Меню
Назад » »

Святитель Тихон Задонский / СЛОВА (5)

СЛОВО В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ (ДЕНЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ). (О памятовании смерти и о покаянии.) Смотрите, поступайте осторожно. (Еф 5:15) Представьте человека, который бы, сидя на преукрашенном престоле, имея в руках все удовольствия, видел под собой воспламеняющийся огонь, над головой преострый меч, на самой тончайшей нитке повешенный, и со всех сторон вооружающихся против него. Рассудите, слушатели, в такой опасности, в таком ужасе, дадут ли все эти удовольствия и увеселения спокойствие этому человека? Отовсюду смерть: сверху смерть, снизу смерть, со всех сторон смерть. Такая опасность и страх не превозмогут ли все удовольствия его? Я, когда такое состояние человека изображаю, описываю тем состояние жития нашего. Мы все, живущие на земле, в такой же опасности находимся, в какой сей человек. Настоящее слово я предложу во славу Божию, в честь нынешнего торжества, дабы нам всем, такими опасностями окруженным, в мире сем осторожнее жить, по увещанию богомудрого учителя, Павла святого: смотрите, поступайте осторожно. Когда откроем умные наши очи, слушатели, и посмотрим на обстоятельства жития нашего, увидим непременно, что оно похоже на состояние того человека, и никакая красота мира сего нас увеселить не сможет. Увидим над собою Бога, мечом правды нам грозящего. Увидим под собою ров адский, грешникам уготованный. Увидим сзади грехи наши, совестью нас непрестанно мучащие. Увидим пред собою смерть, непрестанно к нам приближающуюся. Увидим по правую и по левую сторону врагов душ наших, козни нам строящих и погибели ищущих. Бог, Который наверху, — Всемогущий, так что никто Ему противиться не может. Он есть наш Творец и Господь, Который нас, как сосуды глиняные, руками Своими сделанные, в одну минуту сокрушить может, и потому страшен. Потому и Христос нам бояться Его приказывает: убойтесь могущего и душу, и тело в геенне погубить (Мф 10:28). И еще Иеремия к Нему вопиет: Кто не убоится Тебя, о Царь народов (Иер 10:7)? Он и Всевидящий, и за всеми нашими делами, за всеми замыслами, за всеми сердечными помышления наблюдающий. Он и несоделанное наше видит: и несоделанное мое видели очи Твои, — говорит Псаломник (Пс 138:16). И так как Он есть бесконечное Добро, то и малейшего зла ненавидит, и за то наказывает, ибо правосуден. Не было Ему приятнейшего и любезнейшего между сынами Израилевыми, исшедшими из Египта, как святой Моисей, с которым Он как с другом беседовал, ради моления которого и меч гнева Своего отвращал от непокорных и жестоковыйных людей, которому, наконец, Сам объявлял, говоря: Знаю тебя более всех (Исх 33:12). Однако же за некое преступление наказал и его: до земли обетованной его не допустил, хотя тот с великим усердием желал ее. А если Бог и друзей Своих за преступление наказывает, вы, бесстрашно и явно против Божия закона дерзающие, что думаете? Вы, которые чужого ложа беззаконно касаетесь; вы, которые кровь брата проливаете; вы, которые тайным и явным образом ближнего обижаете; вы, которые кровавые слезы вдов, сирот, бедных пьете; вы, которые работников и наемников ваших труды даром пожираете; вы, которые хульными устами на небесном троне Сидящего касаетесь; вы, которые присяги и клятвы свои нарушаете; вы, которые неким малым прискорбным словом вас опечалившего ищете истребить от земли живых, и прочие им подобные грешники, — что вы о себе думаете? Думаете ли, что избежите праведного суда Божия? В вас ли великое преступление останется безнаказанным, когда во святых малое наказывается? Малое Бог наказывает, а великое оставит ли? Неужели неправда у Бога? Да не будет (Рим 9:14). Да не будет то и помыслить: ибо праведен Господь, и нет неправды в Нем (Пс 91:16). Сколько вы беззаконий к беззаконию прилагаете, сколько собираете себе гнева и ярости Божией, ежели скоро к Божию милосердию не прибегнете