должность от тебя требует. 8) Если здесь совесть злая так мучит человека, что он предпочитает за лучшее умереть, чем жить, то как же она будет мучить в будущем веке осужденных, когда соделанные ими все грехи и гнев Божий и вечное отчаяние будет им представлять! От чего пожелают умереть, но никогда не умрут. И это-то и есть «смерть вторая» и смерть вечная! (Откр.20:6—14). Видим в святом Евангелии, что когда, желая предать Учителя своего в руки врагов Его, Иуда со своими злыми единомышленниками пришел ко Христу, тогда находившемуся в саду со Своими учениками, — Иисус Христос, Господь наш, Сам к ним вышел и сказал им: «Кого ищете»? И когда отвечали Ему: «Иисуса Назорея», сказал им Иисус: «Это Я». А как только сказал им: «Это Я», то от этого слова и голоса Его они устрашились и пали на землю. «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (Ин 18:4-6). Здесь видим, христианин: 1) Иисус Христос Господь наш знал будущее и все, что с Ним случится. «Иисус же, зная все, что с Ним будет...» Знать будущее свойственно одному Богу. Видим, что Христос — Бог наш, пришедший в мир спасти нас и пострадавший за нас. 2) Предатель Иуда и прочие единомышленники его гласом Христовым так устрашились, что пали на землю. От этого можно было им познать, как велик и силен Тот, Который их гласом Своим, как громом, поразил. Однако же не усомнились приступить, и беззаконные свои руки на Иисуса возложить, и взять и связать Всесильного. Видишь, как злоба и всякий грех ослепляет человека! 3) Что Иисус Христос Сам ко пришедшим врагам Его вышел и сказал им: «Это Я», — Тот, Кого вы ищете. Из этого видим, что Он волею Своею предал Себя на страдание за нас и все случившиеся с Ним злострадания претерпел. Благоволил Отец, чтобы чашу страданий Единородный Сын Его испил за спасение наше; соблаговолил Тому и возлюбленный Сын Его и данную Ему от Небесного Отца Своего чашу испил. «Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8); как сказал: «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин 18:11). Видишь, христианин, горячую любовь Единородного Сына Божия к нам, видишь и Небесного Его Отца. Возлюбил нас недостойных Бог — возлюбил и Сын Его Единородный. Предал Отец Сына Своего за нас на смерть и страдание — предал Себя и Сын Его за нас. Слава Богу, так благоволившему! Слава Божественному человеколюбию Его, слава благости Его, слава милосердию и щедротам его! «Господи! что есть человек, что Ты открылся ему, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс.143:3). Иисус Христос Господь наш мог уклониться от рук беззаконных врагов Его, но не хотел, так как пришло уже тогда время Ему за нас пострадать. Христиане! Не убежим и мы и не уклонимся от креста страданий, который Отец Небесный возложит на нас. Хотя и можем уклониться, но понесем его без роптания и последуем за Христом даже до Голгофы, если будет на то воля Небесного Отца. 4) Мог Христос всех, пришедших Его взять, поразить, но не хотел, и попустил им взять Себя и связать. Последуем и мы в том Начальнику нашему, Иисусу. И хотя можем злотворящим нам отмстить и навредить им, однако же не будем ни мстить, ни вредить им, но все их злотворение с кротостью претерпим. Так Христу, Начальнику нашему, как тело главе, следовать будем, так Ему сообразны будем, так «с Ним пострадаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17). Но посмотрим же, как и что за нас пострадал Христос Господь наш. Видим, что Он, проданный и преданный предателем Своим, был связан, связанный, был отведен к беззаконному собору, был учениками оставлен: «все ученики, оставив Его, бежали» (Мф.26:56). Был беззаконным судом судим, был осмеян и поруган, был заушаем и по ланитам ударяем, был осужден на смерть. «Они же сказали в ответ: повинен смерти» (там же, 66). Тот, у Которого в руках смерть и жизнь всякого, был отведен к правителю Пилату и перед ним оклеветан, как развратник. «И повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш» (Лк 33:1—2). Тот, Который учил истине, и проповедовал царствие Божие приблизившимся, и путь к нему показывал, был от Пилата отведен к беззаконному Ироду, и перед ним так же оклеветан, и им осмеян и поруган был, и опять возвращен к Пилату. И так по улицам иерусалимским туда и сюда водим был с посмеянием Господь славы. Был с великой настойчивостью беззаконными людьми Своими испрашиваем у Пилата на распятие: «Распни Его» (Ты слышал, Господи, беззаконные слова эти и терпел), и испрошен был на крестную смерть (Мк 15:13—15). Был воинами увенчан тернием; был как Царь ими поздравляем с поруганием: «Радуйся, царь Иудейский!» (Мк.15—18); был оплеван и тростью по главе бит Царь небесный и Господь славы. Был веден на распятие и нес крест, грехами всего мира отягченный, «Агнец Божий» (Ин 1:29); и ведены были с Ним два злодея; и последовало множество народа, и видели Иисуса, «как Агнца на заклание веденного» (Ис.53:7); и изведен был из города на распятие и смерть крестную Сын Божий. «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего» (Пс.67:25). Так приведенный на место лобное, место смерти, и уже вида и доброты не имеющий, «краснейший добротою паче сынов человеческих» (Пс.44:3), наг ко кресту пригвожден, и пронзили руки и ноги Его (Пс.21:17) беззаконные люди, и для большего поругания и бесчестия повесили между двумя разбойниками «славу и хвалу Израиля; и к злодеям причтен был» (Ис.53:12) Праведный и оправдывающий нас. Так поруганного, и обесчещенного, и замученного, и страдающего хулили Его враги. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф.27:39—40). И так к болезням раны Ему прибавляли беззаконники. Так замученный и страдающий Сын Божий в жажде своей вместо воды напоен был уксусом, как Сам говорит: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Наконец все Свои страдания окончил смертью, «смертью же крестной» (Флп.2:8), Иисус Христос Господь наш. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! От Твоего страдания нам проистекло утешение; Твоя смерть — наша жизнь; Твоя скорбь нам породила радость; Твое бесчестие и поругание нам исходатайствовало честь и славу вечную; Твое смирение нас вознесло, падших и смирившихся; Твои язвы нас исцелили; Твои узы нас, грехами связанных, разрешили. «Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы» (Пс.115:7—8). Проданный, Ты нас, греху проданных, искупил; судимый и осужденный, Ты нас от вечного суда спас; осмеянный и поруганный, Ты нас от дьявольского поругания и посмеяния избавил. Поем человеколюбие Твое, поклоняемся страстям Твоим, Человеколюбивый, лобызаем милосердие Твое, прославляем благость Твою, благодарим Тебя, помилованные и искупленные Тобою грешники, и спасенные погибшие Твои люди. Слава Тебе, Сын Божий, с благоутробным Твоим Отцом и Пресвятым Твоим Духом, аминь. «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:31—32) Христиане! Видим из Евангелия страдания Христа Бога нашего. Постоим здесь и умными нашими очами посмотрим на страсти Христовы, в которых все наше блаженство состоит. Видим здесь: 1) Христос Господь наш и душой и телом страдал. В душе имел скорбь, печаль, тоску и ужас несказанный и умом непостижимый. «И начал, — говорит евангелист, — ужасаться и тосковать. И сказал им (апостолам): «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк.14:33—34). От этого на пресвятом теле Его «был пот, как капли крови, падающие на землю» (Лк 22:44). Бесчестие, поношение, поругание, посмеяние, которое Ему сотворили беззаконные иудеи, неизреченно пресвятую душу Его уязвляло, потому что хула та относилась «ко всему Лицу», Которое есть Бог и Человек. Христос — совершенный Бог и совершенный Человек. Так весьма уязвлялась пресвятая душа Его, что в Нем Бог хулим и поругаем был. Тело Его пресвятое, пречистое, непорочное, со Словом Божиим соединенное, били, ранили, уязвили, мучили, заушали, оплевывали, окровавили, тернием пронзили, обнажили, ко кресту пригвоздили, и прочее. Смотри, христианин, на страдание и болезнь Христову. Ты же хочешь в роскоши и увеселениях мира сего жить! 2) Болезни и страдания Христовы тем усугублялись, что Он от своих людей пострадал, как написано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Пострадал от тех, которым Он обещан, которые Его ожидали, которых Он пришел спасти, которым Он премногие и преславные благодеяния сотворил, — от таких людей пострадал Христос Господь наш. Такова была их неблагодарность ко Господу Благодетелю своему. Тяжка Ему была и неблагодарность людей своих. К тому же пострадал Он в преславном и именитом городе Иерусалиме и перед множеством народа, тогда на праздник Пасхи от всех стран собравшегося; и в большее поношение и поругание, повешен был между двумя злодеями, «и к злодеям причтен был» (Ис.53:12) Тот, Кто один Свят и Праведен. Смотри, христианин, бесчестие и поругание Христово! Ты же называешься христианином от Христа, а славы и чести мира сего ненасытно желаешь и ищешь. Сам рассуждай, что внутри тебя, и сообразен ли ты Христу, и принадлежишь ли ты к рабам Христовым. З) Христос Господь наш, как ради нас в мир пришел, чтобы спасти нас, так за нас и пострадал. Грехи наши виною страдания Его были; грехи наши взял Он на Себя; взял и претерпел казнь, грехам последующую. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Чудна благость, милосердие и Промысл Божий о нас! Мы согрешили, и Христос Господь наш казнь за нас претерпел. Рабы согрешили, а наказан был Владыка. Слава человеколюбию Его! Мы вознеслись, но так глубоко смирился, ради нас вознесшихся, Господь славы. Мы похитили славу Божию с нашими прародителями, и Он за то воздавал должное правосудию Божию, как через пророка говорит: «Чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5). Через непослушание и грехи наши всякое бедствие, злополучие и окаянство вошло в нас. Но через страдание Христово всякое блаженство, какое ни имеем и будем иметь, к нам возвратилось. Через грех мы пали — через Христово страдание восстали. Грехом мы умерли — страданием и смертию Христовою ожили. Христос за нас умер и смертью Своею оживил нас. Желал некогда Давид, царь Израилев, умереть вместо сына своего Авессалома (о, горячая любовь!) и, рыдая о нем, так говорил: «Сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар.18:33). Так Христос Сын Божий и Сын Давидов по плоти, видя нас, умерших и погибших, плакал о нас, и пожелал за нас умереть и пострадать, и на самом деле умер и пострадал, чтобы нас умерших оживить. Слава неизреченной любви Его! Умер Он — и ожили мы. Смерть Его — жизнь наша. Грехом мы от Бога удалились — Христовым страданием к Богу возвратились и приблизились. Грехом мы растлились — Христовым страданием обновились. Грехом пленил нас дьявол, и торжествовал, и ярился над нами, как мучитель лютый, — Христос Господь наш Своим страданием и смертью того лютого мучителя победил и посрамил, и от рук его нас силою Своею похитил, и связал гордого того врага нашего, и отдал его на попрание и посмеяние верным Своим рабам. Се, «даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк 10:19). Грех был причиной того, что мы, отступив от Бога, так помрачились умом и заблудились, и в такой пребывали прелести, что, вместо Бога живого, идолов и, вместо Творца, тварь боготворили и почитали. В такое заблуждение человек, разумом одаренный, человек, по образу Божию и по подобию созданный, в такое, говорю, заблуждение пришел, что неразумной и бездушной твари покланялся, и как Бога своего почитал, и от нее помощи себе просил и искал. Великое и ужасное помрачение ума — кланяться немощной твари и боготворить ее, и помощи от нее искать. Так дьявол, пленив, прельщал нас! Христос Господь наш Своим пришествием и страданием прелесть эту упразднил, и проповедью святого Евангелия и силою Креста Его и страдания взысканы мы, и от идолов к Богу живому обратились, и начали славить святое имя Отца и Сына и Святого Духа, Единого Триипостасного Бога. От востока до запада славится имя Бога Живого. Грехом подпали мы клятве и последующему ей вечному осуждению. Христианин! Страшна клятва: она к вечному мучению ведет человека. Христос Господь наш в Своем страдании, «сделавшись за нас клятвою» (Галл.3:13), Благословенный во веки, вместо клятвы благословение Божие нам исходатайствовал. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Галл.3:13—14). Грехом весьма разгневали мы Бога и не имели к Нему дерзновения никакого и доступа. Христос Господь наш Своим страданием умилостивил Бога, и доступ к Нему соделал нам, и дерзновение подал нам. Бога с нами и нас с Богом примирил, Отца Своего нашим Отцом соделал, как говорит: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20:17). И молиться Ему научил так: «Отче наш, Иже еси на небесех» и т. д. (Мф.6:9—13). Грехом заключилось от нас небо и рай, и отворился ад нам и все вечное злополучие. Христос Господь наш страданием Своим от ада искупил нас и двери к небесному царствию открыл, и прочее. Спасительные и пресладкие плоды Христова страдания и всего Его о нас смотрения изрядно, и к нашему живому утешению, изображаются в Евангелии, апостольских посланиях и книгах пророческих. Но они приличествуют только верным и в истинном покаянии находящимся, а прочим не принесут пользы, как будет сказано ниже. 4) Христос Господь наш все страдания Свои волею претерпел, как и выше сказано. Захотел предатель продать и предать Его в руки беззаконных; не противился ему — и предал. Захотели взять Его и связать беззаконники; не сопротивлялся им — и взяли и связали Его. Захотели вести Его к беззаконному сборищу; не противился — и привели Его. Захотели судить Судию всех; не противился — и осудили. Захотели поругаться, посмеяться и оплевать Его; не противился — и поругались, посмеялись и оплевали Господа славы. Захотели мучить и уязвить; не противился — и мучили и уязвили. Захотели, как осужденного, на смерть вести; не противился — и вели на смерть. Захотели ко Кресту пригвоздить и между двумя злодеями повесить; не противился — и пригвоздили и повесили. Захотели и прочее зло Ему сделать; не противился — и сделали. Так Он о Себе чрез пророка и говорит: «Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис.50:5—6). И в Евангелии говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17—18). И кто бы мог Ему что сделать, если бы Он не попустил? Если Он есть истинный Бог, как подлинно и есть; то кто мог бы мучить Того, Который в руках Своих имеет жизнь и смерть всех? Воистину мановением и в мгновение ока всех бы врагов Своих поразил, если бы захотел. Но попустил так быть — да нас спасенными увидит. 5) От Христовых страданий видишь, христианин, какое великое и страшное зло — грех. Грех оскорбляет и прогневляет непостижимое и неописанное Божие величие. Нет большего зла, чем грех. Человек согрешил и тем Бога прогневил. Но надо было Сыну Божию Своим страданием и Кровью очистить грехи, и Бога, грехом прогневанного, умилостивить, и так человека с Богом примирить, и от вечной казни, греху последующей, избавить. Ибо человек, против Бога согрешив и Того прогневав, вечному наказанию себя подверг. Сколько в мире ни есть болезней, бед, напастей и зол, всему грех причиной. Легко человек согрешить может, но не легко может грех очистить. Надо очищать его горькими слезами и Кровью Единородного Сына Божия. Иначе узнает человек на себе горький его плод — вечную смерть. «Возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Христианин! Ничего не остерегайся так, как греха, как всепагубного зла, если хочешь истинным христианином быть и не погибнуть навечно. Лучше выбирай, когда нужда того требует, умереть, чем согрешить. 6) В Христовом страдании видим, что три свойства Божиих в них раскрылись — правда, милосердие и премудрость — и исполнились. Видим, что правда Божия грех без наказания не оставляет. Требовала правда Божия того, чтобы человек согрешивший навечно казнен был за грех. Милосердие Божие хотело человека согрешившего помиловать. Премудрость Божия изобрела способ, которым исполнило и примирило и правду и милосердие Его. Иисус Христос Сын Божий Своим страданием и смертью правду Божию исполнил. А милосердие Божие содействовало нашему спасению. Так видим, что чрез страдание Христово правде и милосердию Божиему удовлетворение сотворилось. Правда удовольствие свое получила, и мы милосердием Божиим спасаемся. Слава премудрому Богу, благоволившему так! Христианин! Лобызай милосердие Божие, и кайся в грехах, и всем сердцем ищи вечного спасения. Ищи, пока действует милосердие Божие, — да не познаешь на себе суда вечной правды Божией. 7) От Христовых страданий видим, какую Бог горячую и пламенеющую любовь имеет к роду человеческому, так что и Сына Своего ради нас не пощадил. И видим то на деле, что Христос Сын Божий словом Своим изъяснил: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Как чадолюбивый отец, видя детей своих в пленении или в ином каком великом несчастии, от любви к ним соболезнует и сострадает им (ибо любви свойственно сострадать), так человеколюбивый Бог, видя нас плененными дьяволом и в погибели, сострадал нам и умилосердился над нами. Поэтому и не так тяжело Ему было послать Сына Своего в мир и за нас на страдание и смерть Его предать, чтобы нас спасенными видеть. Видишь, человек, любовь Божию к тебе. Сколько раз видишь образ Христовых страданий, или сколько раз слышишь о них, или сколько раз вспоминаешь о них, столько раз должен ты и о любви Божией вспоминать и ей удивляться. Не будь и сам нерадивым, но старайся, чтобы как желание и намерение Божие о спасении твоем, так и Христово страдание плод свой возымело в тебе, то есть вечное спасение. Возлюбил Бог тебя, и послал Сына Своего ради тебя, и благоволил Ему пострадать за тебя — будь достоин любви и святого изволения Его и старайся о спасении своем. 