с покаянием и сокрушенными слезами. Вот, слушатели, какой меч над нами висит! Меч Божия правосудия, грехами нашими изощренный. Но посмотрите умным оком вниз, и увидите под собой и ров глубокий, ад зияющий, грешников хотящий пожрать, — и тотчас пожрал бы, если бы милосердие Божие, Божия благость, покаяния грешника ожидающая, не удерживала его. Страшна сия пропасть и мужам святым. Святой Кирилл Александрийский говорит: «Боюсь геенны, ибо она бесконечна. Боюсь тартара, ибо он непричастен теплоты. Боюсь тьмы, ибо она непричастна света». Да и у других святых тот же был страх. Ибо святые Божии, которые все житие в таком покаянии проводили, так Богу служили, что и малейшей заповеди Его преступать боялись, пропасти той, трепеща, опасались. А нам ли, грешникам, бесстрашными быть? Святой Иоанн Златоуст таковых сравнивает с малыми детьми, которые личин или маскарадов боятся, но не боятся огня, за который хватаются руками и обжигаются. Так и люди, младенческий ум имеющие, боятся временного несчастья, временных бед, уз, темницы, нищеты, которые все от Бога посылаются, по большей части для исправления, а не трепещут геенны, которой и сами бесы ужасаются, как святое Евангелие учит: и молили Его, то есть Христа, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк 8:31), хотя она для них уготована. В этом видим и вторую опасность, которая — под нами. А когда вперед посмотрим, увидим не меньшую опасность, увидим смерть, которая никого не оставляет. И чем более живем, тем более она к нам приближается. Этот предел Божий как неизвестен нам, так и весьма страшен. Неизвестен потому, что старых и молодых, младенцев и юношей, готовых и неготовых, праведных и грешных без разбора похищает. Страшен потому, что отсюда начинается нескончаемая, постоянная, всегда пребывающая вечность. Отсюда мы или в блаженство вечное, или в вечную муку, или в место радости, или в место плача отходим. Теперь мы или вечно жить, или вечно умирать, или вечно царствовать на небе со Христом и святыми Его, или вечно страдать в аду с сатаной и ангелами его начинаем. Ах, смерть, смерть! Сколь страшна и память твоя! Но дивная вещь! Всех нас ожидает сей необходимый рок, а мы живем так, как бы его и не было. Окаянная наша слепота! Когда кого закуют в железо и, посадив в темницу, к смерти приговорят, в каком он тогда находится состоянии, всякому известно. Не нужен ему тогда ни дом, ни жена, ни дети, ни друзья, ни родня, ни богатство. Тогда пища и питие на ум не идет. Одна у него только дума, что к смерти приговорен, смерти ожидает. Одним этим страхом одержим, болезнует, сетует, сокрушается, ожидает, когда день, когда час тот придет, в который ему умереть. Праведный суд Божий еще в раю всех нас с праотцом к смерти приговорил: ты земля, и в землю отойдешь (Быт 3:19). И сколько веков ни прошло, еще не было такого, кто бы предел сей миновал, да и повседневные примеры показывают это. Почему же мы не так, как к смерти приговоренный, живем? Почему не боимся часа того? Почему не готовимся к нему? Почему всегда в банкетах, в пьянстве, в роскоши, в играх, в забавах, в картах упражняемся? Почему друг друга обижаем, грабим, обманываем? Почему поклонами, коварством дьявольским вымышленными, любуемся? Почему через неправедные доходы собираем богатство, будто бы мы с ним вечно не расстанемся? Почему мы не чувствуем, слушатели? Ведь мы к смерти судом Божиим приговорены так, как в темнице сидящий, и непременно из темницы тела этого суд Божий изведет нас, когда назначенное время будет, а персть персти будет предана: ты земля, и в землю пойдешь. Разве бы кто сказал, что это смерть не равная, то есть для тех, кто в темнице сидит, вынужденная и бесчестная, а для прочих обыкновенная, через болезнь несносную приключающаяся? Но Бог один знает, какая тебе кончина будет, тебе, который так думает. Имеешь ли ты откровение от Бога, как Он тебе определил житие окончить? Может быть, и тебя казнить будут? Может быть, или в пучине морской погрязнешь, или разбойниками, или коварными людьми убит будешь, или иным подобным образом скончаешься? Ведь столько почти смертей, сколько людей на свете. Одним образом только рождаемся все, а умираем различными. Иной стоя падает, и бездыханным становится. Иной при ходьбе споткнется, и без души лежит. Иной сидя склоняется, и мертвым поднимают. Иной на одре спать ляжет вечером, а поутру на одре смертном полагается. Иной за столом сидя празднует, веселится, и в тот час вместо веселья плач последует, и износится ко гробу с рыданием. А что с иным случается, то и с тобой, и со мной случиться может. Все мы как одного естества люди, так и тем же случаям подвержены. А когда это будет, мы не знаем. Итак, всякий час надобно этого ожидать. Но когда бы и как бы ни случилось окончить жизнь, и то не без страха. Поскольку тут книги совести каждому откроются. Тут явятся дела каждого, которые он соделал, живя в теле, добрые или худые (2 Кор 5:10). Тут встретит подвиг, о котором никогда не думали мы. Тут покажутся две дороги, из которых одна в жизнь, а другая в смерть вечную ведет. Одно должно признать, что нам князь тьмы ослепил глаза, дабы нам того предела Божия не видеть и не помышлять о нем, а не помышляя, злую его и погибельную исполнять волю, и так спасения лишиться. Вот что и перед нами обращается, слушатели! А когда посмотрим назад, посмотрим умным нашим оком, что мы там увидим? Ах, страшно туда нам и взглянуть! Там стоят лютые наши соперники, за нас крепко держащиеся, немилостиво нас к Судии влекущие, в темницу вечную предать старающиеся. Там, говорю, грехи наши, за всю жизнь нашу совершенные, как страшилища, которые хотят на нас напасть, и во дно адово низринуть. Грехи, говорю, наши на нас наступают, совесть нашу уязвляют, колют как мечом. Сии враги мучительные, ангелов с неба на дно адово низринули и цепями мрака связали. Сии враги праотца Адама со всем его родом из рая выгнали. Они на весь мир страшный потоп навели. Сии враги Содомские и Гоморрские города спалили. Сии враги столько людей Божиих в пустыне повалили, до земли обетованной не допустили. Сии, наконец, мучительные враги, и ныне города, великие государства разоряют, столько крови проливают и всякие другие беды и напасти наводят. Такие, говорю, лютые враги наши позади нас стоят и восстают на нас. Но если еще прилежнее осмотримся, и на правую и на левую сторону душевными посмотрим глазами, увидим не меньше опасности. Увидим с одной стороны мир с прелестями своими, с другой — князя тьмы с началами, с властью злобы поднебесной на нас вооружающихся. И так, когда с одной стороны уклонишься, с другой стороны приходит беда. Слышите, что о сем Исаия вопиет: Страх, и пропасть, и сеть на вас, живущих на земле. И будет: бегущий от страха впадет в пропасть, и вылезающий из пропасти будет пойман в сеть (Ис 24:17—18). Ибо, слушатели, как звери в лесах ловцами, так люди в мире сем гонимы и пойманы бывают духами злобы поднебесной. Звери, когда освободятся от силков, попадают в ямы. А ежели оттуда освободятся, попадают на псов. То же и с человеком бедным случается. Когда он от одной освободился козни, попадает в другую. Ищет уединения, в большее впадает искушение, так как в уединении более сатана нападает. Оставив уединение, общается с соседями, с друзьями развращенными, и их злобой, как смолой, очернится. Живя с ними, как Лот в Содоме, благодатью Христовою сохранился, тотчас чувствует сильное нападение гордости, высокоумия. И так, куда ни обратится, везде ему сеть пагубы предлежит. Святой Антоний Великий, как читаем в церковной истории, видел, что весь мир от земли даже до небес сетями наполнен, поэтому с воздыханием к Господу воззвал: «Господи! Кто от сих сетей избавиться может?» И подлинно, никто бы от них не избавился, если бы Божия благодать не спасала всех. Теперь вы слушатели, на все эти обстоятельства умными взирая очами, рассудите, не