8) Открывшаяся для тебя — хотя и во всех делах, однако более всего в страдании Христовом — любовь Божия к нам возбуждает нас Его взаимно любить, как Отца благоутробного. Бог — высочайшее, вечное и неизменяемое добро, и потому Сам по Себе достоин нашей любви. Ибо кто великого и неизменяемого добра не любит? Оно и само собою, и при познании его, к любви своей сердце всякого влечет. Но дела любви Его, а тем более страдание Христово, в котором непостижимая любовь Его к нам открылась, убеждают нас взаимно любить Его. Возлюбил Он нас, возлюбил недостойных — возлюбим и мы Его, достойного всякой любви. Он наш Создатель, Он наш Промыслитель, Он наш Искупитель, Он нас любит, Он наш Отец. «Господи! что есть человек, что Ты открылся ему, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс.143:3). Чувствуем святую Его любовь, хотя и во всем, но более всего в спасительном Его о нас смотрении. Возлюбим и мы Его, как высочайшее наше добро и блаженство, и от любви покажем Ему послушание и соблюдем святые заповеди Его, и от всякого греха, которого Он ненавидит, уклонимся. Так покажем любовь нашу к Нему, если волю Его сотворим. Без этого любви быть не может (Ин 14:15 и 21). Любящий непременно должен волю любимого творить. Иначе ложная и лицемерная любовь будет. 9) Та же Божия любовь увещевает нас ближнего нашего, то есть всякого человека любить. «Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин 4:11). Захочешь ли, христианин, ненавидеть того, которого Бог так возлюбил? Захочешь ли зло сотворить тому, которому Бог из любви благотворит? Захочешь ли навредить тому, ради которого Христос Сын Божий в мир пришел, пострадал и умер? Захочешь ли обмануть, прельстить, оклеветать, обесчестить того, которого Христос Сын Божий так почтил? Захочешь ли украсть, похитить, отнять какое добро у того, за которого Христос Сын Божий Кровь Свою проливал? Захочешь ли не помиловать того, которого Христос Сын Божий помиловал? Захочешь ли пожалеть денег, одежды, хлеба, воды, дома и прочего вещества для того, ради которого Христос Сын Божий и Самого Себя не пожалел? Если любишь Бога, то надо любить и того, кого Бог любит. Не любишь Бога, если не любишь человека. Источник любви к человеку — любовь к Богу. От любви к Богу рождается и любовь к ближнему. Любовь к Богу связана с любовью ближнего, и одна без другой быть не может. Но любовь к Богу познается от любви к ближнему. Если искренне ближнего любишь, как Богом возлюбленного, значит, и Бога любишь, любящего его. Если ближнего твоего не любишь, которого Бог любит, то, без сомнения, и Бога не любишь (1 Ин 4:19—21). У любящего с любимым должно быть единомыслие: что любимый мыслит, то и любящий должен мыслить. Бог мыслит о человеке доброе, и любит его, и всякого добра желает ему, и благотворит ему. Так должен и человек, если Бога любит, доброе мыслить о человеке, и любить его, и всякого ему добра желать, и благотворить. Отсюда следует, что во всякой нужде руку помощи ему подавать должен, если его нелицемерно любит. Любящий любимому ни в чем не откажет в помощи, если только может, как видим это в действии на примере любви между мужем и женой, между родителями и детьми, между братьями и сестрами, и между другими нелицемерными. Если, человек, любишь ты Христа, пострадавшего за тебя, то покажи эту любовь на ближнем твоем, за которого Христос пострадал так же, как и за тебя. Любезное Богу создание — человек. Если Бога любишь, то люби и любезное Ему создание. 10) Отсюда следует, что безответны будут те христиане, которые ближних своих не любят и показывают нелюбовь свою тем, что не хотят помочь им в нужде, но отрекаются и оставляют их, и часто бесстыдно говорят о находящемся в нужде: «Что мне до его нужды?». Сюда относятся все те богачи, которые имение свое на роскошь, на созидание богатых домов, на кареты и коней, на шелковые и богатые одеяния, на богатые трапезы и вина, на увеселительные сады и пруды и на прочие свои прихоти тратят, а бедным, за которых Христос пострадал и Кровь Свою пролил, помочь не хотят. Все им подобные прихоти свои любят, а не Христа. Поэтому и безответны будут и посрамятся на Страшном Суде Христовом. Человек! Христос за тебя Самого Себя не пощадил а ты ради Него и денег жалеешь! Надо всякому христианину готовым быть к тому, чтобы при случае не отречься и умереть за Христа. Если же денег твоих жалеешь ради Христа, захочешь ли и пожелаешь ли при случае умереть за Христа? Нет ничего дороже для человека, чем жизнь. Как же ты жизнь свою отдашь за Христа, если денег жалеешь ради Христа? Малого жалеешь, не пожалеешь ли великого? Кто тебе в этом поверит? 11) Христос Господь наш за всех людей, сколько ни было, и есть, и будет, пострадал и умер. Так как Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4), то и Сына Своего Единородного в мир послал всех спасти. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15). «Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Все грешники, всех спасти пришел Христос Иисус. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:10). Все погибли, всех взыскать и спасти пришел и за всех пострадал Христос. «Христос за всех умер», — свидетельствует святой Павел (2 Кор.5:15). «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим 2:11). Всех спасти хочет, ради всех и Сына Своего в мир послал. Слава человеколюбию Его! Однако от Бога получают милость и спасаются только те люди, которые верой приемлют Его, любят спасительное явление Его, и Его сердечно благодарят, и слушают спасительные слова Его. Прочие в своем нечестии и нераскаянии погибают. Благодать Божия желающих спасает, а не нежелающих. Приготовил всем Христос спасение, но требуется от всех, чтобы все желали спасения, и желали истинно и действительно. А кто не хочет, сам собою уже погибает. Человек! Бог сердечно желает спасти тебя, как видишь из Христова страдания. И ты желай того же, и так благодатию Его спасешься. 12) Отсюда следует утешение всякому верному, истинному христианину. Если Христос за всех пострадал, то и за тебя. Если за всех умер, то и за тебя. Если всех примирил с Небесным Своим Отцом, то и тебя. Если всем доступ к Нему открыл, то и тебе. Если для всех соделал спасение и царствие Божие открыл, то и для тебя. Будь благонадежен и мирен и без сомнения ожидай вечных благ. Но только и верен будь до смерти, по словам Христовым: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). 13) Утешение христианам, во искушениях, бедах и напастях находящимся. Если Христос столько за нас пострадал, то оставит ли нас в нужде нашей? Оставит ли тех, за которых пострадал и умер? Предал Себя за нас и умереть не отрекся за нас. Отречется ли в нужде помочь нам? Никогда. Непременно приспеет помощь его к нам, ради которых такое великое дело любви Своей соделал. Он смотрит и ожидает подвига и терпения в нужде нашей, и невидимо помощь нам подает, и в нас побеждает, и за победу венец готовит. Стой же, христианин, мужайся и крепись в случающейся нужде твоей, и молись, и призывай Иисуса, и ожидай помощи Его — и почувствуешь укрепляющую руку Его, — Того, Которого дьявол и весь ад трепещет. 14) Утешение кающимся и смущаемым в совести за грехи. Бывает, что злой дух кающемуся шепчет: ты, мол, столько и столько зла сделал, на какое же спасение надеешься? Через это злой дух намеревается и хочет человека в отчаяние привести и своей погибели сообщником сделать. Христианин! Берегись соизволить злому совету злого духа. Надежда наша — Христос Господь. Если Он за тебя пострадал и умер, как обратившегося и кающегося не примет и не помилует? Он этого и хочет, и через слово Свое и через проповедников увещевает, и ожидает, чтобы все грешники к Нему обратились и покаялись и так бы спаслись. Желает и жаждет спасения всех Тот, Который за всех Себя предал, и пострадал, и умер. Верно это слово и всякого принятия достойно. И хотя бы были твои грехи велики и ужасны, и было бы их великое множество, однако все они загладятся и истребятся благодатию Его. Велики твои грехи, но бесконечно милосердие Его. Множество у тебя грехов, но бесчисленны и щедроты Его. Как капля воды против моря, так все твои грехи против милосердия Божия и бесценных заслуг Христовых. С радостью отпустит тебе Христос все согрешения твои и их уже не помянет тебе. Поскольку, когда каешься, желание Его святое и плод страстей Его исполняется. И вся прежняя твоя жизнь, скаредная и скверная, не повредит тебе, как тьма вышедшему на свет. Тьма — нераскаянная жизнь и заблуждение. Свет — покаяние и исправление. Ты, отрекшись от прежней своей жизни и начав новую, как из тьмы на свет вышел и, возненавидев тьму, свет возлюбил, и поэтому новым человеком со делался. Мужайся и крепись, и ожидай вечного спасения, как и все истинные христиане ожидают. Только того берегись, чтобы к прежней жизни не возвратиться, как «пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Смотри, берегись этого! Сатана всеми силами старается, чтобы тебя опять к прежнему возвратить. Ты стой и крепись, и совершай до конца то, что начал. Не начало, но конец похваляется. И какие немощи видишь внутри себя, исправляй их повседневным покаянием и молитвой, и так день ото дня лучшим будешь. А во всем призывай всесильного помощника Иисуса Христа, ибо без Него ничего не можем. Сильно нападает на тебя враг — крепко и ты стой против него с помощью Христовой. И так он посрамится, а ты спасешься. 15) Хотя и за все Божий благодеяния, которые от Него получили и получаем даром, должны мы благодарить Его, но более всего — за то, что к нам, погибшим, Сына своего послал, и благоволил Ему за нас пострадать, и так спасти нас. В этом чудная и непостижимая Его благость и любовь к нам открылась. Так чудно мы спасены! Сын Божий, Царь и Царя небесного Сын, за спасение наше пострадал и умер. Кто может осудить человека, истинного христианина? Сын Божий за него умер и пострадал, и Кровию Своею очистил его и освятил, и Бог его оправдает. Вспоминай, христианин, это великое и непостижимое дело и за него сердечно Бога благодари. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» (Лк 1:68—69). 16) Страдание и смерть Христова учит нас для греха умереть и для Бога правдой жить. Об этом-то и написал апостол: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор.5:15). Христианин! Если хочешь для Христа Бога жить, то должен ты для греха и для себя самого умереть. И для греха и для Христа жить невозможно. Христос купил тебя Себе Кровью Своею, раб ты Его купленный. Он твой Господь, ты Его раб, ценою Крови Его купленный. Сам рассуди, для кого должен ты жить — для себя или для Него, Господа твоего; по своей ли или по Его воле жить. Сам знаешь, что верный раб воле своего господина, а не своей угождает. Неверный тот раб, который живет не по воле господина, а по своей воле и своим прихотям. Так и христианин — не истинный христианин, а ложный и неверный раб Христов, если не по Христовой, а по своей воле живет. Поэтому Христос Господь и говорит таким: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46). Умри для воли своей и для греха, то есть для прихотей своих — и будешь рабом Христовым, будешь для Него жить и на Него работать. Плод смерти и распятия Христова в изъятии наших грехов. «Он (Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24). Где же плод этот в тебе, если грешишь и неправдой живешь? Это признак того, что еще во грехах пребываешь и от грехов не освободился ты. А тогда от страданий и смерти Христовой никакой пользы и не имеешь ты, хотя она и всесильное исцеление. Покайся и умертви греховные прихоти твои, и тогда смерть Христова будет тебе на пользу. Распялся Христос за грехи наши, должны и мы распинать плоть свою со страстями и похотями, если хотим Христовыми быть. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). Вот признаки и приметы Христовых рабов, а именно: что они плоть «распяли со страстями и похотями». Умер Христос за грехи наши, должны и мы отречься от них, и попрощаться с ними, и умереть для них — да оживем чрез Христа и со Христом. Осмотрись же, христианин, чей ты раб, для кого живешь, на кого работаешь, к какому концу идешь, к какой части принадлежишь — ко Христу или противнику Его дьяволу. Чью волю кто творит, кому угождает, на кого работает, того и раб он. 17) Христос Господь наш был презрен, уничижен, осмеян, поруган и обнажен в своем страдании. Из этого учимся мы, христиане, богатства, чести и славы в мире сем не искать, а все это презирать, и все ради нужды нашей, а не ради роскоши и плотоугодия употреблять. Стыдно христианину чести и славы в мире сем искать, когда Христос Господь его осмеян и поруган был за него. Стыдно христианину богатства желать и искать, когда Христос Господь его в страдании своем и рубища не имел. Бесстыдно христианину в роскоши и сластях валяться, когда Христос Господь его горькую страдания чашу за него пил. Беден тот христианин, который хочет в мире сем обогатиться, прославиться, честь снискать и в роскоши и увеселениях жить. Это признак того, что он забыл, что Христос за него умер и пострадал, и видно, что не за великое что почитает страдание и смерть Сына Божия. Осмотри себя, христианин, в этом важном деле, и обрати ум свой к страстям Христовым, и сам узнаешь, что ты противно христианской вере делаешь. 18) От Христовых страданий и всего спасительного Его промысла о человеке примечаем и видим, как велико достоинство, честь и благородие человеческое. Сам Бог, — что всякий разум и удивление превосходит, — Сам Бог пришел к человеку, отступившему от Него, и принял образ человеческий. Воистину «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим 3:16), и более того, пострадал за человека. Должно быть великому тому, ради которого такое великое и умом непостижимое смотрение Божие совершилось. Должно быть дорогой той вещи, за которую такая дорогая цена, Кровь Сына Божия, дана. Видно, что и Богу нашему дорог человек, ради которого Сам в мир пришел и живоносною Своею плотию пострадал. Дивное и благороднейшее создание Божие — человек! Особым Божиим советом сотворен: «сотворим человека» (Быт 1:26). По образу Божию и по подобию Божию сотворен человек. Но когда пал и погиб человек, дивный и непостижимый о нем Промысл Бог показал. Кроме того, что подал ему закон Свой, подал ему слово Свое, как свечу, сияющую в темном месте, послал к нему пророков, повелел Ангелам Своим хранить его; кроме того, что бесчисленными благами, видимыми и невидимыми, снабжает его, — кроме всего того, Сам с небесным Своим воинством пришел взыскать «потерянную эту драхму» (Лк 15:9), и человека плененного от врага избавить и освободить, и царское ему благородство возвратить. Ах, бедный человек, любезное и высокопочтенное, но падшее и погибшее создание! Смотри, какой ты чести от Бога удостоился, как высоко почтил тебя Бог! Сам Бог с Ангелами своими пришел к тебе взыскать и спасти тебя, и пострадал за тебя. Видишь честь твою! Насколько падением обесчестился человек, настолько воплощением Сына Божиего и спасительным Его смотрением почтен человек. В подлейшее состояние грех его вверг, ибо «человек в чести не вразумился; уподобился скоту несмысленному, и сравнялся с ним» (Пс.48:13), но пришествием Христа Сына Божия выше всей твари превознесся. О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен Богом! Познавай, человек, подлость и бедность твою, от греха тебе бывшую, и смиряйся. Познавай и честь твою, сотворенную тебе Христовым пришествием и страданием, и сердечно и со всяким смирением благодари Его. «Господи! что есть человек, что Ты открылся ему, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен суете» (Пс.143:3—4). Подлым человек сделался, но дивная к нему благость Божия высоко почтила и превознесла его. Человек! Дорог ты Богу — почитай же как самое ценное и смотрение Его о тебе. Почтил тебя так Бог — сердечно и ты почитай Бога, почтившего тебя. Дивную благость и любовь излил на тебя Бог — лобызай и ты эту благость и любовь Его. Бог истинно почитается, когда каемся в грехах, которыми Он оскорбляется, и всякого греха бережемся — да не оскорбим Его, но сотворим угодное воле Его святой. Кайся же, и уклоняйся от греха, и твори, чего воля Его святая хочет — и будешь Бога, почтившего тебя, почитать. 19) Отсюда следует, что и мы должны всякого человека почитать. Почтил Христос Господь наш человека, надо и нам Его почитать. Земным Царем почтенному человеку достойно воздаем честь, тем более тому, которого Царь Небесный почтил, должны воздавать честь. Как будешь унижать, презирать, клеветать, ругать, злословить, смеяться над тем, которого Сам Бог почтил? Смотри, христианин, берегись презирать и унижать всякого человека, которого Царь Небесный так высоко почтил. 20) Отсюда видишь, что тяжко грешат те христиане, которые людей презирают, уничижают, ругают и поносят. Делается обида и непочтение самому Царю, когда им почтенному человеку не воздается честь. Так делается обида и непочтение Самому Царю Небесному, Иисусу Христу, когда Им почтенного человека презираем и уничижаем. Смотри, христианин, рассуждай, что ты делаешь, когда брата своего унижаешь и поносишь. Унижающий унижен будет, презирающий презрен будет, ругающий поруган будет. 21) Христос Господь наш Своим страданием и смертью от вечной смерти и всего мучения в аде избавил нас и даровал нам вечную жизнь. Отсюда видишь, христианин, какое великое бедствие — вечное мучение и какое великое блаженство — вечная жизнь. Ничем не могли мы, грешники, избавиться от вечного того зла и никак вечное то блаженство получить, как только страданием и смертью Единородного Сына Божиего. Самого Себя Христос Господь наш не пощадил ради этого. Ценой Крови Своей искупил нас. Слава человеколюбию Его, слава благости Его и милосердию Его! Велико то зло, от которого великою ценою избавляемся. И велико то добро, которое великою и дорогою ценою покупается. Должно быть бесконечному и ужасному злу — вечному мучению, от которого бесценной ценой смерти Христовой искуплены мы. Должно быть и блаженству тому великому и непостижимому, за которое бесценная дана цена. Грехом мы его лишились и тому бедствию подпали. Берегись же греха, христианин, да не ввергнет он тебя в то бедственное вечное состояние. 