в такой ли и наше житие находится опасности, в какой было брата того царского, о котором в начале слова помянули мы? Видим над главою нашей меч правды Божией висящий. Видим внизу отверстую пропасть геенны огненной, грешникам уготованную. Видим перед собой смерть, с часу на час к нам приближающуюся и поймать нас хотящую. Видим позади себя грехи наши, совесть нашу угнетающие и воспоминанием, как мечом, колющие. Видим по обеим сторонам мир и дьявола, врагов наших, на нас стрелы свои мечущих и уязвляющих нас. Сверх всего того имеем и престол колеблющийся, то есть естество непостоянное, ко всякому падению склонное. Ну же, братия, и я вам говорю, сидя на сем престоле колеблющемся, окруженные этими бедами, станем каждый день надевать порфиру и виссон, как евангельский богач; станем созывать друзей, наполнять столы, украшать богатой пищей, сладкими и дорогими винами согреваться, кушать, праздновать, веселиться; прикажем и музыкой себя увеселять, танцы и маскарады устраивать; присовокупим и оперы, когда деньги позволяют: но пойдет ли на ум веселье? Захочется ли праздновать, когда и сверху, и снизу, позади, и спереди с обеих сторон нас окружает страх?! Что же нам в таких обстоятельствах делать? Как нам от всех этих зол избавиться? Поищем и мы себе образца, которым бы нам от сих опасностей уклониться. А вот способ этот нам на ум и приходит: от грехов избавим себя истинным и слезным покаянием, которое Милосердый Бог нам, грешникам, ради немощи нашей даровал. И так от мучительства их совесть свою освободим, а смиренным покаянием и праведный гнев Божий отвратим, и Бога на милость преклоним, и геенну под нами, грехами нашими разожженную, угасим. Ибо Человеколюбивый Бог ничем так не преклоняется, как слезами человеческими, от сердца сокрушенного происходящими. Поощряют и ободряют нас к тому ниневитяне, покаянием гнева Божия избежавшие. Поощряет Манассия, царь Иудин, сокрушением сердца от уз греховных разрешившийся. Поощряет блудница, слезами Христовы ноги омывшая, и так от скверн греховных омывшаяся. Подает пример Петр святой, верховный апостол, трижды от Христа отрекшийся и горьким плачем опять возвращенный в апостольский лик. Им подражая, прибегнем и мы с умилением ко Владыке нашему. Он, как Отец Многомилостивый, преклонившись на милость, и от грехов нас очистит, и праведный Свой гнев отвратит, и от пропасти адской Своим человеколюбием избавит. А если Бог с нами примирится, то уже и смерть нам не страшна будет. Но и от прочих обстояний, то есть от наветов дьявола и мира избавимся, если со слезами будем молиться Тому же Милосердному нашему Промыслителю Богу, чтобы нам открыл очи разумные, которыми бы могли увидеть распростертые для нас сети вражеские. А когда их увидим, то благодатью Того же Господа можем от них уклониться, ибо явные наветы врага не так опасны, как тайные, и потому легко избегаемы. А за помощью, защитой и покровом всегда будем прибегать, во-первых, к Владычице нашей Богородице, общей всем христианам Предстательнице, честное Успение Которой ныне праздновали мы. Потом с усердием призовем и всех угодников Божиих, да помогут нам. Потому что они, как сами искушены были, так и нам, искушаемым, могут помочь (Евр 2:12). Постараемся подражать им в осторожности жития. Они уклонялись от наветов вражьих, памятуя последних четыре: смерть, суд, ад, царствие небесное. И мы сие примем в ум, и всегда будем помнить о смерти. Это не позволит нам хвалиться благородством, и других, братию свою, презирать. Так как, помня о смерти, будем помнить, что мы — земля, и в землю пойдем. Памятуя о смерти, отвратим руку от лихоимства, воровства, но еще и от своих имений руки требующих наполнять будем, ведая, что все мирское миру останется, а мы как нагими вошли в мир, так нагими и отойдем. Памятуя о смерти, не будем объедением и пьянством мех телесный обременять, но столько пищи и пития будем принимать, чтобы не ослабеть, и трудиться можно было, ожидая, что сами будем снедью червей. Памятуя о смерти, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении одна только рубашка для прикрытия наготы нужна. Памятуя о смерти, не будем доставать зло коварными происками многих сел, деревень, земель, ведая, что после смерти не более трех аршин надобно будет земли. Итак, памятуя о смерти, великую осторожность будем иметь для избежания козней неприязненных. А когда смерть будем помнить, то на ум придет и Суд Страшный, который по смерти следует, где за слово, дело и помышление худое, истязаны будем. Итак, памятуя о смерти, будем и к Страшному Суду готовиться, и Судию Праведного всякими мерами умилостивлять. Ибо, если, когда нас призывают к человеческому суду, мы готовимся, как на нем поступать, что сказать, чем оправдаться, тем более — к Божию Суду, на котором явлены будут и все помышления наши. От Страшного Суда две дороги лежащие представятся в уме: по одной бедные грешники с плачем, воплем и рыданием бесполезным идут в муку вечную, а по другой блаженные праведники с радостью неизреченною идут в жизнь вечную. Сих четырех всегдашняя память не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, в предосторожность нам говорящему: Помни последние твои четыре, и во веки не согрешишь (Сир 7:37). Аминь. Оглавление Слово о хищении. Не укради. Восьмая заповедь Божия (Исх 20:15) Взойдите, слушатели, мысленно вместе со мною как бы на превысокую гору, и оттуда то на пространнейшие небеса, то на обширную землю возводя глаза ваши, посмотрите на весь сей видимый мир, в единый союз Зиждителем соединенный. Усмотрите ли вы в соединении его какой непорядок? Увидите ли, чтобы одно светило нападало на другое? Не скорее ли приметить можете, что солнце просвещает луну, луна обращает свой свет на землю, звезда звезде помогает светить, день дню передает слово, и ночь ночи возвещает знание бытия и Промышления Божественного? А это Самим Богом утвержденное соединение и союз между созданными тварями не ясно ли доказывают и свидетельствуют, что одна вещь мира сего создана ради пользы другой вещи, а эта другая для третьей, а третья для четвертой? Например, солнце поставлено на высоте для того, чтобы оно освещало и согревало всю поднебесную. И ни единая тварь не переступает того предела, который им, все премудростью сотворивший (Пс.103:24) Бог непоколебимо положил. Один разумом одаренный и законом просвещенный человек не повинуется Божьему закону, дерзновенно преступает заповедь Творца своего. Бог создал человека по образу и по подобию Своему для того, чтобы он, как разумная тварь, исполнял волю Его и был верховным украшением дел Создателя. Человек, напротив того, грехами и беззакониями своими самовольно делает себя безобразным, и бывает нарушителем Божественного закона. Бог людям велит, чтобы друг другу не только не вредили, но еще благодетельствовали, друг друга тяготы носили (Галл. 6:2), ближнего своего, как самого себя, любили. Человек, напротив того, все силы своего разума употребляет на изобретение коварства, каким бы образом ближнего своего обмануть, повредить, обидеть мог. О, горе! Насколько грех сей пред Богом великое есть зло, настолько между человеками умножился он на лице земли. Насколько хищение и воровство вредно, настолько развращенные человеческие сердца, обладав мы ими, бывают. О лютые времена! О развращение людей! Иные отнимают у ближнего своего собственное его добро разбоем, другие воровством, третьи обманом, четвертые лестью, пятые коварством, другие иным беззаконным образом. Чтобы таких развращенных людей от пути сего беззаконного отвратить и на путь истинного покаяния направить, намерен я по должности моей в следующем слове вам предложить, насколько великий грех пред Богом — хищение и какие есть различные рода сего греха. Послушайте. Есть три главнейших рода хищения, а именно: явное, тайное и лестное. Явное хищение есть то, когда кто-то чужую вещь насильно