22) От Христова страдания и всего спасительного Его о нас смотрения учимся, что первейшее наше делание и старание должно быть о спасении нашем. Прочее все, к миру сему и временной жизни относящееся, — последнейшее. Весьма желает Бог, как видим из Христова страдания и всего Его смотрения, чтобы мы спаслись. Должно быть таким и наше желание. Если жаждет преблагой Бог спасения нашего, должна быть и у нас жажда к тому. Как голодный желает хлеба и жаждущий воды, так и мы должны желать и искать спасения. Всякое старание, как видим, милосердный Бог прилагает, чтобы нас к покаянию обратить и спасти. Да будет и наше все старание о том. Нужна нам пища, одеяние, дом и прочее, но спасение так нужно, что без него весь мир ничто. Превеликая цена дана за спасение наше, Кровь Христова. Да будет и для нас оно драгоценно, дороже всего мира, дороже неба и земли, дороже всего сокровища мира сего, ибо без него все ничто. Нет никакой пользы, где нет спасения души. Ищем благ мира сего — тем более искать должны благ вечных. Печемся о здоровье тела смертного — тем более должны заботиться, чтобы выздоровела бессмертная душа. Храним временную жизнь, тем более должны беречь жизнь вечную, ради которой все и саму временную жизнь оставить мы должны, если того нужда потребует. Всех истинных христиан первейшее дело и старание было и есть — со всяким усердием желать и искать спасения своего, как купленного дорогой ценой. Христианин! Да будет это и твоим первейшим делом и старанием, если хочешь истинным быть христианином. Христос Господь Сам, Собою жертвуя, приобрел тебе спасение. Берегись же, чтобы сатана не похитил его из рук твоих. Грех всякий и пристрастие к миру затворяет двери к вечному спасению. Берегись же всего этого. 23) От Христовых страданий учимся, что следует и христианам в мире сем страдать, быть осмеянными, поруганными и униженными, и прочее мучение терпеть от любящих мир сей. Должно со страждущей Главой быть и телу, и с Господом страдающим рабам его страдать. Христиане от Христа — рабы Христовы, члены тела Христова, духовные. Мир, прелестью помраченный, Христа Господа ненавидел и гнал — ненавидит и гонит и христиан, как Христовых, Христа придерживающихся, Христа любящих и за Ним следующих. «Раб не больше господина своего» (Ин 15:20). Изгнали Христа Господа, чего ждать и рабам Его, кроме гонения? Предсказано это Самим Богом и в святом Писании написано: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф.10:22). «В мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:18— 19). «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22). И глас небесный свидетельствует об избранниках Божиих: «Это те, которые пришли от великой скорби» (Откр.7:14). Предсказана христианам скорбь, чтобы христиане были готовы к терпению скорби. «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир 2:1). Нечего христианам о золотых днях мечтать и их ожидать. Скорбь им предсказана — и видим это. От кого же христианам скорбь терпеть? Гонение от мучителей-язычников прекратилось, христиане живут между христианами. Действительно, явных гонителей и мучителей не стало, и слава Богу! Но дьявол, первейший мучитель, по-прежнему непрестанно воздвигает гонение на благочестивых, по Писанию: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17). Вот первейший мучитель христианский! Иисус Христос Господь наш от Своих пострадал, как написано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Пророки Его от своих единоплеменников пострадали, как видим в Писании (Мф.13:57; 23:37). Так и христиане от своих христиан, но ложных, страдают. 3лой сосед доброго соседа ненавидит и гонит; злой муж добрую жену и злая жена доброго мужа ненавидит и гонит; брат и сестра доброго брата и сестру ненавидит и гонит. «И враги человеку — домашние его» (Мф.10:36). Вот христианские гонители — лживые христиане! Сюда относятся господа, которые крестьян своих или выше меры наказывают и мучают, или бесчестными и поносными словами укоряют и ругают, или содержат хуже псов своих тех, за которых Христос пострадал и умер, или излишними работами и оброками отягчают, так что не имеют они пропитания и одеяния от скудости; все их добро один господин пожирает. Вот христианские мучители, но более изощренные! Видишь, христианин, от кого христиане страдают. Ожидай же и сам страдания и готовься к терпению, если хочешь благочестиво жить. Злой язык — великий гонитель христианский. Как тело уязвляется мечом и жезлом, так душа уязвляется поносным словом. Но сказано христианам от Христа во утешение: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11-12). 24) От великого терпения Христова учимся и мы всякое злострадание, случающееся с нами, великодушно терпеть. Не противился Христос врагам Своим — не воспротивимся и мы. Не мстил Христос врагам Своим — не будем мстить и мы. Кротко терпел Христос поношения, посмеяния и поругания — кротко претерпим и мы. Умер Христос за нас — умрем и мы за Него, если будет нужно. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2:21). Христос за распинателей Своих молился: «Отче! прости им» (Лк 23:34). Да молимся и мы за врагов наших: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Так «отвергнемся себя», так «понесем крест свой», так «последуем за Христом», так будем «новой тварью во Христе», так «будем Ему подобны». Так «будем с Ним страдать, чтобы с Ним прославиться» (Мф.16:24; 2 Кор.5:17; Рим 8:29 и 17).
Категория: ЭТО ИНТЕРЕСНО | Добавил: CIKUTA (07.12.2017)
Просмотров: 18
 
ПОДЕЛИТЬСЯ / РАЗМЕСТИТЬ НА СВОЕЙ СТРАНИЦЕ СОЦ СЕТИ

Всего комментариев: 0
avatar

ВАШ КОММЕНТАРИЙ / YOUR COMMENT | ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦ СЕТЬ / SIGN IN VIA SOCIAL NETWORK
ПОИСК
ВХОД НА САЙТ
БАННЕР
СОЗДАНИЕ БАННЕРОВ


ВСЕХ ВИДОВ И ТИПОВ
ОТ ПРИМИТИВА
ДО ЭКСКЛЮЗИВА
НОМИНАЦИЯ

 НОМИНАЦИЯ 
ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

Жизнь / Рождение / Смерть / Пространство / Место / Материя / Время / Настоящее / Будущее / Прошлое / Содержание / Форма / Сущность / Явление / Движение / Становление / Абсолютное / Относительное / Абстрактное / Конкретное / Общее / Единичное / Особенное / Вещь / Возможность / Действительность / Знак / Знание / Сознание / Означаемое / ОзначающееИскусственное / Естественное / Качество / Количество / Мера / Необходимое / Случайное / Объект / Субъект / Самость / Человек / Животное / Индивид / Личность / Общество / Социальное / Предмет / Атрибут / Положение / Состояние / Действие / Претерпевание / Понятие / Определение / Центр / Периферия / Вера / Атеизм / Априорное / Апостериорное / Агент / Пациент / Трансцендентное / Трансцендентальное / Экзистенциальное / Добро / Зло / Моральное / Нравственность / Прекрасное / Безобразное / Адекватное / Противоположное / Разумное / Безумное / Целесообразное / Авантюрное / Рациональное / Иррациональное / Здоровье / Болезнь / Божественное / Дьявольское / Чувственное / Рассудочное / Истинное / Ложное / Власть / Зависимость / Миролюбие / Конфликт / Воля / Потребность / Восприятие / Влияние / Идея / Философия / Гармония / Хаос / Причина / Следствие / Игра / Реальное / Вид / Род / Внутреннее / Внешнее / Инструмент / Использование / Цель / Средство / Модель / Интерпретация / Информация / Носитель / Ирония / Правда / История / Миф / Основание / Надстройка / Культура / Вульгарность / Либидо / Апатия / Любовь / Ненависть / Цинизм / Надежда / Нигилизм / Наказание / Поощрение / Научность / Оккультизм / Детерминизм / Окказионализм / Опыт / Дилетантизм / Отражение / Этика / Парадигма / Вариант / Поверхность / Глубина / Понимание / Неведение / Предопределение / Авантюра / Свобода / Зависимость / Смысл / Значение / Структура / Материал / Субстанция / Акциденция / Творчество / Репродукция / Теория / Практика / Тождество / Различие 
 
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Храм Святой Троицы
HRAMTROITSA.RU
ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 
ЕПАРХИЯ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 
ЦЕРКОВЬ


Контакты :
Адрес Епархиального
управления:
153000 Иваново,
ул. Смирнова, 76
Телефон: (4932) 327-477
Эл. почта:
commivepar@mail.ru
Для официальной:
iv.eparhiya@gmail.com
Епархиальный склад:
Телефон: (910) 668-1883
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

МИТРОПОЛИТ ИОСИФ
НАПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ
РАССКАЗАТЬ О ПРОБЛЕМЕ
 
 
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО
 
 
ГИПЕРИНФО ПУБЛИКУЕТ
ВСЕ ОБРАЩЕНИЯ.
МЫ ЗНАЕМ !!!
КАК СЛОЖНО
ДОБИТЬСЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ОТ ЧИНОВНИКОВ
 
 
НЕ МОЛЧИТЕ!
"СТУЧИТЕ, И ОТВОРЯТ ВАМ" -
СКАЗАЛ ХРИСТОС.
С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ
АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА.
 
 

     
     
     
     


 
 



   HIPERINFO © 2010-2017  08:44 | 11.12.2017