отнимает. Так поступают: Разбойники, которые насильно другого грабят. Властелины, которые у своих подчиненных, а сильные у немощных отнимают нагло имение, дом, рабов, землю и прочее, или принуждают их продать себе то, что они продать не хотят, или продать за малую цену, или принуждают работников к большим трудам сверх договора и вознаграждения, или насильно закабаляют и порабощают свободных людей, или самовольно берут чужие вещи, например, платье и другие какие орудия, или на чужой земле пашут, или за работу и службу удерживают плату и вознаграждение. Такому хищению подвержены те бессовестные продавцы, которые в крайней нужде другого, например, во время голода хлеб не продают, или продают, но только за несносную цену, или требуют за то некоторой вещи, например, дом, или землю, или коня. Связывают себя виной явного хищения те, кто при крайнем чьем бедствии обещают помощь подать, но под тяжелым договором, хотя бы и не трудно было помочь, например, подъехать на судне к утопающему в воде, и проч. Сюда относятся и те, кто, видя нужду другого, взаймы не дают денег, или хлеба, или чего другого, разве только требуя неправедной лихвы и роста. Им подобны те, которые удерживают положенные им в заклад вещи, и другим подобным образом ближнего своего обижают. Другого рода хищение — тайное. Это такое воровство, когда кто чужую вещь похищает без воли и без ведома хозяина той вещи. Такие воры — это те, которые окрадывают дома, лавки, житницы, скотные дворы, рыбные ловли, сады, леса, сенокосы и прочее. Великие и несносные воры — те, которые казну государственную крадут, ибо они все общество обижают, а также те, которые сокровище церковное или монастырское похищают, и это воровство называется святотатством. Тайно похищают и те, которые, найдя какую-нибудь потерянную вещь, не объявляют об этом, и у себя удерживают ее, или заблудшую скотину, или беглого чужого раба, укрывая, присваивают. Бесчеловечнейшие же — те воры, которые с пожара что-нибудь крадут, и тем бедного и разоряемого разоряют. Третьего рода хищение есть лестное, когда кто какую-либо чужую вещь себе присваивает обманом. Таковое хищение совершается многоразличным образом, а именно: Когда кто продает какую вещь за большую цену, нежели та стоит, или обманывает мерой и весом, или худой товар продает за добрый, например, примешивает в хлеб мякину, в вино воду, или монету ложную дает за добрую, хрусталь за алмаз, куницу за соболя, или больше, чем надлежит, берет пошлины. К числу таковых хищников относятся судьи, которые за мзду судят, и потому, праведно ли, или неправедно судят, крадут, и приказные люди, которые дают медленный ход делу челобитчиков, как бы другими делами важнейшими занятые, и таким образом домогаются поклонов. Пороком этим заражены те, которые, будучи казначеями, или какими приставниками, утаивают доходы, или приписывают большие расходы, или своей небрежностью делают господским доходам потери. К ним принадлежат и те, которые составляют ложные завещания, и присваивают неположенные им имения, или представляются близким родственником умершего, и становятся его наследниками. Хищниками должны считаться те, которые, будучи наняты за хорошее вознаграждение, неверно и нерадиво работают, время проводят в праздности. К этому числу принадлежат ложные нищие, которые, или будучи здоровыми, притворяются немощными, или, имея довольствие, притворяются нищими, или некоторые вымышляют нужды, будто бы разорились от пожара, или ограблены разбойниками, или просят милостыню на имя других ложно, например, на богадельню, на выкуп пленников, или на подать и прочее, а тем самым у бедных, действительно нищих, отнимают подаяние: так как, что должно было быть подано настоящим бедным, то они своим обманом у подателей похищают. К этим похитителям причисляться должны и лицемеры, которые под видом притворной святости или беззаконно представляя мощи как будто святые, или иконы, будто чудотворные, простой народ обольщают к подаянию. Такого рода и те льстецы и ябедники, которые разными ухищрениями за ябеду получают: все то они крадут. Наконец, принадлежат к числу таких хищников картежники, которые ухищренным искусством отнимают добро у ближнего. Потому, что всякий, кто чужую вещь себе несправедливо присваивает, каким бы то ни было образом, тот похищает ее и грешит против заповеди Божией — не укради. Спроси любого картежника: ради чего он начинает играть? Не для того ли, чтобы чужое добро захватить, чтобы добро ближнего присвоить? А если так, то сердце его занято страстью хищения, и, следовательно, хотя и не выиграет, однако грешит против десятой заповеди Божией, которая ничего не велит желать ближнего своего — не пожелай. А когда выиграет, то и саму вещь похищает. Итак, выиграет ли картежник, или проиграет, все равно грешит. Если выиграет, похищает чужое добро. Ежели проиграет, грешит желанием чужого добра. К тому же, сколько картежники проигравшиеся причиняют другим обиды, перечислить почти нельзя. Они никому несносны, и никакого добра, кроме зла, обществу сделать не могут. Проигравшийся картежник обижает, во-первых, домашних своих, жену, детей, отнимая у них надлежащий достаток и их должное наследство. Если картежник — судья и приказной, то стремится к мздоимству, преступает присягу, делается изменником Богу и Монарху своему, а от того возносятся плачевные вопли к Судящему праведно, от того последуют всякие нестроения в обществе. Делающие насилие торжествуют, насилуемые унывают и плачут. Если то будет купец, то такой к обману и несправедливости стремится. Итак, картежник ненавидим Богом, потому что заповеди Его разрушает. Ненавидим своими домашними, так как отнимает у них надлежащий достаток. Ненавидим и всем обществом, которого он своей обидой касается. Теперь же, сколь пагубная роду человеческому эта ловкая и мучительная страсть, сами вы, слушатели рассуждайте. А я между тем вам предложу, сколь великий грех пред Богом всякое хищение, каким бы ни было образом. Всякое хищение — это обида ближнему нашему. И потому, когда ты каким-либо образом похищаешь добро ближнего твоего, помысли, кого ты тогда обижаешь? Обижаешь ты того, кто единого с тобою тела и кого, как самого себя, любить Бог тебе повелел. Обижаешь ты того, который создан по образу и по подобию Божиему, и раб и слуга есть Царя Небесного. Обижаешь ты того, которого Сам Бог возлюбил, омыл, очистил, освятил, искупил честною и драгоценнейшею Кровию яко Агнца Непорочна и Пречиста Христа. И такое дело — обижать брата своего, за которого Сын Божий Кровь Свою пролил, за малый грех почитаешь! Судите сами: не противно ли земному Монарху, если кто портрет или образ его ногами попирает, бесчестит? Не вступится ли Царь, если кто любезного слугу его обижает? Не будет ли мстить сердобольный отец, когда кто сына его обнажает и грабит? Но каждый ближний твой, о христианин, носит образ в душе своей Бога невидимого; он слуга и раб Царя Превечного, любезный сын Отца Небесного. Так избежишь ли ты гнева Божия, когда образ Его, слугу и раба Его, и Его сына обижать будешь? Объявляет нам Ипостасная Премудрость, Сын Божий, что на Суде, на Страшном том Суде стоящие по левую сторону от Него осуждены будут и отосланы в геенну на вечное мучение за то, что нищим, странным, бедным, в лице Христовом, ради Христа милости в жизни своей не делали, больного и узника не посетили, нагого не одели, странника в дом не ввели, жаждущего не напоили, алчущего не накормили. Так свидетельствует о сем святое Евангелие: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону от Него: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. А когда начнут осужденные извинение приносить, говоря: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? — тогда отвечает им, говоря: Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:41—46).
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar